Понятие безопасности РФ

Как отметил Н.С. Бондарь, конституционная безопасность личности и есть тот самый баланс между публичными и частными интересами, международными (универсальными) и национальными (специфическими) ценностями, для достижения которого Конституцией РФ предусмотрены самые различные механизмы разрешения общественных противоречий <1>. Цель обеспечения безопасности личности, соответственно, должна пронизывать деятельность всех государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества. По сути, обеспечение безопасности личности претендует на то, чтобы считаться общеправовым принципом наряду с принципом законности.
———————————
<1> Бондарь Н.С. Конституционный Суд России — гарант конституционной безопасности личности, общества и государства // Проблемы права. 2004. N 1. С. 9 — 13.
Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина указаны в первую очередь в числе основных принципов обеспечения безопасности (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» <2>). Согласно ст. 5 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» <3> уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина является принципом деятельности Федеральной службы безопасности. При этом ст. 6 указанного Федерального закона, раскрывая содержание соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности Федеральной службы безопасности, акцентирует внимание на соблюдении требований, предъявляемых к ограничению прав и свобод человека и гражданина.
———————————
<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 1. Ст. 2.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 15. Ст. 1269.
Проследим взаимосвязь безопасности личности и государства на примерах, известных современной геополитической обстановке. Так, психология воздействия на население в целях разжигания протестных движений, «цветных» революций построена на распространении идей непринятия окружающей действительности, пессимистического отношения ко всем сферам общественной жизни, социальному окружению личности, убежденности в источнике всех проблем в действующей власти. Такие явления и процессы позволяют поставить под сомнение некоторые взгляды Г.П. Щедровицкого, согласно которым личность в организации не существует, а может быть таковою только за ее пределами. В связи с этим «собственно личность начинает формироваться… только в оппозиции к организации» <4>. Можно ли считать, что в противопоставлении себя организации проявляются личностные качества в их высоком духовном смысле, понимаемом Г.П. Щедровицким? Пожалуй, нет. Не все революционные движения действительно наполнены идеями, смыслом, идеологическими ценностями, порой их смысл состоит в самовыражении без аргументации своего поведения и конкретной цели или программы.
———————————
<4> Щедровицкий Г.П. Организация, руководство, управление. URL: http://sadykov.org/files/lib/organizaciya_schedrovickiy.pdf.
В связи с этим не вполне оправданными представляются и воззрения Г.П. Щедровицкого по поводу того, что «у организаций целей нет. Цели есть только у людей. Поэтому организации слепы. Организации оформляют цели определенных групп людей» <5>. Тем не менее, консолидируясь внутри организации, цели отдельной личности трансформируются, что, в свою очередь, приводит к тому, что личность внутри организации, с одной стороны, становится несвободной в определении своего поведения, а с другой стороны, действует сообразно и своим, и корпоративным интересам, постоянно находясь в поиске оптимального соотношения целей и ценностей — своих и корпоративных.
———————————
<5> Щедровицкий Г.П. Указ. соч.
Проявление индивида как личности возможно не за пределами организации, а именно в ней, в соответствующих общественных отношениях. Отрицание данного факта способно поставить под удар и личность, и такую корпорацию. Подобные разломы в человеческом сознании, угрозы и опасности, способные привести к возникновению конфликтов, широко используются при ведении информационных и сетевых войн, когда создаются оппозиционно настроенные организации, как реальные, так и виртуальные. Так, например, возможности Интернета широко задействовались и задействуются для организации так называемых «цветных революций» в Ираке, Ливии, Сирии, Украине <6>. Молодежный экстремизм можно определить как противоправную деятельность, ориентированную на реформирование сложившейся государственной системы, средств и методов, ограничивающих права молодежи, их подлинные или мнимые интересы. Признаком молодежного экстремизма выступает потребность групп молодых людей создавать свой государственный порядок в противовес существующему, как, например, идеология и практика молодых участников киевского майдана. Для таких групп характерен радикализм политической реакции и установка на применение насилия в крайних формах фанатизма и правового нигилизма. Интегрирующим фактором молодежного экстремизма, объединяющим его сторонников в группы, является стремление достичь поставленных целей «здесь и сразу», что недостижимо, как правило, в стратегии общественного развития. Причиной молодежного экстремизма может стать отсутствие возможностей профессионального роста, быстрого решения материальных проблем, нежелание служить общественному благу и т.д., что мешает формированию позитивных установок на самостоятельную жизненную позицию в условиях групповой идентичности. Среди причин молодежного экстремизма можно выделить провоцирующее влияние информационных войн, дезориентацию в жизненных целях и идеалах, наличие различных форм трансформации правосознания, которые представляют систему искаженных взглядов и эмоциональных состояний. В настоящее время националистические и экстремистские настроения основываются на великодержавном шовинизме как разновидности национализма. В наиболее общем виде экстремизм определяют как форму идеологии и практику использования противоправных мер для достижения поставленных целей, с тем чтобы навязать обществу свою систему ценностей <7>.
———————————
<6> Тарасов А.М. Киберугрозы, прогнозы, предложения // Информационное право. 2014. N 3. С. 11 — 15.
<7> Андреева О.А. Региональная правовая политика преодоления экстремизма в молодежной среде: реалии и прогнозы // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 9. С. 28 — 31.
Таким образом, была создана целая система приемов и технологий, направленных на оказание влияния на внутриполитическую ситуацию в стране и обеспечение смены режима, которые направлены на:
1) захват внимания и информационную обработку общественного мнения, создание негативного образа высшего руководства страны и позитивного образа оппозиции;
2) усиление правозащитной риторики со стороны местных и западных правозащитников, создание условий прессинга властей, при которых на уровне общественного сознания трудно уловить грань между правозащитной и провокаторской деятельностью;
3) налаживание с помощью «демократической фразеологии» механизма давления «международной общественности» с целью обеспечения «честных выборов» и «развития демократии»;
4) навязывание института международных наблюдателей для контроля фактически за любой проблемой. Создание таких условий, при которых международные наблюдатели становятся действенным инструментом поддержки оппозиции <8>.
———————————
<8> Воронов А.М. Негосударственные некоммерческие организации социально-политической направленности в современном социуме: актуальные аспекты // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. N 3. С. 18 — 21.
Как видно, корректирование позиции, влияние на ее представления лежит в основе преобразования отношения личности к окружающей действительности, ее вовлечения в иные организации, под сетевой и информационный контроль. В связи с этим стоит задача, с одной стороны, организовать деятельность для обеспечения безопасности общества и государства, с другой стороны, обеспечивать реализацию прав и свобод личности, способствующую в том числе проявлению индивидуальности личности.
В условиях экономической, политической и социальной нестабильности общества критерием устойчивости его правовой системы и показателем уровня его правового развития служит способность государства обеспечить реализацию прав человека и гражданина, при этом главным условием реализации прав и свобод личности является сильная государственная власть, в связи с чем государство нуждается в расширении властных полномочий, что не должно усиливать авторитарность в ущерб демократии <9>. Важным условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является следование требованиям, предъявляемым к допустимым законом ограничениям прав и свобод человека и гражданина. Ограничение прав и свобод человека базируется на признании необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов, исходя из того, что в иерархии конституционных ценностей «личность, общество, государство» введение ограничений прав и свобод является допустимым, оправданным и необходимым, поскольку ни одна из указанных ценностей не может существовать изолированно, вне или в ущерб приведенной триаде. При этом специфика ограничения прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства состоит в том, что приведение в исполнение такого ограничения не только приводит к усилению стабильности конституционного строя, укреплению обороны страны, обеспечению безопасности государства, но и способствует общественной безопасности, защите личности, ее прав и свобод, законных интересов. Государство тем самым выступает не только целью, но и средством обеспечения безопасности всех элементов триады «личность, общество, государство». В то же время в Российской Федерации в условиях современной правовой системы, политического режима и политической реальности неприменимы в полном объеме подходы к ограничению прав и свобод личности и организаций, применяемые на разных этапах развития российской государственности, основанные на недемократических принципах, использовании влияния церкви и т.д. При этом исторически сформировалась система ценностей российского общества, которая должна определять смысл законодательных норм об ограничении прав и свобод граждан и организаций. Приемлемым является сочетание прямых (явных) и косвенных (скрытых) ограничений прав и свобод граждан и организаций в зависимости от степени угрозы какой-либо деятельности или ее субъекта основам конституционного строя, обеспечению обороны страны и безопасности государства.
———————————
<9> Ильин Ю.Д. Право человека и государства на безопасность в современном мире. М., 2007. С. 132.
Таким образом, можно заключить, что, исходя из взаимозависимости уровня обеспечения безопасности каждого из элементов триады «личность, общество, государство», соблюдение прав и свобод человека и гражданина состоит не только в следовании принципам и требованиям, предъявляемым законом к ограничению прав и свобод личности, но и в построении деятельности уполномоченных государственных органов согласно положениям о том, что:
1) поскольку возникновение угроз безопасности государства обусловлено наличием конфликтов в какой-либо сфере общественных отношений, поиски источников угроз и опасностей, в том числе военных, следует вести в угрозах безопасности личности, которые выражаются в массовых нарушениях прав и свобод человека и гражданина <10>, правонарушениях (как массовых, так и новых), правовом нигилизме, политическом абсентеизме, проявлениях волеизъявлений избирателей «с меняющимися предпочтениями» и др. Выявление данных проблем происходит не только в процессе ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, но в первую очередь для установления оснований необходимости и целесообразности введения таких ограничений и принятия иных мер в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение вытекает из конституционных норм о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 2 Конституции РФ);
———————————
<10> Федотова Ю.Г. Массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина: теоретические и практические проблемы // Современное право. 2013. N 6. С. 39 — 46.
2) обеспечение безопасности государства непосредственно связано с деятельностью по обеспечению безопасности личности. Создавая условия для реализации прав и свобод человека и гражданина, государственные органы, по сути, обеспечивают государственную безопасность, устраняя причины возникновения угроз и опасностей государственной безопасности или предупреждая их возникновение. Поэтому безопасность личности — неотъемлемая составляющая правового государства и верховенства закона, а права личности — это одновременно и средство достижения интересов общества и государства <11>. Известно, что бедность широких слоев населения, отсутствие гарантий труда, массовая безработица, социальное отторжение, незащищенность трудовых мигрантов, невнимание к проблемам материнства, отцовства и детства, стариков и т.п. являются «горючим материалом» для всякого рода «цветных» революций, в том числе «оранжевых», «революций роз», «майданов», «коричневых» и т.д. И наоборот, сильная социальная политика государства, ставшая одновременно сегодня масштабной социальной технологией, создает основы социальной безопасности, социального прогресса, позволяет уберечь государства и народы от массовых потрясений, кровопролития и насилия <12>;
———————————
<11> Федотова Ю.Г. Безопасность личности как элемент конституционной безопасности Российской Федерации // Адвокатская практика. 2014. N 4. С. 57 — 62.
<12> Глотов С.А., Ходусов А.А. Европейская социальная хартия для России: возможно ли реализовать высокие стандарты? // Безопасность бизнеса. 2014. N 3. С. 20 — 29.
3) защита прав и свобод человека и гражданина способствует предупреждению, предотвращению и пресечению угроз и опасностей государственной безопасности. Как отмечают исследователи, современное развитие демократических государств, к числу которых относит себя и Российская Федерация, напрямую определяется местом неправительственных организаций в политико-правовой системе государства. В этом отношении законодательная база, регламентирующая основы функционирования неправительственных организаций, выступает ключевым механизмом воздействия публичной власти на общество в современной России. В отличие от государств Западной Европы и США, имеющих определенный устоявшийся опыт по формированию демократических ценностей и институтов, в России развитие неправительственных организаций находится только в начале своего пути <13>. Учитывая, что защите интересов личности способствуют действенные правозащитные механизмы, полагаем целесообразным такое законодательное регулирование деятельности неправительственных организаций, которое не только способствовало бы предупреждению, предотвращению и пресечению деятельности, идущей вразрез с интересами безопасности, но и обеспечивало бы становление субъекта, института гражданского общества, способного обеспечивать выявление проблем безопасности личности, реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. При этом важное место в этом процессе занимает институт адвокатуры, поскольку адвокаты являются субъектами, оказывающими квалифицированную юридическую помощь, кроме того, несущими дополнительные важные социальные функции, в частности оказание бесплатной юридической помощи. Зачастую адвокаты могут стать своеобразным связующим звеном, посредником в обмене позициями не только между личностью и государством, но и между личностью, государством и общественными объединениями, иными организациями.
———————————
<13> Матвеева Е.В., Левин А.А. Неправительственные организации в современной России: к вопросу о политико-правовой трансформации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 9. С. 38 — 42.
Таким образом, деятельность государственных органов, осуществляемая в условиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина, отнюдь не сводится к следованию принципам, требованиям, условиям введения и применения ограничений прав и свобод человека и гражданина. Обеспечивая государственную безопасность, государственные органы обеспечивают безопасность личности, и наоборот. Понимание данной взаимосвязи позволяет расширить представление о допустимых формах и средствах осуществления полномочий государственных органов и повысить эффективность деятельности по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Признание того, что обеспечение безопасности личности можно считать общеправовым принципом, налагает обязанности, прежде всего на государственные органы, не просто соблюдать права и свободы человека и гражданина в пассивной форме, означающей воздержание от нарушений прав и свобод, а предпринимать активные действия, способствующие обеспечению безопасности личности.
Литература
1. Андреева О.А. Региональная правовая политика преодоления экстремизма в молодежной среде: реалии и прогнозы // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 9. С. 28 — 31.
2. Бондарь Н.С. Конституционный Суд России — гарант конституционной безопасности личности, общества и государства // Проблемы права. 2004. N 1. С. 9 — 13.
3. Воронов А.М. Негосударственные некоммерческие организации социально-политической направленности в современном социуме: актуальные аспекты // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. N 3. С. 18 — 21.
4. Глотов С.А., Ходусов А.А. Европейская социальная хартия для России: возможно ли реализовать высокие стандарты? // Безопасность бизнеса. 2014. N 3. С. 20 — 29.
5. Ильин Ю.Д. Право человека и государства на безопасность в современном мире. М., 2007. С. 132.
6. Матвеева Е.В., Левин А.А. Неправительственные организации в современной России: к вопросу о политико-правовой трансформации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 9. С. 38 — 42.
7. Тарасов А.М. Киберугрозы, прогнозы, предложения // Информационное право. 2014. N 3. С. 11 — 15.
8. Федотова Ю.Г. Безопасность личности как элемент конституционной безопасности Российской Федерации // Адвокатская практика. 2014. N 4. С. 57 — 62.
9. Федотова Ю.Г. Массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина: теоретические и практические проблемы // Современное право. 2013. N 6. С. 39 — 46.
10. Щедровицкий Г.П. Организация, руководство, управление. URL: http://sadykov.org/files/lib/organizaciya_schedrovickiy.pdf.

Общие понятия

Война как одна из форм реализации угрозы безопасности
Боевые действия Вооруженных Сил РФ как основной элемент обороны Российской Федерации
Военная безопасность Российской Федераций
Деятельность российских спецслужб по обеспечению безопасности Российской Федераций
Иные виды деятельности по обеспечению безопасности Российской Федерации
Полномочия высших государственных органов власти в вопросах обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации
Функции предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также права и обязанности отдельных граждан в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации
Военная служба
Воинская обязанность

Безопасность Российской Федерации

Что понимается под безопасностью Российской Федерации?

Безопасность Российской Федерации — это состояние защищенности жизненно важных интересов ее граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы (национальные интересы) — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 05. 03. 92 г. № 2446-1).

Угроза безопасности Российской Федерации

Угроза безопасности Российской Федерации есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности (ст. 3 Закона РФ «О безопасности»).

Виды угроз безопасности

В зависимости от сфер жизнедеятельности общества и государства, на которые направлены угрозы безопасности, угрозы безопасности можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

Обеспечение безопасности Российской Федерации

Безопасность Российской Федерации достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер политического, экономического, военного, разведывательного, контрразведывательного, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Россий-вкой Федерации разрабатывается система правовых Норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в Данной области, формируются или преобразуются Органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по Обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (ст. 4 Закона РФ «О безопасности»).

Принципы обеспечения безопасности Российской Федерации

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

— законность;

— соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

— взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

— интеграция с международными системами безопасности.

Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности Российской Федерации

При обеспечении безопасности Российской Федерации не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством (ст. 7 Закона РФ «О безопасности»).

Основные функции системы безопасности

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

— выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

— создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

— управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

— осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов без-

опасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

— участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией (ст. 8 и 9 Закона РФ «О безопасности»).

Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации

Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации создаются и развиваются в соответствии с решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента России, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

— Вооруженные Силы РФ, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;

— службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны МЧС;

— пограничные войска ФПС, внутренние войска МВД;

— органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

— службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности (ст. 12 Закона РФ «О безопасности»).

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Краткий курс ОБЖ | Комплекс современных проблем безопасности общества | Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства

В первую очередь правовые основы безопасности личности заложены, конечно же, в Конституции Российской Федерации. При этом в нормах Конституции Российской Федерации 1993 года отсутствует четкое закрепление места безопасности в конституционном статусе личности. В результате, иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере безопасности, также не позволяют четко определить универсальную категорию безопасности.

Проблеме безопасности, в том числе безопасности личности и национальной безопасности в целом, стало уделяться большое внимание с принятием 5 марта 1992 года Закона Российской Федерации «О безопасности» № 2446-I «О безопасности». Именно в данном законодательном акте понятие безопасности впервые получило легальное определение, были обозначены основные виды безопасности по объекту правового регулирования — безопасность личности, общества и государства, закреплены принципы обеспечения безопасности, очерчен круг ее субъектов и т.д.

В настоящее время данный закон утратил силу в связи с принятием нового Федерального Закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г.

Федеральный Закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. закрепляет правовые основы безопасности, так «правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности» ст. 5 Федерального Закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г.// Российская газета, № 295 от 29.12.2010..

В новом законе уточняются принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности. Закрепляются основные цели международного сотрудничества в данной области.

В данном законе по-новому определены объекты безопасности: Ст. 1 ФЗ «О безопасности» гласит: «Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Основным субъектом обеспечения безопасности как следует из смысла данного закона является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

В новом Федеральном законе «О безопасности» от 28.12.2010 г. расширяются функции Президента РФ в соответствующей сфере. В частности, он определяет основные направления государственной политики в указанной области. Правительство РФ только участвует в этом. Президент РФ утверждает стратегию национальной безопасности. Он не только возглавляет, но и формирует Совет безопасности РФ. Глава страны принимает меры, чтобы защитить граждан от противоправных посягательств, противодействовать терроризму и экстремизму. Совет безопасности готовит решения Президента РФ в определенной сфере. К ней отнесены не только обеспечение безопасности, но и ряд других вопросов. Среди них — оборона, военное строительство, техническое сотрудничество с другими государствами и т. д. Пересмотрены задачи и основные функции указанного органа. Президент РФ вправе расширять их перечень См. Мониторинг федерального законодательства от 29.12.2010 г. // СПС «Гарант» .

Статья 2 Федерального Закона «О безопасности» закрепляет и основные принципы обеспечения безопасности, которыми являются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

На протяжении последних лет неоднократно принимались федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, в той или иной степени касавшиеся вопросов безопасности как в целом, так и безопасности личности и призванные усовершенствовать правовое регулирование безопасности в Российской Федерации.

Как правило, все они, включая Федеральный Закон «О безопасности», осуществляют регулирование соответствующих отношений с позиций доминирующей роли государства, его исполнительно-распорядительных органов, рассматриваемых в качестве основных гарантов защищенности индивида и общества. Однако, как свидетельствует российская история, в каждой сфере следует находить оптимальное соотношение государственного участия и личной (общественной) инициативы, и любая диспропорция всегда губительна для их стабильного сосуществования.

К таким законам относятся например:

— Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. Федерального конституционного закона от 7 марта 2005 г. № 1-ФКЗ);

— Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» ( в ред. 28.12.2010г);

— Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ( с последними изм. от 29.12.1010 г);

— Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» ( с последними изм. от 28.12.2010 г.);

— Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с последними изм. от 27.07.2010 г.) и ряд других.

Среди правовых актов, содержащих правовые основы безопасности личности немаловажное значение имеет Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В данном Указе говорится, что основными приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность. При этом одной из стратегических целей национальной безопасности является повышение качества жизни россиян. «Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах

устойчивого развития: повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности…» п. 24 Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, № 20, ст. 2444..

При этом основные задачи в данной сфере — обеспечение личной безопасности, доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты труда.

В числе правовых актов, устанавливающих правовые основы безопасности личности можно назвать и Доктрину информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.).

Вывод: К основным нормативно — правовым актам, устанавливающим основы безопасности личности относится в частности Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. который закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет содержание деятельности по обеспечению безопасности, закрепляет правовые основы безопасности, определяет полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности и др.

Остальные вышеперечисленные правовые акты лишь косвенно касаются вопросов безопасности личности, что в первую очередь связано с тем, что категория безопасность личности еще не получила полного признания как самостоятельная категория. Кроме того, активно развивающееся нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности человека, не совсем точно отражает природу и назначение безопасности личности, а потому достаточно противоречив.

Основной источник:
Основы комплексной безопасности.
Лекционный материал «ОБЖ»
СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж»

Понятие безопасности РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *