Знай своего клиента политика

Цифровое решение PS-eKYC (Электронная проверка «Знай своего клиента»), разработанное корпорацией ProgressSoft для финансовых учреждений, позволяет проводить удаленную идентификацию, верификацию и перекрестную проверку клиентов (физических и юридических лиц) в режиме 24/7, а также анализировать потенциальные риски, которые они могут представлять для финансового учреждения.

Краткий обзор

Функционал решения включает цифровые инструменты, в которых используются передовые технологии, такие как искусственный интеллект (AI) и машинное обучение (ML), для оперативного распознавания клиента и установления его личности, независимо от того, инициирует ли он операцию, находясь в отделении банка или удаленно.

Проверка личности осуществляется в режиме реального времени, при этом выполняется анализ рисков с преобразованием результатов в баллы. Широкие возможности настройки позволяют задавать точные параметры этого процесса с учетом индивидуальных потребностей каждого финансового учреждения и в соответствии со всеми применимыми нормативными требованиями по идентификации.

Преимущества решения PS-eKYC

PS-eKYC предоставляет финансовым учреждениям значительные преимущества:

  • расширение географического охвата без необходимости открывать новые отделения;
  • снижение рисков и управление ограничительными списками организаций по противодействию легализации и отмыванию доходов и финансированию терроризма, политически значимых лиц и другими;
  • полное соответствие правилам, нормативным положениям и другим требованиям, действующим в стране;
  • отсутствие издержек, связанных с сопровождением новых клиентов, а также снижение операционных и накладных расходов;
  • новые возможности для обслуживания клиентов с низким доходом и освоения новых рынков без дополнительных затрат;
  • дифференциация бренда для привлечения новых клиентов и удержания существующих;
  • повышение удобства и уровня удовлетворенности клиентов, а также эффективности персонала.

Почему стоит отдать предпочтение решению PS-eKYC?

Благодаря модульной структуре и ряду встроенных возможностей решение PS-eKYC обеспечивает использующим его финансовым учреждениям высочайшую степень безопасности и максимальную эффективность. Среди особенностей данного решения следует указать следующие:

  • открытый программный интерфейс приложения (API);
  • использование технологий обработки изображений;
  • использование искусственного интеллекта и машинного обучения;
  • повышенный уровень безопасности;
  • наличие мобильного приложения и веб-портала;

Полное соответствие нормативным требованиям

Для того, чтобы обеспечить полное соответствие нормативным требованиям, PS-eKYC интегрируется с национальными адресными реестрами, поставщиками систем управления идентификацией пользователей, управлениями электронного правительства и глобальными ограничительными списками организаций по противодействию легализации и отмыванию доходов и финансированию терроризма, политически значимых лиц.

Возможность бесшовной интеграции

В решении PS-eKYC используются открытые интерфейсы прикладного программирования (API), обеспечивающие возможность интеграции с существующими платежными каналами и серверными системами финансовых учреждений, такими как система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), файлами информации о клиентах (CIF), системы управления контентом (CMS), мобильными приложениями, веб-порталами и другими ресурсами.

Использование технологий обработки изображений

Помимо новейших технологий обработки изображений, в частности оптического распознавания символов (OCR), машиночитаемых зон (MRZ), оптимального распознавания меток (OMR), в решении PS-eKYC используется анализ изображений, методы точного распознавания лиц путем обнаружения, извлечения, преобразования и сопоставления изображений, а также инструменты распознавания текста из представленных документов.

Искусственный интеллект и машинное обучение

В решении PS-eKYC применяются сложные технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, позволяющие оптимизировать обработку изображений и повысить оперативность и точность распознавания лиц. В процессе использования PS-eKYC выполняемые им процессы становятся более интеллектуальными.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОДУЛИ

Функционал решения PS-eKYC, обеспечивающий процесс регистрации, состоит из таких модулей, как многофакторная аутентификация, профиль клиента, проверка подлинности документов, верификация лица (проверка внешности), проверка адреса, бизнес-профиль, налоговые и юридические декларации, оцифровка подписи и проверка необходимых согласий.

Концепция «Знай своего клиента» и отмывание денег

Термин «отмывание» денег (money laundering) впервые был использован в 80-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: «Отмывание денег — процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение».

В международном праве определение легализации («отмывания») доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Согласно ст.3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») доходов от преступной деятельности понимаются:

  • «конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

  • сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

  • приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

  • участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении».

Основополагающими нормами и правилами, которыми формируется современный комплекс организационных и правовых мер предупреждения и пресечения легализации доходов от криминальной экономической деятельности являются:

  • определение понятия легализации (отмывания) доходов, как деятельности по приданию правомерного вида доходам, полученным преступным путем, с учетом этого определения при формулировании состава соответствующего преступления;

  • признание преступлением любых действий по легализации (отмыванию) финансовых средств, полученных преступным путем, с установлением соответствующей ответственности и конфискацией таких средств.

  • установление требований по регистрации некоторых видов финансовых операций и идентификации лиц, их совершающих, а также требований к хранению этих материалов;

  • использование широкого понятия финансовой операции, охватывающего операции с деньгами, ценными бумагами, имуществом, имущественными правами, а также удостоверение и регистрацию таких операций;

  • применение широкого понятия организации, осуществляющей финансовые операции, в качестве которой должны признаваться не только кредитные организации, но и все другие хозяйствующие субъекты, а равно учреждения связи, игорные заведения и др.;

  • ограничение коммерческой и банковской тайны в целях получения информации, необходимой для выявления и пресечения действий по легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности;

  • установление ограничений на финансовые операции с наличными деньгами и перемещение наличных денег через таможенную границу;

  • введение категории финансовых операций, подлежащих особому контролю (подозрительных операций);

  • установление обязанности работников организаций, осуществляющих финансовые операции, сообщать уполномоченному органу о незаконных операциях и операциях, требующих особого контроля;

  • иммунитет работников организаций, осуществляющих финансовые операции, от ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, при сообщении таких сведений уполномоченному органу в предусмотренных законом случаях;

  • установление ответственности работников организаций, осуществляющих финансовые операции:
    — за отказ от предоставления уполномоченным органам сведений о незаконных операциях: или операциях, требующих особого контроля;
    — за разглашение информации; о предоставлении таких сведений;
    — за невыполнение требование о регистрации финансовых операций и лиц, их совершающих а также за уничтожение таких документов;
    — за нарушение правил работа с наличными деньгами и др.

Политика «Знай своего клиента» как раз помогает бороться с «отмыванием» денег в финансовых учереждениях. Стратегия действий «Знай своего клиента» обеспечивает такой регламент, согласно которому каждый клиент получает оценку в момент установки отношений с финансовым учреждением.

О концепции «Знай своего клиента»

Одним из самых важных приемов, посредством которого финансовое учреждение может надеяться не оказаться вовлеченным в противозаконные действия, является обеспечить для себя четкое и ясное понимание видов деятельности подобных «клиентов». Принятие для себя финансовыми учреждениями принципов, называемых «Знай своего клиента», показало себя исключительно эффективным средством заблаговременного выявления подозрительных действий со стороны таких «клиентов».

Хотя ни законодательство, ни правила этого не требуют, совершенно необходимо, чтобы финансовые учреждения принимали для себя такие принципы или порядок «Знай своего клиента» в качестве гарантии немедленного выявления и распознавания подозрительных действий в стенах этого учреждения или с его участием. Концепция «Знай своего клиента» по своей окончательной структуре не является детально разработанной, и в силу этого каждое финансовое учреждение может избрать для себя такой порядок, какой наиболее подходит для его конкретного вида деятельности. Тем не менее, эффективная политика «Знай своего клиента» должна быть основана, как минимум, на четком определении общих подходов руководства и на конкретном распределении ответственности.

Задачи политики «знай своего клиента»

  • политика «Знай своего клиента» призвана повысить вероятность того, что финансовое учреждение действует в соответствии со всеми применимыми законоположениями и правилами и следует разумным и общепризнанным банковским подходам.

  • политика «Знай своего клиента» призвана снизить вероятность того, что финансовое учреждение может стать жертвой противозаконных действий своих «клиентов».

  • политика «Знай своего клиента», если она эффективна, защитит доброе имя и финансовую репутацию финансового учреждения.

  • политика «Знай своего клиента» не должна ни в коей мере отрицательно сказываться на отношениях финансовой организации с ее хорошими клиентами.

Сущность политики «знай своего клиента»

При выработке эффективной политики «Знай своего клиента» важно помнить о том, что внешнее впечатление может быть обманчивым. Потенциальные клиенты финансового учреждения могут на первый взгляд производить впечатление вполне законопослушных, хотя на самом деле они занимаются противозаконной деятельностью посредством этого финансового учреждения. С другой стороны, финансовое учреждение может отказаться иметь дело с законопослушными клиентами, поскольку какие-то элементы их деятельности расцениваются как имеющие преступный оттенок. Не менее важно отдавать себе отчет в том, что различные влияния, оказываемые на исходно законопослушных клиентов, могут превратить их в нарушителей.

В настоящее время не существует предписанного законодательно порядка, требующего проведения политики «Знай своего клиента» или определяющего сущность такой политики. Вместе с тем, в целях выработки и проведения в жизнь реальной и приносящей подлинную пользу политики финансовым учреждениям следует внедрить следующие принципы в свою практику ведения дел:

  • финансовым учреждениям следует предпринимать разумно обоснованные попытки определения подлинной «личности» всех клиентов, обращающихся к банку за его услугами;

  • финансовым учреждениям следует проявлять особую тщательность в определении истинных владельцев всех счетов, а также тех, кто пользуется услугами банка по безопасному хранению ценностей;

  • от всех новых клиентов должны быть получены данные, указывающие на их личность;

  • от тех клиентов, которые собираются заниматься крупными операциями, должны быть получены доказательства, подтверждающие или удостоверяющие их личность;

  • финансовые учреждения должны обращать внимание на любые необычные операции или на операции, которые непропорциональны известной деловой деятельности клиента.

Неотъемлемым компонентом эффективной политики «Знай своего клиента» является полноценная осведомленность обо всех операциях, выполняемых клиентами соответствующего финансового учреждения. В этой связи необходимо, чтобы установленный учреждением порядок действий по принципу «Знай своего клиента» давал возможность сбора достаточной информации для формулирования «оперативного профиля» каждого из клиентов. Основополагающей задачей установления такого порядка является возможность финансового учреждения предсказывать с относительной уверенностью, какими видами операций определенный клиент будет скорее всего заниматься. На этой основе должны быть разработаны и реализованы внутренние системы для отслеживания фактически производимых операций, так чтобы определять случаи выполнения клиентом операций, которые не соответствуют его сформулированному «оперативному профилю».

Политика «Знай своего клиента» должна включать в себя порядок, согласно которому требуется оценка каждого клиента в тот момент, когда он устанавливает свои отношения с данным финансовым учреждением, в целях предотвращения любой возможности открытия фиктивных счетов. В дополнение к этому программа профессионального обучения и повышения квалификации сотрудников банка должна включать в себя примеры таких форм поведения или действий клиента, которые могут подсказать целесообразность проведения расследования.

Определение личности клиента

Как общее правило, деловые взаимоотношения с финансовой организацией не должны никогда устанавливаться до того момента, когда личность потенциального клиента установлена с достаточной уверенностью. Если потенциальный клиент отказываться представить какие-либо требуемые от него данные, взаимоотношения с ним вообще не должны устанавливаться. Более того, если запрошенная дополнительная информация не поступает в обещанное время, любые уже начатые взаимоотношения должны быть прекращены. Ниже приведен краткий обзор общих принципов, которым надо следовать в установлении взаимоотношений с клиентом:

Индивидуальные счета:

  1. Ни один личный счет не должен быть открыт без удовлетворительного определения личности.

  2. Обратите внимание на место проживания клиента или на место его работы. Если оно не расположено в зоне, которую преимущественно обслуживает данный банк или данное отделение банка, получите ответ на вопрос, почему клиент хочет открыть счет именно в данном банке или отделении.

  3. В качестве следующего шага позвоните клиенту по названному им телефону по его месту жительства или по месту работы, чтобы выразить клиенту благодарность за то, что он открыл счет в вашем банке. Отключенный номер телефона или отсутствие сведений о таком работнике указывают на необходимость дальнейшего выяснения.

  4. Продумайте вопрос об источнике средств, использованных для открытия счета. Крупные вклады наличными должны быть основанием для дальнейших вопросов.

  5. Если речь идет о крупных счетах, попросите у клиента отзыв (справку) из банка, услугами которого он пользовался ранее, и пошлите этому банку письмо с просьбой охарактеризовать данного клиента.

  6. Личность клиента может быть дополнительно установлена или проверена посредством его уже существующих отношений с данным учреждением, например, в форме получения кредита какого-либо рода, либо других взаимоотношений в связи с открытием счетов.

  7. Клиент может обратиться в банк по рекомендации какого-либо работника этого банка или одного из устойчивых клиентов банка. В подобном случае рекомендация сама по себе не является достаточной для определение личности клиента, но в большинстве случаев она может означать, что по отношению к такому клиенту требуется проявление меньшей бдительности, чем в иной ситуации.

Счета предприятий

  1. Руководители предприятия должны предоставить свидетельство его юридического статуса при открытии банковского счета.

  2. Проверьте наименование названного вам коммерческого предприятия в том органе, которому он обязан предъявлять свою отчетность, и проверьте справки (отзывы) ранее использовавшихся этим предприятием банков.

  3. В качестве следующего шага позвоните в названное вам деловое предприятие клиента, чтобы поблагодарить его за открытие счета в вашем банке. Отключенный номер телефона требует дальнейшего выяснения ситуации.

  4. Если позволяют обстоятельства, попробуйте произвести визуальную проверку данного предприятия, чтобы убедиться в том, что оно в действительности существует и способно оказывать те услуги, для каких оно предназначено.

  5. Продумайте вопрос об источнике средств, использованных для открытия счета. Крупные вклады наличностью должны служить причиной дальнейшего выяснения.

  6. В случае крупных коммерческих счетов необходимо обеспечить получение следующей информации:
    — финансовый отчет данного делового предприятия;
    — описание основного вида деятельности клиента;
    — перечень основных поставщиков и заказчиков и их географическое расположение;
    — описание обычной зоны деятельности данного предприятия с указанием на то, можно ли считать его международные операции оправданно регулярными;
    — описание вида деловых операций предприятия, например, оптовое приобретение и розничная торговля, а также ожидаемых объемов продаж за наличность.

Кредитные операции

Важно отдавать себе отчет в том, что взаимоотношения с финансовым учреждением в иной форме, чем открытие депонентских счетов, также могут использоваться в незаконных целях. Кредитные операции стали для преступных организаций или лиц распространенным средством выгодного использования их доходов от противозаконной деятельности. По этой причине осмотрительные финансовые организации должны применять их политику «Знай своего клиента» к тем из их клиентов, которые обращаются к учреждению по вопросам кредитования.

Подозрительное поведение и операции

При определении степени надежности клиента имеются определенные виды деятельности, которые являются подозрительными по своему характеру и должны настораживать финансовые учреждения относительно потенциальной возможности клиента выполнять незаконные действия с участием такого учреждения. Ниже приводятся эти категории подозрительного поведения в широком определении:

  • недостаточная, неправильная или подозрительная информация, предоставляемая клиентом.

  • вклады наличностью, которые не сопоставимы с видом или объемом деловых операций клиента.

  • приобретение и (или) депонирование финансовых инструментов, которые не сопоставимы с видом деловых операций клиента.

  • операции с денежными переводами, которые не сопоставимы с видом деловых операций клиента.

  • построение или разбивка операций таким образом, чтобы избежать или обходить требования о ведении учета и (или) отчетности.

  • переводы денежных средств в зарубежные страны. Обрисованные выше общие категории можно подразделить по разным функциям, выполняемым финансовым учреждением. Ниже более конкретно указаны подозрительные действия в той степени, в которой они затрагивают различных функциональных работников финансового учреждения.

Для кассиров и иных работников общего зала:

  • клиент неохотно предоставляет любую информацию, которая требуется для полноценного определения его личности.

  • клиент открывает несколько счетов под одним именем или под разными именами, а затем делает на каждый из этих счетов вклады наличностью на сумму менее 10 000 долларов.

  • клиент выражает нежелание проводить далее операцию после того, как ему сообщили, что по ней будет оформлена «Запись об операции с наличностью», либо отказывается предоставить данные, необходимые для заполнения соответствующего бланка.

  • клиент часто кладет на счет или снимает со счета крупные суммы наличных денег (валюты) без четко объяснимых деловых причин, либо поступает подобным образом, когда его деловое предприятие, как правило, не связано с крупными суммами наличности.

  • клиент обменивает большие суммы наличности с малых купюр на крупные.

  • клиент часто совершает покупки финансовых инструментов за наличность, но на суммы менее 10 000 долларов.

  • клиенты, которые заходят в банк одновременно, но проводят каждый крупные операции наличностью на суммы менее 10 000 долларов с разными кассирами.

  • клиент постоянно делает денежные вклады на его счет и почти немедленно заказывает «телеграфные» переводы в другой город или в другую страну, и эти действия не находятся в соответствии с объявленным видом деловой деятельности клиента.

  • клиент получает денежные переводы и немедленно приобретает финансовые инструменты как средство оплаты другому лицу.

  • манера перемещения клиента по банку меняется, когда он заходит в зону сейфов для безопасного хранения ценностей, что может указывать на то, что он хранит в сейфах значительные суммы наличности.

  • клиент вступает в обсуждение процедуры оформления отчетности о движении наличности с явным намерением обхода соответствующих требований, либо пытается вынудить работника банка отложить оформление соответствующей формы.

  • клиент подает запрос о включении его в Перечень клиентов данного учреждения, освобожденных от выполнения требований отчетности.

Для бухгалтерии и отделения денежных переводов:

  • у клиента внезапно возрастает активность операций с денежными переводами, хотя ранее такие операции не были для него регулярными.

  • международные денежные переводы на счет, с которым не связана предыстория таких переводов, либо ситуация, в которой заявленный вид деловой деятельности клиента не оправдывает подобных действий.

  • клиент получает большое число небольших поступающих денежных переводов, либо чеков для депонирования или платежных поручений, а затем заказывает денежные переводы в другой город или другую страну.

  • клиент пользуется денежными переводами для отправки крупных денежных сумм в страну — «убежище» банковской секретности.

  • получение запроса от лица, не имеющего счета в банке, о получении или отправлении денежного перевода, относящегося к получаемой от лица, не являющегося вкладчиком банка, наличности (валюте) на сумму, близкую к пределу в 10 000 долларов, либо относящегося к нескольким денежным инструментам.

  • лицо, не имеющее счета в банке, получает поступающие денежные переводы с указанием банку: «Оплатить при условии правильного установления личности», либо с указанием банку перевести полученную сумму в кассирские чеки и отправить их по почте лицу, не являющемуся вкладчиком банка.

Для ответственных по кредитам и руководящих работников кредитного отдела:

  • заявленная клиентом цель получения кредита (займа) экономически не оправдана, либо клиент предлагает в качестве обеспечения кредита наличные деньги, отказываясь при этом раскрыть цель получения кредита.

  • запросы на предоставление кредита оффшорным компаниям, либо просьбы о кредите с обеспечением по обязательствам оффшорных банков.

  • клиент внезапно осуществляет погашение ранее вызывавшего опасения кредита, не предоставляя разумных объяснений в отношении источника его средств.

  • клиент приобретает депозитный сертификат и использует его в качестве обеспечения кредита.

  • клиент использует вклад наличностью в качестве обеспечения кредита.

  • для получения кредита клиент использует обеспечение наличностью, находящейся в оффшорном учреждении.

  • полученные по кредиту средства внезапно переправляются в оффшорное учреждение.

Программа внутреннего соответствия финансового учреждения
(на примере США)

Эффективная программа внутреннего соответствия имеет существенное значение для способности финансового учреждения выполнять правила и нормы Закона о банковской тайне и для обеспечения такого положения, при котором это учреждение не будет вовлечено в противозаконные действия.

Как минимум, программа внутреннего соответствия должна включать в себя меры внутреннего контроля для обеспечения последовательного выполнения применимых правил и норм, благодаря:

  • установленному порядку независимой проверки соответствия;

  • назначению конкретного лица, ответственного за повседневную координацию и контроль мер по соответствию, т.е. по соблюдению всех установленных и применимых правил и норм; а также

  • организации обучения соответствующего круга работников.

Перечисленные выше позиции представляют собой базовые составные части хорошо организованной программы соответствия. Для того, чтобы установить и поддерживать программу, обеспечивающую стабильное и неукоснительное выполнение применимых правил и норм и помогающую оградить учреждение от злоупотреблений со стороны лиц, которые хотели бы использовать услуги этого учреждения в незаконных целях, финансовые учреждения должны подключить к этой программе целый ряд участков работы и разные уровни администрации.

1. Старшее руководство

Старшее руководство финансового учреждения должно продемонстрировать свою приверженность принципам и практике соответствия путем:

  1. Формулирования жесткого плана соответствия, который полностью приводился бы в исполнение и утверждался коллегией директоров этого учреждения.

  2. Требования того, чтобы старшее руководство было должным образом информировано о действиях по обеспечению соответствия, о результатах проведенных проверок или аудитов, а также о любых нарушениях принципов соответствия и о принятых мерах по их исправлению.

  3. Включения требований соответствия нормам и правилам в описание должностных обязанностей и в оценку показателей работы сотрудников учреждения; а также

  4. Введения порядка, согласно которому соблюдение принципов соответствия является условием продолжения работы в учреждении.

2. Внутренние контролеры — аудиторы

В структуре финансового учреждения должен быть организован отдел внутреннего контроля (аудита), в обязанности которого должно входить:

  1. Выполнение контрольных проверок операций для обеспечения такого положения, при котором учреждение неуклонно исполняет предписанные правила;

  2. Проведение аттестационных опросов работников для оценки знания ими применимых правил и норм;

  3. Анализ письменных инструкций и программ обучения или повышения квалификации на их полноту и точность; а также

  4. Сообщение о всех результатах работы по указанным направлениям старшему руководству.

3. Внутренний контроль операций с крупными суммами наличности

Финансовые учреждения должны быть способными выявлять и отслеживать операции с крупными суммами наличности (валюты), выполняемые в каждом конкретном учреждении, для обеспечения того, чтобы такие операции не производились для незаконных целей. С принятием так называемого «Правила $3000», согласно которому вводится обязательность ведения учета всех случаев приобретения за наличные средства определенных финансовых инструментов стоимостью от 3 000 до 10 000 долларов, те же принципы контроля за операциями с наличностью (валютой) должны быть применены также и к этой функции.

4. Порядок применения исключений

Для финансовых учреждений, имеющих дело с клиентами, на которых распространяется порядок исключения из требования об обязательном оформлении ЗОН, совершенно необходимо ввести регулярный контроль за применением подобных исключений. Учреждение должно быть способным обеспечить положение, при котором имеющие право на подобное исключение клиенты соблюдают ограничения, сопровождающие такое исключение, и при котором проводится регулярный контроль операций, связанных с этими клиентами. Все отклонения от установленного порядка применения исключений со стороны как клиента, так и самого учреждения должны надежно выявляться принятой программой внутреннего соответствия.

5. Обучение и повышение квалификации

Работники финансового учреждения должны проходить особую подготовку и обучение по всем аспектам применимых правил и связанного с ними внутреннего порядка. Эффективная программа такого обучения должна включать в себя:

  1. Охват всех работников, имеющих непосредственный контакт с клиентами, в том числе, кассиров, представителей по обслуживанию клиентов, ответственных по кредитам и руководящих работников по индивидуальным или частным счетам. Их обучение и повышение квалификации должно быть направлено как на рассмотрение принятых процедур и правил, так и на разъяснение распространенных схем и приемов «отмывания» денег;

  2. Регулярные курсы повышения квалификации, снабжающие работников самой новой и свежей информацией.

6. Ответственный за соответствие

Определенное лицо должно быть назначено ответственным за соответствие, и в его обязанности должно входить повседневное руководство исполнением программы соответствия.

По материалам учебника «Теневая экономика и экономическая преступность”.

Транскрипт

1 Утверждена Советом директоров АО «Евразийский банк» Протокол 179 от «25» декабря 2014г. для широкого пользования ПОЛИТИКА «ЗНАЙ СВОЕГО КЛИЕНТА» ПТ

2 ПТ стр. 2 из 7 Политика «Знай своего клиента» (далее Политика) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Закон о ПОД/ФТ), Правилами формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, утвержденные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 февраля 2014 года 29 (далее Правила 29), Политикой внутреннего нормативного регулирования, Правилами организации внутреннего нормативного регулирования, в рамках рекомендаций Базельского Комитета «Знай своего клиента», Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Политика разработана с целью определения основных принципов и направлений по исполнению требований Закона о ПОД/ФТ и направлена на предотвращение операций с деньгами и (или) иным имуществом, совершаемых клиентом через Банк для преступных целей и недопущение риска вовлечения Банк в операции клиента, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма. 2. В Политике используются основные понятия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан (далее РК), а также следующие понятия, сокращения и условные обозначения: 1) Банк — АО «Евразийский банк» и его филиалы; 2) бенефициарный собственник — физическое лицо, которому прямо или косвенно принадлежат более двадцати пяти процентов долей участия в уставном капитале либо размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных обществом) акций клиента-юридического лица, а равно физическое лицо, осуществляющее контроль над клиентом иным образом, либо в интересах которого клиентом совершаются операции с деньгами и (или) иным имуществом; 3) Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) — межправительственная организация (группа) по разработке и внедрению международных стандартов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма; 4) деловые отношения отношения с клиентом, возникающие в процессе осуществления Банком профессиональной деятельности; 5) досье клиента информация по клиенту, полученная в рамках надлежащей проверки клиента, его представителя, бенефициарного собственника, получателя по операции и его представителя с целью идентификации и фиксирования данных и сведений клиента на бумажном носителе и/или в электронном виде; 6) ИПДЛ иностранное публичное должностное лицо, назначаемое или избираемое, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, а также любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства; 7) компетентный орган иностранного государства — орган иностранного государства, осуществляющий в соответствии с его законодательством противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 8) надлежащая проверка мероприятия, осуществляемые в целях сбора сведений, информации и документов в отношении клиента и его представителя по операциям с деньгами и/или иным имуществом; 9) оценка уровня рисков — совокупность принимаемых Банком мер по выявлению, оценке, мониторингу рисков отмывания доходов и финансирования терроризма, а также их минимизации (в отношении продуктов/услуг, клиентов, а также совершаемых клиентами операций); 10) перечень КФМ перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, утвержденный Комитетом по финансовому мониторингу Министерства финансов РК (далее КФМ МФ РК); 11) ПОД/ФТ противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма; 12) подозрительная операция с деньгами и (или) иным имуществом — операция клиента (включая попытку совершения такой операции, операцию, находящуюся в процессе совершения или уже совершенную операцию), в отношении которой возникают подозрения о том, что деньги и (или)

3 ПТ стр. 3 из 7 иное имущество, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма либо иную преступную деятельность; 13) работник подразделения по работе с клиентами — работник структурного подразделения Банка, филиала Банка, основной функцией которого является установление деловых отношений с клиентом, заключение сделок с клиентами, заключение сделок от имени Банка за счет клиентов; 14) работник подразделения Комплаенс — работник подразделения Комплаенс, ответственный за авторизацию и отправление сообщения в КФМ МФ РК; 15) санкционный перечень — перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, утвержденный уполномоченным органом РК и компетентным органом иностранного государства; 16) уполномоченный орган государственный орган РК, осуществляющий финансовый мониторинг и принимающий меры по ПОД/ФТ; 17) уполномоченный работник по вопросам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ руководитель структурного подразделения Головного Банка, Управляющий/Исполнительный директор — Директор филиала Банка либо иной работник Банка на которого, согласно приказу (распоряжению) по Банку, возложена обязанность по обеспечению и контролю осуществления в Банке соответствующих мероприятий в соответствии с законодательством РК и внутренними нормативными документами Банка по вопросам противодействия легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем и финансированию терроризма. 3. Иные специфические термины и сокращения, используемые по тексту Политики, используются в соответствии со значением, закрепленном в иных внутренних нормативных документах Банка (далее ВНД Банка), а при их отсутствии в ВНД Банка — в соответствии со значением, закрепленными в законодательстве РК или принятым в международной банковской практике. Раздел 2. ОСОБЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. Основные задачи 4. В целях эффективной реализации ПОД/ФТ, Банк в своей деятельности руководствуется следующими основными задачами «Знай своего Клиента»: 1) проведение надлежащей проверки (идентификации) клиента, его представителя, бенефициарного собственника до установления с ним деловых отношений; 2) осуществление необходимых мероприятий для проверки подлинности/достоверности личности клиента, его представителя, бенефициарного собственника, на основании предоставленных ими документов и исключения проведения операций до установления личности клиента; 3) запрет на открытие банковских счетов на анонимных владельцев, то есть без представления лицом, открывающим банковский счет, документов, необходимых для надлежащей проверки клиента; 4) запрет на принятие к исполнению операции от/на анонимных владельцев; 5) отказ в оказании/предоставлении банковских услуг клиенту, его представителю в нижеуказанных случаях и при условии, если такое право Банка предусмотрено в договоре, заключенном с таким клиентом: наличия сведений о клиенте, его представителе, бенефициарном собственнике, получателе по операции и его представителе в перечне КФМ и санкционном перечне; если одной стороной/участником операции/сделки или обязательства по сделке является лицо, зарегистрированное/находящееся в стране со значительными рисками отмывания денег и финансирования терроризма, определенной компетентным органом иностранного государства, либо если в исполнении этой операции/сделки участвует такое лицо; присвоения клиенту «критичного» уровня риска; в иных случаях, когда отказ предусмотрен и/или разрешен законодательством РК и/или договором, заключенном между Банком и клиентом.

4 ПТ стр. 4 из 7 6) запрет на установление отношений с банками, которые не принимают надлежащих мер для предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, либо не имеют фактического присутствия в государствах, в которых они зарегистрированы; 7) принятие необходимых мер для проверки подлинности/достоверности личности клиента, его представителя, бенефициарного собственника, на основании предоставленных документов и не проведение операции до установления личности клиента его представителя, бенефициарного собственника; 8) выяснение предполагаемой цели обращения клиента в Банк и дальнейший характер деловых отношений; 9) проведение мониторинга деятельности клиента на предмет соответствия целям, заявленным Клиентом; 10) применение надлежащих мер для выявления в деятельности клиента операций, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе подозрительных операций с деньгами и (или) иным имуществом; 11) информирование уполномоченного органа об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе о подозрительных операциях с деньгами и (или) иным имуществом; 12) проведение дополнительных мер к операциям с высоким и/или критичным уровнем риска; 13) осуществление фиксирования сведений и информации по клиенту, его представителю, бенефициарному собственнику, а также обеспечение наличия и полноты передачи сведений получателя по операции и его представителя; 14) обеспечение хранения необходимых документов и сведений в установленный законодательством РК и ВНД Банка срок; 15) пересмотр и обновление сведений о клиенте, его представителе, бенефициарном собственнике с учетом риск-ориентированного подхода; 16) запрет на информирование клиента, его представителя о принимаемых в Банке мерах в целях ПОД/ФТ; 17) проведение необходимого обучения работников Банка по применению ими в текущей работе положений Политики и других ВНД Банка, регламентирующих предпринимаемые Банком меры для реализации требований Закона о ПОД/ФТ. 5. Во исполнение поставленных задач Политики, работники подразделения по работе с клиентами руководствуются Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее Правила внутреннего контроля). Глава 2. Основные требования по надлежащей проверке клиента, его представителя, бенефициарного собственника 6. В целях надлежащей проверки клиента, его представителя, бенефициарного собственника, в обязательном порядке осуществляются следующие мероприятия: 1) идентификация клиента, его представителя, бенефициарного собственника; 2) фиксирование сведений, необходимых для идентификации клиента, его представителя, бенефициарного собственника, получателя по операции и его представителя; 3) установление предполагаемой цели и характера деловых отношений; 4) проведение на постоянной основе проверки деловых отношений и изучения операций, осуществляемых клиентом, его представителем через Банк; 5) проверки достоверности и актуализация сведений, необходимых для идентификации клиента, его представителя, бенефициарного собственника. 7. Надлежащая проверка клиента, его представителя, бенефициарного собственника осуществляется работником подразделения по работе с клиентами на основании документов и сведений, представляемых самим клиентом или его представителем в Банк. Перечень документов и информации, необходимых для надлежащей проверки клиента, его представителя, бенефициарного собственника определяется законодательством РК и ВНД Банка. 8. Выявление бенефициарного собственника, осуществляется на основе сведений и документов, предоставляемых клиентом. В случае если бенефициарный собственник клиента не

5 ПТ стр. 5 из 7 выявлен, бенефициарным собственником может быть признан единоличный исполнительный орган либо руководитель коллегиального исполнительного органа клиента. 9. Для надлежащей проверки клиента, его представителя, бенефициарного собственника Банк вправе запрашивать оригиналы либо в случаях, предусмотренных законодательством РК и ВНД Банка, нотариально заверенные копии документов. Имеющиеся в документах реквизиты должны соответствовать требованиям законодательства РК (наличие всех необходимых подписей, дат, печатей, штампов). Документы принимаются при отсутствии подчисток, помарок, исправлений и не должны вызывать сомнений в достоверности представленного документа. 10. Все документы, предоставляемые клиентом или его представителем для надлежащей проверки, должны быть действительными на дату их предъявления. Документы с истекшим сроком действия к рассмотрению не принимаются и для надлежащей проверки не используются. 11. В случае если документы составлены полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, Банк вправе запрашивать у клиента, его представителя оригиналы либо нотариально заверенные копии документов, либо копии документов с проставлением апостиля или в легализованном порядке, установленном международными договорами, ратифицированными РК. 12. При необходимости получения дополнительной информации в целях изучения своих клиентов, Банк может использовать документы и сведения, получаемые из иных источников, доступных Банку на законных основаниях и достоверность которых не вызывает сомнений (органы государственной власти и управления, правоохранительные и судебные органы, официальные справочники и прочие источники). 13. Документы и сведения, полученные по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, подлежат хранению не менее пяти лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом. Документы и сведения об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу, и подозрительных операциях с деньгами и (или) иным имуществом, а также результаты изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций подлежат хранению не менее пяти лет после совершения операции. 14. Сведения и информация о клиенте, его представителе, бенефициарном собственнике фиксируется в досье клиента работником подразделения по работе с клиентами путем заполнения (оформления) карточки клиента. 15. Форма и требование по оформлению досье клиента определяются Правилами внутреннего контроля. 16. При совершении клиентом банковской операции (сделки), работник подразделения по работе с клиентами обязан провести проверку на предмет совпадения сведений о клиенте, его представителе, бенефициарном собственнике с перечнем КФМ и санкционным перечнем. Проверка осуществляется с использованием программного комплекса Банка, в автоматическом режиме, или в случаях отсутствия необходимого программного обеспечения, методом ручной сверки. 17. Работник подразделения по работе с клиентами вправе не осуществлять надлежащую проверку Клиента, его представителя, бенефициарного собственника, если такой уже был идентифицирован Банком и работнику подразделения по работе с клиентами обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме к сведениям об этом Клиенте его представителе, бенефициарном собственнике к досье клиента. 18. Работник подразделения по работе с клиентами обязан провести повторную надлежащую проверку клиента, если у него возникли сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации мероприятий по идентификации клиента. При этом, работник подразделения по работе с клиентами вправе привлечь подразделение безопасности для проведения надлежащей проверки клиента, в части достоверности и актуальности представленных клиентом документов и сведений. 19. В случае невозможности принятия мер, предусмотренных в настоящей главе, деловые отношения с клиентом не устанавливаются и операции не проводятся. Глава 3. Основные требования по надлежащей проверке иностранного публичного должностного лица 20. В соответствии с рекомендациями международных организаций и зарубежных компетентных органов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) к категории ИПДЛ могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:

6 ПТ стр. 6 из 7 1) лица, на которых возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 (одного) года) исполнение важных государственных функций, а именно: главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств; министры, их заместители и помощники; высшие правительственные чиновники; должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция; государственный прокурор и его заместители; высшие военные чиновники; руководители и члены Советов директоров Национальных Банков; послы; руководители государственных корпораций; члены Парламента или иного законодательного органа; 2) лица, облеченные общественным доверием, в частности: руководители, заместители руководителей международных организаций (Организация объединенных наций (ООН), Организаций экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), Олимпийский комитет, Всемирный Банк и другие), Члены Европарламента; руководители и члены международных судебных организаций (Суд по правам человека, Гаагский трибунал и другие); 3) иные лица, назначаемые или избираемые, занимающие какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, а также любые лица, выполняющие какую-либо публичную функцию для иностранного государства. 21. Выявление ИПДЛ осуществляется работниками подразделения по работе с клиентами до установления деловых отношений с клиентом, на основании документов и сведений, полученных клиентом при идентификации. Повторная (контрольная) проверка осуществляется при фиксировании сведений и данных клиента в досье клиента в автоматическом режиме с использованием коммерческого списка публичных должностных лиц и ассоциированных с ними персон, разрабатываемый и поддерживаемый информационно-аналитической службой Factiva. 22. Для выявления ИПДЛ работники подразделения по работе с клиентами вправе использовать следующие источники информации: 1) документы и сведения, полученные при надлежащей проверке клиента. Сведения о статусе клиента могут быть получены из документа, удостоверяющего личность либо подтверждающего право пребывания на территории РК. Если сведения о занимаемой должности будут указаны самим клиентом, работник подразделения по работе с клиентами вправе запросить у клиента оригиналы либо нотариально заверенные копии документов, подтверждающих статус ИПДЛ, с последующим снятием копии с документа и ее хранением в досье клиента; 2) сведения, полученные в результате собственного изучения общедоступных источников, периодических изданий, в том числе по средствам сети Интернет. 23. Установление деловых отношений с ИПДЛ, осуществляется только с разрешения уполномоченного работника по вопросам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ на установление (продолжение) деловых отношений с таким клиентом. Глава 4. Управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма 24. Порядок организации управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее риск ОД/ФТ) структурными подразделениями Банка в части ПОД/ФТ определяется Правилами внутреннего контроля, ВНД Банка, регулирующими деятельность подразделений по работе с клиентами, положением о подразделениях по работе с клиентами и о подразделении Комплаенс. 25. Основной задачей управления риском ОД/ФТ является классификация клиентов и участков деятельности Банка (продукты и (или) услуги, предоставляемые клиентам) по уровням риска для концентрации усилий на участках подверженных наиболее высокому уровню риска. В

7 ПТ стр. 7 из 7 целях управления риском ОД/ФТ работники подразделения по работе с клиентами, а также работники подразделения Комплаенс обязаны осуществлять следующие процедуры: 1) идентификацию риска, включая выявление и оценку уровня риска; 2) меры по предотвращению реализации (минимизации) риска. 26. Первоначальная оценка уровня риска клиента проводится работниками подразделения по работе с клиентами на этапе осуществления идентификации и является результатом анализа имеющихся у Банка документов, сведений и информации о клиенте и его деятельности. Впоследствии, на основании сведений, полученных в результате изучения клиентов, уровень риска ОД/ФТ может быть изменен (пересмотрен) как работниками подразделения по работе с клиентами, так и работниками подразделения Комплаенс. 27. В целях управления риском ОД/ФТ, работник подразделения по работе с клиентами обязан осуществлять надлежащим образом процедуры по идентификации и фиксированию сведений клиента в досье клиента в соответствии с Правилами внутреннего контроля. 28. Оценка уровня риска ОД/ФТ проводится в отношении всех клиентов, включая клиентов, осуществляющих разовые операции без открытия счета. Клиенты, в отношении которых не проводится процедура фиксирования в рамках идентификации, оценка уровня риска не проводится. 29. Виды рисков ОД/ФТ подразделяются на «низкий», «высокий» и «критичный»: 1) при «низком» уровне риска применяются упрощенные процедуры внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; 2) при «высоком» уровне риска применяются усиленные процедуры внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; 3) при «критичном» уровне риска принимаются экстренные меры в целях снижения уровня риска ОД/ФТ и защиты деловой репутации Банка. 30. Структура системы оценки уровня риска ОД/ФТ включает следующие виды (категории) уровня рисков: 1) риск по типу клиента; 2) риск услуги (продукта) и/или способа ее (его) предоставления; 3) страновой (географический) риск. 31. В соответствии с Правилами 29 и ВНД Банка, подразделение Комплаенс проводит анализ системы оценки рисков деятельности клиента и предоставляет, за подписью Управляющего директора — комплаенс-контролера, отчетность на ежемесячной основе Правлению Банка, на ежеквартально основе Совету директоров Банка. Раздел 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 32. Уполномоченный работник по вопросам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ несет ответственность за своевременное, полное и качественное выполнение задач и функций структурного подразделения, определенных в Политике, ВНД и иных документов Банка, регламентирующих процедуры в области ПОД/ФТ. 33. Ответственность по проведению надлежащей проверки клиента, его представителя, бенефициарного собственника возлагается на структурные подразделения Банка, устанавливающие деловые отношения с клиентом, в том числе выступающие инициатором заключения договоров с банками-корреспондентами и иными финансовыми организациями в пределах своих полномочий. 34. За соблюдение режима конфиденциальности и нераспространение третьим лицам информации о процедурах, осуществляемых Банком в целях ПОД/ФТ и конфиденциальных сведений, полученных в результате применения Политики, ответственность несут все работники Банка. 35. Политика вступает в силу на следующий рабочий день после внесения в БД ВНД Банка и являются общеобязательными к применению и руководству всеми работниками Банка. 36. Вопросы, не урегулированные Политикой, разрешаются в соответствии с законодательством РК и ВНД Банка. 37. Изменения и дополнения вносятся в Политику по мере необходимости, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РК и ВНД Банка. Председатель Правления Майкл Эгглтон

KYC и AML — принципы известности контрагента/клиента

Современный мир всё больше стремится к удалению анонимности из финансового оборота. В банках сложно найти счёт «на предъявителя», и уж совсем невозможно взять кредит без минимум двух документов, подтверждающих личность, кредитоспособность, семейное положение и так далее. Даже купить наличную валюту зачастую можно только с паспортом. Брокерский счёт открывается по документам, привязывается к телефону, банковским картам. Таких примеров можно найти множество.

Причины просты:

  1. люди не хотят потерять свои деньги;
  2. правительства борются с нелегальными деньгами и финансированием терроризма.

Именно поэтому в зарубежном праве и обычаях делового оборота в 2000-х годах появились устойчивые аббревиатуры — KYC и AML.

  • Понятие KYC появилось в официальных документах в 2016 году в США. Департамент Казначейства по борьбе с финансовыми преступлениями FinCEN ввел формальные требования KYC, хотя раньше эта аббревиатура использовалась в документах частных компаний.
  • AML — понятие с более долгой историей. Официально оно закрепилось после создания Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — FATF — в 1989 году в Париже.

По сути вторая аббревиатура включает в себя первую, однако часто в текстах они появляются рядом. Разберемся в их значениях.

KYC

KYC — Know Your Customer или Know Your Client (Знай своего клиента). Это принцип деятельности финансовых институтов (банков, бирж, букмекерских контор, инвестиционных и паевых фондов), обязывающий их идентифицировать личность контрагента, прежде чем проводить финансовую операцию. Цель такой политики — лучше понимать клиентуру, мониторить финансовые транзакции, снижать риски клиентов, предотвращать взяточничество и коррупцию.

Пример: конкретными процедурами KYC в банках являются лимиты снятия наличных средств со счета или дополнительная верификация личности клиента по смс-коду.

Процедуры KYC призваны помогать финансовым организациям лучше понимать своих клиентов и мониторить риски транзакций. Среди них можно выделить основные:

  • политика приемлемости клиентуры (банк, страховщик, биржа или кредитор определяет, кто может стать их клиентом);
  • процедуры идентификации клиента (получение базовых данных о клиенте, таких как паспортные данные, свидетельство о рождении, открытые данные об имуществе и других);
  • отслеживание транзакций;
  • риск-менеджмент (сопоставление данных о количестве, содержании переводов, контрагентах, материальном обеспечении и так далее).

Процедуры, направленные на повышение безопасности транзакций, самого клиента финансовых организаций, банков и в конечном итоге государств, очень активно применяются в российских финансовых организациях. Причем не только в банках с иностранным капиталом, часто пионерами нововведений являются и компании финансового профиля с государственным участием.

Кейс: новейшими инструментами KYC являются биометрическое и голосовое распознавание клиента. В апреле 2019 Сбербанк объявил о покупке у Газпромбанка 51% акций в Группе компаний ЦРТ — ведущей компании-разработчике биометрических технологий. Сбербанк уже использует технологии ЦРТ для голосовой биометрии и планирует и далее усиливать информационную безопасность с помощью продуктов компании.

AML

AML — Anti-Money Laundering (противодействие отмыванию денег). Если быть совсем точным, то аббревиатура должна была быть длиннее, AML CFT CWMDF — anti-money laundering and counter-terrorist financing and counter-weapons of mass destruction financing (противодействие отмыванию денег, полученных преступным путем, противодействие финансированию терроризма и финансированию создания оружия массового уничтожения).

Именно так полностью звучит задача негосударственной международной организации Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Части этой длинной аббревиатуры встречаются во многих финансовых документах, манифестах открытости, политике безопасности компаний.

Финансовые институты считают триггерами для инициации проверок по принципам AML следующие действия бизнеса:

  • ведение бизнеса на основе наличных расчётов (или значительное количество средств компании в наличных деньгах);
  • держание денег компании на разных счетах, в том числе в нескольких банках;
  • перевод средств за границу;
  • покупка инструментов наличного расчета (например, фьючерсы, форварды, опционы и деривативы на валюту);
  • инвестирование в ценные бумаги через брокеров или дилеров, особенно аффилированных с компанией.

Очевидно, что идентификация клиента (KYC) является лишь частью противодействия отмыванию денег (AML). Можно назвать KYC набором процедур и инструментов, принципом в рамках общей политики AML/CFT. Такой же частью общей политики AM /CFT считаются CDD, EDD и KYCC.

NOTA BENE:

  • CDD — Customer Due Diligence (надлежащая проверка клиента)
  • EDD — Enhanced Due Diligence (углублённая, или расширенная проверка клиента)
  • KYCC — Know Your Customer’s Customer (знай клиента своего клиента)

Пример: отчеты EDD составляют специальные фирмы. Для них даже существуют стандарты компании PwC в соответствии с международным стандартом ISAE 3000. В последнее время отчеты EDD представляют собой сбор дополнительной информации о клиентах с повышенными рисковыми рейтингами. Также такие отчеты могут предоставлять сами клиенты финансовых учреждений.

Политика EDD реализуется начиная с 2001 года, когда был выпущен US Patriot Act (речь о нём пойдёт далее). Отчёты собственно клиентов упрощают и удешевляют реализацию принципов KYC, так как вся информация в них должна быть открытой, подкрепленной достоверными источниками, reliable (то есть той, на которую можно полагаться). Нарушение этих принципов ведет к исключению из клиентской базы.

Основная информация, которую собирают в рамках осуществления принципа KYC и EDD (согласно исследованиям ассоциации специалистов по финансовых преступлениям ACAMS):

  • природа и основа бизнеса — 90%;*
  • происхождение средств — 87%;
  • идентификация бенефициара — 85%;
  • цель создания счета — 80%;
  • уставные документы компании-клиента — 78%;
  • негативные упоминания в СМИ — 71%.

*указано процентное количество учреждений, запрашивающих данный вид информации, от общего числа участвовавших в исследовании.

Принципы KYC и AML актуальны для всего бизнеса независимо от его величины, так как банки, экспортные кредиторы и страхователи требуют у клиентов предоставлять те самые отчёты EDD или CDD, по сути составляющие финансовую информацию о клиенте.

В чем сходство и разница

Часто термины используют как взаимозаменяющие, однако смыслово это неверно. По традициям делового оборота,

  • государственные и международные регулятивные органы будут чаще использовать термины AML/CFT, то есть противодействие отмыванию преступных денег и финансированию терроризма;
  • продавцы товаров и услуг чаще обращаются к термину «обязательство по KYC».

При этом, например, выверяя данные клиента, то есть обеспечивая выполнение принципа KYC, мы можем отказаться от сделки с неблагонадежным контрагентом, равно осуществить политику AML.

Важно: термины KYC и AML прежде всего связаны с социальной ответственностью бизнеса, с защитой от рисков мошенничества. Часто они встречаются в контрактах компаний из стран, где есть законодательные ограничения, государственный контроль за хозяйствующими субъектами. В офшорах таких требований вы не встретите.

Пленарная сессия FATF, фото: FATF

Кто создает правила и обеспечивает их выполнение

На международном уровне единые реперные точки политики финансовой безопасности задает Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) — The Financial Action Task Force (FATF). Они регулярно издают руководство по политике противодействия отмыванию денег.

На официальном сайте есть также краткое пояснение всех терминов, относящихся к финансовой безопасности. Следует отметить, что ФАТФ создает и списки юрисдикций с максимально прозрачным финансовым законодательством.

Также противодействует отмыванию денег Международный Валютный фонд (МВФ). В его рамках создан форум для решения вопросов, связанных с противодействием отмыванию денег, на межгосударственном уровне.

В России

В России требования принципа KYC реализуются прежде всего Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и «Положением об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 15.10.2015 N 499-П).

Также в нашей стране функционирует Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу — профильный комитет Министерства финансов. Кстати, создан он был в 2001 году после того, как ФАТФ включил Россию в «чёрный список» по надежности проведения финансовых операций.

Схемы отмывания денег нелегальны, однако степень строгости принципов KYC и AML определяется каждым финансовым институтом, прежде всего банком, самостоятельно.

В США

В США существует Патриотический акт («Акт «О сплочении и укреплении Америки путём обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму”») — федеральный закон, наделяющий государство широкими полномочиями по надзору за деятельностью граждан, в том числе за финансовыми операциями. В 2015 году он заменен на Акт о свободе США, сокращающий полномочия внутренних служб в части прослушки разговоров.

Больше о законодательных актах в сфере KYC и AML в США можно узнать .

В Великобритании

В Великобритании в 2017 году созданы правила противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем — The Money Laundering Regulations. Компании в Великобритании обычно руководствуются гидами, выпускаемыми Объединенной группой по борьбе с отмыванием денег — Joint Money Laundering Steering Group.

Какая связь с криптовалютами

Появление криптовалют расширило рынок финансовых инструментов и вызвало вопросы их регулирования. В начале криптобума политика конфиденциальности стояла во главе угла, однако необходимость обеспечения безопасности переводов привела к ужесточению требований о персонализации пользователей.

Требования KYC и AML могут встретиться при получении лицензии на регистрацию валюты.

На рынке даже появилась новая валюта AML Bitcoin (Anti-Money laundering Bitcoin), «наследница» или некий апгрейд Atencoin. Она разработана с учетом политик KYC и AML (декларированных ФАТФ) и требований «Патриотического акта» (США), а также выпущенная с одобрения организации «NAC Foundation», члена «ABA» — Американской Межбанковской Ассоциации. Её особенностями являются полная открытость для банков и правительств государств за счёт биометрической идентификации владельцев.

Соблюдение политики KYC и AML пользователями криптовалют и биржами позволяет быстрее выводить криптовалюты в реальные деньги в наличной и безналичной формах. В ущерб анонимности пользователи криптовалют получают безопасность своих средств.

Знай своего клиента политика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *