Бюджет прожиточного минимума

Содержание

Бюджет прожиточного минимума

Бюджет прожиточного минимума – сумма денег, необходимая человеку для удовлетворения своих потребностей и поддержания определенного уровня жизни.

Теоретически — это денежный минимум, который необходим человеку, чтобы выжить. Он утверждается правительством ежеквартально и зависит от цен последнего месяца каждого квартала.

Бюджет прожиточного минимума с 1 ноября 2017 года по 31 января 2018 года в Республике Беларусь установлен в размере: 197,81 белорусских рублей в среднем на душу населения. Для основных социально-демографических групп населения величина БПМ указана в таблице.

Бюджет прожиточного минимума 2016-2018 гг. (бел.руб.)

Период действия

1.08.2016- 31.10.2016

1.11.2016- 31.01.2017

1.02.2017- 30.04.2017

1.05.2017- 31.07.2017

1.08.2017- 31.10.2017

1.11.2017- 31.01.2018

В среднем на душу населения

175,5

174,52

180,1

183,82

197,57

197,81

Для трудоспособного населения

193,58

193,14

198,63

204,36

218,87

217,74

Для пенсионеров

134,4

134,41

138,8

141,50

151,98

151,97

Для студентов

170,46

169,72

175,24

178,66

192,79

192,34

Для детей от 6 до 18 лет

191,5

197,4

201,05

215,50

216,85

Для детей от 3 до 6 лет

155,82

154,97

160,61

163,83

174,90

177,04

Для детей до 3 лет

112,3

111,99

116,83

119,55

125,87

Минимальный потребительский бюджет

Минимальный потребительский бюджет — расходы потребителей на приобретение товаров и услуг, удовлетворяющих их главные физиологические, социальные и культурные запросы.

МБП определялся как социальный норматив, основа для построения социально-экономических прогнозов, разработки мероприятий по поддержке социально уязвимых слоев населения.

В таблице указан размер среднедушевого МПБ (на одного человека).

Размер среднедушевого минимального потребительского бюджета 2016-2017 гг.

с 1.07.2016 по 31.07.2016 (в ценах марта)

с 1.08.2016 по 31.10.2016 (в ценах июня)

с 1.11.2016 по 31.01.2017 (в ценах сентября)

с 1.02.2017 по 31.04.2017 (в ценах дкабря 2016г.)

с 1.05.2017 по 31.07.2017 (в ценах марта 2017г.)

с 1.08.2017 по 31.10.2017 (в ценах июня 2017г.)

с 1.11.2017 по 31.01.2018 (в ценах сентября 2017г.)

семьи из четырех человек

276,24

366,8

293,32

298,8

309,07

321,88

325,13

молодой семьи из трех человек

302,47

312,24

317,48

323,74

335,28

349,25

351,09

трудоспособного населения

355,27

285,43

374,62

383,34

396,75

410,42

413,33

пенсионеров

279,99

288,3

294,82

301,45

311,69

321,53

324,63

студентов

264,59

271,96

279,36

387,93

295,62

307,66

311,54

детей в возрасте до 3 лет

226,14

233,11

237,31

323,74

251,16

259,52

264,01

детей в возрасте от от 3 до 6 лет

298,54

307,9

308,39

312,69

325,03

341,33

детей в возрасте от 6 до 18 лет

303,21

311,94

320,63

326,47

337,05

350,91

355,94

Таким образом, минимальный потребительский бюджет всей семьи, на январь 2018 года, составляет:

Семьи из четырёх человек – 1300,52 руб.;

Молодой семьи из трёх человек – 1053,27 руб.

Содержание среднедушевого минимального потребительского бюджета по статьям расходов семьи из четырех человек в ценах сентября 2017 года выглядит следующим образом:

  • продукты питания – 50%,
  • одежда, белье, обувь – 19,6%,
  • жилищно-коммунальные услуги – 7,3%,
  • бытовые услуги, транспорт, связь – 8,9%,
  • мебель, предметы культурно-бытового и хозназначения – 8,6%,
  • культурно-просветительные мероприятия и отдых – 1,4%,
  • взносы и платежи – 1,8%,
  • лекарства, предметы санитарии и гигиены – 2,4%.

Как видно в приведённой структуре, покупка и содержание личного автомобиля, строительство жилья и приобретение недвижимости, а также наличие вредных привычек, (как то употребление алкоголя или курение) и требующих постоянного лечения болезней не предусматривается. Не включаются расходы на образование, оборону, содержание инфраструктуры, все то, что финансируется гражданами косвенно, а не прямыми платежами. В процессе постоянных корректировок публикуемая структура минимального потребительского бюджета и состав потребительской корзины приближается к представлениям жителей республики о собственном быте, к примеру, реже встречаются откровенные несоответствия, вроде исчисляемого десятилетиями срока пользования верхней одеждой, появлявшиеся в девяностые.

Таким образом, минимальный потребительский бюджет отражает не реально существующие у жителей Беларуси расходы, но те из них, которые предполагаются достаточными для поддержания здоровья, нормального социально-культурного состояния и воспроизводства населения.

Отличия

Отличие бюджета прожиточного минимума в Беларуси (БПМ) от минимального потребительского бюджета (МПБ) заключается в том, что в первый не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых.

Кроме того, в БПМ включен несколько иной ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного потребления человека. Так, в бюджет прожиточного минимума не входят конфеты, пирожные, варенье, мед, грибы, баранина и некоторые другие продукты, потребление которых предусмотрено минимальным потребительским бюджетом.

Простыми словами

БПМ — это денежный минимум, который необходим человеку, чтобы выжить (не умереть).

МПБ — это денежный минимум, который необходим человеку, для поддержания физического, психологического и социально-культурного состояния на уровне, позволяющем адекватно функционировать и воспроизводить здоровое потомство.

>Бюджет прожиточного минимума – что это такое

Прожиточный минимум хотят заменить на минимальный потребительский бюджет. Хорошо это или плохо?

Время прочтения:

Выступая на коллегии Минфина, глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявила, что система социальной защиты должна базироваться не на показателе прожиточного минимума, а на показателе потребительского бюджета.

Может ли переход от ПМ к МПБ ухудшить положение людей? Нет, не может, пояснили в Счетной палате. На чем основывается это мнение — расскажем.

Кому окажут помощь

Сейчас экспертами обсуждается идея о переходе от принципа всеобщего социального обеспечения к противоположному принципу — предоставлению мер социального обеспечения в адресном порядке, по принципу нуждаемости.

То есть помощь государства будет оказываться не всем гражданам страны, а с учётом их материального положения, уровня нуждаемости в такой помощи.Пока никакого решения по данной теме не принято, предстоит общественная дискуссия.

Но пока очевидно, что показатель прожиточного минимума не подходит для оценки уровня бедности в стране.

Если при переходе на социальное обеспечение по нуждаемости вместо прожиточного минимума применить показатель минимального потребительского бюджета, то гораздо большее число людей получат меры помощи со стороны государства.

Пм и мпб. в чем разница?

Чем прожиточный минимум отличается от минимального потребительского бюджета?

Прожиточный минимум учитывает только самые насущные, жизненно необходимые потребности человека.

Минимальный потребительский бюджет — это бюджет, пусть и минимальный, не рациональный, но всё же обеспечивающий нормальную жизнедеятельность человека.

В отличие от ПМ задача МПБ не просто дать выжить человеку, а создать необходимые условия для удовлетворения его основных материальных и духовных потребностей, для его нормальной жизни, обеспечивающей воспроизводство (восстановление) его рабочей силы, чтобы он мог полноценно трудиться, и исполнение семейных обязанностей.

Таким образом, величина МПБ в денежном выражении должна быть выше, чем размер ПМ.

В Указе 1992 года, где впервые законодательно закрепляется этот термин, показатель «бюджет прожиточного (физиологического) минимума» вводился временно, на период преодоления кризисного состояния экономики.

ПМ сохранился до настоящего времени, обрел законодательный статус и широко используется в качестве единственного нормативного показателя социальной политики (за неимением иных показателей).

ПМ, как категория, в 2018 году решит одну из основных задач — доведение МРОТ до прожиточного минимума.

Однако для решения поставленной Президентом РФ стратегической задачи по преодолению бедности в стране показатель прожиточного минимума требует трансформации.

Почему надо отказаться от ПМ

Существует основополагающий международный документ о правах человека, на котором построена вся мировая правозащитная система. Называется этот документ — Международный пакт ООН от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах».

В статье 11 этого пакта закреплено право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи и на непрерывное улучшение условий жизни.

При этом принципиально важно, что понятие «достаточного жизненного уровня» раскрыто в пакте через трехкомпонентный критерий, а именно «достаточным» можно считать такой жизненный уровень, при котором самому человеку и членам его семьи обеспечивается:

  • достаточное питание;
  • одежда;
  • жилище.

Все эти три компонента должны присутствовать в совокупности. ПМ эти компоненты не учитывает в полном объеме.

В этой связи представляется очень важным изменение методологии расчета прожиточного минимума для целей оценки бедности, отметили в Счетной палате.

Бюджет прожиточного минимума увеличат. Что от него зависит • Слуцк • Газета «Інфа-Кур’ер»

Алесь Достанко

Минтруда и соцзащиты утвердило новые размеры бюджета прожиточного минимума. Объясняем, что это значит и почему он «не даёт умереть».

Бюджет прожиточного минимума с 1 февраля по 30 апреля 2017 г

Социальнаягруппасумма (рублей, коп)
В среднем на душу населения 180,1
Трудоспособное население 198,63
Пенсионеры 138,8
Студенты 175,24
Дети в возрасте до 3 лет 116,83
Дети в возрасте от 3 до 6 лет 154,97
Дети в возрасте от 6 до 18 лет 197,40

Напомним, что с ноября БПМ в среднем на душу населения был 174,52 руб.

Что включает в себя БПМ (в процентах)

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) — это величина прожиточного минимума, которая включает в себя:

  • минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения;
  • непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определена как фиксированная доля в размере 77% от стоимости минимального набора продуктов питания.

В бюджет прожиточного минимума в Беларуси входят следующие виды материальных благ и услуг:

  • продукты питания, одежда, бельё, обувь, предметы общесемейного пользования;
  • лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены;
  • жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги;
  • услуги детских дошкольных учреждений.

В процентах примерно это выглядит так:

НаименованиеПроценты
Продукты питания ~ 50−55%
Плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги ~ 9−10%
Предметы гардероба ~ 20%
Бытовые и транспортные услуги ~ 7%
Товары бытового и хозяйственного назначения ~ 5%
Взносы и платежи ~ 2−3%
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства ~ 2−3%

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2014 году по статьям расходов.

Как считают БПМ

Если вам интересно, то посмотрите «Положение о порядке расчёта бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения». Это .pdf документ на сайте Совета Министров РБ.

Набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для прожиточного минимума можно посмотреть здесь (сайт pravo.levonevsky.org).

Что зависит от БПМ

На практике от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения напрямую зависят размеры:

  • пособий в связи с рождением ребёнка;
  • пособий женщинам, ставшим на учёт до 12-недельного срока беременности;
  • пособий на детей старше 3 лет;
  • пособий при одновременном воспитании детей до 3 лет и от 3 до 18 лет;
  • минимальных пособий по временной нетрудоспособности;
  • минимальных алиментов на детей;
  • социальных и минимальных трудовых пенсий (например, пенсий инвалидам, пенсий по случаю потери кормильца);
  • финансовой помощи в погашении кредитов на жильё молодым и многодетным семьям;
  • пособий по уходу за инвалидом I группы или лицом, достигшим 80 лет;
  • субсидий безработным для начала предпринимательства, ремесленничества или агротуризма;
  • социальных пособий (ежемесячных и максимальных единовременных);
  • досрочных и дополнительных профессиональных пенсий;
  • индексации доходов населения в связи с инфляцией.

и другие социальные выплаты, исчисляемые из размера БПМ.

Бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными.

Алесь Достанко

БПМ отражает ту сумму, которая даёт человеку возможность не умереть

В Беларуси существует ещё один норматив — минимальный потребительский бюджет, который не следует путать с БПМ.

Специалисты объясняют разницу между МПБ и БПМ так:

  • минимальный потребительский бюджет должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства,
  • а рассматриваемый нами бюджет прожиточного минимума (БПМ), грубо говоря, всего лишь даёт человеку возможность не умереть.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) — социальный норматив, установленный для оценки уровня и качества жизни в Беларуси. МПБ — это минимальные расходы, необходимые для приобретения набора потребительских товаров и услуг. По мнению разработчиков бюджета, этот набор способен удовлетворить основные физиологические и социально-культурные потребности человека.

Отличие бюджета прожиточного минимума в Беларуси от минимального потребительского бюджета заключается в том, что в БПМ не входят, например, культурно-просветительные мероприятия и отдых.

Кроме того, в БПМ включён несколько иной ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного потребления человека. Так, в бюджет прожиточного минимума не входят конфеты, пирожные, варенье, мёд, грибы, баранина и некоторые другие продукты, потребление которых предусмотрено минимальным потребительским бюджетом.

Сравним суммы БПМ и МПБ по состоянию на 1 февраля 2017 г

Социальная группаБюджет прожиточного минимума (рублей, копеек на одного человека)Минимальный потребительский бюджет (рублей, копеек на одного человека)
В среднем на душу населения 180,1
Трудоспособное население 198,63 383,34
Пенсионеры 138,8 301,45
Студенты 175,24 287,93
Дети в возрасте до 3 лет 116,83 241,51
Дети в возрасте от 3 до 6 лет 154,97 312,69
Дети в возрасте от 6 до 18 лет 197,40 323,74
Семья из четырёх человек 298,85
Молодая семья из трёх человек 323,74

СПРАВКА. Новые размеры БПМ утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 января 2017 г. № 3 (источник: сайт Минтруда и соцзащиты). Полное название БПМ: размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах декабря 2016 г. в расчёте на один месяц на период с 1 февраля по 30 апреля 2017 г.

Как менялся БПМ в 2016-м

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2016 году менялся фактически пять раз (шестой раз проводилась корректировка с учётом деноминации):

  • 1 февраля — 1 591 310 руб (неденоминированных)
  • 1 марта — 1 640 000 руб (неденоминированных)
  • 1 мая — 1 699 430 руб (неденоминированных)
  • 1 июля — 169,94 руб (после деноминации)
  • 1 августа — 175,5 руб (после деноминации)
  • 1 ноября — 174,52 руб (после деноминации)

Прожиточный минимум в России на человека

Статистические службы каждой страны регулярно подсчитывают минимальные значения уровня потребления и доходов, необходимые для поддержания определенного качества жизни граждан.

Уровень прожиточного минимума в России тесно связан с минимальным размером оплаты труда, регламентируемым трудовым кодексом. Оба эти понятия неразрывны с планированием бюджетов и экономикой страны в целом.

К тому же уровень минимального дохода касается каждого человека, так как определяет уровень жизни населения. Узнайте, для чего нужен данный показатель, какого его значение и на что он влияет.

Статья 1 Федерального закона № 134-ФЗ определяет прожиточный минимум (далее – ПМ) как анализ цен потребительской корзины и обязательных платежей и сборов.

Потребительская корзина включает необходимый минимальный набор пищевых продуктов, и непродовольственных товаров и услуг для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Значение прожиточного минимума – условная цифра, значительно отличающаяся по регионам и для населения разных возрастов.

Показатель стоимости жизни в России применяется не только для статистического учета, а также для:

  • планирования социальной политики;
  • обоснования и регулирования МРОТ;
  • определения суммы стипендий, пособий и других выплат социального характера;
  • мониторинга уровня жизни демографических групп страны;
  • планирования бюджетов субъектов РФ;
  • предоставления сведений центрам занятости;

Средний прожиточный минимум в России в целом и для субъектов РФ устанавливается каждый квартал на базе потребительской корзины, данных Росстата об уровне цен на пищевые продукты, товары непродовольственного назначения и услуги, затрат на ежемесячные платежи. На душу населения и по главным социально-демографическим группам граждан по России данное значение утверждается приказом Минтруда по согласованию с Минэкономразвития, Минфином, а для субъектов – в порядке, установленном местными властями.

Значение показателя существенно отличается в зависимости от возраста на душу населения, при этом выделяются следующие группы:

  • дети;
  • трудоспособное население;
  • пенсионеры.

Для отдельных социально-демографических групп значения стоимости жизни различны. Наименьшее количество продуктов рассчитано для пенсионеров, затем для детей и работающих граждан. Из чего следует, что, самый высокий ПМ на человека установлен государством для взрослого трудоспособного населения, самый низкий – для пенсионеров.

Прожиточный минимум на душу населения по стране определяется по итогам прошедшего квартала соответствующим нормативным актом Минтруда, для регионов – постановлением или указом местных органов власти. ПМ для пенсионеров устанавливается положениями Федерального закона №178-ФЗ. Набор товаров потребительской корзины регламентируется законодательством субъектов РФ.

Данный показатель – гарантия того, что граждане России получат минимальный доход. Исходя из величины среднедушевого дохода, человек может быть признан малоимущим, получить право на социальные выплаты, субсидии, льготы.

Российский гражданин или семья считается малоимущей, если совокупный доход членов семьи ниже стоимости жизни, установленной регионом проживания.

Порядок предоставления социальной помощи регулируется Федеральным законом № 178-ФЗ который предусматривает:

  • субсидии на оплату жилья – предоставляются, когда совокупный доход семьи ниже расходов на оплату жилья, коммунальных услуг;
  • субсидии на оплату детского сада – предоставляются в размере 20% от родительской платы на первого ребенка, 50% – на второго, 70% – на последующих детей;
  • государственную социальную стипендию – назначается студентам, у которых доход на одного члена семьи ниже среднедушевого прожиточного минимума по России;
  • социальную доплату к пенсии – устанавливается гражданам, получающим пенсию меньше значения установленного регионом проживания;
  • социальную материальную помощь – предоставляется отдельным категориям граждан;
  • ежемесячные выплаты при рождении третьего ребенка до достижения им трехлетнего возраста – выплачиваются исходя из регионального ПМ для детей.

Бюджет прожиточного минимума

Ценовой анализ потребительской корзины, расходов по налогам и другим платежам называется бюджетом ПМ. Состав корзины анализируется и адаптируется к состоянию экономики и социальной сферы, не реже одного раза в пять лет, стоимость индексируется ежегодно, ежеквартально проводится промежуточный мониторинг цен. Сегодня корзина включает:

  1. мучное (хлеб, макароны, крупы, мука);
  2. картошка, фрукты, овощи, бахчевые;
  3. мясные, рыбные продукты;
  4. молочные продукты;
  5. яйца;
  6. масла;
  7. бакалея (чай, сахар, соль, специи).
  • Непродовольственные товары:
  1. верхняя тёплая одежда;
  2. верхняя летняя одежда;
  3. чулки, носки;
  4. головные уборы;
  5. обувь;
  6. школьные принадлежности;
  7. постельное бельё;
  8. хозяйственные товары;
  9. товары для гигиены;
  10. лекарственные средства.
  1. жильё;
  2. коммунальные услуги;
  3. транспорт;
  4. культурные мероприятия.

Минимальный

Прожиточный минимум по России включает показатели физиологического и социального минимума, определяющие его верхнюю и нижнюю границы. Физиологический включает удовлетворение первичных потребностей человека. Социальный ориентирован на удовлетворение минимальных духовных и социальных потребностей и определяет верхнюю границу ПМ. Нижняя граница совпадает с физиологическим минимумом.

Средняя величина стоимости жизни по России определяется в федеральном расчетном центре по специальным формулам, на основании данных собранных комиссией из представителей Минтруда, Социальных служб и службы статистики. Ежегодно происходит повышение прожиточного минимума, но в течение года значения могут колебаться и в меньшую сторону. Основой для расчета являются:

  • уровень инфляции;
  • уровень цен;
  • товары, содержащиеся в потребительской корзине;
  • ставка налогов и сборов.

Сумма прожиточного минимума на сегодняшний день

Бюджет прожиточного минимума 2014 года


Финансы 28 июля 2014

Для многих граждан Беларуси бюджет прожиточного минимума, минималка, средняя заработная плата, базовая величина – это понятия, которые обозначают одно и то же. В стране, где существует огромное количество непонятных обозначений, люди очень часто путают экономические термины, объясняя коллегам и знакомым непонятно что.

Если бюджет прожиточного минимума отвечает только за критическую границу бедности и рассчитан на одного человека, то базовая величина влияет на штрафы, пособия и другие обязательные платежи. В двух словах человеку, который ничего не смыслит в экономике, это очень сложно понять, поэтому ниже будет описано, почему БПМ нельзя называть минималкой.

Что такое БПМ

Каждые три месяца правительством утверждается бюджет прожиточного минимума. За последние десять лет в Беларуси он ни разу не упал. Сумма устанавливается в зависимости от цен последнего месяца в каждом квартале.

БПМ, установленный на три месяца (квартал), по мнению правительства, это тот критический минимум, который необходим одному человеку, чтобы выжить. БПМ не равен для всех слоев населения.

Его рассчитывают отдельно для пенсионеров, инвалидов, детей до трех лет, детей от трех и до восемнадцати лет, трудоспособного населения.

Если внимательно изучить всю статистику за последние пять лет, то каждые три месяца БПМ поднимался на 30 000-70 000 белорусский рублей. В среднем каждый квартал можно рассчитывать, что бюджет прожиточного минимума в Беларуси поднимется на пятьдесят тысяч белорусских рублей. Новая сумма устанавливается каждые четыре раза в год, это:

– с 1 февраля по 30 апреля;

– с 1 мая по 31 июля;

– с 1 августа по 31 октября;

– с 1 ноября по 31 января.

На что влияет БПМ

До введения нового закона, который вступил в силу с февраля 2013 года, БПМ влиял на размер детского пособия. Мама, воспитывающая одного ребенка до трех лет и находившаяся в браке, получала только один бюджет прожиточного минимума. Также эта величина влияет на выплату помощи малообеспеченным гражданам – так называемая адресная помощь.

Страдают от повышения БПМ и наниматели, которые имеют задолженности по заработной плате. От размера этого показателя зависит сумма удержания по задолженности.

Каждая новоиспеченная мама после родов получает материальную помощь на новорожденного ребенка. На первого ребенка выплачивают 10 БПМ, на второго и последующих детей – 14 БПМ. Также матери начисляют 1 бюджет прожиточного минимума, если до 12 недель она встала на учет в женскую консультацию и на протяжении всей беременности выполняла все указания лечащего врача.

Расчет пенсий по возрасту, стипендий и пособий, но уже в процентах, также зависит от данного экономического показателя.

Социальные выплаты и БПМ

Адресная помощь начисляется малообеспеченным семьям. В основном это семьи, где ребенка воспитывает один из родителей, но есть и полные, в которых отец получает минимальную заработную плату, а мама, к примеру, находится в декрете по уходу за ребенком.

Пособия и минимальной зарплаты им не хватает, и одному из заявителей на помощь доплачивают недостающую сумму денег на каждого члена семьи. Для этого берут в расчет минимальный бюджет прожиточного минимума, который установлен в стране на момент подачи заявления.

Платится адресная помощь в течение 6 месяцев с момента подачи заявления. За полгода БПМ успеет увеличиться в два раза, значит, с каждым увеличением семья будет получать больше адресной помощи.

На что хватает БПМ

Каждые три месяца министерство труда и социальной защиты населения в процентах высчитывает, в каких обязательных расходах нуждается каждый гражданин РБ. Это зависит от роста цен.

Самая большая трата – это продукты питания. На них должно уходить до 54,9%. Далее идут коммунальные услуги, плата за свет, газ, телефон и воду – это 15%. Одежда – 17,6%.

Транспортные и бытовые услуги (проезд, вызов сантехника, электрика и т. д.) – 6,4%. Товары, предназначенные для бытового и хозяйственного использования – 3,3%. Платежи и взносы – 0,6%.

Лекарства и предметы первой необходимости – 2,2%.

Если говорить о точных цифрах, то бюджет прожиточного минимума в Беларуси с 1 февраля 2014 года составил 1 128 100 рублей. Получается, что на лекарства и другие средства санитарии мы можем в месяц потратить чуть больше 28 000 рублей.

Минимальный потребительский бюджет и БПМ: в чем разница

Экономический показатель – минимальный прожиточный бюджет – очень часто путают с названием показателя бюджет прожиточного минимума. Беларусь 2014 года вфеврале предоставила разницу между двумя ошибочными терминами. БПМ, как уже ранее было сказано, составил – 1 128 100 белорусских рублей, когда МПБ на ту же дату 480 690 рублей семьи их 4-х человек.

Разница между этими двумя цифрами в том, что первая говорит нам о критическом минимуме, который необходим человеку, чтобы каждый месяц выживать, а второй экономический показатель – это уровень социального выживания.

Считается, что минимального потребительского бюджета должно хватить человеку не только на то, чтобы выжить, еще на эту сумму он даже может позволить себе иметь ребенка.

Не стоит говорить, что «позволить иметь» и «реально растить ребенка» – это разные понятия.

Возможности граждан и экономические показатели

Насколько повысится или опустится та или иная величина, зависит только от возможностей самого государства. Бюджет прожиточного минимума РБ, к примеру, зависит от роста цен, другие экономические показатели – от работоспособности граждан, от налогов, которые платятся в казну, от «черной» прибыли.

Какие-то выплаты привязываются к БПМ, какие-то к базовой величине, что-то платится, отталкиваясь от минимальной заработной платы. В конечном итоге, разницы нет никакой.

Если правительство пересмотрит закон и решит, что штрафы нужно платить не в базовых величинах, а в других экономических показателях, то так оно и будет. При этом большинство жителей Беларуси даже и не заменят изменения в законе.

Сумма до и после изменения останется прежней, поменяется лишь названия исчисления и метод расчета. Насколько от этого будет хорошо или плохо обычному гражданину Республики Беларусь, сказать очень сложно.

Прожиточный минимум в Беларуси на сегодняшний день

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) поквартально утверждается Совмином и представляет собой совокупную стоимость услуг и товаров первой необходимости, имеющих жизненно важную значимость. Прожиточный минимум является суммой, минимально необходимой для удовлетворения собственных потребностей и поддержания уровня жизни на определенном уровне.

Величина бюджета прожиточного минимума

Размер Группа населения
С 1 ноября 2018 года – на сегодняшний день
214,21 руб. средний показатель
отдельные группы населения
237,21 руб. трудоспособное население
163,93 руб. пенсионеры
207,30 руб. студенты
139,79 руб. дети (до 3 лет)
191,09 руб. дети (от 3 до 6 лет)
233,56 руб. дети (от 6 до 18 лет)
С 1 мая 2018 года
206,58 руб. средний показатель
отдельные группы населения
229,78 руб. трудоспособное население
157,50 руб. пенсионеры
199,75 руб. студенты
132,98 руб. дети (до 3 лет)
183,35 руб. дети (от 3 до 6 лет)
223,91 руб. дети (от 6 до 18 лет)
С 1 февраля 2018 года
199,32 руб. средний показатель
отдельные группы населения
219,42 руб. трудоспособное население
153,22 руб. пенсионеры
193,93 руб. студенты
129,87 руб. дети (до 3 лет)
178,51 руб. дети (от 3 до 6 лет)
217,81 руб. дети (от 6 до 18 лет)

Что это такое

Показатель используется властями страны для анализа благосостояния и прогнозирования уровня жизни, для определения размеров поддержки малоимущих граждан и семей, а также для обоснования гарантий социально-трудового характера, предоставляемых государством населению. Прямо или косвенно минимальный прожиточный минимум влияет на:

  • детские пособия, включая выплаты при рождении ребенка, финансовую помощь многодетным семьям и семьям с детьми до 3 лет, и т. д.;
  • алименты, выплаты по больничным листам;
  • пенсии (социальные, специальные, трудовые), стипендии;
  • помощь многодетным семьям, рассчитывающимся по кредитам на жилье;
  • выплаты по уходу за престарелыми и инвалидами;
  • индексация доходов граждан в связи с инфляцией, и пр.

Прожиточный минимум является ключевым критерием, на основании которого принимается решение об отнесении семей и граждан к категории малообеспеченных слоев населения. На его основании определяется размер тарифной ставки 1 разряда, и размеры удержаний с юридических лиц и предпринимателей, задолжавших своим работникам.

Как рассчитывается

Прожиточный минимум – это продукты, медикаменты, непродовольственные товары и услуги, требуемые для жизни и сохранения здоровья человека. Соответственно, при расчете учитывается стоимость минимально необходимых:

  1. продуктов питания;
  2. промышленных товаров (обуви, одежды и пр.);
  3. средств гигиены;
  4. медикаментов;
  5. услуг в сфере ЖКХ, транспорта, социальной сферы и пр.

Конкретный перечень товаров и услуг формируется заинтересованными ведомствами, в числе которых Минтруда и соцзащиты, научные организации, Министерство здравоохранения и пр.

Бюджет рассчитывается отдельно для нескольких демографических групп. Это обусловлено разностью потребностей детей разных возрастов, студентов, пенсионеров, трудоспособных граждан. Кроме этого, выводится единый усредненный показатель.

От чего зависит размер

Размер бюджета определяется текущим уровнем потребления в стране, что зависит от доходов и благосостояния населения. На величину в определяющей степени влияет стоимость минимальной потребительской корзины.

Одним из важных факторов, влияющих на бюджет прожиточного минимума, является инфляция. Если она растет – показатель пересчитывается в сторону увеличения, и наоборот.

А как у соседей

Каждая страна самостоятельно формирует минимальную потребительскую корзину. В свое время на рассмотрении в ООН находился вопрос об утверждении единого показателя для всех стран, однако идея была признана неудачной, поскольку потребности жителей разных государств существенно различаются.

Например, население, проживающее в регионах с теплом климатом, не нуждается в зимней одежде, в услугах по отоплению. Среди европейских стран самый высокий уровень БПМ зафиксирован в Люксембурге – 2000 евро. В Германии он составляет 1240 евро, в Бельгии – 1030, Австрии – 1010, Испании – 645.

В России он варьируется в зависимости от конкретного региона и рассчитывается среднее по стране значение, которое в 3 квартале 2018 года составляет 10 451 руб.

Везде бюджет прожиточного минимума относится к числу основных показателей, влияющих на принятие правительственных решений в экономической сфере.

Оценка статьи глоссария:

Минимальный потребительский бюджет (МПБ)

Минимальный потребительский бюджет — расходы потребителей на приобретение товаров и услуг, удовлетворяющих их главные физиологические, социальные и культурные запросы. В Республике Беларусь минимальный потребительский бюджет для каждой из основных социально-демографических групп населения разрабатывает и утверждает Министерство труда и соцзащиты.

Содержание и структура минимального потребительского бюджета в Беларуси претерпело свою эволюцию на протяжении более чем двух десятков лет. Впервые в новейшей истории Республики термин был закреплен в Законе Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» в 1992 году.

МБП определялся как социальный норматив, основа для построения социально-экономических прогнозов, разработки мероприятий по поддержке социально уязвимых слоев населения. Тогда же было применено понятие потребительской корзины — научно обоснованного набора товаров и услуг, обеспечивающих населению определенный уровень жизни. Таким образом, минимальный потребительский бюджет выступал как стоимостное выражение потребительской корзины в средних ценах во всех видах торговли. МПБ отражает представление госорганов его разрабатывающих о материальной стороне жизни некоего усредненного гражданина с коррекцией по возрасту, семейному положению и способности к труду.

Выделяются шесть групп населения и два вида семей:

Социально-демографические группы: лица способные к труду, пенсионеры, студенты, дети младше трех лет, дети от трех до шести лет, дети и подростки от шести до восемнадцати лет. Семьи из четырех человек и молодые семьи с одним ребенком. Здесь предполагаются полные семьи с двумя родителями.

До 2010 года количество таких групп было больше — граждане всех возрастов делились еще и по половому признаку, подростки с четырнадцати до восемнадцати лет были самостоятельной категорией, различались молодые семьи с одним и двумя детьми. После 2010 года дифференциация приобрела нынешний вид.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 апреля 2019 г. №17 утверждены размеры минимальных потребительских бюджетов для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава в средних ценах марта 2019 года в расчете на месяц на период с 1 мая по 31 июля 2019 года:

  • трудоспособное население – 467 белорусских рублей 24 копейки;
  • пенсионеры – 364 белорусских рубля 27 копеек;
  • студенты – 344 белорусских рубля 64 копейки;
  • дети в возрасте до трех лет – 294 белорусских рубля 66 копейки;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 384 белорусских рубля 72 копейки;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 394 белорусских рубля 75 копеек;
  • семья из четырех человек – 363 белорусских рубля 46 копеек;
  • молодая семья из трех человек – 395 белорусских рубля 50 копеек.

Содержание среднедушевого минимального потребительского бюджета по статьям расходов семьи из четырех человек в ценах декабря 2018 года выглядит следующим образом:

  • продукты питания – 48,8%,
  • одежда, белье, обувь – 18,9%,
  • жилищно-коммунальные услуги – 8,5%,
  • бытовые услуги, транспорт, связь – 8,8%,
  • мебель, предметы культурно-бытового и хозназначения – 9,1%,
  • культурно-просветительные мероприятия и отдых – 1,3%,
  • взносы и платежи – 2,2%,
  • лекарства, предметы санитарии и гигиены – 2,4%.

Как видно в приведённой структуре, покупка и содержание личного автомобиля, строительство жилья и приобретение недвижимости, а также наличие вредных привычек, (как то употребление алкоголя или курение) и требующих постоянного лечения болезней не предусматривается. Не включаются расходы на образование, оборону, содержание инфраструктуры, все то, что финансируется гражданами косвенно, а не прямыми платежами. В процессе постоянных корректировок публикуемая структура минимального потребительского бюджета и состав потребительской корзины приближается к представлениям жителей республики о собственном быте, к примеру, реже встречаются откровенные несоответствия, вроде исчисляемого десятилетиями срока пользования верхней одеждой, появлявшиеся в девяностые.

Таким образом, минимальный потребительский бюджет отражает не реально существующие у жителей Беларуси расходы, но те из них, которые предполагаются достаточными для поддержания здоровья, нормального социально-культурного состояния и воспроизводства населения.

Из Закона Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» следует пересмотр состава и структуры МПБ должен производиться не реже одного раза в пять лет.

В 2015 году структура МПБ пересмотрена Постановлением Министерства труда и социальной защиты № 107 от 29 декабря 2014 г. «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 декабря 2009 г. № 146». По результатам анализа фактического потребления населением товаров и услуг за 2013 год, существующая структура МПБ и состав потребительских корзин был признан соответствующим реальному потреблению. Наиболее заметным нововведением можно считать признание необходимости сотовой связи и, соответственно, расходов на нее и приобретение мобильного телефона. В состав затрат на сотовую связь включен не только голосовой трафик, но и доступ в сеть интернет. Отметим, что эта потребность признается значимой за студентами и трудящимся населением, что в целом соответствует действительности. Корректировка коснулась также товаров для детей, например включение детской коляски, одежды и обуви.

Вступившие в силу с 1 апреля 2015 года изменения в структуру и объем минимального потребительского бюджета приводят к увеличению его в стоимостном выражении на 4,8-0,9% для разных категорий. В частности для семьи из четырех человек на 3,9%.

Установление уровня МПБ служит не для выявления малообеспеченных граждан, но для исследования и прогнозирования объема и структуры потребления основной массой населения республики. Как правило, это лица, не нуждающиеся в дополнительной материальной поддержке постоянно, но имеющие потребность в помощи в виде льготных кредитов и пр., например, на приобретение и реконструкцию жилья.

Также минимальные потребительские бюджеты применяются для сравнительной оценки и прогнозирования уровня жизни населения, платежеспособного спроса, необходимости поддержки и социальных гарантий.

Размер среднедушевого минимального потребительского бюджета 2017-2019 гг.

с 1.02.2017 по 30.04.2017 (в ценах декабря 2016г.) с 1.05.2017 по 31.07.2017 (в ценах марта 2017г.) с 1.08.2017 по 31.10.2017 (в ценах июня 2017г.) с 1.11.2017 по 31.01.2018 (в ценах сентября 2017г.) с 1.02.2018 по 30.04.2018 (в ценах декабря 2017г.) с 1.05.2018 по 31.07.2018 (в ценах марта 2018г.) с 1.11.2018 по 31.01.2019 (в ценах сентября 2018г.) с 1.02.2019 по 30.04.2019 (в ценах декабря 2018г.) с 1.05.2019 по 31.07.2019 (в ценах марта 2019г.)
семьи из четырех человек 298,8 309,07 321,88 325,13 328,45 340,56 347,74 351,28 363,46
молодой семьи из трех человек 323,74 335,28 349,25 351,09 356,10 369,99 377,03 382,11 395,50
трудоспособного населения 383,34 396,75 410,42 413,33 420,60 437,85 446,02 451 467,24
пенсионеров 301,45 311,69 321,53 324,63 331,82 342,56 349,35 353,52 364,27
студентов 387,93 295,62 307,66 311,54 313,91 322,41 328,98 333,88 344,64
детей в возрасте до 3 лет 323,74 251,16 259,52 264,01 266,56 277,73 282,23 284,17 294,66
детей в возрасте от от 3 до 6 лет 312,69 325,03 341,33 340 348,44 359,22 365,35 373,58 384,72
детей в возрасте от 6 до 18 лет 326,47 337,05 350,91 355,94 358,70 370,38 379,23 382,31 394,75

Минимальный потребительский бюджет с 1 мая 2019 года

С 1 ноября 2018 года:Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 октября 2018 г. № 78 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население – 446 рублей 2 копейки;
  • пенсионеры – 349 рублей 35 копеек;
  • студенты – 328 рублей 98 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет – 282 рубля 23 копейки;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 365 рублей 35 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 379 рублей 23 копейки;
  • семья из четырех человек – 347 рублей 74 копейки;
  • молодая семья из трех человек – 377 рублей 3 копейки.

С 1 августа 2018 года:Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 июля 2018 г. № 62 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население – 445 рублей 83 копейки;
  • пенсионеры – 349 рублей 22 копейки;
  • студенты – 328 рублей 10 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет – 279 рублей 56 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 367 рублей 48 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 377 рублей 43 копейки;
  • семья из четырех человек – 346 рублей 95 копеек;
  • молодая семья из трех человек – 377 рублей 31 копейка.

С 1 мая 2018 года:Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 апреля 2018 г. № 48 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население – 437 рублей 85 копеек;
  • пенсионеры – 342 рубля 56 копеек;
  • студенты – 322 рубля 41 копейка;
  • дети в возрасте до трех лет – 277 рублей 73 копейки;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 359 рублей 22 копейки;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 370 рублей 38 копеек;
  • семья из четырех человек – 340 рублей 56 копеек;
  • молодая семья из трех человек – 369 рублей 99 копеек.

С 1 февраля 2018 года:Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24 января 2018 г. № 8 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население – 420 рублей 60 копеек;
  • пенсионеры – 331 рубль 82 копейки;
  • студенты – 313 рублей 91 копейка;
  • дети в возрасте до трех лет – 266 рублей 56 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 348 рублей 44 копейки;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 358 рублей 70 копеек;
  • семья из четырех человек – 328 рублей 45 копеек;
  • молодая семья из трех человек – 356 рублей 10 копеек.

С 1 ноября 2017 года:Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 октября 2017 г. № 61 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население – 413 рублей 33 копейки;
  • пенсионеры – 324 рубля 63 копейки;
  • студенты – 311 рублей 54 копейки;
  • дети в возрасте до трех лет – 264 рубля 1 копейка;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 340 рублей;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 355 рублей 94 копейки;
  • семья из четырех человек – 325 рублей 13 копеек;
  • молодая семья из трех человек – 351 рубль 9 копеек.

С 1 августа 2017 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 июля 2017 г. № 31 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население – 410 рублей 42 копейки;
  • пенсионеры – 321 рубль 53 копейки;
  • студенты – 307 рублей 66 копеек;
  • дети в возрасте до 3 лет – 259 рублей 52 копейки;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет – 341 рубль 33 копейки;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет – 350 рублей 91 копейка;
  • семья из 4 человек – 321 рубль 88 копеек;
  • молодая семья из 3 человек – 349 рублей 25 копеек.

С 1 мая 2017 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 апреля 2017 г. № 20 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население – 396 рублей 75 копеек;
  • пенсионеры – 311 рублей 69 копеек;
  • студенты – 295 рублей 62 копейки;
  • дети в возрасте до 3 лет – 251 рубль 16 копеек;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет – 325 рублей 3 копейки;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет – 337 рублей 5 копеек;
  • семья из 4 человек – 309 рублей 7 копеек;
  • молодая семья из 3 человек – 335 рублей 28 копеек.

С 1 февраля 2017 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 января 2017 г. № 4 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население – 383 рубля 34 копейки;
  • пенсионеры – 301 рубль 45 копеек;
  • студенты – 287 рублей 93 копейки;
  • дети в возрасте до 3 лет – 241 рубль 51 копейка;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет – 312 рублей 69 копеек;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет – 326 рублей 47 копеек;
  • семья из 4 человек –298 рублей 85 копеек;
  • молодая семья из 3 человек – 323 рубля 74 копейки.

С 1 ноября 2016 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 октября 2016 г. № 65 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население – 374 рубля 62 копейки;
  • пенсионеры –294 рубля 82 копейки;
  • студенты –279 рублей 36 копеек;
  • дети в возрасте до 3 лет –237 рублей 31 копейка;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет –308 рублей 39 копеек;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет –320 рублей 63 копейки;
  • семья из 4 человек – 293 рубля 32 копейки;
  • молодая семья из 3 человек – 317 рублей 48 копеек.

С 1 августа 2016 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 июля 2016 г. № 37 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население – 366 рублей 80 копеек;
  • пенсионеры –288 рублей 3 копейки;
  • студенты –271 рубль 96 копеек;
  • дети в возрасте до 3 лет –233 рубля 11 копеек;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет –307 рублей 90 копеек;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет –311 рублей 94 копейки;
  • семья из 4 человек – 285 рублей 43 копейки;
  • молодая семья из 3 человек – 312 рублей 24 копейки

С 1 июля 2016 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 19 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население – 355 рублей 27 копеек;
  • пенсионеры – 279 рублей 99 копеек;
  • студенты – 264 рубля 59 копеек;
  • дети в возрасте до 3 лет – 226 рублей 14 копеек;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет – 298 рублей 54 копейки;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет – 303 рубля 21 копейка;
  • семья из 4 человек – 276 рублей 24 копейки;
  • молодая семья из 3 человек – 302 рубля 47 копеек.

С 1 мая 2016 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 19 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население – 3 552 670 белорусских рублей;
  • пенсионеры – 2 799 940 белорусских рублей;
  • студенты – 2 645 860 белорусских рублей;
  • дети в возрасте до 3 лет – 2 261 360 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет – 2 985 380 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет – 3 032 050 белорусских рублей;
  • семья из 4 человек – 2 762 410 белорусских рублей;
  • молодая семья из 3 человек – 3 024 740 белорусских рублей.

С 1 февраля 2016 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 января 2016 г. № 5 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население – 3 307 170 белорусских рублей;
  • пенсионеры – 2 587 070 белорусских рублей;
  • студенты – 2 495 160 белорусских рублей;
  • дети в возрасте до 3 лет – 2 084 070 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет – 2 773 610 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет – 2 819 300 белорусских рублей;
  • семья из 4 человек – 2 574 730 белорусских рублей;
  • молодая семья из 3 человек – 2 821 800 белорусских рублей. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 января 2016 г. № 5 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

С 1 ноября 2015 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.10.2015 г. № 61 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население – 3 197 780 белорусских рублей;
  • пенсионеры – 2 507 450 белорусских рублей;
  • студенты – 2 386 930 белорусских рублей;
  • дети в возрасте до 3 лет – 2 009 730 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет – 2 705 440 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет – 2 738 050 белорусских рублей;
  • семья из 4 человек – 2 499 270 белорусских рублей;
  • молодая семья из 3 человек – 2 731 110 белорусских рублей.

С 1 августа 2015 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.07.2015 г. № 46 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население — 3 138 670 белорусских рублей;
  • пенсионеры — 2 449 680 белорусских рублей;
  • студенты — 2 353 500 белорусских рублей;
  • дети в возрасте до 3 лет — 1 938 020 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет — 2 631 350 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет — 2 668 430 белорусских рублей;
  • семья из 4 человек — 2 435 480 белорусских рублей;
  • молодая семья из 3 человек — 2 674 040 белорусских рублей.

С 1 мая 2015 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23.04.2015 N 27 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население — 3 025 470 белорусских рублей;
  • пенсионеры — 2 357 870 белорусских рублей;
  • студенты — 2 272 960 белорусских рублей;
  • дети в возрасте до 3 лет — 1 874 870 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет — 2 514 240 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет — 2 566 200 белорусских рублей;
  • семья из 4 человек — 2 347 270 белорусских рублей;
  • молодая семья из 3 человек — 2 572 040 белорусских рублей.

С 1 февраля 2015 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.01.2015 N 3 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население — 2 766 470 белорусских рублей;
  • пенсионеры — 2 165 460 белорусских рублей;
  • студенты — 2 139 370 белорусских рублей;
  • дети в возрасте до 3 лет — 1 702 000 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет — 2 229 670 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет — 2 375 240 белорусских рублей;
  • семья из 4 человек — 2 158 170 белорусских рублей;
  • молодая семья из 3 человек — 2 339 890 белорусских рублей.

С 1 ноября 2014 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17.10.2014 N 93 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население — 2 684 180 белорусских рублей;
  • пенсионеры — 2 101 640 белорусских рублей;
  • студенты — 2 071 390 белорусских рублей;
  • дети в возрасте до 3 лет — 1 643 030 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет — 2 118 100 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет — 2 322 570 белорусских рублей;
  • семья из 4 человек — 2 100 020 белорусских рублей;
  • молодая семья из 3 человек — 2 261 720 белорусских рублей.

С 1 августа 2014 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.07.2014 N 62 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население — 2 639 870 белорусских рублей;
  • пенсионеры — 2 058 090 белорусских рублей;
  • студенты — 2 038 020 белорусских рублей;
  • дети в возрасте до 3 лет — 1 602 400 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет — 2 100 820 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет — 2 278 810 белорусских рублей;
  • семья из 4 человек — 2 060 380 белорусских рублей;
  • молодая семья из 3 человек — 2 231 890 белорусских рублей.

С 1 мая 2014 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.04.2014 N 23 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население — 2440290 белорусских рублей;
  • пенсионеры — 1908350 белорусских рублей;
  • студенты -1894080 белорусских рублей;
  • дети в возрасте до 3 лет — 1492460 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет — 1831570 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет — 2101580 белорусских рублей;
  • семья из 4 человек — 1897630 белорусских рублей;
  • молодая семья из 3 человек — 2020720 белорусских рублей.

С 1 февраля 2014 года: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17.01.2014 N 5 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

  • трудоспособное население — 2289690 белорусских рублей;
  • пенсионеры — 1788880 белорусских рублей;
  • студенты — 1776580 белорусских рублей;
  • дети в возрасте до 3 лет — 1400350 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет — 1707640 белорусских рублей;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет — 1968230 белорусских рублей;
  • семья из 4 человек — 1780680 белорусских рублей;
  • молодая семья из 3 человек — 1900470 белорусских рублей.

Понравилась статья? Следите за новыми идеями из мира строительства, дизайна, полезных советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Величина прожиточного минимума – это стоимостная оценка потребительской корзины, характеризующая минимальный набор товаров и услуг, необходимых для того, чтобы сохранить здоровье человека и обеспечить его жизнедеятельность. Данный показатель служит государственной гарантией того, что граждане РФ получат минимальные денежные доходы и другие меры социальной защиты. Он может быть определен на душу населения и на основные социально-демографические группы населения – трудоспособных, пенсионеров и детей. Так как именно размер прожиточного минимума определяет уровень жизни населения, то он так или иначе может коснуться каждого гражданина страны. В предлагаемой статье вы найдете ответы на типовые вопросы о данном показателе – зачем он нужен, кто его устанавливает, в какие сроки и на что он влияет, а также где всегда можно найти актуальный размер прожиточного минимума и в каких документах?

Зачем нужен прожиточный минимум?

Впервые прожиточный минимум в целом по РФ был установлен с 1 января 1998 года. Его ввели в качестве стоимостного эквивалента, который предназначался для обоснования величины минимального «размера» оплаты труда – так называемый МРОТ. Согласно статье 2 Федерального закона № 134-ФЗ от 24.10.1997 «О прожиточном минимуме в РФ» с помощью прожиточного минимума в целом по России на федеральном уровне:

  • оценивается уровень жизни населения России в ходе разработки и реализации социальных федеральных программ;
  • обосновывается устанавливаемый на федеральном уровне минимальный «размер» оплаты труда;
  • определяются устанавливаемые на федеральном уровне размеры пособий, пенсий, стипендий и прочих социальных выплат;
  • формируется федеральный бюджет.

Следует знать, что величина прожиточного минимума вовсе не является какой-то абстракцией. Наоборот, это важный показатель, исходя из которого граждане могут быть признаны малоимущими и получить право на льготы и пособия.

Как оформить пособие по безработице в Москве в 2017 году? Процедура и сроки получения статуса безработного, расчет суммы пособия

Размер прожиточного минимума в 2017 году

‎В соответствии с постановлением Правительства России № 730 от 20.06.2017 “Об установлении размера прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за 1 квартал 2017 года” этот минимум россиянина в первом квартале составил 9909 рублей. В сравнении с четвертым кварталом 2016 года показатель возрос на 208 рублей, что объясняется инфляцией.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 года № 730 “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2017 г.”

Сумма в 9909 рублей является средним показателем по стране и различается для отдельных групп населения. Так, для трудоспособных граждан величина прожиточного минимума определена в 10701 рубль, для пенсионеров – 8178, а для детей – 9756 рублей.

Если сравнивать с четвертым кварталом 2016 года, то для пенсионеров и трудоспособного населения размер прожиточного минимума вырос на 2,2%, для детей – на ‎3,4%. При этом официально признанная Росстатом инфляция в первом квартале нынешнего года составила 1,2%. Продукты питания за январь-март подорожали на 1,7%, причем больше всего подскочили цены на плодоовощную продукцию. Так, цена лука повысилась на 13,3%, картофеля – на 11,4%, моркови – на 6,7 %, капусты – на 3,6%, свеклы – на 1,8 процента.

Возросли цены на молочные продукты: масло сливочное на 8,6%, сыры – на 4,2 %, на кисломолочные продукты – 3,1 %, на сметану – 2,7 %, на молоко – 2,4 %. Подорожали хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки на 1,8%, хлеб ржаной и ржано-пшеничный – на 0,7 процента.

Одновременно немного снизились цены на некоторые крупы: от 0,7% на манную крупу до 5,8% на пшено. Стоимость мясопродуктов и рыбопродуктов почти не изменилась. С учетом этого, продукты питания в составе размера прожиточного минимума на душу населения увеличились на 2,3%.

Ваши доходы в месяц выше прожиточного минимума (9909 рублей)?

Бюджет прожиточного минимума

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *