Внеочередное собрание акционеров

Содержание

О некоторых вопросах созыва внеочередного общего собрания акционеров

Я.В. Гераськин

Директор по консалтингу, к.э.н.

Журнал Акционерное общество: вопросы корпоративного управления, №4 (119), апрель 2014 г.

В деятельности акционерных обществ проведение внеочередных общих собраний акционеров является достаточно обычным явлением. Вместе с тем, сам термин «внеочередное» указывает на некоторую «чрезвычайность», необычность процедур такого собрания. Предлагаю в рамках данного материала рассмотреть ряд вопросов, связанных со спецификой созыва внеочередного общего собрания акционеров (далее также — ВОСА). Учитывая объемность вопроса, акцент будет сделан прежде всего на тех моментах, которые, исходя из опыта автора, вызывают те или иные проблемы на практике.

Логичным представляется начать с причин, по которым может потребоваться созыв внеочередного общего собрания акционеров. По сути, к таким причинам можно отнести необходимость решения любого вопроса, отнесенного к компетенции высшего органа управления АО, которым является собрание акционеров (далее также — ОСА), в сроки, не совпадающие со сроками проведения годового (очередного) общего собрания акционеров: переизбрание органов управления обществом (в связи с невозможностью дальнейшего исполнения ими своих функций или утратой доверия), принятие решений о крупных сделках или сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, большинство случаев принятия решений о размещении эмиссионных ценных бумаг и т. д. Фактически, нормы действующего законодательства позволяют сделать вывод о том, что любой из вопросов, отнесенных к компетенции ОСА, может быть включен в повестку дня ВОСА. При этом планирование его повестки дня может быть полностью свободным.

В отличие от годового общего собрания, в повестку дня которого должны быть по требованию ст. 54 ФЗ «Об акционерных обществах» (далее также — Закон) обязательно включены вопросы об избрании совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора АО, утверждении отчетов о прибылях и убытках, выплате годовых дивидендов, каких-либо требований по составу вопросов повестки дня ВОСА Закон не содержит. Таким образом, можно утверждать, что причиной созыва ВОСА может быть необходимость решения любого вопроса, отнесенного к компетенции общего собрания акционеров, вне сроков проведения годового общего собрания.

Конечно, нужно помнить об ограничениях, которые Закон связывает с формой проведения ВОСА. Так, согласно требованиям ст. 50 Закона, вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора), утверждении аудитора общества, выплате годовых дивидендов, утверждении годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности возможны только на ВОСА, проводимом в очной форме . Решения по данным вопросам, принятые путем проведения заочного голосования, не будут легитимными.

Право на созыв и проведение ВОСА

Теперь, выяснив, что ВОСА является универсальным «инструментом» выражения воли акционеров при управлении АО, попытаемся рассмотреть вопрос об особенностях созыва такого общего собрания акционеров. Прежде всего, конечно, следует ответить на вопрос, кто ВОСА может созвать. Здесь важно понимать различие между «может потребовать созыва» и собственно «может созвать», т. к. на практике люди, далекие от проблем корпоративного права, эти понятия склонны смешивать.

Потребовать созыва ВОСА согласно п. 1 ст. 55 Закона может ревизионная комиссия (ревизор) общества, аудитор общества или акционер (акционеры), владеющие не менее чем 10% голосующих акций общества, но созвать ВОСА имеет право только совет директоров общества или, если уставом АО совет директоров не предусмотрен, лицо, к компетенции которого устав АО относит созыв собрания и определение его повестки дня. Ранее, в случае отказа в созыве собрания лицо, имеющее полномочия по его созыву, имело право самостоятельно созвать ВОСА. Теперь Закон такой возможности не предусматривает, п. 8 ст. 55 предоставляет лишь право обратиться в суд с требованием о понуждении АО провести ВОСА.

На первый взгляд, список лиц, имеющих право требовать созыва ВОСА, не вызывает вопросов. Однако это не совсем так. Прежде всего, следует ответить на вопрос о сущности «голосующих» акций, 10% которых согласно п. 1 ст. 32 Закона дают возможность акционерам (акционеру) требовать созыва собрания. Понятно, что к таковым законодатель отнес как все принадлежащие акционеру (акционерам) обыкновенные акции, так и привилегированные, ставшие в силу требований Закона голосующими.

Не стоит забывать о том, что голосующими привилегированные акции могут стать в силу различных причин. Так, п. 5 ст. 32 Закона предусматривает, что привилегированные акции (за исключением кумулятивных) становятся голосующими по всем вопросам компетенции ОСА, следующим за ГОСА, на котором независимо от причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по ним. Таким образом, являясь, например, владельцем 8% обыкновенных акций и 3% привилегированных акций от общего количества размещенных акций, акционер может требовать созыва ВОСА сразу после подведения итогов голосования по вопросу выплаты дивидендов на ГОСА (на практике, конечно, лучше дождаться оформления протокола ГОСА).

П. 4 ст. 32 Закона устанавливает, что владельцы привилегированных акций участвуют в ОСА с правом голоса при решении вопросов о реорганизации, ликвидации общества, а также вопроса о направлении заявления об освобождении общества от обязанности осуществлять предоставление или раскрытие информации. Здесь возникает вопрос: могу ли я, владея указанным в предыдущем случае количеством обыкновенных и привилегированных акций, созвать, например, собрание, на котором будет решаться только вопрос об освобождении общества от обязанности осуществлять предоставление или раскрытие информации. Ведь в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 32 Закона, привилегированные акции являются, условно говоря, «постоянно голосующими» и для придания им права голоса не требуется никаких дополнительных условий.

Автору приходилось встречаться с различными мнениями по данному вопросу. Представляется, что более обоснованным будет считать, что статус «голосующих» привилегированные акции в данном случае получат только после принятия решения о проведении ОСА, повестка дня которого будет включать вопросы, предусмотренные п. 4 ст. 32 Закона. Действительно, исходя из положений Закона, можно сказать, что владельцы обыкновенных акций управляют АО, а владельцы привилегированных получают доход по результатам этого управления и имеют возможность вмешиваться в него, только если управленческие решения непосредственно их затрагивают. Таким образом, инициировать управленческие решения в данном случае владельцы привилегированных акций не могут. К сожалению, автору не известна судебная практика, позволяющая подтвердить или опровергнуть такой подход к проблеме.

Косвенным подтверждением правильности предлагаемого подхода к проблеме могут служить судебные решения, определяющие весьма жесткую позицию судов по отношению к владельцам привилегированных акций. Так, в деле, рассмотренном ФАС Волго-Вятского округа, истец обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ВОСА на основании того, что спорные решения ущемляют интересы владельцев привилегированных акций, так как в результате внесения изменений в устав в нем была указана номинальная стоимость привилегированной акции для целей расчета годового дивиденда. Акционер посчитал, что в силу п. 4 ст. 32 Закона он приобрел право голоса на проводившемся внеочередном общем собрании, однако не принимал в нем участия.

Отказывая в удовлетворении кассационной жалобы, ФАС ВВО указал, что предоставление права голоса акционерам — владельцам привилегированных акций общества связано прежде всего с наличием в АО привилегированных акций разных типов, а также с ограничением прав акционеров — владельцев привилегированных акций определенного типа относительно прав акционеров — владельцев привилегированных акций иного типа. В рассматриваемой же ситуации ущемление прав акционеров — владельцев привилегированных акций произошло по отношению к акционерам — владельцам обыкновенных акций общества (Постановление ФАС ВВО от 14.03.2005 г. № А29-5356/2004-2Э).

Оставляя «на совести суда» столь узкую трактовку положений Закона, можно сделать вывод о том, что с достаточно высокой вероятностью суд примет решение, согласно которому потребовать созыва ВОСА могут только акционеры, владеющие десятью и более процентами обыкновенных именных акций, а также акционеры, владеющие в совокупности более чем 10-процентным пакетом размещенных акций общества при условии, что на проводившемся ранее ГОСА было принято решение о невыплате или неполной выплате по привилегированным акциям всех категорий, входящих в такой пакет.

О датах

Не менее важными являются вопросы о том, на какую дату акционер (акционеры) должен владеть необходимым количеством голосующих акций; что является «датой предъявления требования», упомянутой в п. 1 ст. 55 Закона; какое решение должно быть принято, если акционер на дату, например, отправки по почте требования о проведении ВОСА владел более чем десятью процентами голосующих акций общества, а к моменту поступления такого требования акции (весь пакет или его часть, снижающая размер пакета принадлежащих акционеру голосующих акций ниже порога 10 процентов) уже проданы.

Закон не содержит ответов на эти вопросы, однако они детально рассмотрены в Положении о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденном приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 2 февраля 2012 г. № 12-6/пз-н (далее также — Положение). Согласно п. 2.5 данного документа датой поступления требования о проведении внеочередного общего собрания (датой предъявления (представления) требования о проведении внеочередного общего собрания) является:

  • если предложение в повестку дня общего собрания или требование о проведении внеочередного общего собрания направлено простым письмом или иным простым почтовым отправлением, — дата получения почтового отправления адресатом;
  • если предложение в повестку дня общего собрания или требование о проведении внеочередного общего собрания направлено заказным письмом или иным регистрируемым почтовым отправлением, — дата вручения почтового отправления адресату под расписку;
  • если предложение в повестку дня общего собрания или требование о проведении внеочередного общего собрания направлено через курьерскую службу, — дата вручения курьером;
  • если предложение в повестку дня общего собрания или требование о проведении внеочередного общего собрания вручено под роспись, — дата вручения;
  • если предложение в повестку дня общего собрания или требование о проведении внеочередного общего собрания направлено электрической связью, электронной почтой или иным способом, предусмотренным уставом или иным внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, — дата, определенная уставом общества или иным внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания.

Таким образом, видно, что «точкой отсчета» при предъявлении требования о проведении ВОСА следует считать момент получения такого требования обществом. И именно на эту дату должен определяться размер принадлежащего подавшему требование лицу пакета голосующих акций.

Следует обратить внимание на различие процедур предъявления требования о проведении ВОСА и внесения предложений в повестку дня ВОСА. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен ниже.

Права и обязанности совета директоров при созыве ВОСА

Следующим важным моментом процедур ВОСА является порядок его созыва. Как уже говорилось выше, созвать ВОСА и определить его повестку дня может только совет директоров АО, либо при его отсутствии лицо, на которое уставом общества такие полномочия возложены.

Обратим внимание на то, что обе эти функции одинаково важны. На практике нередки случаи, когда, принимая решение о созыве ВОСА на основании требования акционера, совет директоров утверждает повестку дня ВОСА, отличную от изложенной в требовании. Это может быть вызвано как тем обстоятельством, что часть вопросов предложенной повестки дня не относится к компетенции ОСА и (или) не соответствует требованиям Закона и иных правовых актов Российской Федерации, так и желанием внести в повестку дня дополнительные вопросы. Такая ситуация является достаточно типичной и законной. Так, в практике автора был случай, когда акционер потребовал созыва ВОСА, на котором должно было быть рассмотрено 5 вопросов. По результатам заседания совета директоров было созвано собрание с 4 вопросами повестки дня. При этом только один из включенных в повестку дня вопросов был предложен акционером. Четыре вопроса не были включены в повестку дня ВОСА как не отнесенные к его компетенции. Три вопроса были включены в повестку дня ВОСА по инициативе совета директоров дополнительно.

Однако совет директоров (либо иное определенное уставом лицо) не имеет права вносить изменения в формулировки вопросов повестки дня, формулировки решений по этим вопросам, предложенные инициатором собрания. Закон не содержит прямого ответа на вопрос о том, возможно ли разбить два предложенных инициатором вопроса повестки дня ВОСА на четыре, не меняя при этом их формулировок. Известная автору судебная практика говорит о том, что суд склонен становиться на сторону совета директоров, принявшего такое решение (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2010 г. по делу № А45-2332/2010).

В случае если инициатором собрания предложена форма его проведения, она не может быть изменена. Что следует из этого положения? Если в общество поступило требование о проведении заочного ВОСА, не может быть принято решение о его проведении с включением в повестку дня вопросов, решение по которым принимается согласно ст. 50 Закона только очно (например, избрание совета директоров, аудитора). Однако это не может служить поводом для отказа в проведении собрания, если в повестку дня были также предложены вопросы, принятие решения по которым возможно в форме заочного голосования. В таких случаях при отсутствии корпоративного конфликта в АО хотелось бы порекомендовать предложить акционеру внести изменения в свое требование в отношении формы проведения собрания. Это позволит, например, избежать необходимости созыва еще одного, очного ВОСА, на которое акционер, изначально не принявший во внимание требования закона, вынесет вопросы, во включении которых в повестку дня заочного ВОСА ему будет правомерно отказано.

В течение пяти дней с даты предъявления требования о проведении ВОСА советом директоров АО либо лицом, к компетенции которого уставом общества отнесено решение вопроса о проведении ОСА и определении его повестки дня, должно быть принято решение о созыве ВОСА, либо об отказе в его созыве. Закон устанавливает очень короткий список причин, по которым может быть отказано в проведении ВОСА:

  • не соблюден установленный Законом порядок предъявления требований о созыве ВОСА;
  • акционер (акционеры), требующие созыва собрания, не являются владельцами десяти и более процентов голосующих акций АО;
  • ни один из вопросов, предложенных для внесения в повестку дня ВОСА, не отнесен к его компетенции и (или) не соответствует требованиям Закона и иных правовых актов Российской Федерации.

Тем не менее, и при использовании этого недлинного списка возникают спорные ситуации. Дело не только в сложностях в определении наличия у акционеров требуемого количества акций (о чем говорилось выше). Можно отметить и другие неоднозначные моменты.

Так, согласно п. 2.6 Положения в случае если предложение в повестку дня общего собрания или требование о проведении внеочередного общего собрания подписано представителем акционера, действующим в соответствии с полномочиями, основанными на доверенности, к такому предложению (требованию) должна прилагаться доверенность (копия доверенности, засвидетельствованная в установленном порядке), содержащая сведения о представляемом и представителе, которые в соответствии с Законом должны содержаться в доверенности на голосование, оформленной в соответствии с требованиями Закона к оформлению доверенности на голосование.

Напомню, что согласно требованиям Закона доверенность, выданная юридическим лицом, должна быть подписана руководителем выдавшего ее юридического лица. Казалось бы, предоставление представителем акционера простой ксерокопии доверенности при предъявлении требования о созыве ВОСА является безусловной причиной для отказа в таком созыве, однако существует достаточно свежая судебная практика, согласно которой суд не считает возможным отказ в созыве ВОСА по данным обстоятельствам (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 04 февраля 2013 г. № Ф05-13413/12 по делу № А41-29223/2012). Отказывая представителю акционера в созыве ВОСА по причине ненадлежащего оформления его доверенности, это следует учитывать.

Можно столкнуться с ситуацией, когда, например, требуя созыва ВОСА с повесткой дня, включающей избрание совета директоров, акционер, выступивший инициатором созыва такого собрания, включил в свое требование недостаточное количество кандидатур для формирования совета директоров, а иные акционеры не предложили в установленном порядке свои кандидатуры. Обязан ли совет директоров внести дополнительные кандидатуры в список кандидатур?

Сегодня можно говорить о том, что, согласно мнению ряда судов, совет директоров в силу Закона может (но не обязан) включать в некоторых случаях по своему усмотрению в повестку дня общего собрания акционеров кандидатов в список кандидатур (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 марта 2007 г. № Ф04-536/2007(32374-А45-39). Но в этом же судебном решении указывается на невозможность отказа во включении вопроса об избрании совета директоров в повестку дня ВОСА по причине недостаточности количества предложенных кандидатур. Таким образом, по мнению автора, более разумным представляется решением СД дополнительные кандидатуры в список кандидатов все же включить.

Эти обстоятельства необходимо учитывать совету директоров при принятии решения об отказе в проведении ВОСА.

Кроме уже упоминавшегося пятидневного срока, в течение которого совет директоров должен принять решение о созыве ВОСА или отказе в его проведении, важно помнить о наличии еще двух установленных Законом сроков. ВОСА должно быть проведено:

  • в течение 50 дней с момента принятия решения о его проведении советом директоров, если меньший срок не предусмотрен уставом общества;
  • в течение 95 дней с момента принятия решения о его проведении советом директоров, если его предполагаемая повестка дня содержит вопрос об избрании членов совета директоров общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.

Указанные сроки введены редакцией Закона, вступившей в силу с 01.01.2011 г., и помимо создания обществу более комфортных условий для подготовки ВОСА (ранее сроки составляли 40 и 70 дней соответственно) они устранили прямую коллизию норм Закона в старой редакции. Действительно, согласно п. 1 ст. 52 старой редакции Закона сообщение о проведении ВОСА, на котором принимается решение об избрании совета директоров, должно быть сделано не позднее чем за 70 дней до его проведения. Принять решение о созыве ВОСА и проинформировать в тот же день о нем всех акционеров, как мы понимаем, для крупных АО является малореальным.

Законодатель предусмотрел столь большой срок на созыв ВОСА, на котором будет решаться вопрос об избрании СД, желая дать возможность акционерам — «не инициаторам» собрания внести свои предложения в список кандидатур для избрания членов совета директоров. Ст. 53 Закона позволяет акционеру (акционерам), владеющему в совокупности не менее чем двумя процентами голосующих акций, вносить такие кандидатуры в срок не позднее чем за 30 дней до проведения ВОСА, если в уставе общества не определен более поздний срок.

Автору приходилось сталкиваться с ситуациями, когда члены совета директоров, получая требования о проведении ВОСА, повестка дня которого включала вопрос о переизбрании единоличного исполнительного органа, устанавливали срок проведения ВОСА по аналогии с избранием СД, уведомляя при этом акционеров о возможности внесения ими дополнительных кандидатур для избрания ЕИО, что является грубой ошибкой. В случае избрания ЕИО Закон устанавливает общий срок созыва ВОСА — 50 дней — и не предусматривает возможности внесения акционерами-«не инициаторами» дополнительных кандидатур для избрания ЕИО. Оставляя за рамками данной статьи рассуждения о том, чем вызван столь разный подход к вопросу избрания органов управления АО, обращаем внимание на то, что такая ошибка является прямым нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, что в соответствии с положениями п. 5 ст. 15.23.1 КоАП может повлечь за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Хочу обратить внимание читателей, что в рамках данного материала сознательно не рассматривается случай созыва ВОСА, для которого Закон устанавливает наиболее жесткий срок — 40 дней. Это созыв ВОСА в рамках предусмотренных ст. 68-70 Закона процедур приостановки полномочий единоличного исполнительного органа АО. Такое решение вызвано как практической редкостью этих процедур, так и тем, что их освещение, по мнению автора, требует отдельного, достаточно объемного материала.

В связи с изложенным обращаем внимание на еще одно важное обстоятельство. Выше говорилось о порядке определения момента предъявления требования о созыве ВОСА. Фактически он определяется получением обществом такого требования. Некоторые должностные лица АО склонны распространять это правило и на порядок внесения предложений в список кандидатур для избрания членов совета директоров, что является неправильным. Представляется, что внесение кандидатур в список кандидатов для избрания совета директоров является, по сути, внесением предложения в повестку дня ОСА. Но в этом случае согласно п. 2.4 Положения датой поступления предложения в повестку дня является:

  • если предложение в повестку дня общего собрания направлено почтовой связью, — дата, указанная на оттиске календарного штемпеля, подтверждающего дату отправки почтового отправления;
  • если предложение в повестку дня общего собрания направлено через курьерскую службу, — дата передачи курьерской службе для отправки;
  • если предложение в повестку дня общего собрания вручено под роспись, — дата вручения;
  • если предложение в повестку дня общего собрания направлено электрической связью, электронной почтой или иным способом, предусмотренным уставом или иным внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, — дата, определенная уставом общества или иным внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания.

Таким образом, в этом случае дата направления предложения привязывается не к дате получения его обществом, а к дате направления его акционером. Правомерность такого подхода подтверждается судебной практикой (Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июня 2011 г. № ВАС-5272/11 «Об отказе в признании недействующим абзаца 1 пункта 2.4 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров», утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ от 31 мая 2002 г. № 17/пс). Отказ во включении кандидатур для избрания членов СД, возникший из-за неправильного исчисления сроков подачи предложений, может привести и к привлечению к административной ответственности согласно упоминавшейся выше статье 15.23.1 КоАП, и к оспариванию итогов уже проведенного собрания в суде.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что процедуры созыва ВОСА, на первый взгляд подробно регламентированные Законом и Положением, содержат некоторые спорные моменты, которые желательно учитывать при планировании и осуществлении корпоративных процедур.

Автор надеется, что материалы данной статьи позволят акционерам и должностным лицам АО уменьшить вероятность ошибок и излишних затрат при созыве внеочередных общих собраний акционерных обществ.

За рамками рассмотрения сознательно оставлен большой блок вопросов, возникающих в случае неправомерного отказа СД акционеру в созыве ВОСА, либо при неполучении ответа на такое требование. Эти проблемы станут темой отдельной статьи, которая запланирована к выходу в одном из ближайших номеров журнала.

В форме совместного присутствия акционеров..

Вернуться к списку

Внеочередное собрание акционеров

Права на созыв внеочередного собрания акционеров. Инициатива (требование) проведения внеочередного собрания акционеров может исходить только от следующих органов и лиц, связанных с работой акционерного общества:

  • 1. совета директоров акционерного общества;
  • 2. ревизионной комиссии;
  • 3. аудитора акционерного общества;
  • 4. акционеров, владеющих в совокупности не менее 10% голосов.

Основные причины проведения внеочередных собраний. На практике потребность в проведении внеочередного собрания акционеров чаще всего обусловлена существенными изменениями в структуре капитала общества или его реорганизацией, которые, как правило, сопровождаются сменой лиц в органах управления обществом.

Сроки созыва внеочередного собрания. Созыв внеочередного собрания осуществляется советом директоров не позднее 40 дней, а если повестка содержит вопрос об избрании членов совета директоров — 70 дней с момента предоставления требования о его созыве.

Если требование о созыве внеочередного собрания исходит от акционеров, то в этом требовании должны содержаться имена акционеров, количество и категория (тип) принадлежащих им акций.

Требование о созыве внеочередного собрания акционеров подписывается лицом (лицами), требующим его созыва. В нем должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. Совет директоров не вправе вносить изменения в формулировки вопросов повестки дня и изменять предложенную форму проведения собрания.

Организация созыва внеочередного собрания. Содержание и последовательность этапов созыва внеочередного собрания акционеров во многом одинаковы с этапами созыва годового собрания. Эти этапы представлены в табл. 3.

Таблица 3. Порядок созыва внеочередного собрания акционеров

Этапы подготовки внеочередного собрания акционеров

Сроки проведения

Сроки проведения, с повесткой, включающей выборы совета директоров

Рассмотрение советом директоров требования о созыве внеочередного собрания

5 дней

5 дней

Направление решения совета директоров о созыве собрания или мотивированного решения об отказе

3 дня с момента принятия решения

3 дня с момента принятия решения

Составление списка акционеров, имеющих право на участие в собрании

Не более 45-50 дней до собрания

Не более 45-65 дней до собрания

Сообщение акционерам о проведении собрания

За 20-30 дней до собрания

За 50 дней до собрания

Дата подачи предложений по кандидатам

За 30 дней до собрания

Рассмотрение советом директоров предложений по повестке дня собрания

Не позднее 5 дней после окончания сроков внесения предложений

Не позднее 5 дней после окончания сроков внесения предложений

Направление мотивированных отказов во включении вопроса в повестку собрания

Не позднее 3 дней с даты принятия решения

Не позднее 3 дней с даты принятия решения

Рассылка бюллетеней для голосования

Не позднее 20 дней до собрания

Не позднее 20 дней до собрания

Предоставление доступа к информационным материалам

В течение 20-30 дней до проведения собрания

В течение 20-30 дней до проведения собрания

Сроки проведения собрания акционеров с момента предъявления требования о его созыве

40 дней

70 дней

Порядок проведения внеочередного собрания, включающий вопрос выборов членов совета директоров. Данный порядок включает следующие основные требования:

  • 1. собрание должно быть проведено в течение 70 дней с даты предъявления требования о проведении собрания;
  • 2. срок рассылки уведомлений о собрании должен быть установлен не позднее, чем за 50 дней до его проведения;
  • 3. список лиц, имеющих право на участие в собрании, составляется на основании данных реестра акционерного общества и не может быть установлен ранее даты принятия решения о проведении собрания и более, чем за 65 дней до собрания, а если повестка дня включает вопросы, голосование по которым осуществляется разным составом голосующих, то дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, устанавливается не менее чем за 45 дней до даты проведения собрания;
  • 4. акционеры — владельцы не менее, чем 2% голосующих акций, вправе предложить кандидатуры для избрания в совет директоров не позднее, чем за 30 дней до даты проведения внеочередного общего собрания акционеров, если уставом не установлен более поздний срок;
  • 5. общество обязано обеспечить доступ к информации (информационным материалам), к которым относится годовая бухгалтерская отчетность, сведения о кандидатах в исполнительные органы общества, совет директоров, ревизионную и счетную комиссию общества, проекты решения общего собрания общества и другие материалы, предусмотренные уставом общества. Указанная информация в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, — в течение 30 дней до проведения общего собрания должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров.

Причины отказа от созыва внеочередного собрания. В течение пяти дней после получения требования о проведении внеочередного собрания совет директоров должен принять решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров, либо об отказе в его созыве. Решение об отказе в созыве внеочередного собрания может быть принято только в тех случаях, когда:

  • 1. не соблюден установленный законом порядок предъявления требования о созыве внеочередного собрания акционеров;
  • 2. акционеры, требующие созыва внеочередного собрания, не являются владельцами необходимого для этого пакета голосующих акций;
  • 3. ни один из вопросов предложенной повестки дня внеочередного собрания не отнесен к его компетенции.

В случае если совет директоров в течение 5 дней с даты предъявления требования не принял решения о проведении внеочередного собрания или принял решение об отказе в его созыве, то внеочередное собрание акционеров может быть созвано органами и лицами, требующими его созыва.

Понятие голосующей акции. Акционеры обладают на собрании правом голоса, если они являются владельцами голосующих акций данного акционерного общества.

Акционерное общество вправе выпускать два вида акций: обыкновенные, или акции с правом голоса и нефиксированным размером выплачиваемого дивиденда, и привилегированные, или акции с фиксированным уровнем дивиденда, но без права голоса.

Однако отсутствие права голоса у привилегированных акций не является абсолютным. Согласно закону при определенных ситуациях привилегированные акции могут давать право голоса. Кроме того, то же самое они могут иметь и в случаях, оговоренных уставом конкретного акционерного общества.

В результате, с точки зрения наличия права голоса на общем собрании акционеров, все акции акционерного общества подразделяются не на обыкновенные и привилегированные, а на голосующие и неголосующие.

Голосующая акция данного акционерного общества — это акция данного акционерного общества, предоставляющая акционеру — ее владельцу право голоса при решении вопроса, поставленного на голосование на общем собрании акционеров.

Голосующие акции в свою очередь могут подразделяться на два вида:

  • 1. акции, дающие право голоса по всем вопросам компетенции общего собрания. К ним относятся обыкновенные акции;
  • 2. акции, предоставляющие право голоса только по отдельным вопросам повестки дня собрания акционеров. К ним относятся те или иные виды привилегированных акций.

В мировой практике не всегда даже обыкновенные акции имеют право голоса в полном объеме. Имеются примеры, когда обыкновенные акции определенного вида конкретного акционерного общества вообще не имеют прав голоса (кроме случаев появления такого права в ситуациях, установленных законом).

Способы голосования. Голосование на общем собрании акционеров по всем вопросам повестки дня может осуществляться бюллетенями для голосования или без бюллетеней для голосования.

Для акционерных обществ с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 100 закон предусматривает обязательное голосование бюллетенями.

Голосование с помощью бюллетеней. Данный вид голосования является более предпочтительным, поскольку итоги голосования подтверждаются документально и не могут быть оспорены.

Текст и форма бюллетеня утверждаются советом директоров акционерного общества. Бюллетень для голосования выдается под роспись лицу, зарегистрировавшемуся для участия в общем собрании акционеров.

Закон устанавливает обязательные требования к бюллетеню для голосования, который должен содержать:

полное фирменное наименование акционерного общества и место его нахождения;

форму проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование);

дату, место и время проведения общего собрания, а также почтовый адрес, по которому должны отправляться заполненные бюллетени;

формулировку решения каждого вопроса, поставленного на голосование;

варианты голосования по каждому вопросу повестки дня, поставленному на голосование, выраженные формулировками: «за», «против», «воздержался»;

упоминание о том, что бюллетень подписывается акционером.

В случае осуществления кумулятивного голосования бюллетень для голосования должен содержать указание на это и разъяснение существа кумулятивного голосования.

При проведении голосования по вопросу об избрании члена совета директоров или ревизионной комиссии акционерного общества бюллетень для голосования должен содержать сведения о кандидатах с указанием фамилии, имени, отчества.

При голосовании бюллетенями на общем собрании акционеров засчитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующий оставил только один из возможных вариантов голосования. Бюллетени, не удовлетворяющие этим требованиям, признаются недействительными, а голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.

Общая характеристика собраний в АО. Проведение годового собрания акционеров — пошаговая инструкция

Порядок проведения общего собрания акционеров (далее — собрание, сбор) определен нормами главы VII закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, а также положением, утвержденным приказом ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н (далее — Положение).

Собрание — это высший орган управления АО, на что указано в п. 1 ст. 47 закона № 208. Именно этим органом определяется содержание устава АО, разрешаются вопросы о назначении его органов управления, количестве и видах акций, которые составляют уставный капитал АО, принимаются решения о ликвидации и реорганизации общества, разрешаются иные вопросы, являющиеся ключевыми. Полный перечень полномочий содержится в ст. 48 закона № 208.

Для удобства мы разделили статью на два блока, в первом из которых расскажем о порядке проведения годового собрания.

Пошаговая процедура следующая:

  1. Принятие решения о назначении собрания.
  2. Подготовка повестки дня.
  3. Разрешение вопросов о лицах, которые будут участвовать в собрании.
  4. Извещение участников.
  5. Проведение собрания.

Далее подробно расскажем о каждом этапе процесса проведения общего собрания акционеров (годового), а затем осветим процедуру проведения внеочередного собрания.

Инициирование процедуры. В какие сроки может быть проведено годовое собрание акционеров

ВАЖНО! В силу подп. 5 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ уставом могут быть определены иные положения о порядке проведения собраний, нежели предусмотрены законодательством. Обратите внимание, что в статье упор сделан на общий порядок, характерный для всех АО.

На годовом собрании обязательно решаются вопросы по назначению:

  • совета директоров;
  • ревизионной комиссии;
  • аудитора.

Кроме того, утверждаются годовые и бухгалтерские отчеты. Иные вопросы не обязательны для разрешения, но могут быть поставлены.

В связи с характером указанных выше вопросов акционеры должны направить в АО информацию о том, кого они хотят видеть в составе органов управления. Кроме того, они могут направить и иные вопросы, которые желают видеть в повестке дня. В силу п. 1 ст. 53 закона № 208 такие предложения и вопросы направляются в АО не позднее чем через месяц после окончания отчетного периода. Право направлять предложения имеют любые акционеры с общим количеством акций, превышающим 2%.

Далее совет директоров или иной орган, который определен уставом АО, рассматривает предложения, включает предложенных кандидатов в списки для голосования, предложенные вопросы — в повестку дня (п. 5 ст. 53 закона № 208). На это дается 5 дней с момента окончания срока для подачи предложений и вопросов. В случае отказного решения по включению кандидата в список для голосования оно может быть обжаловано в суд.

Сроки проведения годового собрания акционеров определены в п. 1 ст. 47 закона № 208. АО обязано проводить собрание не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через полгода после окончания отчетного периода.

Повестка дня годового общего собрания акционеров в 2018 году. Возможно ли изменение повестки дня

Повестка дня — это план проведения собрания. Она утверждается решением совета директоров в порядке, предусмотренном ст. 68 закона № 208. Документ должен быть составлен в письменной форме.

Требований к содержанию законодательство не содержит. В п. 2 ст. 54 закона № 208 только определяется, что в документ должны быть внесены вопросы об избрании перечисленных выше лиц и органов управления АО, утверждении отчетов.

В документ включается информация:

  1. О том, когда и где будет проведено собрание.
  2. Времени его начала.
  3. Форме проведения.
  4. Дате составления списка акционеров.
  5. Вопросах, которые будут рассматриваться.
  6. Порядке ознакомления с информацией по подготовке к собранию.

ВАЖНО! Одновременно с решением об утверждении повестки дня принимается решение о проведении годового собрания и перечне лиц, которые будут в нем участвовать. Порядок принятия решений предусмотрен ст. 68 закона № 208.

В силу п. 6 ст. 49 закона № 208 вопросы, не содержащиеся в повестке, не могут быть предметом голосования. Кроме того, повестка по общему правилу не может быть изменена. Исключение касается непубличных обществ, на собрании в которых присутствуют все без исключения акционеры.

Определение состава участников, председатель собрания

Согласно п. 1 ст. 51 закона № 208 перечень лиц составляется в соответствии с законодательством о ценных бумагах. В силу п. 1 ст. 8.7-1 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ список лиц определяет реестродержатель по требованию АО.

Согласно п. 1 ст. 8 закона № 39 реестродержатель — юрлицо, обладающее лицензией, которое по поручению АО на основании договора ведет реестр его участников.

П. 1 ст. 51 закона № 208 установлен срок для разработки списка — промежуток от 10 до 25 дней с момента принятия решения о проведении собрания. В состав участвующих включаются обладатели различных видов акций АО. В силу п. 4.1 Положения в собрании могут участвовать лица, которые указаны в соответствующем списке. Содержание списка лиц, составляемого реестродержателем, определяется положениями п. 3 ст. 8.7-1 закона № 39.

Председатель общего собрания акционеров именуется председательствующим. Председательствующий в силу п. 2 ст. 67 закона № 208 — это председатель совета директоров. Не исключается, что председательствующим может быть и любой акционер, однако такие положения должны быть прописаны в уставе АО.

Функции председательствующего заключаются в оглашении повестки, передаче участникам необходимых материалов, организации голосования, предоставлении права голоса, оглашении результатов голосования, подписании протокола собрания.

Уведомление о проведении собрания

Совет директоров или иной орган, созывающий собрание, несет обязательство по уведомлению акционеров о его проведении в силу положений ст. 52 закона № 208. Оно должно быть отправлено за 20 дней до даты мероприятия (не позже). Если стоит вопрос о реорганизации АО, то срок увеличивается до 30 дней.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Способы уведомления о проведении общего собрания акционеров могут быть различными, однако по общему правилу, содержащемуся в п. 1.1 ст. 52 закона № 208, — почтой с уведомлением. Иные способы указываются в уставе. Сведения о направленных уведомлениях должны быть сохранены в течение 5 лет с даты проведения собрания.

В документе содержатся следующие сведения:

  • название АО;
  • место его нахождения;
  • форма собрания;
  • дата, время, место проведения;
  • дата определения участников;
  • повестка дня;
  • порядок знакомства с информацией;
  • время регистрации на собрание;
  • категории акций, чьи владельцы могут голосовать.

Годовое собрание может быть проведено исключительно в форме совместного присутствия, что не исключает необходимости указания сведения о такой форме его проведения в уведомлении.

Важно обратить внимание на положения устава АО относительно даты проведения годового собрания. Дата его фактического проведения должна соответствовать ей. Кроме того, следует учитывать, что п. 2.9 Положения предписывает проводить собрания в населенном пункте, в котором зарегистрировано АО, если иное не определено уставом.

В случае, когда акционеров более 50, в силу п. 1 ст. 60 закона № 208 голосование проводится с использованием бюллетеней. В этом случае за 20 дней до собрания они вручаются акционерам под подпись либо направляются заказным письмом.

Порядок ведения общего собрания акционеров, кумулятивное голосование на собрании

Собрание открывается при наличии кворума (более 50% участников) хотя бы по одному вопросу из повестки дня. В начале участники регистрируются счетной комиссией (п. 4.7 Положения). Порядок регистрации на законодательном уровне не урегулирован, как правило, эта информация прописана в уставе АО. Фактически регистрация состоит в установлении личности явившихся, проверке документов, отборе подписей в журнал регистрации.

После назначения секретаря председательствующим (п. 4.14 Положения) собрание открывается, на обсуждение выносятся вопросы, производится голосование по ним, перед которым акционеры высказываются по существу вопросов. В силу ст. 59 закона № 208 один голос равен одной акции.

Иные правила установлены при кумулятивном голосовании на общем собрании акционеров. Такой вид подсчета голосов используется при избрании совета директоров. Число голосов каждого из акционеров умножается на число лиц, подлежащих избранию. При этом акционер вправе отдать получившееся количество голосов одному или нескольким кандидатам на свое усмотрение (п. 4 ст. 66 закона № 208).

Количество голосов для разрешения того или иного вопроса различно и определено в ст. 49 закона № 208. Например, решение по реорганизации АО принимается в случае, если «за» проголосовало более ¾ акционеров.

По итогам голосования счетная комиссия составляет протокол. Предельный срок для его составления — 3 дня после закрытия собрания (п. 1 ст. 62 закона № 208).

Инициирование процедуры внеочередного собрания

Остановимся подробнее на ситуации, когда собрание инициируют указанные лица на основании требования, поскольку процедура принятия решения о его проведении советом директоров не отличается от вышеуказанной.

Порядок подготовки требования законом детально не определен, что позволяет установить его в уставе АО. В п. 4 ст. 55 закона № 208 только указывается на то, что в требовании содержатся вопросы повестки дня, а также могут содержаться ответы на них. Если же требование направляется акционером или группой акционеров, они указывают в нем количество и тип принадлежащих им акций.

На практике в документе, как правило, указывают:

  1. Сведения о лице, направляющем его.
  2. Вопросы, которые предъявитель требования желает рассмотреть.
  3. Предложение о форме проведения собрания.
  4. Дату, место, время проведения собрания.
  5. Обоснование необходимости рассмотрения предложенных вопросов.
  6. Перечень материалов, которые предоставляются акционерам.
  7. Форму и текст бюллетеня, если голосование осуществляется по бюллетеням.

Направление осуществляется в соответствии с требованиями п. 2.1 Положения. Возможно направить требование совету директоров по почте, курьерской службой, путем вручения нарочно председателю совета. Если устав предусматривает соответствующие положения, можно направить также факсом, по телеграфу, электронной почте с использованием электронной цифровой подписи.

Совет директоров после получения документа рассматривает требование и принимает решение о проведении собрания либо об отказе в его проведении. На разрешение данного вопроса ему дается 5 дней.

Определение участников собрания. Порядок созыва общего собрания акционеров и их уведомления

Процедура определения участников внеочередного собрания аналогична описанной выше, применяемой для проведения годового собрания. Реестродержатель составляет перечень участников с соблюдением предусмотренных законом сроков.

Следует обратить внимание на то, что если дата составления списка определена ранее, нежели дата принятия решения о проведении собрания, то это является основанием для привлечения АО к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 15.23.1 КоАП РФ.

Порядок уведомления участников установлен ст. 52 закона № 208 и аналогичен описанному выше порядку уведомления о проведении годового собрания. Повторяться не будем, однако отметим, что по вопросу уведомления участников возникает очень много судебных споров.

Например, в ситуации, когда акционеру направлено уведомление по адресу, который указан в реестре, но он проживает по иному адресу, уведомление признается надлежащим (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.06.2015 № Ф03-2098/2015 по делу № А37-1672/2014).

Если в уставе АО определено, что уведомление может направляться путем публикации информации в печатном издании, то такая публикация считается надлежащим уведомлением участников (постановление ФАС Московского округа от 16.07.2014 № Ф05-6848/2014 по делу № А40-125635/13-138-1106).

Незначительное нарушение срока направления уведомления не является существенным нарушением, не может повлечь недействительность решения, принятого на собрании (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2013 по делу № А79-11124/2012).

Проведение собрания, непропорциональное голосование

Процедура проведения внеочередного собрания аналогична указанной выше, применяемой при проведении годового собрания.

Необходимо обратить внимание:

  1. На наличие кворума (более 50% участников, имеющих право голосовать).
  2. Соблюдение процедуры регистрации участников в соответствии с требованиями устава. Если участнику необоснованно отказали в присутствии на собрании, он может потребовать признания недействительным решения по итогам его проведения в суде.
  3. Обязательность назначения секретаря собрания. Без секретаря невозможно ведение протокола, а без протокола нельзя доказать факт проведения собрания.
  4. Обязательность ведения протокола в соответствии с требованиями п. 2 ст. 62 закона № 208.
  5. Обязательность предоставления всем участникам возможности проголосовать.
  6. Обязательность разрешения только вопросов, включенных в повестку. Разрешение иных вопросов может повлечь привлечение АО к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.23.1 КоАП РФ.
  7. Наличие требуемого количества голосов для принятия решения. Например, для прекращения статуса публичного общества необходимо 95% голосов акционеров.
  8. Обязательность составления протокола голосования счетной комиссией с опечатыванием бюллетеней для голосования.

По общему правилу, закрепленному в ст. 59 закона № 208, при голосовании одна голосующая акция равна одному голосу. Возможно также кумулятивное голосование, о котором мы уже упоминали, и иногда его называют непропорциональным, хотя такого понятия закон № 208 не содержит. При непропорциональном голосовании на общем собрании акционеров, которое применяется при избрании членов совета директоров, число голосов каждого акционера умножается на количество избираемых участников, и голосующие вправе отдать получившееся число голосов за одного или нескольких кандидатов.

****

Таким образом, существует два вида общих собраний АО: годовое и внеочередное. Порядок их проведения во многом схож, однако есть и существенные отличия. В частности, это невозможность инициирования годового собрания по требованию акционеров, аудитора, ревизионной комиссии, доверительного управляющего.

К вопросу о порядке и сроках проведения внеочередного общего собрания акционеров

Подробности Журнал «Корпоративные споры», №3 (15), май-июнь 2008 // Екатерина Евдокимова, юрисконсульт

Федеральный закон от 26.12.1995 № 115-ФЗ «Об акционерных обществах» в редакции от 01.12.2007 (далее – «Закон») достаточно детально регламентирует порядок проведения общего собрания акционеров. Между тем, практическое применение Закона выявляет все новые примеры противоречивости и несообразности его норм.

В частности, Законом установлена особая регламентация порядка проведения внеочередного общего собрания акционеров в случае, если повестка дня содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Согласно п. 2 ст. 55 Закона такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 70 дней с момента представления требования о проведении собрания, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.

Установление более длительного по сравнению с другими случаями срока проведения внеочередного общего собрания акционеров является совершенно оправданным с учетом предоставления акционерам общества, являющимся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, права предложить кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) общества (п. 2 ст. 53 Закона).

Однако, п. 1 ст. 52 Закона предписывает в случае, предусмотренном п. 2 ст. 53 Закона, т.е. в случае, когда повестка дня внеочередного собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров, сделать сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров не позднее чем за 70 дней до дня его проведения.

Изложенное предполагает, что в целях соблюдения требований Закона общество должно сделать сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос об избрании совета директоров, непосредственно в день получения требования о проведении собрания. При этом, дата проведения собрания в данном случае определяется единственно возможным способом – на семидесятый день после даты получения требования о его созыве. Легко представить затруднения, которые возникнут при попадании указанной даты на выходной или праздничный день. Вообще вызывает некоторое недоумение такое законодательное регулирование, не оставляющее обществу даже минимального права выбора даты проведения общего собрания акционеров.

Изложенный порядок вещей действует с 07.08.2006 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2006 № 146-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах». В предыдущей редакции Закона был предусмотрен 50-дневный срок для сообщения о проведении внеочередного общего собрания акционеров с повесткой дня об избрании совета директоров, и 70-дневный срок для проведения самого собрания.

Трудно объяснить позицию законодателя в данном случае. Ведь похвальное стремление обеспечить права акционеров путем установления длительного срока для сообщения о проведении собрания должно было, по крайней мере, быть согласовано с действующими нормами Закона, регулирующими сроки его проведения.

Тем не менее, в настоящее время, как уже упоминалось, сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров с повесткой дня об избрании совета директоров должно быть сделано непосредственно в день получения соответствующего требования от уполномоченного лица.

Еще более парадоксальной представляется ситуация, когда уставом общества в полном соответствии с п. 2 ст. 55 Закона предусмотрен меньший, чем 70 дней с момента представления требования, срок проведения внеочередного собрания. Ведь п. 1 ст. 52 Закона не предоставляет возможности установить в уставе меньший, чем 70 дней до даты собрания, срок для сообщения о его проведении. В таком случае общество, в полном соответствии с Законом установившее, например, 50-дневный срок для проведения внеочередного собрания, повестка дня которого предусматривает избрание совета директоров, заранее обрекает себя на неминуемое нарушение императивно установленного Законом 70-дневного срока сообщения о проведении такого собрания.

Оставив в стороне данную ситуацию ввиду ее явной безвыходности, попытаемся проанализировать более «благоприятный» для общества, даже можно сказать «оптимальный» вариант — срок для проведения внеочередного собрания для избрания совета директоров уставом общества не уменьшен и составляет 70 дней, такой же срок отпущен Законом и на сообщение о проведении собрания.

В таком случае общество имеет некоторую возможность «успеть» сделать сообщение о проведении внеочередного собрания в установленный Законом срок — в день представления требования о созыве собрания от уполномоченных на это Законом лиц.

Данный вариант, будучи единственно возможным с точки зрения Закона, несомненно крайне неудобен для общества.

Какие же действия должно произвести общество в день получения требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров с повесткой дня об избрании совета директоров?

Во-первых, необходимо созвать заседание совета директоров для решения вопроса о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии с п. 1 ст. 55 Закона.

В этой связи надо учитывать, что во многих случаях устав общества или внутреннее положение о совете директоров устанавливают достаточно сложную и требующую временных затрат процедуру созыва заседания совета директоров, предусматривающую принятие решения о созыве заседания, заблаговременное уведомление членов совета директоров в письменной форме и т.д. и т.п.

Во-вторых, на заседании совета директоров должно быть принято решение о созыве внеочередного собрания или об отказе в его созыве.

Пункт 6 ст. 55 Закона предоставляет на это пятидневный срок, что вполне оправдано. Действительно, при рассмотрении вопроса о созыве внеочередного собрания совет директоров должен будет определить, не имеется ли оснований, предусмотренных п. 6 ст. 55 Закона для отказа в созыве собрания.

Если вопрос о соблюдении порядка предъявления требования о созыве собрания, а также о компетенции собрания на решение предлагаемых вопросов повестки дня может быть решен советом директоров так сказать «на месте», то с решением вопроса о праве лица на предъявление требования о созыве собрания не все так просто.

Согласно п. 1 ст. 55 Закона правом на предъявление требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров обладают акционеры, являющиеся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества на дату предъявления требования. Если ведение реестра акционеров общества передано регистратору, что в предусмотренном п. 3 ст. 44 Закона случае является обязательным, получение информации о количестве голосующих акций, принадлежащих акционеру, может потребовать некоторого времени. Пункт 10.3 Положения о ведении реестра именных ценных бумаг (утверждено постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27) устанавливает, что предоставление выписок, справок об операциях по лицевому счету, справок о наличии на счете указанного количества ценных бумаг осуществляется регистратором в течение пяти рабочих дней.

В нашем же случае обществу придется рассчитывать на немедленное получение от регистратора информации о количестве акций, учитывающихся на лицевом счете акционера. Иначе о соблюдении обществом установленных Законом сроков можно забыть.

В-третьих, после принятия советом директоров решения о созыве внеочередного собрания обществу необходимо немедленно сделать сообщение о проведении собрания, для чего, в свою очередь, необходимо составить список лиц, имеющих право на участие в собрании.

Согласно п. 1 ст. 51 Закона список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества. Дата составления указанного списка не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и, в случае, предусмотренном п. 2 ст. 53 Закона (внеочередное общее собрание акционеров с повесткой дня об избрании совета директоров), — более чем за 85 дней до даты проведения собрания. То есть, список лиц, имеющих право участвовать во внеочередном собрании с повесткой дня об избрании совета директоров, должен быть составлен немедленно (в тот же день) после принятия решения о созыве собрания.

В случае, если ведение реестра акционеров общества передано регистратору, срок составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, устанавливается договором между обществом и регистратором и может быть достаточно длительным.

Однако, даже если общество ведет реестр акционеров самостоятельно, составление списка лиц, имеющих право на участие в собрании, может занять определенное время. Представим, например, что некоторым количеством акций общества в интересах акционеров владеет номинальный держатель. В таком случае сведения об акционерах (лицах, имеющих права на участие в собрании) в реестре акционеров отсутствуют, акции учитываются на лицевом счете номинального держателя.

Пункт 2 ст. 51 Закона устанавливает, что для составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, номинальный держатель акций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями, на дату составления списка. Пункт 7.4.6 Положения о ведении реестра именных ценных бумаг предоставляет номинальному держателю семидневный срок для предоставления списка акционеров, в отношении акций которых он является номинальным держателем, по состоянию на определенную дату.

Таким образом, даже в случае ведения реестра акционеров самим обществом составление списка акционеров, имеющих право участвовать в собрании, в день принятия решения о его созыве является крайне затруднительным, а в некоторых случаях и невозможным.

Представим себе ситуацию, когда общество в целях соблюдения сроков для сообщения о проведении собрания направит данное сообщение по списку, составленному ранее (это не касается случаев, когда уставом предусмотрено, что сообщение делается путем опубликования в печатном издании). Параллельно, положим, направляется запрос регистратору о составлении списка на определенную советом директоров дату, но не ранее даты принятия решения о проведении собрания.

В таком случае, если в период после даты составления списка, по которому осуществлялась рассылка сообщений, до даты составления списка, установленной советом директоров при созыве собрания, состав акционеров изменится, лица, ставшие акционерами в данный период не будут надлежащим образом уведомлены о проведении собрания. Можно конечно направить таким лицам сообщение позднее, после составления актуального списка, однако нарушение установленных Законом сроков все же будет иметь место.

В соответствии с п. 1 ст. 52 Закона сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под роспись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества.

Трудно сказать, какое общество окажется здесь в лучшем положении, то, которое должно направлять акционерам сообщения заказным письмом, или то, которое должно опубликовать сообщение. Первое столкнется с понятными техническими затруднениями при рассылке сообщений большому количеству акционеров, второе – с неизбежными формальностями, связанными с организацией опубликования сообщения. С учетом того, что все указанные действия необходимо будет осуществить в тот же день, соблюдение требований Закона и в том и в другом случае будет практически невозможно. Можно лишь посоветовать предусмотреть в уставе более оперативный способ направления сообщений о проведении собраний – по факсу, электронной почте и т.п. Однако, в этом случае можно ожидать возникновения ряда проблем, связанным с труднодоказуемостью факта направления и получения сообщений акционерами.

Итак, очевидно, что неуклонное соблюдение требований Закона к порядку созыва внеочередного общего собрания акционеров с повесткой дня об избрании совета директоров является для общества практически невозможным.

Соответственно, общество допустит одно (или несколько) из перечисленных ниже нарушений:

1) нарушение сроков проведения внеочередного общего собрания акционеров;

2) нарушение сроков сообщения о проведении собрания;

3) нарушение порядка составления списка лиц, имеющих права участвовать в собрании, следствием чего может стать ненаправление уведомления (в установленный Законом срок или вовсе) какому-либо акционеру.

Рассмотрим вопрос о последствиях указанных нарушений для общества.

В ряде случаев нарушения порядка созыва общего собрания акционеров могут повлечь признание недействительными решений, принятых на данном собрании. Позиция арбитражных судов по данному вопросу отражена в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах».

При наличии других предусмотренных указанным пунктом и Законом элементов предмета доказывания по делам о признании недействительными решений общего собрания акционеров (нарушение прав и законных интересов акционера, неучастие акционера в собрании или голосование против обжалуемого решения, значительность числа голосов, принадлежащих акционеру и т.п.) определяющим фактором будет являться существенность допущенных нарушений.

Перечень существенных нарушений, установленных п. 24 указанного постановления Пленума ВАС РФ, не является исчерпывающим. Однако, указанный перечень включает в себя несвоевременное извещение (неизвещение) акционера о проведении собрания.

В ряде случаев арбитражные суды рассматривали в качестве существенного нарушения закона и нарушение сроков проведения собрания, признавая решения таких собраний недействительными (постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.12.2007 по делу № Ф03-А51/07-1/4161, от 01.12.2003 по делу № Ф03-А04/03-1/3001).

Для общества альтернативой такого нарушения является нарушение порядка и сроков уведомления о проведении собрания. Причем, с учетом вышеизложенных трудностей с составлением списка лиц, имеющих право на участие в собрании, могут иметь место и случаи неуведомления некоторых акционеров о проведении собрания.

Судебная практика признания недействительными решений общего собрания акционеров в связи с тем, что акционер не был о нем уведомлен, достаточно обширна. В подавляющем большинстве случаев, если голоса, принадлежащие неуведомленному акционеру, могли повлиять на результаты голосования, суды удовлетворяют иски акционеров. То же касается и случаев существенного нарушения сроков уведомления.

Следует признать, что небольшое нарушение сроков извещения о проведении собрания зачастую не рассматривается судами как существенное нарушение закона. В качестве примера можно привести постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.05.2006 по делу № А10-1213/05-Ф02-2399/06-С2. По обстоятельствам данного дела уведомление о проведении годового общего собрания акционеров было направлено акционеру за 19 дней до даты проведения собрания, тогда как п. 1 ст. 52 Закона устанавливает для этого 20-дневный срок. Суд кассационной инстанции отменил решение о признании решения общего собрания недействительным, поскольку счел такое нарушение несущественным. Правда в постановлении имеется ссылка на недоказанность нарушений прав и законных интересов акционера, а также на то, что позиция истца не могла повлиять на результаты голосования. То есть, нельзя сказать, какие из перечисленных обстоятельств повлияли на позицию суда, отказавшего в признании решения собрания недействительным.

В случае включения в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров вопроса об избрании совета директоров следует учитывать, что п. 2 ст. 53 Закона предоставляет 30-дневный до даты собрания срок на выдвижение акционерами кандидатов, если более поздний срок не установлен уставом. В этой связи нарушение сроков сообщения о проведении собрания может быть сочтено судом несущественным в случае, если срок такого сообщения предоставил акционерам реальную возможность выдвижения кандидатов в совет директоров.

Итак, очевидно, что неизбежные нарушения обществом сроков проведения внеочередного общего собрания акционеров с повесткой дня об избрании совета директоров, а также сроков сообщения о проведении такого собрания создают риск признания недействительными его решений.

Признание недействительным решения внеочередного общего собрания акционеров с повесткой дня об избрании совета директоров во многих случаях порождает сложную многоступенчатую систему неблагоприятных последствий – признание нелигитимным избранного состава совета директоров, а значит – незаконность решений совета директоров, принятых указанным составом. Это, в свою очередь порождает риск признания недействительными крупных сделок и сделок с заинтересованностью, одобренных советом директоров.

Следует помнить, что повестка дня внеочередного собрания может, помимо вопроса об избрании совета директоров, содержать любые иные вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания, в том числе избрание единоличного и коллегиального исполнительных органов, одобрение сделок и т.д. и т.п. Признание недействительным решения собрания в таком случае, очевидно, повлечет еще большие неблагоприятные последствия для общества.

С учетом позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в п. 26 постановления от 18.11.2003 № 19 (имеется в виду позиция о том, что если судом установлено, что решение принято с нарушением компетенции общего собрания (пункт 3 статьи 48 Закона), в отсутствие кворума для проведения общего собрания или принятия решения (пункты 2, 4 статьи 49 и пункты 1 — 3 статьи 58 Закона) либо по вопросам, не включенным в повестку дня собрания (пункт 6 статьи 49 Закона), суд должен, независимо от того, было оно оспорено кем-либо из акционеров или нет, оценить такое решение как не имеющее юридической силы и разрешить спор, руководствуясь нормами закона), существует еще и риск неблагоприятных последствий, связанных с нелигитимностью решения, независимо от его обжалования акционерами.

Надо отметить, что п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 не содержит ссылок на применимость данного подхода при таких нарушениях Закона, как нарушение сроков проведения собрания или сроков сообщения о его проведении. Однако иногда судебная практика трактует официальную позицию ВАС РФ расширительно и оценивает решение как не имеющее юридической силы при таких нарушениях.

В этой связи можно привести в качестве примера позицию Арбитражного суда г. Москвы и Девятого арбитражного апелляционного суда, высказанную по делам № А40-77798/06-43-627 (определение Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2007, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2007) и № А40-61985/06-53-482 (определение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2006, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2007). По указанным делам исковые заявления были оставлены без рассмотрения в связи с тем, что они были подписаны неуполномоченным лицом. Такой вывод суды сделали, исходя из следующего: генеральный директор общества, подписавший исковые заявления, был избран советом директоров, который был в свою очередь избран на внеочередного общем собрании акционеров, проведенным с нарушениями закона. Среди таких нарушений судом названы: неполучение от регистратора достоверной информации об акционерах, несоставление в установленном порядке списка лиц, имеющих право на участие в собрании, нарушение сроков проведения собрания, нарушение порядка уведомления акционеров о проведении собрания.

В определении Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2007 по делу № А40-77798/06-43-627 прямо указано следующее: «внеочередное собрание созвано и проведено в срок значительно больше 70 дней, что является грубым нарушением законодательства РФ».

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что установление Законом несообразных друг другу норм о сроках проведения внеочередного собрания и о сроках сообщения о его проведении порождает значительные риски для корпоративных отношений в обществе, а также для его хозяйственной деятельности.

Логичным было бы предложить законодателю внести изменения в Закон, которые бы либо увеличили срок проведения внеочередного собрания с повесткой дня об избрании совета директоров, либо уменьшили срок сообщения о его проведении.

С учетом действующих в настоящее время положений Закона можно лишь порекомендовать обществу предпринимать меры по минимизации соответствующих рисков, однако исключить возможность наступления неблагоприятных последствий полностью не удастся.

Попытаемся сформулировать перечень условий, необходимых для минимизации рисков.

1) Необходимо обеспечить исключение из устава положений, устанавливающих более короткий, чем 70 дней, срок проведения внеочередного собрания с повесткой дня об избрании совета директоров (при их наличии). При невыполнении данного условия и без того нелегкое положение общества еще усугубится.

2) Необходимо предусмотреть в уставе и внутренних документах общества максимально короткие сроки и упрощенный порядок созыва совета директоров в экстренных случаях. Это позволит оперативно созвать и провести заседание совета директоров при поступлении требования о проведении внеочередного собрания.

3) Необходимо обеспечить регулярное получение аппаратом совета директоров информации о списке лиц, имеющих право на участие в собрании (при передаче функций по ведению реестра акционеров регистратору). Это позволит более достоверно и своевременно решить вопрос о праве лица, обратившегося с требованием о проведении внеочередного собрания, на такое обращение, а также обеспечить направление сообщений по максимально достоверному перечню акционеров в день поступления требования о проведении собрания. Однако необходимо будет после составления списка (т.е. с нарушением срока) направить сообщения ранее неуведомленным акционерам. Остается также риск того, что обратившийся с требованием о проведении собрания акционер уже не обладает таким правом на момент предъявления требования в связи с отчуждением акций. Если данное обстоятельство выяснится при предоставлении регистратором списка лиц, имеющих право на участие в собрании, принятое ранее решение о проведении внеочередного собрания, а также сообщение о его проведении необходимо будет отменять, что также связано с организационными и временными затратами.

3) Некоторые из рисков можно минимизировать путем установления уставом порядка сообщения о проведении собрания путем опубликования в печатном издании. Это позволит легально составить список лиц, имеющих право на участие в собрании, уже после сообщения о его проведении. Однако срок сообщения все же будет нарушен, хоть и незначительно, в связи с необходимыми временными затратами на организацию опубликования сообщения.

4) Возможно будет оправданным предусмотреть уставом порядок сообщения о проведении собрания путем направления акционерам уведомления по факсу, электронной почте и т.п. Однако такой выход актуален лишь для обществ с небольшим количеством акционеров и сопряжен с ранее отмеченной труднодоказуемостью факта направления и получения сообщений.

5) В любом случае жизненно необходимо для общества введение постоянной должности секретаря совета директоров или корпоративного секретаря, либо формирование аппарата совета директоров, а также обеспечение его всеми информационными и материальными возможностями для своевременного отслеживания всех поступающих сообщений, оперативного созыва заседаний совета директоров, а также наиболее быстрой организации рассылки сообщений акционерам или опубликования их в печатном издании. В противном случае даже самая выверенная корпоративная политика не позволит обществу избежать нарушения закона и, соответственно, неблагоприятных последствий.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что существующее в настоящее время положение вещей не представляет собой некую константу и является лишь следствием продолжающего процесса становления отечественного корпоративного законодательства.

Порядок проведения внеочередного собрания акционеров

Порядок созыва общего собрания акционеров выглядит следующим образом:

1. Совет директоров принимает решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров;

2. Формируется список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.

Дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не может быть установлена ранее чем через 10 дней с даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 50 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

3. Не позднее чем за 20 дней (по общему правилу) делается сообщение о проведении общего собрания акционеров.

В указанные сроки сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие, заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому указанному лицу под роспись, либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в определенном уставом общества печатном издании и (или) размещено на определенном уставом общества сайте общества в сети «Интернет;

Таким образом, законом не установлено, что Вы должны провести собрание в течение 20 дней с момента принятия решения о его проведении. Важно, чтобы оно было проведено не ранее чем через 20 дней после того как Вы сделаете сообщение о его проведении. Кроме того, должны быть соблюдены вышеуказанные требования к срокам формирования списка акционеров.

По вопросу о получении подписей членов Совета директоров необходимо отметить следующее:

Акционерное законодательство исходит из того, что заседание Совета директоров общества предполагает совместное присутствие его членов для обсуждения вопросов повестки дня. Вместе с тем, в Уставе или в другом внутреннем акте может быть предусмотрена возможность заочного голосования по вопросам повестки дня (ст.68 ФЗ «Об акционерных обществах»), поэтому советуем Вам подумать над возможностью изменения Устава (или принятия внутреннего акта) для того, чтобы избежать таких проблем в будущем.

На данном этапе заметим, что протокол заседания Совета директоров должен содержать лишь подпись Председательствующего на заседании, подписи остальных членов могут отсутствовать (ст.68 ФЗ «Об акционерных обществах»).

По вопросу о необходимости подтверждения принятия решения собранием акционеров и состава участников собрания, присутствовавших на его принятии, отметим, что для публичных акционерных обществ оно осуществляется только Регистратором, для непубличных обществ – Регистратором, осуществляющим функции счетной комиссии, или нотариусом по выбору самого Общества, зафиксированному в его уставе или в протоколе общего собрания акционеров.

Другие материалы из раздела «Юридическая консультация»

Внеочередное собрание акционеров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *