Военнообязанная медсестра

Одна из популярных поговорок, которую часто вспоминают родители подростков, – «Малые детки – малые бедки, а большие детки – большие и бедки». Иногда «бедки» несовершеннолетних становятся поводом для беспокойства не только родителей, но и государства. Как меру профилактики правонарушений власти используют учет в полиции несовершеннолетних граждан, попавших в зону риска. В обиходе, еще с советских времен, эта меру воздействия называют «учет в детской комнате милиции (сейчас – полиции)».

С какого возраста ставят на учет в детскую комнату полиции

Законодательством не оговаривается нижняя возрастная граница, по достижении которой официальна разрешена постановка на учет детской комнаты полиции. Все зависит от того, насколько тяжелое преступление совершил ребенок. Сегодня известны случаи, когда подростки и даже дети намеренно совершали жестокие проступки, приводящие к увечью или смерти жертвы. За такие поступки уголовная ответственность наступает с 14 лет, и ни о каких мерах профилактики речь уже не идет – малолетний убийца или насильник лишается свободы.

Но психика подростков до 16 лет весьма неустойчива, и не все они могут контролировать свои поступки, адекватно оценивать ситуацию с точки зрения права. Тем более что в этом возрасте трудно осознать последствия противоправных действий. Школа и родители не всегда могут справиться, в итоге такой подросток рано или поздно совершает преступления, пусть и небольшой тяжести. По результатам расследования данные передаются в специальное подразделение полиции по делам несовершеннолетних (ПДН) для принятия мер воздействия на малолетнего правонарушителя и его родителей.

С 16 лет наступает административная ответственность, предусматривающая в том числе денежную компенсацию ущерба, причиненного подростком. Но, в соответствии с пунктом 2 статьи 2.3 КоАП, несовершеннолетний гражданин может быть освобожден от ответственности с учетом его личности и обстоятельств дела. Но в таком случае тот же штраф может быть заменен иной мерой воздействия, в соответствии с федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К такой профилактической мере относится регистрация малолетнего правонарушителя в полиции.

Поэтому в общем случае, когда речь идет о мелком хулиганстве, постановка на учет в полиции несовершеннолетнего осуществляется с 16 лет, но в некоторых случаях и с 14 лет. Необходимость применения мер профилактического воздействия к подростку определяется с учетом конкретных обстоятельств, совершенных им правонарушений и его поведения.

Верхний возрастной предел для постановки на учет – 18 лет. После наступления совершеннолетия гражданин уже в полной мере отвечает за совершаемые противоправные поступки.

Основные нормативные акты, регламентирующие профилактику правонарушений среди подростков

Основные нормативные акты, регламентирующие процедуру постановки подростка на учет в детской комнате полиции:

  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – закон);

  • Приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845;

  • Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел РФ (далее – инструкция);

  • законы субъектов РФ «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Обратите внимание! В отношении подростков частью 2 статьи 1.5 КоАП установлено, что термин «правонарушение» может быть применен только в том случае, когда административная виновность доказана в установленном законом порядке и подтверждается судебным постановлением, вступившим в законную силу.

Порядок постановки на учет в полиции несовершеннолетних

Если ребенок стоит на учете в детской комнате полиции, это означает, что в отношении него был выполнен целый ряд обязательных процедур, предусмотренных законом и инструкцией. Алгоритм следующий:

  1. На подростка по факту нарушения участковый или же оперуполномоченный работник оформляет протокол. После регистрации в отделении полиции в течение трех рабочих дней протокол направляется в комиссию по делам несовершеннолетних (КДН) при местной администрации.

  1. Полиция, направляя протокол, одновременно информирует об этом родителей, опекунов или усыновителей подростка, а также органы опеки.

  1. Родители собирают характеристики на подростка, подтверждающие его благонадежность. В качестве свидетелей этому привлекаются школа, соседи, руководители кружков и секций, которые посещает несовершеннолетний. Органы опеки собирают информацию о семье, условиях воспитания и проживания подростка.

  1. КДН назначает время заседания, на которое приглашаются родители или опекуны, представители органов опеки, школы, подразделения по делам несовершеннолетних. На заседании изучаются все представленные сведения, дается оценка проступку подростка, принимается решение либо о постановке несовершеннолетнего на учет в полиции, либо о передаче его на поруки родителям и школе.

  1. На то, чтобы обжаловать решение комиссии, родителям дается 10 суток с того дня, когда они получат на руки копию постановления КДН. Жалоба также направляется на имя председателя КДН, в течение следующих трех рабочих дней эта жалоба должна быть передана на рассмотрение в судебные органы.

  1. Если суд не нашел повода для отмены постановления КДН, оно передается на согласование начальнику отделения полиции. Согласованное им постановление является основанием для постановки на учет и оформления учетно-профилактической карточки или же дела. Только после этого считается, что ребенка поставили на учет.

Основания постановки несовершеннолетних на учет

Законом определено, что, для того чтобы подростка поставили на учет в детскую комнату полиции, он должен относиться к категории несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Согласно определению, данному в законе, это значит, что одновременно должны быть выполнены следующие условия и подросток:

  1. Еще не достиг 18 лет.

  1. По причине беспризорности или безнадзорности находится в обстановке опасной для жизни, психического или физического здоровья.

  1. По тем же причинам находится в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.

  1. Регулярно совершал антиобщественные деяния или правонарушения.

Разъясним, что относится к антиобщественным деяниям и правонарушениям. Постановка на учет в детской комнате полиции последствия имеет самые серьезные, не менее серьезными должны быть и основания, по которым будущее подростка может в буквальном смысле оказаться под угрозой. Согласно пункту 49 инструкции, учетно-профилактическая карточка на несовершеннолетнего заводится, если он:

  • был замечен в неоднократном употреблении алкоголя, психотропных и наркосодержащих веществ;

  • совершил проступок, квалифицируемый как административное правонарушение;

  • занимался попрошайничеством, проституцией и бродяжничеством;

  • совершил уголовное преступление, наказать за которое его нельзя в силу возраста.

То, за что могут поставить на учет, во многом зависит не столько от факта проступка, сколько от степени его тяжести, а также от того, впервые он совершен или имеет характер рецидива. Поэтому на решение КДН повлияют сведения:

  • о том, как учится подросток, насколько успевает в школе;

  • посещает ли он факультативы, кружки и спортивные секции;

  • о его характере и склонности к совершению противоправных действий;

  • об условиях проживания и воспитания, об общем благополучии семьи.

Ребенок стоит на учете в детской комнате полиции: какие последствия

Заведение учетно-профилактической карточки на подростка автоматически делает его объектом постоянного и пристального внимания как органов полиции и опеки, так и школы.

Постановка на учет в полиции несовершеннолетних последствия имеет для подростка и его родителей самые неприятные. Во-первых, и для самого ребенка, и для семьи это клеймо неблагополучия. Во-вторых, при любом подозрении они могут стать участниками оперативно-розыскных мероприятий, если в районе были совершены аналогичные преступления. В-третьих, если в отношении подростка установлены ограничения, предусмотренные статьей 91 УК РФ, семью ежемесячно будут посещать сотрудники ПДН и органов опеки для проведения профилактических бесед.

То, что в биографии человека была постановка на учет в детскую комнату полиции, последствия будет иметь и после того, как его снимут с учета, даже если карточка была аннулирована на основании примерного поведения. В будущем для бывшего «трудного» подростка будет закрыт путь в кадровые офицеры, его не возьмут на службу в правоохранительные органы, МЧС и пожарную дружину.

Постановка на учет последствия будет иметь и в том случае, если после школы ребенок соберется поступать в престижный вуз, особенно если его выпускники работают в финансовой или банковской сфере, решают задачи, связанные с обороноспособностью страны.

Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат призывники (граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе), а также другие военнообязанные, в число которых входят:

  • мужчины, пребывающие в запасе (в том числе уволенные с военной службы);
  • офицеры запаса — выпускники вузов, успешно окончившие военные кафедры;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Женщины подлежат постановке на воинский учет, если они получили подготовку по следующим специальностям в сферах:

  • связи (монтажники, телефонисты, телеграфисты, радисты, специалисты в области радиотехники, телекоммуникаций и др.);
  • вычислительной техники (операторы ЭВМ, электромеханики по ремонту и обслуживанию ЭВМ, специалисты в области информатики, вычислительной техники и др.);
  • оптических и звукометрических средств измерения и метеорологии (метеорологи, оптики, геодезисты и др.);
  • медицины (врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал);
  • полиграфии (граверы, цинкографы, наладчики полиграфического оборудования, полиграфисты, специалисты в области издательского дела);
  • картографии, топогеодезии, фотограмметрии и аэрофотослужбы (техники, картографы, географы и др.).

Получить эти специальности возможно в системе профессионального образования, в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе Российской оборонной спортивно-технической организации — РОСТО (ДОСААФ).

Не обязаны состоять на воинском учете граждане:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности;
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами РФ.

Определенный круг лиц освобождается от воинского учета в связи со службой в иных органах и формированиях. Например, военнообязанные, принятые на должности начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете в МВД РФ.

Гражданин, подлежащий воинскому учету, обязан:

  • состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (в органе местного самоуправления);

Примечание. Офицеры запаса СВР и ФСБ РФ состоят на воинском учете в своих органах.

  • явиться по вызову (повестке) в военкомат с военным билетом (временным удостоверением) или удостоверением гражданина, подлежащего призыву на военную службу, российским паспортом и водительским удостоверением (при наличии). К повестке также приравнивается вызов соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
  • явиться в военкомат по месту жительства для постановки на воинский учет в 2-недельный срок со дня наступления следующих событий:
    • увольнения с военной службы в запас;
    • увольнения с альтернативной гражданской службы;
    • освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы;
    • получения женщиной военно-учетной специальности;
    • приобретения российского гражданства (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет);
  • сообщить в 2-недельный срок в военкомат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (должности), места жительства в пределах района или города (иного муниципального образования);
  • сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из РФ на срок свыше 6 месяцев, и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства или место временного пребывания либо по возвращении в РФ;
  • обеспечить сохранность военного билета (временного удостоверения), удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (в случае утраты в 2-недельный срок обратиться в военкомат).

Невыполнение обязанностей по воинскому учету, а также умышленная порча, уничтожение или небрежное хранение военного билета, повлекшее его утрату, наказываются предупреждением или административным штрафом в размере от 100 до 500 руб.

Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военкомата, обязаны выполнять изложенные в них требования. В период мобилизации и в военное время состоящие на учете граждане не имеют права самостоятельно выезжать с места жительства (временного пребывания). Они обязаны обратиться за разрешением к военкому с письменным заявлением, в котором должна быть указана причина выезда и новое место жительства (временного пребывания).

Офицеры запаса и граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места временного пребывания.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.

Должностные лица территориальных органов Федеральной миграционной службы проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют таких граждан в военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.

В случае неявки для постановки на учет без уважительной причины гражданин привлекается к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей.

Уважительной причиной является:

  • заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья либо участие в похоронах близкого родственника гражданина (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки, усыновителя);
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные комиссией или судом уважительными.

Эти причины снимают ответственность за неявку, однако не отменяют вызова в военкомат. При первой возможности граждане должны немедленно явиться в военный комиссариат без дополнительной повестки.

Если вина призывника в уклонении от призыва будет доказана, он подлежит уголовному наказанию в виде:

  • штрафа до 200 тыс. руб. или
  • штрафа в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев или
  • ареста на срок до 6 месяцев или
  • лишения свободы на срок до 2 лет.

Уклонение от призыва состоит в неявке гражданина в срок, указанный в повестке, в военкомат по месту своего жительства на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе, а также в неявке по вызову для отправки в воинскую часть.

Уклонение от призыва — преступление длящееся, его окончание определяется моментом задержания уклоняющегося или явкой с повинной в военкомат или милицию. Кроме неявки по повестке к уклонению от призыва относят подделку документов, представление подложных документов, уничтожение документов учетного дела призывника, похищение документов и тому подобные действия.

Предыдущая
глава

Суворова Т., эксперт журнала

Журнал «Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 4/2019

Медицинские работники учреждений здравоохранения (врачи, фельдшеры, медсестры) являются военнообязанными, поэтому в каждом учреждении должно быть организовано ведение воинского учета. Чаще всего эту обязанности поручают кадровой службе, но может быть назначен и отдельный сотрудник. Вне зависимости от того, кто в учреждении занимается воинским учетом, необходимо соблюдать соответствующие требования законодательства. Совсем недавно был принят Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ (далее – Закон № 8-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ). Согласно им с 17.02.2019 у руководителя организации и у сотрудников, ответственных за воинский учет в учреждении, появились новые обязанности. Какие именно? Узнаете, прочитав статью.

Вместо предисловия.

Для начала напомним, что воинский учет в учреждении ведется в соответствии с:

  • Законом № 53-ФЗ;

  • Положением о ведении воинского учета, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение № 719);

  • Методическими рекомендациями, утвержденными Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017 (далее – Методические рекомендации).

Последний документ наиболее четко регламентирует действия работодателя, а также определяет формы документов и обязанности работодателей в области военного учета.

В частности, работники, ответственные за ведение воинского учета в медицинском учреждении, должны будут сообщать в военкомат о сотрудниках, не вставших на воинский учет.

Чтобы определить, состоит ли гражданин, принимаемый на работу (учебу), на воинском учете, проверяется наличие соответствующих отметок в его документе воинского учета. Бывает, что такие отметки отсутствуют, особенно у граждан, переехавших из других регионов (без регистрации по месту пребывания) или же уволенных военнослужащих, служащих системы МВД.

Если при приеме на работу выявлены граждане, которые должны были встать на воинский учет, но не сделали этого, нужно:

  • направить в течение двух недель в военкомат сведения о них;

  • вручить сотрудникам, не состоящим, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военкомат.

Форма данного направления Законом № 8-ФЗ не утверждена, поэтому считаем, что оно может быть составлено в произвольной форме.

Но давайте вспомним, а какие вообще обязанности по воинскому учету работников установлены законодательством для учреждений.

Основные обязанности по ведению воинского учета.

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, – это комплекс мероприятий, реализуемых руководителями или другими должностными лицами организаций (п. 17 Методических рекомендаций). Для осуществления воинского учета нужно:

  1. Назначить ответственное за ведение воинского учета лицо. Количество работников, обеспечивающих такой учет в учреждении, определяется исходя из количества работников, состоящих на воинском учете на 31 декабря предшествующего года (п. 12, 13 Положения № 719). Например, если в учреждении трудится менее 500 работников, которые состоят на воинском учете, достаточно одного сотрудника, которому поручается ведение учета на условиях совместительства.

К сведению:

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы для обеспечения сохранности документов по воинскому учету (п. 21 Методических рекомендаций).

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета определяются приказом руководителя. Форма такого приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Проект приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположено медицинское учреждение.

Руководителям организаций рекомендовано согласовать с военным комиссаром кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направить в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет работников в организациях. Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также осуществляется, как правило, по согласованию с военным комиссариатом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.

Должностные обязанности специалистов, занимающихся воинским учетом в организации, закрепляются в трудовых договорах или должностных инструкциях.

Отметим, что если обязанности по воинскому учету поручаются кадровому работнику, это можно оформить как поручение дополнительной работы наряду с работой по трудовому договору в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. Дополнительная работа оплачивается отдельно. Размер доплаты устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

  1. Разработать, утвердить и вести следующие документы:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе (форма приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям). Такой документ издается при образовании организации и далее ежегодно перед началом календарного года;

  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (см. приложение 17 к Методическим рекомендациям). Этот план разрабатывается в течение календарного года и согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований) или с главой органа местного самоуправления сельского поселения, городского округа. План утверждается руководителем организации ежегодно перед началом календарного года;

  • картотеку личных карточек (ф. Т-2 и Т-2 ГС(МС)) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ (см. приложение 18 к Методическим рекомендациям).

Кроме того, работникам следует выдавать расписки о приеме документов воинского учета по форме, приведенной в приложении 14 к Методическим рекомендациям.

Обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учета.

Любой воинский учет работников при приеме на работу начинается с проверки документов воинского учета. Ответственный за это сотрудник проверяет наличие в паспорте гражданина РФ отметки о его отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета и записей в них, а также наличие отметки о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания.

Если отметок об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет нет, в силу п. 32 Методических рекомендаций организация обязана направить гражданина в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства или месту пребывания.

Обратите внимание:

Законом № 8-ФЗ скорректирован п. 2 ст. 8 Закона № 53-ФЗ. Теперь ясно, куда отправлять уведомление о приеме военнообязанного без регистрации. В частности, в новой редакции сказано, что отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет. При этом воинский учет граждан, не имеющих регистрации, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, которое указано в заявлении в качестве места пребывания гражданина.

После проверок документов воинского учета военнообязанных граждан заполняется раздел II «Сведения о воинском учете» личных карточек (ф. Т-2, Т-2 ГС(МС)). Этот раздел заполняется на основании военных билетов (справок взамен военных билетов, временных удостоверений, выданных взамен военных билетов) или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, аккуратно, без помарок и неустановленных сокращений, четким и разборчивым почерком. Записи должны производиться чернилами, шариковыми, гелевыми и другими ручками черного или синего цвета, а отметки о проведении сверки с документами воинского учета военных комиссариатов (органов местного самоуправления) – простым карандашом (приложение 7 к Методическим рекомендациям).

Сведения воинского учета должны быть актуальными. Для этого в силу п. 32 Положения № 719, п. 29 Методических рекомендаций необходимо:

  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан, а также в документах воинского учета соответствующего военного комиссариата муниципального образования и (или) органа местного самоуправления;

  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и сообщать о таких изменениях в военные комиссариаты (порядок информирования установлен приложением 13 к Методическим рекомендациям);

  • оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивать их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Кроме того, ответственный за воинский учет работников обязан представлять в военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления следующие сведения:

1) о приеме на работу (увольнении) граждан, подлежащих воинскому учету. Их нужно направить в течение двух недель с даты приема или увольнения. Форма, по которой направляются сведения, приведена в приложении 9 к Методическим рекомендациям;

2) о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, согласно приложению 10 к Методическим рекомендациям. Направить такую информацию нужно в течение двух недель с даты получения запроса из соответствующего военкомата;

3) о гражданах мужского пола 15- и 16-летнего возраста ежегодно до 15 сентября по форме, приведенной в приложении 11 к Методическим рекомендациям;

4) о гражданах мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, ежегодно до 1 ноября по форме, приведенной в приложении 11 к Методическим рекомендациям.

Подведем итог.

Как видим, обязанностей по ведению воинского учета немало: сверять данные, оформлять документы, взаимодействовать с военкоматами. К имеющимся с 17.02.2019 добавились еще две в отношении граждан, которые должны были встать на воинский учет, но не сделали этого: сообщить в военкомат сведения о них и вручить им направление в военкомат.

Необходимо соблюдать правила ведения воинского учета, тогда получится избежать административной ответственности. Пусть штрафы и небольшие (согласно ст. 21.4 КоАП РФ – до 1 000 руб.), но это не повод игнорировать требования законодательства.

Утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

1 января 1874 года был утвержден Закон о всеобщей воинской повинности, что позволило увеличить численность армии и создать обученные резервы.
Воинской повинности подлежало все мужское население страны, достигшее 21‑летнего возраста. Кроме того, с этого момента призыв распространялся на представителей всех национальностей, проживающих в России. В добровольном порядке поступали на военную службу офицеры, вольноопределяющиеся и охотники. Возможность продолжить её предоставлялась также нижним чинам унтер‑офицерского звания, выслужившим обязательные сроки действительной службы.

В начале XX века срок действительной службы в пехоте и пешей артиллерии составлял 3 года, в других родах сухопутных войск — 4 года, во флоте — 5 лет. Некоторым категориям граждан были предоставлены льготы. Например, срок службы для молодых людей, окончивших курс учебного заведения 1‑го разряда (а также 6 классов гимназии) был 2 года. Совершенно неспособные носить оружие по состоянию здоровья и вовсе освобождались от службы. Также были избавлены от воинской повинности некоторые служители церкви.

Условия призыва вновь были ужесточены после прихода к власти большевиков. Постановление 1918 года «О принудительном наборе в Рабоче‑Крестьянскую Красную Армию» носило ярко выраженный классовый характер и предусматривало обязательную военную службу для трудящихся, достигших 18‑летнего возраста.
В последующем проведение призывов в ВС СССР регламентировалось законами о воинской обязанности.

В 1930 году, был принят советский закон — «Об обязательной военной службе», — согласно которому оборона СССР с оружием в руках осуществлялась только трудящимися. На нетрудовые классы возлагалось выполнение иных обязанностей — обслуживание армии. Таким образом, сохранялся классовый подход к исполнению гражданами обязанностей военной службы. Конституция СССР 1936 года сняла социально‑классовые ограничения на выполнение советскими гражданами воинской обязанности. Призывной возраст для рядового и младшего начсостава определялся с 18‑19 до 50 лет.

В годы Великой Отечественной войны порядок выполнения воинской обязанности существенно изменился: её возрастные границы стали от 16‑17 до 55 лет. Было введено всеобщее военное обучение. Граждане, которые по своим политико‑моральным качествам или по состоянию здоровья не призывались в ряды ВС СССР, выполняли воинскую обязанность в особом порядке (работа на оборонных предприятиях, в военных тыловых учреждениях, служба в воздушной обороне и т. п.).

Через четыре года после окончания Великой Отечественной войны был принят закон, по которому призыв граждан мужского пола проводился один раз в год в ноябре‑декабре. Кроме того, в Вооруженных силах СССР были установлены новые сроки службы: в Сухопутных войсках (СВ) и Военно‑воздушных силах (ВВС) — 3 года, в Военно‑морском флоте (ВМФ) — 4. Позднее, в 1968 году, срок срочной службы сократился до 2‑х лет в СВ и до 3‑х — в ВМФ. Выпускники институтов, не получившие военной подготовки, служили один год. Помимо осеннего был введен и весенний призыв.

Последним законодательным актом СССР по воинской обязанности стал закон «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 года, действие которого сохранялось некоторое время и после распада СССР, вплоть до принятия соответствующего законодательства Российской Федерации.

В настоящее время основным законодательным актом для призывников является Федеральный закон от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе». Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Согласно внесенным поправкам, с 2008 года срок прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах РФ для российских граждан мужского пола составляет один год.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат, Москва. В 8 томах, 2004 г.)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Цупреков Артем

Руководитель правозащитного отдела Службы Помощи Призывникам в Санкт-Петербурге

367 329 просмотров Обновлено: 26.09.2020 Категория годности «В» – ограниченно годен к военной службе – означает, что призывник освобождается от призыва в армию, но может быть вызван на военные сборы или призван в случае объявления войны.

Как определяется годность к службе?

Категория годности к военной службе — это показатель, который определяет возможность прохождения службы в армии призывником или военнослужащим. Она выставляется после проведения медицинского освидетельствования и, если у мужчины есть проблемы со здоровьем, дополнительного обследования.

Чтобы военкомат определил показатель здоровья наиболее объективно, обязательно нужно взять с собой на медкомиссию все справки, выписки и любые другие медицинские документы, которые говорят о проблемах со здоровьем. Кроме того, перед медкомиссией нужно получить в военкомате направление на анализы крови и мочи, пройти флюорографию и ЭКГ. Без результатов этих исследований постановка категории годности будет считаться незаконной.

Памятка Службы Помощи Призывникам

По закону все анализы для военкомата нужно сдавать перед медкомиссией и до постановки категории годности, а не после проведения призывной комиссии.

Какие есть категории годности к военной службе:

  • «А» – годен к военной службе.
  • «Б» – годен к службе с незначительными ограничениями.
  • «В» – ограниченно годен к военной службе.
  • «Г» – временно не годен.
  • «Д» – не годен к несению воинской службы.

Категория годности «В»: ограниченно годен к военной службе

Категория годности «В» означает, что у призывника есть заболевание, при котором нельзя служить в армии. Так как призыву больной мужчина не подлежит, военкомат обязан выдать ему военный билет.

Иногда бывает сложно разобрать, что значит «ограниченно годен» и в чём отличие от категории «Б»: годен с незначительными ограничениями. На самом деле все просто:

  • Ограниченно годный: у молодого человека серьезные проблемы со здоровьем, поэтому его освобождают от армии.
  • Годный с незначительными ограничениями: у молодого человека есть проблемы, но с ними можно служить. Призывника отправляют служить.

Наши клиенты не служат в армии Получите бесплатную консультацию по телефону: или закажите обратный звонок

Как получить категорию годности «В»:

  1. Подготовьтесь к медкомиссии в военкомате: соберите документы, подтверждающие диагноз.
  2. Пройдите медкомиссию. Расскажите врачам про жалобы и покажите документы.
  3. Получите направление на дополнительное обследование.
  4. Пройдите назначенные исследования и подтвердите непризывной диагноз.
  5. Пройдите призывную комиссию и выслушайте её решение.
  6. Если призывная комиссия примет неправомерное решение, обжалуйте его на КМО или в суде.

Заболевания, при которых полагается категория «В»

В Расписании болезней указан полный перечень заболеваний, при которых призывники имеют право на освобождение от армии по категории годности «В». С некоторыми из них можно ознакомиться ниже.

Группы болезни

Заболевание

Инфекционные и паразитарные

Венерические заболевания в острой фазе
Залеченная закрытая форма туберкулеза без разрушения тканей легкого
Грибковые заболевания внутренних органов (микозы, кандидозы и др.)

Новообразования

Послеоперационные состояния с нарушением функциональности
Злокачественные новообразования
Состояния после лучевой и цитостатической терапии
Доброкачественные опухоли, вызвавшие расстройства функций организма

Болезни крови

Патологические нарушения, которые вовлекли в процесс иммунную систему и вызывают временные нарушения функций организма

Нарушения обмена веществ, эндокринные расстройства

Некоторые проявления зоба, тиреоидита, гипотиреоза и гипертиреоза и др. заболевания щитовидной железы
Ожирение 3 степени

Психические расстройства

Психические расстройства, которые сопровождаются длительными или повторяющимися болезненными ощущениями
Компенсированные расстройства личности
Наркомания, токсикомания, алкоголизм и другие формы зависимостей
Легко выраженная умственная отсталость

Нервная система

Эпилепсия с редкими припадками
Воспалительные заболевания и наследственные заболевания ЦНС
Болезни сосудов спинного и головного мозга с умеренными нарушениями функциональности
Травмы спинного и головного мозга с некоторым нарушением функционирования

Органы зрения

Близорукость более 6 диоптрий, астигматизм, дальнозоркость свыше 8 диоптрий, резкое уменьшение остроты зрения
Органы пищеварения Язва, некоторые проявления гастрита

Слуховой аппарат

Хронический средний отит, полипы в барабанной полости, вестибулярные нарушения, значительное снижение слуха

Кровеносная система

Сердечная недостаточность в легкой форме
Гипертоническая болезнь
Нарушение кровообращения, варикозная болезнь
Геморрой с острыми фазами, выпадение узлов

Органы дыхания

Незначительное нарушение функций носового дыхания, бронхиальная астма легкой и средней степени

Кожные покровы

Хронические заболевания кожи (псориаз, дерматиты, крапивница, экзема и др.)

Опорно-двигательный аппарат

Плоскостопие, фиксированный сколиоз более 17 градусов с нарушением функций и др.

Врожденные пороки

Рост менее 150 см
Вес менее 45 кг

Мочеполовая система

Некоторые заболевания почек (серьезные проявления нефроптоза, пиелонефрита и др), энурез, хроническая мочекаменная болезнь и др.

Как скажется военный билет с категорией «В» на работе?

Для большинства мужчин «В» в военном билете никак не скажется на трудоустройстве. Во-первых, работодатель не сможет узнать, по какой причине его сотрудник не прошел армию, так как в военном билете не указывается диагноз. А во-вторых, для работодателей важен сам факт наличия военного билета или других документов воинского учета. Проблемы с трудоустройством могут появиться только у тех, кто планирует устроиться в полицию, охрану, МЧС или ФСБ.

Мнение эксперта Категория годности к военной службе «В» выставляется призывнику только в том случае, если он доказал, что состояние его здоровья является основанием для освобождения от службы, а призывные мероприятия были проведены без нарушений. Как получить категорию годности «В» и освободиться от призыва, читайте на странице «Практика». Екатерина Михеева, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам

Нужно ли проходить переосвидетельствование после зачисления в запас?

Если вам выдали военный билет, то проходить заново медкомиссию и подтверждать диагноз не нужно. Ранее в нормативно-правовых актах была указана необходимость проходить процедуру медицинского переосвидетельствования каждые три года, но Постановление Правительства РФ № 886 отменило это положение. Теперь выдача военного билета по состоянию здоровья носит окончательный характер. Единственная возможность оказаться с категорией годности «В» в армии: по собственному желанию пройти переосвидетельствование и поступить на контрактную службу.

Военнообязанная медсестра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *