Потребности эмоционального комфорта

Любой человек постоянно испытывает потребность в чем-либо, это естественное состояние. Формой проявления потребности является мотив, то есть побуждение к деятельности, направленной на тот или иной материальный или идеальный объект. Иными словами, мотивы — это субъективные побуждения людей, обусловливающие их поступки. В отношении рекламы таким поступком является выбор и покупка определенного товара. Американский социальный психолог А.Маслоу разработал иерархическую модель потребностей (в начале списка идут потребности, имеющие биологическую основу, в конце — обусловленные социальным окружением человека). Потребности высшего уровня становятся актуальными лишь после удовлетворения потребностей низшего уровня:

· базовые физиологические потребности;

· потребность в безопасности (своей и своих близких);

· социальные потребности (потребность быть членом определенного коллектива, иметь семью, потребность в привязанности и любви);

· потребность в признании и оценке со стороны общества;

· потребность самоактуализации (потребность в раскрытии своей индивидуальности, своих возможностей). Изучение потребностей и практическое приложение знаний о потребностях помогает ориентировать рекламу. Решение о конкретной покупке человек принимает не только на основании существующей потребности. Движущей силой поступка являются мотивы, нередко косвенно связанные с исходной потребностью. Например, страхование связано с потребностью в безопасности (в данном случае — финансовой), однако, более эффективным оказалось использование потребности в признании и оценке со стороны общества, так как реклама ориентируется на мужчину-главу семьи, для которого важно чувство главенства в семье. Итак, мотивы действий в принципе соотносятся с потребностями, но система мотивов более подвижна и более богата признаками, чем система потребностей. Как правило, поступки людей являются полимотивированными, однако часто можно выделить один самый главный для человека мотив, определяющий конкретное его действие. Мотивы соотносятся как с практически значимыми, так и с психологически значимыми характеристиками товара, поэтому в рекламе весьма эффективны как рациональный, так и эмоциональный мотивы.

Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

· первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;

· быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете

· В. Паккард формулирует восемь основных типов потребностей, которым должен удовлетворять товар, чтобы его купили. При этом мы помним, что продается не сам товар как физическая данность, а его психологическое соответствие, то, чем он может помочь психологически.

· 1. Продажа эмоциональной безопасности

· 2. Продажа подтверждения ценности

· 3. Продажа самоблагодарности

· 4. Продажа творчества

· 5. Продажа объектов любви.

· 6. Продажа чувства власти

· 7. Продажа чувства корней

· 8. Продажа вечности

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

(низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

Потребность в принадлежности и любви.

1. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

2. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

3. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

4. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Современные теории мотивации — Мотивация поведения потребителей — Классификация потребительских мотивов (по Р.И.Мокшанцеву)
1. Эмоциональные мотивы :
Обрести привлекательность
Сохранить внимание близких
Выделиться, отличиться от других
Вызвать восхищение
Быть принятым в определенной среде
Преодолеть страх
Удовлетворить любопытство
Почувствовать себя комфортно.
2. Рациональные мотивы.
Это мотивы, связанные с принятием в расчет реальных обстоятельств, например, экономических — цены, долговечности, экономичности, практичности и др.
3. Утилитарные мотивы.
Подобные мотивы особое внимание уделяют эксплуатационным качествам товара, его гарантийному сроку, надежности, производительности и пр.)
4. Эстетические мотивы
Здесь интерес покупателя вызывает внешний вид товара, красота формы, оригинальность цветового решения, гармоничное сочетание с другими вещами: в рекламе это звучит примерно как «благородство линий», «гармония формы и цвета», «современный дизайн».
5. Мотивы престижа.
В этот случае товары приобретаются для того, чтобы подчеркнуть свой социальный статус.
6. Мотивы уподобления и моды.
Потребитель стремится купить то, что покупает или предлагает купить знаменитость, которой он стремится подражать.
7. Мотивы самоутверждения.
Такая мотивация обусловлена стремлением к самореализации в портеблении, отличиться, показать свою оригинальность.

8. Мотивы традиции.
Подобные мотивы могут быть связаны с национально-культурной спецификой народа.

Понятие эмоционального благополучия ребенка в психологии

В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка. Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление к этому лежит в основе психосексуального развития. Первоначально у ребенка возникает «любовь к заботе», которую осуществляет мать, и только на основе этого — любовь к матери, как объекту, с которым связано удовольствие от удовлетворения потребностей. Мать становится первым объектом влечения, причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект удовлетворения потребностей, она оказывает влияние на дальнейшее формирование объектов влечения всех потребностей и способов их удовлетворения. Фрустрация удовольствия (некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность) ведет к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка. Стремление к удовлетворению рассматривается как актуализация психосексуальной энергии, конкретизирующейся в различных потребностях. Состояние эмоционального неблагополучия (напряжения, фрустрации, чувство страха, отчаяния, гнева и т.п.) возникает вследствие невозможности немедленного устранения напряжения потребности или несоответствия способов удовлетворения, имеющихся у ребенка, предлагаемым обществом (первоначально в лице родителей).

Наличие в классическом психоанализе двух альтернативных состояний субъекта — страдания от напряжения потребностей и переживания наслаждения при их удовлетворении, а также роль матери в этом процессе как внешнего источника этих переживаний — положило начало целому вееру концепций, касающихся формирования у ребенка базового отношения к миру и форм переживаний своей активности в нем.

Э. Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и надежды, противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет потребности ребенка, предоставляя ему возможность, прогнозировать и ожидать ее закономерное и своевременное появление и соответственно устранение состояния неудовольствия и получение удовольствия. Мир устроен так, что ребенок постоянно оказывается в состоянии напряжения потребностей и вынужден некоторое время пребывать в этом состоянии. Поведение матери позволяет ему «побеждать» чувство базового недоверия и к концу первого года образуется баланс между базовой верой и базовым недоверием, который для успешного психического развития должен быть в пользу веры и надежды. Именно концепция Э. Эриксона (в которой выделяются и дальнейшие этапы развития отношения ребенка к миру и себе, основанные на формировании «базовых способов разрешения конфликтов» между противоположными тенденциями, присущими каждому периоду развития) послужила источником дальнейшей разработки проблемы базового отношения к миру и его онтогенеза.

К. Хорни в качестве базовой структуры выделяет потребность в безопасности и необходимость ее удовлетворения, которое обеспечивается родителями. Базовой безопасности противостоит базовая тревога как результат неудовлетворения потребности в безопасности. В результате родительского (в первую очередь материнского) поведения формируется индивидуальная структура соотношения базовой тревоги и базовой безопасности, определяющая стратегию развития личности.

Д. Винникотт акцентирует свое внимание на критичности для ребенка качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери, помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка, должна быть окрашена любовью. Знаменитым стало утверждение Д. Винникотта о том, что «кормление без любви—деструктивно». Мать является «идеальной средой» для ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после родов и обеспечивающего ей интуитивное переживание состояний ребенка. На основе этого она способна оптимально удовлетворять все потребности ребенка и переживать при этом чувство любви и глубокой удовлетворенности. Это чувство защищает ее и ребенка от естественных для них обоих агрессивных импульсов, неизбежно присущих им как индивидуальным субъектам и служащим для защиты и сохранения своей индивидуальной целостности. Ребенок в условиях адекватного, «достаточно хорошего» материнского отношения получает хорошо сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала осваиваемые ребенком «по отдельности», впоследствии «собираются» в целостный образ матери («материнский объект»). Промежуточный этап, когда мать еще не является целостным объектом, представляет собой для ребенка весь внешний мир в его положительных и отрицательных качествах. Это значение мира и соотношение его «хороших» и «плохих» свойств, а также их предсказуемость и управляемость со стороны ребенка (в плане удовлетворения его нужд) является основой построения всей модели мира и себя. Оптимальным для развития личности содержанием, получающимся в результате построения модели мира и себя, является усвоение (включение в эту модель) ребенком «хороших» качеств первичного объекта — матери. Для этого «хорошая мать» должна полностью отдаться своим эмоциям и некоторое время жить с ребенком единой жизнью, в которой удовлетворение потребностей ребенка переживается матерью как ее собственное удовольствие.

В этологических исследованиях, начало которым было положено в экспериментах X. Харлоу с детенышами обезьян, воспитывающимися без матери, было показано, что для нормального развития детенышей недостаточно только удовлетворения физиологических нужд. X. Харлоу сформулировал понятие об эмоциональном комфорте, который достигается в присутствии специфических стимулов от матери. Это мягкая шерсть, за которую можно цепляться, наличие «тела» (шерстистого и мягкого), к которому можно прижаться, его свойства покачиваться. Эти исследования свидетельствуют, что первоначально эмоциональный комфорт достигается именно за счет наличия самих стимулов, и только в дальнейшем они «собираются» в целостный объект. В нормальных условиях этим объектом является мать. Но в экспериментальной ситуации удалось «разнести» стимулы, обеспечивающие эмоциональный комфорт, и стимулы, обеспечивающие удовлетворение физиологических нужд, по разным объектам (два макета суррогатной матери с разным набором качеств). Революционность этих исследований состоит не только в выделении самостоятельного значения потребности в эмоциональном комфорте, но и в генезисе объекта этой потребности, основанном на существовании стимулов, обеспечивающих этот комфорт, и прижизненном их объединении на внешнем объекте.

Понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их обеспечении, а также влияние этих структур на формирование базовых образований личности легли в основу теории привязанности . На основе заботы и поддержки, оказываемых матерью в первый год жизни, у ребенка образуется привязанность к ней, как к объекту, эту поддержку обеспечивающему. Качества матери как объекта привязанности (ее физическая и психологическая доступность, а также качество и своевременность оказываемой поддержки) служат источником формирования поведения привязанности и базовой структуры личности (привязанности), обеспечивающей стратегическое отношение субъекта к миру и своему существованию в нем (базовая модель мира «Я-Другой»). Более поздние исследования привязанности показали, что выделенные формы привязанности (качество привязанности и две его основных формы — прочная, или безопасная, и непрочная привязанность), с некоторыми вариантами, обнаруживаются во всех культурах, причем в каждой культуре есть свой тип качества привязанности, наиболее оптимальный для формирования конкретно-культурного варианта личности. Качество привязанности, окончательно формирующееся к двум годам, является устойчивой личностной характеристикой и может быть выявлено в любом возрасте.

Исследования привязанности у детей и взрослых установили ее роль в устойчивости к стрессам, связь качества привязанности с депрессивным складом личности, ее влияние на развитие родительских и супружеских качеств, устойчивость к невротическим расстройствам, формирование стиля мотивации достижений, а также наличие «циклов непрочной привязанности» в семейной истории.

Источником формирования прочной привязанности является доступность для ребенка объекта привязанности и качественное выполнение им своих функций (защита от всех форм дискомфорта) на ранних этапах развития. Еще У. Джеймс определял чувство одиночества, возникающее у ребенка вне контакта со взрослым, как источник страха в младенчестве. Д. Магагна считает, что вне контакта с матерью ребенок не развивается, все его ресурсы «работают» на защиту от тревоги и преодоление чувства эмоционального дискомфорта. Она выделяет три типа поведения ребенка для компенсации чувства тревоги в отсутствии матери: 1) снятие стресса за счет увеличения подвижности; 2) угнетение двигательной активности («затаивание»); 3) аутостимуляция, или «поиск замены соска». Хорошо известно, что сосание для ребенка не только акт кормления, но и успокоение, т.е. способ обретения эмоционального комфорта. В традиционных системах воспитания этот способ активно используется, иногда далеко за пределами грудного возраста. В. В. Лебединский выделяет две основные функции эмоциональной регуляции: тоническую и регулятивную. Эти функции также могут быть «разнесены» на разные объекты, хотя в норме принадлежат матери. У детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, тоническая функция может закрепляться не только на взрослом, но и на другом ребенке, а также обеспечиваться с помощью аутостимуляции. Роль тонической функции состоит в поддержании оптимального состояния возбуждения нервной системы, необходимого для жизнедеятельности. Это состояние имеет вполне определенные физиологические параметры, характеризуемые как стеническое состояние, обеспечивающее уверенность и готовность к действию, которые субъективно переживаются как состояние эмоционального комфорта. Потребность в оптимальном состоянии возбуждения основана на потребности мозга в притоке стимуляции и является источником формирования потребности во впечатлениях.

В гуманитарной психологии меньше внимания уделяется раннему онтогенезу, но выделяются состояние эмоционального комфорта и потребность в нем. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности, которая в раннем возрасте обеспечивается родителями. Это безопасность от страха, защита от боли, гнева, неустроенности. Она относится к потребностям первого уровня и должна быть удовлетворена после удовлетворения потребностей нужды (физиологических). Удовлетворение потребности в безопасности служит необходимым условием для возможности удовлетворения потребностей второго уровня — потребностей развития. Удовлетворение потребности в безопасности продуцирует чувство благополучия. Для его возникновения и стабилизации необходимо стабильное окружение и уверенность в его стабильности и закономерности. Это обеспечивается зависимостью ребенка от родителей, которая и стимулирует родителей такое окружение создавать и поддерживать. В этом состоит конструктивная роль зависимости в раннем детстве. Чувство безопасности создается заботой родителей, поддержкой и проявлением их любви к ребенку.

Общим заключением, следуемым из этих подходов, является констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь — матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность ко взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности ко взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременном ее получении.

В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях со взрослым. Мать первоначально рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери (проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия) . М. И. Лисина и ее последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью, но возникающей также в течение периода новорожденности на основе активного воздействия взрослого. Проявляя свое эмоциональное отношение, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения — ситуативно-личностной. Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Основное внимание уделяется структуре и содержанию эмоциональной сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального состояния на развитие познавательной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности (которые являются основным предметом исследования), но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного (а точнее — эмоционально-положительного) состояния ребенка.

Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках тех направлений отечественной психологии, где искаженное материнско-детское взаимодействие рассматривается как источник нарушения эмоционально-личностной сферы и психического здоровья ребенка (в младенческом, дошкольном, предподростковом и подростковом возрастах). Сюда относятся исследования родительского отношения, родительской позиции, стиля детско-родительских взаимодействий и т.п. В работах, относящихся к этим направлениям, выделяется базовое отношение к миру, которое формируется в раннем возрасте . Содержанием этой структуры является чувство базового доверия к миру , активно-доверительное отношение к миру , устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения. Формирование такого содержания субъективного опыта ребенка основано на поведении матери, которая, помимо удовлетворения физиологических, а также эмоциональных потребностей ребенка, обеспечивает поддержку его активного, инициативного отношения к миру. Мать воспринимает ребенка как субъекта не только потребностей, но и эмоциональных переживаний, активности. Выделяется потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого , в эмоциональном взаимодействии со взрослым , к трем месяцам проявляющаяся как устойчивая потребность в получении положительных эмоций от взрослого , потребность обрести чувство уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым . Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка.

Эти исследования также позволяют заключить, что чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я — Мир» и является необходимым условием его развития. Оно продуцируется положительным эмоциональным отношением матери, активно проявляемым в процессе взаимодействия с ребенком. Нарушение такого поведения матери (разные формы эмоциональной депривации) ведет к искажению психического развития ребенка, причем во всех сферах.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом материнско-детского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка. Разработаны методы диагностики уровня эмоционального благополучия и типов материнско-детского взаимодействия и материнского отношения.

Оценка эффективности материнства проводится с помощью выявления уровня эмоционального благополучия детей. В исследовании детей старшего дошкольного возраста на основе работ А. Д. Кошелевой, В. И. Перегуды, И. Ю. Ильиной, Г. А. Свердловой, М. В. Колосковой, Л. Л. Баз и О. В. Баженовой, Г. В. Скобло и О. Ю. Дубовик, Г. Г. Филипповой и других, эмоциональное благополучие ребенка оценивалось по баллам от 0 до 3 по двум группам показателей, характеризующим переживание эмоционального комфорта во взаимодействии со взрослым (в семье и вне семьи) и переживание успеха-неуспеха в индивидуальной и совместной со взрослым деятельности. Эмоциональное благополучие выражается в особенностях использования ребенком средств общения, в первую очередь невербальных — таких, как глазной и тактильный контакт, включения взрослого в совместную деятельность и эмоциональную реакцию на оценку последним результатов своих действий, в переживании эмоционального комфорта в семье и ситуации взаимодействия с матерью. Сопоставление уровней эмоционального благополучия детей с особенностями материнского отношения показало, что высокий уровень эмоционального благополучия детей устойчиво сочетается с адекватным материнским отношением (принимающим, эмоционально-поддерживающим), а снижение уровня эмоционального благополучия, во-первых, всегда связано с отклонением материнского отношения от адекватного, а во-вторых, положительно коррелирует с выраженностью такого отклонения.

Исследования эмоционального благополучия ребенка в разных возрастах и его связи с отношением и поведением матери показали, что оно проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность, отношении к оценке взрослого, развитии самоконтроля, стиле переживания ситуации разлуки с близким взрослым, переживании семейной ситуации. В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. На основании приведенных исследований можно более конкретно охарактеризовать структуру эмоционального благополучия.

ВЛИЯНИЕ КАТЕГОРИЙ «ПОТРЕБНОСТИ» НА ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Воронин В.П. , доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономической теории и международного бизнеса» ВГТА

Осенева О.В., соискатель

Средства трудовой мотивации персонала представляют долговременную и оперативную систему действий. К первой, долговременной системе, относятся методы, виды, способы и приемы, регламентированные в нормативных актах, действующих на предприятии, таких как стратегия развития предприятия, его миссия, положения о поощрении работников, дисциплинарный регламент и т.п.

Потребность является внутренней причиной активности личности, определяет мотивы ее деятельности. Чем богаче, разнообразнее становится жизнь общества, тем содержательнее и сложнее становятся потребности человека. В литературе представлены различные теории, в которых анализируются структура и содержание потребностей индивидуума, а также факторы, влияющие на мотивацию трудовой деятельности личности .

Одна из наиболее распространенных концепций трудовой мотивации исходит из определения потребностей человека и объясняет необходимость в труде как средстве удовлетворения иерархии этих потребностей. Потребности формируют и развивают жизненные цели человека, определяют направление его усилий для реализации своих потенциальных возможностей .

Наиболее известным разделением человеческих потребностей на иерархические группы является пирамида А. Маслоу. В ее основу положены физиологические или базовые потребности человека. Эти потребности — в еде, питье, во сне — сознательный индивидуум должен удовлетворять в приоритетном порядке, чтобы поддерживать свою жизнь.

На этой основе возникает потребность в обеспечении безопасности. Безопасность, или потребность в защищенности, связана с самозащитой, предотвращением нанесению вреда здоровью и в определенной степени с обеспечением будущего. Это потребности в убежище, тепле и защите. Безопасность потребления в первую очередь отечественных продуктов питания, лекарств, непродовольственных товаров — есть важнейшее условие сохранения социума. В условиях разразившегося мирового финансово-экономического кризиса этот фактор в России стал под угрозой: отсутствие собственного производства необходимых товаров явилось причиной не только роста в 1,5 раза курса доллара, но и тенденции к опережающему росту цен на лекарство и продукты питания.

Следующий уровень — потребности в принадлежности, или привязанности: каждый человек в той или иной степени нуждается в проявлении и ответном выказывании дружеских чувств, товарищеских отношений. Следует обратить внимание, что люди присоединяются к сообществам, с одной стороны, для удовлетворения потребности в привязанности, а с другой — для обеспечения большей безопасности. Только в коллективе индивидуум может получить признание, удовлетворить потребность в собственной значительности, включая потребность в достижении независимости, завоевании уважения окружающих, доминировании в коллективе и обладании чем-либо.

Тем самым у индивидуума проявляется потребность в реализации своих возможностей, в саморазвитии и созидании. Европейские экономисты в этой связи выдвигают идею постоянного самообразования (так называемый «коучинг») как что-то новое, характерное для западной науки ХХ? века. Но они вообще не знакомы с советской практикой системного подхода к самообразованию, которое проявлялось не только во временном аспекте индивида, но и по вертикали управления и выражалось не только в пассивном усвоении новых знаний, но и активном обучении руководителями своих подчиненных.

Подобная иерархия удовлетворения потребностей создает объективную основу совершенствования менеджмента и управления персоналом. Переход предприятия от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами основывается на разработке таких заданий для сотрудников, при выполнении которых они могли бы не только удовлетворить свои материальные запросы, но и получить возможность полностью реализовать свой творческий потенциал. Следовательно, достижение высоких показателей эффективности труда должно базироваться как на удовлетворении первичных потребностей работников, так и на возможности достижения социального признания индивидуума .

Необходимость выделения такой потребности, как потребность в самоуважении (следовательно, в самоменеджменте), отражает сущность развития личности, ее самоутверждение, и как следствие, достижение потребностей высшего уровня — потребности в саморазвитии и росте.

В применении каждым индивидуумом самоменеджмента можно условно выделить несколько методов. Это, в первую очередь, использование имеющегося опыта, связанного с деятельностью определенных категорий людей, которые методом проб и ошибок проверяли эффективность различных приемов в технике личной работы.

Кроме этого, на современном этапе необходимо использовать специальные методы для решения отдельных конкретных задач. Специализация в некоторых сферах деятельности, являясь следствием разделения труда, привела к появлению специальных техник, направленных на развитие способностей определенного вида, таких, как тренировка памяти, рациональное чтение и т.д. Сегодня наряду с традиционными методами предлагаются такие разработки, как управление своими эмоциями, искусство слушать собеседника и др. Кроме этого, на развитие самоменеджмента оказывает влияние прогресс в технических и гуманитарных науках.

Построение собственной системы «управления собой» обусловлено систематизацией знаний в технике личной работы. На этом этапе человек должен выработать методы, наиболее подходящие именно для него, и строить из них взаимосвязанное целое.

Высшей целью, высшей потребностью индивидуума является стремление человека к самовыражению, самореализации, его стремление к личной власти. Человек работает над собой, над совершенствованием своей личности всю жизнь, и хорошо выполненное дело, как и сам процесс творчества, приносит ему высшие радости .

Научная база управления постоянно обогащается новыми теориями мотивации. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда устанавливает зависимость между поведением человека и его потребностями к власти и соучастию; разработаны теории процесса мотивации, ожидания (теория Виктора Врума), постановки целей, равенства, существует теория партисипативного управления.

Ориентируясь на исследованные теории мотивации персонала, мы выстраиваем индивидуальные ожидания по поводу удовлетворения потребностей работников и формируем методы удовлетворения ожиданий со стороны организации, как это показано в таблице. При этом важно обеспечить не только удовлетворение потребностей индивидуумов, но использовать их потенциал в интересах фирмы, для достижения ее стратегических и тактических целей.

Редактор: Пиманова С.

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 4

слово молодым СОЦИОЛОГАМ

удк 316. 77

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК КОМПОНЕНТ МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

д. о. Ершов

Саратовский военный институт вв мвд россии E-mail: dima.ersh80@mail.ru

в статье раскрываются структурные компоненты современной системы социального воспроизводства: социальные потребности, социальное потребление, социальное действие. доказывается, что в новых условиях необходимо рассматривать расширенное социальное воспроизводство в контексте реализации механизма совершения социального действия. обосновываются компоненты данного механизма, уточняются место и роль в системе данного механизма социальных потребностей, а также этапы его функционирования.

Ключевые слова: социальные потребности, социальное потребление, механизм социального действия.

social Needs as a Component of social Activity Mechanism

D. o. Ershov

Key words: social needs, social consumption, mechanism of social activity.

Современное общество, как и его отдельные организационные структуры, нуждается в расширенном социальном воспроизводстве. Последнее отражает воспроизводство целостной социальной деятельности людей в контексте их потребительного развития. Социальное воспроизводство в современных условиях «раскрывает, как, в какой последовательности, вновь и вновь возобновляясь, осуществляется деятельность по созиданию, сбережению, восстановлению, обновлению или сохранению условий, средств и целей субъекта воспроизводства»1. Поэтому процесс расширенного воспроизводства в новых условиях должен рассматриваться в единстве нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых систем: 1) расширенное воспроизводство социальных потребностей; 2) расширенное воспроизводство социального потребления; 3) расширенное воспроизводство социального действия. Дополнительно можно выделить вторичные социально-экономические компоненты расширен-

ного воспроизводства: 1) рост общественного продукта; 2) развитие совокупного человеческого капитала; 3) совершенствование хозяйственных отношений в обществе. Несложно заметить, что расширенное социальное воспроизводство характеризуется, прежде всего, следующими социальными явлениями: потребностями, потреблением и социальным действием. В современной социологической литературе принято рассматривать расширенное социальное воспроизводство в контексте реализации механизма совершения социального действия. Последний представляется как структурная система, обеспечивающая осуществление всякого социального действия. При этом потребности, потребление, интересы, мотивы принято рассматривать как компоненты механизма совершения социального действия2.

Рассмотрим подробней проявление потребности как системного компонента механизма совершения социального действия. Потребности и предпочтения традиционно позиционируются учеными как основной фактор совершения социального действия3. При этом действие представляет собой выражение той или иной формы социального поведения. Социальное действие в данном контексте выступает как «активное поведение людей, основанное на рациональном целе-полагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния»4.

Здесь социальное действие взаимообусловлено процессом социального потребления5. Ведь социальное потребление имеет две взаимосвязанные функции: 1) удовлетворение потребностей человека; 2) реализацию осознанного социального действия акторов. Поэтому социальное действие необходимо отличать от нецеленаправленного поведения, прежде всего, поскольку действующий человек осознанно реализует собственные социальные потребности, он четко понимает, что, зачем и относительно кого он делает.

Таким образом, социальное действие, с одной стороны, является функциональным проявлением внутренней потребности человека, с другой стороны — это результат потребительного предпочтения человека, обусловленного существованием и поведением окружающих субъектов. Социальное действие «соотносится по своему смыслу с поведением других субъ-

© Ершов Д. О., 2014

Д. О. Ершов. Социальные потребности как компонент механизма социального действия

ектов и ориентировано на него»6. По сути, социальное действие всегда основано на потребительном предпочтении и в своем целеполагании затрагивает других людей. Оно также ориентировано на определенную реакцию окружающих субъектов7. Планируя социальное действие, человек не сразу определяет необходимость, возможность и условия реализации потребности, эффективно формирует для себя цель и оптимально выбирает средства, обеспечивающие удовлетворение наиболее насущных социальных потребностей.

Актор не всегда осознает эффективность того или иного стиля потребления, не видит его связи с социальным действием и поведением. Поэтому для раскрытия социологической сущности механизма совершения социального действия необходимо уточнить результативность системы потребления, раскрыть ее связь с потребительным комплексом механизма. «Специфика проблемы состоит в том, что полезный эффект в процессе потребления выражается в определенных конечных результатах функционирования социально-экономической системы. Имеются в виду характеристики уровня и образа жизни, развития личности, расширенного воспроизводства рабочей силы, степени удовлетворения потребностей и уровня благосостояния»8. Совокупная социальная результативность системы потребления может выявляться в результате анализа показателей, которые существенно отличаются от индикаторов экономической эффективности. В то же время задача облегчается тем, что социологический аспект проблемы связан с оценкой только тех результатов, которые направлены на эффективное удовлетворение потребностей и имеют прямое отношение к процессу совершения социального действия актора. При этом важно учитывать, что данные чисто социальные результаты представляют собой также и фактор социально-экономического развития как отдельных организационных структур, так и общества в целом. Поэтому можно условно разграничить социальную и социально-экономическую результативность потребления. При этом мы абстрагируемся от чисто экономических (стоимостных) показателей эффективности потребления.

Социальная результативность потребления характеризуется уровнем удовлетворения потребностей и эффективностью реализации социального действия актора. Социально-экономическая результативность характеризуется состоянием, уровнем развития совокупного человеческого капитала, формированием всеобщей способности к реализации трудовой деятельности человека.

Таким образом, можно констатировать, что потребление и рост потребностей в новых условиях выполняют широкие социальные и социально-экономические функции как в рамках отдельной хозяйственной организации, так и

в обществе в целом. Потребности в условиях определенной ситуации создают условия формирования мотива, становления и конкретизации цели, развития мотивационной потребительской установки и как итог — реализации потребления в форме социального действия.

Потребности представляют собой важнейший компонент механизма совершения социального действия и играют все более существенную роль как фактор социально-экономического (хозяйственного) и социального развития общества. На первом этапе функционирования механизма потребности актора определяют процесс формирования цели социального действия. В то же время последнее конкретизируется не самостоятельно и не сразу, а в рамках сложного процесса актуализации потребности под влиянием внешней социальной среды актора, когда потребность проявляется как социально значимая нужда и начинает осознаваться личностью как собственный интерес.

На последующем, втором, этапе группами акторов не только осознается социальная ситуация, но и ставится стратегическая цель, направленная на удовлетворение актуализированной потребности, конкретизируются отношения различных индивидов и социальных групп.

На третьем этапе уточняются стратегические и тактические цели, постепенно обосновывается стабильная мотивация к определенному стилю деятельного проявления. И уже на фазе завершения третьего этапа формируется определенный образ действия индивидуума, отдельных социальных групп, проявляется система социальных отношений в обществе.

Акторы, реализуя процесс удовлетворения потребностей, постоянно включаются в деятельность социального механизма, формирующего определенный стиль социального действия. При этом люди не только осуществляют социальное потребление и расширенно удовлетворяют социальные потребности, но и оказывают непосредственное воздействие на окружающую действительность, обновляют всю систему жизнедеятельности, модернизируют стратегию своих социальных действий. Данная стратегия направлена на оптимизацию удовлетворения социально значимых потребностей через обновление выбора целей, уточнение социальных и экономических средств их достижения.

Важно отметить, что представленный выше механизм совершения социального действия имеет различные формы проявления и реализуется одновременно на нескольких уровнях.

Наиболее значимые уровни данного механизма следующие: индивидуальный (уровень отдельной личности), организационный (уровень отдельной организации), общественный в целом (уровень общества). Социальные потребности определяют социальные стратегии и также могут проявляться как на индивидуальном, орга-

Социология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 4

низационном, так и на общественном уровнях. Сфера реализации удовлетворения социальных потребностей сосредоточена преимущественно на организационном уровне. При этом данная сфера может осуществляться и на иных общественных уровнях.

В рамках различных форм проявления механизма реализации социального действия присутствуют сами акторы, их потребности, определяющие интересы и мотивы, стратегические цели (характеризующиеся социальными и экономическими средствами достижения), социальная среда (составляющая условия и целевую направленность самого действия). В итоге механизм реализации социального действия на разных уровнях проявляется в конечных социальных, а также социально-экономических результатах. Социальные результаты характеризуются удовлетворением и развитием социальных — биологических, психологических потребностей; социально-экономические результаты — качеством возобновления и развития человеческого капитала (индивида, организации, общества в целом).

Удовлетворение и развитие потребностей является не только основной начинающей фазой формирования социального действия, но и опосредствующей стадией саморазвития биологического, образовательного, интеллектуального человеческого капиталов. В процессе удовлетворения и развития потребностей осуществляются амортизация, восстановление и рост как физического, так и интеллектуального человеческого капиталов. Исходя из данных положений, потребности являются предпосылкой всякого социального действия человека, а расширенное материальное и духовное потребление выступает условием расширенного воспроизводства социума на уровнях как отдельной организации, так и общества в целом.

Проблему развития потребностей абстрактно можно рассматривать с двух сторон. Первая связана с целевым образовательным производством человеческого капитала (целевое развитие потребностей в образовании, знаниях, рост интеллектуальных способностей личностей). Другая определяет непосредственное потребление, определяющее не только удовлетворение непосредственных потребностей и восстановление физических способностей личности, но частичное саморазвитие интеллектуальных потребностей.

Исходя из вышеизложенного, несложно заметить, что повышение эффективности развития потребностей связано не только с ростом непосредственного потребления (рост удовлетворения потребности в пище, одежде, жилье), но и с развитием образования, системы подготовки и переподготовки кадров, здравоохранения, демократизацией управленческих отношений в организациях различных форм собственности. Отмечая активное воздействие образовательной

системы на эффективность удовлетворения интеллектуальных потребностей личности, необходимо отметить рост условий организационного взаимодействия как фактора удовлетворенности человека трудом. Труд в современных условиях должен рассматриваться как важнейшая форма социального действия, источник дохода, а также условие прогрессивного развития физических и духовных потребностей акторов, возможности формирования творческих инновационных способностей, хозяйственной инициативы.

Одновременно важно констатировать, что в условиях повышения уровня удовлетворения базовых потребностей в питании, одежде и жилье растет потребность в качественных образовательных услугах, в доступе к управленческой и трудовой инновационной деятельности работников и обучающихся. В данном контексте должен расширяться круг самих потребностей, развиваться социальный комплекс данного явления, возникают новые тенденции к возвышению и облагораживанию потребностей членов отдельных социальных организаций. Создается необходимость оценки и совершенствования потребностей обучающегося населения, формируется необходимость проектного развития его потребностей, создания новых разносторонних потребительских стандартов, обеспечение высоких темпов потребительного роста человеческого капитала обучающихся и работающих акторов. Важно обеспечивать динамичное развитие образовательного воспроизводства интеллектуального человеческого капитала, при котором объем и структура потребляемых благ и услуг соответствовали бы уровню и структуре сформировавшихся социально значимых потребительских нужд.

Примечания

1 Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996. С. 208.

2 См.: Фролов С. С. Социология организаций. М., 2001. С. 23-56 ; ВолковЮ. Г. Социология. Ростов н/Д, 2008. С. 183-184.

4 ВолковЮ. Г. Указ. соч. С. 181.

5 См.: Рюкле Х. Поведение // Организационное поведение : хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2006. С. 355-384.

Потребности эмоционального комфорта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *