Ставки по страховым взносам 2018

Чтобы не ошибиться в исчислении страховых взносов в 2018 году по сотрудникам, необходимо составить специальную таблицу, включающую все необходимые значения. Предлагаем вам воспользоваться нашей таблицей ставок страховых взносов для правильного исчисления платежей в бюджет государства.

Содержание

Механизм исчисления взносов по страхованию

Исчисление страхвзносов в 2018 г., как и ранее, производят на основании таких показателей:

  • начислений в пользу сотрудников (зарплаты и иные вознаграждения);
  • предельных размеров облагаемой базы, сверх которых взносы по страхованию рассчитываются по иным процентам;
  • тарифов (или процентных ставок) страховых взносов.

Процентная ставка взноса имеет прямо отношение к двум другим показателям, а потому необходимо внимательно изучить и эти понятия.

Начисления в пользу сотрудников

Все работодатели (и юридические лица, и индивидуальные предприниматели) в 2018 году обязаны перечислять страховые взносы с выплат в пользу своих сотрудников. При этом в расчетную облагаемую базу входят следующие показатели:

  • заработная плата по трудовому соглашению (договору);
  • вознаграждение руководителя компании даже при отсутствии трудового соглашения с ним, если он единственный участник;
  • вознаграждение по договору ГПХ;
  • вознаграждение по авторскому договору.

Существуют некоторые суммы, которые не входят в облагаемую базу по страховым взносам. Их список представлен в ст. 422 НК РФ.

Для вычисления облагаемой базы необходимо суммировать выплаты и вознаграждения, положенные сотруднику, а затем из этой величины вычесть суммы, которые в соответствии с законодательством не подлежат обложению.

Лимитированные суммы облагаемой базы

В 2018 году предельные величины облагаемой базы повышены. Значения лимитов по взносам на страхование представлены в следующей таблице:

Взносы

База
2017 год

2018 год

На обязательное пенсионное страхование 876 000 руб. 1 021 000 руб.
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 755 000 руб. 815 000 руб.
На медицинское страхование Лимит не установлен

Тарифы по взносам в 2018 г. (таблица)

В 2018 г. тарифы по всем страховым (пенсионным, медицинским и социальным) платежам не изменились, о чем указано в Федеральном законе от 27.11.2017 г. № 361-ФЗ. Если компании или ИП не вправе использовать понижающие тарифы, то они обязаны исчислять взносы по таким ставкам:

Вид взносов

База в 2018 году Ставка в пределах базы

Ставка сверх базы

Пенсионные 1 021 000 руб. 22% 10%
На социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства 815 000 руб. 2,9 %

(1,8 % — для иностранцев)

Медицинские Не устанавливается 5,1 %

Общая процентная ставка взносов в пределах ограничивающего лимита на каждого сотрудника составляет 30%, и при этом она разбивается на:

  • 22% — на ОПС;
  • 5,1% — на ОМС;
  • 2,9% — на ОСС.

Общий размер тарифов в 30% будет применяться до 2020 г. включительно, о чем указано в ст. 425 и 426 НК РФ. Данное продление основано именно на принятии Закона от 27.11.2017 г. № 361-ФЗ.

Важно! Лимит облагаемой базы устанавливается отдельно по каждому сотруднику. Кроме того, и каждый работодатель считает лимиты за каждый календарный год по своим сотрудникам вне зависимости от зарплаты и вознаграждений на других местах работы.

Подробные данные по ставкам в 2018 г.

Рассмотрим более детально, какие именно тарифы необходимо использовать при расчете взносов по страхованию.

Основные ставки в 2018 г. представлены в таблице:

Показатель

Тариф в 2018 году

На обязательное пенсионное страхование (в пределах 1 021 000 р.) 22%
На обязательное пенсионное страхование (сверх 1 021 000 р.) 10%
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в пределах 815 000 р.) 2,9%
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (кроме ВКС) (в пределах 815 000 р.) 1, 8%
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (сверх 815 000 р.) 0 %
На обязательное медицинское страхование (кроме иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, а также ВКС) 5,1 %

Пониженные ставки используются теми плательщиками, которые обладают правом применять законодательно установленные льготы. Согласно условиям применения пониженного тарифа в 2018 г. существуют ставки по страхованию, представленные в следующей таблице:

Тарифы страховых взносов, %

Условия применения пониженного тарифа

8,0 — ОПС

4,0 — ОМС

2,0 — ОСС

Хозяйственные общества и партнерства, которые на практике применяют (внедряют) результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам):
– бюджетным или автономным научным учреждениям;
– бюджетным или автономным образовательным организациям высшего образования
Организации и предприниматели, которые заключили соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и которые производят выплаты сотрудникам, работающим:
– в технико-внедренческих особых экономических зонах;
– в промышленно-производственных особых экономических зонах
Организации и предприниматели, которые заключили соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и которые производят выплаты сотрудникам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер
Российские организации, которые работают в области информационных технологий и занимаются:
– разработкой и реализацией программ для ЭВМ и баз данных;
– оказанием услуг по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
– установкой, тестированием и сопровождением программ для ЭВМ, баз данных
0,0 — ОПС

0,0 — ОМС

0,0 — ОСС

Организации и предприниматели с выплат и вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (кроме судов для хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов в морских портах России)
20,0 — ОПС

0,0 — ОМС

0,0 — ОСС

Организации и предприниматели на УСН, занятые определенными видами деятельности и если их доходы нарастающим итогом за календарный год не превышают 79 млн. руб.
Плательщики ЕНВД: аптечные организации и предприниматели с лицензией на фармацевтическую деятельность, с выплат гражданам, которые имеют право или допущены к фармацевтической деятельности
Некоммерческие организации, которые применяют упрощенку и ведут деятельность в области:

– социального обслуживания населения;

– научных исследований и разработок;

– образования;

– здравоохранения;

– культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов);

– массового спорта (кроме профессионального). Исключение – государственные и муниципальные учреждения

Благотворительные организации на упрощенке
Предприниматели, которые применяют патентную систему налогообложения, кроме:

– сдающих в аренду (наем) жилые и нежилые помещения;

– работающих в сфере розничной торговли и общепита

14,0 — ОПС

0,0 — ОМС

0,0 — ОСС

Организации – участники проекта «Сколково»
6,0 — ОПС

0,1 — ОМС

1,5 — ОСС

Коммерческие организации и предприниматели со статусом резидентов территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Законом от 29 декабря 2014 № 473-ФЗ8
Коммерческие организации и предприниматели со статусом резидентов свободного порта Владивосток в соответствии с Законом от 13 июля 2015 № 212-ФЗ

Представленные пониженные тарифы можно интерпретировать и в ином, более обобщенном виде. Таблица будет выглядеть так:

Тариф

Кто вправе применять

20% Малый бизнес на упрощенке, патенте, аптеки на спецрежимах, благотворительные и социально ориентированные некоммерческие организации на упрощенке
14% Хозяйственные общества и партнерства, которые занимаются технико-внедренческой деятельностью и туристско-рекреационной на территории особых экономических зон
Участники проекта «Сколково»
IT-компании
7,6% Плательщики, которые получили статус участника свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток
0% Плательщики в отношении выплат членам экипажей судов из Российского международного реестра судов

Дополнительные ставки используются в том случае, если сотрудники работают во вредных и опасных условиях. Тарифы по взносам определяются исходя из того, имеются ли результаты специальной оценки условий труда либо нет (п. 3 ст. 428 НК РФ).

В случае если оценку вовсе не проводили и, соответственно, классы условий труда по состоянию на 2018 г., то необходимо применять следующие дополнительные ставки по взносам:

Кто платит

Тариф взносов на пенсионное страхование, %

Организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (по списку 1, утвержденному постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10) 9,0
Организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пунктах 2–18 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (утвержденные списки профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости) 6,0

В случае если оценку проводили, необходимо применять следующие дополнительные тарифы, распределяемые по классам:

Условия труда

Тариф взносов на пенсионное страхование, %

Основание

класс – опасный; подкласс – 4 8,0 п. 3 ст. 428 НК РФ
класс – вредный; подкласс – 3.4 7,0
класс – вредный; подкласс – 3.3 6,0
класс – вредный; подкласс – 3.2 4,0
класс – вредный; подкласс – 3.1 2,0
класс – допустимый; подкласс – 2 0,0
класс – оптимальный; подкласс – 1 0,0

Внимание! Если по одному сотруднику можно применять разные дополнительные тарифы, то необходимо выбирать максимальный из них.

О страховых тарифах по индивидуальному предпринимателю на себя читайте в этой статье.

В видео-материале представлена информация об обязательных и добровольных страховых взносах в 2018 г.:

Справочная информация: «Тарифы страховых взносов» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ Раздел 1. Страховые взносы, установленные на 2020 г. для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Раздел 2. Фиксированные размеры страховых взносов по ОПС, ОМС, установленные на 2020 г. для плательщиков (включая глав КФХ), не производящих выплаты физическим лицам. Раздел 2.1. Страховые взносы для плательщиков, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и (или) по обязательному социальному страхованию (ОСС), на 2020 г. Раздел 3. Данные о предельной величине базы для начисления страховых взносов на ОПС, ОСС, ОМС с 2010 г. по 2020 г. включительно. Раздел 4. Страховые взносы, установленные на 2019 г. Раздел 5. Страховые взносы, установленные на 2018 г. Раздел 6. Страховые взносы, установленные на 2017 г. Внимание! Тарифы страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 г. установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год», Федеральным законом от 27.12.2019 N 445-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Административные регламенты ФСС РФ: — по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) (Приказ ФСС РФ от 29.03.2019 N 133); — по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Приказ ФСС РФ от 25.04.2019 N 231); — по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти (Приказ ФСС РФ от 20.05.2019 N 262). См. информацию ФСС РФ: — «Установление страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя»; — «Установление страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя».

  • Раздел 1. Страховые взносы, установленные на 2020 г. для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам
    • 1.1. Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2020 г.
    • 1.2. Пониженные тарифы по ОПС, ОСС, ОМС для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2020 г.
      • 1.2.1. Для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, на 2020 г.
      • 1.2.2. Для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, на 2020 г.
      • 1.2.3. Для некоммерческих организаций, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, на 2020 г.
      • 1.2.4. Для благотворительных организаций, применяющих УСН, на 2020 г.
      • 1.2.5. Для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково» либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на 2020 г.
      • 1.2.6. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника СЭЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, на 2020 г.
      • 1.2.7. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, на 2020 г.
      • 1.2.8. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента свободного порта Владивосток, на 2020 г.
      • 1.2.9. Для организаций, включенных в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, на 2020 г.
      • 1.2.10. Для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции независимо от вида договора и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, на 2020 г.
      • 1.2.11. Для плательщиков, получивших статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов указанными плательщиками, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, — в отношении данных выплат и вознаграждений на 2020 г.
    • 1.3. Дополнительные тарифы по ОПС в установленных случаях проведения специальной оценки условий труда для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение страховой пенсии
      • 1.3.1. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда не проводилась
      • 1.3.2. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда была проведена
    • 1.4. Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности
  • Раздел 2. Фиксированные размеры страховых взносов по ОПС, ОМС, установленные на 2020 г. для плательщиков (включая глав КФХ), не производящих выплаты физическим лицам
  • Раздел 2.1. Страховые взносы для плательщиков, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и (или) по обязательному социальному страхованию (ОСС), на 2020 г.
    • 2.1.1. Добровольное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
    • 2.1.2. Добровольное пенсионное страхование (ОПС)
  • Раздел 3. Данные о предельной величине базы для начисления страховых взносов на ОПС, ОСС, ОМС с 2010 г. по 2020 г. включительно
    • 2020 год
    • 2019 год
    • 2018 год
    • 2017 год
    • 2016 год
    • 2015 год
    • 2014 год
    • 2013 год
    • 2012 год
    • 2011 год
    • 2010 год
  • Раздел 45. Страховые взносы, установленные на 2019 г.
  • Раздел 4.1. Страховые взносы, установленные на 2019 г. для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам
    • 4.1. Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2019 г.
      • Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2019 г.
    • 4.2. Пониженные тарифы по ОПС, ОСС, ОМС для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2019 г.
      • 4.2.1. Для хозяйственных обществ и партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, на 2019 г.
      • 4.2.2. Для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, на 2019 г.
      • 4.2.3. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения с органами управления технико-внедренческой ОЭЗ, промышленно-производственной ОЭЗ, туристско-рекреационной ОЭЗ, на 2019 г.
      • 4.2.4. Для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, на 2019 г.
      • 4.2.5. Для некоммерческих организаций, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, на 2019 г.
      • 4.2.6. Для благотворительных организаций, применяющих УСН, на 2019 г.
      • 4.2.7. Для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на 2019 г.
      • 4.2.8. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника СЭЗ в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ, на 2019 г.
      • 4.2.9. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в РФ, на 2019 г.
      • 4.2.10. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента свободного порта Владивосток, на 2019 г.
      • 4.2.11. Для организаций, включенных в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», на 2019 г.
      • 4.2.12. Для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции независимо от вида договора и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, на 2019 г.
    • 4.3. Дополнительные тарифы по ОПС в установленных случаях проведения специальной оценки условий труда для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение страховой пенсии
      • 4.3.1. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда не проводилась
      • 4.3.2. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда была проведена
    • 4.4. Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности
  • Раздел 4.5. Фиксированные размеры страховых взносов по ОПС, ОМС, установленные на 2019 г. для плательщиков (включая глав КФХ), не производящих выплаты физическим лицам
  • Раздел 4.6. Размеры и сроки уплаты страховых взносов для плательщиков, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и (или) по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), установленные на 2019 г.
    • 4.6.1. Сроки уплаты
    • 4.6.2. Размеры страховых взносов
      • Добровольное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
      • Добровольное пенсионное страхование (ОПС)
  • Раздел 5. Страховые взносы, установленные на 2018 г.
    • 5.1. Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам
      • Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2018 г.
    • 5.2. Пониженные тарифы по ОПС, ОСС, ОМС для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2018 г.
      • 5.2.1. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, с определенным основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД), если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн. руб., на 2018 г.
      • 5.2.2. Для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, на 2018 г.
      • 5.2.3. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН, на 2018 г.
      • 5.2.4. Для хозяйственных обществ и партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, на 2018 г.
      • 5.2.5. Для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, на 2018 г.
      • 5.2.6. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения с органами управления технико-внедренческой ОЭЗ, промышленно-производственной ОЭЗ, туристско-рекреационной ОЭЗ, на 2018 г.
      • 5.2.7. Для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, на 2018 г.
      • 5.2.8. Для некоммерческих организаций, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, на 2018 г.
      • 5.2.9. Для благотворительных организаций, применяющих УСН, на 2018 г.
      • 5.2.10. Для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», на 2018 г.
      • 5.2.11. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя», на 2018 г.
      • 5.2.12. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в РФ, на 2018 г.
      • 5.2.13. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента свободного порта Владивосток, на 2018 г.
      • 5.2.14. Для организаций, включенных в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», на 2018 г.
      • 5.2.15. Для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции независимо от вида договора и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, на 2018 г.
    • 5.3. Дополнительные тарифы по ОПС в установленных случаях проведения специальной оценки условий труда для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение страховой пенсии
      • 5.3.1. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда не проводилась
      • 5.3.2. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда была проведена
    • 5.4. Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности
    • 5.5. Фиксированные размеры страховых взносов по ОПС, ОМС, установленные на 2018 г. для плательщиков (включая глав КФХ), не производящих выплаты физическим лицам
  • Раздел 6. Страховые взносы, установленные на 2017 г.
    • 6.1. Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2017 г.
      • Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2017 г.
    • 6.2. Пониженные тарифы по ОПС, ОСС, ОМС для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2017 г.
      • 6.2.1. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, с определенным основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД), если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн. руб., на 2017 г.
      • 6.2.2. Для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, на 2017 г.
      • 6.2.3. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН, на 2017 г.
      • 6.2.4. Для хозяйственных обществ и партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, на 2017 г.
      • 6.2.5. Для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, на 2017 г.
      • 6.2.6. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения с органами управления технико-внедренческой ОЭЗ, промышленно-производственной ОЭЗ, туристско-рекреационной ОЭЗ, на 2017 г.
      • 6.2.7. Для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, на 2017 г.
      • 6.2.8. Для некоммерческих организаций, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, на 2017 г.
      • 6.2.9. Для благотворительных организаций, применяющих УСН, на 2017 г.
      • 6.2.10. Для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», на 2017 г.
      • 6.2.11. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя», на 2017 г.
      • 6.2.12. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в РФ, на 2017 г.
      • 6.2.13. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента свободного порта Владивосток, на 2017 г.
    • 6.3. Дополнительные тарифы по ОПС в установленных случаях проведения специальной оценки условий труда для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение страховой пенсии
      • 6.3.1. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда не проводилась
      • 6.3.2. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда была проведена
    • 6.4. Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности
    • 6.5. Фиксированные размеры страховых взносов по ОПС, ОМС, установленные на 2017 г. для плательщиков (включая глав КФХ), не производящих выплаты физическим лицам

Открыть полный текст документа

Применение пониженных тарифов страховых взносов турагентами-«упрощенцами»

Джабазян Е. Л., эксперт журнала

Журнал «Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение» № 6/2017

Условия применения пониженных тарифов.

Пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и ИП, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности которых является один из видов деятельности, указанных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

К сведению:

Основной вид экономической деятельности квалифицируется на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для данной категории плательщиков в течение 2017 – 2018 годов тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование – 20 %;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0 %;

  • на обязательное медицинское страхование – 0 %.

В целях применения пониженных тарифов должны выполняться следующие условия (ст. 427 НК РФ):

  • доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг при осуществлении данного вида деятельности должна составлять не менее 70 % в общем объеме доходов организации (п. 6);

  • доходы от осуществления названных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ видов экономической деятельности за налоговый период не должны превышать 79 млн руб. (пп. 3 п. 2).

В свою очередь сумма доходов организации определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Если у организации по итогам деятельности за отчетный период (например, по итогам полугодия 2017 года) отсутствовали доходы от указанного в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ вида деятельности, то не соблюдается условие о необходимой доле доходов от осуществления заявленного вида деятельности. Соответственно, страховые взносы уплачиваются такой организацией в общеустановленном порядке по тарифам, предусмотренным ст. 426 НК РФ.

В то же время, если данная организация по итогам деятельности за следующий отчетный период (например, девять месяцев 2017 года) подтвердит соответствие условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, а также критерию об общей сумме доходов организации за налоговый период от всех видов деятельности, то такая организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода.

Обратите внимание:

Право на пониженные тарифы страховых взносов плательщиков страховых взносов, применяющих УСНО, основной вид экономической деятельности, классифицируемый в соответствии с ОКВЭД, которых поименован в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, подтверждается путем заполнения приложения 6 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации» к разд. 1 расчета (Письмо ФНС РФ от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@). Напомним, что в настоящее время действует форма расчета по страховым взносам, утвержденная Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

Надо или нет при применении пониженных тарифов страховых взносов представлять в налоговые органы документы, подтверждающие право на их применение? Положениями налогового законодательства не предусмотрено обязательное приложение к расчету по страховым взносам документов (их копий), подтверждающих право организации на применение пониженных тарифов. Но налоговый орган наделен правом при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. Это установлено п. 8.6 ст. 88 НК РФ, введенным Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ (положения действуют с 01.01.2017).

О применении пониженных тарифов после перехода на новые коды ОКВЭД.

Налоговые органы перешли на новые коды 11.07.2016. До этой даты выбор кодов осуществлялся по ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). О том, что с 11 июля при государственной регистрации юридических лиц и ИП применяются новые коды, ФНС сообщила в информации, которую разместила на своем официальном сайте 23.06.2016.

Для перехода со старых кодов на новые ИФНС использовали переходную таблицу – ключ. Таблица с указанием прямых и обратных переходных ключей между ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) и ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) размещена на официальном сайте Минэкономразвития по адресу: economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators. О необходимости применения переходных ключей говорилось, в частности, в письмах Минфина РФ от 12.10.2017 № 03-15-05/66714, от 13.09.2017 № 03-15-06/58977, № 03-15-06/58976, от 04.09.2017 № 03-15-05/56663 и др.

Нужно ли фирмам вносить изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП? Организациям и предпринимателям не надо ни подавать в инспекцию документы, ни самостоятельно вносить в них какие-либо поправки. Дело в том, что все изменения должны были быть произведены налоговыми органами в конце 2016 года. Вместе с тем можно проверить правильность замены кодов в реестре по новому классификатору видов экономической деятельности налоговой инспекцией, для чего надо запросить выписку из госреестра. Такую выписку можно получить в налоговой инспекции лично или заказать через Интернет:

электронная выписка предоставляется бесплатно. Заказать ее можно на сайте ФНС (nalog.ru) (необходима электронная подпись). Документ выдается в электронном виде как ссылка для скачивания (п. 108 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.01.2015 № 5н);

бумажная выписка предоставляется налоговой инспекцией по месту регистрации фирмы за плату: обычная выписка – 200 руб. (выдается в течение пяти дней с момента отправки запроса), срочная выписка – 400 руб., предоставляется на следующий день после того, как запрос поступит в инспекцию (п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 № 462). Если за выпиской обратился не генеральный директор, а представитель организации, ему нужно иметь доверенность, подписанную руководителем. Доверенность не надо нотариально заверять (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Подтверждением того, что в реестре указаны новые актуальные коды, является ссылка на новый классификатор – ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (в разделе «Сведения о видах экономической деятельности» выписки), при этом сам вид экономической деятельности остается прежним.

От редакции:

К вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов турагентствами мы обращались не раз. В статье Е. В. Емельяновой «Коды ОКВЭД и пониженные тарифы страховых взносов» (№ 4, 2016) была обозначена проблема применения таких тарифов в связи с переходом в 2017 году на новые коды ОКВЭД, а в статье К. О. Борисовой «По следам турагентского конгресса» (№ 3, 2017) упоминались актуальные на тот момент разъяснения Минфина и Минэкономразвития, из которых, однако, однозначного ответа не следовало.

Следует отметить, что в ОКВЭД 2 группировка отдельных видов экономической деятельности по разделам и классам была изменена, в результате чего некоторые виды деятельности вынесены в отдельный класс или включены в другие разделы (группировки) видов деятельности, не поименованных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В частности, деятельность турагентств была перенесена из разд. I «Транспорт и связь» (класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность») в разделе  »Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги» (класс 79 «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма»).

Что касается норм о применении пониженных ставок тарифов страховых взносов, пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ содержит перечень, аналогичный тому, что был в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В подпункте 5 п. 1 ст. 427 НК РФ указан вид деятельности «Транспорт и связь». Однако деятельности туристических агентств в ОКВЭД 2 соответствует код 79.11 в разделе »Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги», что не имеет отношения к разделу H «Транспортировка и хранение» (коды ОКВЭД 49 – 53) и разделу J «Деятельность в области информации и связи» (коды ОКВЭД 58 – 63).

В связи с этим Минфин в письмах от 09.11.2016 № 03-11-06/2/65561, от 01.11.2016 № 03-11-06/2/63958 обратил внимание на то, что налогоплательщик на УСНО, основным видом экономической деятельности которого является деятельность туристических агентств, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, вступившего в силу 01.01.2017.

К такому же выводу пришло и налоговое ведомство в Письме от 23.06.2017 № БС-4-11/12091. Аналогичные рассуждения ФНС содержатся и в Письме от 04.08.2017 № СА-4-11/15343, правда, в отношении «упрощенца» с другим видом деятельности.

Как видим, первоначально позиция контролеров в отношении «упрощенцев», чьи новые коды видов деятельности не соответствовали требованиям ст. 427 НК РФ, была следующей: применять пониженные тарифы нельзя.

Однако в последнее время наметилась иная тенденция признания соответствия вида деятельности организации по ОКВЭД 2 виду деятельности, установленному в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В Письме от 12.10.2017 № 03-15-05/66714 Минфин признал, что установленный пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечень видов экономической деятельности является укрупненным и включает в себя как виды деятельности, объединенные в один класс, подкласс, группу, подгруппу классификатора, так и отдельные виды экономической деятельности с соответствующими названиями в указанном перечне.

А в Письме Минфина РФ от 17.10.2017 № 03-15-05/67604 прямо указано: плательщики на УСНО, которые до 1 января 2017 года осуществляли вид экономической деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, согласно наименованиям видов экономической деятельности, классифицируемым в соответствии с кодами видов деятельности по ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), и продолжающие осуществлять указанную деятельность после 01.01.2017, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии соблюдения ими условий, установленных положениями подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 Кодекса, независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) согласно применяемым переходным ключам.

Такой же вывод содержался и в Письме Минфина РФ от 13.10.2017 № 03-15-07/66964, которое было направлено ФНС для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам (Письмо от 25.10.2017 № ГД-4-11/21578@).

К сведению:

В соответствии с проектом «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Минфин разработал законопроект, предусматривающий, в частности, уточнение наименования видов экономической деятельности согласно ОКВЭД (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) с целью сохранения «упрощенцами» права применять пониженные тарифы страховых взносов. На момент написания статьи в Совет Федерации был направлен проект федерального закона № 274631-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Госдумой 16.11.2017. Пунктом 76 ст. 2 данного закона в новой редакции изложен пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ: теперь в этом подпункте прямо указана «деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма».

Обязательно ли представлять уточненный расчет по страховым взносам?

С учетом неопределенности при применении пониженных тарифов страховых взносов турагентства-«упрощенцы» могли или платить взносы «по полной», или платить по пониженной ставке.

Уплата в 2017 году страховых взносов туристическими агентствами, применяющими УСНО

Применяли пониженные тарифы

Не применяли пониженные тарифы

Действия

Произвести перерасчет суммы страховых взносов

Представить в налоговый орган уточненный расчет

Как видим, в выигрышной ситуации оказались те фирмы, которые, невзирая на разъяснения чиновников, применяли пониженные тарифы страховых взносов.

Тем же, кто применял основной тариф страховых взносов, надо будет произвести корректировки в учете и отчетности. По общему правилу в 2017 – 2019 годах для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составляют 30 % (22 % – на ОПС, 2,9 % – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования, 5,1 % – на ОМС). Следовательно, переплата составляет значительную сумму – треть платежа. Хотя понять осторожность плательщиков страховых взносов можно: применение пониженных тарифов страховых взносов является одним из критериев отбора страхователей для проведения выездных проверок.

Самый главный вопрос, который возникает в связи с перерасчетом: надо ли представлять уточненный расчет и если надо, то за какие периоды?

Обратимся к Порядку заполнения расчета по страховым взносам (далее – Порядок) (приложение 2 к Приказу ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).

Коды по ОКВЭД 2 указываются на титульном листе расчета по страховым взносам в поле «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД 2» (п. 3.11 Порядка).

На основании п. 1.2 Порядка при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

При этом названный пункт содержит уточнение: при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате, плательщик вправе внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Итак, в Порядке и п. 1, 7 ст. 81 НК РФ определено, в каком случае подача уточненного расчета является правом, а в каком – обязанностью.

В ситуации, когда турагентства на УСНО не применяли пониженные тарифы, произошло завышение суммы страховых взносов, следовательно, они вправе:

  • либо подать уточненные расчеты за все периоды этого года;

  • либо отразить перерасчет в отчетности за текущий период.

Кроме того, согласно ст. 54 НК РФ ошибки, которые завысили базу и привели к излишней уплате налога, можно исправлять в периоде их обнаружения. Это значит, что ошибки можно исправить в отчетности за текущий период без подачи «уточненки». Данная норма действует и в отношении страховых взносов (п. 1, 6 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

К сведению:

В Письме от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@ ФНС рассмотрела ситуацию, когда право на применение льготных тарифов возникло у организации не с начала года. При этом налоговики разрешили пересчитать страховые взносы с начала года и рекомендовали подать уточненные расчеты за указанный период.

Итак, в случае подачи уточенного расчета при заполнении поля «Номер корректировки» титульного листа проставляется номер корректировки (например, «1-«, «2-» и т. д.) (п. 3.5 Порядка).

В уточненный расчет нужно включить

Те разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»), с учетом внесенных в них изменений

Иные разделы расчета и приложения к ним в случае внесения в них изменений (дополнений)

Обратите внимание:

К уточенному расчету необходимо приложить пояснительную записку о причине его подачи. В рассматриваемой ситуации плательщики страховых взносов могут подкрепить свою позицию письмами Минфина РФ от 13.10.2017 № 03-15-07/66964, от 17.10.2017 № 03-15-05/67604.

Переплата по страховым взносам: вернуть или зачесть?

При переплате страховых взносов, которая произошла после 01.01.2017, фирмы вправе как вернуть ее, так и зачесть. При этом следует помнить о некоторых особенностях.

Возвратить переплату по страховым взносам можно в том же порядке, что и переплату по налогам, – по заявлению (п. 3 ст. 8, п. 6, 14 ст. 78 НК РФ).

Однако переплату по пенсионным взносам можно вернуть по заявлению только в случае, если орган ПФР еще не учел ее на индивидуальных лицевых счетах работников страхователя (п. 6.1 ст. 78 НК РФ). Напомним, что отражение суммы взносов на индивидуальных лицевых счетах производится ПФР ежеквартально после получения от налогового органа информации о пенсионных взносах, уплаченных за работников (п. 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 № 766н).

Таким образом, переплату по пенсионным взносам, которые ПФР уже успел отразить на индивидуальных счетах, налоговый орган сможет только зачесть (п. 3 ст. 8, п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

К сведению:

Возвращение переплаты может быть осуществлено только после того, как плательщик погасит имеющийся у него долг по штрафам и пеням (ст. 79 НК РФ).

Зачет переплаты по страховым взносам осуществляется налоговым органом

По собственной инициативе – в счет задолженности по штрафам и пеням по тому же виду взносов (п. 3 ст. 8, п. 1.1, 5 ст. 78 НК РФ)

По заявлению плательщика страховых взносов – в счет предстоящих платежей по тому же виду взносов или задолженности по пеням и штрафам, начисленным в отношении того же вида взносов (п. 3 ст. 8, п. 1.1, 4, 5 ст. 78 НК РФ)

Обратите внимание:

Зачет переплаты страховых взносов осуществляется по соответствующему фонду.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7, 14 ст. 78 НК РФ):

формы заявлений о возврате (зачете) страховых взносов приведены соответственно в приложениях 8 и 9 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@;

форматы заявлений о возврате (зачете) страховых взносов для подачи их в электронном виде по ТКС через оператора электронного документооборота утверждены Приказом ФНС РФ от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@.

По мнению КС РФ, закрепление в ст. 78 НК РФ трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и тогда действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения КС РФ от 21.12.2011 № 1665-О-О, от 21.06.2001 № 173-О).

В ситуации, когда налоговая инспекция отказала в зачете (возврате) или не был получен ответ на заявление, фирма вправе обратиться в суд с требованием о возврате или зачете переплаты (п. 33 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

* * *

Турагентства, применяющие УСНО, при исчислении страховых взносов вправе воспользоваться пониженными тарифами. Такой вывод следует из недавних разъяснений, поступивших от финансового ведомства. ФНС с данной позицией Минфина согласна. В связи с тем, что ранее от контролирующих ведомств поступали прямо противоположные разъяснения, многие фирмы рассчитывали страховые взносы, исходя из общих тарифов, что привело к их переплате. Теперь указанную переплату можно вернуть или зачесть. Что касается предоставления корректирующих сведений, турагентства вправе отразить перерасчет по взносам в отчетности за текущий период (в расчете за год) без представления «уточненки» за все периоды 2017 года. Это обусловлено тем, что обязательное представление уточненных расчетов необходимо только в случаях, когда некорректно указанные сведения привели к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате в бюджет. Вместе с этим имеются рекомендации налогового ведомства по представлению уточненных расчетов в ситуации, когда плательщики пересчитали страховые взносы по льготным тарифам с начала года.

Страховые взносы за работников в 2020 году

ИП и организации, являющиеся работодателями, обязаны с выплат сотрудникам, работающим по трудовым договорам, ежемесячно перечислять страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование в ФНС РФ. Взносы на травматизм по-прежнему уплачиваются в ФСС.

Примечание: с 2017 года изменился порядок уплаты и представления отчетности по страховым взносам, связано это с передачей контроля над страховыми взносами ФНС РФ и вступлению в силу новой главы 34 НК РФ «Страховые взносы».

С выплат физическим лицам по договорам гражданско-правового характера необходимо перечислять взносы только на пенсионное и медицинское страхование (взносы от несчастных случаев не перечисляются в любом случае, а взносы по временной нетрудоспособности перечисляются, только при условии, что такой пункт прописан в договоре).

Выплаты работникам, которые по закону освобождены от уплаты страховых взносов, перечислены в ст. 422 НК РФ.

Обратите внимание, что индивидуальные предприниматели, помимо уплаты страховых взносов за работников, дополнительно должны перечислять страховые взносы ИП «за себя».

Бесплатная консультация по налогам

Тарифы страховых взносов за работников в 2020 году

В 2020 году страховые взносы нужно платить по следующим тарифам:

При этом некоторые ИП и организации имеют право применять пониженные тарифы (см. таблицу ниже).

В 2020 году изменилась лимиты для начисления взносов:

  • на ОПС – 1 292 000 руб. (в случае превышения, взносы уплачиваются по уменьшенной ставке – 10%);
  • на ОСС – 912 000 руб. (в случае превышения, взносы больше не уплачиваются);
  • на ОМС – предельная величина отменена.

Обратите внимание, что в 2020 году не действуют льготы по страховым взносам для большинства ИП и организаций, которые применялись до 2018 года. В частности, отмена затронула ИП на патенте, а также представителей МСП, работающих в социальной и производственной сферах и применяющих УСН. Пониженные тарифы оставили лишь для НКО и благотворительных организаций. Подробнее со ставками по страховым взносам можно ознакомиться в таблице ниже.

Общие тарифы для страховых взносов в 2020 году

Пониженные тарифы для страховых взносов в 2020 году

Категория плательщиков ПФР ФФОМС ФСС Итого
НКО на УСН, ведущие деятельность в области соц. обслуживания, науки, образования, здравоохранения, спорта, культуры и искусства 20% 20%
Благотворительные организации на УСН
Участники свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе 6% 0,1% 1,5% 7,6%
Организации и ИП, занимающиеся ведением технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах 20% 5,1% 2,9% 28%
Хозяйственные общества и партнерства, осуществляющие деятельность в области ИТ технологий и соответствующие условиям пп.1 и 2 ст. 427 НК РФ
Организации, получившие статус участника проекта «Сколково» 14% 14%
Организации и ИП, осуществляющие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов 0%
Организации в области ИТ (при условии, что доходы от этой деятельности по итогам 9 месяцев не менее 90%, а количество работников не менее 7 человек 8% 4% 2% 14%

Примечание: льготникам, в случае превышения лимитов в 1 292 000 и 912 000 руб. перечислять взносы на социальное и пенсионное страхование не нужно.

Дополнительные тарифы для страховых взносов в 2020 году

Категория плательщиков ПФР ФФОМС ФСС Итого
Плательщики, указанные в пп. 1 п.1 ст. 419 закона № 400-ФЗ в отношении выплат физлицам, поименованным в пп.1 п. 1 ст. 30 данного закона 9% 9%
Плательщики, указанные в пп. 1 п.1 ст. 419 закона № 400-ФЗ в отношении выплат физлицам, поименованным в пп.2-18 п. 1 ст. 30 данного закона 6% 6%

Примечание: дополнительные взносы платятся независимо от лимитов в 1 292 000 и 912 000. При этом компаниям, которые провели оценку условий труда, можно платить доп. взносы на пенсионное страхование по специальным тарифам (п.3 ст. 428 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты страховых взносов

Страховые взносы в ФНС и ФСС необходимо перечислять ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца. Если последний день совпадает с выходным или праздником, то окончательный срок уплаты взносов переносится на ближайший рабочий день.

Оплата взносов на пенсионное страхование

В 2020 году все платежи на пенсионное страхование должны быть сделаны одним платежным поручением с применением КБК 182 1 02 02010 06 1010 160. Остальные платежные реквизиты ИФНС необходимые для оплаты вы можете узнать при помощи этого сервиса.

Оплата взносов на медицинское страхование

В 2019 году код бюджетной классификации для перечисления страховых взносов на медицинское страхование 182 1 02 02101 08 1013 160. Остальные платежные реквизиты ИФНС необходимые для оплаты вы можете узнать при помощи этого сервиса.

Оплата взносов на социальное страхование

Перечисление страховых взносов осуществляется на два вида обязательного социального страхования:

  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФНС РФ;
  • от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС.

Величина страховых взносов по временной нетрудоспособности составляет 2,9% от зарплаты, но может меняться в зависимости от применяемой льготы (см. таблицу выше).

Размер страховых взносов от несчастных случаев составляет от 0,2 до 8,5% в зависимости от того к какому классу профессионального риска относится основной вид вашей деятельности.

В 2019 году коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов на социальное страхование не изменились:

  • КБК 182 1 02 02090 07 1010 160. (в случае временной нетрудоспособности);
  • КБК 393 1 02 02050 07 1000 160. (от несчастных случаев на производстве).

Остальные платежные реквизиты вы можете узнать, обратившись в территориальное отделение ФСС и налоговую инспекцию по месту учета.

Примечание: страховые взносы необходимо уплачивать и указывать в отчетности в рублях и копейках.

Отчетность по страховым взносам

В слайдерах ниже перечислена вся отчетность, которую нужно сдавать по страховым взносам в 2020 году:

Отчетность в ФНС

Начиная с 2017 года, в ИФНС нужно каждый квартал сдавать расчет по страховым взносам. Расчет подается в срок не позднее 30-го числа месяца, следующего квартала. Таким образом, в 2020 году его необходимо сдать:

  • за 2019 год – не позднее 30 января 2020 года;
  • за 1 квартал 2020 года – не позднее 30 апреля 2020 года;
  • за полугодие 2020 года – не позднее 30 июля 2020 года;
  • за 9 месяцев 2020 года – не позднее 30 октября 2020 года;
  • за 2020 год – не позднее 1 февраля 2021 года.

Отчетность в ПФР

Ежемесячно в Пенсионный фонд нужно сдавать отчет по форме СЗВ-М, в котором содержатся сведения о работающих пенсионерах. Срок сдачи отчета – не позднее 15 числа следующего месяца.

Также, начиная с 1 января 2017 года была введена новая отчетность по форме СЗВ-СТАЖ, в которой отражаются сведения о страховом стаже застрахованных работников. Этот отчет нужно подавать в ПФР каждый год, в срок не позднее 1 марта следующего года.

Отчетность в ФСС

Каждый квартал в Фонд социального страхования необходимо сдавать расчет по форме 4-ФСС. Начиная с 1 января 2017 года, в расчете 4-ФСС нужно отражать только сведения по травматизму и профзаболеваниям.

В 2020 году срок сдачи отчетности в ФСС зависит от ее формы:

  • В электронной – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
  • В бумажной – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Обратите внимание! С 2020 года страхователи, у которых среднесписочная численность работников более 10 человек, обязаны подавать отчетность в электронном виде. Это относится к расчету по страховым взносам (РСВ), а также формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Такие пояснения даются в письме ФНС РФ от 15.11.2019 N БС-4-11/23242@. По факту же это означает, что всем компаниям и ИП, у кого более 10 сотрудников, придется переходить на электронную форму подачи отчетности. Изменения внесены законом от 29.09.19 № 325-ФЗ и вступают в силу с 1 января 2020 года. То есть за 2019 год отчетность нужно подавать в электронной форме, подписав ее квалифицированной электронной подписью (КЭП).

Ставки по страховым взносам 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *