Основные социальные элементы общества

Определение 1

Социальная система – сложная структура, состоящая из взаимосвязанных и обособленных частей. Социальная структура — это совокупность всех элементов, входящих в социальную систему, а также связей и отношений между ними

Основные элементы социальной структуры

Замечание 1

Социальной структурой общества называют совокупность различных общностей и групп, а также социальных институтов, носителей социальных статусов и ролей, а также их взаимоотношения.

К основным элементам структуры относятся следующие:

  • Общественные группы, лежащие в основе социальной структуры;
  • Различные организации и социальные институты;
  • Общественные нормы и ценности;
  • Социальная деятельность, формирующая общественные отношения;
  • Социальные статусы и роли.

Структура социума строится из различных групповых общностей людей. К ним относятся социальные классы и слои – это рабочие, крестьяне, бизнесмены, ученые, военные и другие группы людей с внушительной численностью. К ним также относятся этнические общности – различные этносы, малые народы, многонациональные сообщества. Территориальные образования в лице жителей городов и деревень, областей или района, субъекта федерации, также относятся к групповым общностям. Сюда же можно отнести профессиональные группы, такие, как врачи, учителя, юристы, сварщики, и другие. К социально-демографическим группам можно отнести такие категории, как молодежь, мужчины, студенты пенсионеры. Не менее важны социокультурные группы. Среди них: киноманы, рокеры, коллекционеры. Нужно также отметить семейно-бытовые общности и религиозные группы. Все эти группы выше не могут вобрать в себя все многообразие существующих групповых общностей. Однако именно они чаще попадают в поле зрения социологических исследований.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Элементы социальной структуры общества 490 руб.
  • Реферат Элементы социальной структуры общества 220 руб.
  • Контрольная работа Элементы социальной структуры общества 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Институты социальной структуры

Институциональную систему общества можно изобразить в виде матрицы, ячейки которой являются определенными людьми или организациями из данных общественных групп. Люди в этой матрице могут занимать и освобождать свои ячейки, а сама матрица при этом будет обладать относительной стабильностью. Родители стареют и умирают, и их статусы занимают новые поколения. Генерального директора благотворительной сменит другой, а сама организация при этом будет вести свою деятельность дальше. Можно перечислить все признаки социального института:

  • специально созданная организация, которая развивает деятельность общественных институтов;
  • материальные ресурсы, с помощью которых обеспечивается деятельность данной организации;
  • набор социальных норм, правил, предписаний, с помощью которых контролируется соответствие поведения граждан интересам общества;
  • существование системы ценностей, принятых для идеологического обоснования желаемого поведения граждан;
  • использование санкций и стимулов для регулирования отношений в рамках социального института

Однако социальный институт является многофункциональной системой. По этой причине один институт может принимать участие в выполнении одновременно нескольких функций в разнообразных общественной деятельности, и наоборот, несколько институтов могут вести свою деятельность в выполнении одной какой-либо функции. Институт брака регламентирует брачные отношения, участвует также в регулировании семейных отношений и наряду с этим способствует регулированию отношений собственности, наследования и других вопросах.

Обществознание, 10 класс

Урок 16. Социальная структура общества. Молодёжь как элемент социальной группы социальной структуры общества.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Понятие социальной группы. Классификация социальных групп.
  2. Критерии социальной стратификации.
  3. Социальное равенство как равенство перед законом.
  4. Молодёжь как социально – демографическая группа.
  5. Неформальные молодёжные группы.

Тезаурус:

Социальная структура — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.

Социальная стратификация – это существование в обществе структурированного неравенства между различными группами людей.

Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Социальная группа – совокупность людей, имеющих общий социально значимый признак, общие интересы, ценности и нормы поведения, сложившиеся в рамках исторически определённого общества.

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств людей.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В своей жизнедеятельности люди объединяются в различные сообщества. Всё общество – это множество различных социальных групп.

Виды социальных групп: большие и малые (по численности); первичная и вторичная (по характеру взаимодействия); номинальная и реальная (по факту существования); формальная и неформальная (по способу организации).

Это может быть народность, нация, социальный класс, семья. Помимо социальных групп в науке говорят о группах людей, объединённых природными признаками: расовой принадлежностью, полом, возрастом. Их называют иногда биосоциальными группами.

Современный человек принадлежит к нескольким социальным группам. Однако, есть категория людей, выпадающих из социальной структуры. Это индивиды, у которых отсутствует определённое место жительства. Они живут асоциальной жизнью (бомжи). В науке выделяют и так называемые маргинальные группы (от лат. marginalis — находящийся на краю), занимающие переходное, крайнее положение в сложившейся социальной структуре.

В обществе все социальные группы связаны друг с другом. Они составляют социальную структуру общества. Во многих теориях о социальной структуре ключевым выделяется понятие «класс». Теория Маркса использует деление общества на классы для обозначения больших групп людей, отличающихся своим отношением к собственности. Современные учёные соединяют с понятием «класс» обозначение различий в доходах. Классовое деление общества (классификация) может и должно быть дополнено делением общества на страты (стратификация). Слово «страта» латинского происхождения и означает слой, пласт. Использование стратификационной системы даёт возможность определять социальную структуру общества более подробно. Посредством социальной стратификации можно проследить слои внутри одного и того же класса. Например, к «высшему среднему классу» относятся люди, чей доход, объём власти, престиж профессии и уровень образования выше, чем у тех, кто попадает в «средний класс» и тем более в «низший средний класс».

Также стратификация позволяет увидеть деление общества на социальные слои по одному или нескольким произвольно выбранным признакам. Это этнические, демографические, профессиональные, территориальные, возрастные характеристики, отношение к власти, размер дохода, уровень образования, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни, стандарты поведения, любительские интересы и пр. Различные социальные группы занимают разное положение в обществе. Учёные считают, что это положение обусловлено неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.

Иначе можно сказать, что существует неравенство. Здесь проявляется неравноправный доступ представителей различных социальных групп к собственности, деньгам, власти. Марксисты говорят о неравенстве, связывая его с отношениями собственности и угнетением одних людей другими. Они говорят о том, что достигнуть социальное равенство возможно через ликвидацию частной собственности. Сегодня социальное равенство обществом понимается, как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Обрести такое равенство можно, соблюдая права и уважая человеческое достоинство представителей всех социальных групп. В том обществе, где ведущим лозунгом является социальное равенство, обеспечиваются равные возможности всем людям независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения. Всемирная организация ООН определяет задачи обеспечения равных возможностей для благосостояния общества нынешних и будущих поколений.

Молодое поколение — это социально-демографическая группа. Её характерные признаки: возраст (от 16 до 25 лет), особенности социального положения и определённые социально-психологические качества. В науке рассматривают отличительные особенности социального положения молодёжи. Они проявляются в переходности положения, приобретении новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса, высоком уровне мобильности, энергичном поиске своего места в жизни, стремлении к идеалу, высокой степени адаптации к изменяющимся условиям, определённом критическом отношении к старшему поколению. Молодое поколение – наиболее активная, мобильная и динамическая часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая определёнными социально-психологическими качествами. Молодёжь объединяется в неформальные группы. И у них проявляются специфические признаки. Есть определённая классификация молодёжных групп и движений. Вот некоторые из них. Эпатажная самодеятельность зиждется на вызове нормам, канонам, как в обыденных формах жизни – одежде, причёске, так и в духовных – искусстве, науке. Происходит своего рода «вызов» агрессии на себя со стороны других, чтобы тебя «заметили». Альтернативная самодеятельность опирается на создании вариативных системно противостоящих существующим правилам (образцам) поведения, которые становятся самоцелью. Социальная самодеятельность связана с решением конкретных социальных проблем. С быстрым развитием общества большое значение приобретает молодёжь в современном мире. Так или иначе, взаимодействуя с другими людьми, молодое поколение видоизменяет и самосовершенствуется.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе

Варианты ответов:

1) Для молодёжи характерна собственная субкультура.

2) Молодёжь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.

3) Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.

4) В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.

5) Молодёжи свойственно стремление к социальному самоопределению.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1) Для молодёжи характерна собственная субкультура.

2) Молодёжь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.

5) Молодёжи свойственно стремление к социальному самоопределению.

  1. Подстановка элементов в пропуски в тексте:

Варианты ответа: структуру, общность, пирамиду; слой, страта, класс

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): структуру; класс.

§ 14*. Право и другие сферы общества

Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной жизни: моралью, религией, экономикой, духовной жизнью, не говоря уже о политике.

Право и мораль. Прежде всего следует отметить близость этих родственных, в сущности, понятий. Право нередко называют нравственным минимумом. Едва ли не все нормы права имеют моральную основу. Право способствует повышению авторитета моральных предписаний, а мораль служит дополнительным доводом необходимости строгого выполнения юридических норм.

Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Цицерон, древнеримский философ, оратор, писатель

Стыд порою запрещает то, что не запрещают законы.

Сенека, древнеримский философ

Совесть есть закон законов.

А. Ламартин, французский поэт

Высший суд – суд совести.

В. Гюго, французский писатель

Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников.

Вольтер, французский философ

Кроме отношений, регулируемых нормами и морали и права, есть те, что регулируются только нормами права (таких отношений сравнительно немного) или только нормами морали.

Например, непреднамеренное неправильное оформление завещания, являющееся нарушением правовой нормы, не может получить отрицательную нравственную оценку. Ложь, жадность, недоброе отношение к людям, зависть и другие аморальные проявления, если они не выражаются в деяниях, осуждаемых законом, не являются объектом действия правовых норм. Закон обязывает защищать Родину в случае агрессии, но он не может потребовать от граждан героических поступков. Это уже требование морального долга. Моральными соображениями, бесспорно, объясняется норма права, освобождающая граждан от необходимости давать показания против близких родственников.

Рис. 4 Мораль и право

Имея немало общего, мораль и право вместе с тем существенно отличаются друг от друга (рис. 4). По сферам регулирования: мораль регулирует большинство общественных и личных отношений, а право – лишь наиболее важные, затрагивающие коренные интересы людей и общества. По форме: нормы морали существуют в общественном и индивидуальном сознании, а правовые нормы четко закреплены в писаных законах. По санкциям: нарушение моральных норм наказывается нравственным осуждением со стороны общества, коллектива, отдельных людей; нарушение правовых норм преследуется по закону и предполагает применение государственного принуждения.

Право и религия. Отношения права и религии похожи на отношения права и морали. Отличие заключается в том, что религия более активно влияет на право, особенно если то или иное религиозное течение претендует на главенствующую роль в обществе. В этом случае говорят о проявлениях религиозного фундаментализма. Порою догмы религии и нормы права образуют единую систему права, как, например, в ряде мусульманских государств.

Право и политика. Связи права и политики естественны и крепки, поскольку государство является основным институтом политической системы, а право, в свою очередь, производно от государства, так как формулируется и осуществляется государством.

Связь и соотношение политики и права яснее всего можно увидеть, анализируя понятие «власть». Власть является основой политики, ее главным инструментом. Государство, по справедливому определению Б. П. Вышеславцева, есть сочетание права и власти. Оно порождает право и воспроизводит своими действиями политику. Таким образом, политика, являясь делом государственного управления, неизбежно оказывается соединенной с правом в том случае, если деятельность государства отвечает хотя бы элементарным требованиям цивилизованности. Политика, как важнейшая сфера общества, неотрывна от права, от правового регулирования. В противном случае следует говорить не о политике, а о произволе. Отрыв политики от права, обеспечивающего основные права и свободы человека, наблюдался и наблюдается в тоталитарных обществах. Возможность граждан влиять на ход политических событий сводится в них к минимуму, а курс политического корабля определяют или диктатор, или правящая камарилья, узкая группа политических сообщников, использующих преступные средства и методы политической деятельности.

Право тесно, но неоднозначно связано с политикой. Порой оно вступает в конфликт с политическими действиями, например с антиконституционными актами органов законодательной или исполнительной власти. Еще раз подчеркнем: честной, по-настоящему демократической является лишь та политика, которая опирается на право, законы, следует им, не противоречит их велениям.

Право и экономика. Право оказывает значительное влияние на экономику. Во-первых, нормы права закрепляют сложившиеся экономические отношения и таким образом стабилизируют экономическое развитие. Во-вторых, право способствует появлению новых экономических отношений. Новые законы о предпринимательстве, о собственности, принятые в России, содействовали развитию рыночных отношений в сфере экономики. В-третьих, право поддерживает новые экономические отношения, не укоренившиеся пока в действительности (например, фермерские хозяйства на селе и т. д.).

Право и культура. Связи права и культуры не так очевидны, как связи права с политикой и моралью. Право является существенной частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление культуры, общества, его членов.

Ученые изучают такое важное явление, как правовая культура, без которой государство правовым не может быть по определению.

Вопросы для самоконтроля

1. Как связаны право и мораль? В чем их сходство и различия?

2. Как соотносятся право и религия?

3. Каково соотношение права и политики?

4. Как право влияет на экономику?

5. Какова связь права и культуры?

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Существует настороженное, а то и отчужденное отношение к лицам, пользующимся своими правами в полной мере. К тем, например, кто требует книгу жалоб и предложений при нарушении правил обслуживания в кафе, или затевает судебное дело по поводу испорченного в мастерской заказа, или настаивает на возвращении в срок одолженных денег. Подобное отношение к тем, кого, скажем прямо, с ноткой презрения именуют «сутягами», как раз на руку людям, которым уютнее жить в атмосфере неуважительного отношения к закону, людям, хотевшим бы выполнение своих прямых обязанностей превратить в «любезность» и «одолжение». Конечно, вовсе не трудно при желании найти аргументы для безапелляционного утверждения того, что требовать книгу жалоб, обращаться в суд и т. д., то есть пользоваться вполне законным правом, дескать, «безнравственно и беспринципно» (С. Алексеев).

Исследуем документы и материалы

В обширную регулирующую систему общества входят такие нормативные регуляторы, как право, мораль, обычаи, нормы общественных организаций. Рассматривая их соотношение, необходимо прежде всего обратить внимание вот на какой момент.

Всякое общество требует строго определенного уровня нормативного регулирования («не меньше» и «не больше»), иначе могут возникнуть отрицательные последствия – неорганизованность либо, напротив, ненужная «заорганизованность» общественной жизни. Но и в пределах нормальной системы в каждом классовом обществе есть какой-то «минимум» и «максимум» в уровне, в частности, права.

Причем, как и в любой системе, «недостаток», «нехватка» права может в определенной степени компенсироваться более интенсивным развитием других компонентов регулирования, в частности нравственного.

Но все же «нехватка» права таким путем полностью не устраняется; и тогда возможно однобокое развитие всей системы нормативного регулирования. В последующем такая однобокая система внутренне сопротивляется введению в нее правовых форм. Пример тому– развитие права в Китае. В силу особых исторических условий китайская цивилизация, ее политическая структура сформировались так, что неограниченная диктатура императоров поддерживалась в основном не силой закона, а силой конкретизированных религиозно-этических нормативов, обеспечивающих беспощадную расправу с угнетенными. Попытки внедрения юридических норм в систему регулирования проходили болезненно, наталкивались на сопротивление. В результате юридическое регулирование так и не смогло утвердиться в качестве доминирующего компонента системы социального регулирования. К тому же и сами юридические институты, втянутые в общую систему китайской цивилизации, приобрели откровенно кроваво-жестокий характер. Очевидец китайской жизни П. Владимиров в книге «Особый район Китая» пишет, например: «…я вынес впечатление о примитивности китайского судопроизводства и широком распространении пыток, которым свойственно изуверство и изощренность» (С. Алексеев).

Темы для проектов и рефератов

1. Судебное оправдание и «суд совести»: всегда ли они совпадают?

2. Как связаны право и религия? Влияние религии на право. Примеры из истории.

Обсуждаем, спорим

1. Должно ли право обслуживать интересы экономической элиты?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

В социальной философии, социологии, других социальных науках широко используется понятие «социальной сферы общества». В оценках сути социальной сферы общества и в её понимании обычно присутствуют два ракурса — научный и административно-бытовой. В науке, прежде всего, в социальной философии и социологии социальная сфера общества представлена сферой социума, в котором наличествует вся палитра предметно социальных связей и отношений. В административно-бытовом плане в социальную сферу включают различные виды деятельности и отношения непроизводственного, общественного характера, применительно к человеку. В силу этого стоит предметно разобраться, что собою действительно представляет социальная сфера жизни общества.

Мы отмечали, что социум имеет многовековой уклад и представляет собой социальное пространство общества, изменяющееся исторически по мере изменения общественных условий бытия: естественных, технических, социальных, экологических и иных. Здесь можно привести две классические точки зрения: марксистскую и цивилизационную. В концепции общественно-экономической формации (марксистский подход) отмеченные условия учитывались специфически: детерминация была одна — партийно-идеологическая. В соответствии с цивилизационным подходом к развитию общества — западная научная парадигма А. Тойнби, О. Шпенглера и других мыслителей, становление и функционирование социума имело иные факторы детерминации, основу которых составляли особенности бытия той или иной цивилизации.

Исходя из двух концепций, можно отметить, что каждому крупному этапу в истории общества — формации либо цивилизации, должен соответствовать свой социум, свой социальный тип, своя социальная система, то есть наличие определённого структурированного состава: социальных институтов и общностей, социальных групп и страт, а самое главное — связей и отношений между ними и внутри них.

Когда заходит речь об общественно-экономической формации либо о цивилизации, то представляется исторически сложившийся тип общества, определённый уровень его развития и, соответственно, специфический тип его социума. Смена одной общественно-экономической формации другой, динамика цивилизаций приводят к сущностным изменениям в социальной сфере, то есть изменениям содержания и форм социальных отношений и институтов. Этот процесс закономерен и вызывает повышенный научный интерес, потому что социальная сфера общества не пассивна по отношению к объективно изменяющимся цивилизационным или общественно-экономическим условиям бытия. Её собственная динамика обусловлена целым рядом внутренних и внешних факторов, обладающих определённой устойчивостью и достаточной самостоятельностью, в связи с сохранением социальных отношений предыдущей социальной системы (например, в феодальном обществе — социальные группы рабов и отношения, детерминированные их деятельностью; в постиндустриальном обществе — социальные группы наёмных рабочих с функциональными особенностями их бытия). Однако более совершенный способ производства при формационном построении общества (в совокупности с рядом других факторов — политических, территориальных, этнических, глобализационных и т.п.) и культурный фактор при цивилизационном подходе, постепенно вытесняют устаревшие (архаичные) социальные образования и присущие им отношения. Процесс этот непростой, но закономерный для социальной сферы, то есть для социума.

Важное значение для понимания сути социальной сферы жизни общества и процесса её формирования имеют такие известные категории, как «социальное пространство», «социальная среда», «социум», «общество»; кроме этого, необходимо знание структуры общественной жизни, которая посферно (структурно-функционально) детерминирует всю систему общественных отношений: экономических и экологических, управленческих и педагогических, научных и художественных, медицинских и физкультурных, оборонных и общественной безопасности. Здесь важно осознание того, что возникновение каждого системообразующего института жизни общества, то есть её сферы, было детерминировано базовой формой общественной деятельности, которая порождала эти отношения. Экономика формировалась как сфера жизни общества, самостоятельный системообразующий институт общественной жизни через систему отношений производства, потребления, распределения и обмена товаров и услуг посредством необходимой всему обществу деятельности. Экология — через систему отношений, обеспечивающих сохранение окружающей среды, её восстановление и селекционное совершенствование, а также защиту человека от пагубного воздействия природных факторов. Управление — через систему отношений при разработке, принятии, реализации и корреляции стратегических, тактических и оперативных решений, необходимости несения ответственности за их результаты. Педагогика — через отношения, возникающие в процессе деятельности при получении знаний, умений и установок, то есть в процессе образования, обучения и воспитания. Наука — через систему отношений, отражающих деятельность по получению новых знаний, созданию новаций. Искусство — через специфику отношений художественного и художественно-прикладного спектров деятельности и взаимной связи их творца и потребителя. Медицина — через отношения в профессиональных областях деятельности по диагностике, профилактике, лечению и реабилитации людей. Физическая культура — через отношения гармоничного физического развития человека с использованием современной физкультурной базы и новейших методик тренировок. Оборона — через систему отношений, обеспечивающих применение Вооружённых сил для защиты общества и его институтов от возможной внешней вооружённой агрессии и оснащение их современными видами вооружения и военной техники. Общественная безопасность — через систему отношений, складывающихся в специфике её многогранной профессиональной деятельности: милицейской, судебно-правовой, охранной, разведывательной, дипломатической, таможенной, специальной и т.п., гарантирующей всестороннюю защиту общественных институтов и прав людей в стране и за её пределами. Всё означенное отражает функциональный характер общественных отношений, на основе которых выстраивается сферная система жизни общества, ключевую роль в которой играет человек, индивид, социум. Сфера социума представляет собой социальное пространство общества с присущими ему социальными отношениями, которые «вплетены» во всё многообразие общественных отношений. Но социальная сфера общества не являет собой системообразующего института общественной жизни, так как не строится по принципу базовой формы общественной деятельности, с исторически присущими ей традициями, принципами, нормами, культурой. Она целостно отражает социальное пространство общества с его социальной структурой: индивидами, социальными группами, социальными общностями, социальными институтами и, присущими им, отношениями. «Социальная сфера», в этом значении, не встроена в типологический ряд «сфер общественной жизни», характер отношений которых обусловлен институциональной деятельностью и представлен выше.

Социальная сфера — это исторически сформировавшееся социальное пространство жизни людей, в котором наличествуют устойчивые связи и отношения между различными социальными элементами общества: индивидами, группами, общностями, институтами. Социальная сфера — это сфера социума, предметно человеческое образование, в котором структурируются социальные отношения людей. Социальная сфера — исторически сложившееся социальное пространство общества. Не надо путать её с обыденным и административным пониманием «социальной сферы», сводимом к учреждениям непроизводственного характера, функционально предназначенным удовлетворять людские потребности в различных областях жизни: в области здравоохранения, в области образования, в области трудоустройства, в области пенсионного обеспечения, в области защиты прав детей и материнства и т.п. Они представляют элементы общественного, гражданского, административно-правового, а не «чисто» социального характера. Конкретно социальное в них — люди, со своими чувствами, переживаниями, потребностями, отношениями, деятельностью. Поэтому научное — философское, социологическое, педагогическое, историческое понятие «социальной сферы» не аналогично административному и бытовому использованию термина «социальной сферы» как некой «социалки». В первом случае, «социальная сфера» — это сфера социума, охватывающая исторически сложившееся социальное пространство общества с присущими ему социальными отношениями и институтами, порождёнными деятельностью человека; во втором случае, под «социальной сферой» понимается функционирование федеральных, региональных и местных административных структур, по своему предназначению обязанных предметно заниматься жизненными проблемами населения, то есть выполнять служебные обязанности.

В связи с этим целесообразно определиться с той средой, в которой проявляются социальные отношения, а для этого необходимо понимание различий между социальной сферой жизни общества и общественным бытием. Эти различия принципиальны и являют сущностной характер, хотя имеются отдельные теоретические построения, не проводящие грани между ними. Социальная сфера жизни общества — это сфера его социальных отношений, возникающих в процессе деятельности и носящих человеческий, то есть социальный характер. Эти отношения возникают непосредственно внутри и между социальными общностями и индивидам — людьми, личностями, персонами, социальными структурами: родовые, этнические, демографические, стратификационные, поселенческие, национальные, семейные. Общественное бытие — это всё пространство человеческой жизни с включением в него полного спектра экономических, экологических, управленческих, педагогических, научных, художественных, медицинских, физкультурных, оборонных и, осуществляющих безопасность общества, базовых форм общественной деятельности, а также, наполняющих их, предметных видов профессиональной деятельности с присущими им отношениями (например, в сфере экономики — финансовыми и промышленными; в сфере управления — руководством и исполнением и т.п.).

Общественное всегда более ёмкое понятие, чем социальное, хотя последнее встроено во все типы общественных отношений, характеризуя их с человеческой, личностной, персональной стороны в экономической и научной, управленческой и педагогической, оборонной и медицинской и других сферах, то есть, системообразующих институтах жизни общества.

Здесь уместно вспомнить точку зрения К. Маркса и Ф. Энгельса на объяснение понятий «общественное» и «социальное», означенную ими в ряде своих работ при анализе общества, процессов, происходящих в нём, и складывающихся при этом отношений. Они употребляли понятие «geBellschaftlich» — «общественный», для обозначения «общественных отношений», «общественных потребностей», «общественной связи» и т.п. в том случае, когда возникала необходимость вести речь об обществе в целом, во взаимодействии всех его сфер жизни. Понятие же «sozial» — «социальный», употреблялось ими при исследовании природы отношений людей друг к другу, то есть «чисто» человеческих отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей, индивидов и социальных групп.

В связи с этим, при характеристике социального в общественном целесообразно применять понятие социума, являющегося человеческой (социальной) основой общества и одной из трёх его подсистем. Наряду с социумом в систему общества входят индустриально-техническая подсистема (созданная человеком искусственная среда) и экологическая подсистема (изменённая человеком естественная среда). Социум — это люди, включённые в процесс социальных отношений посредством собственной деятельности, со своими специфическими социальными образованиями (семья, коллектив, группа), а также потребностями и способностями. Компоненты социума — потребности, способности, деятельность, отношения, институты образуют его структуру. Структура социума отражает содержание и форму социального пространства, где формируются, функционируют и развиваются разнообразные социальные отношения людей: индивидов, личностей, персон, социальных групп. Социум — это социальное пространство общества, в котором интегрированы все его социальные отношения.

Основой социальных отношений выступают потребности, детерминированные индивидуальными или групповыми материальными и духовными факторами. Поэтому регуляция социальных отношений объективирована, в большей части, традиционными (нравственными) правилами и нормами жизни людей, которые реализуются на основе принципов формального равенства, свободы и справедливости. Основой общественных отношений выступают институциональные потребности общества, регулируемые в основном юридическими нормами — законами, указами, постановлениями. Поэтому социальные отношения — персонифицированы, а общественные отношения — институционализированы.

В социальную сферу (социальное пространство) включаются все элементы социальной структуры общества — индивиды, социальные общности и группы, социальные институты и страты, а главное — существующие между ними и внутри них отношения. В силу этого представляется целесообразным более подробно остановиться на социальной структуре общества.

Социальная структура общества есть целостность всех функционирующих в нём социальных образований, взятых в совокупности связей и отношений. Социальная структура также представляет исторический тип отношений общества. Применительно к марксизму — первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, индустриальный. Иной подход — региональный тип отношений общества, отражающий национальную специфику, социально-экономические и политические особенности: латиноамериканский, европейский, азиатский, африканский. Социальная структура общества предполагает единство территории, общность языка, единство экономической жизни, единство социальных норм, стереотипов и ценностей, позволяющих группам людей устойчиво взаимодействовать. Немаловажен фактор менталитета нации. Поэтому социальная структура представляет качественную определённость общества, сочетающую в себе социальные институты и образования, отношения, присущие им, а также общезначимые нормы и ценности.

Центральным звеном социальной структуры общества является человек, индивид, личность, как субъект социальных отношений, как персона. Он конкретный представитель каждого элемента социальной структуры. Он включён в систему и исполнение самых разнообразных статусов и социальных ролей, одновременно осуществляя свою деятельность и как член семьи, и как профессионал, и как горожанин или селянин, и как этнический, конфессиональный или партийный представитель общества.

Современная социальная структура общества достаточно разнообразна. Её можно представить следующим образом:

  • — этнический компонент (этническая структура);
  • — демографический компонент (демографическая структура);
  • — поселенческий компонент (поселенческая структура);
  • — стратификационный компонент (стратификационная структура).

Компоненты социальной структуры неоднородны, зависимы от уровня развития общества. Например, в первобытнообщинном обществе отсутствовал не только стратификационный, но и поселенческий компонент, ибо появление последнего связано с выделением города как центрального места для ремёсел и торговли, его отделение от деревни. Не было в этом архаичном общественном строе и ранжированность по экономическим, профессиональным и иным признакам.

Историчен и процесс совершенствования компонентов социальной структуры общества и их корреляция. В частности, стратификационный компонент, если подходить к нему с точки зрения П.А. Сорокина, включает три слоя: экономический, политический и профессиональный, которые вертикально ранжированы. Он представляется весьма динамичным. Например, ранжированность по образованию: если в начале XX в. насчитывалось несколько сотен специальностей, по которым велось обучение в высшей школе, то на начало XXI столетия востребуемых обществом специальностей уже несколько тысяч, соответственно и стратификационная структура требует корреляции.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968 гг.), крупнейший социолог планеты, мыслитель. Родился в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии, ныне Жешарт, Республика Коми. Учился в церковно-учительской семинарии, за социал-революционные взгляды (в партии эсеров с 1904 г.) в 1906 г. из семинарии исключён. Мать умерла, когда он был уже юношей, отец начал сильно выпивать и Питирим вместе с братом подались в разнорабочие. Увлёкся чтением самой разнообразной литературы, которую можно было достать. В 1907 г. стал слушателем курсов в Петербурге, по окончании которых сдал экзамены экстерном за 8 лет гимназии. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт, в котором была кафедра социологии, возглавляемая поочерёдно П.И. Ковалевским и Де-Роберти, а в 1910 г. перевёлся на юридический факультет Петербургского университета, который закончил в 1914 г. Работал личным секретарём Ковалевского, взгляды которого во многом определили его научную деятельность как социолога. В 1917 г. был редактором правоэсеровской газеты «Воля народа», личным секретарём председателя Временного правительства России А.Ф. Керенского. Активно участвовал в созыве Учредительного собрания России (конец 1917 — начало 1918 г.), был избран его членом от партии эсеров. Один из инициаторов «Союза возрождения России», идея которого была практически нивелирована большевиками. Несколько раз арестовывался ВЧК, был приговорён к расстрелу, но по счастливой случайности (или закономерности) этого не произошло. При выходе П.А. Сорокина из заключения A.B. Луначарский — нарком просвещения, предложил ему работать в аппарате наркомата, но Сорокин отказался, заявив, что будет заниматься наукой. На это заявление, доложенное Ленину, последовала его немедленная реакция, написавшего статью «Ценные признания Питирима Сорокина», в которой Ленин, со свойственной большевикам однозначностью, критиковал позицию Сорокина. С 1918 г. Сорокин преподавал в Петроградском университете, научным итогом его работы стал труд — «Система социологии», который он защитил как докторскую диссертацию. Параллельно трудился над «Историей социологии России XIX века до наших дней». Был основателем и руководителем первого в России отделения социологии в этом университете, профессор социологии. Сотрудник журналов «Экономическое возрождение», «Артельное дело». В 1922 г. в соответствии с постановлением СНК РСФСР был выслан из страны с большой группой выдающихся мыслителей России — крупных учёных, педагогов, литераторов, деятелей искусства, которые не признавали Октябрьского переворота 1917 г. Около года совместно с женой провёл в Берлине и в Праге, читал лекции о современном положении в России и работал над «Социологией революции». Осенью 1923 г. по приглашению американских социологов Э. Хайса и Э. Росса переехал в США. В 1924-1929 гг. — профессор социологии в университете Миннесоты, где написал классический труд «Социальная динамика». В 1929 г. был приглашён в Гарвардский университет и основал там в 1931 г. факультет социологии, который возглавлял 11 лет и проработал на нём до выхода на пенсию в 1959 г. За это время у П. Сорокина на факультете обучались сыновья 32-го президента США Ф. Рузвельта, будущий 35-й президент Америки Дж. Кеннеди. В I960 г. Сорокина избирают президентом Американской социологической ассоциации, что совершенно закономерно. Он — крупный учёный, социолог с мировым именем, автор многих работ и теоретических разработок, в том числе концепций социальной стратификации и социальной мобильности. Книга «5ocia1 and cultural mobility» (1927 г., 1959 г.) и сейчас остаётся классическим трудом, в котором проведено научное исследование социальных отношений в различных сферах общества и раскрываются причины их изменений. Есть теоретические работы, посвященные анализу российских проблем: «Россия и США» (1944 г.), «Основные черты русской нации в 20 столетии» (1967 г.). Однажды Питирим Сорокин пробовал получить разрешение на кратковременное посещение Родины, попросив об этом членов советской делегации (в частности, Осипова), приехавшей на социологический кон фесе в США. Осипов пытался по-человечески способствовать этому через идеологический отдел ЦК КПСС, но после просмотра его личного дела Генеральным секретарём партии Л. Брежневым, на титуле которого была сделана запись рукой В. Ленина, категорически (под знаком смертной казни) запрещающая П. Сорокину нахождение в России, получил отказ и более к этому вопросу не возвращался.

До конца своих дней Питирим Александрович прожил с семьёй — женой и двумя сыновьями — Сергеем (профессор, доктор биологии) и Петром в своём доме в Принстоне, где и скончался после болезни 11 февраля 1968 г.

Основные социальные элементы общества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *