Подушный налог в России

Подушная подать

Подушная подать, основной прямой налог в России XVIII-XIX вв. Введен Петром I в 1724 взамен подворного обложения. Подушной податью облагалось все мужское население податных сословий. Введению ее предшествовали переписи тяглого населения с к. 1718. Для определения размеров подушной подати были взяты не хозяйственные ресурсы налогоплательщиков, а сумма, необходимая для содержания армии. Исходя из этого, первоначальный размер подушной подати был установлен в 80 коп. с души мужского пола, что составило бы в сумме ок. 4 млн. руб. в год. По мере уточнения численности тяглого населения подушная подать была снижена для крестьян до 74 коп., затем до 70 коп. с души. С государственных крестьян, кроме того, взимали 40 коп. с души мужского пола оброчной подати. Вплоть до 1782 раскольники платили подушную подать в двойном размере, посадские люди — 80 коп. подушной подати и 40 коп. оброчной подати. Ревизская душа получила значение раскладочной единицы. При этом сохранялась мирская раскладка налогов внутри крестьянской и посадской общины, т. к. она обеспечивала более исправное поступление податей в казну. Введение подушной подати сопровождалось расширением числа налогоплательщиков за счет новых категорий населения и населения вновь присоединяемых территорий.

С.И.

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ — сис­те­ма пря­мо­го на­ло­го­об­ло­же­ния в Рос­сии в по­след­ней четверти XVII — 1-й четверти XVIII веков. Ус­та­нов­ле­но ука­за­ми ца­ря Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча и при­го­во­ра­ми Бо­яр­ской ду­мы от 2(12) и 5(15) сентября 1679 года.

За­ме­ни­ло сис­те­му сош­но­го пись­ма, вве­ло но­вую ок­лад­ную еди­ни­цу (объ­ект на­ло­го­об­ло­жения) — двор. На­лог по сис­те­ме подворного обложения взи­мал­ся еже­год­но — один раз в год пол­но­стью или 2-3 раза час­тя­ми. Су­ще­ст­во­вал в двух фор­мах: на­ту­раль­ной (рожь и овёс — так называемый стре­лец­кий хлеб) и де­неж­ной (так называемые стре­лец­кие день­ги, объ­е­ди­нив­шие для боль­шин­ст­ва на­ло­го­пла­тель­щи­ков стре­лец­кие, дан­ные, по­ло­ня­нич­ные, ям­ские, пи­щаль­ные и не­ко­то­рые другие на­ло­ги, кро­ме так называемых об­роч­ных ста­тей). На­лог пла­ти­ли в со­от­вет­ст­вии с дан­ны­ми пе­ре­пис­ных книг «уезд­ные» (кре­сть­я­не, бо­бы­ли, за­двор­ные, де­ло­вые) и по­сад­ские лю­ди. «Стре­лец­кий хлеб» со­би­рал­ся с не ме­нее чем 94 уез­дов (в до­ку­мен­тах на­зы­ва­лись «го­ро­да­ми»), раз­де­лён­ных пра­ви­тель­ст­вом на 3 раз­ря­да — «за­оц­кие» (49), «за­мос­ков­ные и ка­зан­ско­го роз­ря­ду» («за­мос­ков­ные и ни­зо­вые»; 36), «за­волж­ские» (не ме­нее 9); «стре­лец­кие день­ги» — со 127 «го­ро­дов и уез­дов» и двор­цо­вых сло­бод. Раз­мер «стре­лец­ко­го хле­ба» за­ви­сел от при­над­леж­но­сти за­ви­си­мо­го на­се­ле­ния вла­дель­цу (ца­рю; Русской церк­ви; ча­ст­ным ли­цам) и ре­гио­на стра­ны, раз­мер «стре­лец­ких де­нег» — толь­ко от ре­гио­на (в 1681 году об­щая сум­ма «стре­лец­ких де­нег» сни­же­на при­мер­но на од­ну треть и со­ста­ви­ла от 2 рублей до 80 копеек со дво­ра в год). На­се­ле­ние вот­чин, при­над­ле­жав­ших пат­ри­ар­ху Мо­с­ков­ско­му, ар­хие­рей­ским ка­фед­рам и мо­на­сты­рям, пла­ти­ло в 2,5-5 раз боль­ше на­се­ле­ния, про­жи­вав­ше­го на зем­лях свет­ских вот­чин­ни­ков и по­ме­щи­ков, и в 1,5 раза боль­ше на­се­ле­ния двор­цо­вых вот­чин.

При вве­де­нии сис­те­мы подворного обложения со­хра­нён ста­рый прин­цип так называемой мир­ской рас­клад­ки по­вин­но­стей, про­из­во­див­шей­ся с учётом пла­тё­же­спо­соб­но­сти на­ло­го­пла­тель­щи­ков («чтоб пол­ные лю­ди пе­ред бед­ны­ми во лго­те, а бед­ные пе­ред бо­га­ты­ми в тя­го­сти, и ни­кто б в из­бы­ли не был»). Ис­клю­че­ния из это­го пра­ви­ла еди­нич­ны (например, гос­ти­ной сот­ни тор­го­вый че­ло­век С. Лян­гу­сов в 1682-1701 годы до­ка­зы­вал пра­во пла­тить на­лог по за­ко­ну в раз­ме­ре 1 рубль 10 копеек со дво­ра, то­гда как по­сад­ская об­щи­на города Хлы­нов на­ло­жи­ла на не­го сум­му в 26 рублей). В ря­де слу­ча­ев чер­но­сош­ные кре­сть­я­не про­си­ли го­су­дар­ст­во пре­дос­та­вить им воз­мож­ность пла­тить часть на­ло­гов по ста­рой сис­те­ме сош­но­го пись­ма (например, в 1683-1690 годы это­го до­би­ва­лись жи­те­ли Об­вин­ско­го (Об­вен­ско­го), Инь­вен­ско­го и Кос­вин­ско­го (Кос­вен­ско­го) по­ре­чий Со­ли­кам­ско­го уезда). Сбор на­ло­га осу­ще­ст­в­лял­ся зем­ски­ми ста­рос­та­ми и вы­бор­ны­ми луч­ши­ми людь­ми, за­тем он по­сту­пал в Стре­лец­кий при­каз для уп­ла­ты жа­ло­ва­нья московским стрель­цам или рас­пре­де­лял­ся вое­во­да­ми на мес­тах сре­ди под­чи­нён­ных им стрель­цов (в Нов­го­род­ском, Псков­ском, Ста­ро­рус­ском и других уез­дах). Сис­те­ма подворного обложения на тер­ри­то­рии Ев­ропейской Рос­сии и в Си­би­ри в 1724 году за­ме­не­на по­душ­ной по­да­тью.

Исторические ис­точники:

Ак­ты, со­б­ран­ные в биб­лио­те­ках и ар­хи­вах Рос­сий­ской им­пе­рии Ар­хео­гра­фи­че­скою экс­пе­ди­ци­ею Им­пе­ра­тор­ской Ака­де­мии на­ук. СПб., 1836. Т. 4. № 250, 299.

(Продолжение. Начало см. в «Вестнике» № 11 — 13/2011)

(часть вторая)

Великие князья часто отдавали отдельные волости крупным магнатам во временное пользование, которое тогда носило название «держание» или «кормление». Феодалы согласно великокняжеским грамотам получали право взимать с местного населения все налоги и распоряжаться ими.

Государственные налоги взимались с каждого крестьянского двора в среднем по таким нормам в «грошах» (грош — денежная единица): полюдье — 5 — 10 грошей; поземельное — 10 — 30 грошей; за 1 воз сена — 2 — 3 гроша; за барана — 12 грошей; за одну бочку овса — 6 грошей.

Такие категории обедневших крестьян, как огородники, соседи, подсоседки (их численность составляла до 17 процентов всех крестьян), пользовались, не имея полевого надела, только огородами и платили 2 — 20 грошей в год с семьи, 1 — 2 ведра меда, по одной кунице, выполняли тягловые повинности по несколько дней в году.

Существовала еще такая категория обедневших крестьян, как загородники. Эти люди получали наделы земли на государственных землях, еще никем не освоенных, и на 5 — 10 лет освобождались от налогов. И лишь после этого определенного срока загородники платили налоги как остальная часть государственных крестьян.

За владение и пользование государственной землей свободные, незакрепощенные крестьяне (в первой половине ХVI в. они составляли 75 — 80 процентов сельского населения) при уплате налога делились на несколько групп.

Зажиточные крестьяне, которые исполняли воинскую повинность, жили на окраинах замка и имели по 1 — 2 лана земли, на время исполнения воинской службы освобождались от уплаты налогов. А если в войске не служили, то ежегодно уплачивали с ланового хозяйства такие налоги: 2 — 5 ведер меда; 12 — 24 пуда овса или ржи; 1 — 2 куницы; 20 — 90 грошей.

Данники и тягловые крестьяне, которые имели скот и владели земельными наделами, платили с ланового двора налог в таких размерах: 2 — 6 ведер меда; 12 — 24 пуда зерна; 1 — 2 куницы; 30 — 120 грошей. Кроме налога тягловые крестьяне должны были отбывать трудовые повинности в замковых и государственных хозяйствах от 14 дней в году до одного дня в неделю.

Незначительная часть населения Галичины, Подолья, Волыни, Покутья (историческое название восточной части современной Ивано-Франковской области) получила название коланных людей. Это были юридически свободные сельские и городские жители, которые не имели своего тягла (рабочего скота) и не могли заниматься сельским хозяйством. Коланных людей прикрепляли к замкам, великокняжеским усадьбам, и они работали в поле, огороде, занимались рыболовством, охотой. За пользование землей платили каждый год по 2 гроша подымного в государственную казну.

Важное место в жизни сельского населения в то время занимали ремесла и промыслы. Так, если в Киевской Руси были известны 100 — 120 ремесленных специальностей, то в начале ХVI в. их насчитывалось свыше 200. Конечно, эта важная сфера экономической деятельности также подлежала налогообложению. Все промыслы, которыми занималось население, нужно было заносить в реестровые книги и платить соответствующий налог.

Значительное распространение получил железорудный промысел. Основным сырьем для изготовления железа была болотная железная руда. В Украине насчитывались 233 ее залежи. Государственные крестьяне, добывавшие руду и производившие из нее металл, платили денежный налог в размере 6 — 12 грошей ежегодно с каждого двора, а также снабжали замки и фольварки готовым железом и изделиями из него. Как правило, размер платежей зависел от количества произведенного железа, размера землевладения, состояния хозяйства, прибыльности рудников и т. п.

На территории Украины в ХVI в. огромные пространства Полесья и Лесостепи были покрыты буйными лесами с богатыми охотничьими угодьями, бортными деревьями и другими природными богатствами.

В государственных лесах правительством были созданы специальные лесные хозяйства, в которых жилы лесники со штатом сторожей, охотников, бортников, объездчиков. Они охраняли лес от рубок, пожаров, охоты сторонних охотников. Люди, работавшие в лесных хозяйствах, освобождались от налога.

Большое значение для Украины в то время имели мед и воск, шедшие на экспорт. Поэтому крестьянам и мещанам разрешалось собирать мед в государственных лесах. За это они платили натуральный налог медом и воском.

Украина славилась охотничьими угодьями. Важное место в хозяйственной жизни занимал промысел меховых животных: волков, медведей, лисиц, горностаев, куниц, бобров, песцов, белок, соболей и т. п. Самые богатые охотничьи угодья принадлежали государству. Служившие там охотники назывались «стрельцами», «ловцами», «сокольниками». За эту службу им разрешалось иметь по одному лану земли, а также они освобождались от платежей и других повинностей. Весь мех, добытый на охоте, отправлялся в казну в г. Вильно. В лесах, которые не были государственными заповедниками, могли охотиться и крестьяне. За это они платили определенный налог мехом.

Особое значение правительство придавало угодьям, где разводились бобры. Существовал даже специальный налог, собиравшийся только бобровым мехом.

Водные пространства были богаты на рыбу: осетра, белугу, щуку, карпа, сома, линя и т. п. За пользование рыбными угодьями крестьяне в виде налога сдавали 1/10 часть выловленной рыбы.

Документы того периода свидетельствуют, что все натуральные и денежные налоги из сел поступали в волости, из волостей — в поветы и сосредоточивались в замках. Часть их с разрешения правительства тратилась на жалование местной администрации, содержание гарнизонов, подарки послам и т. п. Большую часть налогов поветовые старосты и воеводы отправляли в города Вильно и Троки, где они поступали в государственную казну и записывались в приходные книги. Этими операциями ведал государственный казначей, который по распоряжению великого князя или его советников выдавал из государственной казны деньги, зерно, мед, мех, ремесленные изделия и т. п. тем, кого жаловал князь. Все расходы также записывались в специальные книги.

С тех времен сохранилась казначейская книга, в которой содержатся некоторые сведения о доходах и расходах Великого княжества Литовского начала ХVI в. Так, с августа 1510 г. по апрель 1511 г. было получено более 10 тыс. копен грошей дохода (копна — единица счета в 60 грошей). С 1511 г. по 1514 г., за два с половиной года, в казну поступило более 21 тыс. копен грошей.

В этой книге есть данные, свидетельствующие о денежных расходах государства. В целом доходы расходовались на жалованье членам правительства и шляхте, ведение войн и содержание армии, дипломатические переговоры и подарки, сооружение оборонительных замков и прокладывание дорог, содержание великокняжеского двора и банкеты, выкуп из татарского плена и т. п. Так, с 1503 г. по 1508 г. только на дипломатические сношения с Крымской Ордой было израсходовано 12 417 копен грошей. Для того времени это была огромная сумма, за которую можно было купить более 8 тыс. коней или коров.

Огромные средства правительство тратило на сооружение оборонительных укреплений, мостов и т. п. На их строительстве работали тысячи каменщиков, кузнецов, плотников, столяров, землекопов. Так, на сооружении Белгород-Днестровского замка работало 12 тысяч, а Киевского — 20 тысяч работников. При этом квалифицированные строители получали ежедневно по 6 грошей, а неквалифицированные — по 1 — 3 гроша.

До наших дней сохранились некоторые уникальные сооружения тех времен. Среди них — Кременецкий замок, расположенный на 350-метровой высоте легендарной горы. Башни этого замка не смогли покорить татарские завоеватели. Сооруженные еще в ХV в., его каменные стены до сих пор видны на десятки километров вокруг.

(Продолжение следует)

УДК 33

ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИИ ДО 1917 ГОДА

Башашкина Г.Ю., к.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и управление банковской деятельностью», Военный университет

Министерства обороны РФ

В период становления государственности России начала создаваться налоговая система. К началу 19 века налоговая система России была полностью сформирована и представлена широким спектром прямых и косвенных налогов. Наибольшие поступления в казну давали акцизы и таможенные платежи. В конце 19 века налоговая система способствовала успешному развитию экономики России и укреплению государственных финансов.

Ключевые слова: косвенные налоги, казначеи, гостиная пошлина, посошныйналог,система государственных финансов.

HISTORY OF TAXATION. TAXATION IN RUSSIA BEFORE 1917

of the RF

Keywords: indirect taxes, treasurers, living-room duty, Pesochny tax, the system of public Finance.

Налоговая система на Руси начала складываться с конца 9 века, с периода объединения Древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Первые упоминания о взимании дани относятся к периоду правления князя Олега (конец 9 начало 10 века). В Древнерусских летописных сводах дань упоминается в смысле военной контрибуции, которую побежденные славянские народы платили своим победителям варягам и хазарам. Первые русские князья также облагали данью покоренные племена.

По мере усиления Киевского феодального государства дань все более превращалась в прямой налог, т.е. регулярную подать, которую платило население. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью служили «дым» — т.е. количество печей и труб в каждом домохозяйстве или рало (примитивный плуг). Поскольку в этот период хозяйство носило натуральный характер, большая часть дани собиралась в натуральной форме, например, мехами. Но даже в этих условиях некоторая часть дани уплачивалась деньгами. Дань как регулярный прямой налог применялась на протяжении 11,12 и первой половины 13 веков.

Со второй половины 13 века в годы татаро-монгольского ига (1243 -1480) основным налогом на Руси был «выход» («выход ордынский»), который платили Золотой Орде. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Вначале «выход» собирался баскаками — уполномоченными чиновниками Золотой орды. В конце 13 века начались протесты и восстания против действий баскаков. В первой половине 14 века русские князья получили право самим собирать «выход» для отправки в Золотую Орду. Первым добился такого права Иван I (Калита), который стал собирать «выход» не только со своего княжества, но и от других удельных князей и отвозил его в Орду.

Кроме этого, существовали такая форма налогообложения, как «ям» — обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам.

Помимо ордынской дани в 14-15 веках со свободного населения взималась дань для княжеской казны. Дань собиралась преимущественно в натуральной форме. Но налоги, уплачиваемые Орде, сужали возможности пополнять казну за счет прямых налогов, поэтому главным источником внутренних доходов стали косвенные налоги.

Косвенные налоги существовали в виде различных торговых и судебных пошлин.

В число торговых пошлин входили:

— «мыт» — за провоз товаров через городские заставы. Первоначально «мыт» означал место, где останавливались возы и лодки, затем стал применяться только в значении проезжей (дорожной) пошлины. Мыт взимался с каждого воза и судна (лодки) на заставах у городов и крупных селений;

-гостиная пошлина — за право иметь склады; -торговая пошлина — за право устраивать рынки; -«вес» и «мера» — за взвешивание и измерение товаров. К судебным пошлинам относились «вира» — взималась за убийство и «продажа»- взималась за прочие преступления.

В конце 14 века возникают должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами податей и вели книги и записи по этим сборам. Первоначально эти чиновники были дворцовыми холопами великого князя и содержались за счет великокняжеской казны. Впоследствии на их содержании учреждаются казначеевы, дьячьи и подьячьи пошлины.

В 1480 г. Иван III (1505-1533) прекратил уплату «выхода». Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей.

В 15 веке применялось прямое налогообложение, единицей обложения при котором служила соха — условная податная единица. Для торговых и промышленных людей (посадских и слободских) соха измерялась количеством дворов и ее размер (т.е. количество дворов) отличался в зависимости от состоятельности отдельных категорий плательщиков. Это объяснялось тем, что на соху устанавливался определенный налоговый оклад и для того, чтобы его могли уплатить люди различной состоятельности большее или меньшее число дворов, включалось в условную податную единицу. Историк В.О. Ключевский приводит пример обычных размеров сохи в зависимости от состоятельности плательщиков:

— 40 дворов лучших торговых людей;

— 80 дворов средних людей;

— 320 дворов молодящих посадских людей.

Размер сохи также различался для разных городов (т.е. зависел от местонахождения объектов обложения).

Сельская соха измерялась количеством пахотной земли (применялась единица измерения четверть или четь = 0,5 га) и зависела от качества почвы и принадлежности земель (служилым людям; монастырям, дворцовые и черные земли, обрабатывавшиеся крестьянами). Существенные отличия были и по местонахождению земель. Например, московская соха была больше новгородской.

Для определения размера прямых налогов применялось сошное письмо. В нем предусматривалось измерение земель, в том числе застроенных дворами в городах и перевод в условные податные единицы сохи.

Кроме того, были введены подати, имевшие специальное назначение: военное — ямские сборы предназначались для изготовления пушек, пищальные сборы — на приобретение огнестрельного оружия, жемчужные деньги — на изготовление пороха; военно-инженерное назначение — сборы на городовое и засечное дело направлялись на строительство засек (укреплений на южных границах Московского государства); административного назначения — казначеевы и дьяч-ные пошлины.

Становление налоговой системы России в 16 -18 веках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие налоговой системы в 16 — 17 веках привело к появлению новых видов налогов и созданию центральных органов управления, занимавшихся сбором налогов. В 16 веке многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме.

При Иване IV Грозном (1530-1584 г.г.) была введена стрелецкая подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2017 | 61

для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и угнанных в плен мирных жителей.

В 15 -16 веках существовала пошлина на право выделки алкогольных напитков так называемая «явка». При Иване Грозном выделка алкогольных напитков на продажу была запрещена. Продажа алкогольных напитков осуществлялась только через специальные питейные заведения — «царевы кабаки», которые были по существу казенными заведениями.

Доходы от продажи алкогольных напитков всегда занимали значительное место в поступлениях в казну и в отдельные периоды были основными поставщиками доходов казны. Форма привлечения этих доходов менялась: применялись монополия на изготовление и продажу, откупа, наконец, акцизы.

В 16 веке были созданы центральные органы управления, осуществляющие функции сбора налогов. Но сложившаяся система управления налогами оказалась сложной и запутанной, она включала в себя:

— приказ Большого прихода управлял сбором большинства прямых налогов.

— территориальные приказы (Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская и Костромская чети) управляли местными налогами;

— приказ Большого дворца собирал налоги с царских земель;

— приказ Большой казны осуществлял сбор налогов с городских промыслов;

— Казенный патриарший приказ — с церковных и монастырских Земель;

— отдельные виды налогов и сборов собирали Печатный, Стрелецкий, Ямской и Посольский приказы.

В 17 веке в период царствования второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича — «Тишайшего» (1645 -1676г.г.) были предприняты меры, направленные на увеличение доходов государства, результатом которых стали народные бунты.

Ведение войн с Речью Посполитой и Швецией во второй половине 17 в. привели к увеличению государственных расходов. Для финансирования возросших расходов были введены чрезвычайные налоги и сборы и расширена сфера применения косвенных налогов.

Чрезвычайные налоги были введены в форме деньги пятой, десятой и пятнадцатой. Они взимались с торговых людей в размерах соответственно 20, 10 и 6,67% и направлялись главным образом на военные нужды. Размер дохода и налоговый оклад каждого плательщика определялись выборными лицами на основе списков, по которым население уплачивало прямые подати.

Косвенным обложением были охвачены необходимые товары: соль, мед, квас, масло, рыба, хозяйственные товары, было разрешено употребление табака и установлена табачная монополия.

Таможенные, винные, соляные пошлины взимались на основе откупов (предоставление права сбора налогов откупщикам). Откупщики платили в казну определенную сумму, а разница между собранными налогами и уплаченной суммой доставалась им, т.е. по существу являлась их прибылью. Естественно откупщики стремились увеличить свои прибыли за счет увеличения сбора налогов, переданных им на откуп. Народ очень страдал от непомерно высокой тяжести налогообложения, от грабительских действий откупщиков.

Терпению населения пришел конец, когда в 1646 г. была повышена ставка соляной пошлины с 5 до 20 коп. за пуд. Результатом этого стали так называемые «соляные бунты». Пришлось отменить соляную пошлину, вместе с этим была отменена табачная монополия и восстановлен запрет на употребление табака.

В 1651 г. она была отменена откупная система, применявшаяся при взимании винных пошлин. Алкогольные напитки могли продаваться только в казенных «кружечных дворах, которые создавались в посадах и крупных селах. В дальнейшем (1663г.) в некоторых местностях была восстановлена откупная система.

В 1653г. многочисленные торговые пошлины для торговых людей были заменены единой пошлиной — 10 денег (5 копеек с рубля оборота).

В 1655 г. был создан Счетный приказ. Он занялся проверкой финансовой деятельности других приказов, анализом приходных и расходных книг. Проведенный анализ доходов государственного бюджета за 1680г. показал, что основную долю поступлений (свыше 50%) давали косвенные налоги, а из них выделялись таможенные и кабацкие сборы — около 49% всех доходов бюджета. На долю пря-

мых налогов приходилось около 45 % в доходах государственного бюджета, около 3% доходов обеспечивали чрезвычайные сборы и прочие доходы.

Прямое налогообложение, сложившееся в 15 веке и сохранялось до середины 17 века. Недостатками посошного налогообложения были нечеткость в распределении категорий налогоплательщиков, субъективизм в оценке доходности земельных участков, возможность злоупотреблений чиновников при составлении писцовых книг.

Во второй половине 17 века (1679г) посошное налогообложение заменяется подворным, единицей налогообложения становится двор, а количество дворов определяется по числу ворот. Подворный налог взимался на основании данных подворной переписи, проведенной в 1646г.

В 1679 -1681г. проводится реформа финансовых учреждений российского государства. Основным органом, осуществляющим сбор пошлин и податей, становится приказ Большой казны.

Развитие налоговой системы в 18-19 веках.

Значительные изменения в сфере налогообложении произошли в годы правления Петра I (1682-1725г.г). К ним относятся:

-введение большого количества новых налогов;

-замена приказов коллегиями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-замена подворного налогообложения подушным.

Ведение войн, большое строительство и крупномасштабные государственные преобразования, проводимые Петром I, требовали увеличения государственных расходов.

Для покрытия дополнительных расходов были введены чрезвычайные налоги: драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей.

Для того, чтобы изыскивать средства пополнения казны Петр I учредил особую должность прибыльщиков, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», то есть находить новые источники доходов. «Находками прибыльщиков» стали гербовый сбор, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный, знаменитый налог на усы и бороды, а также удвоение подати для раскольников — староверов.

Основным организационным преобразованием в области налогообложения стала замена приказов коллегиями. В 1717 году создаются финансовые коллегии — центральные правительственные учреждения, управлявшие государственными доходами и расходами, в том числе Камерколлегия, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия. Финансовые коллегии подчинялись императору и Сенату. Камер-коллегия надзирала за окладными и неокладными доходами.

Взимание подушной подати было возложено на Военную коллегию, поскольку подушная подать направлялась на содержание армии и флота.

Штатс-контор-коллегия управляла государственными расходами.

Коммерц — коллегия управляла таможенными сборами и таможенными тарифаи.

Ревизион-коллегия была учреждена для ревизии и контроля расходования денежных средств.

Главным изменением в области прямых налогов стала замена подворного налогообложения подушным. Подушная подать — прямой налог, плательщиками которого в России были все разряды крестьян (зависимые, черносошные, бобыли), посадские люди и купцы. Для целей налогообложения использовались понятия ревизская душа — единица учета мужского населения, подлежавшего обложению подушной податью и ревизские сказки — списки (реестры) мужского населения для целей обложения подушной податью.

До 1710г. прямое налогообложение применялось подворное налогообложение на основе данных подворной переписи, в 1710г. проводится новая перепись, учитывающая не только количество дворов, но и количество душ. По результатам переписи выяснилась убыль населения и принимается решение о сохранении подворного налогообложения и использовании старой переписи, причем населению вменялось обязанность по уплате налогов за опустевшие дворы.

С 1718 по 1724г.г., несколько раз проводились уточняющие переписи населения. В 1724г. проверка ревизских сказок была закончена. Численность податного населения (крестьян и посадских людей мужского пола) составила 5 570 458 чел., при общей численности населения России 15 500 тыс.чел. С 1724г. в российских губерниях была введена подушная подать. Подворное налогообложение сохранилось для населения Украины и Белоруссии.

62 ТКЛШРОЮ» БШШБББ Ш КиББ1Л | №4 2017 |

Размер подушной подати для крестьян был определен путем раскладки на них расходов по содержанию армии — получилось 80 коп. с души в год. Позднее ставки были уменьшены. Расходы по содержанию флота распределили на посадское население, подушная подать с посадского населения была установлена в размере 1руб.20коп. В дальнейшем она также была уменьшена.

Основным недостатком подушного налогообложения было то, что подушная подать налагалась не на реально существующих людей, а на условную единицу — ревизскую душу. Совпадение реального количества людей и ревизских душ возможно только на момент составления ревизских сказок.

Впоследствии в результате рождений и смертей реальные данные начинали расходиться со списками, в которые не включались новорожденные и из которых не исключались умершие. Всем хорошо известно произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души», главный герой которого Чичиков Павел Иванович покупал умерших, но еще не исключенных из ревизских списков крестьян, планируя в дальнейшем заложить их для получения денег.

В то же время введение подушной подати было прогрессивным шагом по сравнению с подворным налогообложением. Переход на подушное налогообложение способствовал росту числа крестьянских и посадских дворов, увеличению площадей обрабатываемых земель, поскольку устранялась зависимость между размерами налоговых платежей и количеством дворов, построек, площадью обрабатываемой земли. В доходах казны поступления по этому виду налогообложения достигали 50%. Впоследствии доля поступлений подушной подати постепенно снижалась в результате освобождения отдельных категорий населения от ее уплаты и возрастания роли косвенных налогов.

В 18 веке налоговая система сохранялась в основном в том виде, в каком она сложилась при Петре I, но некоторые изменения проводились.

Наиболее значительные изменения произошли в период правления Екатерины II (1762 -1796).

Основным прямым налогом по-прежнему оставалась подушная подать. Подушная подать была резко повышена и дополнена продовольственным сбором. От уплаты подушной подати в 1775г. было освобождено купеческое сословие, для него вводился самостоятельный налог — гильдейская подать. Все купцы были распределены по трем гильдиям в зависимости от имущественного положения. Лица, имевшие капитал менее 500руб., не признавались купцами, а считались мещанами и платили подушную подать. Ставка гильдейской подати устанавливалась в процентах от капитала. Все существовавшие до этого времени промысловые сборы были отменены.

Были проведены и организационные преобразования в системе управления налогами. В 1775г. учреждены губернские финансовые органы — Казенные палаты, которым передавались дела по финансовому управлению. При Казенных палатах находились податные инспектора и податное присутствие. В подчинении Казенных палат были губернские и уездные казначейства. В 1780г. создана Экспедиция о государственных доходах, занимавшаяся доходами, расходами и взысканием недоимок.

Во второй половине 18 века основное место в доходах казны заняли косвенные налоги. Это соответствовало представлениям императрицы Екатерины II о справедливой налоговой системе, которая считала, что: «В любом государстве налог наименее тяжелый это тот, который падает на товары, потому, что гражданин уплачивает его, не замечая».

В конце 18 века на долю подушной подати приходилось немногим более 30% государственных доходов, на долю косвенных налогов свыше 40%, из них более половины давали питейные сборы, взимаемые на основе откупов. Служба откупщиков признана государственной, с 1775г. местное управление откупами поручено Казенным палатам. С 1781г. вино стало отпускаться откупщикам только из казенных складов (магазинов) и должно было продаваться по казенной цене.

Важные мероприятия в налоговой сфере были проведены в период правления Александра I (1801-1825).

В 1802г. по его указу было образовано Министерство финансов, которому отводилась центральная роль в управлении доходами и распределении всех доходов по направлениям расходования средств. Первым министром финансов был назначен граф А.И.Васильев. Окончательно Министерство финансов было сформировано только в 1811 году. Структурным подразделением Министерства финансов, ответственным за сбор налогов, первоначально стал Департамент

податей и сборов, а затем Департаменты окладных и неокладных сборов.

Другим значимым мероприятием в начале 19 века было введение нового налога — процентного сбора с дохода от недвижимого имущества.

В 1817 году изменена система получения дохода от продажи спиртных напитков — введена казенная оптовая продажа вина. Система государственной монополии просуществовала 10 лет до 1827г. и принесла большие доходы казне.

В дальнейшем в связи с сокращением питейного дохода казны был восстановлен винный откуп и введены акцизы с ведра на пиво, мед, брагу, сусло и медовый квас, а также введены акцизы на табак и сахар.

В первой половине 19 века окончательно сформировалась система государственных финансов, частью которой является налоговая система. В доходах казны преобладали поступления косвенных налогов, из них наибольшая доля приходилась на питейный сбор и соляной налог. В целом поступления косвенных налогов вдвое превышали сумму прямых налогов. Основным прямым налогом оставалась подушная подать, ее доля вместе с оброчной податью составляла 70% в прямых налогах. Основная тяжесть налогообложения приходилась на крестьянство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во второй половине 19 века произошли значительные изменения в налоговой системе. Введены поземельный налог, величина которого устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между землевладельцами и подомовой налог, которым облагались строения в городах (жилые дома, фабрики, заводы, театры, бани и др. строения). Винные откупа заменены акцизными сборам со спиртных напитков — винным акцизом.

Наиболее значимым изменением стала отмена подушной подати, которая проводилась поэтапно с 1883 по 1893г.г. В1883г — отменена для некоторых сословий; в 1885г. отменена для всех сословий на территории Европейской России, а позднее и для других территорий России.

В конце 19 века произошли следующие изменения в сфере налогообложения:

— повышаются ставки акцизов (на спирт сахар, табак), таможенных пошлин, налога с недвижимых имуществ в городах;

— в 1,5 раза увеличен поземельный налог;

— введены новые налоги, такие как нефтяной и спичечный акцизы; налог на денежный капитал (объектом обложения по нему были проценты по ценным бумагам, доходы по вкладам в банках, прибыль и дивиденды); система пошли с имуществ, переходящих безвозмездными способами (наследование, дарении, пожалование и т.п.).

На этом этапе развития налоговой системы ведущее место в государственных доходах заняли акцизы и ввозные таможенные пошлины. Таможенные платежи к началу 20 века обеспечивали почти 14% всех доходов государственного бюджета.

В этот период России удалось добиться активного торгового баланса, пополнить золотой запас и укрепить государственные финансы. В то же время произошло существенное увеличение налогового бремени за счет акцизного и таможенного обложения.

Литература:

1.Брокгауз Ф.А. «Энциклопедия налогового развития» 2000 г.

2.Толкушкин А.В. «История налогов в России» 2001 г

3.Барулин С.В. «Теория и история налогов» 2006 г.

ТКАШРОКТ ВШШЕББ Ш КШБТА | №4 2017 | 63

Подушный налог в России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *