Сертификат СМР

В настоящее время в морских перевозках используются два вида транспортных документа — морской коносамент и морская накладная. И эти транспортные документы принципиально отличаются

I. Морской коносамент.

Так исторически сложилось, что для оформления морских грузоперевозок
изначально и по сей день используется свой отдельный вид документа, обладающий
своими абсолютно уникальными свойствами. Речь идет о документе под названием
коносамент. Коносамент, как слово, имеет иностранное происхождение, и на
основных европейских языках звучит примерно одинаково, к примеру: на испанском
языке «Conocimento», на французком «Connaissement», на немецком — «
Konossement». В связи с тем, что английский язык является стандартным языком,
используемым для оформления документации в международных грузоперевозках,
морская накладная использует английское название. Английский вариант звучит как
«Bill of Lading». Уникальность коносамента (Bill of Lading) состоит в
разнообразии видов и широты функций, которые он в себе несет.

Функции коносамента:

* Является документом, доказывающим факт заключения договора перевозки.
Содержит в себе все основные условия данного договора.
* Несет функцию «расписки» — документа, подтверждающего факт принятия груза
перевозчиком (судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и
качестве.
* Является ценной бумагой, дающей право собственности на конкретный груз
(товарораспорядительный документ). Это выражается в том, что коносамент с
конкретно указанным в нем грузом может быть продан, куплен, передан на
определенных условиях другому лицу, и при этом не требуется физическое
перемещение товара.

Основные виды коносамента.

Общее деление:

* Оборотный коносамент (negotiable bill of lading) – владелец коносамента
может распоряжаться грузом, который еще не прибыл в порт, а находится в пути.
Оборотный коносамент может быть продан, куплен, заложен в банке и т.д. При
оформлении такого коносамента в обязательном порядке проставляется запись
«Приказу имярек». К оборотным коносаментам относиться ордерные и
предъявительские коносаменты.
* Необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) — коносамент, в
котором грузополучатель точно определен и получает груз сам.

В зависимости, от того, кто именно будет получателем груза, коносамент бывает:

* Именной (straight bill of lading) – получателем груза выступает юридическое
или физическое лицо, на чье имя оформлен коносамент.
* Ордерный (to-order bill of lading) – суть в том, что отправитель или
получатель может определять («приказу отправителя» либо «приказу получателя»),
какому именно третьему лицу передать коносамент. Для этого в коносаменте
делается передаточная надпись (индоссамент).
* Предъявительский (bearer bill of lading) – груз в порту назначения
передается предъявителю коносамента.

В зависимости от типа перевозки:

* Линейный (рейсовый) коносамент (liner bill of lading) — оформляется при
перевозке груза на судне, идущему по определенному расписанию, с остановками в
определенных портах, на специально выделенных причалах (линейные морские
перевозки).
* Фрахтовый (чартерный (chartered bill of lading)) коносамент – оформляется,
для перевозок осуществляемых нерегулярно (трамповые морские перевозки).
Осуществляется по договору фрахта, сторонами по которому выступает
грузоотправитель или его представитель (фрахтователь) и перевозчик
(фрахтовщик), где фрахтовщик предоставляет фрахтователю за определенную плату
часть судна, все судно или несколько судов сразу для осуществления одного или
нескольких рейсов с целью транспортировки груза, пассажиров и багажа.

В зависимости от того, есть ли у перевозчика замечания к качеству и количеству
груза или таковые отсутствуют, коносаменты делят на:

* «Чистый» (clean bill of lading) коносамент — повреждения тары, упаковки
груза не обнаружены. Общее количественное и качественное состояние груза
соответствует указанному в коносаменте.
* «Не чистый» (claused) коносамент – коносамент с оговорками оформляется в
случае обнаружения каких либо дефектов в упаковке, таре груза и других
замечаниях к качеству груза.

В зависимости от общей схемы перевозки:

* Прямой коносамент – оформляется при перевозках от порта до порта.
* Сквозной коносамент (through bill of lading) – оформляется при перевозке,
проходящей по мультимодальной схеме, с перегрузом из одного вида транспорта в
другой, где морская перевозка занимает только часть маршрута.

В зависимости от того, когда груз принят перевозчиком:

* Бортовой коносамент (shipped on board bill of lading) — оформляется при уже
погруженном на судно грузе.
* Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment) – оформляется
на груз, предназначенный для погрузки на борт судна, но еще не погруженный и
находящийся под охраной.

Оформление коносамента.

Основное законодательство регулирующие морские грузоперевозки включает в себя:

* Гаагские правила 1921 года — Международная конвенция по унификации
некоторых правил, касающихся коносаментов.
* Правила Гаага-Висби — Брюссельский протокол 1968 г. по пересмотру Гаагских
правил о коносаментах 1921 г.
* Гамбургские правила — Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 года.
* В российском законодательстве действует — Кодекс торгового мореплавания РФ
от 30.04.1999.

В вышеуказанных документах оговаривается, какие именно данные должны быть в
обязательном порядке включены в коносамент. А именно:

* наименование перевозчика и место его нахождения;
* наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и
дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
* наименование отправителя и место его нахождения;
* наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
* наименование получателя, если он указан отправителем;
* наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки,
указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства
груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его
количество. При этом все данные указываются так, как они представлены
отправителем;
* внешнее состояние груза и его упаковки;
* фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то,
что фрахт должен уплачиваться им;
* время и место выдачи коносамента;
* число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
* подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

Что касается формы коносамента, то здесь возможны варианты, так как
разработкой таких форм занимаются разнообразные морские организации, компании и
объединения.

Наибольшее распространение получили формы коносаментов, разработанные такими
организациями как:

* Genwaybill — форма Балтийского и Международного морского Совета (БИМКО);
* The GGBS Waybill — форма Генерального Совета Британского судоходства.

Общий порядок работы с коносаментом:

* Отравителем составляется погрузочный ордер, в котором указаны наименование
и марка товара, количество товара и вид упаковки, порты отправления –
назначения; данные отправителя и получателя груза, название судна.
* Происходит погрузка груза на борт, что подтверждается соответствующим
документом – штурманской распиской (mate’s receipt).
* После отправки судна из порта отправления грузоотправителю в обмен на
штурманскую расписку оформляется коносамент. Далее грузоотправитель пересылает
оригиналы коносамента грузополучателю.
* Грузополучатель получает груз в порту назначения, для чего ему в
обязательном порядке требуется проявить свой оригинал коносамента, высланный
ему отправителем.

N/B. — При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента — остальные
экземпляры утрачивают свою силу.

II. Морская накладная (Sea waybill).

Под термином «морская накладная» в данный момент объединяются, появившиеся в
морских перевозках, новые виды транспортных документов:

* океанская накладная (ocean waybill);
* линейная накладная(liner waybills);
* сама морская накладная (Sea waybill).

Причины появления морских накладных: поступательное развитие отрасли морских
перевозок, техническое переоснащение и увеличение скорости перевозок, а также
не утешительная статистика осуществления мошеннических действий с
использованием коносаментов.

Морская накладная представляет собой транспортный документ, используемый в
морских перевозках в функции которого входит:

* Функция документа подтверждающего заключение договора перевозки.
* Функция документа подтверждающего факт принятия груза перевозчиком
(судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и качестве.

На этом функции морской накладной заканчиваются.

Главным отличием морской накладной (Sea waybill) от морского коносамента (Bill
of Lading) является то, что морская накладная не является ни
товарораспорядительным (не предоставляет право собственности на груз), ни
оборотным документом. Груз выдается конкретному, указанному в морской накладной
грузополучателю, если он может документально подтвердить свою личность, и при
этом ему не надо предъявлять свой оригинальный экземпляр данной накладной. В
настоящее время вариант полной замены коносамента на морскую накладную
находится в стадии активного обсуждения.

СНиП IV-7-84

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

Дата введения 1984-10-01

РАЗРАБОТАНЫ НИИЭС Госстроя СССР
ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ — инженеры Ю.И. Малиманов (руководитель), Г.В. Буданов, А.А. Жук, Л.Н. Крылов, А.Л. Фомина (Госстрой СССР), И.И. Григорьев, А.Х. Киль (НИИЭС Госстроя СССР).
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 12 сентября 1984 г. № 162

Настоящие строительные нормы и правила устанавливают основные правила определения дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время*, включая порядок разработки норм.
___________
* Далее по тексту: «Нормы дополнительных затрат».
В главе приводятся:
общие положения;
порядок разработки норм дополнительных затрат по конструкциям и видам работ;
порядок разработки норм дополнительных затрат по видам строительства;
порядок компоновки сборника норм дополнительных затрат.

Обязательными отдельными приложениями к настоящей главе СНиП являются Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время* и дополнения к Сборнику.
____________
* Издается отдельным сборником.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Сметная стоимость дополнительных затрат труда и материальных ресурсов, вызываемых усложненными климатическими условиями и техническими требованиями к производству строительно-монтажных работ в зимнее время*, определяется по нормам, разработанным согласно правилам настоящей главы СНиП. Нормами дополнительных затрат (за исключением случаев, оговоренных в технических частях сборника этих норм) учитываются все дополнительные затраты, связанные с усложнением производства работ в зимнее время, в том числе:
_______________
* В понятие «зимнее время» входит часть года со среднесуточной температурой наружного воздуха ниже 0°С по данным Справочника по климату СССР.
доплаты к заработной плате рабочих;
дополнительные расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов при работе на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях;
связанные с изменением технологии производства отдельных видов строительных работ и повышенным расходом некоторых строительных материалов;
связанные с устройством, разборкой и отоплением обычных тепляков (кроме оговоренных случаев);
связанные с предохранением грунтов в процессе производства земляных работ от промерзания или их оттаивание;
связанные с выдерживанием монолитных железобетонных и бетонных конструкций в необходимых температурно-влажностных условиях для достижения проектной прочности;
связанные с применением специальных добавок к растворам и бетонам и другими факторами, вызванными изменением технологии строительного производства в зимнее время.

1.2. Нормы дополнительных затрат являются обязательными для определения сметной стоимости строительства новых, расширения, реконструкции или технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, а также при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы.
Нормы дополнительных затрат применяются в период действия всех сметных нормативов, в течение которого сохраняется их неизменный уровень.

1.3. Нормы дополнительных затрат следует разрабатывать:
по видам строительства — промышленное, транспортное, жилищное и т.п.;

по конструкциям и видам строительно-монтажных работ — железобетонные конструкции, земляные работы и т. п.

1.3.1. Нормы по видам строительства предназначены для составления смет и круглогодичных расчетов за выполненные строительно-монтажные работы между заказчиками и генподрядными организациями.

1.3.2. Нормы по конструкциям и видам работ предназначены в основном для расчетов за выполненные строительно-монтажные работы между генеральными подрядными и субподрядными строительными организациями.

1.3.3. Нормы затрат по конструкциям и видам работ являются основой для разработки норм по видам строительства.

1.4. Нормы дополнительных затрат выражаются в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых при положительной температуре наружного воздуха.

1.5. Нормы дополнительных затрат должны разрабатываться для температурных зон, различных по климатическим условиям и охватывающих всю территорию страны. Границы температурных зон при разработке норм определяются дифференцированно, в зависимости от средней из среднемесячных отрицательных температур зимнего расчетного периода для соответствующей части территории страны.

1.6. В составе норм дополнительных затрат должны приводиться показатели для определения величины нормативной условно-чистой продукции (НУЧП).

1.7. Нормы дополнительных затрат разрабатываются на основе исходных условий, в которых должны быть приведены:

а) средние температуры из среднемесячных за зимний период, принятые при определении границ температурных зон страны, и данные о средней продолжительности зимнего расчетного периода по каждой температурной зоне;

б) коэффициенты по температурным зонам к нормам затрат труда и величине заработной платы рабочих, учитывающие дополнительные затраты рабочего времени при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях. Коэффициенты должны быть определены в соответствии с положениями, приведенными в Общей части единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Этими коэффициентами учитываются: стесненность движений рабочих теплой одеждой; неудобство работы в рукавицах; понижение видимости на рабочем месте; затруднения в работе, связанные с наличием снега, обледенением материалов и конструкций; перерывы в работе для обогрева рабочих; производство работ на не защищенных от ветра рабочих местах при скорости ветра 10 м/с и более, а также другие факторы, осложняющие работы в зимних условиях;

в) повышенные нормы расхода отдельных строительных материалов, разрабатываемые на основе фактических данных;

г) усредненные по температурным зонам расчетные данные, необходимые для выявления характера и объемов вспомогательных работ и устройств, требующихся при выполнении отдельных строительных конструкций и видов работ в зимнее время (рыхление мерзлых грунтов, утепление конструкций, применение специальных добавок в бетоны и растворы и т.п.). При подготовке этих расчетных данных предусматривается выполнение требований технических условий на производство строительно-монтажных работ в зимнее время, изложенных в действующих официальных указаниях и инструкциях,

д) средние расчетные нормы продолжительности отопительного сезона — по температурным зонам;

е) коэффициенты, которые при условии ритмичного выполнения работ по кварталам в денежном выражении учитывают снижение физического объема строительно-монтажных работ, выполняемых в зимнее время, в связи с увеличением их трудоемкости;

ж) указания о порядке отбора единичных расценок-представителей для разработки усредненных норм по конструкциям и видам работ;

з) указания о порядке отбора отдельных строек (объектов) в качестве представителей для определения норм по видам строительства.

1.8. Нормы дополнительных затрат разрабатываются усредненными. Применение каких-либо добавок или коэффициентов к ним, не оговоренных в общих положениях и технических частях Сборника, не допускается.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ НОРМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ ПО КОНСТРУКЦИЯМ И ВИДАМ РАБОТ

2.1. Нормы дополнительных затрат должны устанавливаться, как правило, для всех видов конструкций и работ, предусмотренных в сборниках единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы и в сборниках расценок на монтаж оборудования, производство которых в зимнее время допускается техническими условиями.

2.2. При разработке норм дополнительных затрат по конструкциям и видам работ следует различать в зависимости от методики составления норм две группы конструкций и работ:
к первой — относятся конструкции и работы, при выполнении которых в зимнее время имеют место только дополнительные затраты труда (в некоторых случаях и машин), связанные с климатическими условиями производства работ. При нормировании дополнительных затрат по конструкциям и работам, относящимся к этой группе, достаточно к показателям заработной платы рабочих (а в отдельных случаях расчетно и к стоимости эксплуатации машин), приведенным в соответствующих сборниках ЕРЕР, применять коэффициенты в размерах, установленных для температурных зон (см. п. 1.7 «б» настоящей главы СНиП), и учесть дополнительные затраты на повышенные потери некоторых материалов по установленным нормам (см. п.1.7″в» настоящей главы СНиП);
ко второй — относятся конструкции и работы, при выполнении которых в зимнее время, наряду с дополнительными затратами труда, связанными с затрудненными климатическими условиями производства работ, требуется осуществление специальных мер и выполнение вспомогательных работ и применение различных устройств (например: земляные работы, для выполнения которых в зимнее время имеют место дополнительные затраты на рыхление мерзлого слоя грунта, предохранение от промерзания, оттаивание; монолитные железобетонные и бетонные конструкции, для выполнения которых в зимнее время требуется применение электропрогрева, введение в бетоны добавок и др.).
При нормировании дополнительных затрат по конструкциям и работам, относящимся ко второй группе, необходимо составлять нормы-калькуляции затрат на вспомогательные работы и устройства, подлежащие выполнению в зимний период (см. п. 1.7 «г» настоящей главы СНиП), и соответственно учесть дополнительные затраты труда и дополнительные потери материалов.

2.3. Наряду с нормами дополнительных затрат на отдельные конструкции и виды работ разрабатываются нормы-калькуляции на сопутствующие общеплощадочные работы, обусловленные строительством в зимнее время, и устанавливаются положения о их разработке.

К таким сопутствующим работам и затратам относятся:
очистка от снега подъездных безрельсовых дорог от магистралей к строительным площадкам;
первоначальная очистка от снега площадки (трассы) для строительства, которое начинается в зимнее время;
отопление зданий, законченных вчерне;
отопление (сушка) отдельных помещений после окончания отопительного сезона для обеспечения условий производства отделочных работ и для других целей в соответствии с требованиями, предъявляемыми техническими условиями на производство этих работ.

2.4. Нормы-калькуляции на вспомогательные и сопутствующие работы разрабатываются на основе правил и положений, установленных для элементных сметных норм (глава СНиП IV-2-84) и единых районных единичных расценок (глава СНиП IV-5-84).

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ НОРМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ ПО ВИДАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

3.1. Нормы дополнительных затрат должны устанавливаться, как правило, по всем видам строительства.

3.2. По отобранным в качестве представителей стройкам (см. п. 1.7 «з» настоящей главы СНиП) разрабатываются показатели сметной стоимости каждого вида конструкций и работ, из которых складывается общая сметная стоимость строительно-монтажных работ по стройке. Исходя из этих показателей и разработанных норм дополнительных затрат по конструкциям и видам работ, выполняемых в зимнее время, определяется для каждой температурной зоны сумма и затем на ее основе рассчитывается норма дополнительных затрат по стройке. При этом должна быть учтена стоимость работ, сопутствующих осуществлению строительства в зимнее время (см. п. 2.3 настоящей главы СНиП).

3.3. Нормы дополнительных затрат по видам строительства должны определяться как среднегодовые, т. е. с учетом продолжительности расчетного зимнего периода, установленного для каждой температурной зоны, а также норм продолжительности отопительного сезона (для расчета затрат на отопление).

ПОРЯДОК КОМПОНОВКИ СБОРНИКА НОРМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ

4.1. В Сборнике сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время должны быть приведены:
общие положения и технические части (по разделам), регламентирующие условия и порядок применения норм при составлении смет и при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы;
таблицы норм первого раздела, в которых для каждой температурной зоны должны быть даны нормы дополнительных затрат по видам строительства;
таблицы норм второго раздела, в которых для каждой температурной зоны должны быть даны нормы дополнительных затрат по конструкциям и видам работ, а также затрат на отопление зданий, законченных вчерне, сушку помещений и т. п.;
приложение, в котором должны быть приведены: деление территории СССР по температурным зонам; данные о начале и конце расчетного зимнего периода; коэффициенты, учитывающие изменения установленных норм в связи с особенностями климатических условий в отдельных регионах.
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Стройиздат, 1986

Транспортная накладная CMR (ЦМР) — транспортный документ, наиболее широко используемый при международных перевозках грузов автомобильным транспортом. Транспортная накладная CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара. Подтверждает, что груз в момент принятия находился в надлежащем состоянии, в целой упаковке, маркировка и число мест соответствует указанным в накладной. В то же время накладная CMR не является товарораспорядительным документом. Груз выдается указанному в ней грузополучателю.

Транспортная накладная CMR действует на основании Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), которая содержит общие данные о виде, содержании, и правилах заполнения накладной. В соответствии с КДПГ накладная составляется как минимум в трех экземплярах, и подписывается отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй — сопровождает груз, третий — остается у перевозчика. Количество остальных экземпляров зависит от количества стран транзита, через которые следует груз.

Основные пункты транспортной накладной CMR (ЦМР):
1) Заполняет грузоотправитель (Пункты 1–15, 21, 22).
Пункт 1. Указываются данные грузоотправителя (наименование, страна, адрес, телефоны). Если отправка происходит по поручению третьей стороны – добавляется – «по поручению» и указывается юридическое название этой третьей стороны.
Пункт 2. Данные грузополучателя (наименование, страна, адрес, телефоны).
Пункт 3. Страна и точный адрес разгрузки — точки доставки груза.
Пункт 4. Время погрузки, страна и точный адрес — точки отправления груза.
Пункт 5. Перечень документов на груз, идущих в комплекте с накладной CMR: номер книжки МДП (TIR), инвойс (invoice), упаковочный лист, если грузы имеют промышленное происхождение — сертификат качества, если грузы имеют животное происхождение — ветеринарный сертификат; если грузы имеют растительное происхождение — карантинный сертификат; сертификат страны происхождения товара.
Пункт 6. Знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Пункт 7. Количество мест.
Пункт 8. Описание упаковки груза (паллеты, ящики, коробки, и т.д.).
Пункт 9. Наименование груза.
Пункт 10. Код ТН ВЭД.
Пункт 11. Вес брутто.
Пункт 12. Объем.
Пункт 13. Адрес таможенного оформления груза.
Пункт 15. Условия поставки по Инкотермс.
Пункт 21. Дата и место заполнения CMR.
Пункт 22. Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки.
Данные заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.
2) Заполняет перевозчик. (16–19, 23, 25–29).
Пункт 16. Данные перевозчика (наименование, страна, адрес, телефоны). Удостоверяется печатью перевозчика.
Пункт 17. Реквизиты всех перевозчиков задействованных в перевозке.
Пункт 18. Оговорки перевозчика о внешнем состоянии груза, состоянии упаковки и качестве крепления. Если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то Согласно КДПГ — считается, что, в момент принятия груза перевозчиком, груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, число маркировка и нумерация грузовых мест, совпадает с указанными в накладной.
Пункт 19, 27, 28, 29. Перевозчик заполняет по окончании перевозки.
Пункт 20. Дополнительно согласованные условия перевозки (температурный режим груза, скоростной режим, специальные условия перевозки опасных и не габаритных грузов и т.д.).
Пункт 23. Подпись, принявшего груз к перевозке водителя — экспедитора. Штамп и подпись перевозчика. 3) Заполняет грузополучатель, после получения груза.
Пункт 24. Указывается дата и точное время прибытия автомобиля для разгрузки, и дата время — убытия после разгрузки. Ставится подпись и штамп грузополучателя, чем подтверждается факт приемки груза.
Пункт 25, 26. Регистрационные номера тягача и прицепа.

Сертификат СМР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *