Основные сферы

Понятие «социальная сфера»

Определение 1

В современной научной литературе существует большое количество определений понятию «социальная сфера». Также стоит отметить, что, помимо многоаспектности этого понятия, оно используется в различных контекстах. В широком смысле «социальное» — это все то, что напрямую связано с обществом, с человеком и его жизнью во всех проявлениях: экономической, политической, социальной и духовной.

Сегодня авторы используют понятие «социальная сфера» в нескольких ключевых значениях:

  • Как совокупность больших социальных групп (классов, народов, этносов и национальностей). В данном случае понятие социальной сферы полностью совпадает с понятием социальной структуры современного общества;
  • Социальная сфера выступает в качестве обеспечения воспроизводства общества. Таким образом она является совокупностью экономических отраслей, которые в той или иной степени задействованы в процессе удовлетворения социальных потребностей различных участников общественных отношений: граждан, работников различных предприятий, которые получают заработную плату в зависимости от своих обязанностей и способностей. Чаще всего в этом смысле социальная сфера – это сфера услуг, или иначе ее можно назвать третичным сектором экономики. Иногда этот сектор в некоторых исследованиях имеет еще одно название – социальная инфраструктура (социально-культурная сфера общества).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальная сфера и ее значение в жизни общества 440 руб.
  • Реферат Социальная сфера и ее значение в жизни общества 260 руб.
  • Контрольная работа Социальная сфера и ее значение в жизни общества 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Структура социальной сферы

Замечание 1

Ключевыми в структуре социальной сферы выступают следующие три элемента: здравоохранение, образование, а также культура и искусство как отдельный аспект социальной сферы жизни человека. В зависимости от элемента и определяются ключевые цели социальной сферы.

Целью здравоохранения является организация и обеспечение доступного и, по возможности, бесплатного медицинского обслуживания населения, а также сохранение и повышение уровня здоровья населения государства. Функции здравоохранения также достаточно разнообразны:

  • Во-первых, это забота о поддержании здоровья населения.
  • Во-вторых, проведение профилактики и лечения наиболее распространенных, а также редких и малоизученных болезней.
  • В-третьих, оказание медицинской помощи любому члену общества.
  • В-четвертых, обеспечение людей всеми необходимыми лекарственными средствами, в том числе средствами первой необходимости.
  • В-пятых, восстановление потерянного здоровья (реабилитация, организация работы в стационарах).

Второй элемент в структуре социальной сферы – образование. Его основные цели – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках. Причем, удовлетворение необходимо производить в интересах успешного развития способностей потенциала личности, а также будущего общественно-экономического, политического и культурного прогресса. Основные функции образования следующие: удовлетворение потребностей человека в получении новых знаний; осуществление подготовки и переподготовки к будущей профессии, а также к труду – как физическому, так и умственному; способствование приобретению специальности и овладению профессией с учетом творческих и иных способностей человека, особенно с учетом его интеллектуального уровня развития; воспитание человека как ответственной и трудоспособной личности, способной к творческой и инновационной деятельности.

Последняя ключевая часть социальной сферы – это культура и искусства, целью которых является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социальной и культурной деятельности населения. В качестве функций культуры и искусства как ключевого аспекта социальной сферы авторы выделяют следующие: сохранение культурных исторических и национальных памятников; приобщение человека к творениям культуры с многовековой историей; пополнение копилки культурных достижений в области литературы, художественного творчества и искусства, музыки, кинематографа и живописи; духовное воспитание и обогащение человека с учетом его ценностного потенциала и мировоззрения.

Значение социальной сферы

Роль и значение социальной сферы для общества определяется не только ее структурой, но и теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важная функция социальной сферы – это функция социального воспроизводства. Она влияет на все слои и группы населения, заключается в сохранении их целостности как основных субъектов исторического процесса. Также функция социального воспроизводства напрямую влияет на всестороннее жизнеобеспечение каждого члена общества в отдельности, и наиболее обширных социальных групп в целом.

Социальное воспроизводство социальной среды характеризуется еще одним рядом немаловажных, но второстепенных функций:

  1. Социорегулятивная;
  2. Социоадаптивная;
  3. Социопродуктивная;
  4. Социокультурная;
  5. Социодинамическая;
  6. Социозащитная.

Замечание 2

Многие авторы и исследователи отдельно выделяют их, поскольку представляют социальную сферу как единую социальную систему. Способ ее организации должен обеспечивать целостность, а главное, гармоничность в проявлении главной функции – функции социального воспроизводства.

Социальная сфера направлена также на следующее: она регламентирует показатели социальной деятельности социально-экономически активного населения, а также регулирует их отношения, которые направлены на повышение эффективности в использовании всеобщего потенциала социальной сферы. Сюда также входит дальнейшее развитие системы норм и ценностей, которые выступают в качестве реальной основы макропроцессов в социуме, направленных на смену моделей поведения человека или целых социальных групп.

Благодаря социальной сфере появляется возможность достигнуть согласованности действий людей в обществе, а также стимуляция деятельности индивидов и социальных групп, повышение их мотивированности, которая направлена на эффективную реализацию потенциала каждого члена общества. Отсюда и решение проблем, которые возникают в связи с новыми потребностями, запросами и тенденциями населения.

Отечественные особенности взаимоотношений власти и общества складывались веками. И без экскурса в далекое прошлое не разобраться, как оно все вот так причудливо сложилось. У нашего постоянного автора свой взгляд на проблему

Дмитрий Орешкин, политолог

Трудно понять прошлое (да и настоящее тоже!), не зная смысла ключевых слов. Еще труднее своим пониманием поделиться с другими. Очевидно только, что мы вместе с Россией находимся в отчаянно безъязыком состоянии. И это не случайно.

Государство

Термин «государь» пришел в Москву из Западной Руси за два, максимум три поколения до Ивана Васильевича Грозного. Первоначально в виде «господаря», что тогда понималось как хозяин, обладающий всей полнотой прав собственности. В ходе дальнейшей эволюции появились партикулярный «господин», конфессиональный «Господь» и политический «государь». А вместе с ним и «государство», современный смысл которого сильно изменился. Господин Великий Новгород — вполне содержательная для Средних веков формула: город, который сам себе хозяин. Магдебургское право. Но Государь Иоанн Васильевич звучало еще сильней.

Применительно к Средневековью еще можно сказать «господарь придорожного шинка» — да и то сразу станет ясно, что речь о Валахии либо Молдавии. Но молвить так про русский кабак и его «государя» язык не повернется. Одновременно с «государем» московские великие князья начинают примерять на себя и понятие «царь».

Один из лучших знатоков эпохи, чл.-корр. РАН Б.Н. Флоря поясняет: «Такое понимание термина «государь», новое для практики политической жизни Московской Руси, имеет аналогии в сфере частного права, в личности «государя» как хозяина, обладающего всей полнотой власти на свое имущество». И добавляет, что с появлением этого понятия — а оно пришло в Москву примерно во время Ивана III — знатные люди из окружения великого князя при обращении к нему начинают именоваться холопами. Ранее такого не наблюдалось.

Прекрасно понимал суть дела и сам Иван Грозный: одна из горчайших его претензий к членам Избранной рады в том, что они «сами государилися, как хотели, а с меня есте государство сняли: словом яз был государь, а делом ничего не владел». Сами, сволочи, хозяйничали, а его права собственности лишили: на словах хозяин, а на деле «ничего не владел»!

Оскорбленный попытками ограничить свои прирожденные права, Грозный сделал все, чтобы кроме него в тогдашней Московии других крупных собственников («государей») не осталось. Поскольку полтысячи лет с тех пор Россия жила главным образом под европейским влиянием, исконное понятие Государства со временем стало пониматься скорее как State (L’etat): страна, территория, народ, форма политического менеджмента и т.п. Но не как имущество.

Разделение понятий «государства-собственности» и «государства-институции» у нас тянулось дольше, чем на Западе. Через 100 лет после Ивана Грозного формула Людовика XIV «Государство — это я!» («L’etat, c’est moi» — сейчас считают, что это апокриф и он такого не говорил) для Франции звучала уже скандально. У России нечто похожее случилось в 1897 году, когда Николай II при заполнении переписного листа в графе «Род занятий» начертал: «Хозяин земли Русской». На самом деле он им давно не был: кроме немногочисленных царских имений (например, урочище Иолотань в Туркмении) в России были земли государственные (царю не принадлежащие), общинные (монастырские, городские, земские), частные — помещичьи, крестьянские, фабричные. Всем эти добром он ничуть не «государил» и права не имел. Но хотел казаться.

Большевики «государили» на порядок решительнее, предварительно уничтожив все ограничения буржуазного права. Понятия государственной собственности и государственной безопасности внезапно обогатились давно забытыми смыслами. В какой степени Министерство или Комитет государственной безопасности были частной собственностью Вождя?

Собственность

Механика политического сыска формировалась в стране не одно столетие

Фото: Fine Art Images / DIOMEDIA

В 1781 году, задолго до рождения Пушкина, первый русский юрист и экономист Семен Десницкий, вернувшись из Глазго, где слушал лекции некоего Адама Смита, сформулировал понятие собственности. Оно обеспечено тремя правами: правом владеть и распоряжаться, правом отчуждать (кому кто хочет — при жизни или по смерти) и правом требовать возврата от лиц, завладевших оною неправедно. То есть подразумевается закон и суд, которые это право гарантируют.

Советскому человеку о правах старались не напоминать, зато настойчиво рассказывали про общенародную собственность. Которая в понятиях Десницкого могла быть только абстрактной. Как советский народ мог владеть, распоряжаться и отчуждать якутские алмазы, ямальский газ или чиатурский марганец? Никак. Разве что по телевизору. Или через своих лучших представителей в лице партийной номенклатуры. Которая в действительности и стала классом — собственником всего этого добра, прихватив заодно и само народонаселение. От широкой души владела, распоряжалась, отчуждала и требовала возврата своей собственности, если кто вдруг отлынивал или скрывался за кордоном — как бывшие пленные или, допустим, казаки в австрийском Линце. Для общенародной пользы, конечно. Ведь и Ким Чен Ын для общей пользы! И Мадуро, и султан Брунея, и народный вождь Зимбабве. И Саддам Хусейн, у которого было 72 дворца, чтобы враги не могли проведать, где он ночует. Дворцы, понятно, принадлежали народу. Но распоряжался и пользовался ими Хусейн. Так исторически сложилось.

Когда тов. Сталин распорядился построить себе персональную ветку метро от офиса в Кремле до «Ближней дачи» в Кунцеве — это тоже было в интересах народа. Хотя султан Брунея или Государь-император Николай Александрович такого позволить себе не могли: они победнее были. Позже Хрущев с Маленковым велели вернуть линию в общее пользование — тоже как ничем не ограниченные хозяева.

Помещики

Иван Грозный, у которого Сталин внимательно и вдумчиво учился, в свою очередь, много заимствовал из практики государственного (тогда говорили «государского») менеджмента у крымского хана Сафа-Гирея, который был приглашен казанскими татарами для правления незадолго до падения города. Сафа-Гирей, как принято у кочевников, упразднил частную собственность на землю, лишил местных князьков наследственных прав, а вместо них посадил своих наместников — «даруг» (отсюда русское слово дорога) или, как говорили на Руси, баскаков. Разница в том, что даруга (по-монгольски сегодня это звучит как дар’га и значит «начальник») исполнял контрольные функции в собственно ордынских землях, а баскак считался контролером одной из чужих территорий, с которой обязан был собирать дань («ясак», от монгольского слова «яса», что значит «закон, норма или урок») и отправлять в административный центр Орды.

Ни даруга, ни баскак ни в коей мере не были частными собственниками. Их статус определялся только волей Хозяина-Государя: он за заслуги поставил, он же за грехи снял. Ивану Грозному это очень нравилось, потому что укрепляло его государский статус, лишало опасных владимирских, тверских, ярославских князей независимого источника материальных ресурсов и возможности содержать собственную армию. А значит, претендовать на власть в Москве.

По сути, именно Иван Грозный уничтожил на Руси феодализм европейского образца с вотчинными (унаследованными от отца) правами на землю, феодальными замками и городами. После его похода на Новгород тот перестал быть Господином и от равного ганзейского статуса с Ригой или Стокгольмом навеки откатился к уровню посредственного областного центра. Зато Государство на базе ордынских политтехнологий окрепло и расширилось.

Укрепляя властную вертикаль, Иван Грозный по образцу Сафа-Гирея уничтожал «прирожденные» права оседлой аристократии и заменял их наместническим статусом своих нукеров. Процесс назывался «испомещением на землю». Реальным вотчинным («прирожденным») хозяином земель оставался только Государь Иоанн IV, который и размещал своих доверенных лиц по территориям для осуществления руководства. Помещик в первоначальном смысле — временный назначенец, не обладающий никакими частными правами в смысле Десницкого. Зато по умолчанию за ним подразумевалось право кормиться, покуда не утратил доверия. Что широко открывало ворота для злоупотреблений и означало готовность царя опереть свою вертикаль на коррупционную скупку лояльности.

Дореволюционные исследователи прекрасно видели эти особенности земельной политики царя Ивана. А после революции почему-то перестали видеть. Как и эволюцию понятий собственности и государства. Н.А. Рожков в 1899 году (работа «Сельское хозяйство Московской Руси в XVI в.») отмечает две важнейшие черты тогдашнего Государства:

1. Распространение условной системы помещичьего землепользования за счет былого вотчинного и «черного» (то есть крестьянского или посадского) землевладения.

2. Менее эффективное хозяйствование на помещичьих землях в связи с высоким риском отъема собственности.

Г.Ф. Блюменфельд («К вопросу о землевладении в Древней Руси», 1884 год) формулирует еще прямей: «Поместье — моложе других форм поземельного владения и возникает после татарского погрома… С падением монгольского ига атрибуты ханской власти были перенесены на князя, который стал таким образом верховным вотчинником всей русской земли». О чем-то похожем писал и Маркс, который выделил особый «азиатский способ производства», где частная собственность вообще отсутствует и все принадлежит государству. Поскольку модель томительно напоминала родную советскую власть, данная тема в трудах основоположника была сочтена последователями тупиковой и вежливо зажевана.

Практическим следствием разрушения институтов частной собственности стало небывалое укрепление властных позиций Ивана Грозного, с одной стороны, и глубокий развал системы землепользования — с другой. Помещики (опричные даруги и баскаки) были озабочены сбором дани с покоренного земства, но ничуть не его развитием. Отложенным во времени результатом стала экономическая и политическая катастрофа Смутного времени. Не менее важно отставание средневековых русских городов.

Потребовались столетия, чтобы дворянские потомки опричных «государевых людей» добились от вертикали права опять осесть на землю и вернуться к институтам частного права. В итоге слово «помещик» стало восприниматься прямо противоположным образом — как наследственный барин, обладающий всеми правами частной собственности и озабоченный ее развитием, инвестициями, модернизацией, интенсификацией и прочими чуждыми широким народным массам странностями.

Когда Ленин называет царя «первым», или «главным», помещиком в России — это свидетельство его искреннего невежества в истории Отечества, с одной стороны, и отсутствия языкового слуха — с другой. Помещик — это тот, кого Государь испомещает, разве не слышно? Ни Царь, ни Великий хан по определению не могут быть помещиками! Они, напротив, стопроцентные «вотчиннники», получившие территории, власть и Государство навечно по прирожденному праву от предков. Либо, что еще круче, завоевавшие это право в бою, то есть по прямому благословению Господа Бога, Высокого Синего Неба или — если ближе к современности — Диамата и Исторической Необходимости.

Если бы Ильич в XVI веке назвал Государя Ивана Васильевича «главным помещиком», тот бы страшно обиделся и велел его колесовать. Вместо этого Ленин сам стал монопольным Государем, по славным монгольским традициям опять уничтожил частных собственников вместе с их правами, обрушил Россию в небывалый голод и широко открыл ворота для построения Светлого Будущего с опорой на азиатскую деспотию.

Сталин это отлично понимал. Грозного он считал исторически прогрессивным и охотно пользовался его политическими технологиями. Которые тот, в свою очередь, заимствовал из Орды. Поэтому формула Венички Ерофеева: «Стороны той Государь, Генеральный секретарь» радует не только изяществом стиля, но, как и положено хорошей русской литературе, точным попаданием в суть. Центральный персонаж как был, так и остался ничем не ограниченным собственником этой загадочной и великой «стороны». Походя ради этого опять уничтожив завоевания 300 лет оседлого развития, включая права собственности, суд, конвертируемую валюту, свободную прессу и прочие буржуазные (в смысле городские) выдумки. Зато многократно укрепив силовые структуры, пребывающие вне и над (то есть «опричь») законом, исключительно под его личным государевым контролем.

А в перспективе тем временем уже маячила расплата в виде новой Смуты, которая на этот раз получила оптимистичное название Перестройки…

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д.

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. — производительные силы. В процессе производства люди вступают в разнообразные отношения друг с другом — производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

  • производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

  • производственные отношения — производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Cовременный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

  • политические нормы — политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

  • политические коммуникации — отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

  • политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

  • религия— форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

  • мораль— система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

  • искусство— художественное освоение мира;

  • наука— система знаний о закономерностях существования и развития мира;

  • право— совокупность норм, поддерживаемых государством;

  • образование— целенаправленный процесс воспитания и обучения.

6.Диалектика общества и природы. Глобальные проблемы.

Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся , объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.

Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии.

Основные глобальные проблемы современности: экологическая,демографическая, проблема войны и мира.

2. Основные сферы жизни общества

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.
Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Общество в узком смысле слова – это:
– круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
– отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
– исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);
– человечество в целом.
Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.
Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:
– производство материальных благ и услуг;
– распределение продуктов труда (деятельности);
– регламентация и управление деятельностью и поведением;
– воспроизводство и социализация человека;
– духовное производство и регулирование активности людей.
Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.


Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Основные принципы системы: целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.
Соответственно, общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни основные сферы общественной жизни.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:
1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.
2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.
3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.
4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем, в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

Основные сферы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *