Акциза на табак для кальяна

1. Законодательство.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (глава 22 НК РФ), реализуемая табачная продукция (сигареты, сигары, табак для кальяна…) обязательно должна быть маркирована акцизными марками.

2. Ситуация на рынке.

В настоящее время огромное количество интернет-магазинов, палаток в переходах, табачных ларьком, ведут продажу табачной продукции без акцизных марок. Большая часть табака для кальяна производится за приделами РФ следовательно являются импортным товаром. По законодательству РФ импортные товары должны декларироваться на таможне и выпускаться для свободного потребления только после уплаты всех таможенных платежей, а также представления в таможенные органы документов, свидетельствующих о безопасности ввозимых товаров. При этом акциз (как и пошлины) взимается таможенными органами во время таможенного оформления табачной продукции. Без уплаты акциза законно ввезти задекларированный товар на территорию РФ невозможно.

Если продажа табачных изделий (розничная или оптовая) осуществляется без акцизы — это свидетельствует о том, что эти изделия были ввезены на территорию РФ незаконным (контрабандным) путем и на них отсутствуют документы (деклараций, сертификатов), подтверждающие их безопасность. Подобные изделия могли быть изготовлены в странах другими незаконными производителями, не соблюдающими рецептуру табака и оригинальные технологии его производства, либо это могут быть отбракованные партии табачных изделий, законный ввоз которых в РФ был бы очень затруднен и экономически невыгоден. Появление на рынке реализуемых безакцизных «импортных» табаков может быть их незаконное производство в самой Российской Федерации. Например, встречается поддельный, безакцизный табак для кальяна Al Fakher сделанный в Подмосковье. К сожалению состав «Подмосковного Аль Факера» неизвестен, вероятнее всего, пробовать такой табак опасно для здоровья.

Для простого покупателя опасность использования неакцизной табачной продукции кроется не только в риске получить некачественный товар, но и нанести вред своему здоровью — зачастую неизвестен не только компонентный состав этих табаков, но и то, насколько соблюдены санитарно-эпидемиологические нормы при их производстве.
Торговать безакцизными табачными изделиями недобросовестным продавцам очень выгодно. Низкая себестоимость безакцизного табака дает возможность продавцам получать с такой «продажи» огромную прибыль. Покупая безакцизный табак, Вы покупаете «кота в мешке», который может плохо отразится на Вашем здоровье.

3. Ответственность за торговлю безакцизным табаком для кальяна и любым другим подакцизным товаром.

Ответственность определяется, во-первых, КоАП, а именно:
Статья 15.12. Выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации
1. Выпуск организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
2. Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Административная ответственность наступает при реализации табака в небольших объемах. Однако Уголовный Кодекс РФ также содержит аналогичную статью, влекущую, однако, уже уголовную ответственность
Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции
1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере, —
наказываются штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
2. Те же деяния, совершенные:
а) организованной группой;
б) утратил силу.
в) в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Определение того, что является крупным и особо крупным размером дает статья 169 УК РФ.
«В статьях настоящей главы, за исключением статей 174, 174.1, 178, 185 — 185.6, 193, 194, 198, 199 и 199.1, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей.»

Ответственность определяется, во-первых, КоАП, а именно:
Статья 15.12. Выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации
1. Выпуск организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
2. Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Административная ответственность наступает при реализации табака в небольших объемах. Однако Уголовный Кодекс РФ также содержит аналогичную статью, влекущую, однако, уже уголовную ответственность
Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции
1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере, —
наказываются штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
2. Те же деяния, совершенные:
а) организованной группой;
б) утратил силу.
в) в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Определение того, что является крупным и особо крупным размером дает статья 169 УК РФ.
«В статьях настоящей главы, за исключением статей 174, 174.1, 178, 185 — 185.6, 193, 194, 198, 199 и 199.1, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей.»

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который изменяет порядок уплаты акциза для импортеров табачной продукции.

от 01.05.2019 № 78-ФЗ содержит поправки в пункт 9 статьи 194 НК РФ. Эти поправки распространяют на импортеров табачной продукции действие повышающего коэффициента, установленного для производителей сигарет, папирос, сигарилл, биди и кретека.

Напомним, по нормам статьи 194 НК РФ производители указанной продукции применяют сезонный повышающий коэффициент при расчете акциза с 1 сентября по 31 декабря каждого года. Соответственно, до настоящего времени НК РФ фактически предоставлял преференции импортерам табачных изделий и не распространял на них этот повышающий коэффициент. Особое преимущество при этом получали компании, импортирующие табак из стран ЕАЭС, поскольку они также освобождены от уплаты ввозных таможенных пошлин на данный вид продукции.

Как ранее поясняли авторы закона, производители табачной продукции, которые имели свои производственные площадки в других странах, пользовались данной правой лазейкой для снижения налоговых платежей. Они ввозили необходимый объем продукции без дополнительной фискальной нагрузки в период с 1 сентября по 31 декабря и создавали товарный запас на следующий год по ставкам акциза, которые установлены в текущем году.

Отечественные производители, не имеющие своих площадок за рубежом, были вынуждены формировать товарный запас с учетом повышающего коэффициента к акцизу.

Соответственно, теперь повышающие коэффициенты при расчете акциза будут действовать как для производителей табачной продукции, так и для импортеров.

Кроме этого закон дополнил статью 187 НК РФ особенностями определения налоговой базы акциза в отношении кальянного табака. В случае указания на потребительской упаковке (таре) информации о массе табачного сырья налоговая база будет определяться как масса табачного сырья в табаке кальянном, но не менее 20% массы нетто кальянного табака. При отсутствии на потребительской упаковке (таре) такой информации налоговая база будет считаться как масса нетто кальянного табака.

Указанные нормы вступят в силу с 1 июня 2019 года.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел запрос о предоставлении информации, сообщает.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) табачная продукция признается подакцизным товаром.

Согласно статье 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» под табачной продукцией понимаются табачные изделия, в том числе табак для кальяна, представляющий собой смесь резанного или рваного табака, прошедшего определенную обработку, с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов.

На основании статей 179 и 182 Кодекса плательщиками акциза являются производители и импортеры табачной продукции.

Согласно пункту 1 статьи 193 Кодекса ставка акциза на табак кальянный составляет 3 172 рублей за 1 кг.

На основании пункта 1 статьи 194 Кодекса сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчислением в соответствии со статьями 187-191 Кодекса.

Положениями статей 187 и 191 Кодекса установлено, что налоговая база при реализации (передаче) или ввозе подакцизных товаров определяется как объем реализованных (переданных) или ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении.

На основании пункта 19 статьи 187 Кодекса налоговая база в отношении табака кальянного определяется как масса табачного сырья в табаке кальянном, но не менее 20 процентов массы нетто табака кальянного при условии указания на потребительской упаковке (таре) информации о массе табачного сырья. В случае отсутствия на потребительской упаковке (таре) информации о массе табачного сырья налоговая база определяется как масса нетто табака кальянного.

Таким образом, исчисление акцизов в отношении табака кальянного при его ввозе на территорию Российской Федерации может производиться исходя из указанной на потребительской упаковке (таре) массы табачного сырья, но не менее 20 процентов массы нетто табака кальянного.

Статьями 179.2-179.7 Кодекса предусмотрено, что свидетельства о регистрации лиц, совершающих отдельные операции, выдаются организациям налоговыми органами.

Получение таких свидетельств для осуществления реализации табака кальянного вышеуказанными нормами Кодекса не предусмотрено.

В соответствии со статьей 186 Кодекса взимание акциза по подакцизным товарам Евразийского экономического союза, подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Евразийского экономического союза, осуществляется таможенными органами в порядке, установленном статьей 186.1 Кодекса.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Акцизом называется косвенный налог, включенный в стоимость изделия. К товарам, которые подлежат обложению таким налогам, относятся табачные изделия, в том числе табак для кальяна. Вся табачная продукция при реализации в пределах РФ должна быть отмечена акцизными марками (глава 22 НК РФ).

Чем регулируется акциз на табак для кальяна

Российская Федерация по числу курильщиков занимает одно из лидирующих мест в мире. Каждый год от болезней, связанных с курением, в нашей стране умирают сотни тысяч людей. Это сказывается не только на судьбе отдельного гражданина, но и на жизни всей страны: страдает экономика, демографическая ситуация. В последние годы началось повальное увлечение курением кальяна. Считается, что это менее вредно, чем курение сигает, хотя медики с этим не согласны.

Государство принимает множество шагов для того, чтобы сделать табак менее доступным для отдельного человека, особенно ребёнка. Введение акцизного налога на табачные изделия повышает их стоимость, понижает покупательную способность курильщиков и делает табак практически недоступным для детей.

Акцизы на табак регулируются Налоговым Кодексом РФ и выплачиваются гражданами, совершающими операции с подакцизными товарами. К ним относятся:

  • юридические лица;
  • экспортёры и импортёры;
  • индивидуальные предприниматели.

К операциям с подакцизной продукцией относятся:

  • Импорт табака.
  • Реализация продукции, произведённой в РФ. Реализацией называется переуступка права собственности путем продажи, дарения или натурального обмена. Акциз выплачивает только производитель.
  • Реализация конфискованной и бесхозной продукции, которая подлежит акцизному обложению.
  • Передача подакцизной продукции (без права собственности).

Акциз оплачивает только производитель. При дальнейшем движении товара, например, от оптового покупателя к розничному, акциз не полагается.

Как его получить

Производитель табачной продукции (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) должен обратиться в местные налоговые органы для получения акцизных марок.

Нужно предоставить:

  • заявление по установленной форме;
  • отчёт о применении акцизных марок.

Оба документа следует заверить печатью и подписью заявителя. Документы регистрируются работниками налоговой и рассматриваются не больше 3-х рабочих дней: контролируется их достоверность и соответствие административным нормам.

  • Положительный ответ возможен только при условии предварительной оплаты и расположения предприятия по месту выдачи марок. Денежные средства должны быть перечислены на счет Федерального казначейства. В платёжном документе необходимо в пункт «назначение платежа» вписать «оплата за специальные марки». При принятии положительного решения, налоговая служба в течение 4-х дней со дня подачи заявления обязана письменно уведомить (по почте или лично) заявителя о том, что марки находятся на стадии изготовления.
  • В случае отрицательного решения, заявителя требуется уведомить об этом в течение 4-х дней. При этом предварительно переведённые средства должны быть полностью возвращены в течение 3-х рабочих дней.

При положительном решении работник налоговой направляет заявку на выпуск марок в течение 4-х дней. Срок изготовления марок не должен превышать 18 дней с даты написания заявления.

Выдать заявителю готовые марки должны не позднее 25 дней со дня подачи заявления. Вначале марки вместе с сопроводительными документами поступают в налоговую инспекцию. Затем в трёхдневный срок марки выдаются заявителю при наличии:

  • паспорта получателя;
  • доверенности заявителя, если получателем является уполномоченное лицо;
  • приказа руководителя о назначении уполномоченного лица (копия).

Заявитель может получить специальные марки в любой день, даже позже установленного 25-дневного срока. Ему обязаны выдать марки в день обращения.

При импорте табака акцизные марки получают в уполномоченных таможенных органах.

Налогообложение табачных изделий, в том числе для кальяна рассмотрено в этом видеоролике:

Сколько это стоит

Правительство России ежегодно увеличивает акцизы. С начала 2017 года также увеличилась ставка акциза на все виды табака. Более того она будет увеличиваться в последующие годы:

  • 2017 год – до 2500 руб. за 1 кг табака;
  • 2018 год – 2700 руб. ;
  • 2019 год – 3000 руб.

Увеличение размера акциза ведёт к удорожанию готовых табачных изделий более чем на 10 %, а до 2020 года последует увеличение цен более чем на 30 %. Например, пачка кальянного табака подорожала в этом году примерно на 25 рублей.

Акцизный налог уплачивается в строго установленные сроки:

  • до 30 числа месяца — на товар, реализованный до 15 числа;
  • до 15 числа следующего месяца – на товар, проданный после 15 числа текущего.

Для вычисления размера акциза необходимо налоговую базу умножить на ставку акциза. Величина базы зависит от законодательно зафиксированной ставки и равняется обычно объёму ввезённой или произведенной продукции, иногда базой считается стоимость реализованной продукции без НДС и акцизов.

Расчёт должен производится по истечении каждого налогового периода (обычно 1 месяц). По итогам заполняется декларация и выплачивается налог (не позднее 25 числа).

Как продавать табак без акциза

В настоящее время небольшие табачные киоски, палатки и Интернет—магазины ведут торговлю безакцизной табачной продукцией. Оборот незаконной табачной продукции превышает долю легальных продаж. В Российской Федерации отсутствует широкая практика применения административных и уголовных наказаний за отсутствие маркировки. Поэтому кальянные по всей России продолжают работать с контрабандным табаком. Хотя прибыль кальянных настолько велика, что использование акцизной продукции особо не снижает их доходы.

Гораздо меньшую прибыль получают магазины, торгующие легальным табаком. У них нет таких широких возможностей, как у кальянных. В итоге труднее всех приходится наиболее добросовестным продавцам, которые реализуют только маркированную продукцию. Подавляющая часть табака для кальяна завозится из-за рубежа и должна быть маркирована при ввозе на таможне. Отсутствие марок свидетельствует о том, что:

  • табак был ввезён контрабандным путём,
  • таможенные платежи не производились;
  • товар незадекларирован;
  • продукция не имеет сертификата качества.

Значит, табак скорее всего некачественный, мог быть изготовлен в несоответствующих условиях, с нарушением технологии, либо это может быть полностью забракованный товар. Такой табак экономически невыгодно ввозить официальным путём, с уплатой всех пошлин и налогов.

Кроме того, часто такой табак производится на территории нашей страны. Он может быть опасен для здоровья из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм и нарушения компонентного состава табака. Но продавать такой табак очень выгодно для недобросовестных продавцов. Низкая себестоимость позволяет получать огромные прибыли.

Какая предусмотрена ответственность за это

Административная ответственность согласно КоАП наступает при операциях с небольшими количествами табачных изделий (статья 15.12):

  • Выпуск продукции или товаров без соответствующей маркировки, предписанной законами РФ для осуществления налогового учёта, ведёт к введению штрафов. Должностные лица выплачивают от 3 до 5 тысяч руб., юридические лица – от 30 до 50 тыс. Законом предписано конфисковать предметы административного правонарушения.
  • Реализация продукции без акцизных марок, их перевозка, хранение и покупка в коммерческих целях ведёт к штрафу и конфискации продукции. Штраф для граждан составляет 2000-2500 рублей, для должностных лиц – от 4 до 5 тысяч руб., для юрлиц – от 40 до 50 тысяч.
  • Уголовная ответственность наступает при операциях с табаком и табачной продукцией в крупных размерах (статья 171.1 УК РФ).

Изготовление, приобретение, хранение, сбыт или перевозка табака гражданином в крупном размере без специальной маркировки предусматривают следующие санкции:

  • штраф до 200 тысяч рублей или в сумме оплаты труда за 18 месяцев;
  • принудительные работы (до 3-х лет);
  • лишение свободы до 3-х лет и штраф 80 000 рублей или сумма другого дохода за полгода.

Это же правонарушение, совершенной группой лиц в крупном или особо крупном размере предусматривает следующие санкции:

  • штраф от 100 до 300тысяч руб.;
  • заработная плата за 24 месяца;
  • принудительные работы (до 5 лет);
  • лишение свободы на срок до 6 лет и штраф 1 млн рублей или доход за 5 лет.

Крупный ущерб – это операции с товаром или продукцией на сумму более 1,5 миллиона руб. Особо крупный размер предусматривает стоимость товара более 6 миллиона рублей.

Акцизную марку необходимо наклеить на банку или пачку табака Кроме этого должна быть надпись о вреде табака. Запрещено ввозить табак в упаковках больше 0,5 кг. То есть все упаковки больше 500 грамм – это безакциз.

Конечно, для любителя кальяна нет особой разницы, что курить, акцизный табак или безакцизный. Обычно предпочтение отдаётся второму, так как он гораздо дешевле. Таможенная ставка и акцизная марка делают табак дороже более чем на 60%. Но следует помнить, что в последнем случае гораздо выше риск причинить своему здоровью непоправимый вред.

Про ответственность за незаконный ввоз кальянного табака расскажет видео ниже:

Акциза на табак для кальяна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *