Оценка квалификации педагогических работников

Курбанова Ольга Михайловна, методист Томского промышленно- гуманитарного колледжа

Сертификация квалификации педагогических работников как альтернатива аттестации на соответствие занимаемой должности

В условиях развития системы добровольной сертификации в различных областях деятельности, наряду с сертификацией продукции и системы менеджмента качества, особую значимость приобретает процедура сертификации персонала, так как человек становится наиболее ценным ресурсом конкурентоспособности как отдельно взятого предприятия, так и страны в целом.

В настоящее время и государству, и работодателю, и работникам всех уровней стала выгодна сертификация персонала, проводимая независимой аккредитованной организацией. Сегодня каждый человек должен осознавать свой потенциал, непрерывно обновлять собственные компетенции и получать официальное подтверждение их наличия как своей главной собственности, обеспечивающей профессиональную успешность и повышение уровня социальной защищенности.

Сертификация персонала – это подтверждение компетентным органом квалификации работника на соответствие требованиям профессионального стандарта. В 2012 году Федеральным законом № 236-ФЗ были внесены изменения в статью 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и законодательно закреплены основные понятия, на которых базируется сертификация:

• Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника ;

• Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности

Таким образом, суть сертификации – объективная оценка уровня профессиональной квалификации работника требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующим профессиональным стандартом, подтверждающая его возможности и право выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации.

Основными целями сертификации персонала является подтверждение возможностей предприятия, организации, учреждения обеспечивать заявленные показатели качества продукции (услуг) имеющимся персоналом и защита права граждан на выполнение работы в соответствии с имеющейся компетентностью.

В настоящее время сертификация персонала зачастую ассоциируется с его аттестацией. Однако процедуры сертификации и аттестации персонала по назначению различны.

Технология оценки персонала через аттестацию существует очень давно и призвана оценивать соответствие уровня квалификации персонала занимаемой должности в конкретной организации, на основе внутренних требований руководства, других регламентов и проводиться силами самой организации.

Проводят ее непосредственное руководство предприятия, которое, как правило, уже имеет сформированное мнение о достоинствах и недостатках специалиста, часто не всегда объективное.

Сертификация же вынесена за пределы конкретной организации, ее проводит третья независимая сторона и ее целью является установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям внешних профессиональных стандартов, разработанных вне конкретной организации профессиональными сообществами. Сертификация позволяет установить и удостоверить более широкую область собственной компетенции специалиста, дает гарантию уровня его профессионализма, позволяет специалисту использовать больший диапазон смены профессиональных ролей при соответствующей дополнительной профессиональной подготовке.

Поэтому подготовка персонала организации к восприятию процедуры сертификации, обеспечение возможности ее прохождения является мощным долговременным мотивирующим фактором развития кадрового потенциала.

В связи с этим, в октябре прошлого года колледж принял участие в эксперименте по сертификации квалификаций педагогических работников. Свои услуги по независимой оценке предложила аккредитованная автономная некоммерческая организация «ЦРОиСП «Универсум», которая являлась автором профессионального стандарта «Преподавание дисциплин (междисциплинарных курсов) при подготовке по профессиям рабочих (должностям служащих)». В ходе подготовки к процедуре был проведен теоретический семинар, на котором педагогам был разъяснен порядок прохождения сертификации и предложен перечень документов, знания которых необходимы для успешного прохождения тестирования. На втором занятии был организован практикум по разработке плана занятия, как основы для выполнения практического задания.

Процедуре независимой оценки и сертификации квалификаций подверглись 50% педагогических работников колледжа, из которых только 30% имели базовое педагогическое образование. Подтвердили уровень своей квалификации 90% заявителей. Что позволило независимым экспертам сделать вывод о достаточном уровне квалификации педагогического персонала колледжа. Самооценка профессиональной деятельности показала, что все преподаватели осмысленно заявляют собственную профессиональную позицию на педагогическую деятельность, осознают ее значимость. Подавляющее большинство преподавателей успешно осуществляют деятельность по научно-методическому сопровождению процесса обучения, обеспечивают высокие показатели качественной и абсолютной успеваемости, эффективно организовывает внеучебную деятельность студентов.

Вместе с тем, более половины педагогов затруднились в проведении объективной самооценки деятельности, что свидетельствует об отсутствии практики подобного рода деятельности.

Таким образом, сертификация квалификаций помогла выявить сильные и слабые стороны профессиональных компетенций педагогов. Каждый из них получил индивидуальный профиль квалификации и рекомендации по совершенствованию конкретных трудовых функций.

Методической службой колледжа было проведено анкетирование сертифицированных педагогов на предмет осмысления собственных потребностей и определения профессиональных дефицитов, а также степени их включенности в работу по приращению своей профессионально-педагогической компетентности. Педагоги высказали свои предложения по формированию индивидуально-групповых программ и их реализации в форме: самообразования, освоения дистанционных курсов, участия в работе методических семинаров, лабораторий, творческих групп колледжа и других ПОО области.

Так, например, уже проведены методические семинары «Информационно-методическое обеспечение организации самостоятельной работы студентов», «Контроль и оценка результатов освоения ОПОП», разработан дистанционный курс «Проектирование урока», проведен внутриколледжный конкурс «Портфолио педагога».

Для стимулирования прохождения сертификации остальными сотрудниками колледжа, на уровне образовательной организации, было принято решение приравнять процедуру сертификации на соответствие профессиональному стандарту к аттестации на соответствие занимаемой должности и внести соответствующие изменения в локальный акт ПОО.

Таким образом, подготовка и прохождение процедуры независимой оценки и сертификации квалификации является эффективным инструментом развития кадрового потенциала ПОО и может стать альтернативой аттестации на соответствие занимаемой должности.

19. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

20. Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды:

  • обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
  • преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.

21. Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимся, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
  • развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;
  • овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
  • формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
  • индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;
  • участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии основной образовательной программы основного общего образования и условий ее реализации;
  • организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
  • включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
  • формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
  • формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
  • обновления содержания основной образовательной программы основного общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
  • эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
  • эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

22. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают:

  • укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;
  • уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения – также квалификационной категории.

Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

В системе образования должны быть созданы условия для:

  • комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающего возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
  • оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников, по вопросам реализации основной образовательной программы основного общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.

23. Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны:

  • обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного основного общего образования;
  • обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований Стандарта;
  • обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы основного общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса, включая внеурочную деятельность;
  • отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также механизм их формирования.

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования бюджетного и/или автономного учреждения осуществляется исходя из расходных обязательств на основе государственного (муниципального) задания учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями Стандарта.

В случае реализации основной образовательной программы основного общего образования в казенном учреждении учредитель обеспечивает финансирование его деятельности на основе распределения бюджетных ассигнований по смете с учетом объемов доходов от приносящей доход деятельности.

Государственное (муниципальное) задание учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг должно обеспечивать соответствие показателей объемов и качества предоставляемых образовательными учреждениями данных услуг размерам направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня. Показатели, характеризующие реализацию требований Стандарта при оказании образовательными учреждениями образовательных услуг, должны отражать их материально-техническое обеспечение, наличие и состояние имущества, квалификацию и опыт работников.

Формирование государственного (муниципального) задания по оказанию образовательных услуг должно осуществляться в порядке, установленном (соответственно принадлежности учреждений) Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на срок до 1 года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до 3 лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период с возможным уточнением при составлении проекта бюджета.

Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных (частных) образовательных учреждениях и организациях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах федерального государственного образовательного стандарта1.

Норматив финансирования муниципальных образовательных учреждений на одного обучающегося, воспитанника (региональный подушевой норматив финансирования) — это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации в учреждениях данного региона основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта в расчете на одного обучающегося в год, определяемый с учетом направленности образовательных программ, форм обучения, категории обучающихся, вида образовательного учреждения и иных особенностей образовательного процесса, а также затрат рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений на аудиторную и внеурочную деятельность2.

Органы местного самоуправления осуществляют при необходимости финансовое обеспечение бесплатного подвоза обучающихся к образовательным учреждениям3.

Осуществление бюджетным и/или автономным учреждением приносящей доход деятельности не влечет за собой снижение нормативов финансового обеспечения образовательных услуг за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации4.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счет средств местных бюджетов финансовое обеспечение предоставления общего образования муниципальными образовательными учреждениями в части расходов на оплату труда работников образовательных организаций, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды сверх норматива финансового обеспечения, установленного субъектом Российской Федерации5. v

24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:

1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

2) соблюдение:

  • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания образовательного учреждения, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию;
  • требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);
  • требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и , лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение обслуживания обучающихся);
  • строительных норм и правил;
  • требований пожарной и электробезопасности;
  • требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений;
  • требований к транспортному обслуживанию обучающихся;
  • требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных учреждений;
  • требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в общеобразовательных учреждениях;
  • своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

3) архитектурную доступность (возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения).

Здание образовательного учреждения, набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно – тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий должны обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности:

  • учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников, лекционные аудитории;
  • помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой, хореографией и изобразительным искусством;
  • лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков;
  • информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
  • актовые и хореографические залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем), автогородки;
  • помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
  • помещениям для медицинского персонала;
  • административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
  • участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон;
  • полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации);
  • мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.

Образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

  • реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
  • включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
  • художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов и таких материалов, как бумага, ткань, нити для вязания и ткачества, пластик, различные краски, глина, дерево, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;
  • создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях), и таких материалов, как дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина;
  • формирования личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, развитие экологического мышления и экологической культуры;
  • проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;
  • наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
  • физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;
  • занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;
  • размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
  • проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
  • обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
  • планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов;
  • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением;
  • выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения,
  • организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся.

Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.

25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления и др.);
  • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза и др.).

26. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.

Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
  • укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

1 Статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года)

2 Пункт 11 статьи 29, пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.–1992.–№ 30, Ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации.–1996.– № 3, Ст. 150; 2007.– № 49, Ст. 6070).

3 Пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании»

4 Пункт 9 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании»

5 Пункт 4 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании»

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального образования» — 2019

Недетская заметка

Внимание: 1 июня 2020 года в Минюсте был зарегистрирован и опубликован 4 июня 2020 года приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 декабря 2019 г. № 832н «О признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Таким образом, профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования утрачивает силу. Взамен будет подготовлен ряд более специализированных профстандартов.

Квалификационные требования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации к должностям профессорско-преподавательского состава

Когда РасПутин был еще крабом, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации опубликовало «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» в виде приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н.

скачать с сервера 120Kb

В нём к таким преподавательским должностям вузов, как ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, в качестве одного из требований к квалификации указано как обязательное «высшее профессиональное образование».

Также выдвигалось требование и к стажу работы:
— ассистент — стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.
— преподаватель — стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.
старший преподаватель — стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года.
— доцент — ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).
— профессор — ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет или ученое звание профессора.

Также обратите внимание, что согласно п. 7.1.5 Приказа Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2017 г. № 653 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования”:

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

Квалификационные требования профстандарта к должностям профессорско-преподавательского состава

Внимание: 23.12.2019 издание «Известия» после интервью с членами комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, а также пресслужба Минобрнауки сообщили, что профстандарт для преподавателей вузов, вероятно, будет отменён, так как данная норма, введённая в 2015 году, ограничивала работу преподавателей вузов без учёной степени и/или не обучавшихся по программам последипломного образования в аспирантуре/ординатуре/ассистентуре-стажировке, хотя и носила до 1 января 2020 года рекомендательный характер.

C 1 января 2017 года уже применяется профессиональный стандарт, утвержденный Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993). Его применяют работодатели в вузах при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Принятый профстандарт стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация», а также положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266).

Скачать документ с сервера , 600Kb

В соответствии с этим документом, для занятия должности профессора (преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: высшее образование — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), для преподавания по программам ординатуры (дополнительно к общим требованиям) — высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование или иное высшее образование и профессиональная переподготовка в области, соответствующей специальности ординатуры и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) и , опыт и систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы.

Чтобы занять должность доцента (преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: высшее образование — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) , систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Занимающему должность старшего преподавателя (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо подтвердить следующие квалификационные требования: высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) , систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Занимающему должность преподавателя (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо выполнить следующие требования к квалификации: высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) , систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Занимающему должность ассистента (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации) необходимо соответствовать следующим требованиям: высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) , систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Для занятия должности доцента (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО), необходимо соответствовать следующим требования к квалификации: высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

Для того, чтобы соответствовать требованиям к должности старшего преподавателя (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО), необходимо иметь высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

К должности преподавателя (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО) выдвигаются следующие квалификационные требования: высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

К должности ассистента (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО) выдвигаются следующие квалификационные требования: высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

Нормативные положения профессионального стандарта для ППС

Квалификационные требования к работникам могут содержаться в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах, федеральных законах и в иных нормативных правовых актах.

В соответствии с частью первой статьи 195.3 Трудового Кодекса, если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

При применении части первой статьи 195.3 Кодекса под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований, указанных в профессиональном стандарте, работодателями применяются данные нормативные правовые акты.

Кроме того, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Должности педагогических работников описаны в двух разделах Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих:
— «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 н;
— «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1н.

Таким образом, профессиональный стандарт содержит информацию о современных требованиях к квалификации работников и может применяться работодателем с учетом особенностей применяемых технологий и организации труда в качестве основы при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, в том числе, при приеме на работу, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

Обратите также внимание на концевую сноску № 3 данного профессионального стандарта, в которой указывается, что к обобщенной трудовой функции 3.8 «Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» также относится преподавание по иным программам высшего образования и ДПП, если соответствующие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 уровня квалификации. Следовательно, если педагогический работник ведет занятия, на которых обучающиеся осваивают (совершенствуют) деятельность не выше 6 уровня квалификации, в том числе овладевают отдельными умениями и знаниями, требования к его квалификации определяются в соответствии с обобщенной трудовой функцией 3.8 «Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» даже если программа в целом предусматривает освоение деятельности более высокого уровня квалификации.

Структурой профессионального стандарта также предусмотрена обобщенная трудовая функция (пункт 3.9 «Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации»), которая содержит квалификационные требования к доценту.

Работник, осуществляющий трудовые функции, предусмотренные уровнем квалификации 8, вправе осуществлять трудовые функции нижестоящих уровней квалификации. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры — стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.

Кроме обобщенных трудовых функций должностные обязанности педагогических работников в зависимости от специфики деятельности организации могут разрабатываться на основе трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций данного или других профессиональных стандартов. Это правило относится ко всем случаям, когда квалификация педагогических работников соответствует или превышает требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения той или иной обобщенной трудовой функции, трудовой функции и трудовых действий, ее составляющих. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры- стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.

Ограничения для преподавателей

Согласно положениям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован Минюстом России 24.09.2015, регистрационный № 38993) (далее — профессиональный стандарт, профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»):

— для должности «профессор» предусмотрены трудовые действия и трудовые функции, связанные с реализацией только основных профессиональных образовательных программ высшего образования – подготовкой кадров высшей квалификации, программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительных профессиональных программ;

— для должностей «ассистент», «преподаватель», «старший преподаватель» предусмотрены трудовые действия и трудовые функции, связанные с реализацией только основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ;

— для должности «доцент» — реализация только основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительных профессиональных программ.

Также обратите внимание, что на должность, относящуюся к преподавательскому составу, в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо: не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; не имеющее или не имевшее судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением если уголовное преследование в отношении него прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности; не имеющее неснятой или непогашенной судимости за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке; не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Если преподаватель преподает не по специальности диплома

Дополнительное профессиональное образование для должностей «ассистент», «преподаватель», «старший преподаватель», «доцент», «профессор» будет иметь обязательный характер, если направленность образования не соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Согласно статье 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ — программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Освоение программы профессиональной переподготовки в данном случае обеспечивает возможность получение новой квалификации, которая соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 196 Кодекса необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Значимыми факторами в данном случае являются имеющиеся уровень и направленность (профиль) образования, опыт работы.

Нововведения уже коснулись многих преподавателей, которые преподают дисциплины не по профилю, указанному в дипломе о высшем образовании или справки об окончании аспирантуры, а также курсов профессиональной переподготовки, например, многочисленные преподы гуманитарных кафедр, читающие 1001 курс по гуманитарной хуете и прочие многостаночники, типа экономисты-менеджеры-IT-шники-юристы. Выход для них только один — получать диплом магистра по всем специальностям, по дисциплинам которых они планируют вести преподавательскую деятельность. Так, профессор СГУ В.В. Афанасьева, известная своей борьбой с ректором говновуза, 17 июля 2017 года опубликовала в Facebook https://www.facebook.com/vera.afanasyeva.9/posts/1266104216820374 сообщение о том, что она планирует стать студенткой магистратуры:

Я поступаю в магистратуру — на свой философский факультет, будучи доктором философии, профессором кафедры философии и методологии науки. … Я физик по образованию, чем очень горжусь, кандидат физико-математических наук — у меня нет базового образования. … Я не одна такая — нас по стране тысячи. А философскую магистратуру СГУ в этом году уже окончили доктора философских наук, которые были до этого уволены из своих вузов именно из-за отсутствия базового образования. Четыре человека учатся сейчас, трое из них — профессора СГУ. … И сейчас намечается конкурс, которые создадут доктора наук, поступающие в этом году. Учиться нам предстоит у наших бывших студентов, у нынешних коллег, которые нередко менее обречены регалиями, чем мы сами, — тут вступает в силу закон компенсации. … Обучение в философской магистратуре СГУ (а она далеко не самая дорогая в стране) стОит 86 тыс. рублей в год. Это значит, что поступая на бюджетное место, я забираю примерно эти же деньги из государственного кармана. … Займу, если, конечно, поступлю — говорят, у профессоров их бывшие студенты принимают строго. Пятёрки редкость, и при вступительных, и при выпускных экзаменах. Но я буду стараться, мне не привыкать. … Болонская система в нашей стране даёт очевидные сбои, и многие провинциальные магистратуры пустовали, пока их не стали наполнять доцентами и профессорами.

Оценка квалификации педагогических работников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *