Процесс установления обоснованных затрат рабочего времени

1. Определенный порядок осуществления трудового процесса называется:

организацией производства

технологией деятельности

+ организацией труда

условиями труда

штатным расписанием

2. Элементами организации труда являются:

+ разделение и кооперация труда

использование наиболее рациональных материалов

управление производством

+ организация рабочих мест

+ организация обслуживания рабочих мест

3. Работоспособность человека при внутрисменном режиме труда и отдыха проходит следующие фазы:

низкой работоспособности

+ врабатываемости (адаптации)

+ устойчивой высокой работоспособности

средней работоспособности

+ утомления

4. Система производственной взаимосвязи и взаимодействия образует:

+ кооперацию труда

дисциплину труда

организацию труда

5. Основателем науки об организации труда является:

В.И. Ленин

А.К. Гастев

+ Ф. У. Тейлор

6. Центральный институт труда (ЦИТ) был создан в 1920 году по инициативе:

+ А.К. Гастева

В.И. Ленина

В.В. Куйбышева

7. Научная организация труда призвана решать задачи:

+ экономические

управленческие

хозяйственные

+ социальные

+ психофизиологические

8. Организация труда является частью (подсистемой) организации:

планирования

управления

+ производства

хозяйствования

9. Виды разделения труда:

+ общее

+ частное

механизированный и ручной труд

автоматизированный труд

10. Формы единичного разделения труда:

+ разделение труда в организации

+ разделение труда в подразделениях

разделение труда на заготовке сена

разделение труда на выпасе скота

11. Функциональное разделение труда предполагает деление рабочих на:

сдельщиков и повременщиков

обслуживающих и ремонтных

+ основных и вспомогательных

прямых и косвенных

12. Технологическое разделение труда предполагает деление трудовых ресурсов:

+ по отраслям

по уровню механизации

по уровню профессиональной подготовки

13. Квалификационное разделение труда предполагает деление рабочих по:

+ разрядам

+ классности, мастерству

возрасту

стажу работы

14. Усиление специализации труда приводит к тому, что его производительность:

падает

растет

сначала падает, потом растет

+ сначала растет, потом падает

15. Организация рабочего места предполагает:

установление должностных обязанностей работника

установление рациональных приемов труда

+ его оснащение

+ его планировку

16. Наиболее рациональное рабочее положение работника во время выполнения им своих производственных обязанностей:

стоя прямо

стоя с наклоном

сидя

+ переменное

17. При оснащении рабочих мест к вспомогательному оборудованию относятся:

+ тележки

комбайны

шкафы

+погрузчики

18. Аттестация рабочего места не включает оценку:

его технического уровня

его организационного уровня

+его квалификационного уровня

условий труда и техники безопасности на рабочем месте

19. Формы трудовых коллективов в сельскохозяйственных предприятиях:

+ производственная бригада

+ рабочие группы

операторы машинного доения

комплектование агрегата

20. В структуру затрат рабочего времени не включается:

время регламентированных перерывов

оперативное время

подготовительно-заключительное время

время обслуживания рабочего места

+ время активного отдыха

21. Рабочее время – это время, в течение которого работник должен:

находиться на территории предприятия

находится на обеденном перерыве

+ исполнять трудовые обязанности

быть на своем рабочем месте

22. Совокупность факторов внешней среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника называют:

особенностями производства

+ условиями труда

метеорологическими условиями

природными факторами

23. Внутрипроизводственные факторы, определяющие условия труда, включают в свой состав:

+ санитарно-гигиенические факторы

+ эстетические факторы

климатические факторы

демографические факторы

24. Наибольшая работоспособность в течение рабочей недели наблюдается:

в понедельник

в пятницу

+ в среду

во вторник

в четверг

25. Цветовое оформление интерьера определяет следующие факторы условий труда:

+ эстетические

психофизиологические

социально-психологические

организационно-технические

26. Основные функции заработной платы:

+воспроизводительная

+стимулирующая

простота, логичность, доступность

периодичность выплаты

учет минимального размера оплаты труда, установленного государством

27. Порядок чередования работы и перерывов на отдых образует режим . . .

работы предприятия

+ труда и отдыха

занятости

рабочего дня

рабочего времени

28. К основным принципам формирования оплаты труда не относятся:

повышение уровня оплаты труда по мере роста эффективности труда

равная оплата за равный труд

+ ресурсно-распределительный

+ формирование платежеспособного спроса населения

обеспечение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста оплаты труда

29.Процесс установления обоснованных затрат рабочего времени на выполнение различных работ называется:

организацией труда

планированием производства

разделением труда

+нормированием труда

30.Количество труда, которое необходимо затратить на качественное выполнение работы называется:

нормой затрат капитала

рентабельностью труда

+ нормой труда

ресурсами труда

Определение оперативного времени

Оперативное время — период, в течение которого выполняется трудовая операция — происходит изменение формы, свойств или качества предмета труда, его положения в пространстве или другие изменения, предусмотренные технологией его обработки.
Оперативное время — время, затрачиваемое непосредственно на выполнение заданной работы (операции), повторяемой для каждой единицы продукции, партии, объема работ.
Оперативное время — время, затрачиваемое на непосредственную обработку изделия, а также установку/снятие детали, измерительные операции и другие операции, предусмотренные технологией ее изготовления
Данный термин используется для нормирования труда и отдельных трудовых операций. Оперативное время — часть штучного времени на выполнение технологической операции, во время которого непосредственно выполняется полезная работа, например, по обработке детали.
Во время нормирования операции, нормировщик сначала, согласно технологическому процессу, рассчитывает необходимое время на обработку детали, потом, учитывает время, необходимое на выполнение вспомогательных операций. В состав вспомогательных операций входит время, которое затрачивается на установку и съем детали, ее измерение, управление оборудованием и т.д.
Сумма полученных значений составит оперативное время технологической операции.

Формула определения оперативного времени

Оперативное время состоит из основного и вспомогательного времени.
Топ = Тосн + Твсп
Тосн — время, затрачиваемое на непосредственное выполнение операций обработки детали
Твсп — время, затрачиваемое на выполнение обязательных операций, которое непосредственно не изменяют предмет труда, но необходимы для выполнения операции (установка, снятие, измерение, контроль, управление)

Методы вычисления оперативного времени

Оперативное время обработки детали определяется следующими основными методами:

  • Аналитическим методом
  • Проведением хронометража выполняемой технологической операции
  • Комбинированный метод

Нормирование аналитическим методом требует высокой квалификации нормировщика, понимания им технологии производства и способности определить наиболее рациональную последовательность осуществления технологических операций.
Для получения надежных адекватных результатов при нормировании аналитическим методом технологический процесс должен соответствовать следующим условиям:

  • Стабильность процесса (результаты выполнения рабочим одних и тех же действий приводят к одинаковым результатам и состояниям предмета труда, предмет труда предсказуемо подвергается запланированным изменениям, время преобразования предмета труда стабильно, предсказуемо, прогнозируемо)
  • Стабильность необходимой последовательности операций, их номенклатуры и длительности

Примерами операций, оперативное время которых хорошо нормируются аналитическим методом: сборка на конвейере, обработка детали на полуавтоматическом станке.
Примерами операций, оперативное время которых плохо нормируется аналитическим методом: изготовление ювелирного изделия вручную.
При проведении хронометража выполнения технологической операции необходимо учитывать, что рабочий, выполняющий операцию, не всегда заинтересован в объективном получении данных наблюдателем и может выполнять операцию медленнее обычного или добавлять в свои действия лишние этапы или переходы.
Основной метод «борьбы» с получением недостоверных данных с помощью хронометража — исключение из статистической выборки результатов тех, которые получены в самом начале процесса наблюдения. Дело в том, что после определенного числа повторений одной и той же операции, рабочий перестанет сознательно контролировать и замедлять свои действия.
Подробнее см. Нормирование труда.

Яв­ля­ясь ос­нов­ны­ми со­став­ляю­щи­ми сис­те­мы нор­ми­ро­ва­ния тру­да на пред­при­ятии, нор­мы вре­ме­ни и нор­мы вы­ра­бот­ки ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в прак­ти­че­ской ра­бо­те:

– для оп­ре­де­ле­ния сдель­ных рас­це­нок в оп­ла­те сдель­ных ра­бот;

– оп­ре­де­ле­ния чис­лен­но­сти ра­бо­таю­щих;

– оцен­ки по­ка­за­те­лей ре­зуль­та­тив­но­сти тру­да ис­пол­ни­те­лей;

– рас­че­та пла­но­вых по­ка­за­те­лей по фон­ду за­ра­бот­ной пла­ты;

– оп­ре­де­ле­ния тру­до­ем­ко­сти про­дук­ции (ра­бот, ус­луг);

– эко­но­ми­че­ско­го обос­но­ва­ния при­ме­не­ния но­вой тех­ни­ки и тех­но­ло­гии;

– ре­ше­ния дру­гих за­дач.

До­ку­мент:
Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции по ус­та­нов­ле­нию норм и нор­ма­ти­вов для нор­ми­ро­ва­ния тру­да ра­бо­чих, ут­вер­жден­ные по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 26.11.2004 № 134.

В Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ци­ях № 134 да­ны оп­ре­де­ле­ния норм вре­ме­ни и норм вы­ра­бот­ки.

Нор­ми­ро­ва­ние тру­да ос­нов­ных ра­бо­чих на ба­зе норм вре­ме­ни це­ле­со­об­раз­но в тех слу­ча­ях, ко­гда ра­бо­чее ме­сто не име­ет по­сто­ян­ной за­груз­ки и (или) на нем в те­че­ние сме­ны вы­пол­ня­ют­ся раз­лич­ные опе­ра­ции.

Для вспо­мо­га­тель­ных ра­бо­чих нор­ми­ро­ва­ние тру­да с по­мо­щью норм вре­ме­ни це­ле­со­об­раз­но, ко­гда вы­пол­няе­мые ра­бо­ты од­но­род­ны по сво­ему ха­рак­те­ру и их со­дер­жа­ние, объ­ем и ме­то­ды вы­пол­не­ния ра­бот стро­го оп­ре­де­ле­ны.

Спра­воч­но:
нор­ма вре­ме­ни – ве­ли­чи­на за­трат ра­бо­че­го вре­ме­ни, ус­та­нов­лен­ная для вы­пол­не­ния еди­ни­цы ра­бо­ты од­ним ра­бот­ни­ком или груп­пой ра­бот­ни­ков со­от­вет­ст­вую­щей ква­ли­фи­ка­ции в оп­ре­де­лен­ных ор­га­ни­за­ци­он­но-тех­ни­че­ских ус­ло­ви­ях.

Нор­му вы­ра­бот­ки ус­та­нав­ли­ва­ют для ра­бот с боль­шей по­вто­ряе­мо­стью в те­че­ние сме­ны на ра­бо­чем мес­те. Для нор­ми­ро­ва­ния тру­да ос­нов­ных ра­бо­чих она при­ме­ня­ет­ся в тех слу­ча­ях, ко­гда в те­че­ние ра­бо­чей сме­ны вы­пол­ня­ет­ся од­на и та же ра­бо­та (опе­ра­ция) при не­из­мен­ном со­ста­ве ис­пол­ни­те­лей. Для нор­ми­ро­ва­ния тру­да вспо­мо­га­тель­ных ра­бо­чих при­ме­не­ние нор­мы вы­ра­бот­ки це­ле­со­об­раз­но, ес­ли за ни­ми за­кре­п­ле­на оп­ре­де­лен­ная ра­бо­та, вхо­дя­щая в струк­ту­ру про­из­вод­ст­вен­но­го про­цес­са, при­чем со­дер­жа­ние, объ­ем и ме­то­ды ее вы­пол­не­ния стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны.

Нор­ма вы­ра­бот­ки оп­ре­де­ля­ет­ся по фор­му­ле

где Нвыр – дей­ст­вую­щая нор­ма вы­ра­бот­ки;

Т – про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го вре­ме­ни: час, сме­на, ме­сяц, год;

Нвр – нор­ма вре­ме­ни на еди­ни­цу про­дук­ции, ра­бо­ты.

Нор­ма вы­ра­бот­ки мо­жет оп­ре­де­лять­ся в раз­лич­ных на­ту­раль­ных еди­ни­цах: мет­рах, тон­нах, шту­ках и пр.

Нор­ма вре­ме­ни и нор­ма вы­ра­бот­ки – об­рат­ные ве­ли­чи­ны

Ме­ж­ду нор­мой вре­ме­ни и нор­мой вы­ра­бот­ки су­ще­ст­ву­ет об­рат­ная за­ви­си­мость, ко­то­рая вы­ра­жа­ет­ся следующими фор­му­ла­ми:

При­мер 1

Нор­ма вре­ме­ни на из­го­тов­ле­ние из­де­лия рав­на 0,25 нор­мо-ча­са. Най­дем нор­му вы­ра­бот­ки, как об­рат­ную ве­ли­чи­ну нор­мы вре­ме­ни, по фор­му­ле 2:

Нор­ма вы­ра­бот­ки рав­на 4 шт. за час.

И на­обо­рот, ес­ли из­вест­на нор­ма вы­ра­бот­ки (Нвыр = 4 шт./ч), то нор­му вре­ме­ни оп­ре­де­лим по фор­му­ле 3:

Спра­воч­но:
нор­ма вы­ра­бот­ки – ус­та­нов­лен­ный объ­ем ра­бо­ты (ко­ли­че­ст­во еди­ниц про­дук­ции), ко­то­рый ра­бот­ник или груп­па ра­бот­ни­ков со­от­вет­ст­вую­щей ква­ли­фи­ка­ции обя­за­ны вы­пол­нить (из­го­то­вить, пе­ре­вез­ти) в еди­ни­цу ра­бо­че­го вре­ме­ни в оп­ре­де­лен­ных ор­га­ни­за­ци­он­но-тех­ни­че­ских ус­ло­ви­ях.

Ис­чис­ле­ние нор­ма­тив­ной вы­ра­бот­ки

Ис­хо­дя из нор­мы вре­ме­ни на еди­ни­цу про­дук­ции (ра­бот) и рас­чет­но­го ко­ли­че­ст­ва ра­бо­чих ча­сов во вре­мен­ном пе­рио­де оп­ре­де­ля­ет­ся нор­ма­тив­ная вы­ра­бот­ка ра­бо­че­го.

При­мер 2

Ра­бо­чий из­го­тав­ли­ва­ет де­таль М-1 в ре­жи­ме 5-днев­ной 40-ча­со­вой ра­бо­чей не­де­ли. Рас­чет­ная нор­ма ра­бо­че­го вре­ме­ни: смен­ная 8-ча­со­вая, сред­не­ме­сяч­ная – 167,3, го­до­вая – 2 008. Нор­ма вре­ме­ни на из­го­тов­ле­ние де­та­ли рав­на 0,33 нор­мо-ч. Нор­мы вы­ра­бот­ки за вре­мен­ные пе­рио­ды ха­рак­те­ри­зу­ют­ся дан­ны­ми, пред­став­лен­ны­ми в табл. 1.

Таб­ли­ца 1

При­ме­не­ние нор­мы вре­ме­ни для ис­чис­ле­ния нор­ма­тив­ной вы­ра­бот­ки

Оп­ре­де­ле­ние сдель­ных рас­це­нок

Нор­мы вре­ме­ни и нор­мы вы­ра­бот­ки ис­поль­зу­ют­ся для оп­ре­де­ле­ния рас­це­нок при сдель­ной оп­ла­те тру­да. При этом при­ме­ня­ют сле­дую­щие фор­му­лы:

или

где P – cдельная рас­цен­ка;

С – ча­со­вая та­риф­ная став­ка.

Спра­воч­но:
сдель­ная рас­цен­ка оп­ре­де­ля­ет­ся пу­тем де­ле­ния ча­со­вой та­риф­ной став­ки, со­от­вет­ст­вую­щей раз­ря­ду вы­пол­няе­мой ра­бо­ты, на ча­со­вую нор­му вы­ра­бот­ки или пу­тем ум­но­же­ния ча­со­вой та­риф­ной став­ки на ус­та­нов­лен­ную нор­му вре­ме­ни в ча­сах (часть вто­рая ст. 88 Тру­до­во­го ко­дек­са РБ; да­лее – ТК).

При­мер 3

Ис­хо­дя из дан­ных при­ме­ра 2 нор­ма вре­ме­ни на из­го­тов­ле­ние де­та­ли со­став­ля­ет 0,33 нор­мо-ч, ча­со­вая нор­ма вы­ра­бот­ки – 3,03 ед. Ра­бо­та та­ри­фи­ци­ру­ет­ся 5-м раз­ря­дом. Ча­со­вая та­риф­ная став­ка 5-го раз­ря­да – 18 000 руб. Оп­ре­де­лим сдель­ную рас­цен­ку дву­мя спо­со­ба­ми, т.е. по фор­му­лам 4 и 5 (см. табл. 2).

Естественно, и в том и в дру­гом слу­чае бу­дет по­лу­чен оди­на­ко­вый раз­мер сдель­ной рас­цен­ки.

Нор­мы вре­ме­ни и нор­мы вы­ра­бот­ки: как они влия­ют друг на дру­га?

Как мы уже зна­ем, ме­ж­ду нор­мой вы­ра­бот­ки и нор­мой вре­ме­ни су­ще­ст­ву­ет об­рат­ная за­ви­си­мость. Рас­смот­рим, как это выглядит на прак­ти­ке.

При­мер 4 (уве­ли­че­ние нор­мы вы­ра­бот­ки)

В ре­зуль­та­те вне­дре­ния ме­ро­прия­тия по со­вер­шен­ст­во­ва­нию ор­га­ни­за­ции тру­да дей­ст­вую­щая нор­ма вы­ра­бот­ки на из­го­тов­ле­ние из­де­лия уве­ли­че­на с 4 до 5 шт. в час.

Оп­ре­де­лим по фор­му­ле 3 нор­му вре­ме­ни по нор­ме вы­ра­бот­ки, дей­ст­вую­щей до вне­дре­ния ме­ро­прия­тия по со­вер­шен­ст­во­ва­нию ор­га­ни­за­ции тру­да:

По­сле вне­дре­ния ме­ро­прия­тия нор­ма вре­ме­ни бу­дет рав­на:

В ре­зуль­та­те со­вер­шен­ст­во­ва­ния ор­га­ни­за­ции тру­да нор­ма вре­ме­ни сни­зи­лась с 0,25 до 0,2 нор­мо-ч.

Важ­но!
При уве­ли­че­нии нор­мы вы­ра­бот­ки нор­ма вре­ме­ни умень­ша­ет­ся, и на­обо­рот, при умень­ше­нии нор­мы вы­ра­бот­ки нор­ма вре­ме­ни уве­ли­чи­ва­ет­ся.

При­мер 5 (умень­ше­ние нор­мы вы­ра­бот­ки)

Со­глас­но при­ка­зу на­ни­ма­те­ля нор­ма вы­ра­бот­ки для мо­ло­до­го ра­бо­че­го – сбор­щи­ка обу­ви, за­ня­то­го на уст­рой­ст­ве при­кре­п­ле­ния на­бо­ек на каб­лу­ки жен­ской обу­ви, сни­же­на с 12 пар в час до 10 пар в час.

Нор­мы вре­ме­ни на вы­пол­не­ние опе­ра­ции в рас­че­те на 1 па­ру обу­ви со­ставят:

– до сни­же­ния нор­мы вы­ра­бот­ки:

– по­сле сни­же­ния нор­мы вы­ра­бот­ки:

Та­ким об­ра­зом, для мо­ло­до­го ра­бо­че­го сни­же­ние ус­та­нов­лен­ной нор­мы вы­ра­бот­ки при­ве­ло к уве­ли­че­нию нор­мы вре­ме­ни с 0,08 до 0,10 нор­мо-ч на 1 па­ру обу­ви.

Важ­но!
При уве­ли­че­нии нор­мы вре­ме­ни нор­ма вы­ра­бот­ки умень­ша­ет­ся; при сни­же­нии нор­мы вре­ме­ни нор­ма вы­ра­бот­ки воз­рас­та­ет.

При­мер 6 (уве­ли­че­ние нор­мы вре­ме­ни)

С це­лью сни­же­ния нор­мы вы­ра­бот­ки на­ни­ма­тель уве­ли­чил нор­му вре­ме­ни ра­бо­чей – вы­пу­ск­ни­це об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы на про­пол­ке цвет­ни­ков при силь­ной их за­со­рен­но­сти с 0,095 до 0,11 чел.-ч на 1 м2.

Нор­мы вы­ра­бот­ки со­ста­вят:

– до уве­ли­че­ния нор­мы вре­ме­ни:

Нвыр = 1 / 0,095 = 10,5 м2/ч;

– по­сле уве­ли­че­ния нор­мы вре­ме­ни:

Нвыр = 1 / 0,11 = 9,1 м2/ч.

При­мер 7 (сни­же­ние нор­мы вре­ме­ни)

Ме­ро­прия­тия­ми по вне­дре­нию но­вой тех­но­ло­гии пре­ду­смот­ре­но со­кра­ще­ние бри­гад­ной нор­мы вре­ме­ни на про­из­вод­ст­во 1 т про­дук­ции с 0,45 нор­мо-ч до 0,4 нор­мо-ч.

Рас­счи­та­ем дей­ст­вую­щую бри­гад­ную нор­му вы­ра­бот­ки в сме­ну (см.):

– до вне­дре­ния ме­ро­прия­тий:

Нвыр = 8 ч / Нвр = 8 / 0,45 = 17,8 т/см.;

– по­сле вне­дре­ния ме­ро­прия­тий:

Нвыр = 8 ч / Нвр = 8 / 0,4 = 20 т/см.

В ре­зуль­та­те про­ве­де­ния ме­ро­прия­тий по вне­дре­нию но­вой тех­но­ло­гии нор­ма вре­ме­ни со­кра­ти­лась с 0,45 нор­мо-ч до 0,4 нор­мо-ч, а нор­ма­тив­ная вы­ра­бот­ка уве­ли­чи­лась с 17,8 до 20 т в сме­ну.

За­час­тую уве­ли­че­ние или сни­же­ние норм вы­ра­бот­ки и норм вре­ме­ни за­да­ет­ся не в на­ту­раль­ных чис­лах, а в про­цен­тах от су­ще­ст­вую­ще­го зна­че­ния. Как в та­ких слу­ча­ях про­яв­ля­ет­ся об­рат­ная за­ви­си­мость ме­ж­ду эти­ми ве­ли­чи­на­ми, мы рас­смот­рим ни­же.

Оп­ре­де­ле­ние про­цен­та по­вы­ше­ния нор­мы вы­ра­бот­ки при из­вест­ном про­цен­те сни­же­ния нор­мы вре­ме­ни

Про­цент по­вы­ше­ния нор­мы вы­ра­бот­ки при из­вест­ном про­цен­те сни­же­ния нор­мы вре­ме­ни оп­ре­де­ля­ет­ся по фор­му­ле

где Пп.н.выр – про­цент по­вы­ше­ния нор­мы вы­ра­бот­ки;

Пс.н.вр – про­цент сни­же­ния нор­мы вре­ме­ни.

При­мер 8

Ав­то­ма­ти­за­ция про­из­вод­ст­вен­но­го про­цес­са по­зво­ли­ла сни­зить нор­му вре­ме­ни на из­го­тов­ле­ние из­де­лия на 40 %. Оп­ре­де­лим, на сколь­ко про­цен­тов по­вы­си­лась нор­ма вы­ра­бот­ки.

Рас­счи­та­ем про­цент по­вы­ше­ния нор­мы вы­ра­бот­ки из­де­лий в ре­зуль­та­те ав­то­ма­ти­за­ции про­из­вод­ст­вен­но­го про­цес­са по фор­му­ле 6:

Оп­ре­де­ле­ние про­цен­та сни­же­ния нор­мы вы­ра­бот­ки при из­вест­ном про­цен­те по­вы­ше­ния нор­мы вре­ме­ни

Про­цент сни­же­ния нор­мы вы­ра­бот­ки при из­вест­ном про­цен­те по­вы­ше­ния нор­мы вре­ме­ни оп­ре­де­ля­ет­ся по фор­му­ле

где Пс.н.выр – про­цент сни­же­ния нор­мы вы­ра­бот­ки;

Пп.н.вр – про­цент по­вы­ше­ния нор­мы вре­ме­ни.

При­мер 9

В ре­зуль­та­те пе­ре­но­са про­цес­са ок­ра­ски окон­ных бло­ков с за­во­да на строи­тель­ную пло­щад­ку нор­ма вре­ме­ни по­вы­ше­на на 16 %. Не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лить, на сколь­ко про­цен­тов умень­ши­лась нор­ма вы­ра­бот­ки.

Рас­счи­та­ем про­цент сни­же­ния нор­мы вы­ра­бот­ки окон­ных бло­ков той же чис­лен­но­стью пер­со­на­ла по фор­му­ле 7:

Оп­ре­де­ле­ние про­цен­та по­вы­ше­ния нор­мы вре­ме­ни при из­вест­ном про­цен­те сни­же­ния нор­мы вы­ра­бот­ки

Про­цент по­вы­ше­ния нор­мы вре­ме­ни при из­вест­ном про­цен­те сни­же­ния нор­мы вы­ра­бот­ки оп­ре­де­ля­ет­ся по фор­му­ле

При­мер 10

В ре­зуль­та­те пе­ре­но­са про­цес­са ок­ра­ски окон­ных бло­ков с за­во­да на строи­тель­ную пло­щад­ку нор­ма вы­ра­бот­ки сни­зи­лась на 13,8 %. Оп­ре­де­лим, на сколь­ко про­цен­тов уве­ли­чи­лось нор­ма­тив­ное вре­мя.

Про­цент по­вы­ше­ния нор­мы вре­ме­ни на ок­ра­ску окон­но­го бло­ка рас­счи­та­ем по фор­му­ле 8:

Оп­ре­де­ле­ние про­цен­та сни­же­ния нор­мы вре­ме­ни при из­вест­ном про­цен­те по­вы­ше­ния нор­мы вы­ра­бот­ки

Про­цент сни­же­ния нор­мы вре­ме­ни при из­вест­ном про­цен­те по­вы­ше­ния нор­мы вы­ра­бот­ки рас­счи­ты­ва­ет­ся по фор­му­ле

При­мер 11

По­вы­ше­ние уров­ня коо­пе­ра­ции по­зво­ля­ет по­вы­сить нор­ма­тив­ную вы­ра­бот­ку про­из­вод­ст­вен­но­го под­раз­де­ле­ния на 12 %. Не­об­хо­ди­мо рас­счи­тать, на сколь­ко про­цен­тов сни­зит­ся нор­ма­тив­ное вре­мя из­го­тов­ле­ния из­де­лия.

Про­цент сни­же­ния нор­мы вре­ме­ни на из­го­тов­ле­ние из­де­лия оп­ре­де­лим по фор­му­ле 9:

Си­туа­ции, ко­гда нор­мы вы­ра­бот­ки нуж­но сни­жать

За­ко­но­да­тель­ст­вом о тру­де пре­ду­смот­ре­ны слу­чаи, ко­гда оп­ре­де­лен­ным ка­те­го­ри­ям ра­бот­ни­ков мо­гут быть сни­же­ны нор­мы вы­ра­бот­ки (см. табл. 3).

Раз­ме­ры сни­же­ния норм вы­ра­бот­ки и срок их дей­ст­вия оп­ре­де­ля­ют­ся в кол­лек­тив­ном до­го­во­ре, при­ка­зе на­ни­ма­те­ля, тру­до­вом до­го­во­ре. Сни­же­ние норм вы­ра­бот­ки ра­бо­че­му со сдель­ной оп­ла­той тру­да оз­на­ча­ет по­вы­ше­ние нор­мы вре­ме­ни и со­про­во­ж­да­ет­ся по­вы­ше­ни­ем сдель­ной рас­цен­ки.

Рас­смот­рим си­туа­цию, ко­гда нор­ми­ро­ва­ние тру­да осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ос­но­ве нор­мы вы­ра­бот­ки.

Ес­ли нор­ми­ро­ва­ние тру­да и оп­ре­де­ле­ние сдель­ной рас­цен­ки про­из­во­дят­ся на ос­но­ве норм вы­ра­бот­ки, то по­сле ее сни­же­ния но­вая нор­ма вы­ра­бот­ки оп­ре­де­ля­ет­ся по фор­му­ле

где Нвыр.сн – нор­ма вы­ра­бот­ки по­сле ее сни­же­ния;

Псн – про­цент сни­же­ния вы­ра­бот­ки.

Пе­ре­счет сдель­ной рас­цен­ки обу­слов­лен ис­поль­зо­ва­ни­ем в фор­му­ле 4 сни­жен­но­го зна­че­ния нор­мы вы­ра­бот­ки (Нвыр.сн):

Р = С / Нвыр.сн.

При­мер 12

Ча­со­вая та­риф­ная став­ка ра­бо­че­го зе­ле­но­го строи­тель­ст­ва 5-го раз­ря­да, яв­ляю­ще­го­ся ин­ва­ли­дом II груп­пы, со­став­ля­ет 18 650 руб. Со­глас­но Нор­мам тру­до­вых за­трат на строи­тель­ные, мон­таж­ные и ре­монт­но-строи­тель­ные ра­бо­ты (да­лее – НЗТ), сбор­ник № 18, шифр 18-318, ча­со­вая нор­ма вы­ра­бот­ки на фор­ми­ро­ва­ние кро­ны кус­тар­ни­ков диа­мет­ром кус­та до 0,5 м со­став­ля­ет 22,7 кус­та (1 / 0,044 или 182 / 8). Сдель­ная рас­цен­ка в рас­че­те на 1 куст рав­на:

Р = 18 650 / 22,7 = 822 руб.

На­ни­ма­тель с уче­том со­стоя­ния здо­ро­вья ра­бо­че­го сни­зил ему нор­му вы­ра­бот­ки на 20 %. Сни­жен­ная нор­ма вы­ра­бот­ки со­ста­вит:

Нвыр.сн = 22,7 – (22,7 × 20 / 100) = 18,16 кус­та.

По­сле пе­ре­сче­та раз­мер сдель­ной рас­цен­ки бу­дет ра­вен:

Р = 18 650 / 18,16 = 1 027 руб.

Ес­ли нор­ми­ро­ва­ние тру­да осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ос­но­ве нор­мы вре­ме­ни и в ка­че­ст­ве ис­ход­ных нор­ма­ти­вов ис­поль­зу­ют­ся таб­ли­цы ме­ст­ных, от­рас­ле­вых ли­бо меж­от­рас­ле­вых нор­ма­ти­вов вре­ме­ни, то для ус­та­нов­ле­ния сдель­ных рас­це­нок не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лить нор­му вы­ра­бот­ки ис­хо­дя из при­ме­няе­мых зна­че­ний нор­ма­ти­вов вре­ме­ни. Да­лее по­сле­до­ва­тель­ность рас­че­тов ана­ло­гич­на при­ве­ден­ной в при­ме­ре 12, т.е. вна­ча­ле оп­ре­де­ля­ет­ся сни­жен­ная нор­ма вы­ра­бот­ки, а за­тем сдель­ная рас­цен­ка, ис­чис­лен­ная ис­хо­дя из по­ни­жен­ной нор­мы вы­ра­бот­ки.

Про­цент вы­пол­не­ния норм – важ­ней­ший по­ка­за­тель нор­ми­ро­ва­ния

Про­цент вы­пол­не­ния норм вы­ра­бот­ки (вре­ме­ни) яв­ля­ет­ся ос­нов­ным оце­ноч­ным по­ка­за­те­лем ре­зуль­та­тив­но­сти ра­бо­чих со сдель­ной оп­ла­той тру­да. Этот по­ка­за­тель ис­поль­зу­ет­ся час­то в сис­те­мах те­ку­ще­го пре­ми­ро­ва­ния, ма­те­ри­аль­но­го и мо­раль­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния ра­бо­чих, в про­из­вод­ст­вен­ном со­рев­но­ва­нии бри­гад, про­из­вод­ст­вен­ных под­раз­де­ле­ний, а так­же для оцен­ки со­стоя­ния нор­ми­ро­ва­ния тру­да. Про­цент вы­пол­не­ния норм вы­ра­бот­ки (вре­ме­ни) не­об­хо­дим так­же для реа­ли­за­ции по­ло­же­ний ст. 71 ТК.

Спра­воч­но:
при не­вы­пол­не­нии норм вы­ра­бот­ки, бра­ке и про­стое не по ви­не ра­бот­ни­ка за­ра­бот­ная пла­та не мо­жет быть ни­же 2/3 ус­та­нов­лен­ной ему та­риф­ной став­ки (ок­ла­да). При не­вы­пол­не­нии норм вы­ра­бот­ки по ви­не ра­бот­ни­ка оп­ла­та про­из­во­дит­ся за фак­ти­че­ски вы­пол­нен­ную ра­бо­ту (ст. 71 ТК).

Про­цент вы­пол­не­ния норм мо­жет быть оп­ре­де­лен как по нор­мам вре­ме­ни, так и по нор­мам вы­ра­бот­ки. При оп­ре­де­ле­нии про­цен­та вы­пол­не­ния норм по нор­мам вре­ме­ни сле­ду­ет всю ра­бо­ту, вы­пол­нен­ную од­ним ра­бо­чим или их груп­пой, вы­ра­жен­ную в нор­мо-ча­сах, от­не­сти к фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­но­му вре­ме­ни в че­ло­ве­ко-ча­сах и ум­но­жить на 100:

где Пн – про­цент вы­пол­не­ния норм;

Тн – нор­ма­тив­ное вре­мя, нор­мо-ч;

Тф – фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­ное вре­мя, ч.

В свою оче­редь, нор­ма­тив­ное вре­мя рас­счи­ты­ва­ет­ся по фор­му­ле

где q – чис­ло фак­ти­че­ски про­из­ве­ден­ных еди­ниц про­дук­ции;

tн – нор­ма вре­ме­ни на еди­ни­цу про­дук­ции, нор­мо-ч.

При­мер 13

В ав­гу­сте 2013 г. уча­сток про­из­вел:

– из­де­лий груп­пы А в ко­ли­че­ст­ве 100 ед. с нор­мой вре­ме­ни на еди­ни­цу про­дук­ции 2 нор­мо-ч;

– из­де­лий груп­пы В – 150 ед. с нор­мой вре­ме­ни 2,5 нор­мо-ч;

– из­де­лий груп­пы С – 200 ед. с нор­мой вре­ме­ни 3 нор­мо-ч.

Фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­но 1 000 чел.-ч.

Про­цент вы­пол­не­ния норм со­ста­вит:

Пн = (100 × 2 + 150 × 2,5 + 200 × 3) / 1 000 × 100 = 117,5 %.

При оп­ре­де­ле­нии про­цен­та вы­пол­не­ния норм по нор­мам вы­ра­бот­ки не­об­хо­ди­мо объ­ем фак­ти­че­ски вы­пол­нен­ной ра­бо­ты, вы­ра­жен­ный в фи­зи­че­ских еди­ни­цах из­ме­ре­ния, от­не­сти к нор­ма­тив­но­му, ис­чис­лен­но­му ис­хо­дя из дей­ст­вую­щей нор­мы вы­ра­бот­ки, и ум­но­жить на 100:

где Пвыр – про­цент вы­пол­не­ния норм по нор­мам вы­ра­бот­ки;

Оф – объ­ем фак­ти­че­ски вы­пол­нен­ной ра­бо­ты;

Он – нор­ма­тив­ный объ­ем вы­пол­нен­ной ра­бо­ты.

При­мер 14

Со­глас­но дей­ст­вую­щим на пред­при­ятии ус­ло­ви­ям пре­ми­ро­ва­ния ра­бо­чих-ка­мен­щи­ков при вы­пол­не­нии за от­чет­ный пе­ри­од норм вы­ра­бот­ки на 100 % и бо­лее им вы­пла­чи­ва­ет­ся пре­мия в раз­ме­ре 40 %. В ав­гу­сте 2013 г. зве­но ка­мен­щи­ков, со­стоя­щее из 2 ра­бо­чих, от­ра­бо­та­ло 22 дня и про­из­ве­ло 125 м3 кир­пич­ной клад­ки стен сред­ней слож­но­сти тол­щи­ной в 2 кир­пи­ча. Со­глас­но НЗТ, сбор­ник № 3, при ука­зан­ной кон­ст­рук­ции стен смен­ная нор­ма вы­ра­бот­ки со­став­ля­ет 2,5 м3. Вы­яс­ним, вы­пол­ни­ло ли зве­но ка­мен­щи­ков ус­ло­вие пре­ми­ро­ва­ния.

Для это­го оп­ре­де­лим нор­ма­тив­ный объ­ем вы­ра­бот­ки 2 ра­бо­чих за 22 ра­бо­чих дня по фор­му­ле

где Осмн – смен­ная нор­ма вы­ра­бот­ки од­но­го ра­бо­че­го, м3;

Кд – ко­ли­че­ст­во от­ра­бо­тан­ных од­ним ра­бо­чим дней;

Ч – чис­лен­ность ра­бо­чих зве­на, чел.

Под­ста­вив ис­ход­ные дан­ные в фор­му­лу 14, по­лу­чим:

Тесты для аттестации учителей

Общие вопросы

1. Законодательство Российской Федерации в области образования составляют законодательные и иные нормативные правовые акты органов уровней власти и управления:

а) только Российской федерации.

б) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

в) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

г) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учредительные и локальные акты образовательных учреждений.

2. Пронумеруйте указанные нормативные правовые акты по иерархии, начиная с акта наибольшей юридической силы:

( 3 ) Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

( 1 ) Конвенция о правах ребенка.

( 4 ) Приказ Минобразования России «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» (зарегистрирован в Минюсте России).

( 2 ) Закон РФ «Об образовании».

3. Специальный государственный орган, функция которого – осуществление надзора за точным и единообразным исполнением закона, называется:

а) адвокатурой.

б) милицией.

в) нотариатом.

г) прокуратурой.

4. Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут:

а) только физические лица.

б) только должностные лица, нарушившие или допустившие нарушение законодательства.

в) только юридические лица, нарушившие законодательство.

г) все юридические или физические лица, нарушившие законодательство.

5. Наличие у образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации свидетельствует:

а) о соответствии деятельности образовательного учреждения требованиям утвержденного Устава.

б) о соответствии содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных стандартов, о государственном статусе этого образовательного учреждения, о соответствии уровня реализуемых образовательных программ государственным требованиям.

в) о соответствии основных образовательных программ требованиям базисного учебного плана и (или) утвержденным государством примерным образовательным программам.

г) о соответствии условий обучения, предлагаемых образовательным учреждением, государственным требованиям.

6. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во):

а) Конвенции о правах ребенка.

б) Всеобщей декларации прав человека.

в) Конституции РФ.

г) Международном пакте о гражданских правах.

7. К основным правам человека относится:

а) право на вступление в брак;

б) право собственности на имущество;

в) право на пенсионное обеспечение;

г) право на жизнь.

8. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным называется:

а) эмансипацией.

б) экстрадицией.

в) экспедицией.

г) освидетельствованием.

9. Мнение ребенка при рассмотрении дела в суде о восстановлении в родительских правах учитывается с ___________________________________________________________

(10-летнего возраста).

10.Гражданская правоспособность физического лица возникает с:

а) рождения;

б) 14 лет;

в) 16 лет

г) 18 лет.

11. Создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования согласно Семейному кодексу РФ возлагается на:

а) органы управления образованием.

б) родителей (законных представителей).

в) общеобразовательное учреждение.

г) учредителя.

12. Допустимо ли при приеме ребенка для обучения в 1-й класс проведение различных форм проверки его готовности к обучению в конкретной школе?

а) допустимо при приеме в школу повышенного уровня.

б) допустимо в форме тестирования.

в) допустимо по решению Совета учреждения.

г) недопустимо

13. При приеме в образовательное учреждение администрация обязана познакомить ребенка и его родителей с:

а) должностными инструкциями преподавателей, которые будут вести занятия с ребенком.

б) Уставом образовательного учреждения.

в) коллективным трудовым договором.

г) правилами внутреннего трудового распорядка.

14. При отчислении обучающегося из общеобразовательного учреждения за неоднократное грубое нарушение Устава учреждения необходимо согласие:

а) Учредителя.

б) органа управления образованием.

в) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

г) органов школьного самоуправления.

(14 лет).

16. Учебная нагрузка, режим занятий в образовательном учреждении определяется:

а) решением Совета образовательного учреждения.

б) Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

в) расписанием учебных занятий.

г) СанПинами

17. Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:

а) условие об обязательном социальном страховании работника.

б) условие об испытании.

в) условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся.

г) условие о систематическом повышении квалификации работника.

18. К нормируемой части рабочего времени педагогического работника относится:

а) организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся (воспитанников).

б) выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов.

в) организация и проведение факультативных занятий.

г) дежурства в учреждении в период образовательного процесса в целях обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.

19. Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный период устанавливается:

а) решением муниципального органа управления образованием.

б) локальными актами учреждения.

в) решением педагогического совета образовательного учреждения.

г) решением общественных органов управления образовательным учреждением.

20. В каникулярный период педагогические работники:

а) могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.

б) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул.

в) в соответствии с приказом директора образовательного учреждения могут привлекаться к выполнению разовых работ на базе данного образовательного учреждения.

г) занимаются повышением своей квалификации вне стен образовательного учреждения.

21. Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:

а) при получении образования соответствующего уровня впервые.

б) при получении образования в соответствии с занимаемой должностью.

в) при согласии руководителя образовательного учреждения.

г) если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения.

22. Процедура применения дисциплинарных взысканий к педагогическому работнику, допустившему нарушение Устава образовательного учреждения или норм профессионального поведения регламентируется:

а) правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

б) Законом РФ «Об образовании».

в) Трудовым кодексом РФ

г) всеми перечисленными документами.

23. При проведении мероприятий по контролю (надзору) проверяющим обязательно должны быть предъявлены следующие документы:

а) распоряжение (приказ) о проведении проверки.

б) план-задание на проведение мероприятий по контролю (надзору).

в) служебное удостоверение.

г) командировочное удостоверение.

.

Процесс установления обоснованных затрат рабочего времени

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *