Особенности налогообложения малого предпринимательства

\

УДК 336.22:338.22 © Л.К. Аюшиева

Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства как инструмент развития экономики

В статье рассматривается необходимость дальнейшего совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в области налогообложения. Предлагаются некоторые подходы к совершенствованию специальных налоговых режимов, способствующих активизации деятельности малого бизнеса.

Ключевые слова: малое предпринимательство, специальные налоговые режимы.

© L.K. Ayushieva

The improvement of small business’s tax system as a tool for economic development

Key words: small business, special tax regimes.

Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Развитие малого бизнеса поможет стране решить некоторые экономические вопросы. Необходимо отметить, что практика государственного регули-

рования экономики, включая и целенаправленные меры поддержки малого бизнеса, должна реализовываться не только на федеральном, но и на региональном уровне. Местные власти так же заинтересованы в развитии малого предпринимательства в силу целого ряда причин:

— малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет;

— малые предприятия способствуют развитию территорий;

— они способствуют увеличению объема производимых товаров и услуг, решению проблем занятости и общему росту доходов;

— малые предприятия легче приспосабливаются к экономическим, географическим и национальным особенностям регионов.

С помощью специальной системы льгот и стимулов (снижение тарифов, налогов, аренда помещений и т.д.) местные власти могут стимулировать деятельность тех предприятий, которые наиболее важны для социального и экономического развития территории, в т. ч. и пополнения бюджета. Со своей стороны, малое предпринимательство имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Оно заинтересовано в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т. к. большинство проблем развития малого бизнеса связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, они придают экономике необходимую гибкость и стабильность налогооблагаемой базы. Немалая часть собираемых во всех странах мира налогов приходится именно на субъекты малого бизнеса, которые достаточно устойчивы. При этом идет непрерывный процесс: тысячи новых предприятий входят в бизнес на смену становящихся банкротами. Это естественно. Малые предприятия, как правило, многопрофильны, они вынуждены гибко изменять свою деятельность в силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативно-правовой базы.

Большинство стран Европейского Союза разработали специальные программы по развитию конкурентоспособности национальных малых предприятий. Одно из основных направлений такой политики — финансовая поддержка малого бизнеса, в т. ч. с помощью предоставления налоговых льгот.

В Российской Федерации также принят федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где определены основные цели государственной политики в данной области:

— развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

— обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

— обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

— оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

— увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

— обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

— увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

— увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов .

Следует отметить, что к данной категории субъектов предпринимательской деятельности относятся как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. При этом в законодательстве о государственной регистрации и в Налоговом кодексе РФ отсутствует понятие «субъект малого или среднего предпринимательства» (согласно критериям, установленным Законом №209-ФЗ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает рассмотрение указанных субъектов экономической деятельности в качестве отдельной категории налогоплательщиков. В этой связи налоговые декларации не содержат признака отнесения налогоплательщика к категории малый (средний) бизнес, а в информационных ресурсах налоговых органов регионального и местного уровней отсутствует информация в разрезе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Говорить о налогообложении субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации можно лишь с определенной долей условности, т. к. при этом имеется в виду порядок выполнения налоговых обязательств лицами, применяющими специальные налоговые режимы в соответствии с гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) . Это объясняется тем, что исходя из содержания соответствующих норм указанной главы НК РФ воспользоваться специальными налоговыми режимами могут сравнительно небольшие предприятия (по численности и объему годового оборота). Кроме того, сохранение названия особых систем налогообложения («Упрощенная система налогообложения», «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности») позволяет считать их налоговыми режимами, которые предусмотрены специально для малых форм предпринимательской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из вышеизложенного, налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется на основе двух систем:

— общеустановленной системы налогообложения — общий режим (уплата всех налогов, установленных законодательством);

— системы специального налогообложения (упрощенной системы налогообложения (УСНО), системы налогообложения в виде единого налога

на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН)).

Возможность выбора оптимальной системы налогообложения доходов (традиционная или специальный налоговый режим) является практически единственной возможностью для малых предприятий увеличить сумму чистой прибыли, эффективно использовать денежные потоки, связанные с перечислением денежных средств в бюджет.

Авторы работ, посвященных исследованию преимуществ и недостатков применяемой в России системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, отмечают, что налоги как инструмент регулирования предпринимательской деятельности в должной мере не учитывают специфику именно малого предпринимательства и, как следствие, не стимулируют его развитие.

Для налогоплательщиков налоги олицетворяют конфликт общественных и личных интересов: понимание необходимости финансирования потребностей общества, в т. ч. социальных, противостоит главной цели коммерческой деятельности — получение максимальной прибыли с учетом той ее части, которая останется в полном распоряжении хозяйствующего субъекта. Для малых предприятий ситуация обостряется на фоне ограниченности финансовых, материальных и трудовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении. Поскольку налоги являются императивным рычагом, т.е. устанавливаются, изменяются и отменяются государством, формируют сумму бюджетных доходов и воздействуют на деятельность экономических субъектов на территории государства, существует насущная необходимость комплексного решения вопросов аккумулирования доходов в бюджеты всех уровней в сочетании с оптимизацией налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, особенно на малые предприятия.

Таким образом, одним из основных внешних факторов, влияющих на степень развития малого предпринимательства, является государственная налоговая политика. Приоритетным направлением современной налоговой политики является реализация мер, направленных на увеличение налогового потенциала предпринимательских структур, повышение уровня собираемости налогов и сборов, дальнейшее снижение масштабов уклонения от уплаты налогов. Следует принять во внимание, что налоговая политика государства, с одной стороны, должна быть направлена на противодействие негативным последствиям, а с другой — на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста малых предприятий.

Налоговая политика в отношении малых предприятий должна формироваться на следующих принципах:

— стимулирование развития данных субъектов предпринимательства как налогоплательщиков и источников рабочих мест;

— осуществление поддержки хозяйствующим субъектам путем качественного улучшения налогового администрирования;

— стимулирование позитивных структурных изменений в экономике путем последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки.

Стратегическая задача налогового контроля, как и налоговой политики государства в целом, должна пониматься как максимальное привлечение налогоплательщиков (в т. ч. малых предприятий) к самостоятельной (добровольной) уплате налогов.

При этом следует учитывать тот факт, что количество зарегистрированных предпринимателей, планомерно растет. Так, в 2011 г. по сравнению с 2010 г., число предпринимателей без образования — юридического лица — в Республике Бурятия увеличилось на 310 чел. В 2010 г. на учете состояло 32 161 чел., в 2011 г. их численность составила 32 471 чел. Наблюдается динамика роста в поступлении налогов от плательщиков, расположенных на территории Республики Бурятия и перешедших на специальные налоговые режимы. Так, темп роста по УСН в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 118,8%, по ЕНВД и ЕСХН — 110,8% и 165,2% соответственно.

Специальные налоговые режимы, несомненно, способствуют развитию малого предпринимательства в нашей стране. Однако в них встречаются спорные моменты, которые не устраивают налогоплательщиков. Одним из принципиальных вопросов заключается в том, что на упрощенную систему налогообложения предприятия и индивидуальные предприниматели переходят в добровольном порядке, в то время как на систему ЕНВД переводят по решению законодательной власти региона в обязательном порядке в зависимости от вида деятельности. Обоснованием этого различия является то, что УСНО изначально была направлена на создание благоприятных условий ведения бизнеса для нуждающихся в поддержке субъектов малого предпринимательства, а ЕНВД был призван пополнить доходы бюджетов за счет поступлений от тех хозяйствующих субъектов, чьи обороты фактически сложно проконтролировать.

Существует еще один способ налогообложения — упрощенная система налогообложения на основе патента, разновидность упрощенной системы налогообложения. Цель ее введения — поддержка и легализация самозанятого населения (мелкие бытовые услуги, репетиторство, ремесленничество и пр.); бизнеса, организуемого в большинстве случаев членами семьи.

Как показывает анализ практики применения специальных налоговых режимов, интерес к ним со стороны субъектов предпринимательства постоянно растет. Но при этом при отсутствии данных о налоговых поступлениях от субъектов малого предпринимательства, облагающихся по общепринятой системе, нет возможности достоверно сравнить эффективность различных систем налогообложения.

Действительно, упрощенная система является льготной в части применения пониженных ставок налогообложения, освобождения от ведения бухгалтерского учета и упрощения ведения налогового учета и сдачи отчетности в контролирующие органы. Несомненно, что данный льготный режим на начальной стадии позволяет предприятиям малого бизнеса сэ-

кономить значительную часть налоговых платежей за счет сокращения числа уплачиваемых налогов и использовать высвободившиеся оборотные средства в направлении повышения объемов производства и инвестиции. Таким образом, предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, имеют положительную тенденцию к своему росту и развитию. Однако упрощенная система налогообложения так же определяет как последствия приобретения, так и последствия утраты статуса налогоплательщика, и имеющиеся тенденции к росту и развитию ограничиваются установленными Налоговым Кодексом критериями, выраженными через ограничение дохода от реализации. При этом данные ограничения в значительной степени влияют на такие экономически важные для развития отрасли как производство и строительство, тем более, что упрощенной системой предусмотрен принудительный переход субъектов малого предпринимательства на общий режим налогообложения в случае превышения установленных размеров дохода и стоимости амортизируемого имущества.

В целях обеспечения стабильности положения налогоплательщиков-субъектов малого предпринимательства необходимо регулировать финансовое положение, в т. ч. и совершенствованием налогового законодательства. По моему мнению, необходимо учесть следующие основные направления совершенствования налогообложения малого предпринимательства:

1) увеличение и дифференциация предельных значений суммы годового дохода в зависимости от средней численности работников, включая средние предприятия;

2) установление повышенных значений ограничиваемых показателей для предприятий, производящих и реализующих высокотехнологичную продукцию и осуществляющих инновационную деятельность;

3) расширение перечня расходов, учитываемых для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения;

4) смягчение условий лишения налогоплательщика права использовать упрощенную систему налогообложения в случае однократного превышения предельных показателей в течение календарного года.

Устойчивое развитие любой экономической системы невозможно без учета изменений в малом секторе экономике. Это обусловлено тем, что в экономике рыночного типа малое предпринимательство играет важную роль, его развитие является показателем успешности экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды. Регулярное совершенствование налогового законодательства, касающегося малого предпринимательства, позволит создать дополнительные условия для повышения эффективности их деятельности, роста количества занятых в малом бизнесе, и как следствие, увеличение налоговых доходов региональных и местных бюджетов.

Литература

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации: федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.00 г. (в ред. от 26.12.08 г.)

2. Смагина И.А. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // Право и экономика. — 2007. — № 11. — С. 74-79.

3. Митюрникова Л.А. Налогообложение — один из важнейших факторов развития рыночной экономики и малого предпринимательства в сфере сервиса // Сервис в России и за рубежом. — 2009. — № 1. — С. 160-164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аюшиева Лариса Климентьевна, кандидат экономических наук, старший

преподаватель кафедры экономики Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Н.С. Соколов, магистр

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10722

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы налогообложения малого бизнеса, анализ его состояния и проблемы, которые необходимо решать законодательной и исполнительной власти России, как на федеральном так и на региональном уровне. Результатом нашего исследования являются некоторые предложения по совершенствованию налоговой политики

Ключевые слова: малый бизнес, налоги, экономика.

В наше время состояние малого предпринимательства — весомый показатель развития, происходящего в стране. Страна по настоящее время переживает экономический и финансовый кризис, что негативно сказывается на малом бизнесе. В последнее время инновационный процесс стал втягиваться в развитие малого предпринимательства, так как малый бизнес способствует формированию среднего класса, который составляет значительную долю в мировой хозяйствующей системы экономически активного населения.

В России в настоящее время доля малого бизнеса составляет 22%, в США доля достигает 50%, в Китае этот показатель составил 60%. Следовательно, в этих государствах развитие и поддержка малого бизнеса имеет приоритет. В Российской Федерации многие жители опасаются открывать или начинать свое дело, так как не могут быть уверены в завтрашнем дне. По экономической свободе наша страна соседствует с Таджикистаном и Гаити, занимая на 2017 год 153 место.

По сравнению с прошлыми годами в 2017 большинство организаций могут относить себя к малым предприятиям и пользоваться привилегиями (льготами), которые были сформированы новыми постановлениями в налогообложении. Но не смотря на данные попытки поддержки малого предпринимательства с помощью возможным методов: налоговых каникул, субсидий, снижение налоговой нагрузки и других способов в первом полугодии 2017 году было закрыто 650 тысяч наименований организаций малого предпринимательства.

По статистике налогообложения в Российской Федерации малое предпринимательство относится в основном к микробизнесу, это 95,5% общего их числа.

Предлагаю рассмотреть критерии отнесения хозяйствующих субъектов к различным категориям малого и среднего бизнеса в России, который представлен в таблице 1.

Категория Занятость на предприятии Оборот предприятия «Критерий независимости происхождения»

Микро предприятие до 15 человек до 120 млн рублей Доля участия в уставном (складочном) капитале не должна превышать 25% для хозяйствующих субъектов, не являющихся малыми и средними предприятиями, иностранных юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций

Малое предприятие от 16 до 100 человек до 600 млн рублей

Среднее предприятие от 101 до 250 человек до 2 млрд рублей

Таблица 1. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к различным категориям малого и среднего бизнеса

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний. Поправки, внесенные в закон № 209-ФЗ, позволили с 2017 года изменили, следующее:

— лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий — с 60 до 120 млн рублей;

— возросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия — с 25% до 49%;

— среднее число работников осталось прежним — не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия;

— увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников — с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2016 году, то компания утратит право считаться малой только в 2019 году.

Как и любой вид предпринимательской деятельности, малый бизнес облагается налогами. Для субъектов малого бизнеса предусмотрены следующие формы налогообложения (табл. 2).

Таблица 2. Формы налогообложения для субъектов малого бизнеса

Показатель ЕСХН УСН ЕНВД ПСН

Глава НК РФ, регулирующая применение 26.1 26.2 26.3 26.5

Кто применяет Oрганизации и ИП ИП

Для какой деятельности возможно применение Сельское хозяйство и рыболовство Все, за исключением приведенной в п. 3 ст. 346.12 НК РФ Только для указанной в п. 3 ст. 346.29 НК РФ Только для указанной в п. 2 ст. 346.43 НК РФ

Необходимость специального разрешения Патент

Размер выручки, млн руб. До 150 с корректировкой на коэффициент-дефлятор для соответствующего года (применение коэффициента приостановлено на период 2017-2019 годов) До 60 (а для расчета стоимости патента — до 1 с корректировкой на коэффициент-дефлятор для соответствующего года)

Численность работников, чел. До 300 — для рыболовецких хозяйств До 1OO До 15

Остаточная стоимость ОС, млн руб. — До 1OO — —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участие других юр-лиц в УК организаций, % До 25

В каждой перечисленной системе налогообложения есть свои достоинства и недостатки.

Налог ОСНО (общая система налогообложения) — единственная система налогообложения по которой платится налог НДС, именно это чаще всего становится причиной почему его выбирают.

ОСНО называют ТИТАНОМ всех видов налогообложения. Все остальные системы

налогообложения являются налоговыми специальными режимами, которые направлены на снижение налоговой нагрузки для малых предприятий. Любой вновь зарегистрированный бизнес изначально находится именно на налоге ОСНО и лишь потом переходит на более удобный для себя спец-режим.

По ОСНО платят: налог на имущество, налог НДС (0%-20%), налог на прибыль

(13% для ИП и 20% для организаций), отчетность ежеквартальная, нужно вести бухгалтерский баланс.

Налог УСН чаще всего используется организациями с формой собственности ООО. Все небольшие сферы производства, транспорта, а также почти 80% оптовой торговли + 30% розничной торговли имеют УСН. Упрощенная система налогообложения бывает двух видов: УСН Доходы (налог 6% от всего оборота), УСН Доходы минус расходы (15% от чистой прибыли). Отчетность по налогу УСН сдается в виде налоговой декларации 1 раз в год, для предпринимателей до 30 апреля, а для организаций до 31 марта. Налог выплачивается авансовыми платежами ежеквартально Налог УСН можно применять к большинству видов деятельности. С 2015 года на УСН введен налог на имущество.

Налог ЕНВД. В большинстве случаев налогом ЕНВД пользуются ИП, второй формой собственности к которой чаще всего применяют налог ЕНВД является ООО.

Данное налогообложение имеет ряд преимуществ перед остальными:

— фиксированный платеж, размер которого не такой уж и большой;

— минимальная налоговая отчетность;

— для торговли не нужен кассовый аппарат;

— налог ЕНВД особенно выгоден для сферы услуг и очень часто его можно просто обнулить с помощью уменьшения на взносы, которые ИП платит за себя;

— расчет налога происходит по формуле и ежегодно корректируется с помощью специальных коэффициентов.

Налогообложение обладает и целым рядом ограничений по показателям, так, например, в случае если Ваша торговая площадь превышает 150 кв.м., то применять данный налог нельзя.

Налог ЕНВД применяется не ко всем видам деятельности, а есть специальный список видов деятельности, которые попадают под данное налогообложение. С 2015 года на ЕНВД введен налог на имущество.

Налог ПСН применяется только индивидуальными предпринимателями. Перечень видов деятельности, к которым мож-

но применять ПСН ограничен и определяется на местном муниципальном уровне. Налог — своеобразный патент, который приобретает ИП для определенного вида деятельности. Применять патент можно только в регионе, в котором он приобретен. Патент приобретается на срок от 1 до 12 месяцев.

Налог ЕСХН — один из самых низких и идеальных налоговых режимов, но применять его имеют право только предприниматели, фермеры и организации деятельность которых связана с сельским хозяйством. Налог ЕСХН на порядок лучше налога УСН.

Это сразу становится видно по формуле налога: ЕСХН = Налоговая база*6% (где налоговая база — это доходы минус расходы, а 6% — размер налоговой ставки, подлежащей к уплате).

Налоговый период у ЕСХН так же, как и у УСН — год, а отчетным периодом является полугодие. Оплата налога ЕСХН производится двумя платежами, первый в виде авансового платежа до 25 июля. Второй платеж производится в зависимости от формы собственности Вашего бизнеса: до 31 марта для предприятий и до 30 апреля для предпринимателя.

Перейти на систему налогообложения «ЕСХН» можно только двумя способами:

— для только что открытых организаций, можно встать на ЕСХН в течение 30 дней с момента регистрации;

— для остальных перейти на ЕСХН можно только с начала нового календарного года.

Для того чтобы перейти на единый сельскохозяйственный налог организации или предпринимателю нужно заполнить и сдать в налоговую уведомление о переходе на ЕСХН. Данное уведомление имеет форму №26-1.1.

Предприятия малого бизнеса могут находится на общей системе налогообложения, но государством для льготирования налогоплательщиков разработаны специальные налоговые режимы, которые и являются особенностью налогообложения малого бизнеса.

Специальным налоговым режимом считается особый порядок исчисления и упла-

ты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке установленными законодательством о налогах и сборах (Ст.18 НК РФ).

К специальным налоговым режимам, которые могут быть применены предприятиями малого бизнеса, относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— упрощенная система налогообложения;

— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

— Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Согласно гл. 26.3. НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ и вводится в действие законами субъектов РФ.

Таким образом, предприятия малого бизнеса, осуществляющие предпринимательскую деятельность в вышеперечисленных видах деятельности, могут использовать льготную систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что в настоящее время особенно необходима разработка действенного механизма управления малых бизнесом в России, учитывающая опыт зарубежных стран и развитой системой регулирования малого предпринимательства. По различным оценкам экономистов в России должны действовать не менее 9-12 миллионов малых предприятий.

Наибольший вклад в доходную часть бюджета страны вносят малые предприятия и ИП, применяющие УСНО в среднем 3,4%, доля же налоговых доходов от ЕСХН составляет менее 1%. В связи с этим основными недостатками существующей системы налогообложения субъектов малого бизнеса являются следующие.

Во-первых, система налогообложения РФ сложна и запутанна. Фактически не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каждый

точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухучету и налогам.

Во-вторых, чрезмерное высокое налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными. Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д.

В-третьих, нестабильность законодательства. Недостаточная четкость и ясность нормативных документов, и слишком частые изменения налогового законодательства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным налогоплательщика. Все изменения в налоговом законодательстве должны осуществляться одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и нормативные акты по налогам.

Наибольшее количество малых предприятий на протяжении последних десяти лет открывается и активно действует в оптово-розничной торговле (35- 49%) вследствие простоты методов сокрытия выручки и увеличения прибыльности фирм. Именно поэтому существует острая необходимость реформирования процесса и комплекса элементов налогообложения малого предпринимательства, которое состоит в следующем:

— реформирование налогового законодательства, увеличение его прозрачности, снижение налогового бремени и налоговых ставок;

— упрощение порядка уплаты налогов;

— ужесточение налогового контроля;

— применение новых способов уплаты налогов, в том числе модернизация автоматизированных аппаратов, электронных личных кабинетов в сети интернет;

— проведение бесплатных информационных семинаров для начинающих предпринимателей в области налогообложения.

Таким образом, даже на основании при- лый бизнес, будучи более мобильным, веденного общего перечня нововведений улучшает и ускоряет динамику развития можно констатировать, что льготы для ма- государства.

лого и среднего бизнеса в 2018 году име- Так же хотелось добавить, что без ре-

ют усеченный характер. Некоторые налоги формирования всех составляющих налого-на малый бизнес на 2018 год даже увели- обложения малого предпринимательства чены, тогда как правительством вовсе не невозможно представить эффективно раз-был осуществлен пересмотр базы, ставок и вивающуюся сферу бизнеса в стране, по-объектов по уже существующим налого- тому что простота, прозрачность и удобст-вым сборам. Введение специальных нало- во уплаты налогов является основным говых режимов является стимулирующим элементом не только в выполнении госу-фактором для изменения количества субъ- дарством в полном объеме своей фискаль-ектов рынка занятых малым бизнесом в ной функции, но и в повышении мотива-сторону увеличения их количества. Тем ции к развитию у малого бизнеса, без ко-самым, увеличивается количество населе- торого невозможно повышение конкурен-ния страны привлеченного к системе тоспособности страны в целом. предпринимательства. Таким образом, ма-

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г.) // Российская газета. — 25.12.1993 г. — № 237.

3. Васильева А.С. Особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области в современных условиях. — М.: ИНФРА, 2016. — 356 с.

4. ВинницкийД.В. Российское налоговое право. — СПб.: Прима, 2016. — 322 с.

5. Исмаилова Е. Условия перехода на УСН. — М.: Изд-во Юрайт, 2013. — 257 с.

6. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. — М.: ИНФРА, 2016. — 412 с.

7. Медведев А. Использование специальный налоговых режимов в налоговых схемах. -М.: Дашкович и К, 2013. — 312 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FEATURES OF TAXATION OF SMALL SUBJECTS ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE MODERN STAGE

N.S. Sokolov, master

Bauman Moscow state technical university (Russia, Moscow)

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 15 мая 2018 г.

Мы рассказывали в нашем отдельном материале о критериях отнесения организаций и ИП к субъектам малого предпринимательства. О праве малых предприятий на ведение упрощенного бухгалтерского учета, а также составление бухгалтерской отчетности по упрощенной форме мы также рассказывали в отдельных консультациях. А существуют ли особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства?

Есть ли особенности налогообложения малого бизнеса?

По НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (ст. 19 НК РФ). И в общем случае субъекты малого предпринимательства от налогообложения не освобождены. Более того, в НК РФ не предусмотрены специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства.

Тем не менее, те налоговые режимы, переход на которые возможен лишь при соблюдении определенных условий и ограничений, обычно рассматриваются как наиболее широко распространенные среди малого бизнеса. Речь идет, к примеру, об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства (УСН), о патентной системе налогообложения для предпринимателей (ПСН) или системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Налогообложение малых предприятий в соответствии со спецрежимами наиболее привлекательно для малых и средних предприятий в силу относительной простоты таких режимов.

Для тех же организаций и ИП, которые не соответствуют критериям специальных налоговых режимов или отказались от них по собственной инициативе, налогообложение малого и среднего бизнеса производится в общем порядке.

В то же время, несмотря на то, что в НК РФ нет налоговых режимов, предназначенных исключительно для малых или средних предприятий, нельзя говорить о полном отсутствии налоговых послаблений для малого бизнеса.

Ведь, к примеру, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть предусмотрены льготы по региональным и местным налогам именно для субъектов малого предпринимательства. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 при соблюдении иных условий малое предприятие имеют налоговую льготу по объекту недвижимости, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость.

Налоговый учет на малых предприятиях ведется в соответствии с правилами, установленными для соответствующего налогового режима, который применяет такое малое предприятие.

Налоговые каникулы для малого бизнеса

Напомним, что вновь зарегистрированные ИП относятся к микропредприятиям (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Для таких ИП региональные власти могут предусматривать особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в виде временного освобождения от уплаты налога при применении УСН или ПСН (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Речь может идти только об ИП, которые ведут предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Другие налоги и страховые взносы ИП даже в условиях так называемых «налоговых каникул» уплачивают в общем порядке.

УДК (470)

ББК 65.050

А-45

АНАЛИЗ И РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

(рецензирована)

В статье проведен анализ системы налогообложения и динамики малого и среднего бизнеса в России. Представлена классификация налогов и сборов, проведено сопоставление специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход. Выделены основные направления реформирования системы налогообложения малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: налогообложение, малый бизнес, средний бизнес, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, налоговое бремя.

REVIEW AND REFORMATION OF THE SYSTEM OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS TAXATION IN MODERN RUSSIA

(reviewed)

The article analyzes the tax system and the dynamics of small and medium businesses in Russia.

The basic directions of reforming the tax system for small and medium businesses have been defined.

Keywords: taxation, small business, medium business, simplified tax system, single tax on imputed income, tax burden.

Как показывает история, пожалуй, ни в одной стране мира так часто не менялось отношение к предпринимательству, как в России. С приходом к власти В.В. Путина политика становится все более ориентированной на рост и развитие малого и среднего бизнеса (МСБ). Как отмечает президент: «От уверенного развития малого и среднего бизнеса напрямую зависит насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, формирование здоровой конкурентной среды, создание новых рабочих мест. И, конечно, укрепление промышленного и аграрного потенциала российских регионов, повышение уровня и качества жизни людей» . Однако доля малого и среднего бизнеса в ВВП России является небольшой — порядка 21-22%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае — более 60%.

Согласно опроса, проведенного в 2013 г., на вопрос чего ждут предприниматели от государства 79% бизнесменов ответили, что снижения налогов . Тем не менее, пока в налоговом кодексе России даже нет понятия «малый и средний бизнес».

Несмотря на существующие недостатки в налоговой системе на сегодняшний день, проделана огромная работа по ее формированию. Снижены налоговые ставки, предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса, в 2007 г. был принят Закон » О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» — все это создало условия для развития бизнеса в России.

Прежде чем проанализировать систему налогообложения малого и среднего бизнеса и выделить основные направления ее реформирования определим, что следует понимать под ней. Рассматривать налоговую систему любого государства можно в трех ракурсах:

— как совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих оплате в различные уровни бюджета (федеральный, региональный и местный) и внебюджетные фонды.

— как совокупность законов, актов, указов, регулирующих налоговые взаимоотношения.

— как система государственных институтов, реализующих налоговую политику государства.

Описывая налоговую систему России, мы будем определять ее как систему налогов и сборов,

остальные аспекты будут отодвинуты на второй план.

Следует отметить, что предприятия уплачивают не все налоги и сборы, предусмотренные НК РФ. Применение специальных налоговых режимов (упрощенной системы налогообложения единого

налога на вмененный доход, патентной системы налогообложения и др.), позволяет заменить ряд налогов одним. Кроме того, подлежат перечислению и неналоговые платежи, также формирующие доходы всех уровней, некоторые из которых (например, взносы во внебюджетные фонды), по сути, не отличаются от налогов и имеют все присущие им признаки обязательности, безвозмездности и индивидуальности, что существенно увеличивает реальное налоговое бремя малого и среднего бизнеса.

Обобщенная классификация всех уплачиваемых налогов и сборов в России представлена на

рис. 1.

Отметим, что статус бизнеса не влияет на применяемую систему налогообложения.

Согласно Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ и Постановления правительства РФ от 09.02.2013 г. №101 к субъектам среднего бизнеса следует относить организации со средней численностью работников от 101 до 250 человек и годовым доходом до 1 млрд. руб. (без учета налога на добавленную стоимость). Для малого бизнеса характерна средняя численность до 100 человек (микропредприятия — не более 15сотрудников) с годовой выручкой до 400 млн. рублей (микропредприятия — до 60 млн. руб.).

Рисунок 1. Классификация налоговой системы России На рис.2, 3 представлена динамика малого и среднего бизнеса за последние несколько лет. В последние годы наблюдается стабильный рост субъектов малого бизнеса (в особенности микропредприятий) и снижение количества субъектов среднего бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По состоянию на начало 2013 года в России насчитывалось 13 767 средних предприятий (это на 13% меньше аналогичного показателя на начало 2012 года) — то есть не менее 1% юридических лиц сегмента малого и среднего предпринимательства (МСП) попадали в данную категорию.

Дальнейшее исследование покажет, как данная динамика связана с существующей системой налогообложения бизнеса в России. Пока же отметим, что такого понятия как «малый и средний бизнес» в налоговом кодексе РФ не существует, а значит и не существует на законодательном уровне

какого-то особого подхода к налогообложению данных секторов предпринимательства. В НК РФ выделены специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, патентная система и др.), которые, при соблюдении определенных условий, могут быть применены субъектами бизнеса.

2 5000

л и 01 х

Ю ^

О е; ш

ш

I*

01 А

Ю >

и

0 ш

и

01 т

е; о ас

Индивидуальные предприниматели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Микропредприятия

Малые предприятия

Рисунок 2. Динамика малого бизнеса в России

Рисунок 3. Динамика среднего бизнеса в России

Упрощенная система налогообложения (УСН) для организаций предполагает замену уплаты налога на прибыль организаций (20%), налога на имущество (2,2%) и НДС (18%, 10% и 0%), а для ИП — налога на доходы физических лиц (базовая ставка 13%) и налога на имущество физических лиц (0,1%, 0,3%, 0,5%) уплатой единого налога: 6% (если объектом налогообложения выбраны доходы) или 15 % (если объектом налогообложения являются доходы уменьшенные на величину расходов). Ставка налога во втором случае может быть иной в некоторых субъектах, например, в Ростовской области она составляет 10%.

В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ, УСН не могут применять банки, страховщики, ломбарды, организации, имеющие филиалы и представительства, предприятия с средней численностью сотрудников более 100 человек и другие. Кроме того, организация или индивидуальный предприниматель утрачивает право применять УСН, если по итогам налогового периода валовой доход превысит 60 млн. руб. Таким образом, условия применения УСН не могут быть соблюдены крупным бизнесом, а по объему возможного валового дохода — средним предпринимательством. Кроме того, специальные налоговые режимы, согласно законодательства РФ, не всегда могут применять даже малые предприятия при существенных доходах до 400 млн. руб. в год, только микропредприятия с годовым доходом до 60 млн. руб. без учета НДС.

Подобные ограничения существуют и в других специальных налоговых режимах. Так, плательщиками Единого налога на вмененный доход (ЕНВД), могу быть организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся определенными видами деятельности, такими как, оказание бытовых и ветеринарных услуг, услуг по ремонту и мойке автотранспорта, перевозке пассажиров (имеющими не более 20 автотранспортных средств), розничной торговлей на площади не более 150 кв.м., оказание услуг общественного питания, с не более чем такой же площадью зала и др. При осуществлении таких видов деятельности применение ЕНВД является обязательным. Ограничений по доходам нет, но при этих условиях в них и нет нужды. Объектом налогообложения установлен вмененный доход, т.е. потенциально возможный валовой доход налогоплательщика, рассчитанный на основе базовой доходности, количества физических показателей и коэффициентов. Данный налоговый режим широко используется малыми предприятиями, в особенности индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, некоторые малые предприятия и все средние предприятия используют общую налоговую систему с уплатой всех предусмотренных налогов и сборов согласно законодательства.

Необходимым условием для развития малого и среднего бизнеса в России, на наш взгляд, является снижение налоговой нагрузки для предпринимателей. Выделим основные направления реформирования, способствующие снижению налогового бремени.

Во-первых, считаем возможным в Налоговом кодексе дать определение понятий «малый бизнес (предпринимательство)» и «средний бизнес (предпринимательство)». Кроме того, увязать на законодательном уровне статус бизнеса и возможно применяемую систему налогообложения.

Во-вторых, увеличить предельный объем годовой выручки при упрощенной системе налогообложения до 400 млн. руб., что позволит применять данный режим всеми субъектами малого бизнеса.

В-третьих, для снижения налоговой нагрузки среднего бизнеса, на наш взгляд, имеет смысл использовать опыт зарубежных развитых стран, где отсутствуют какие-либо специальные налоговые режимы, но для субъектов МСБ предусмотрены пониженные ставки на основные налоги (в основном налог на прибыль и НДС).

Так, в Великобритании в 2014 г. для компаний годовая прибыль которых не превышает 300 000 фунтов стерлингов установлена ставка налога на прибыль в размере 20% вместо общей 23%. В Германии двухуровневая общая ставка налога на прибыль — 15% базовая и 14-17% -дополнительно подлежащая уплате в муниципалитет, для МСБ она составляет в два раза меньше — на уровне 15%. В США многоуровневая прогрессивная система налогообложения прибыли от 15% до 35% в зависимости от уровня годового дохода. Кроме того, в США, пожалуй, одни из самых лояльных критерий отнесения к субъектам МСБ, к данной категории относятся предприятия со штатом до 499 человек. В России, считаем, имеет смысл уменьшить для среднего бизнеса не только ставку налога на прибыль (сейчас она составляет 20%), но и налога на добавленную стоимость (общая ставка по НДС сегодня 18%), что позволит снизить налоговое бремя и способствовать росту числа предприятий данной сектора.

В целом можно утверждать, что за прошедшие два десятка лет, был пройден огромный путь по восстановлению налоговой системы, отвечающей условиям рыночной экономики. Но это не означает, что в преобразованиях больше нет нужды. Малое и среднее предпринимательство нуждается в построении оптимальной системы налогообложения, способствующей росту предпринимательства, а не развитии «теневой экономики».

Литература:

Компании, являющиеся субъектами малого предпринимательства, могут снизить суммы уплачиваемых налогов путем применения специальных налоговых режимов. К таким режимам относится упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход.

Упрощенную систему налогообложения возможно применять к любым видам деятельности. Важно только правильно выбрать объект налогообложения. Это может быть налог:

· 6% с доходов;

· 15% с доходов, уменьшенных на расходы.

А вот единый налог на вмененный доход применяется только в отношении отдельных видов деятельности. К таким видам деятельности относятся следующие:

· розничная торговля;

· общественное питание;

· бытовые, ветеринарные услуги;

· услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

· распространение и (или) размещение рекламы;

· услуги по передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков;

· услуги по временному размещению и проживанию;

· услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом;

· услуги стоянок.

Кроме того, важно помнить об ограничениях, которые установлены законодательно. Например, существуют следующие ограничения по УСН:

· применение отдельных видов деятельности;

· доля участия в уставном капитале не должна превышать 25%;

· средняя численность работников не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (100 человек);

· выручка от реализации товаров без учета НДС или балансовая стоимость активов не должна превышать предельные значения;

· стоимость основных средств не должна превышать предельные значения.

Также нельзя создавать филиалы. Напоминаем, что в отличие от обособленного структурного подразделения филиал должен быть указан в уставных документах и указан в ЕГРЮЛ.

Для индивидуальных предпринимателей также существует возможность использовать патент. Патент также применяется в отношении отдельных видов деятельности:

1. ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

2. ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;

3. парикмахерские и косметические услуги;

4. химическая чистка, крашение и услуги прачечных;

5. изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;

6. ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;

7. ремонт мебели;

8. услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;

9. техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;

10. оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;

11. оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;

12. ремонт жилья и других построек;

13. услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;

14. услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;

15. услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;

16. услуги по присмотру и уходу за детьми и больными,

а также для иных видов деятельности, поименованных законодательно.

Единый налог на вмененный доход предполагает применение ставки 15% с вмененного дохода. Вмененный доход не зависит от фактического дохода, получаемого субъектами малого предпринимательства.

В отношении патента также применяются ограничения к численности персонала предпринимателя. Так, патент можно применять, если численность персонала не более 15 человек. А вот средний бизнес не может применять специальные налоговые режимы, поскольку не «укладывается» в критерии, которые действуют для специальных налоговых режимов.

Критерии отнесения к малому и среднему бизнесу

Критерии

Микро

Малые

Средние

Средняя численность, чел.

≤ 14

≤ 100

≤ 250

Выручка от реализации (без НДС), млн ₽

≤ 120

≤ 800

≤ 2 000

Суммарная доля участия в уставном капитале других организаций, %

· иностранных организаций — ≤ 49;

· российских организаций, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса — ≤ 49;

· российских организаций, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов — ≤ 25

Поэтому средним предприятиям важно в 2019 году учесть изменения законодательства в отношении НДС.

Изменения законодательства в отношении НДС 2018-2019

Для малого и среднего бизнеса не предоставлены какие-либо льготы в отношении НДС. Конечно, возможно применять освобождение от НДС, если выручка от реализации менее 2 млн. руб.. Но такую льготу применяет достаточно маленькое количество компаний в связи с тем, что требуется предоставление подтверждающих документов.

Льготы действуют только в отношении отдельных видов товаров. Возможно применять льготную ставку 0% НДС в отношении услуг международных перевозок, а также 10% в отношении целого ряда товаров, к таким товарам, в частности, относятся продукты питания по перечню, детское питание, детские товары, игрушки, лекарственные средства.

Дополнительные льготы введены в 2018 году в отношении экспорта и импорта медицинских товаров, в том числе медицинской техники. В отношении таких товаров можно применять также ставку 10%.

С 2019 года НДС возрастет до 20% и это негативно скажется на конечной цене конечного продукта, то есть для конечных потребителей-физических лиц продукция, сырье и материалы, а также работы и услуги подорожают.

Следовательно, необходимо пересмотреть суммы НДС в:

· договорах;

· актах приемки-передачи;

· счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах.

Субъекты малого и среднего бизнеса должны учитывать повышение ставки НДС с 18% до 20%. Особенно важно учесть это в переходящих договорах, имеющих длительный характер и переходящих на 2019 год. Рекомендуется сделать сверку взаиморасчетов с контрагентами. В случае, если оплата была осуществлена в 2018 году, а отгрузка или оказание услуг будет осуществляться в следующем году, нужно также будет выставлять корректировочные счета-фактуры.

Некоторые поправки были введены с 2018 года и также ужесточают требования в отношении уплаты НДС. Так, с 1 января 2018 года возложены обязанности налоговых агентов по НДС для компаний, которые занимаются реализацией лома и отходов черных и цветных металлов, а также работают с алюминием и его сплавами, реализуют шкуры животных. Покупатели вышеуказанных товаров являются налоговыми агентами и должны самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет. Но уплата налога предусматривает возможность получения налогового вычета. Право на налоговый вычет получают те компании и предприниматели, которые применяют общую систему налогообложения.

Еще одна поправка касается электронных услуг, с 1 января 2019 года иностранные компании, которые оказывают электронные услуги, должны исчислить НДС. Эта поправка была внесена Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ. В настоящее время российские компании и предприниматели должны выступить в качестве налогового агента и перечислить НДС в бюджет.

Изменения коснулись и поступления авансов при передачи имущественных прав. Налог необходимо рассчитывать как разницу между поступившей суммой и суммой расходов на приобретение этих прав.

Поправки касаются также оформления сопроводительных документов. Так, с 1 октября 2018 года, экспортируя товары за пределы Европейского союза, не нужно представлять копии транспортных документов, а также товаросопроводительных и иных документов. Такие документы должны быть получены проверяющими в электронном виде.

Если компания отгружает товары в страны ЕАЭС, такие документы также можно не сдавать вместе с декларацией по НДС, но при условии, что компания сдала электронный перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Однако из этого правила существует и исключение. Если в самих документах содержатся или противоречия, или недочеты, то таможня или ИФНС могут затребовать копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товара. Конечно, нужно верить в то, что проверяющие не будут злоупотреблять этим. Если проверяющие запросят подтверждающие документы, то имеется 30-дневный срок для их предоставления на основании федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ.

Еще одно исключение составляет экспортный контракт – его в отношении экспортно-импортных отношений нужно будет представить единожды. Если в последующем он также понадобится для подтверждения экспортной ставки, вместо него плательщик НДС сможет направить в инспекцию уведомление, составленное в произвольной форме. Такое уведомление будет подаваться совместно с декларацией.

Особое регулирование вводится в отношении почтовых отправлений. Очевидно, что интернет-торговля сегодня является одним из развивающихся направлений. Продавцы имеют право применять нулевую ставку НДС, но применение такой ставки требует документального подтверждения. Для этого нужно представить установленный перечень документов: платежек, декларации по форме C№23 или таможенной декларации (новый пп. 7 п. 1 ст. 165 НК РФ). Без представления вышеуказанных документов применяется стандартная ставка, которая составляет в 2018 году – 18%, а в 2019 году будет 20%.

Поправки будут касаться и выдаваемых чеков. В чеке на основании пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса необходимо указывать НДС в чеках и иных документах, выдаваемых розничным покупателям при торговле товарами, работами или услугами. А вот для ценников это требование необязательно, поэтому компания или предприниматель могут как указывать НДС, так и не указывать.

Уточнены вопросы предоплаты. Важно учитывать предоплату при передаче прав на жилые дома, гаражи и машино-места, но при этом налоговая база будет устанавливаться с учетом суммы расходов, сумму расходов нужно определять пропорционально доле предоплаты.

Изменения законодательства в отношении страховых взносов

Естественно налогоплательщики – малые и средние предприятия – являются плательщиками зарплатных налогов. К зарплатным налогам относится НДФЛ, который уплачивается в зависимости от резидентства, его ставка составляет 13% и 30% соответственно, и страховые взносы, общая ставка которых составляет 30%.

НДФЛ и налогом по страховым взносам облагаются любые выплаты, в том числе выплаты:

• в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг;

• по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

• по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;

• по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (услуг) в пользу физлиц.

Сами размеры страховых взносов устанавливаются в следующих размерах:

• на обязательное пенсионное страхование – 26%;

• на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2,9%;

• на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства – 1,8%;

• на обязательное медицинское страхование – 5,1%.

В 2019 году будут установлены новые лимиты для начисления страховых взносов.

Напомним, что лимит для исчисления взносов в фонды пересматривают каждый год. Так, на период 2017–2021 ггодов предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в РФ, увеличенного в 12 раз, и следующих, применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год:

  • в 2017-м – 1,9;

  • в 2018-м. – 2,0;

  • в 2019-м – 2,1;

  • в 2020-м – 2,2;

  • в 2021-м – 2,3.

Конкретные лимиты каждый год пересматриваются.

В 2018 году утверждены лимиты:

  • в ПФР — 1 021 000 руб.;

  • в ФСС — 815 000 руб.

С 2019 года произойдет повышение этих лимитов. Предельная база по взносам в ПФР составит 1 150 000 руб.

Для ФСС будет установлен лимит 865 000 руб.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Важно, что возможности налоговой оптимизации страховых взносов в 2019 году остались прежними. Так, возможно использовать необлагаемые выплаты, к которым относятся:

• стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно;

• стоимость форменной одежды и обмундирования;

• стоимость льгот по проезду;

• суммы материальной помощи;

• суммы платы за обучение работников;

• суммы на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения и др.

Но при этом поменяются выплаты, которые связаны с больничными листами. Исходя из предела заработка определяются лимиты выплат по больничным.

  • Максимальный лимит среднего заработка, который устанавливается исходя из страховых взносов, составляет: для 2017 года – 1 901,37 руб./день, для 2018 года – 2 017,81 руб./день;

  • лимитированной продолжительностью больничного в днях (для стандартного случая пребывания дома по обычной болезни – не более 15).

То есть в обычной ситуации максимальная выплата по больничному листу в 2018 году не может быть больше: 15 × 2 017,81 = 30 267,15 руб.

В 2019 году он, соответственно, может быть больше за счет увеличения выплат в ФСС.

Размер пособия по беременности и родам является следующим.

Размер пособия

Вид пособия

Размер

до 1 февраля 2018 года

после 1 февраля 2018 года

Единовременное пособие при рождении ребенка

16 350,33

16 873,54 (16 350,33 × 1,032)

Минимальное ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком

3065,69 (с учетом МРОТ — 3120)

3163,79
(3065,69 × 1,032)

Минимальное ежемесячное пособие по уходу за вторым и последующими детьми

6131,37

6327,57
(6131,37 × 1,032)

Единовременное пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности

613,14

632,76
(613,14 × 1,032)

В феврале 2019 года, скорее всего, этот размер также пересмотрят, поскольку он меняется каждый год.

Способы сближения налогообложения и бухгалтерского учета для предприятий малого и среднего бизнеса

Кроме изменений в законодательстве компаниям, безусловно, нужно учитывать различия между бухгалтерским и налоговым учетом. Таких различий возникает очень много, например, в отношении учета курсовых разниц, заимствований, создания резервов в бухгалтерском и налоговом учете. В этой связи рекомендуется в учетной политике предусмотреть следующие механизмы сближения бухгалтерского и налогового учета.

1. Установление одинаковых способов амортизации

В учетной политике возможно использовать одинаковые способы амортизации основных средств. В налоговом учете согласно статье 259 НК РФ амортизацию можно начислять линейным и нелинейным способами. А вот в бухгалтерском учете возможно выбрать следующие способы:

· линейный,

· уменьшаемого остатка,

· списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

· списания стоимости пропорционально объему продукции или работ.

Следовательно, если компании хотят сблизить бухгалтерский и налоговый учет, то необходимо закрепить линейный метод в учетной политике, но вот для целей ускоренной амортизации и оптимизации налогового учета больше подходит нелинейный способ.

2. Установление единого способа списания сырья и материалов

Для сближения методов списания товаров и материалов применяются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете метод ФИФО, а также оценка единицы по средней стоимости.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ, при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения, одним из следующих методов оценки покупных товаров:

· по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

· по средней стоимости;

· по стоимости единицы товара.

Поскольку для целей налогового учета не установлен порядок оценки покупных товаров по средней себестоимости, налогоплательщик вправе использовать порядок такой оценки исходя из правил бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 11.08.2015 №03-03-06/2/46207).

Например, мы можем списывать стоимость единых товарных позиций на пеноблоки, кирпичи и т.д. В учетной политике для этого мы устанавливаем стоимость:

· или при отпуске каждой единицы (партии) МПЗ (средняя скользящая оценка);

· или один раз в конце месяца для всего количества выбывших МПЗ (средняя оценка).

3. Привести в соответствие виды расходов в бухгалтерском и налоговом учете

В налоговом и бухгалтерском законодательстве существует разница в части признания расходов. Так, в бухгалтерском учете расходы можно разделить на расходы основного и вспомогательного производства, общепроизводственные и общехозяйственные. А вот в налоговом учете расходы за текущий период на основании статьи 318 НК РФ будут разделяться на прямые и косвенные.

Кроме того, важно помнить, что для упрощенной системы налогообложения и объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» виды расходов будут также ограничены и не подлежат расширительному толкованию. Пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлен перечень расходов, принимаемых при определении налоговой базы к уменьшению полученных налогоплательщиком доходов. Не предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса расходы при определении налоговой базы налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не учитываются (Письмо Минфина России от 23.03.2017 №03-11-11/16982).

Например, к расходам относятся:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств

2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;

3) расходы на ремонт
основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

5) материальные расходы;

6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ;

7) расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,

8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам)

и иные виды расходов, которые прямо поименованы в законодательстве.

Поэтому рекомендуется четко прописать расходы в учетной политике и правильно составлять договоры, сверяясь с Налоговым кодексом.

Также в налоговом учете используются особенности признания расходов. Так, малые предприятия могут применять кассовый метод, а вот компании среднего бизнеса должны применять в обязательном порядке метод начисления.

Кассовый метод могут применять не все. Основным условием для применения кассового метода служит величина выручки (без учета НДС). Ее средний размер за предыдущие четыре квартала не должен превышать 1 млн руб. за каждый квартал. Расходы и доходы признаются в следующий период:

· в день поступления средств на счета в банках, в кассу организации;

· в день поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав;

· в день погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

Таким образом, при кассовом методе доходы учитываются, только если они фактически получены.

Если организация применяет метод начисления, то доходы она должна признать в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникли. При этом доходы признаются независимо от фактического поступления денежных средств, имущества или имущественных прав

Установление даты получения доходов безотносительно фактического поступления денежных средств или иного имущества не нарушает права собственности организаций. Все, кто не применяют кассовый метод, должны руководствоваться методом начисления.

4. Отказ от переоценки основных средств

Привести в соответствие бухгалтерский и налоговый учет возможно путем отказа от переоценки основных средств. Дело в том, что переоценка фактически не оказывает влияние на налогообложение. Но переоценка нужна и применяется, если компания хочет продать активы, улучшить показатели отчетности или получить финансирование. Переоценка проводится также, чтобы сблизить российский бухгалтерский учет и МСФО. Особенность заключается в том, что результаты переоценки отражаются только в бухгалтерском учете. Поэтому, естественно, возникнет разница между налогообложением и бухучетом, а это означает, что придется подавать пояснения.

5. Отказ от консервации основных средств

Консервация основных средств учитывается в бухгалтерском учете, но при этом не влияет на налоги. Существуют и особенности налогообложения. Так, расходы на консервацию может учесть средний бизнес, а вот компании малого бизнеса, применяющие УСН, не могут признать эти расходы.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 265 ГК РФ в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам относятся расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.

В соответствии со ст. 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (Письмо Минфина РФ от 15.09.2010 №03-03-06/1/590).

В отчетные (налоговые) периоды, когда основные средства переведены по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев, а также находятся на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, затраты на их приобретение (сооружение, изготовление) не включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы.

Таким образом, налогоплательщики в течение соответствующего налогового периода (налоговых периодов) вправе включить в состав расходов на приобретение (сооружение, изготовление) данных основных средств только расходы, приходящиеся на кварталы фактической эксплуатации данных объектов основных средств, рассчитанные на основании подпунктов 1 и 3 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (<Письмо> УФНС РФ по г. Москве от 18.01.2007 №18-03/3/03903@). Следовательно, легче исключить консервацию из деловой практики.

В заключении нужно отметить, что налогообложение малого и среднего бизнеса зависит от многих факторов: выбранной системы налогообложения, изменений законодательства, учетной политики, предусматривающей или не предусматривающей сближение видов учета.

Особенности налогообложения малого предпринимательства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *