Социальные статусы

Понятие социального положения

Важнейшим элементом жизни и деятельности любого индивида является его социальное положение. Оно определяет статус человека, его социальные роли, направления деятельности. От него зависит воздействие членов социума друг на друга, их жизнедеятельность, развитие и совершенствование.

Определение 1

Социальное положение – это статус индивида, обусловленный его семейным положением, должностной и профессиональной ролью, происхождением, половой принадлежностью, социальной ролью.

Социальное положение формируется исходя из финансового состояния личности, ее возраста, пола, образования, имеющихся способностей и навыков, творческого потенциала.

Также, социальное положение, которое индивид получает в обществе может быть определено, исходя из обычаев и традиций определенной нации или государства в целом.

Замечание 1

Стоит отметить, что социальное положение не определяет принадлежность человека к определенному социальному коллективу. Члены одного и того же социального коллектива могут иметь совершенно разное социальное положение.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды социальных статусов 440 руб.
  • Реферат Виды социальных статусов 280 руб.
  • Контрольная работа Виды социальных статусов 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В зависимости от занимаемого положения, человека относят к определенному социальному классу.

Социальное положение характеризуется иерархичной структурой т.е. имеется несколько уровней, которые человек может занимать в обществе.

Рассмотрим уровни социального положения:

  1. Прирожденное положение. Это статус индивида, который был им получен при рождении. Сюда входит: половая принадлежность, раса, национальность. Эти критерии определяют определенную социальную роль, которую человек будет выполнять на протяжении всей своей жизнедеятельности. Прирожденное социальное положение является устойчивым и неизменным.
  2. Приобретенное положение. Это статус, который человек приобретает в ходе своей жизнедеятельности. Сюда входит его карьера и достижения в ней, уровень финансового обеспечения, занимаемый должностной пост. Человек достигает этого положения своими усилиями, интеллектуальными и физическими качествами, наличием талантов. Такое положение отличается нестабильностью т.е. оно может меняться в течение процесса жизнедеятельности, как в лучшую, так и в худшую сторону.
  3. Предписанное положение. Оно предоставляется человеку, независимо от его стремлений и интересов, действий и поступков. Такое положение может определяться, исходя из возрастной специфики развития личности, либо отражать его происхождение. Статус такого человека может быть, как прирожденным, так и приобретенным.

Виды социальных статусов

При исследовании социального статуса, нужно отвлечься от качественной оценки личности и ее поведенческих реакция.

Социальный статус – это общественно-формально-структурная характеристика субъекта.

Выделяют следующие виды социальных статусов:

  1. Основной, или ведущий статус. Он занимает главенствующую позицию среди всех статусов личности, определяя социальное положение индивида и его ролевые функции в общественной среде (семейный, профессиональный). Кроме того, данный статус указывает на манеры, которым должен соответствовать индивид, определяет его уровень жизни. Такие статуса человека могут быть личными, прирожденными, достигаемыми, приписываемыми.
  2. Прирожденный и предписанный статус. Этот статус любой индивид приобретает автоматом при появлении на свет. Он не зависит ни от его желаний и потребностей, ни от направлений деятельности. (пол, национальность, раса, дочь, брат, сын).
  3. Предписанный статус. Этот статус человек получает в результате свершения каких-то событий. Фактически, он дается без желания человека, без проявления им инициативы (зять, теща, невестка).
  4. Достигнутый статус. Этот статус достигается человеком самостоятельно. Он желает и стремиться получить определенное социальное положение, поэтому следует за ним, прилагая усилия. Социальный коллектив, также, может оказать помощь в достижении такого вида статуса: неосновные статусы, предопределенные кратковременной ситуацией (пациент, прохожий, зритель, свидетель).
  5. Личный статус. Реализуется при участие личности в малых социальных коллективах (трудовой коллектив, семья, круг близких людей) и зависит от ее специфических признаков и критериев развития.
  6. Групповой статус. Реализуется в социальных коллективах большого размера – представители профессии, конфессии, нации.

Достигнутые статусы могут определяться:

  • званием (народный артист, подполковник, заслуженный учитель и т.д.);
  • должностью (менеджер, заведующий, директор);
  • профессиональной принадлежностью (заслуженный мастер спорта или народный артист);
  • ученой степенью (профессор, кандидат наук, доктор наук).

Представить себе социальную среду без статусов невозможно.

Статусы присутствует всегда. В случае потери одного статуса, личность тут же приобретает новый.

Поскольку, каждый человек может быть членом нескольких социальных коллективов, то и статусов он может иметь несколько. Они определяются его коллективной принадлежностью и функциональной ролью в ней (по должности – директор, в семье – жена, для детей – мать, для родителей – дочь).

Однако, такие статусы не являются равно значимыми. Ведущий социальный статус указывает на положение, которое человек занимает в социуме. Он базируется на профессиональной принадлежности и занимаемой должности.

Достигнутые и предписанные статусы имеют между собой особую связь: как правило, достигнутые статусы человек получает в конкурентной борьбе, а некоторые из них становятся следствием приписанных статусов.

Если статус, которого достиг человек является высоким, то это компенсирует его предписанный статус низкого уровня. Общество ценит реальные достижения, навыки и стремления личности.

Статусная иерархия

Социальный статус рассматривается в двух ориентациях (Р. Будон):

  • горизонтальная – статус, построенный на системе социальных контактов, реальных и допустимых, назначаемых между носителем статуса и другими личностями, находящимися на идентичном общественном положении;
  • вертикальная – статус, построенный на системе социальных контактов и взаимообменов, развивающихся между носителями статуса и людьми социального уровня другой ступени.

Статусная иерархия присуща любому социальному коллективу, взаимодействие членов которого реально только за счет их знакомства. При этом официальная структура организации может разниться с неофициальной. Официальный социальный статус во многом определяется квалификацией, личными качествами, обаянием и т.д.

Замечание 2

Между функциональным и иерархическим статусом может возникать функциональный диссонанс.

Путаница статусов — это параметр социальной дезорганизации, вследствие развития которой может развиться девиантное поведение.

Нарушение статусного функционирования и взаимодействия может иметь две формы (Э. Дюркгейм):

  • на базе общественного положения индивида его ожидания приобретают характер неопределенности и ответные ожидания других людей также становятся неопределенными;
  • неустойчивость социального статуса оказывает воздействие на степень индивидуальной удовлетворенности жизнью и на структуру социального поощрения.

Структура социального статуса

Социальный статус, независимо от своей видовой принадлежности, имеет следующее устройство:

  • права и обязанности человека, определяемые его статусом. Они предполагают характеристику действий, которые может выполнять и должен человек определенного статуса;
  • статусный диапазон – это границы дозволенного. Человек определенного статуса имеет права и обязанности, ограниченные статусными рамками;
  • символика статуса – наличие отличительных внешних законов, по которым можно узнать статусную принадлежность человека. Примером может быть полицейская форма, деловой костюм;
  • статусная модель – это представления о том, каким образом должен действовать, каких манер придерживаться, как одеваться представитель того или иного статуса;
  • статусная идентификация. Она отражает уровень соответствия личности ее социальному статусу.

Социальная роль

В связи с социальным положением человека, его социальным статусом, другие члены общества ожидают от него определенного поведения, выполнение им конкретных функций и видов деятельности. Такое ожидаемое социумом поведение именуется социальной ролью.

Замечание 3

Социальная роль представляет собой способ реализации практической деятельности человека, обусловленной его социальным положением и статусом в структуре социальных взаимоотношений.

Социальная роль является мобильной характеристикой социального положения. Это означает, что социальные роли могут меняться во времени и пространстве, в зависимости от изменения статуса личности, либо социального развития.

Один и тот же социальный статус предполагает выполнения сразу нескольких социальных ролей. Они зависят от направления деятельности человека, его бытовых условий и профессионального положения, конкретной ситуации.

Каждая социальная роль состоит из нескольких ведущих компонентов, совместное функционирование которых определяет роль.

Основными элементами социальной роли являются:

  • тип поведения, соответствующий данной роли;
  • нормы, которые отражают требования общества, предъявляемые к определенной роли и ее реализации;
  • мониторинг выполнения роли. Проводится оценка эффективности реализации личностью своих ролевых функций;
  • вознаграждение или наказание, позволяющее стимулировать оптимальное ролевое исполнение

Социальные роли применяются обществом в качестве моделей поведения представителей различных статусов. Если человек хочет быть носителем того или иного социального статуса, то он должен качественно исполнять все требования социальной роли, соответствующей этому статусу.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение…

Некоторые статусы даны от рождения… Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека…

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные… Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

Социальный статус — положение личности или социальной группы в социальной системе.

Статусный ранг — положение личности в социальной иерархии статусов, на основе которого формируется статусное мировоззрение.

Статусный набор — совокупность нескольких статусных позиций, которые одновременно занимает индивид.

Понятие

Понятие «социальный статус» впервые начал использовать в науке английский философ и юрист XIX в. Г. Мэйн. В социологии понятие статус (от лат. status — положение, состояние) употребляется в разных значениях. Доминирующим является представление о социальном статусе как о положении личности или социальной группы в социальной системе, которое характеризуется определенными отличительными признаками (правами, обязанностями, функциями). Иногда социальным статусом обозначают набор таких отличительных признаков. В обычной речи понятие статуса используется в качестве синонима престижа.

В современной научной и учебной литературе социальный статус определяют как:

  • положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями;
  • положение субъекта в системе межличностных отношений,
  • определяющее его права, обязанности и привилегии;
  • положение индивида в системе межличностных отношений, обусловленное его психологическим влиянием на членов группы;
  • соотносительное положение индивида в обществе, определяемое его функциями, обязанностями и правами;
  • положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями;
  • показатель положения, занимаемого индивидом в обществе;
  • соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы;
  • положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества, определяемое по специфическим для конкретного общества признакам — экономическим, национальным, возрастным и др.;
  • место индивида или группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками — природными, профессиональными, этническими и др.;
  • структурный элемент социальной организации общества, который предстает перед индивидом как позиция в системе социальных отношений;
  • соотносительную позицию индивида или группы, определяемую социальными (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т.п.) и природными признаками (пол, возраст и т.д.);
  • совокупность прав и обязанностей индивида или социальной группы, связанных с выполнением ими определенной социальной роли;
  • престиж, характеризующий позиции индивида или социальных групп в иерархической системе.

Каждый человек в обществе выполняет определенные социальные функции: студенты учатся, рабочие производят материальные блага, менеджеры управляют, журналисты рассказывают о происходящих в стране и мире событиях. Для выполнения социальных функций на индивида в соответствии с социальным статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус человека, тем больше у него обязанностей, тем жестче требования общества или социальной группы к его статусным обязанностям, тем больше негативные последствия от их нарушения.

Виды

Статусный набор — это совокупность статусных позиций, которые каждый индивид занимает одновременно. В этом наборе обычно выделяют следующие статусы: аскриптивный (приписанный), достигнутый, смешанный, главный.

В традиционных обществах социальный статус индивида был относительно устойчив в силу сословной или кастовой структуры общества и закреплялся установлениями религии или закона. В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют аскриптивные (приписанные) и достигнутые социальные статусы.

Приписанный статус — это социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факторов — по закону, рождению, полу или возрасту, расовой и национальной принадлежности, системе кровного родства, социально-экономическому положению родителей и т.д. Например, нельзя вступить в брак, участвовать в выборах, получить водительские права, не достигнув необходимого для этого возраста. Приписанные статусы интересуют социологию только в том случае, если они являются основанием для социального неравенства, т.е. влияют на социальную дифференциацию и социальную структуру общества.

Достигнутый статус — это социальный статус, приобретенный его носителем благодаря собственным усилиям и заслугам. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, звание, должность, удачный в социальном отношении брак — все это сказывается на социальном статусе индивида в обществе.

Между приписанными и достигнутыми социальными статусами существует прямая связь. Достигнутые статусы приобретаются в основном в конкурентной борьбе, однако некоторые достигнутые статусы в значительной мере определяются аскриптивными. Так, возможность получения престижного образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, непосредственно связана с преимуществами семейного происхождения. Наоборот, наличие высокого достигнутого статуса в значительной мере компенсирует низкий аскриптивный статус личности в силу того, что ни одно общество не может игнорировать реальных социальных успехов и достижений индивидов.

Смешанные социальные статусы обладают признаками приписанных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например в результате потери работы, стихийных бедствий или политических потрясений.

Главный социальный статус индивида определяет преимущественно положение человека в обществе, его образ жизни.

манеру поведения. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек? Как он зарабатывает на жизнь?» Ответ на этот вопрос многое говорит о человеке, поэтому в современном обществе главным статусом индивида является, как правило, профессиональный или должностной.

Лычный статус проявляется на уровне малой группы, например семьи, трудового коллектива, круга близких друзей. В малой группе индивид функционирует непосредственно и его статус определяется личными качествами и чертами характера.

Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации, конфессии или профессии.

Понятие и виды социального статуса

Содержательное различие между социальной ролью и социальным статусом сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям. Социальный статус — это положение человека в структуре группы или общества, обусловливающее определенные права и обязанности. Говоря о статусе, мы абстрагируемся от любой качественной оценки человека, который его занимает, и его поведения. Можно сказать, что статус — это формально-структурная социальная характеристика субъекта.

Как и ролей, статусов может быть много и в целом любой статус предполагает соответствующую роль и наоборот.

Основной статус — ключевой из всей совокупности социальных статусов индивида, преимущественно определяющий его социальное положение и значение в обществе. Например, основным статусом ребенка является возрастной; в традиционных обществах основным статусом женщины является пол; в современном обществе, как правило, основным статусом становится профессиональный или должностной. В любом случае основной статус выступает как решающий фактор образа и уровня жизни, диктует манеру поведения.

Социальный статус может быть:

  • предписанный — полученный от рождения или в силу не зависящих от его носителя факторов — пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста;
  • достигаемый — приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. На статусе человека в обществе сказываются уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак. Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов индивида, поэтому существование достигаемого статуса несет возможность в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус личности;
  • личный — проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно (семья, трудовой коллектив, круг близких друзей), он определяется его личными качествами и чертами характера;
  • групповой — характеризует индивида как члена большой социальной группы — представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков и т.д.

На основании социологических опросов установлено, что большинство россиян в настоящее время своим положением в обществе скорее довольны, чем недовольны. Это очень значимая положительная тенденция последних лет, так как удовлетворенность своим положением в обществе — не только существенная предпосылка социальной стабильности, но и очень важное для людей условие комфортности их социально-психологического состояния в целом. Среди тех, кто оценивает свое место в обществе как «хорошее», почти 85 % считают, что жизнь у них складывается хорошо. Этот показатель мало зависит от возраста: даже в группе старше 55 лет около 70 % разделяют это мнение. Среди тех, кто недоволен своим социальным статусом, картина оказалась противоположной — почти половина из них (при 6,8 % по массиву в целом) считает, что жизнь у них складывается плохо.

Статусная иерархия

Французский социолог Р. Будон рассматривает социальный статус как обладающий двумя измерениями:

  • горизонтальным, которое образует система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, складывающихся между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы;
  • вертикальным, которое образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.

На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.

Статусная иерархия характерна для любой организации. Действительно, без нес организация невозможна; именно благодаря тому что все члены группы знают статус каждого, происходит взаимодействие звеньев организации. Однако формальная структура организации не всегда совпадает с ее неформальной структурой. Такой разрыв между иерархиями во многих организациях не требует проведения социометрических исследований, но виден простому наблюдателю, так как установление статусной иерархии является ответом не только на вопрос «Кто здесь самый главный?», но и на вопрос «Кто самый авторитетный, самый компетентный, самый популярный среди работников?». Реальный статус во многом определяется личными качествами, квалификацией, обаянием и т.д.

Многие современные социологи обращают внимание на функциональный диссонанс, возникающий из-за несовпадения иерархического и функционального статусов. Такое несовпадение может возникать из-за отдельных компромиссов, когда распоряжения руководства приобретают характер «потока сознания», обеспечивая подчиненным «зону свободных действий». Результат может быть в целом как положительным и проявиться в повышении гибкости реагирования организации, так и отрицательным, выраженным в функциональном хаосе и неразберихе.

Путаница статусов выступает как критерий социальной дезорганизации и, возможно, как одна из причин девиантного поведения. Связь нарушений статусной иерархии и состояния аномии рассматривал Э. Дюркгейм и предположил, что разлад в статусной иерархии в индустриальном обществе принимает две формы.

Во-первых, в значительной мере неопределенными становятся ожидания индивида в связи с занимаемой им в обществе позицией и встречные ожидания других членов общества, направленные к индивиду. Если в традиционном обществе каждый знал, чего ему ждать и что его ждет, и в соответствии с этим хорошо осознавал свои права и обязанности, то в индустриальном обществе из-за нарастающего разделения труда и нестабильности трудовых отношений индивид все чаще сталкивается с ситуациями, которых он не предвидел и к которым не готов. Например, если в Средние века обучение в университете автоматически означало резкое и необратимое повышение социального статуса, то сейчас никого не удивляет обилие безработных выпускников университетов, согласных на любую работу.

Во-вторых, статусная нестабильность оказывает влияние на структуру социального вознаграждения и уровень индивидуальной удовлетворенности своей жизнью.

Чтобы понять, чем определяется статусная иерархия в традиционных — доиндустриальных — обществах, следует обратиться к современным обществам Востока (кроме кастовых). Здесь можно обнаружить три важных элемента, влияющих на социальное положение индивида, — пол, возраст и принадлежность к определенному «сословию», которые закрепляют за каждым членом общества его жесткий статус. При этом переход на другую ступень статусной иерархии крайне затруднен из-за ряда правовых и символических ограничений. Но даже в традиционалистски ориентированных обществах дух предпринимательства и обогащения, личная благосклонность владыки влияют на распределение статусов, хотя легитимация статуса происходит через отсылку к традициям предков, что само по себе отражает весомость приписывающих элементов статуса (древность рода, личная доблесть предков и т.д.).

В современном западном обществе статусная иерархия может рассматриваться с позиций либо меритократической идеологии как справедливое и неизбежное признание личных заслуг, талантов и способностей, либо холистического социологизма как результат, строго обусловленный социальными процессами. Но и та, и другая теории предлагают очень упрощенное понимание природы статуса и остаются моменты, которые невозможно объяснить в контексте ни одной из них. Напр и мер, если статус всецело определяется личными качествами и заслугами, то как объяснить наличие почти в любой организации формальной и неформальной статусных иерархий?

В рамках организации такая двойственность означает несовпадение компетентности и власти, наблюдаемое в различных формах и на различных уровнях, когда решения принимаются не компетентными и беспристрастными экспертами, а «капиталистами», которые руководствуются логикой личной выгоды, или «бездушными технократами». Также необъяснимо несовпадение профессиональной квалификации и материального и статусного вознаграждения. Несоответствия в этой сфере часто отрицаются или замалчиваются во имя меритократического идеала «статуса по заслугам». Например, в современном российском обществе типичной стала ситуация низкого материального вознаграждения и, как следствие, низкого престижа и статуса высокообразованных и высокоинтеллектуальных людей: «Профессия физика в СССР в 1960-е гг. пользовалась высоким престижем, а бухгалтера — низким. В современной России они поменялись местами. В данном случае престиж прочно связан с экономическим статусом данных видов занятий».

Поскольку системы стратификации являются более сложными и подвержены более быстрой эволюции, механизм приписывания статуса остается неопределенным. Во-первых, перечень критериев, участвующих в определении статуса, очень пространен. Во-вторых, становится все труднее свести совокупность разнообразных статусных атрибутов, принадлежащих каждому индивиду, к единому символу, как в традиционных обществах, где достаточно было сказать «это сын такого-то», чтобы сразу стали известны социальный статус человека, его материальный уровень, круг знакомых и друзей. В традиционных обществах личность и ее статус были очень тесно связаны. В наши дни личность и статус имеют тенденцию к расхождению. Тождество личности уже не задается: она сама строит его свои ми усилия ми на протяжении всей жизни. Поэтому наше восприятие себя как личности расщепляется на множество аспектов, в которых проявляется наш социальный статус. Тождество личности ощущается не столько через связь с фиксированным статусом, сколько через чувство собственной ценности и неповторимости.

В.И.Шарин,
исполнительный директор Фонда социальной
поддержки населения (Свердловская обл.),
доктор экономических наук

Понятие «социальное обеспечение» возникло в советский период истории России. Оно отражало совокупность взаимоотношений по поводу всестороннего государственного попечительства о гражданах в связи с рисками (угрозами) их социального положения.

Радикальные изменения российской действительности начала 90-х годов сформировали новый тип взаимоотношений «государство — гражданин», на смену системе социального обеспечения СССР пришла система социальной защиты населения РФ, а парадигма социального обеспечения как патерналистской опеки фактически уступила место парадигме государственной социальной помощи.

Несмотря на то, что социальное обеспечение не существует уже почти пятнадцать лет ни как принцип, отражающий всестороннее государственное попечительство, ни как система защиты от рисков, — это понятие продолжает использоваться отнюдь не в связи с советским прошлым. В одних случаях им определяют совокупность пособий, льгот, выплат, в том числе и пенсионных, производимых из государственного бюджета и внебюджетных страховых социальных фондов, в других — «остатки» советского соцобеспечения в системе социальной защиты населения РФ. Все это приводит к путанице и требует уточнения. Попробуем разобраться в этом вопросе и определить новое место совокупности государственных пособий, льгот, иных выплат из бюджетных средств.

В научной литературе мы можем встретить следующие определения понятия «социальное обеспечение». Так, специалисты в области права социального обеспечения, например М.Заха­ров, Э.Туч­кова, В.Гала­ганов, его трактуют следующим образом: «Социальное обеспечение — это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса . «Государственное социальное обес­печение — это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и (или) в натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета РФ управомоченными органами в порядке, установленном законодательством)» .

Можно встретить и такое определение, как «социальное обеспечение — система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность» . Л.Ржаницына определяет понятие «социальное обеспечение» следующим образом: «Социальное обеспечение — это распределение пенсий, пособий и предоставление социальных услуг нетрудоспособным и приравненным к ним категориям граждан по постоянно действующим основаниям, нормам и правилам, определенным общефедеральным законодательством как обязательные для всех участников и уровней» и т.д.

Эти определения содержат сущностные признаки явления социального обеспечения и отражают его особенности. Наиболее важные из них: социальное обеспечение осуществляется государством из целевых, специальных фондов, а также фондов обязательного социального страхования. Оно направлено на выравнивание доходов граждан, поддержание их полноценного социального статуса в установленных законом случаях: утраты или снижения доходов, старости, инвалидности, временной нетрудоспособности, потере кормильца и т.п. Структурно социальное обеспечение включает в себя, в соответствии с этими установлениями, такие организационно-пра­вовые формы, как социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования и за счет ассигнований из государственного бюджета.

Таким образом, понимание социального обеспечения, по сути, вполне соответствует его определению, бытовавшему в советскую эпоху. «Социальное обеспечение — это государственная система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. Осуществляется за счет государства и колхозов» . С этим можно было бы согласиться, применяй авторы понятие «социальное обеспечение» в СССР. Но они относят эти определения к социальному обеспечению как элементу системы социальной защиты населения РФ, что не может не вызывать возражение.

Для анализа рассмотрим как и зачем возникает социальное обеспечение. Оно зародилось в первые годы советской власти. Отказавшись от общественно организованной, многосубъектной системы противостояния социальным рискам, существовавшей в царской России, новая власть упраздняет благотворительные общества и учреждения, органы попечительства, конфессиональное милосердие. Взамен исторической парадигмы общественного призрения, советская власть провозглашает новую — государственный патернализм и берет на себя функцию всестороннего и полного социального попечительства о своих гражданах. Советский патернализм реализовывался посредством принципа государственного социального обеспечения и при помощи его системы.

Уже в ходе Гражданской войны и военной интервенции при губернских, уездных исполнительных комитетах Советов народных депутатов создаются специальные организационные структуры, реализующие политику социального обеспечения, — открываются отделы социального обеспечения. В апреле 1918 года создается Народный комиссариат социального обеспечения. Таким образом, идеология государственного попечительства — социального обеспечения — обретает организационные формы реализации.

Итак, понятие «социальное обеспечение» сформировалось в советский исторический период и содержало вполне конкретные признаки этого явления. Отражая идеологию государственного патернализма, оно было целеориентировано на всеобщее попечительство, всестороннюю защиту от социальных рисков. Государственное обеспечение, реализуя принципы социалистического общественного распределения, реализовывалось из централизованных фондов. Структурно включало в себя пенсионное обеспечение и социальное страхование, социальное обслуживание, также финансировавшиеся из общественных фондов потребления. Организационно проводили функцию государственного попечения органы социального обеспечения, так называемый «собес». Их деятельность была гарантирована централизованно-плановой экономикой и административно-командной системой управления обществом. Именно эта совокупность отношений государственной социальной опеки, заботы и формировала понятие «социальное обеспечение».

Реформирование российского общества не могло не затронуть и систему социального обеспечения. Так, происходят принципиальные идеологические перемены — отказ от государственного патернализма всестороннего попечительства о человеке, на смену приходит принцип государственной социальной помощи. Исчезают централизованные фонды общественного потребления, являющиеся экономической основой социального обеспечения. В сфере защиты от социальных рисков возникают принципиально новые субъекты — фонды социального страхования (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования), действующие на страховых принципах солидарной самозащиты, организованной взаимопомощи и самоуправления. Они автономны и отделены от государственного бюджета (внебюджетные) и по своей рыночной, демократической природе, механизмам и экономическим основам не имеют ничего общего с системой социального обеспечения. Ушли в прошлое и органы, претворявшие политику социального обеспечения: взамен «собесам» были сформированы органы социальной защиты населения РФ, реализующие новые функции. Совокупность отношений и институтов, механизмов и инструментов, составлявшая понятие «социальное обеспечение», исчезла.

Термин «социальное обеспечение» отражал специфику организации государственных социальнозащитных функций в период господства централизованно планируемой хозяйственной системы. Принципиальные изменения в социально-экономических отношениях, в том числе и по поводу социальной защиты населения, появление ее административных структур с новыми функциями не дают возможности использовать термин «социальное обеспечение» для определения качественно новых общественных отношений в сфере социальной защиты. Не случайно отсутствует и законодательное закрепление понятия «социальное обеспечение». Поэтому и само это понятие целесообразнее было бы оставить исключительно для определения особого типа социальной защиты населения, имеющего место в известный конкретно-исторический период.

Но от советской системы социального обеспечения остались отдельные весьма важные элементы: это комплекс государственных пособий, выплат, льгот, социальных услуг, которые объективно не могут быть реализованы, так как механизмы прежней системы не способны эффективно работать в рыночных отношениях. Они предоставляются в соответствии с подходами социального обеспечения: категорийно (безадресно), без учета уровня благосостояния, уравнительно, с учетом заслуг выделяемых властью категорий населения или по политическим мотивам, как дополнительные доходы, в крайне низких размерах и т.п.

Возьмем для примера пособия на погребение. В СССР они реализовывали государственную гарантию социального обеспечения из фондов общественного потребления. В настоящее время, это пособие также выплачивается (ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г.), но финансовый механизм уже иной. Из бюджетных средств субъектов РФ пособие выплачивается, если умерший не работал и не являлся пенсионером, во всех остальных ситуациях выплаты осуществляются из средств внебюджетных социально-страхо­вых фондов: пенсионного и социального страхования. Размеры пособия для всех случаев одинаковые и определяются государством. Но если эти пособия выплачивают страховые фонды, то в соответствии с принципами страхования они должны быть индивидуальными, дифференцированными, зависеть от трудового вклада, страховых взносов и др.

Уравниловка в страховании недопустима: в социальном аспекте — несправедлива, а в экономическом — неэффективна. Если же это пособие — государственная гарантия в одинаковом размере всем гражданам РФ, то почему оно во всех случаях не выплачивается из государственного бюджета, почему государственные гарантии реализуются посредством солидарной самозащиты граждан? Наконец, насколько экономически целесообразно и социально справедливо производить выплату государственных пособий в равных для всех размерах в социально дифференцированном обществе? Из подобных противоречий соткана практически вся совокупность отношений по поводу реализации государственных гарантий с учетом трудовой жизненной ситуации, которую продолжают называть социальным обеспечением.

Итак, «остатки» советского социального обеспечения: во-первых, противоречат реализуемому в демократическом обществе принципу социальной справедливости, так как в условиях социально неоднородного общества, имущественной дифференциации пытаются обеспечить уравнительное государственное попечение; во-вторых, не соответствуют новой парадигме социальной защиты с опорой на рыночные механизмы, солидарную самозащиту (социальное страхование), фактор личной ответственности за свое социальное положение, социальную поддержку, а не государственное тотальное попечительство; в-третьих, не имеют адекватных государственным гарантиям социального обеспечения СССР: экономической базы, механизмов реализации и источников финансирования.

Именно поэтому называть оставшуюся от системы советского социального обеспечения часть пособий, льгот, выплат, услуг социальным обеспечением мы не имеем права. Это другая совокупность общественных отношений. И должна по-иному определяться. Например, как «государственная социальная помощь», рассматриваемая в широком своем значении, как целенаправленная деятельность властных органов, обеспечивающая предоставление гарантированных государством социальных пособий, субсидий, компенсаций, льгот, выплат, жизненно необходимых товаров, а также социальных услуг гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе вызванную бедностью, которые предоставляются гражданам из бюджетных средств, в случае наступления обстоятельств, указанных в законодательстве, независимо от их участия в фондах страхования, социальном резервировании и трудового вклада. (В узком — это государственная социальная помощь по бедности, осуществляемая в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума (в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» (1999 г.)).

Экономической сущностью отношений государственной социальной помощи служит социальное резервирование, проводимое в целях компенсирования, блокирования воздействий социальных рисков посредством аккумулирования в бюджет налоговых поступлений (единый социальный налог рассматривается автором как страховой взнос, так как по своей природе не является налогом). Средства социального резервирования распределяются в соответствии с законодательством РФ, а сама помощь реализуется органами социальной защиты населения.

Безусловно, часть пособий, выплат, реализуемая в настоящее время из внебюджетных социально-страховых фондов, государственной социальной помощью считаться не может. Средства этих фондов имеют страховую природу, поэтому и формируются по-иному, и выплаты из этих средств подчиняются иным правилам. Они отражают солидарную самозащиту и принадлежат всем участвующим в социальном страховании гражданам, а не государству. Поэтому любые выплаты из средств внебюджетных фондов социального страхования должны носить характер выплат в связи с наступлением страхового случая, а не государственного вспомоществования и рассматривать их можно как российскую экзотику — социально-страховую помощь. Осуществляя в настоящее время нестраховые выплаты из средств социально-страховых фондов, государство нарушает права участников российской системы социального страхования, деформирует страховую природу внебюджетных общественных фондов.

Формируя новое, широкое понятие «государственная социальная помощь», автор подчеркивает необходимость реформирования оставшихся от советского социального обеспечения комплекса пособий, льгот, выплат и обозначает траекторию его трансформации, приведения в соответствие с рыночными, демократическими принципами, и в первую очередь с принципом государственной социальной помощи.

Литература

1. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 416 с.

2. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: «БЕК», 2001. 576 с.

3. Калашников С.В. Становление социального государства в России. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2003. 159 с.

4. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 1998. 432 с.

Социальные статусы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *