Криминологическая характеристика коррупционных преступлений

УДК 340

Тамазов Эльдар Измаилович

следователь-криминалист отдела криминалистики Следственного управления Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю, капитан юстиции milena.555@mail.ru

Eldar I. Tamazov

Общая криминологическая

характеристика коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов

The general

criminological characteristic of the corruption crimes committed by law enforcement officers

Аннотация. Дана общая криминологическая характеристика коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, которые следует рассматривать в качестве самостоятельного вида преступлений, специфика которого обусловлена уголовно-правовыми и криминологическими особенностями субъекта их совершения, сферой их совершения, а также особенностями детермина-ционного комплекса. Рассмотрена проблема эскалации коррупции практически во все сферы функционирования правоохранительных органов характеризует при чрезвычайно высоком уровне латентности преступлений данного вида.

Ключевые слова: криминологическая характеристика, правоохранительные органы, коррупция, коррупционные преступления.

Keywords: criminological characteristic, law enforcement agencies, corruption, corruption crimes.

Важная роль в защите человека, его прав и свобод от противоправных посягательств принадлежит правоохранительным органам. Именно поэтому совершение преступлений лицами, на которых возложены функции обеспечения безопасности и защиты других людей, не только подрывает основы демократического правового государства, препятствует построению гражданского общества, наносит ущерб авторитету государственной власти, препятствует нормальному функционированию органов власти и управления, ухудшает имидж правоохранительных органов, но и содействует деформации правосознания граждан, морально развращает общество, приучая его к мысли, что несправедливость стороны власти допустимы и естественны; выступает весомым катализатором правового нигилизма в обществе, что крайне отрицательно сказывается на эффективности деятельности по минимизации уровня преступности. Преступность сотрудников правоохранительных органов не только увеличивает общее количество преступлений, совершенных в стране, но и детерминирует совершение преступлений другими лицами (в том числе и потерпевшими от преступных посягательств, провоцируя активное развитие теневой юстиции) .

Особенностями криминологической характеристики преступлений сотрудников правоохранительных органов сегодня являются: высокая ла-тентность, повышенная общественная опасность, способность к самодетерминации, связь с правовым статусом сотрудника, умышленная форма вины и корыстная мотивация как основные характеристики субъективной стороны большинства противозаконных деяний, групповой характер значительной части правонарушений, связь преступной деятельности сотрудников с организованной преступностью, коррупционная направленность большей части противоправных деяний .

Особенно указанное касается совершения сотрудниками правоохранительных органов должностных преступлений, к которым должны быть отнесены, прежде всего, такие деяния, как получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий и служебный подлог, совершаемые из корыстной заинтересованности. Данные преступления не только существенно нарушают охраняемые законом интересы общества и государства, дискредитируют органы внутренних дел

и все правоохранительные органы в целом, но и влекут за собой нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, так или иначе оказавшихся в сфере преступного посягательства. Корыстная мотивация этих деяний, нацеленность их на противоправное извлечение имущественной выгоды, явно расходятся с теми должностными обязанностями, которые возложены на сотрудников правоохранительных органов в соответствии с законом, причем нередко указанные деяния совершаются в совокупности с другими преступлениями . В силу специфики служебного статуса сотрудники правоохранительных органов имеют реальные возможности для осуществления длительной безнаказанной преступной деятельности. Так, сотрудник правоохранительного органа в рамках закона наделен специфическими полномочиями, имеет соответствующие знания уголовного, уголовно-процессуального закона, а также специальные навыки (в том же числе оперативно-розыскной деятельности) и умения, которые могут быть использованы как при совершении преступления, так и при сокрытии своего участия в преступлении, следов преступления и т.д. .

На наш взгляд, в качестве самостоятельной криминологической группы следует рассматривать именно коррупционные преступления сотрудников правоохранительных органов, не ограничиваясь «должностными» преступлениями в традиционном уголовно-правовом их понимании. При этом под коррупционным преступлением следует понимать любое корыстное преступление, совершенное должностным лицом, то есть лицом, которое является представителем власти, обладает организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями, с использованием полномочий предоставляемых должностью .

С криминологической точки зрения коррупционные преступления сотрудников правоохранительных органов следует относить к группе так называемых «профессиональных» преступлений, т.е. преступлений, связанных с исполнением сотрудниками своих непосредственных профессиональных или служебных обязанностей. Выделение «профессиональных» преступлений в качестве самостоятельной группы, обусловлено, как указывает А.Н. Варыгин, тем, что они не только связаны с правовым статусом сотрудника, но, прежде всего с выполнением им непосредственных служебных или должностных обязанностей, например, следователя, дознавателя, оперуполномоченного уголовного розыска или участкового уполномоченного и т.п. Данные преступления совершаются непосредственно при исполнении сотрудниками своих «профессиональных» функций, как правило, в рабочее время или же вне его, но когда виновный выполнял обязанности, вытекающие из его правового положения сотрудника, например, при задержании правонарушителя, пресечении преступления. Отличительными признаками таких преступлений являются следующие: 1) совершаются благодаря занимаемому должностному (служебному) положению сотрудника; 2) совершаются вопреки интересам службы; 3) посягают на нормальную работу правоохранительных органов и подрывают

их авторитет; 4) существенно нарушают охраняемые законом права, свободы и интересы граждан .

Отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют, что преступности работников правоохранительных органов и преступности в целом присущ характер системной взаимосвязи части и целого, преступления работников правоохранительных органов являются производными от общей преступности и не противоречат основным тенденциям ее развития, что объясняется единством общих детерминант и взаимообусловленностью .

Таким образом, детерминанты совершения коррупционных преступлений сотрудниками правоохранительных органов являются производными от детерминант преступности в целом, но, в то же время, имеют определенную специфику. Данная специфика обусловлена, прежде всего, сферой общественных отношений в которой совершаются данные преступления, соответственно, субъектным составом и содержанием данных отношений. При этом следует учитывать, что, как справедливо указывают А.Н. Игнатов и А.А. Кашкаров, коррупция является системой, которая подчинена действиям определенных психологических, социальных, экономических, политических, а так же иных закономерностей (факторов), которые объективно существуют в обществе. Эти факторы являются различными по своей природе и происхождению, динамике и интенсивности возникновения, а также функциональной нагрузке и силе воздействия. Их влияние многомерно, они тесно взаимосвязаны, а в некоторых случаях неразделимы, они постоянно видоизменяются и влияют на всю систему .

Специфика детерминации рассматриваемого вида преступлений, наряду с факторами общего порядка, обусловлена правоохранительной сферой их совершения и соответствующей компе-тенционно-полномочной характеристикой субъектов их совершения. Это обуславливает необходимость учета при установлении специфики детерминации коррупционных преступлений и особенностей детерминации преступности работников правоохранительных органов в целом.

Так, среди факторов, непосредственно обусловливающих совершение преступлений сотрудниками правоохранительных органов, специалисты выделяют: социально-экономические (недостатки финансового, материального, бытового обеспечения сотрудников; низкая заработная плата, уравнительность, недифференцированность оплаты); психологические (несоответствие интеллектуальных, моральных, волевых качеств требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, низкий престиж службы; профессиональная деформация; негативные характеристики среды деятельности); организационно-управленческие (недостатки и просчеты в подборе, расстановке, обучении и воспитании кадров; недостаточный контроль за сотрудниками на службе и в быту; недостатки учета правонарушений сотрудников; низкий уровень информированности); правовые (несовершенство законодательства) .

Рассматривая детерминацию коррупционных преступлений, как отдельного вида преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, следует учитывать, что сотрудники подвержены влиянию общих для всей преступности в стране криминогенных социально-экономических, политических, социально-психологических и других факторов. Тем не менее, для них характерны и собственные, специфические причины и условия существования, воспроизводства и развития, связанные с особенностями прохождения службы в ОВД, их нынешним состоянием, теми проблемами и противоречиями, которые в них сложились и существуют. Исходя из чего, как верно отмечает А.Ю. Смирнов, необходимо выделять различные уровни причин корыстной должностной преступности в правоохранительных органах, а также способствующих им условий действующие в масштабах всей страны, на уровне собственно ОВД и на уровне конкретных подразделений. Свои причины и условия имеет и каждое конкретное преступление, при этом, действуя на индивидуальном уровне, именно они непосредственно порождают возникновение у сотрудника мотивации к совершению преступления. Специфическими детерминантами обладают также преступления, совершаемые представителями конкретных «милицейских» профессий .

Что касается личности сотрудника правоохранительных органов, совершающего коррупционные преступления, следует отметить, что личность данного типа преступников имеет свои специфические отличия от личности сотрудника, совершающего иные виды преступлений.

Так, исследователи отмечают, что в целом, для сотрудника правоохранительных органов, совершившего преступление, характерны следующие признаки: мужчина в возрасте около 30 лет, имеющий среднее или среднее специальное образование, звание рядового или младшего начальствующего состава, прослуживший от года до трех лет, характеризующийся чаще всего положительно, но особенно не выделяющийся среди коллег; проходящий службу в патрульно-постовой службе или на инспекторских должностях; совершающий преступление вне службы, нередко в состоянии алкогольного опьянения; женат; чаще совершающий тяжкие преступления; являющийся исполнителем в группе лиц; основные мотивы совершения преступления -низкий жизненный уровень, социально-бытовая неустроенность; более высокий уровень субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям . В свою очередь, характеристики личности наиболее присущие сотруднику органов внутренних дел, совершившему коррупционное преступление, следующие — это мужчина в возрасте до 30 лет, с достаточно высоким образовательным уровнем, осуществляющий служебную деятельность в МВД России в подразделениях по обеспечению безопасности дорожного движения, патрульно-постовой службы, уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции, предварительного расследования, имеющий специальное звание младшего или среднего начальствующе-

го состава органов внутренних дел, в мотивации которого, при совершении преступления коррупционной направленности преобладают корыстные, корыстно-насильственные и ведомственно-корпоративные мотивы, в основе которых лежит предпочтение нормам и ценностям отдельных социальных групп, противоречащим закону .

Согласно типологии сотрудников правоохранительных органов, совершающих преступления, предложенной А.Н. Игнатовым, сотрудников, совершающих коррупционные преступления, в основном можно отнести к типам «оборотни» и «л е нтяи» . К типу «лентяи» можно отнести сотрудников, совершение преступлений которыми связано с нежеланием надлежащим образом профессионально выполнять свои служебные обязанности, стремлением не прикладывая особых усилий, которые при этом требуют высоких профессиональных качеств, выполнить возложенный на него объём работы, улучшить показатели, получить вознаграждение, продвижение по службе и т.п. Для преступлений, совершаемых преступниками данного типа, наиболее характерны так называемые карьеристские, «служебные» мотивы. К «оборотням» можно отнести сотрудников, которые с самого начала службы ориентированы на криминальное поведение. Статус сотрудника правоохранительного органа (в широком понимании: специфический статус, властные полномочия, знание, привычки и пр.) служит для них одним из средств достижения преступной цели и избегания наказания. Для преступлений, совершаемых преступниками данного типа, характерны различные корыстные мотивы, связанные с желанием удовлетворить свои потребности любым способом, распространения своих притязаний, волевого корыстолюбивого доминирования вопреки господствующим представлениям о справедливости.

Ключевой характеристикой личности сотрудника правоохранительных органов, совершающего коррупционные преступления, является корыстная направленность и установка на удовлетворение своих потребностей и притязаний любым, в том числе противоправным способом. При этом, следует учитывать, что для сотрудников правоохранительных органов также как и для иных лиц, совершающих коррупционные преступления в целом, характерна определенная специфика формирования преступного умысла и механизма его реализации.

Так, система ценностей и имманентная готовность личности преступника-коррупционера к противоправному поведению, обуславливают то, что преступное намерение характеризуется в данном случае таким образом: 1) отличается способностью переноситься на другие объекты (например, привычка создавать условия для получения незаконного вознаграждения должностными лицами органов публичной власти при любой встрече с предпринимателями); 2) существует в скрытом виде, активизируясь при возникновении соответствующей потребности и ситуации ее удовлетворения, при встрече с соответствующим объектом; это хорошо известный всем феномен постоянной наце-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ленности на «невинное вознаграждение», характеризующий большинство чиновников, которые обязаны строго выполнять свои обязанности только за государственную зарплату; 3) отличается избирательной ориентированностью (умением мгновенно «вычислить нужного человека» и предвосхищать ситуации, в которых есть малейший шанс незаконного обогащения .

Таким образом, следует согласиться с тем, что сотрудник правоохранительных органов, совершая преступления коррупционной направленности с использованием своего должностного, служебного положения и полномочий, является специальным субъектом, что определяет наличие особенных уголовно-правовых и криминологических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на механизм индивидуального преступного поведения, на виды и формы совершения коррупционных преступлений .

Относительно состояния коррупционной преступности сотрудников правоохранительных органов следует отметить, что основной его характерной чертой наряду с тотальной эскалацией практически во все сферы функционирования правоохранительных органов, является чрезвычайно высокий уровень латентности.

Значительные масштабы коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, обусловлены спецификой сферы их деятельности, связанной преимущественно с межличностным общением и потенциальными возможностями совершения данных преступлений, имеющимися в связи с их служебным положением.

Как показывают исследования, к основным формам совершения сотрудниками правоохранительных органов преступных деяний коррупционной направленности можно отнести: 1) оказание помощи в переделе собственности (споры хозяйствующих субъектов, рейдерство), предоставление постоянного покровительства различным организациям, в том числе криминальным, оказание помощи в установлении монополии в том или ином экономическом секторе и т.п. (часть 3 статьи 209, часть 3 статьи 210, статья 285, статья 286 УК РФ); 2) незаконная деятельность по прекращению, приостановлению уголовных дел, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности из корыстных мотивов, из иной личной заинтересованности, используя при этом подложные вещественные доказательства, фиктивные документы по проведению уголовно-процессуальных действий, оказание физического, психического давления на потерпевших, очевидцев, свидетелей преступления, изменение процессуального статуса лиц участвовавших в совершение преступления, избрание более мягкой меры пресечения в отношении обвиняемого (часть 3 статьи 159, часть 3 статьи 294, статьи 299-303 УК РФ); 3) укрытие выявленных фактов правонарушений, путем уклонения от регистрации, служебного подлога, привлечения к ответственности за менее тяжкое правонарушение (статьи 285,292 УК РФ); 4) незаконное взимание платы: за оформление раз-

личных документов (принятие решения по материалу предварительной проверки в короткий срок, выдача лицензии и т.п.); при проверке документов в случае их отсутствия или если в них отсутствуют необходимые реквизиты; на месте совершения правонарушения вместо оформления документов необходимых для привлечения виновного к ответственности (статьи 285, 286, 290 УК РФ); 5) продажа информации, в том числе оперативной (базы данных, спецучеты) (статья 285 УК РФ); 6) использование в корыстных целях, вверенных в силу служебного положения, материальных ценностей, предметов, находящихся под специальным контролем (часть 3 статьи 160, пункт «в» части 3 статьи 226, пункт «б» части 3 статьи 228.1, часть 2 статьи 228.2, статьи 285.1 УК РФ) и др. .

Что касается чрезвычайно высокого уровня ла-тентности коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, то помимо традиционной незаинтересованности всех сторон коррупционных сделок в афишировании информации о них, ключевую роль здесь играет возможность правоохранительной системы «контролировать» уровень нарушения законности ее сотрудниками.

Нельзя не согласиться с С.А. Алтуховым, указывающим на то, секретность и недоступность статистических данных о преступности позволяет правоохранительным органам поддерживать ложную видимость благополучия в состоянии преступности, в том числе и в своих рядах. Можно с уверенностью утверждать, что любому виду преступности свойственна латентность, но когда речь идет о преступности в самих правоохранительных органах, то следует иметь в виду ее значительно более высокий уровень. Этот факт отчасти объясняется, помимо общих причин, той или иной степенью закрытости деятельности правоохранительных органов .

Специфика круга субъектов — сотрудников правоохранительных органов и сферы, в которой ими осуществляется профессиональная деятельность, обусловливают существование следующих основных факторов латентности данной группы преступлений. Во-первых, криминологически значимой особенностью системы службы в правоохранительных органах является то, что начальствующий состав несет ответственность за противоправное поведение подчиненных, порой довольно строгую. Отсюда и скрытое противодействие отдельных руководителей органов правопорядка привлечению своих сотрудников к уголовной ответственности. Расчет на «профессиональное алиби», поддержку либо лояльность руководства, позволяющих избежать ответственности, является одним из наиболее существенных обстоятельств, влекущих формирование субъективной готовности к совершению преступных посягательств. Во-вторых, труднопреодолимым препятствием в формировании доказательственной базы против виновных должностных лиц правоохранительных органов выступает так называемая «корпоративная солидарность» среди сослуживцев, которые в силу сложившейся профессиональной деформации

психологии покрывают своих коллег, допустивших нарушения закона. В итоге попытки выяснить обстоятельства совершения преступления и выявить его свидетелей натыкаются на «стену молчания». В-третьих, обладая в силу занимаемых должностей знаниями в области юриспруденции, криминалистики, психологии, а также имея навыки и опыт работы в правоохранительной системе, соответствующие сотрудники, совершив противоправное деяние, способны обеспечивать его успешное сокрытие и устранение следов преступления. В-четвертых, потерпевшие от такого рода посягательств часто вообще не обращаются в органы прокуратуры или отделы собственной безопасности, с одной стороны, опасаясь мести за такие действия со стороны виновных сотрудников правоохранительных органов, с другой — не веря в возможность объективного расследования противоправных действий указанных лиц и их справедливого наказания. Важно подчеркнуть, что негативные свойства профессиональной среды, в которой протекает служебная деятельность должностных лиц правоохранительных органов, не только обеспечивают скры-тость неправомерных деяний, совершаемых внутри нее, но и непосредственным образом формируют саму мотивацию противоправного поведения указанных субъектов .

Таким образом, следует учитывать, что латент-ность преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, в том числе и коррупционных, в большей, чем другие виды пре-

Литература:

5. Кашкаров А.А. Сравнительно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации и ст. 368 Уголовного кодекса Украины // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 4 (18).

ступлений, мере обусловлена такими особенностями функционирования правоохранительных органов, как авторитаризм процесса управления и противодействие внешнему сольному контролю. Противодействие внешнему социальному контролю во многом вызвано тактико-организационным, чисто ведомственным характером функций, обусловленных спецификой служебной деятельности правоохранительных органов. Режим секретности и недостаточность общественного контроля дает правоохранительным органам поддерживать кажущуюся видимость благополучия относительно состояния преступности в целом, и состояния законности в самих правоохранительных органах в частности .

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что коррупционные преступления, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов, следует рассматривать в качестве самостоятельного вида преступлений, специфика криминологической характеристики которого обусловлена, прежде всего, уголовно-правовыми и криминологическими особенностями субъекта их совершения. Детерминация данного вида преступлений связана наряду с общими факторами коррупции с факторами детерминации преступности в правоохранительных органах. Состояние коррупционной преступности сотрудников правоохранительных органов наряду с тотальной эскалацией практически во все сферы функционирования правоохранительных органов характеризует чрезвычайно высокий уровень ее латентности.

6. Кашкаров А.А. Системный подход как метод изучения коррупционной преступности в органах публичной власти // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 2(40).

9. Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные, российские тенденции. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Волтерс Клувер, 2005.

10. Игнатов А.Н. Насильственные преступления, совершаемые работниками органов внутренних дел Украины: криминологическая характеристика, детерминация и предупреждение: монография. Х. : ТОВ «Изд-во «Формат Плюс», 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Игнатов А.Н. Коррупция в органах публичной власти как системное явление / А.Н. Игнатов, А.А. Кашкаров // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. Российская криминологическая ассоциация. 2015.

14. Стебенева Е.В. Криминологическая характеристика коррупционной преступности сотрудников органов внутренних дел России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 4 (23).

15. Игнатов А.Н. Типология работников правоохранительных органов, совершающих насильственные преступления // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 20.

16. Кашкаров А.А. Экзистенциальные и морально-нравственные аспекты психолого-правовой характеристики преступлений, совершаемых должностными лицами органов публичной власти // Общество и право. 2015. № 3(53).

19. Синельников А.В. Криминологические особенности преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами органов уголовного преследования // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 2.

  • Базовая подготовка
  • Планирование расследования
  • Встречи с враждебно настроенными субъектами
  • Доступ к информации
  • Журналистское сотрудничество
  • Предупреждающие знаки

Специальные репортажи о преступности и коррупции – это очень опасные задания, по данным исследований КЗЖ. Тридцать пять процентов журналистов, убитых по всему миру за период с 1992 года, освещали эти две темы. Грани между политическими и криминальными группировками во многих странах стерты, и это повышает риск, которому подвергаются журналисты. От Мексики до Ирака деятельность криминальных группировок все более и более похожа на акции вооруженных политических сил, а вооруженные политические группировки все чаще и чаще ведут себя, как банды преступников, жаждущих наживы. Журналисты становятся жертвами нападений в ходе подготовки репортажей о тайных сговорах между криминальными элементами и государственными чиновниками, а также материалов о преступности и коррупции и в мирное, и в военное время.

Местные репортеры платят за это самую высокую цену. По данным КЗЖ, почти девять из каждых десяти журналистов, убиваемых в разных странах мира, освещают проблемы местных сообществ. Более того, от Мексики до Балкан и от России до Филиппин их киллеры почти в 9 из 10 случаев остаются безнаказанными. Во многих странах журналисты, опасаясь расправы, подвергают себя самоцензуре.

Базовая подготовка

Подход к подготовке материалов на криминальную тематику, в том числе об организованной преступности, почти целиком зависит от местных факторов. Тревожно высокая численность журналистов, убитых при освещении деятельности криминальных группировок в странах с высоким уровнем риска, показывает, сколь трудны для ответа вопросы о том, какие темы освещать; как подходить к их освещению, соблюдая безопасность; и безопасно ли браться за такие темы вообще.

Перед тем, как погрузиться в криминальную среду, как можно более детально изучите обстановку. Американский консорциум факультетов журналистики и колледжей по подготовке сотрудников правоохранительных органов, именуемый Criminal Justice Journalists, считает, что редакторы должны давать журналистам две недели для подготовки к тому, чтобы начать полноценную работу над специальным репортажем на криминальную тему. Это, несомненно, хороший совет. Однако многие сегодняшние журналисты – особенно независимые репортеры – вынуждены тратить свое собственное время на подготовку к ведению криминальных репортажей. Им следует ознакомиться с регионами с высоким уровнем преступности, продумать маршруты въезда и выезда, а также выбрать безопасные, легкодоступные места для встречи с источниками информации.

Многие пресс-группы в США рекомендуют журналистам до начала работы над репортажем провести индивидуальные встречи с сотрудниками правоохранительных органов. Консорциум Criminal Justice Journalists советует репортерам, для которых данная тематика нова, попросить у правоохранителей консультаций по вопросам их оперативной работы. Эти рекомендации подходят для стран с некоррумпированными правоохранительными структурами. В странах, где уровень коррупции в правоохранительных органах высок – например, в Мексике или на Филиппинах – расчет должен быть иным, поскольку репортерам следует опасаться сговора между правоохранителями и криминальными элементами. Вам нужно оценивать каждый источник информации с точки зрения его потенциальной симпатии или враждебности к вам.

Изучите соответствующие законы, регулирующие доступ к государственной и частной собственности, проникновение в частные владения и вторжение в частную жизнь (см. Главу 6, «Гражданские конфликты и беспорядки»). Знайте конкретные обстоятельства, при которых вам разрешается или не разрешается использовать видеокамеру или диктофон. Американский Репортерский комитет по защите свободы прессы (Reporters Committee for Freedom of the Press) регулярно публикует последние поправки к законам США; журналисты, работающие в других странах, могут обратиться в местные медиа-организации, многие из которых активно отслеживают и публикуют законы, относящиеся к журналистской профессии (перечень многих из этих организаций дан в Приложении E, «Журналистские организации»; их полным списком располагает Международная ассоциация по защите свободы слова (IFEX)).

Некоторые вопросы остаются пока не урегулированными: например, могут ли американские журналисты вести репортажи из общественного заведения, находящего в частной собственности – такого, например, как супермаркет. Помните, что власти в США и других странах могут по закону ограничивать доступ для прессы или право освещения репортерами (либо и то, и другое) некоторых публичных мероприятий – например, политических митингов или выступлений. Вам следует также знать, что власти могут законодательно ограничивать доступ в суды, тюрьмы, аэропорты, на военные объекты, в федеральные учреждения, административно-общественные центры городов и на стадионы.

Криминальным репортерам, пользующимся автомобилями, следует возить с собой на случай экстренной ситуации сумку со сменной одеждой, одеждой для непогоды, фонариком и аптечкой для оказания первой помощи. При освещении опасных тем имейте с собой заряженный мобильный телефон. (Помните, что мобильные телефоны могут отслеживаться враждебно настроенными лицами; методы защиты от слежки описаны в Главе 3, «Информационная безопасность»). Хотя бы один редактор должен быть информирован о работе, источниках информации и передвижениях криминального репортера. Независимому журналисту также следует постоянно держать в курсе своих дел редактора или коллегу, которому он доверяет.

Встречаясь с потенциально враждебно настроенным по отношению к вам субъектом, попросите коллегу сопровождать вас или наблюдать за вами. Чтобы ограничить возможности для применения к вам репрессивных мер, сообщите всем – особенно враждебно настроенным – источникам криминальной информации, что вы работаете не в одиночку, а под постоянным наблюдением вашей медиа-организации или коллег. Если возможно, установите и поддерживайте контакт со старшим офицером правоохранительных органов, к которому вы или ваши друзья могли бы обратиться за помощью в экстренной ситуации.

Планирование расследования

Безопасное ведение репортажей о преступности и коррупции требует тщательной подготовки и оценки рисков (см. Главу 2, «Оценка риска и меры по его снижению»). Прежде чем приступить к освещению потенциально опасной темы, глубоко изучите сообщения прессы, имеющиеся в публичном доступе документы и судебные материалы, и побеседуйте с коллегами, имеющими опыт освещения этой тематики, а также с информированными местными источниками, которым вы доверяете.

В первую очередь возьмите интервью у источников, которым вы больше всего доверяете, постепенно переходя к тем, кто может быть настроен более враждебно. Определите максимальный объем информации о своем репортаже, который вы можете позволить себе раскрыть.

Ответственность за соблюдение безопасности лежит не только на самом журналисте, но и на редакции, планирующей напечатать или выпустить в эфир будущий репортаж. Руководителям отделов новостей нужно спланировать меры по защите безопасности оборудования, журналистов, а в ряде случаев и членов их семей. Рекомендуется составить письменный план (см. Главу 1, «Базовая подготовка», и Приложение G, «План-анализ по оценке степени безопасности»). Если в репортаже будут фигурировать опасные субъекты, подозреваемые в совершении преступлений или террористических актов, в дополнение к анализу рисков следует составить план действий в экстренной ситуации, угрожающей жизни и безопасности журналиста или его источников.

В плане-анализе нужно определить круг наиболее опасных лиц и наиболее сложных вопросов, которые могут возникнуть при проведении расследования, а также оценить степень риска, которому может подвергнуться журналист. В ходе любого подобного расследования неверный вопрос, заданный в неподходящее время не тому источнику может поставить безопасность журналиста или его информаторов под угрозу. Возможно, вам следует в первую очередь взять интервью у источников, которые вызывают у вас наибольшее доверие, и постепенно переходить к тем, которые могут оказаться более враждебно настроенными. Помните, что задаваемые вами вопросы могут дать собеседнику представление о характере репортажа, который вы готовите. В целях защиты себя и своих источников определите тот максимальный объем информации о расследовании, который вы можете позволить себе раскрыть.

Ближе к концу расследования журналисту или его редактору может потребоваться произвести дополнительную оценку риска, которая поможет решить, нужно ли встречаться с тем или иным криминальным деятелем, упоминаемом в репортаже, и если да, то как подходить к организации такой встречи. План-анализ должен включать оценку рисков, несколько вариантов возможного подхода к интересующему вас лицу и оценку его возможной реакции.

В плане должно быть четко определено, как и когда вы будете контактировать в безопасном режиме со своим редактором и, возможно, другими коллегами, которым вы доверяете. Для этого можно использовать различные средства связи – от электронной почты до телефона; при этом вы можете использовать простые кодовые слова, которые дадут вашему контакту понять, как вы себя ощущаете – в безопасности или под угрозой. Вам также следует заранее договориться со своим редактором, при каких обстоятельствах вам может понадобиться приостановить расследование или вообще отказаться от него. Нужно разработать план экстренных действий на случай, если вы или ваши источники окажетесь под угрозой.

Будьте осмотрительны при записи и хранении информации. Для сохранения в секрете личности ваших источников вам может потребоваться использовать в своих блокнотных заметках и компьютерных файлах кодовые слова или псевдонимы, которые вы сами будете помнить, но которые будет трудно расшифровать посторонним лицам. Это особенно важно, когда речь идет об источниках, чья идентификация может поставить их под угрозу. Всегда храните записи важной информации в надежном месте; безобидные материалы можно оставить на виду на случай, если непрошеные гости произведут у вас обыск.

Безопасность электронных файлов можно повысить, в том числе, через использование USB-флэшек, трудных для расшифровки паролей и удаленных дублирующих серверов (полное описание методов безопасного хранения электронных данных приведено в Главе 3, «Информационная безопасность»).

Встречи с враждебно настроенными субъектами

Решение о том, нужно ли встречаться с предполагаемыми деятелями криминального мира и как подходить к организации таких встреч, зависит от нескольких факторов. Журналистам всегда следует иметь в виду позицию правоохранительных органов. В странах, где правоохранительные структуры слабы или коррумпированы, журналистам нужно ожидать значительно более высокого уровня риска и выбирать соответствующие этому подходы.

Подумайте о том, как вы сами или представляемое вами СМИ могут восприниматься внутри сообщества лиц, которых станут героями вашего репортажа. Журналистам нужно «лезть из кожи вон», чтобы демонстрировать свою объективность и желание дать каждому человеку шанс высказаться, отмечала Дрю Салливан, редактор сараевского Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (Organized Crime and Corruption Reporting Project), в интервью для статьи в журнале American Journalism Review в 2010 году. «Будьте непреклонны, но дружелюбны и открыты в своих попытках побеседовать с людьми, которых вы надеетесь заполучить в качестве источников информации», – советует Билл Уоллес из американской организации Criminal Justice Journalists в докладе «Освещение проблем преступности и правосудия» («Covering Crime and Justice”), подготовленном этой организацией в 2003-2010 годах.

При ведении любого криминального расследования помните о том, что наибольший риск может быть связан с опубликованием информации не столько о самих криминальных группировках, сколько о коррумпированной сети государственных чиновников, обеспечивающих им «крышу». Репортерам рекомендуется работать с максимальной осторожностью во многих регионах мира. Журналистам, расследующим коррупцию в официальных кругах или любые формы сговора между чиновниками и криминалитетом, имеет смысл придумать легенду, которую можно было бы рассказывать окружающим – в особенности враждебно настроенным лицам. Такая легенда должна быть достаточно достоверной и широкой, чтобы позволить вам объяснить необходимость проводимого расследования, не раскрывая при этом конкретного предмета этого расследования.

Период, предшествующий опубликованию материала, часто бывает опасным для автора. Журналистам следует думать о том, что, кому и когда они говорят. Враждебные настроенные и склонные к насилию субъекты могут принять меры предосторожности, если узнают, что расследование нацелено против них. В 2007 году американский журналист Чонси Бэйли был застрелен в трех кварталах от своего офиса в Окленде (штат Калифорния) после того, как владелец одной из местных компаний, связанной с криминалитетом, узнал, что журналист интересуется финансовой изнанкой его бизнеса.

Один из вопросов – можно ли вообще говорить о безопасности при встречах с лицами, подозреваемыми в уголовной деятельности. Репортеры и редакторы в странах со слабыми правоохранительными органами должны принять реалистичное, но этически непростое решение: стоит ли вообще рисковать ради написания репортажа или обнародования имен преступников? Если принято решение о встрече с потенциально враждебными субъектами, редакторы должны знать об этом заранее, а журналиста должен сопровождать (или наблюдать за ним) коллега. Журналистам следует дать понять враждебно настроенным субъектам, что они имеют дело не с частным лицом, а с представителем медиа-отранизации, планирующей опубликовать репортаж.

Некоторые субъекты могут считаться слишком опасными для личного с ними общения. В ряде случаев рекомендуется встречаться не с самим таким человеком, а с его адвокатом. И субъект, и его адвокат должны понимать, что публикация уже запланирована и что вам нужны комментарии по этическим или юридическим соображениям. Если у субъекта нет адвоката, вам следует взвесить в практическом плане и с точки зрения безопасности, можно ли с ним связаться по телефону, электронной почте или с помощью иной переписки.

Но даже это может быть слишком опасно. Обсудите конфиденциально со своим редактором ситуации, в которых подход к тому или иному субъекту может быть опасен из-за его враждебности. При выборе варианта дальнейших действий позаботьтесь о собственной безопасности и о безопасности ваших источников. Иногда средством получения от враждебно настроенного субъекта опровержения или комментария может быть предъявление ему публичного документа.

Доступ к информации

Доступ к официальным документам является важным аспектом работы журналиста-расследователя. Получая весьма выгодную возможность цитирования официальных документов, журналист к тому же начинает в меньшей степени зависеть от комментариев местных источников, которые сами могут находиться под угрозой расправы со стороны криминальных элементов или коррумпированных чиновников.

Защитите источники, предоставившие вам конфиденциальные документы. Посетите несколько агентств, имеющих доступ к этим документам, с целью расширить круг возможных информаторов.

Репортерам и редакторам следует знать законы о публичной информации, действующие в каждой стране. В рамках американского проекта «Гражданское законодательство о СМИ» (Citizen Media Law Project) журналистам предлагается широкий набор рекомендаций и инструментов получения доступа к информации муниципальных, региональных и общенациональных органов власти США. На Интернет-сайте Right2INFO.org даются подборки документов и публикаций о законах, регулирующих доступ к информации в разных странах мира. Хотя сетевой доступ к государственной информации до сих пор не обеспечен в глобальном масштабе, определенный прогресс все же есть. Например, правительство Кении в 2011 году создало базу данных о государственной информации. В некоторых регионах мира, включая значительную часть Африки, право доступа к правительственной информации закреплено законодательно, но на практике процедуры получения конкретных документов либо отсутствуют, либо прописаны неясно. Журналистам следует заранее проконсультироваться с местными экспертами и коллегами о том, как получать информацию в таких странах. Ряд местных журналистских ассоциаций в разных странах мира осуществляют мониторинг исполнения законов о доступе к информации и процедур ее реального получения (перечень многих из этих организаций дан в Приложении E, «Журналистские организации»; их полный список имеется в распоряжении Международной ассоциации по защите свободы слова (IFEX)).

Поскольку доступ к документации по официальным каналам в некоторых странах затруднен, многие журналисты по-прежнему полагаются на помощь источников в обеспечении доступа к государственной информации. Журналистам, однако, следует принимать меры предосторожности с тем, чтобы не допустить идентификации личности источника, предоставившего конфиденциальную информацию. Например, репортер может обратиться в несколько агентств, имеющих доступ к тому или иному документу, чтобы расширить круг возможных информаторов и затруднить идентификацию настоящего источника властными структурами или иными лицами.

Использование документации может оказаться опасным и для самого журналиста. Помните, что государственные структуры и криминальные группировки предпринимают законные и незаконные действия с целью наказания лиц, раскрывающих конфиденциальную информацию. Почти половина всех отбывающих тюремные сроки журналистов по всему миру была отправлена за решетку по обвинениям в антигосударственной деятельности, включающей разглашение информации, которую правительства считают государственными секретами. Криминальные элементы во многих странах, зачастую действуя в сговоре с государственными властями, оказывают давление на журналистов, вынуждая их раскрыть источники информации, которая может быть им инкриминирована.

Журналистское сотрудничество

Журналисты находят альтернативные пути для опубликования опасной для них информации. Многие репортеры в Центральной Азии и других регионах мира публикуют рискованные репортажи под псевдонимами. СМИ в Латинской Америке – в частности, колумбийская газета El Espectador – печатают подобные сообщения под жанровыми рубриками, например, в колонке «Правосудие и мир».

Медиа-организации также могут работать над репортажами на опасные темы сообща, обмениваясь информацией и публикуя статьи одновременно и без упоминания имени автора. В процессе такого сотрудничества эгоистические устремления, организационное соперничество, а также политические, этнические и религиозные разногласия должны быть забыты ради достижения общей цели. Подобный подход уже доказал свою эффективность в смысле снижения риска, которому подвергается индивидуальный журналист, и обеспечения репортерам возможностей для освещения опасной тематики.

Журналисты в Колумбии стали сотрудничать между собой после серии атак на издателей и редакторов СМИ, опубликовавших критические статьи о торговцах наркотиками. Наиболее громким из тех преступлений стало убийство в 1986 году Гильермо Кано, издателя и главного редактора El Espectador, приписываемое лидеру Медельинского наркокартеля Пабло Эскобару. Как вспоминала член правления КЗЖ Мария-Тереза Рондерос в одном из докладов КЗЖ за 2010 год, El Espectador объединилась тогда со своим главным конкурентом, газетой El Tiempo, и другими СМИ, чтобы в течение нескольких следующих месяцев провести расследования и опубликовать статьи о многочисленных щупальцах, которыми наркоторговый спрут охватил общество.

Гораздо позднее, в 2004 году, одно из объединений колумбийских СМИ занялось выполнением таких опасных заданий, как расследование проникновения незаконных полувоенных формирований в национальную лотерею. Результаты этого и других журналистских расследований были опубликованы одновременно в 19 колумбийских газетах и журналах. Еженедельник Semana возглавил еще один проект в сфере сотрудничества, «Манисалес», ставивший целью расследование убийств репортеров и угроз в адрес прессы. Хотя применение насилия против журналистов и не прекратилось, исследования КЗЖ показывают, что эта практика стала более редкой, и ее уровень снизился.

Международное журналистское сотрудничество – еще один способ противостояния организованной преступности. Такие организации, как вашингтонский Международный консорциум журналистов-расследователей (International Consortium of Investigative Journalists), имеющий членов в 50 странах, публикуют новостные репортажи на такие темы, как контрабанда табачных изделий и незаконный лов рыбы в океане для продажи на черном рынке. Центр журналистских расследований-Сербия со штаб-квартире в Белграде и сараевский Центр по исследованию коррупции и организованной преступности совместными усилиями собрали и опубликовали разоблачительную информацию об оффшорных владениях сербского миллиардера Мирослава Мишковича.

Предупреждающие знаки

Журналистам следует обращать внимание на признаки того, что за ними ведется слежка, отмечают участники Центра по исследованию коррупции и организованной преступности, базирующегося в Сараево (дальнейшие рекомендации по вопросам слежки даны в Главе 9, «Постоянные источники риска»). Некоторые частные фирмы включили методы обнаружения слежки в тренинги по безопасности, которые они предлагают журналистам (список таких фирм дается в Приложении B, «Тренинги по безопасности»). Зная о ведущейся за ними слежке, репортеры и редакторы будут иметь время для обдумывания вариантов своих дальнейших действий: продолжить ли работу над репортажем или прекратить ее; привлечь ли к ней дополнительных журналистов и другие СМИ; рассчитывать ли на помощь правоохранительных органов и ставить ли их в известность о ведущейся слежке; рекомендовать ли журналистам переехать вместе с семьями в другое место, и т.п.Журналистам следует знать о возможном стрессовом воздействии репортажей об организованной преступности и коррупции на них самих и на членов их семей (см. Главу 10, «Стрессовые реакции»).

Следующая глава: 6. Гражданские конфликты и беспорядки

Криминологическая характеристика коррупционных преступлений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *