- Авторы
- Файлы
Романов Д.А. Хлопова Т.П. Доронин А.М. 105 KB
В настоящее время четкая количественная оценка деятельности учителя, преподавателя или тренера невозможна из-за отсутствия единой методологической базы концептуального и математического моделирования управления процессом индивидуального развития обучающегося. Необходимо подобрать критерии, отражающие качество деятельности педагога (учителя, преподавателя или тренера). В соответствии с теорией латентных переменных выделим эти показатели и предложим методику их оценки по пятибалльной шкале.
I. Степень корректности постановки целей и задач дидактического процесса.
«5» — основные цели деятельности педагога полностью соответствуют требованиям времени, практически реализуемы, согласуются с целями педагогической системы более высокого порядка, а поставленные задачи полностью соответствуют основным целям с учетом динамики развития.
«4» — цели и задачи деятельности в основном соответствуют объективно необходимым.
«3» — цели деятельности в основном соответствуют требованиям времени, но не согласуются с целями педагогической системы более высокого уровня.
«2» — цели деятельности в основном не соответствуют требованиям времени, не согласуются с целями педагогической системы более высокого уровня, задачи не соответствуют основным целям.
II. Уровень контроля основных факторов достижений обучающихся.
«5» — педагог создает дидактическую структуру, обеспечивающую непрерывную коррекцию объемов, интенсивности, формы педагогических воздействий, направленных на достижение актуальных и долгосрочных целей обучения и воспитания, прогнозирование их результативности.
«4» — педагог допускает незначительные ошибки в регулировании деятельности занимающихся, в небольшой степени отражающиеся на некоторых аспектах результатов, достигнутых ими.
«3» — педагог ведет «стрельбу по площадям»: программу обучения и воспитания, педагогическое планирование создает на основе усредненных (статистических) показателей управляемой им группы занимающихся (при этом оптимизации подлежит стратегическое планирование, но не оперативное).
«2» — педагог каббалически организует дидактический процесс: жестко заданы средства, методы и алгоритм управления процессом индивидуального развития занимающихся (при этом педагог руководствуется лишь усредненными нормативами, а его педагогические воздействия не соответствуют даже статистическим показателям управляемых им группами обучающихся).
III. Уровень методической деятельности педагога.
«5» — педагог отличается рационализаторскими способностями: систематически знакомится с достижениями научно-технического прогресса (либо сам ведет научно-исследовательскую деятельность), стремится находить новые решения различных педагогических задач, улучшает условия дидактического процесса при существующих условиях.
«4» — педагог активно совершенствует условия дидактического процесса, но при этом не всегда ориентируется на новые научные достижения.
«3» — педагог в основном положительно относится к совершенствованию условий дидактического процесса, внедрению новых идей в практику, но реализует всё это без достаточной активности.
«2» — педагог скептически, а порой отрицательно относится к новым идеям, с трудом вовлекается в процесс совершенствования условий дидактического процесса.
IV. Уровень противодействия случайным и негативным факторам.
«5» — педагог постоянно измеряет, оценивает случайные и негативные факторы, минимизирует их воздействие, стремится их прогнозировать и предупреждать.
«4» — педагог в основном предпринимает меры по минимизации воздействия случайных и негативных факторов.
«3» — педагог формально выполняет рекомендации по противодействию случайным и негативным факторам, почти не предпринимает мер по их прогнозированию и предупреждению.
«2» — педагог при построении учебно-воспитательного процесса ориентируется лишь на реализацию управляющих воздействий, направленных на достижение решение педагогических задач, не предпринимая мер по уменьшению воздействия случайных и негативных факторов.
V. Уровень объективности и справедливости оценивания обучающихся.
«5» — педагог при оценивании обучающихся исходит из соотношения между должным уровнем культуры личности и деятельности занимающихся с фактическим, а поведение обучающихся оценивает с точки зрения социальной значимости.
«4» — педагог допускает незначительные ошибки и недочеты в оценивании занимающихся.
«3» — педагог оценивает культуру личности и деятельности обучающихся согласно усредненным нормативам, не учитывая при этом условия индивидуального развития занимающихся.
«2» — педагог при оценивании культуры личности и деятельности обучающихся субъективен, допускает предвзятое отношение к занимающимся, использует оценивание как средство «сведения счетов» с обучающимся.
Общую интегральную оценку деятельности педагога целесообразно рассчитывать по формуле:
Здесь: w1, w2, w3, w4 — весовые коэффициенты соответствующих критериев (каждый из весовых коэффициентов — действительное число больше 0, но меньше 1), K2, K3, K4, K5 — критерии оценки деятельности педагога.
Возникает вполне правомерный вопрос: почему общая оценка деятельности педагога не может превышать оценку за первый критерий? Ответ очевиден: некорректная постановка целей и задач делает бессмысленным педагогический труд.
Не менее важен следующий вопрос: какими должны быть значения весовых коэффициентов? Очевидно, что они должны быть детерминированы степенью вклада каждого фактора эффективности педагогической деятельности (т.е. критерия оценки деятельности педагога): чем выше процентный вклад, тем выше значение весового коэффициента.
Следует отметить, что для разных педагогических систем вклад факторов в эффективность педагогического процесса, следовательно, и соответствующие им весовые коэффициенты неодинаковы. Но и в педагогике образования, и в системе физического воспитания, и в тренировочном процессе выделенные критерии сравнимы по значимости.
Выделенные критерии оценки деятельности педагога — один из вариантов подхода к проблеме. Данная система показателей со временем должна быть дополнена, модернизирована и уточнена.
Библиографическая ссылка
Романов Д.А., Хлопова Т.П., Доронин А.М. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 10. – С. 78-80;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11701 (дата обращения: 30.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА
Tрудовой распорядок
Шаблон КД
Изменения и дополнения в правила внутреннего распорядка
Правила внутреннего распорядка
Положение об оплате труда и порядке установления компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок работникам школыскачать
ПОЛОЖЕНИЕ
об оценке эффективности деятельности педагогических работников
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 города Липецка
имени Героя Советского Союза С.Г.Литаврина
(МБОУ СОШ № 5 города Липецка)
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение об оценке эффективности деятельности педагогов МБОУ СОШ № 5 города Липецка (далее — Положение) разработано в соответствии с:
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- письмом Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности»;
- нормативными актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в связи с введением отраслевых систем оплаты труда;
- Постановлением администрации города Липецка от 30.04.2013 №1121 «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в городе Липецке на 2013-2018 годы», другими ведомственными нормативными правовыми актами;
- Приказом департамента образования администрации города Липецка от 18.10.2013 № 1271 «Об утверждении показателей эффективности деятельности муниципальных образовательных учреждений г. Липецка и их руководителей».
- 1.2. Положение определяет критерии установления дополнительных надбавок за высокие результаты работы и качество выполняемых работ педагогическими работниками МБОУ СОШ № 5 города Липецка (далее – учреждения) по результатам труда за определенный отрезок времени (п.2.9. настоящего Положения)
- 1.3 Основным критерием, влияющим на размер дополнительных надбавок за высокие результаты и качество выполняемых работ, является достижение пороговых значений критериев оценки эффективности деятельности педагогических работников учреждения.
- 1.4. Цель оценки результативности деятельности педагогов – обеспечение зависимости оплаты педагогического труда от результатов работы путем объективного оценивания результатов педагогической деятельности и осуществления на их основе материального стимулирования за счет соответствующих выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения.
- 1.5. Задачами проведения оценки результативности деятельности педагогов являются:
- проведение системной самооценки собственных результатов профессиональной и общественно-социальной деятельности;
- обеспечение внешней экспертной оценки педагогического труда;
- усиление материальной заинтересованности педагогов в повышении качества образовательной деятельности
1.6. Данное Положение ориентировано на выявление персональных качеств личности педагога, способствующих успешности обучающихся и направлено на повышение качества обучения и воспитания в условиях реализации программы развития учреждения и ООП всех уровней образования.
1.7. Размеры, порядок и условия установления основных надбавок за высокие результаты и качество выполняемых работ определяются Положением об оплате труда и порядке установления компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок работникам МБОУ СОШ № 5 города Липецка, а также другими локальными актами учреждения.
1.8. Основное назначение стимулирующих выплат — дифференциация оплаты труда педагога в зависимости от его качества, мотивации на позитивный (продуктивный) результат педагогической деятельности, ориентированный на долгосрочный инновационный режим.
- Основания и порядок проведения оценки результативности
деятельности педагогов
2.1. Положение распространяется на следующие категории педагогических работников:
- учитель;
- учитель-логопед;
- педагог – психолог;
- социальный педагог;
- педагог дополнительного образования;
- воспитатель (воспитатель группы продленного дня);
- старшая вожатая;
- преподаватель – организатор ОБЖ.
2.2.Основанием для оценки результативности деятельности педагогов служит индивидуальный лист профессиональных достижений каждого из педагога, в котором собраны личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития учеников, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени, а также участие в общественной жизни учреждения. Все достижения педагогов распределяются по критериям, имеющим определенный весовой коэффициент, и рассчитываются показатели каждого из критериев (приложение 1).
2.3. На первом этапе индивидуальный лист профессиональных достижений заполняет педагог самостоятельно с целью проведения системной самооценки собственных результатов профессиональной и общественно-социальной деятельности. На втором этапе индивидуальный лист профессиональных достижений педагога проходит экспертизу на заседании ШМО, в которое входит педагог, и выставляется оценка ШМО.
2.4. Для проведения объективной внешней оценки результативности профессиональной деятельности педагога на основе его индивидуального листа профессиональных достижений в учреждении приказом руководителя создается комиссия по материальному поощрению (далее – Комиссия), состоящая из представителей администрации учреждения, первичной профсоюзной организации, руководителей ШМО. Все индивидуальные листы сдаются в Комиссию для принятия решения о назначении дополнительной надбавки конкретному педагогу в зависимости от достижения пороговых значений критериев оценки эффективности деятельности (приложение 2).
2.5. Председатель Комиссии несет персональную ответственность за работу Комиссии, грамотное и своевременное оформление документации.
2.6. Результаты работы комиссии оформляются протоколами, срок хранения которых — 5 лет. Протоколы хранятся у руководителя учреждения. Решения Комиссии принимаются на основе открытого голосования путем подсчета простого большинства голосов.
2.7. В установленные руководителем учреждения сроки (не менее чем за две недели до заседания Комиссии, на которой планируется рассмотрение вопроса о распределении стимулирующего фонда оплаты труда) руководители ШМО передают председателю Комиссии индивидуальные листы профессиональных достижений педагогов, входящих в ШМО, заполненные в соответствии с критериями оценки и расчетами показателей эффективности деятельности, содержащим самооценку педагога, оценку после экспертизы на ШМО.
2.8. Индивидуальные листы профессиональных достижений могут содержать приложения с документами, подтверждающими и уточняющими деятельность педагога.
2.9. Определяются следующие отчетные периоды:
2.10. Устанавливаются следующие сроки рассмотрения индивидуальных листов профессиональных достижений педагогов:
- руководители ШМО сдают оценочные листы в Комиссию до 10 числа отчетного периода;
- Комиссия рассматривает представленные материалы 10-12 числа отчетного периода;
- 13-15 числа отчетного периода педагог может обратиться в Комиссию с апелляцией;
- после 20 числа отчетного периода издается приказ руководителя учреждения для начисления заработной платы на установленный срок.
2.11. Комиссия в установленные сроки проводит на основе представленных материалов в индивидуальном листе профессиональных достижений итоговую экспертную оценку результативности деятельности педагога за отчетный период в соответствии с критериями данного Положения (приложение 1).
2.12. Результаты итоговой экспертной оценки оформляются Комиссией в индивидуальном листе результативности деятельности педагога за отчетный период. Результаты оформляются в баллах за каждый показатель результативности.
2.13. Индивидуальный лист профессиональных достижений педагога, завершающийся итоговым баллом, подписывается всеми членами Комиссии, доводится для ознакомления под роспись педагогу и утверждается приказом руководителя.
2.14. Количество максимальных баллов одного педагога в соответствии с критериями данного Положения составляет:
- учитель — 100 баллов;
- учитель-логопед, педагог – психолог, социальный педагог — 80 баллов;
- старшая вожатая, педагог дополнительного образования – 75 баллов;
- воспитатель (воспитатель группы продленного дня) — 70 баллов;
- преподаватель-организатор ОБЖ — 65 баллов.
2.15. В случае несогласия педагога с итоговым баллом, педагог имеет право в течение двух дней обратиться с письменным заявлением в Комиссию, аргументированно изложив, с какими критериями оценки результатов его труда он не согласен.
2.16. Комиссия обязана в течение двух дней рассмотреть заявление педагога и дать письменное или устное (по желанию педагога) разъяснение (обсуждение обращения заносится в протокол Комиссии).
2.17. В случае несогласия с разъяснением Комиссии, педагог имеет право обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
3. Заключительные положения
3.1. Настоящее Положение распространяется на всех педагогических работников учреждения и действует до принятия нового.
Приложение 1
к Положению об оценке эффективности деятельности
педагогических работников МБОУ СОШ № 5 города Липецка
Критерии оценки и показатели эффективности деятельности педагогов МБОУ СОШ № 5 города Липецка
№ |
Наименование |
Весовой |
Расчет показателя |
Самооценка педагога |
Оценка ШМО |
Итоговый балл |
Результативность деятельности учителя |
||||||
Динамика индивидуальных образовательных результатов |
||||||
Успеваемость обучающихся по предмету |
0-3 |
100% -3 балла; |
||||
Качество знаний обучающихся по предмету |
0-5 |
(А/В)*100% * K, где А — число учащихся, окончивших на «4» и «5» 1 триместр (итоговый период № 1), год (итоговый период № 2), |
||||
Положительная высокая динамика успеваемости обучающихся |
Увеличение доли обучающихся, закончивших отчетный период с положительными оценками: |
|||||
Положительная динамика развития УУД (уровня их сформированности) в целом по классу в соответствии с оценочными листами индивидуальных достижений обучающихся |
|
|||||
Результативность ГИА, ЕГЭ |
Отсутствие обучающихся, не преодолевших минимальный порог |
|||||
Результативность итоговой комплексной метапредметной контрольной работы по ФГОС нового поколения |
Отсутствие обучающихся, не выполнивших 50% заданий базового уровня |
|||||
Подготовка обучающихся — призеров и дипломантов предметных олимпиад, конференций, конкурсов по предмету |
Бюджетные конкурсы: |
|||||
Организация внеклассной работы по предмету |
При наличии 2-х и более мероприятий, подготовленных и проведенных, учителем по предмету в рамках внеурочной деятельности или предметной недели с предоставлением демонстрационно-методического материла и отчетом с фото-, видео- приложением – 5 баллов, при отсутствии мероприятий – 0 баллов |
|||||
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в учебно-воспитательном процессе |
Отсутствие случаев травматизма, несчастных случаев– 1 балл, наличие указанных случаев — 0 баллов |
|||||
Участие в профессиональных конкурсах, грантах, научно-практических конференциях |
федеральный уровень – 7 баллов, |
|||||
Наличие и уровень распространения передового педагогического опыта |
Федеральный уровень – 7 баллов, |
|||||
Удовлетворенность родителей (законных представителей), обучающихся качеством предоставляемых образовательных услуг |
Благодарность письменная в адрес учреждения, вышестоящих организаций – 5 баллов, обоснованные жалобы (в т.ч. устные) – «-1» балл |
|||||
Сложность и качество выполняемых работ (учебно-методическая активность педагога) |
||||||
Организация системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся |
Наличие – 2 балла, отсутствие – 0 баллов |
|||||
Использование новых педагогических технологий |
Норма, ниже нормы, выше нормы |
Применение традиционных технологий -0 баллов; использование интерактивных форм и методов обучения -2 балла |
||||
Реализация образовательной программы (профиль, расширение, углубление, элективный курс) |
Норма, ниже нормы, выше нормы |
Норма — стабильные образовательные результаты обучающихся по профильным предметам в профильных классах и классах с углубленным изучением отдельных предметов — 1 балл |
||||
Качество разработки и реализации рабочих программ |
Норма, ниже нормы, выше нормы |
Наличие рабочей программы — норма- 0,5 балла; отсутствие или не выполнение – 0 баллов; |
||||
Качество документации и методических разработок по сопровождению высокого уровня учебно-воспитательного процесса (годовой самоанализ, разработка открытых уроков и мероприятий как сопровождение) |
Развернутый самоанализ деятельности, |
|||||
Организация самоуправления в классном коллективе |
Систематически действующий орган классного самоуправления-1 балл; |
|||||
Работа с детьми из социально-неблагополучных семей |
Положительная динамика – 2 балла, отрицательная – 0 баллов |
|||||
Профилактика правонарушений |
ниже нормы -0 баллов; |
Отсутствие правонарушений- 1 балл; постановка на учет в КПДН – 0 баллов |
||||
Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями обучающихся |
Наличие – 2 балла, отсутствие – 0 балла |
|||||
Результат работы педагога по теме самообразования |
Норма, ниже нормы, выше нормы |
Педагог не имеет системы работы по теме -0 баллов; педагог работает по системе -0,5 балл; педагог имеет обобщение своего опыта по теме |
||||
Активное участие педагога в организации ГИА |
Участие педагога в организации ГИА — 1 балл |
|||||
Активное участие педагога в организации ГИА в качестве эксперта предметной комиссии |
Участие педагога в ГИА обучающихся 9–х классов в качестве эксперта предметной комиссии, в ГИА обучающихся 11–х классов в качестве эксперта предметной комиссии – 2 балла; |
|||||
Активное участие в организации и проведении ЕГЭ в ППЭ |
— подготовка кабинета в соответствии с требованиями и эстетическим видом к проведению ЕГЭ – 1 балл |
|||||
Участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы учреждения |
Участие – 2 балла |
|||||
Создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея, рекреаций и т.п.) |
Наличие оформленного кабинета – 2 балла |
|||||
Реализация дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные проекты обучающихся, социальные проекты» |
1 балл за каждый проект |
|||||
Соблюдение исполнительской дисциплины |
||||||
Ведение классных журналов |
Норма, ниже нормы, выше нормы |
Без замечаний — 1 балл; замечания – от 0 до «-5» баллов |
||||
Оформление документации, установленной локальными актами, учреждения |
Норма, ниже нормы, выше нормы |
Своевременная подача отчетов, ведение документации — 1 балл; нарушение сроков от 0 до «-5» баллов |
||||
Трудовая дисциплина. Соблюдение правил внутришкольного распорядка (дежурство по школе, выполнение плана работы ОУ и т.д.) |
Норма, ниже нормы, выше нормы |
Наличие опозданий педагога, нарушение правил внутреннего трудового распорядка от 0 до «-10» баллов; отсутствие замечаний — 1 балл |
||||
Организация рабочего места учителя |
Норма, ниже нормы, выше нормы |
Соблюдение санитарно-гигиенических требований к рабочему месту учителя — 1 балл; наличие замечаний- «-1» балл за каждое |
||||
Сохранение здоровья обучающихся |
||||||
Работа с обучающимися по предупреждению табакокурения, наркомании, алкоголизма и т.д. |
Ниже -0 баллов |
Ведется без системы — ниже нормы -0 баллов; |
||||
Охват обучающихся горячим питанием |
Ниже нормы-0 баллов; норма- 0,5 балла; выше нормы- 1,5 балла; |
Показатель ниже общешкольного по параллели- 0 баллов; |
||||
Участие педагога в организации отдыха детей |
Работа в лагере с дневным пребыванием — 2 балла, работа начальником лагеря — 7 баллов, работа заместителем начальника лагеря — 5 баллов; организация и проведение загородной экскурсии согласно утвержденному плану работы — 1 балл |
|||||
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы |
Проведение мероприятий физкультурно- оздоровительной и спортивной направленности – 2 балла |
|||||
Внедрение здоровье- |
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе – 1 балл, отсутствие – 0 баллов |
|||||
Фактическая наполняемость класса превышает нормативы или существенно превышает среднюю наполняемость классов в образовательном учреждении |
0%- 20% — 1 балл; |
|||||
ИКТ- деятельность педагога |
||||||
Активное участие в программе «БАРС. Образование – Электронная школа» |
Ведение электронного журнала, дневника — 0,5 балл; оформление и хранение всей документации в электронном виде – 0,5 балла; систематическое общение с родителями по Интернету, проведение дистанционного обучения во время карантина – 1 балл, наполнение образовательной среды – от 2 до 4 баллов |
|||||
Участие в конкурсах с применением инновационных технологий, в том числе ИКТ |
Призовые места в школьном конкурсе – 0,5 балла; в муниципальном – 1 балл; в областном -2 балла |
|||||
Участие в обновлении школьного сайта |
Систематическое участие — 5 баллов |
|||||
Создание личного сайта |
Создание личного сайта -3 балла |
|||||
Участие педагога в общественной социально-значимой деятельности |
||||||
Работа с микрорайоном |
Обход с целью уточнения количества детей — 1 балл |
|||||
Социальное партнерство с другими учреждениями |
Сотрудничество с 2 и свыше учреждениями -1 балл |
|||||
Профсоюзная работа (председателю, членам профкома, уполномоченным по охране труда) |
От 0 до 20 чел. работающих – 1 балл; от 20 до 40 -2 балла; от 40 и выше – 3 балла |
|||||
Участие в художественной самодеятельности |
Участники уровня учреждения -1 балл, муниципального уровня – 2 балла |
|||||
Участие в городской Спартакиаде работников образования |
Участники — 1 балл |
|||||
Участие в подготовке к новому учебному году |
Организация ремонта класса – 1 балл; участие в ремонте помещений учреждения – 1 балл |
|||||
Участие в благоустройстве и озеленение территории |
Оформление клумбы, посадка деревьев – 1 балл |
Приложение 2
к Положению об оценке эффективности деятельности
педагогических работников МБОУ СОШ № 5 города Липецка
Размер дополнительной надбавки за результативность и качество работы по итогам отчетных периодов:
Суммарная оценка эффективности деятельности педагогического работника |
Размер надбавки за результативность и качество работы педагогического работника |
90 баллов и более |
100% к должностному окладу |
80-89 баллов |
85 % к должностному окладу |
50-79 баллов |
65 % к должностному окладу |
30-49 баллов |
40 % к должностному окладу |
20-39 баллов |
30 % к должностному окладу |
10-29 баллов |
20 % к должностному окладу |