Налоги и их воздействие на экономику

Налоговое и правовое регулирование в России и за рубежом

Налоговое регулирование и его роль в системе государственного

воздействия на экономику

Ж.О. Лукпанова, Л. Канапиева

Рассмотрен механизм воздействия государства на экономическую активность предпринимателей с помощью средств налогового регулирования. Приведены примеры из практики развитых стран, подтверждающие эффективность таких мер, как общее снижение налоговых ставок, предоставление инвестиционных вычетов, налоговых кредитов и других преференций. Показаны широкие возможности манипулирования различными элементами налоговой системы (субъекты и объекты налогообложения, налогооблагаемая база, налоговые ставки, налоговые льготы) с целью стимулирования или, напротив, сдерживания различных направлений предпринимательства и сфер деятельности (например, научных исследований и конструкторских разработок). В качестве иллюстрации приведены результаты подобного рода мероприятий в Республике Казахстан в последние годы.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговое регулирование, макроэкономическое равновесие, налоговые ставки, налоговые льготы, налоговые санкции, декларирование доходов, специальные налоговые режимы, налоговые изъятия, инвестиционный налоговый кредит, деловая активность, налогооблагаемая база, фискальная функция, регулирующая функция, совокупный спрос, упрощенная система налогообложения.

Одним из направлений государственного финансового регулирования является налоговое регулирование. Налоговое регулирование представляет собой процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов налогового воздействия на субъекты хозяйствования с целью оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Как известно, финансово-кредитная поддержка малого бизнеса может быть оказана двумя способами — посредством прямой финансовой поддержки малых предприятий и посредством косвенной. Налоговое регулирование является одним из косвенных способов воздействия на экономику государства.

Налоговое воздействие на развитие экономики осуществляется посредством методов налогового регулирования, которые представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и экономику государства в целом посредством таких инструментов, как налоговые ставки, налоговые льготы, налоговые санкции, декларирование доходов, специальные налоговые режимы, налоговые преференции, налоговые каникулы, скидки, изъятия, налоговые кредиты и т.д.

Если коснуться истории, то к первым из налогов, используемых с целью урегулирования внешних экономических отношений, следует отнести налоговые пошлины и тарифы. Со времен Древней Греции и Древнего Рима и до начала нашего столетия налоги служили одним из основным источников до-

хода государственного бюджета. Одна из главных задач государственной политики ведущих западных стран послевоенных лет — стимулирование частного предпринимательства в приоритетных направлениях производственной и научно-технической деятельности — в значительной мере решалась посредством маневрирования прямыми и косвенными налогами, за счет реформирования методов и форм их взыскания . В ФРГ, например, был даже создан специальный Институт финансов и налогов — своеобразный мозговой центр финансовой деятельности государства.

На протяжении всего послевоенного периода существует последовательная тенденция снижения фактических ставок обложения прибылей корпораций. С этой точки зрения, воздействие налоговой политики в большинстве развитых стран на масштабы внутренних источников финансирования капиталовложений было вполне благоприятным для частных компаний. В США, например, в форме налоговых вычетов в 1952 г. взималось 42,3% всей прибыли корпораций, в 1960-м — 38,9%, в 1970-м — 32,1%, а в 1980 г. — лишь 22,5% .

Во многих странах используются льготы для вновь образованных акционерных обществ. К примеру, во Франции в течение первых двух лет работы новые предприятия полностью освобождаются от уплаты налога, в третий год — облагается 25 % их дохода, в четвертый — 50 %, в пятый год — 75 %, начиная с шестого года и далее — 100 % дохода.

В 1962 г. в США был введен инвестиционный налоговый кредит для стимулирования инвестиций в долгосрочные капиталовложения — альтернатива нынешним инвестиционным налоговым преференциям. В ФРГ также с 1970 г. введен налоговый кредит, стимулирующий инвестиции в научно-исследовательскую деятельность. Кроме того, из налогооблагаемой прибыли корпораций в качестве издержек производства исключались текущие материальные затраты и расходы на содержание персонала в сфере научных исследований .

С помощью налогов государство действительно способно создать благоприятные и конкурентоспособные условия для одних сфер либо, наоборот, ограничить деловую активность хозяйствующих субъектов других сфер. Управляя механизмом налогообложения, вводя или отменяя разные виды налогов, формируя методические основы исчисления налогооблагаемой базы, меняя налоговые ставки, предоставляя или отменяя налоговые льготы, государство может активно воздействовать на стимулирование или ограничение предпринимательской деятельности, что прямо влияет на темпы экономического роста в стране. Эту двойственность влияния налогов на предпринимательскую деятельность необходимо учитывать в процессе осуществления экономических преобразований, и в первую очередь в ходе проведения налоговых реформ.

Налоговое регулирование на практике сводится, с одной стороны, к изменению условий воспроизводства посредством воздействия на совокупный

спрос, а с другой — связано со стимулирующим воздействием на плательщика. Налоговое регулирование имеет две стороны воздействия — поощрительную и ограничительную. Поощрительная сторона налогообложения проявляется прежде всего через механизм налоговых льгот и тем самым стимулирует развитие производства. Ограничительная сторона, напротив, предусматривает высокий уровень налогообложения и сдерживает развитие производства.

Возможность использования налогов в качестве инструмента государственного финансового регулирования вытекает из самой природы налогов, их внутренней сущности и функций. Налоги, являясь экономической категорией, представляют собой совокупность специфических производственных отношений по поводу перераспределения национального дохода в пользу государства и выполняют прежде всего фискальную функцию.

А. Вагнер в 1980 г. выдвинул социально-политическую теорию, согласно которой налоговая политика должна преследовать не только фискальные, но и социально-политические цели. «Наряду с ближайшей, чисто финансовой целью налога, — писал А. Вагнер, — может быть различаема и поставлена еще другая цель: осуществлять с помощью налога регулирующие вмешательства, в общем так, чтобы произошло изменение в том распределении, которое происходит в условиях свободного обмена. Регулирующим образом можно вмешиваться также и в употребление отдельного дохода и имущества» .

Такую же точку зрения мы можем увидеть у французского экономиста Ф. Кенэ. В своей знаменитой «Экономической таблице» он показал необходимость налогов, а также подчеркивал, что налоги являются одним из факторов, влияющих на процесс производства капитала .

Государство как высший законодательный орган вправе устанавливать любые виды налогов и любой механизм их взимания. Однако, если созданная налоговая система вступает в противоречия с объективными потребностями воспроизводства, она через определенный промежуток времени обязательно продемонстрирует свою неэффективность.

Большое влияние на развитие экономики оказывают структура налогов, а также задачи, которые решает государство в конкретный исторический период при проведении налоговой политики.

Ориентация государства на использование фискальной функции налогов усиливает налоговое регулирование на макроуровне, так как приводит к изменению структуры, а иногда и объема совокупного спроса. В том же направлении, уменьшая или увеличивая платежеспособный спрос населения, воздействует расширение косвенного обложения. Регулируя экономические процессы, государство при воздействии на экономические интересы производителей использует прямые налоги, в частности, налоги на доходы.

Активное влияние на интересы предпринимателей оказывает действующий механизм исчисления и уплаты налоговых платежей, основанный на использовании функциональных элементов налога — объектов, субъектов, ставок и т.д. Это положение нетрудно доказать логически.

Рассмотрим основные инструменты налогового регулирования. Так, конкретные объекты, облагаемые налогом, ставки налога, сроки его уплаты, возможность использования определенных льгот, а в конечном итоге сумма вносимого в бюджет платежа постоянно находятся в сфере интересов плательщика.

Достаточно важным по масштабам и значимости элементом налогового механизма является объект налогообложения. Это один из важнейших инструментов налогового регулирования. С его помощью налоговое бремя так же, как и в случае с плательщиками налогов, дифференцируется по отдельным хозяйствующим субъектам. Разница заключается в масштабах дифференциации. Объектом налогообложения могут служить доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, на которые начисляется налог, добавленная стоимость. Различие между налогами, для которых объект и источник совпадают, и налогами, для которых они отличаются, может служить классификационным признаком при разделении налогов по видам.

Еще одним из важных инструментов налогового регулирования являются налоговые ставки. Вопрос о методологии установления налоговых ставок, их базовой величины является весьма важным. Налоговая ставка при всех этих условиях должна учитывать особенности состояния экономики в конкретный период. Лучшими условиями для введения оптимальной ставки налога являются стабильность экономической ситуации и низкий уровень (3-5%) инфляции или полное ее отсутствие. В соответствии с мировым опытом в рыночных условиях хозяйствования налоговая ставка на уровне 35-40% является тем пределом, за которым теряется заинтересованность в наращивании производства .

Таким образом, с помощью ставок налогообложения государство может дифференцировать подход к различным видам деятельности, регулировать свободный ход рыночных процессов, стимулируя освоение не очень привлекательных для доходного бизнеса областей производства и социальной сферы. При этом может достигаться и некоторое выравнивание положения различных хозяйствующих субъектов, что создает в целом положительный и моральный климат в среде предпринимателей.

К числу действенных инструментов налогового регулирования в системе функциональных элементов налога относятся налоговые льготы. В отличие от других элементов налогового механизма льготы действуют не помимо таких элементов, а как дополнения к каждому из них. Уменьшение суммы налога, отсрочка его уплаты через механизм налоговых льгот осуществляются именно в привязке к установленным законом плательщикам, объектам, ставкам и срокам. Если характеризуя ставки налогов, мы отмечаем эластичность этого элемента, то говоря о льготах, можно утверждать, что именно благодаря им обеспечиваются гибкость и подвижность налогового механизма, его способность дифференцированно подойти к каждому отдельному плательщику. Именно такая гибкость определяет отличие налогового регулирования

от ценового, денежно-кредитного, бюджетно-финансового регулирования, создает ему особую сферу применения в общем механизме государственного регулирования экономики.

Налоговые льготы широко используются государством в управлении воспроизводственным процессом для стимулирования деловой активности, поощрения капиталовложений, развития научно-технического прогресса, освоения новых производств, видов продукции, сфер деятельности. По направлениям своего воздействия налоговые льготы призваны обеспечить на предприятиях:

• повышение ликвидности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• диверсификацию производства (освоение наряду с основными видами деятельности наиболее необходимых обществу областей и сфер);

• сокращение и полную ликвидацию ненужных и неэффективных на данный момент или на данном предприятии производств;

• стимулирование научно-технического прогресса;

• более полное использование доходов на цели накопления и потребления;

• соблюдение экологического режима и развития непроизводственной инфраструктуры .

Налогообложение предпринимательской деятельности может осуществляться по следующим направлениям:

• упрощение систем учета, отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства;

• предоставление налоговых льгот;

• в общеустановленном порядке.

Первое направление — применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности — предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий за отчетный период. Применение этой системы индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно выбрать первое или второе направление государственной поддержки, т.е. они сами определяют, применять им упрощенную систему налогообложения или производить исчисление налогов в общем порядке.

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется не на все субъекты малого предпринимательства, а только на те, которые соответствуют определенным критериям. Второе направление государственной поддержки малого предпринимательства в сфере налогообложения заключается в предоставлении общих и специальных налоговых льгот. Например, в виде налоговых каникул, в виде снижения ставок, в виде

скидок, в виде освобождения отдельных объектов от налогообложения. Третье направление предусматривает налогообложение предпринимателей без предоставления всяких льгот в общеустановленном порядке.

Если провести анализ только некоторых изменений налогового законодательства Республики Казахстан по налоговому регулированию за последние годы, то можно отметить существенные результаты .

изменения результаты

Снижение ставки КПН с 30 до 20 %. Введены инвестиционные налоговые преференции Появление свободных средств у предпринимателей, которые по мере высвобождения могут быть направлены на реконструкцию, модернизацию и создание новых производств

Для предприятий малого и среднего бизнеса отменено требование об уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу. Также предусмотрен перенос сроков убытков для всех предприятий с 3 до 10 лет Снижение налоговой нагрузки для предпринимательства и стимулирование развития малого и среднего бизнеса в стране. Поддержка финансово неустойчивых организаций

Снижена ставки НДС до 12 % и установлен необлагаемый минимум по НДС Снижение налоговой нагрузки для предпринимательства и стимулирование развития малого и среднего бизнеса в стране

Введена единая ставка по социальному налогу и ликвидированы максимальные вычеты по данному налогу Упрощение механизма исчисления налога в целом, снижение сумм налогов, взимаемых с малых зарплат, и, наоборот, увеличение размера налога для больших доходов

По налогу на транспортные средства исключены поправочные коэффициенты на легковые, грузовые и специальные автотранспортные средства в зависимости от срока эксплуатации Упростило расчеты и, главное, сделало равным возмещение экологического загрязнения при одинаковой мощности мотора вне зависимости от возраста машины

Замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых, изменение методологии начисления рентного налога и налога на сверхприбыль, упразднена форма контракта на недропользование Увеличен коэффициент налоговой нагрузки для недропользователей нефтяной сферы (при цене 60 долл.) с 49 до 62%

По налогу на имущество для физических лиц изменились порядок исчисления и методика оценки недвижимости, повысилась ставка на дорогостоящее имущество с 0,5 до 1% Позволяет более полноценно облагать дорогостоящую недвижимость и придать большую прогрессивность в налогообложении физических лиц

Составлено авторами с использованием Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других платежах в бюджет»

На сегодня налоговое регулирование направлено на решение важнейших задач экономики — создание благоприятного инвестиционного климата, рост самофинансирования производства, поощрение мелких и средних фирм, наиболее способных к быстрому обновлению производимой продукции и вне-

дрению технических новинок. Выполнение этих условий должно в конечном

итоге привести к увеличению налоговой базы и росту предпринимательской

деятельности.

Литература

1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. -Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.

2. Ильясов К.К., Идрисова Э.К. Налоги развитых зарубежных государств. -Алматы: Каржы-Каражат, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 г. № 99-1У (с изм. и доп. на 1 января 2013 г.).

4. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник / Под ред. Д.Г. Черника. -М.: ЮНИТИ, 1997.

5. Фокин В.М. Налоговое регулирование: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: Статут, 2004.

6. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник для вузов. — М.: Экономистъ, 2006.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Смирнов, Дмитрий Анатольевич, 1998 год

1. МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И1. НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

2. Агарков М.М. Предмет и система советского гражданского права.// Советское государство и право. 1940. N 8-9.

3. Агарков А. Вопросы оценки возникают и при налоге на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.//Налоговый вестник. 1997. №8.

4. Азарян Р.К. К вопросу устранения двойного налогообложения иностранных юридических лиц. // Сборник: Ответственность за нарушение налогового законодательства. М.: Институт государства и права РАН. 1996.

5. Александров Н.Г. О месте трудового колхозного права в системе советского социалистического права.// Советское государство и право. 1958. №5.

6. Алексеев С.С. Проблемы теории права. В 2-х томах. Свердловск. 1972.

7. Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М.; «Госюриздат». 1961.

8. Алексеев С.С. Структура Советского права. М.: «Юридическая литература». 1975.

10. Алексеенко М.М. Финансовое право. Харьков. 1894.

12. Баландин В.К. Принципы юридического процесса. Автореферат дисс. канд. юр. наук. Саратов. 1998.

13. Барулин С.В. Налоги как цена услуг государства.// Финансы. 1995. N 2.

14. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики.//Финансы. 1996.№ 1.

15. Белоусова С.С. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов. Автореферат дисс. канд. юр. наук. М., 1996.

17. Бобров Р.Л. основные проблемы теории международного права. М.:»Международные отношения». 1968.

18. Боботов С., Фомина О. Конституция и налоги. //Хозяйство и право. 1997. №3.

19. Болдырев Г.И. Подоходный налог на Западе и в России. Ленинград 1924.

20. Брызгалин А.В. Организационные принципы налоговой системы. И Финансы. 1998. №3.

22. Бутурлин А. Тришкин кафтан или бобровая шуба.// Российская газета. 1997. 5 июля.

23. В Белгородской области вводятся продналог и натуроплата. // Известия. 22 июня 1996 года.

24. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. Обнинск: институт муниципального управления. 1995.

25. Витрянский В.В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и гражданский кодекс. М.: Международный центр финансово -экономического развития. 1995.

26. Войтов В.Р, Переоценка основных фондов и оптимизация налога на имущество .//Налоговое планирование. 1997. № 3.

27. Гензель П.П. Прямые налоги. Л., 1927.

28. Годме П. Финансовое право . М., 1978 .

29. Горский И.В. Налоги в рыночной экономике. М.: «Анкил». 1992.

31. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М., 1997

32. Гуреев В.И. Налоговое право. М.: «Экономика». 1995

33. Даниленко Г.М. О применении норм международного права правоохранительными органами Российской Федерации (обзор материалов научно-практической конференции).// Государство и право. 1996. № 5.

34. Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда. // Государство и право. 1995.

35. Дембо Л.И. О принципах построения системы права.// Советское государство и право. 1956. N 8.

36. Дёмин А. Общие принципы налогообложения (Анализ Судебно-арбитражной практики).// Хозяйство и право. 1998. № 2.

37. Дернберг Р.Л. Международное налоговое право. М.:»ЮНИТИ». 1997.

38. Дмитриева Г. К. Мораль и международное право. М.: «Международные отношения». 1991.

39. Жестков С.В. Налоговое планирование.// Ваш налоговый адвокат. Советы юристов. М., 1997.

40. Епифанов Б.В. Принцип социальной справедливости в уголовном праве. Автореферат дисс. канд. юр. наук. СПб. 1993.

41. Иванов Р.Л. Принципы советского права. Автореферат дисс. канд. юр. наук. Л, 1988.

42. Илларионов А. Экономическая безопасность и национальные интересы. //Известия. 1997. 22 января.

43. Иловайский С.И. Учебник финансового права. Одесса. 1904.

44. Исаев А. Очерк теории и политики налогов. Ярославль. 1887.

45. Кайгородов В.Д. Принципы гражданского процессуального права, (гл. 2). В кн.: Гражданский процесс. Под ред. Осипова Ю.К. М., 1995.

46. Кашин В.А, Международное налоговое соглашение . М., 1983 .

47. Карасева М.В. Проект налогового кодекса РФ и новые явления в праве.// Хозяйство и право. 1997.N 4.

48. Карасева М.В. Налоговое законодательство и правосубъектность физического лица.//Хозяйство и право. 1996. №7.

49. Карасева М.В. Финансовая деятельность государства. // Правовая наука и реформа юридического образования. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Публичное право: проблемы современного развития. Воронеж: Издательство ВГУ. 1995.

50. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. 1997.

51. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: Вопросы теории и практики. М.: «Манускрипт». 1993.

53. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. М.: БЕК. 1997.

54. Конституционное право. М.: БЕК. 1996.

55. Коннов О.Ю. Проект налогового кодекса и международные обязательства РФ. // Налоговый вестник. 1998. № 2.

56. Костов М. Финансови правни отношения. София. 1979.

57. Кошкин В.Н. О дополнительных налогах и сборах, взимаемых органами власти субъектов РФ и местного самоуправления.// Налоговый вестник. 1997. №3.

58. Краткий экономический словарь. Под ред. Белкина Ю.А. М.: Госфиниздат. 1989.

59. Кролис Л.Ю. Административная ответственность за нарушения налогового законодательства. Автореферат дисс. канд. юр. наук. Екатеринбург. 1996.

60. Крылова Н. Правовое регулирование налогов на имущество в России и зарубежных государствах.// Хозяйство и право. 1997. N 9-10.

61. Кулигин П.И. Польша: Налоги в период стабилизации .//Финансы. 1994.№2.

62. Кучерявенко Н. П. Теоретические проблемы правового регулирования налогов и сборов в Украине. Харьков: Фирма «Консум». 1997.

63. Кучерявенко Н.П., Перепелица М.А. Закон Украины «О системе налогообложения». Харьков: Фирма «Консум». 1997. с.9.

64. Лабутичев И.В. Условие недискриминации в международных договорах об устранении двойного налогообложения. //Налоговый вестник. 1998. № 2.

65. Лаптев И.Н. Налоговая политика и интересы общества.// Налоговый вестник. 1997. N3.

66. Ларионов И.К. О налоговой системе России.//Финансы. 1995. №2.

67. Латыкина Ю. Петля.//Известия. 1997. 9 января.

68. Лебедев В.М. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов.// Государство и право. 1996. N 4.

69. Ленин В.И. Полн. собр. соч. т.21.

70. Левин А.П. Налогово-бюджетный потенциал регионов России.// Налоговый вестник.1997. №4.

71. Лившиц Р.З. Теория права. М.: БЕК. 1994.

72. Лившиц Р.З., Никитский В.М. Принципы советского трудового права.//Советское государство и право. 1974. N 8.

74. Логинов В.П. Спасение бюджета- не налоги, а восстановление материального производства.// Налоговый вестник. 1997. N 3.

75. Лукашук И. Н. Международное право в судах государств. Спб. 1993.

76. Лукашева Е.А. Принципы социалистического права.// Советское государство и право. 1970. N 6.

77. Лунина Н.А. Реализация идеи социальной справедливости в трудовом праве. Автореферат дисс. канд. юр. наук. М., 1994.

78. Лучин В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм. Дисс. докт. юрид. наук в виде научного доклада, выполняющего также функции автореферата. М., 1993.

79. Лучин В.О. Процессуальные нормы в советском государственном праве. М.: «Юридическая литература». 1976.

80. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. М., 1948. Т.2.

83. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: «Юрист». 1997.

84. Марьяхин Г.Л. Очерки истории налогов с физических лиц в СССР. М.: Госфиниздат. 1964.

85. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.

86. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 24.

87. Матовец А.О. Принцип состязательности и его реализация в предварительном следствии. Автореферат дисс. канд. юр. наук. Екатеринбург. 1994.

88. Мельников Ю.И., Карташова И.В. К вопросу о конституционном процессуальном праве.// Сборник: Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. Юриспруденция. Тезисы юбилейной конференции. Ярославль. 1995.

89. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. М.: Фонд «Правовая культура». 1995.

90. Мерзляков И.П., Тимошенко В.А. Обсуждаем налоговые проблемы.//Финансы. 1996.№7.

91. Миронов О. О. Конституционное регулирование в развитом социалистическом обществе. Саратов. СГУ. 1982.

92. Мицкевич А.В. Акты высших органов советского государства. М.: «Юридическая литература». 1967.

93. Моляков Д.С., Слепнева Т.А. Налог на имущество предприятий.// Финансы. 1994. N1.

94. Налоги. Учебное пособие. Под ред. Черника Д.Г. М.: Финансы и статистика. 1997.

95. Налоги в развитых странах. Под ред. Русаковой И.Г. М.: Финансы и статистика. 1991.

96. Налоги и налоговое право в схемах. Под ред. Брызгалина А.В. М.: «Аналитика-Пресс». 1997.

97. Нерсесянц B.C. Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право (о правоприменительной природе судебных актов).// Сборник: Судебная практика как источник права.

98. Нужны кординальные изменения (интервью с первым заместителем начальника Госналогинспекции по КБР Сарбашевой С.Н.)// Финансы. 1994. N 10.

99. Налоговый кодекс РФ. Проект. М.: РИДАС. 1996.

100. Налоги и сборы с населения. Под ред. Тура В.А. М.: «Финансы». 1979.

101. Налоговые системы зарубежных стран. Под ред. Князева В.Г., Черника Д.Г. М.: ЮНИТИ. 1997.

102. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.: «Прогресс». 1974.

103. Недбайло П.Е. Объективное и субъективное в праве. // Правоведение . 1974.N 1.

104. Николас А. Робинсон. Правовое регулирование природопользования и охрана окружающей среды в США. М., 1990.

105. Новоселов В.И. Проблемы развития финансово-правового статуса граждан.//Права человека в России и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 4.2. Саратов. 1997.

106. Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М.: «Манускрипт». 1997. С.145.

107. Общая теория советского права.М.: «Госюриздат». 1966.

108. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М.: «Юрист». 1994.

109. Овчинников Н.Ф. Структура и симметрия. // Системные исследования. Ежегодник. М.:» Наука «. 1969 .

110. Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Рига. 1923.

111. Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Выпуск 1. Учение об обыкновенных доходах. М. 1911.

112. Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Городские финансы в России. М., 1910.

114. Осетрова Н.И. О проекте общей части Налогового Кодекса РФ //Налоговый вестник. 1997. №8.

115. Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М.: «Наука». 1969.

116. Основы налогового права. Учебно-методическое пособие. Под ред. Пепеляева С.Г. М.: «Инвест Фонд». 1995.

117. Основин B.C. Нормы советского государственного права. М.: «Госюриздат». 1963.

118. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы. Под. ред. Кутафина О.Е. М.: «Юрист». 1996.

119. Основы советского государства и права. Под ред. Федосеева А.С. М.: «Юридическая литература». 1964.

120. Остапенко В.В., Малис Н.И. Оценка основных фондов и налоги.//Финансы. 1998. № 3.

121. Павлова Л.П. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации.// Финансы. 1998. №1.

122. Павлов П. Основные принципы регистрации прав на недвижимое имущество // Российская юстиция. 1995. №5.

123. Павлов И.В. О системе советского социалистического права.// Сов. государство и право. 1958. N 11.

125. Пепеляев С.Г. Общие принципы налогообложения и сборов.// Налоговый вестник. 1997. N 7.

126. Пепеляев С.Г. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля1996 года- важная веха в развитии налогового права.// Ваш налоговый адвокат. Советы юристов. Сборник статей. М., 1997.

127. Пепелеев С.Г. О постановлении Конституционного Суда РФ от 11.11.97. № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи II1 Закон РФ от 1 апреля 1993 года » О Государственной границе РФ » в редакции от 19 июля1997 года».// Налоговый вестник. 1998.№1.

128. Пепеляев С.Г. К вопросу о налоговом законодательстве и налоговых отношениях. // Налоговый вестник. 1997. №5.

129. Пепеляев С.Г. О видах решения Конституционного Суда РФ по делу о конституционности нормативных актов о налогах и сборах. // Налоговый вестник. 1997. №12.

130. Пепеляев С.Г. О непридании нормативным актам о налогах и сборах обратной силы. // Налоговый вестник. 1998. №6.

131. Перонко И.А., Верба Е.А., Сапкин П.Г. Имущественные налоги.// Налоговый вестник. 1997.

132. Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995.

133. Петрова Г.В. Ответственность за нарушения налогового законодательства. М.: ИНФРА-М. 1995.

134. Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М.: «Юридическая литература» .1971.

135. Пискотин М.И. Социализм и государственное управление. М.: Издательство «Наука». 1984.

136. Поленина С.В. Законодательство в Российской Федерации. М.: Институт государства и права РАН. 1996.

137. Попов А.Н. Принцип справедливости в уголовном праве. СПб. 1993.

138. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 1996.

139. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М.: «Госюриздат». 1960.

140. Рогова О.Н. Пределы проявления диспозитивности в уголовном судопроизводстве. Автореферат дисс. канд. юр. наук. Томск. 1994.

141. Рогова О.Л., Логвина О.Н. О преобразовании налоговой системы.// Финансы. 1993. №11.

142. Сажина Н.А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать.// Финансы. 1996. N7.

143. Салина А.И. Налогообложение имущества предприятий, недвижимости и местные налоги.// Консультант. 1996. N7.

144. Салина А.И. Эффективная система налогообложения недвижимости и налоговая реформа.//Консультант. 1996.N4.

145. Салина А.И. Имущественные и прочие налоги. М.: Международный центр финансово-экономического развития. 1995.

147. Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. М., 1991.

148. Свердлык Г.А. Принципы советского гражданского права. Автореферат дисс. докт. юр. наук. Красноярск. 1985.

149. Свердлык Г.А. Принципы советского гражданского права. Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета. 1985.

150. Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. М.: «Юридическая литература». 1982.

151. Синюков В.Н. Понятие и принципы права.// Курс лекций по теории государства и права. В 2-х частях. Саратов. 1993.

152. Ситарян С.А. Распределительные отношения и эффективность производства. М.: Госфиниздат. 1980.

153. Скворцов О.В. Влияние переоценок основных средств на налоги на прибыль и имущество предприятий.//Финансы. 1997. № 4.

154. Смирнов О.В. Основные принципы советского трудового права. М.: «Юридическая литература». 1977.

155. Смирнов А.В. Налоги с имущества. Вопросы налогообложения в разъяснениях Госналогслужбы России и других компетентных органов. М.: «Издательство ПРИОР». 1997.

156. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Госфиниздат. 1962.

157. Соболев М.Н. Очерки финансовой науки. Петроград. Издательство «Пролетарий». 1925.

158. Советское финансовое право. Под ред. Ровинского Е.А. М.: «Юридическая литература». 1978.

159. Советское финансовое право. Под ред. Бесчеревных В.В., Цыпкин С.Д. М.: «Юридическая литература». 1974.

160. Соколов А.А. Теория налогов. М. 1928.

161. Сокол М.П., Крыканова JI.H. Налоги на ваше имущество. М.: ФБК-ПРЕСС. 1997.

162. Социология и право. Под ред. Тихомирова Ю.А., Козимирчука. М.: «Наука». 1970.

163. Сумин A.M. Налог, пошлина и сбор в германском праве.// Налоговый вестник. 1998.N 3.

164. Твердохлебов В.Н. Местное обложение. Одесса. 1909.

165. Телятников Н Анализируя достигнутое. .//Из опыта работы налоговых инспекций Саратовской области. Выпуск 3. Саратов: СГЭА. 1997.

166. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М.: «Юрист». 1997.

167. Теория государства и права. М.: «Проспект». 1996.

168. Теория государства и права. Под ред. Мокичева С.С. М.: «Юридическая литература». 1975.

169. Теория государства и права. Под ред. Алексеева С.С. М.: «Юридическая литература». 1985.

170. Теория государства и права. Под ред. Марченко М.П. М.: «юридическая литература». 1987.

171. Тернова JI. Стороны налогового правоотношения в свете проекта налогового кодекса РФ.// Хозяйство и право. 1997. N 12.

172. Тимошенко В.А. Перспективы совершенствования российского налогового законодательства.// Из опыта работы налоговых инспекций Саратовской области. Сборник статей. Выпуск 3. Саратов: Издательство СГЭА. 1997.

173. Тиунов О.И. О применении норм международного права правоохранительными органами РФ (обзор материалов научно-практической конференции). // Государство и право . 1996. № 5.

174. Толстик В.А. О применении норм международного права правоохранительными органами РФ (обзор материалов конференции). // Государство и право. 1996. № 2.

177. Трофименко А.В. Право частной собственности.// Права человека в России и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Сборник. Часть 2. Саратов. Издательство СГАП. 1997.

178. Тургенев Н . Опыт теории налогов . СПб . 1818 . С. 41.

179. Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов. 1967.

180. Финансовое право. Под ред. Химичевой Н.И. М.:БЕК. 1996.

181. Финансовое право.Под ред. Ровинского Е.А. М.: «Юридическая литература». 1978.

182. Финансовое право. Под ред. Вороновой JI.K., Химичевой Н.И. М.:»Юридическая литература». 1987.

183. Финансовое право. Под ред. Ровинского Е.А. М.; «Юридическая литература». 1971.

184. Финансовое право. М. ,1946.

185. Финансово-кредитный словарь. М.:Финансы и статистика. 1984.

186. Финансы капиталистических государств. Под ред. Болдырева Б.Г.М.: Госфиниздат. 1980.

188. Фомина О. Международное налоговое право : понятие , основные принципы .// Хозяйство и право. 1995. №5.

189. Фридман М.И. Конспект лекций по науке о финансах. Налоги. Выпуск II. СПБ. 1910.

191. Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования конституции в деятельности Конституционного Суда РФ.// Государство и право. 1996.

192. Химичева Н.И. Налоговое право и налоговая система в РФ. // Ответственность и защита прав в сфере налогообложения в РФ. Сборник. Саратов, 1995.

193. Химичева Н.И. Налоговое право. М.: БЕК. 1997.

194. Химичева Н.И. Налоговое право РФ. Саратов: Издательство Поволжского кадрового центра. 1993.

195. Ходский JI.B. Основы государственного хозяйства. С-П. 1894.

196. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: ДДТ. 1995.

197. Цапкин Н., Калинкин Н., Никифоров Б. Налоги и сборы с колхозов и населения. М.: Госфиниздат. 1954.

198. Цыбулевская О.И. Принципы права //Теория государства и права. Саратов, 1995.

199. Цыганков Э.М. Вопросы налогообложения иностранных юридических лиц. // Сборник; Ответственность за нарушение налогового законодательства. Выпуск 1. М.: Институт государства и права РАН. 1996.

200. Цыпкин С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства. М.: МГУ. 1983.

201. Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР: правовые вопросы. М.: «Юридическая литература». 1973.

203. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М.:Финансы, ЮНИТИ.1997.

204. Шаргородский С.Д., Иоффе О.С. О системе советского права. // Советское государство и право. 1957. N 6.

205. Шварц П.Г. Налогообложение недвижимости физических лиц. Практическое пособие. М.: «Экспертное бюро-М». 1998.

206. Шебоков А.Ф. Формы советского права. М.: «Юридическая литература». 1968.

207. Шевелева Н.А. О понятии налога в российском законодательстве.// Правоведение. 1994.№5-6.

208. Шейндлин Б.В. Сущность советского права.Л.;изд-во ЛГУ. 1959.

209. Шишкин С.А. Состязательность в судебном механизме защиты гражданских прав. Автореферат дисс. канд. юр. наук. М., 1996;

210. Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М.; «Юридическая216. литература». 1978.

211. Якуб М.Л. О понятии принципа уголовного права и уголовного процесса.//Правоведение. 1976. N 1.

212. Ялбулганов А.А. Правовое регулирование земельного налога в РФ. М.: Институт защиты предпринимателя. 1997.

213. Ялбулганов А.А. Принципы правового регулирования земельного налога.//Налоговый вестник. 1998. № 6.

214. Ялбулганов А.А. Правовое регулирование земельного налога в зарубежных странах.// Финансы. 1995. N 11.

215. Янжул Н.Н. Основные начала финансовой науки. М., 1904.

216. Яшин Е.И. Амортизационная политика. // Финансовая Россия. 1997. № 21(44).

217. Judgement in the «Lotus» case P.C.I.J. Ser. A. 10.

219. Messere K.E. Tax Policj and OECD countris. Choices andConfacts. Amsterdam. 1993.

220. Langer M., Practical International Tax Planning. N.Y., 1979.

221. Sol Picciotto, International Business Taxation. Weidenfeld and Nicolson, London. 1992.

224. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 года. Часть первая. // Российская газета. 1998. 6 августа.

225. Бюджетный кодекс РФ от 31 1998 года. // Российская газета. 1998. 12августа.

227. Федеральный Закон от27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих».// Собрание законодательства РФ. 1998. № 22.СТ.2331.

228. Федеральный Закон от 24 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в РФ».//Российская газета. 1998. № 148-149. 6 августа.

229. Федеральный закон от 20 июля 1997 года «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери».// Российская газета. 1997. 24 июля.

230. Федеральный закон от 21 июля 1997 года » О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Российская газета. 1997. 30 июля.

231. Федеральный закон от 21 июля 1997года «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте».// Собрание Законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3592.

233. Федеральный закон от 25 августа 1995 года «О Федеральном железнодорожном транспорте» // Собрание законодательства РФ. 1995. №35. ст.3505.

234. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности».// Российская газета, 1995, №3. 5 января.

235. Федеральный закон от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде РФ». // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

236. Закона РФ от 22 января 1993 года «О статусе военнослужащих». // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. №6. Ст. 188

237. Закон РФ от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». // Ведомости СНД РФ и ВС РФ . №16. Ст. 551.

238. Закон РФ от 6 августа 1993 года «О селекционных достижениях».// Российская газета . 1993. №170. 3 сентября.

239. Закон РФ от 10 мая 1992 года «Об образовании».// Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992.№30. Ст. 1797.

240. Закон Ленинградской области от 27 июля 1994 года » О плате за землю в Ленинградской области.//Новое в земельном законодательстве. СПБ. 1995. С.27.

241. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года «По делу о проверке конституционности п. 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции».// Российская газета. 1996. 26 декабря.

242. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N23.

243. Указ Президента РФ от 7 декабря 1993 года N 2118 «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей».// Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 50. Ст.4869.

244. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с субъектами федерации в 1994 году».// САПиПРФ. 1993. №52. Ст.5074.

245. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года №2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий а РФ».// САП и П РФ. 1994. №1. Ст. 2.

246. Постановление Государственной Думы РФ от 11.10.96. «О факте грубого неисполнения статьи 855 гражданского Кодекса РФ»//Собрание законодательства РФ. 1996. №43. Ст.4871.

248. Концепция регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах. //Российская газета. 1998. 8 августа.

250. Постановление Совмина РСФСР 1991 года «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в городе Находка (СЭВ Находка) Приморского края.//СП РСФСР. 1991. N 4. Ст. 50.

251. Положение от 23 февраля 1930 года «о едином сельскохозяйственном налоге».// СЗ СССР. 1930. N 13. Ст. Ст. 143-144.

252. Постановление ВЦИК РСФСР 19 ноября 1926 года «О местных финансах РСФСР».// СУ РСФСР. 1926. N 92. Ст. 668.

253. Постановление 2-го съезда Советов ССР от 2 февраля 1924г. «О мероприятиях в области финансовой политики Союза Советских Социалистических Республик».// Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях. М. 1939. С.39.

254. Декрет ВЦИК РСФСР 1918 года «О социализации земли».// СУ РСФСР. 1918. N 25. Ст.346.

255. Декрет ВЦИК РСФСР 1918 года «О введении обложения сельских хозяев натуральным налогом».// СУ РСФСР. 1918. N 82. Ст.864.

256. Инструкция Госналогслужбы РФ от 15 сентября 1995 года «О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации».// Российские вести. 1995. №213.9 ноября.

257. Инструкция Госналогслужбы РФ о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций. № 34. // Российские вести. 1995. № 139. 27 июля.

258. Письмо Минфина России, Госналогслужбы России и Банка России от 22 августа 1996 ГОДа №76 «О порядке применения статьи 855 Гражданского Кодекса РФ’7/Российские вести. 1996. №167. 5 сентября.

259. Приказ Минстроя РФ от 4 апреля 1992 года №87 «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности». // Бизнес МН. 1994.№39.

260. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины от 28 мая 1997 года «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства». // Российская газета (ведомственное приложение). 1997. №111.7 июня.

261. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии от 5 апреля 1995 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». // Собрание законодательства РФ. 1997. № 31. Ст. 3671.

262. Соглашения между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики от 24.06.94. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества». // СЗ РФ. 1997. № 24. Ст. 2733.

263. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия от 28 июля 1995 года «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства». // Бюллетень международных договоров . 1996. № 2;

264. Соглашение между Республики Хорватия от 2 октября 1995 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». // Собрание законодательства РФ . 1997. № 20. Ст. 2232.

265. Ст. 23 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Канады от 5октября 1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2805.

266. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 11 марта 1994 года «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства». // Бюллетень международных договоров. 1994. № 2.

267. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Венгерской Республики от 1 апреля 1994 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».// Собрание законодательства РФ. 1998. № 5. Ст. 533.

268. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Румынии от 27 сентября 1993 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество «. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 16. Ст. 1770.

269. Соглашение между СССР и Швейцарской Конфедерацией от 5 сентября 1986 года «По налоговым вопросам». // Действующие межправительственные и межгосударственные соглашения СССР с другими странами по вопросам налогообложения. Выпуск 2. М., 1989.

272. Декларация прав и свобод человека и гражданина.// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N52. 1865.

274. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения Судами Конституции РФ при осуществлении правосудия».// Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2860.

275. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 марта 1996 года «О применении международных договоров и исполнении решений арбитражных судов других государств».// Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. № 12. С. 101-102. и

276. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 1998 года » Обзор судебно-арбитражной практики разрешения «Споров по делам с участием иностранных лиц «.//Консультант. 1998. № 8. с. 109-122.

277. Постановление Президиума ВАС РФ от 29 апреля 1997 года №3495/96. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997. №7. С. 13-15.;

278. Постановление Президиума ВАС РФ от 25 февраля 1997 года №2811/96. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997. №6. С.33-35.

279. Постановление Президиума ВАС РФ по делу № к-4-н-7/850 от 24 ноября 1994 года.// Хозяйство и право. 1998. № 3. С.75.

281. Письмо ГНИ по Саратовской области от 18 марта 1998 года №15-06/1451.

Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством. Учитывая сложность современной экономики, уровень общественного разделения труда и многообразие применяемых видов налогов, можно сказать, что посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна – формирование доходной части бюджета государства.

Таким образом, налоги как экономическая категория есть совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками по поводу распределения ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов государства.

Экономическая сущность налогов проявляется по-разному с точки зрения участников этих отношений. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Т.о., между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. Обе стороны прилагают большие усилия по защите своих экономических интересов.

Необходимость учета фактической платежеспособности налогоплательщика, с одной стороны, и коллективных потребностей членов общества, на удовлетворение которых и взимается налог, выражается в основных критериях налогообложения, которые могут быть определены следующим образом:

  • справедливость налогообложения требует создания условий, при которых плательщики с более высоким уровнем доходов действительно уплачивают налог в больших суммах;

  • критерий эффективности означает, что налоговая система должна быть так структурирована, чтобы содействовать максимально возможному экономическому росту производства;

  • простота налогообложения выражается в легкости и доступности пониманию широких кругов налогоплательщиков методики расчета налогов и заполнения налоговых деклараций, в стабильности налогового законодательства и единстве применения налоговых правил и налоговой отчетности на территории государства.

Государство в целях защиты своих экономических интересов организует налоговый контроль. Интересы государства по сбору налогов представляют и защищают специальные органы. В РФ – это Министерство РФ по налогам и сборам.

1.3 Функции налогов

Сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три основные функции налогов: фискальную, экономическую, контрольную. Рассмотрим каждую из них.

Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается основа самого существования государства и его функционирования.

С развитием государства, расширением его политической, экономической и социальной деятельности возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%.

Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна. Налоги, воздействуя на воспроизводственный процесс, неизбежно влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом.

Налоги также способны влиять на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций экономики. Уменьшение налоговых изъятий через систему предоставления налоговых льгот позволяет стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество. Налоги могут также содействовать развитию малых форм предпринимательства, увеличению занятости отдельных категорий рабочей силы.

Таким образом, экономическая функция отражает сущность налогов, заключающуюся в том, что последние представляют собой перераспределение совокупного дохода, созданного в обществе.

Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики.

Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении валового внутреннего продукта. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налоговых ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня значения налогов. Первоначально распределительная функция была неразрывно связана с фискальными интересами государства, но увеличение роли государства в экономике привело к усилению регулирующих акцентов преимущественно через налоговую систему.

Стимулирующая функция налога, органично дополняющая регулирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.

Социальная функция налогов проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей, введение единого социального налога непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности и государственных гарантий членам общества, нуждающимся в первоочередной поддержке.

Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия, прежде всего, природоохранного значения и дорожного хозяйства. К таким налогам относятся: земельный налог; плата за пользование водными объектами; плата за загрязнение окружающей среды; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства РФ по налогам и сборам, государственного таможенного комитета, Министерства финансов РФ.

Экономическая сущность налога на прибыль. Элементы налогообложения

Экономическая сущность налога на прибыль

Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Это прямой налог, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение — обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров, услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична. В налоговой схеме он определен как федеральный налог, распределяемый в пропорции по двум уровням бюджета в соответствии с законодательными актами о формировании бюджета страны на каждый финансовый год. Следовательно, налог на прибыль — регулирующий налог. Уплата налога на прибыль сопровождается необходимостью ведения налогоплательщиками дополнительного налогового учета, поскольку установленный Налоговым кодексом РФ порядок группировки и учета отдельных объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка, действующего в бухгалтерском учете.

Взимание налога на прибыль осуществляется согласно положениям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации и разъясняется Методическими рекомендациями Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службой России.

Плательщики налога на прибыль

Плательщиками налога на прибыль организаций являются:

  • 1) российские организации;
  • 2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

К российским организациям относятся организации, которые созданы по российским законам (ст. 11 НК РФ). Это означает, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе бюджетные учреждения (ст. 50 ГК РФ).

Налогоплательщиками налога на прибыль не являются организации:

  • o применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес;
  • o участники проекта «Инновационный центр «Сколково» при соблюдении определенных условий;
  • o иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр в течение 2008-2016 г.;
  • o иностранные маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр в течение 2010-2016 г.

Объект налогообложения

Объектом обложения налогом на прибыль для:

  • o российских организаций служит конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом является прибыль организации, которая рассчитывается как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями налогового законодательства Российской Федерации;
  • o иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории России через постоянное представительство является прибыль, рассчитанная также как и для российских организаций;
  • o иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, является доход, указанный в ст. 309 НК РФ;
  • o иностранных организаций осуществляющих деятельность подготовительного и вспомогательного характера в интересах третьих лиц приводящую к образованию постоянного представительства (в случае если в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения), являются расходы, связанные с такой деятельностью (то есть сумма произведенных расходов умножается на 20%, а затем на установленную ставку налога на прибыль).

Налоги и их воздействие на экономику

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *