Пошлина таможенная

© 2019 г. Г. М. Гусейнова

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИИ

DOI: 10.24411/2226-6720-2019-10044

Гусейнова Гузель Мухтаровна — канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета

(E-mail: guseynova.g@unecon.ru)

Многочисленные изменения в нормативном регулировании взимания таможенных платежей в Российской Федерации во многом обусловлены позитивными изменениями в политических отношениях между странами в постсоветском пространстве, формированием Евразийского экономического союза в составе России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении. Таможенное законодательство ЕАЭС состоит из Таможенного кодекса ЕАЭС, международных договоров государств-членов ЕАЭС, решений Евразийской экономической комиссии.

Таможенный кодекс Таможенного союза, заменивший собой таможенные кодексы стран-участниц Евразийского экономического сообщества с июля 2010 г., утратил силу с января 2018 г. С 2018 вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее -ТК ЕАЭС), который определяет общие вопросы таможенного регулирования на территории пяти государств: содержит общие положения о видах таможенных платежей, о порядке их исчисления, уплаты, возврата; фиксирует статус таможенных органов, устанавливает таможенные процедуры; регулирует правоотношения между ними и субъектами ВЭД, условия предпринимательской деятельности в таможенном деле.

Законодательство стран-участниц ЕАЭС и международные нормативные акты приведены в соответствие с ТК ЕАЭС. В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС особенности таможенных отношений в странах-участницах ЕАЭС регулируются национальными законодательствами. Таким примером является Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме названного закона, внешнеэкономическая деятельность в РФ регулируется многочисленными федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами Федеральной таможенной службы РФ.

В ст. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза приведен перечень таможенных платежей:

• ввозная таможенная пошлина;

• вывозная таможенная пошлина;

• налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

• акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию) Союза;

• таможенные сборы.

Таможенные налоги, налог на добавленную стоимость и акцизы, входят в состав федеральных налогов1, то есть одновременно регулируются таможенным и налоговым законодательствами. Порядок применения НДС и акцизов при экспортно-импортных операциях изложен в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ. При применении косвенных налогов при осуществлении внешнеэкономической деятельности в РФ действует принцип «страны назначения» товаров, в соответствии с которым при ввозе товаров на таможенную территорию РФ НДС и акцизы уплачиваются, при вывозе в таможенной процедуре экспорта применяются нулевая ставка по НДС и освобождение налогоплательщиков-производителей подакцизных товаров от уплаты акцизов.

Имеются существенные особенности при взимании косвенных налогов при взаимной торговле экономических субъектов в рамках таможенного союза ЕАЭС. С июля 2010 г. косвенные налоги в рамках Таможенного союза взимаются по принципу «страны назначения» в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах. С 2018 года новый порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров, оказании услуг и выполнении работ в Таможенном союзе ЕАЭС осуществляется согласно Протоколу «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», являющимся Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (ред. от 15.03.2018 г.). Действие протокола распространяется на все товары, происходящие с территорий как перечисленных выше, так и других стран. Кроме того, обязанность по уплате косвенных налогов предусмотрена и для организаций, применяющих специальные налоговые режимы.

Таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. С 2005 г. таможенные пошлины исключены из ст. 13 Налогового кодекса РФ и согласно ст.51 Бюджетного кодекса РФ рассматриваются как неналоговые доходы федерального бюджета. С 2010 г. в целях создания единого таможенного пространства для обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и создания благоприятных условий торговли стран-участниц Союза с третьими странами вступил в силу ряд важнейших документов по таможенному регулированию на территории договаривающихся государств. С 2018 года применяются Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, перечни стран — пользователей системы тарифных преференций Союза и др.

При исчислении ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС). Единый таможенный тариф ЕАЭС — свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную ЕАЭС из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой ЕАЭС2.

1 Налоговый кодекс РФ, ст.13.

2 Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.11.2019). Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 30.09.2019).

Ставки таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от страны происхождения товаров. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения которых не известна, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуе-мой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС, увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств — членов ЕАЭС, международных договоров РФ. В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров3, происходящих из развивающихся стран пользователей единой системы тарифных преференций Союза4, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза5, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Таким образом, чтобы рассчитать ввозную таможенную пошлину по конкретному товару после расчета таможенной стоимости необходимо знать содержание шести нормативных документов.

Одним из основных нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин в РФ, является закон № 5003-1 «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. (ред. от 01.05.2019 г.). Он определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин; установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются; особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.

В соответствии с международными договорами РФ, решениями Комиссии Таможенного союза и федеральными законами РФ могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. В РФ такими законами являются федеральные законы №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. (ред. от 01.05.2019 г.) и №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. (ред. от 26.07.2017 г.).

Таможенные сборы — обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров, а также за совершение иных действий, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и (или) законодательств государств-членов Евразийского

3 О перечне товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции. Решение Совета Евразийского экономического союза от 13.01.2017 № 8 (ред. от 30.09.2019).

4 Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 (ред. от 23.04.2015 г.).

5 Перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130.(ред.от 06.04.2016 г.).

экономического союза6. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

В соответствии с федеральным законом № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации…» к таможенным сборам относятся:

• таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции);

• таможенные сборы за таможенное сопровождение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• таможенные сборы за хранение.

Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость, от правильности исчисления которой зависит величина таможенных платежей, подлежащих уплате при осуществлении экспортно-импортных операций участниками внешнеэкономической деятельности. Таможенная стоимость — это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза ЕАЭС, регламентируется Таможенным кодексом ЕАЭС, при вывозе с территории государства — участника Союза — в соответствии с законодательством государства-участника. В РФ таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» (ред. от 12.08.2015 г.). Для защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в РФ товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгру-зочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ7.

В основе таможенной стоимости товара лежит контрактная цена, другими словами, цена сделки, на размер которой большое влияние оказывают условия поставки, которые устанавливают как обязанности и затраты сторон, так и переход рисков. При указании в контракте его общей суммы и цены за единицу товара, выраженных в валюте цены, рекомендуется приводить краткое наименование базиса поставки. Базисные условия поставки выработаны международной практикой и предусмотрены в «Инкотермс-2010» — Международных правилах заключения договоров купли-продажи, издаваемых и редактируемых Международной Торговой Палатой ООН. С 2020 года вступает в силу Инкотермс-2020. В двух последних документах определены 11 условий поставки. В предыдущей редакции «Инкотермс-2000» базисы поставки были разделены на четыре группы: группа E — «Отгрузка» (EXW), группа F — «Основная перевозка продавцом не оплачена» (FCA, FAS, FOB), группа C «Основная перевозка оплачена продавцом» (CFR, CIF, CPT, CIP) и группа D «Прибытие» (DAF, DES, DEQ,DDU, DDP). В документах «Инкотермс- 2010», «Инкотермс-2020» представлена другая классификация условий поставок — «Правила для любого вида или видов транспорта» и «Правила для морского и внутреннего водного транспорта». Правила для любого вида транспорта могут применяться для автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта, а также для прямых смешанных перевозок (мультимодального транспорта). Базисные условия поставки определяют момент

6 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, ст. 47.

перехода права собственности на товар от продавца покупателю, а значит, и риска его случайной гибели; устанавливают, кто, продавец или покупатель, организует перевозку товара, его погрузку; кто оплачивает расходы по страхованию товара, производит таможенную очистку товара и т. д. Иными словами, базис поставки обусловливает, какие расходы при реализации товара берет на себя грузоотправитель, а какие — грузополучатель. Инкотермс-2020 может применяться как при международной торговле, так и при торговле внутри таможенных союзов и отдельных стран.

Таможенная процедура — это совокупность положений, определяющих совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза, а также статус товаров для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Евразийского экономического союза или за ее пределами.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур8: 1) выпуск для внутреннего потребления; 2) экспорт; 3) таможенный транзит; 4) таможенный склад; 5) переработка на таможенной территории; 6)переработ-ка вне таможенной территории; 7) переработка для внутреннего потребления; 8) временный ввоз (допуск); 9) временный вывоз; 10) реимпорт; 11) реэкспорт; 12) беспошлинная торговля; 13) уничтожение; 14) отказ в пользу государства; 15) свободная таможенная зона; 16) свободный склад; 17) специальная таможенная процедура. По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом ЕАЭС и вышеназванным Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации…». Размер и порядок уплаты таможенных платежей зависит от выбранной таможенной процедуры, что полезно знать финансовым работникам предприятий.

Таким образом, порядок исчисления и уплаты таможенных платежей при пересечении товарами таможенной границы Евразийского экономического союза представляет сложный процесс, регулируется многочисленными нормативно-правовыми документами, что требует высокой квалификации персонала участников внешнеэкономической деятельности. Также при оформлении экспортно-импортных операций следует знать также о нетарифных методах их регулирования как лицензирование, сертификация, квотирование и другие, которые предполагают дополнительные финансовые издержки, что необходимо учесть при планировании экспортно-импортных поставок товаров.

8 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза , ст.127.

Библиографический список

1. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс- 2010». Публикация Международной торговой палаты.

2. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс — 2020». Публикация Международной торговой палаты.

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017).

4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астана, 29.05.2014г.) (ред. от 15.03.2018).

5. Протокол «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (ред. от 15.03.2018).

6. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.11.2019). Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54 (ред. от 30.09.2019).

7. Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 6.04.2016 г. № 47.

8. О перечне товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции. Решение Совета Евразийского экономического союза от 13.01.2017 г. № 8 (ред. от 30.09.2019).

9. Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130 (ред. от 23.04.2015).

10. Перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130 (ред. от 06.04.2016).

11. Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 (ред. от 29.04.2019).

12. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019).

13. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.

14. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2: Федеральный закон от 05.08.00 г. № 117-ФЗ.

15. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

16. О таможенном тарифе. Закон РФ от 21.05.93 г. № 5003-1 (ред. от 21.05.2019).

19. Об утверждении правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 г. №191 (ред. от 12.08.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение». Постановление Правительства РФ от 11.09.2018 г. № 1082.

21. Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 754 (ред. от 07.09.2019).

Внешнеэкономическая деятельность субъектов связана с передвижением товаров через границу. Мировая практика предусматривает, что при импорте, экспорте, транспортировке грузов по территории страны импортеры-участники внешнеэкономической деятельности обязаны вносить установленные таможенным законодательством государства платежи. В зависимости от вида и направления перевозки взносы могут быть ввозными (при импорте), вывозными (для экспортируемых товаров), а также при перемещении через территорию нескольких стран – транзитными. При импорте товаров на таможне оплачивается ввозная пошлина, о которой пойдет речь далее.

Ввозная таможенная пошлина: что это такое?

Есть четкое определение ввозной таможенной пошлины (или по-другому – импортной). Так называется вид платы, взимаемый за грузы, которые ввозят на территорию другого государства. Эта разновидность платежа является обязательной и применяется во всех странах, в том числе России и других государствах ЕАЭС. Процедура и тарифы оплаты импортной пошлины в последних странах регулируются положениями ТК ЕАЭС. Данный вид пошлины вносится на таможенном пункте импортером-участником ВЭД при ввозе продукции через границу в страну. Целью этой разновидности сбора является регулирование ввоза иностранных товаров и защита отечественных производителей от конкуренции, а также пополнение бюджета страны.

Импортная пошлина, так же, как и экспортная, является базовой разновидностью сборов, которые взимаются с продукции коммерческого назначения, перемещаемой через границу, но не единственным. При импорте в страны ЕАЭС подлежат сбору и другие платежи, являющиеся косвенными. Различные типы сборов и таможенных пошлин, в том числе и ввозной, формируются Таможенным Кодексом ЕАЭС, определение размеров НДС и акцизов происходит по Налоговому Кодексу РФ. Какие бывают косвенные платежи?

  • НДС. Процедуру, размеры взноса налога устанавливают и регламентируют положения налогового законодательства России и ТК ЕАЭС.
  • Акцизные сборы, применяемые при ввозе подакцизной продукции: сигарет, алкоголя и любого спиртосодержащего груза , автомобилей, различных видов топлива и горюче-смазочных материалов и др. Полный список товаров помещен в НК (Налоговом Кодексе) России.
  • Таможенные сборы. Взносы за оформление груза, ввозимого на территорию государства.

Внимание! Ввозную или импортную таможенную пошлину по закону положено взимать только с продукции, предназначенной для внешнеэкономической деятельности. Грузы, ввозимые лицами с целью личного пользования, могут ограничиваться по количеству, но не облагаются импортными взносами.

Какие бывают виды ставок таможенных пошлин?

Виды таможенных платежей при импорте бывают различными: в зависимости от вида и характеристик перемещаемого в страну груза в Российской Федерации при расчете применяют несколько видов ставок ввозных пошлин. Классификация этого вида платежей закреплена в ЕТТ (Едином Таможенном Тарифе) ЕАЭС. В соответствующем законе РФ «О едином таможенном тарифе» предусматривается три типа ставок импортных пошлин, которые отличаются по способу расчета: специфический, адвалорный (или стоимостный) и комбинированный тип, сочетающий две ставки в одном.

Адвалорная ставка

Второе название этой ставки – стоимостная, так как при ее исчислении за основу берется таможенная стоимость товара. Такую ставку взимают с продукции одной категории с отличающимися характеристиками, каждое наименование предусматривает свою сумму, которая варьируется в пределах 0 — 30% от стоимости груза. Размеры этой ставки могут увеличиваться или уменьшаться, когда нужно защитить производителя. Как правило, официальными органами адвалорная ставка уменьшается или увеличивается на фиксированное время. Таможенная стоимость товара при этом тщательно проверяется.

Ввозная пошлина на таможне с применением адвалорной ставки рассчитывается по формуле СП = ТС х АС, где СП – итоговая сумма пошлины к оплате, ТС – показатель таможенной стоимости, АС – процент-показатель адвалорной ставки. При исчислении этой величины используют размер стоимостной ставки, действующий во время заполнения таможенной декларации.

Например, в Россию импортируется партия стирального порошка Ariel. В декларации плательщиком указывается таможенная стоимость ввозимого груза в 30000 рублей. Величина адвалорной ставки для этой категории товара 6,5%. Итоговая сумма к оплате ввозной таможенной пошлины при таких исходных данных равна 19500 рублей. При расчете все показатели исчисляются в валюте страны, куда ввозится товар, – в данном случае в рублях.

Важно! Адвалорная ставка рекомендуется ВТО как наиболее удобный вид начисления ввозной пошлины, который используется во всех странах. Ее выгоднее всего применять при импорте дорогих грузов – техники, наукоемких товаров.

Преимущества адвалорной ставки в получении минимальных убытков при неуплате пошлины и препятствовании ввоза низкокачественной продукции. Недостаток – в том, что пошлина, внесенная на таможне, может значительно увеличить стоимость товара для покупателя.

Специфическая ставка

Так называемые специфические ставки не имеют зависимости от цены груза. Они начисляются в валюте – евро (€) или долларах ($) за определенную единицу продукции – показатели веса, массы, количества, объема и мощностей (для двигателей). Размеры специфических ставок четко фиксированы законодательно и не изменяются в связи с ценовой политикой, инфляцией или другими экономическими показателями. Например, за количество в 1000 сигар начисляется специфическая ставка в размере 7 евро, за один килограмм риса – 0,07евро.

Определить ввозную пошлину по специфической ставке можно, пользуясь такой формулой:

СП = КП х СС х КВ, где СП – сумма импортной пошлины к оплате, КП – количество ввозимой продукции, СС – ставка, КВ – курс валюты в Центробанке РФ на момент исчисления пошлины. Например, ввозятся резиновые сапоги, 300 пар, по специфической ставке 0,75 € за пару. Определяем курс Центробанка во время подачи таможенной декларации – 70 рублей за 1€. Ввозная пошлина – 300 х 0,75 х 70 =15 750 руб.

Специфическая ставка удобна для государства своей стабильностью: намеренно занизить стоимость, чтобы уменьшить сумму налогообложения не получится.

Комбинированная ставка

Определение говорит само за себя: это ставка, которая исчисляется на основании адвалорной (процентной) и специфической (фиксированной) составляющих. Если ввозная пошлина оплачивается на основе комбинированной ставки, итоговая сумма исчисляется в такой последовательности:

  1. Производится расчет по стоимостной ставке.
  2. Основой для второго расчета пошлины является специфическая ставка.
  3. Затем результаты либо суммируются (так называемая кумулятивная пошлина), либо чаще всего оплата выполняется в соответствии с большей из получившихся величин (альтернативной ставкой).

Комбинированная ставка четко устанавливается в таможенных бумагах таким образом: 13% стоимости продукта, однако не меньше, чем 3 € за определенную законодательством единицу продукции.

Внимание! К некоторым видам продукции применяемы другие типы ставок: для сельскохозяйственной продукции – сезонные; для иностранных товаров, конкурирующих с российскими, – антидемпинговые; для товаров, при изготовлении которых используются субсидии, – компенсационные. Данные виды ставок не являются таможенными и применяются исключительно по решению правительства РФ.

Ввозные таможенные пошлины для физических лиц

Физлица, ввозящие в государство продукцию, которая попадает под определение «товары для личного использования», не декларируют данный товар и не платят за его импорт на территорию РФ ввозную пошлину. Тем не менее, для такой категории грузов применяются ограничения. Суммарная стоимость товаров для личного пользования физлиц, ввозимых транспортом наземного сообщения, не должна превышать 1500 €, а весовое значение – 50 килограммов. Если товар ввозится авиатранспортом, без оплаты пошлины можно импортировать продукцию на сумму до 10 тыс. €. Если установленные квоты превышены, физическое лицо оплачивает ввозную пошлину за тот объем груза, который превысил норму.

Пересечь границу с товаром физлицо может через так называемый в таможенной практике «красный коридор» (для тех, кто провозит продукцию, которую необходимо декларировать с последующей оплатой пошлины) или «зеленым коридором» (если на груз не требуется составление декларации). Но по законодательству таможенник в любом случае наделен правом потребовать провозимый товар к досмотру.

Важно! Следует принять к сведению, что количество товара, импортируемого физлицом, тоже учитывается. Если турист провозит, например, 25 флаконов одинаковых духов, ответственный сотрудник таможни может потребовать задекларировать груз и оплатить пошлину при возникшем подозрении на провоз продукта с коммерческой целью.

Возникли проблемы в сфере ВЭД? Не знаете как их решить с наименьшими затратами?

Обратитесь к профессионалам EIG, ведь решение проблем ВЭД — это наша работа!

Получить расчет Задать вопрос

Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20

Либо посредством электронной почты — info@east-import.com

Ввозная таможенная пошлина на ввоз автомобилей в Россию

Импорт транспортных средств на территорию страны облагается ввозными таможенными пошлинами, на расчет которых влияют следующие факторы:

  • юридический статус импортера (юрлицо или физлицо);
  • цель импорта;
  • цена авто;
  • год изготовления транспортного средства;
  • тип ТС;
  • объем и мощность мотора.

При растаможке транспортных средств оплачивается импортная пошлина, сборы за оформление на таможне, акциз, НДС, утилизационный сбор. НДС и акцизные взносы оплачиваются только юрлицами. На взносы за таможенное оформление оказывает влияние стоимость авто: сумма варьируется от 500 до 100 тыс. рублей. Чтобы вычислить сумму утилизационного сбора, нужно базовую ставку (150 тыс. рублей) умножить на коэффициент, который различается в зависимости от года изготовления авто и объема его двигателя.Так, для авто «моложе» 3-х лет коэффициент составляет 1,3-9,08, для машин старше – 6,1-35,01.

От мощности мотора зависит сумма акциза, которая с авто до 90 л. с. не взимается. Свыше и до 150 л. с. – за каждую единицу (л.с.) платят от 45 руб., а если мощность авто превышает 500 л. с., акциз вырастает до 1302 рубля.

Таможенная импортная пошлина составляет 23-25% — для машин возрастом до 7 лет, свыше этого показателя – 1,4-3,2 € за каждый куб/см объема двигателя. НДС – 18% слагаемых: цены автомобиля, пошлины и акцизного сбора.

Внимание! Таможенные импортные ставки не связаны со страной-производителем авто. С целью личного пользования разрешается ввозить не более 1 машины ежегодно. Растаможиваются любые ТС, независимо от способа, которым они были ввезены в страну.

Нужно ли оплачивать НДС и акцизы?

Кроме импортной пошлины, участником ВЭД вносятся и другие платежи – НДС, а при необходимости и акцизы. Взимание данных платежей регулируется ТК ЕАЭС и НК РФ. Базой, на основе которой насчитываются налоги, является количество продукции и ее таможенная стоимость. Что касается ставок НДС, их величины две – 10% или 20% (с 01 января 2019), которые варьируются от типа импортируемой продукции. К большинству товаров применяют налог 20%, льготный – 10% — к некоторым детским товарам и видам продовольствия. Узнать, какие товары подлежат уплате НДС, можно в списке ЕТТ по коду ТН ВЭД. Освобождены от взимания НДС определенные виды грузов:

  • медицинское оборудование для диагностики и лечения, препараты и сырье для их производства;
  • грузы гуманитарной помощи (если они не попадают под акцизы);
  • музейные экспонаты, объекты национального культурного наследия, в том числе и отечественного;
  • литература всех видов, предназначенная для библиотек и музеев;
  • необработанные алмазы;
  • кинозаписи для просветительских целей;
  • оборудование иностранного производства, аналогичное которому в РФ не изготавливается, и запчасти к нему;
  • иные категории продукции, указанные в ст. 150 НК России.

Акцизные сборы касаются некоторых категорий товаров, которые перечислены в Налоговом Кодексе РФ ст.193, а также в Письме ФТС России от 29.12.2017 N 01-11/75571. Это алкоголь, табачные изделия, транспорт и другие виды товаров: при ввозе продукции действуют акцизные сборы на ту же продукцию, что и на отечественном рынке.

Льготы и освобождения от таможенных платежей

При расчете импортных таможенных пошлин предусматриваются некоторые льготы и так называемые тарифные преференции. Последние отличаются тем, что их применяют при ввозе продукции в отношении развивающихся и неразвитых государств, находящихся в зоне свободной торговли со странами-членами ЕАЭС. Цель преференций – предоставление более выгодного положения на внутренних рынках по сравнению с товарами развитых государств, для содействия развитию отстающих стран.

Тарифные преференции при импорте груза в Россию предоставляются следующим категориям:

Внимание! Под действие тарифной преференции попадают не все виды товаров, а определенные категории, включенные в перечни, где указаны группы и позиции ТН ВЭД. Для развивающихся и менее развитых стран перечень такой продукции регламентирован решением ЕЭК №8 от 13.01.2017.

Тарифные льготы отличаются от преференций тем, что первые предоставляются не конкретной стране-производителю. Для применения льгот учитывается предназначение и цель импорта товара. Под данную категорию подпадают грузы:

  • ввозимые лицами, обладающими правом беспошлинного импорта;
  • предназначенные для личного пользования;
  • относящиеся к гуманитарной, безвозмездной помощи;
  • оборудование для ликвидаций последствий аварий и стихийных бедствий;
  • импортируемые физическими лицами (не для коммерческого использования).

Внимание! Тарифные квоты, которые вводятся ежегодно на отдельные виды импортируемой сельскохозяйственной продукции, предусматривают ставки пошлины, ниже базовой.

Как рассчитать размер ввозной таможенной пошлины?

Основой для расчета ввозной таможенной пошлины служит ЕТТ (единый таможенный тариф). В первую очередь, чтобы рассчитать импортную пошлину, нужно определить код товара по ТН ВЭД. Итоговая сумма будет зависеть от вида применяемой ставки и таможенной стоимости груза. Таким образом, ввозную таможенную пошлину можно рассчитать по адвалорной, специфической или комбинированной ставкам.

Расчет по адвалорной ставке

Формула исчисления по адвалорной ставке выглядит так:

ВП = ТС х АС/100, где ВП – ввозная пошлина, ТС – таможенная стоимость товара, АС – адвалорная ставка в процентах. Пример: ввозится пленка полиэтиленовая, код ТН ВЭД 3920108900. Таможенная стоимость 200 тыс. рублей, адвалорная ставка 6,5%. Ввозная пошлина будет равна 200000 х 6,5 : 100 = 13000 рублей.

В специфической ставке, взятой за основу вычислений, указывается количество товара, поэтому формула вычислений импортной таможенной пошлины следующая.

ВП = СС х КВ х КТ, где СС – специфическая ставка в евро, КВ – курс валюты в рублях по Центробанку, КТ – количество товара. Пример: ввозимый продукт – пиво производства Германии, код 2203001100. Количество 200 литров, специфическая ставка за литр 0,018 евро. Курс Центробанка РФ на момент подачи декларации 75 рублей за евро. 0,018 х 75 х 200 = 270 рублей.

При применении комбинированной ставки вычисляется ввозная пошлина по адвалорной, затем по специфической ставке, а затем выбирается больший показатель. Например, мебель для сидения под кодом ТН ВЭД 9401000000. Единый тариф ЕАЭС предлагает два значения ставок – 10% или 0,08 евро/кг. Таможенная стоимость груза 10 тыс. рублей. Вес товара 6 кг. Адвалорная ставка после проведения расчетов составит тысячу рублей, специфическая – 36 рублей. Таким образом, для ввозной таможенной пошлины выбирается большая величина – 1000 рублей.

Важно! Сумму таможенных платежей, в том числе ввозной пошлины, участник ВЭД исчисляет самостоятельно. Чтобы вовремя и без проблем ввезти и оформить товар, нужно подробно ознакомиться с таможенным законодательством или обратиться к компетентным таможенным представителям.

Сроки и порядок уплаты ввозных таможенных пошлин

Процедура взноса таможенных платежей, в том числе и ввозных пошлин, начинается с момента оформления декларации, хотя по желанию декларанта, оплату можно вносить и до подачи документа. Сроки уплаты импортной таможенной пошлины четко фиксированы: сумма должна быть внесена не позднее 15 суток после предъявления груза на таможне. Оплата производится в отечественной валюте или евро, в кассе или переводом на счет.

Ввозная импортная пошлина не засчитывается в оплату других сборов и зачисляется на один счет. В некоторых случаях возможна рассрочка или отсрочка таможенных платежей, в том числе и ввозной пошлины. Для инициации этой процедуры плательщик подает в таможенный орган соответствующее заявление. После в течение 15 дней таможенный орган должен принять решение. При положительном решении декларант должен понимать, что ему придется заплатить дополнительные проценты за оказанную услугу рассрочки/отсрочки. Проценты должны быть оплачены в срок до последнего дня прекращения обязательств по уплате пошлины.

Как Вы видите — рассчёт и оплата пошлин требует определённых навыков как в рассчёте так и в знании законодательства. Увы, но порой это отнимает достаточно большое количество времени. Однако, нет проблем, которых нельзя решить тем или иным методом!

Если Вы хотите сохранить свои нервы, получить свободное время и даже сократить издержки — Вы можете обратиться к нам — таможенному брокеру East Import Group, и мы поможем Вам как с рассчётом ввозной таможенной пошлины, так и с другим таможенным оформлением!

Связаться с нами



Таможенная пошлина является обязательным, безвозмездным, нецелевым формально (юридически) неналоговым платежом, которому присущи признаки налога.

Легальное определение таможенной пошлины приводится в п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе». Согласно указанной статье таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования ВЭД в экономических интересах РФ.

— именно Таможенным кодексом регулируются основы отношений в сфере таможенного дела, следовательно, определение таможенной пошлины должно найти место в ТК РФ;

— легального определения пошлины вообще как налогового платежа нет и в Налоговом кодексе. Вместе с тем это понятие должно быть, поскольку пошлина как категория имеет отличительные признаки, как от налога, так и от сбора. Более того, в ст. 333.16 НК РФ «Государственная пошлина» установлено, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Таким образом, законодатель (на примере государственной пошлины) не разводит такие понятия, как «пошлина» и «сбор». Одновременно мы видим, что на примере таможенных платежей эти понятия разводятся, и это не случайно, поскольку пошлине (в отличие от сбора) должен быть присущ такой признак, как эквивалентность платежа (сбор же взимается в твердой сумме).

Для более четкого понимания природы таможенной пошлины следует еще раз вернуться к дискуссии о ее экономической сущности. Так, многие ученые (как дореволюционные, так и современные) теоретически считают таможенную пошлину косвенным налоговым платежом.

Взаконодательстве (ст. 322 ТК РФ) говорится о налоговой базе для исчисления таможенных пошлин, то есть о стоимостной, физической или иной характеристике объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Таким образом, законодатель не последователен, допуская коллизию норм, что говорит о необходимости внесения изменений в действующее законодательство:

— во-первых, для приведения в соответствие норм бюджетного, налогового и таможенного законодательства (если остаться на позиции бюджетного законодательства, установившего, что таможенная пошлина является неналоговым платежом);

— во-вторых, представляется не случайным, что до 2005 г. таможенная пошлина де-юре была отнесена к налоговым платежам. Если логически проанализировать статьи гл. 28 и 29 ТК РФ, то мы увидим наличие основных элементов налоговой модели (ст. 17 НК РФ). Так:

— ст. 328 ТК РФ устанавливает плательщиков таможенных пошлин;

— ст. 322 ТК РФ — объект обложения таможенными пошлинами;

— ст. 323 ТК РФ — базу для целей исчисления таможенной пошлины;

— ст. 324 ТК РФ — порядок исчисления таможенных пошлин;

— ст. 331 и 329 — порядок и сроки уплаты таможенных пошлин.

Согласно ст. 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Мы видим, что отсутствуют такие элементы налоговой модели, как:

— налоговый период (период формирования налоговой базы). Это объясняется тем, что таможенная пошлина носит нерегулярный (возможно, разовый) характер;

— налоговая ставка. В ст. 325 ТК РФ (п. 2) установлено, что ставки по таможенным пошлинам применяются (по общему правилу) в соответствии с таможенным тарифом Российской Федерации, который утверждается постановлениями Правительства РФ.

Таким образом, мы видим, что таможенная пошлина де-юре имеет все же существенные отличия как от налога (невозможно, в частности, установить период формирования налоговой базы, и ставки устанавливаются не НК РФ, а постановлениями Правительства РФ), так и от сбора (присутствует признак эквивалентности). Это говорит о том, что, как нам представляется, следовало бы признать, что таможенная пошлина, не будучи налогом (нет регламентации всех элементов налоговой модели) или таможенным сбором, является налоговым платежом особого вида, т.е. пошлиной.

Только требованиями финансовой политики можно объяснить тот факт, что в настоящее время таможенная пошлина относится к неналоговым платежам, поскольку это квазиналоговый платеж в виде пошлины. Возможно, в дальнейшем ситуация изменится.
Итак, в настоящее время взимание таможенной пошлины регулируется ТК РФ, Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями), ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ст. 19 подчеркиваются протекционистская и регулирующая функции таможенной пошлины), ФЗ от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (сделан акцент на регулирующей функции). Обратим внимание на то, что налог выполняет прежде всего фискальную функцию.
Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.
Часть 2 ст. 3 устанавливает, что ввозные и вывозные таможенные пошлины могут использоваться в качестве специальных экономических мер.
Поскольку таможенная пошлина является платежом, носящим квазиналоговый характер, а также, учитывая тот факт, что законодатель в статьях ТК РФ установил отдельные обязательные элементы указанного платежа, рассмотрим их подробнее.
Так, в ст. 328 ТК РФ установлены плательщики таможенных пошлин — декларанты и иные лица (от имени декларанта может выступать таможенный брокер). Вместе с тем в соответствии со ст. 16 и 126 ТК РФ декларантами при перемещении товаров через таможенную границу РФ в коммерческих целях могут быть только российские лица. Одновременно в п. 2 ст. 328 ТК РФ установлено, что любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины за декларанта.
В соответствии со ст. 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Думается, что объектом являются не сами товары, а юридический факт их перемещения (по аналогии с налоговым законодательством), а товары являются предметом обложения.

В соответствии со ст. 322 ТК РФ базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Методы определения таможенной стоимости содержатся в ст. 19 — 24 Закона РФ «О таможенном тарифе». К этим методам относятся следующие их виды:

1) метод по стоимости сделки с ввозимым товаром;

2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метод по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метод вычитания;

5) метод сложения;

6) резервный метод.

Перечисление методов в таком порядке не случайно. Любой из них может быть применен только в том случае, если не могут быть использованы предыдущие. Исключение сделано для методов 4 и 5, которые могут применяться в любой последовательности (ст. 18 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

Как уже было указано выше, поскольку таможенная пошлина не является налогом, для нее не может быть установлен налоговый период.

Ставки таможенных пошлин устанавливают их величину на единицу обложения. В РФ применяются три вида ставок таможенных пошлин:

— адвалорные ставки устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товаров;

— специфические ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара;

— комбинированные ставки сочетают адвалорный и специфический виды таможенного обложения.

Ставки таможенных пошлин утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 324 ТК РФ таможенные пошлины исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 295 ТК РФ). При выставлении требования об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 ТК РФ исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.

Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин установлены в ст. 331 и 329 ТК РФ.

Так, порядок уплаты таможенных пошлин по общему правилу (ст. 331 ТК РФ) предусматривает, что они уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте.
Сроки уплаты установлены в ст. 329 ТК РФ. При этом в ТК РФ установлены различные конкретные сроки уплаты таможенной пошлины, например:

— не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия — при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 1 ст. 329 ТК РФ);

— не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита — в случае если декларирование товаров производится не в месте их прибытия (п. 1 ст. 329 ТК РФ);

— не позднее дня подачи таможенной декларации — при вывозе товаров (п. 2 ст. 329 ТК РФ);

— и другие.

Следует иметь в виду, что помимо таможенных пошлин в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 7) предусмотрены такие виды пошлин, как:

— специальная пошлина;

— антидемпинговая пошлина;

— компенсационная пошлина.

Вместе с тем указанные виды пошлин, являющиеся разновидностями специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, не относятся к таможенным платежам.

Перейдем далее к анализу правового регулирования таможенных сборов. Так, в отличие от пошлины таможенные сборы относятся к обязательным платежам, предполагающим возмездный характер (в виде услуг, оказываемых таможенными органами в процессе таможенной процедуры) и носят тот же пограничный характер, что и таможенные пошлины.

Легальное определение таможенного сбора содержится в ст. 11 (п. 31) ТК РФ. Так, таможенный сбор — это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. В соответствии со ст. 51 БК РФ (п. 1) «неналоговые доходы федерального бюджета» таможенные сборы по нормативу на 100% уплачиваются в федеральный бюджет.

В сущности, хотя таможенные сборы относятся к неналоговым доходам де-юре, фактически в соответствии с определением сбора, представленным в ст. 8 НК РФ, они полностью, на наш взгляд, соотносятся с понятием сбора как налогового платежа.

В соответствии со ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

По мнению некоторых авторов, таможенные сборы являются возмездным платежом за услуги, оказанные таможенными органами. Однако, учитывая изложенное выше, по своей юридической природе таможенные сборы являются именно сборами, а не платой за публичные услуги таможенных органов. В этой связи, на наш взгляд, они, как и таможенная пошлина, представляют собой особый институт парафискалитета (квазиналоговые платежи).

В соответствии со ст. 357.1 «Виды таможенных сборов» ТК РФ к таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за таможенное оформление;

2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

3) таможенные сборы за хранение.

В соответствии со ст. 357.5 ТК РФ плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена обязанность уплачивать таможенные сборы. Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы.

На основании ст. 357.3 ТК РФ таможенные сборы по общему правилу исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно в валюте Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 357.4 ТК РФ для целей исчисления сумм таможенных сборов за:

— таможенное оформление — применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом;

— таможенное сопровождение — применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом;

— хранение — применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

Сроки уплаты таможенных сборов зависят от их вида (ст. 357.6 ТК РФ). Так, таможенные сборы за:

— таможенное оформление — должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации;

— таможенное сопровождение — должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения;

— хранение — должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.

В соответствии со ст. 357.7 «Порядок и формы уплаты таможенных сборов» ТК РФ таможенные сборы уплачиваются по правилам и в формах, которые установлены ТК РФ в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов:

— за таможенное оформление — при декларировании товаров;

— за таможенное сопровождение — при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита;

— за хранение — при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

Таковы общие положения правового регулирования таможенных пошлин и сборов нормами финансового и таможенного законодательства Российской Федерации.

/ Для физических лиц

В отношении товаров, ввозимых/вывозимых физическими лицами, могут быть использованы следующие порядки взимания таможенных платежей:

— полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов;
— с применением единых ставок таможенных пошлин;
— в виде совокупного таможенного платежа.

Полное освобождение от уплаты таможенных платежей

Полное освобождение от уплаты таможенных платежей применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

— перемещение товаров через таможенную границу происходит в сопровождаемом или несопровождаемом багаже;
— общая стоимость товаров не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро и общий вес которых не превышает 50 кг включительно;
— количество товаров, ограниченных для перемещения не превышает установленных норм.

Без уплаты таможенных платежей физические лица могут ввозить при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации.

Освобождаются от таможенных пошлин также перевозимые физическими лицами алкогольные напитки и пиво, в объеме не более 3 литров на человека (достигшего 18-летнего возраста). В случае превышения этого объема (при перевозке от 3 до 5 литров спиртного), таможенные пошлины взимаются по единой ставке 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра.

Беспошлинно провозятся также табак и табачные изделия в таких пределах: не более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 граммов табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов, в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Физические лица, признанные в установленном порядке , а также переселяющиеся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства или возвращающиеся после работы за границей граждане государств-членов таможенного союза, могут ввозить бывшие в употреблении товары (за исключением ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, при условии приобретения товаров, упомянутыми физическими лицами, до въезда на территорию ТС.

Не требуется оплата пошлин и за товары для личного пользования, полученные физическим лицом государства-члена таможенного союза в наследство за пределами таможенной территории таможенного союза.

Физические лица могут получать пересылаемые в товары без уплаты таможенных пошлин, налогов, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одного месяца в адрес одного получателя, не превышает 1 000 евро и общий вес которых – не более 31 кг.

Применение единых ставок таможенных платежей и совокупного таможенного платежа

Перемещение товаров через таможенную границу (за исключением транспортных средств) с уплатой таможенных платежей по единым ставкам может быть осуществлено, в случае если ввоз/вывоз товаров осуществляется физическими лицами в сопровождаемом или несопровождаемом багаже в личных, не коммерческих, целях.

В случае превышения стоимости перемещаемых товаров физическими лицами, в личных, не коммерческих целях, суммы в 1500 евро и/или веса в 50 килограмм, единая ставка таможенного платежа составит 30% в части этого превышения, но не менее 4 евро за 1 килограмм. Более подробная информация содержится в . Там же представлен перечень ставок таможенных пошлин для временно ввозимых товаров и случаи применения к перемещаемым товарам совокупного таможенного платежа.

Под совокупным таможенным платежом следует понимать уплату таможенных пошлин, налогов и сборов без разделения на составляющие, в виде общей суммы.

Для расчёта совокупного таможенного платежа, ставки налогов, пошлин и сборов определяются законодательными актами Таможенного союза, применяемыми при перемещении товаров через таможенную границу участниками внешнеэкономической деятельности. Эти ставки определяются в соответствии с кодами товаров по ТН ВЭД ТС.

Таможенные сборы

Согласно , с физических лиц взимаются таможенные сборы за таможенное оформление в размере 250 рублей. При условии, что товары (в том числе товары, пересылаемые в адрес физического лица) перемещаются через границу Таможенного союза в личных, не связанных с коммерческой деятельностью целях.

Исключение составляют легковые автомобили. Таможенные сборы на данный вид товаров зависят от их стоимости, о чём подробно описано в наших

Указом Главы государства от 2 июня 2020 г. № 188 вносятся изменения в Указ от 10 апреля 2019 г. № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов».

Изменениями предусмотрено, что норма об однократном возмещении из республиканского бюджета 50 % таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию Беларуси в течение года одного транспортного средства (ТС) для личного пользования, распространяется не только на лиц, имеющих инвалидность I либо II группы, и родителей (усыновителей, удочерителей) в многодетных семьях, но и на родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов (попечителей) детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Это позволит поддержать семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, в том числе будет способствовать обеспечению независимого образа жизни семей, нуждающихся в регулярном посещении медицинских, реабилитационных, образовательных и иных учреждений. Документ позволит родителям (усыновителям, удочерителям), опекунам (попечителям) детей-инвалидов минимизировать расходы на уплату таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых ими на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь транспортных средств для личного пользования.

Действие Указа № 188 не распространяется на таможенные пошлины, налоги, уплаченные в отношении транспортных средств, выпущенных в свободное обращение до вступления его в силу.

Документы для возмещения таможенных пошлин, налогов необходимо предоставлять при таможенном декларировании ТС или в течение 1 года со дня его выпуска в свободное обращение в таможенный орган, осуществивший такой выпуск.

Другие новости Pravo.by.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».

Пошлина таможенная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *