Инфраструктура финансовой системы

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РОСТА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Слепов Владимир Александрович

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Бурлачков Владимир Константинович

В статье выделены основные источники формирования инвестиционного потенциала экономической системы, способные привести в действие соответствующий мультипликатор: нераспределенная прибыль, инвестиции консолидированного бюджета, ресурсы кредитной системы и фондового рынка, сбережения домохозяйств. Выявлена положительная динамика изменения объемов ресурсов, доступных для финансирования экономического роста в России, в 2012-2015 гг., которая находится в отрицательной корреляции с изменениями ВВП за указанный период. Определены и проанализированы факторы, мешающие получению необходимого эффекта от данных источников. Авторами предложена оптимизационная модель, определяющая условия максимизации финансовых источников развития экономической системы для достижения роста ВВП. Ключевые слова: финансовые источники экономического роста, инвестиции, мультипликатор инвестиционного потенциала.

SOURCES OF FINANCING RUSSIAN ECONOMY GROWTH

Slepov, Vladimir A.

Burlachkov, Vladimir K.

Keywords: finance sources of economic growth, investment, multiplier of investment potential.

В основе поступательного развития экономики конкретной страны лежит ее инвестиционный потенциал, обусловливающий наличие объективных возможностей для последовательного обновления основных фондов, в том числе за счет применения инновационных технологий.

Финансовыми источниками формирования такого инвестиционного потенциала в экономической системе выступают:

1) нераспределенная прибыль корпоративного сектора;

2) инвестиции консолидированного бюджета;

3) ресурсы кредитной системы;

4) ресурсы фондового рынка;

5) сбережения домашних хозяйств.

Осуществление инвестиций за счет этих

источников активизирует как инвестиционный, так и фискальный мультипликаторы . В результате возросшая прибыль компаний, увеличивающиеся доходы домашних хозяйств и бюджетной системы обеспечивают прирост финансовых источников для ускорения развития экономики. При этом их текущее повышение означает больший инвестиционный потенциал в последующем периоде .

Формирование финансовых источников развития экономической системы может быть представлено следующим равенством:

= АРп + АБп + А1п + АКп + АКп, (1)

где А^п — прирост совокупного объема финансовых источников экономической системы;

АРп — прирост нераспределенной прибыли компаний;

АБп — прирост сбережений домашних хозяйств;

А1п — прирост инвестиций из консолидированного бюджета и резервных фондов;

АКп — прирост ресурсов кредитной системы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АЯп — прирост ресурсов фондового рынка;

п — период.

Экономическая сущность равенства (1) состоит в следующем. Совокупный объем финансовых источников экономической системы определяется приростом нераспределенной прибыли, сбережений домо-хозяйств, инвестиций из консолидированного бюджета и резервных фондов, ресурсов кредитной системы и фондового рынка.

В случае если увеличение по одной группе источников сопровождается снижением по другой, нетто-эффект с точки зрения общей величины денежных ресурсов для стимулирования экономического роста будет стремиться к нулю.

Исходя из данного уравнения проанализируем динамику изменения объемов ресурсов, доступных для финансирования экономического роста в России, в 20122015 гг.

Результаты, приведенные в табл. 1, позволяют заключить, что в 2012-2015 гг.

произошло увеличение финансовых ресурсов, относящихся к нераспределенной прибыли компаний и банков: прирост в

Прирост нераспределенной прибыли

среднем на 4,56% при максимальном значении в 2015 г. (на 55,9%) после спада в 2014 г. (-37,1%).

Т а б л и ц а 1 российских организаций в 2012-2015 гг.*

Год Величина прибыли компаний, млрд руб. Величина прибыли банков, млрд руб. Прирост нераспределенной прибыли, %

2011 7 140 848 —

2012 7 824 1 012 10,6

2013 6 854 994 -11,2

2014 4 347 589 -37,1

2015 7 503 192 55,9

За период — — 4,6

* Составлено по данным Росстата. — URL: www.gks.ru

Примечание: анализ проводится исходя из того, что средняя доля прибыли, отправляемая на дивиденды, является неизменной для рассматриваемого периода. Процент прироста за год равен сумме прибыли в текущем году за минусом суммы в предыдущем году, деленной на сумму прибыли в предыдущем году. Средний прирост за период — среднее арифметическое прироста за 2012-2015 гг.

Анализ данных табл. 2 показывает, что за рассматриваемый период прирост среднедушевых доходов домашних хозяйств составил 10,6%, последовательно возрастая от года к году. Исходя из предположения о

стабильности коэффициента накопления домохозяйств, можно допустить, что темпы роста среднедушевых доходов домохо-зяйств были эквивалентны скорости увеличения их сбережений.

Т а б л и ц а 2

Прирост среднедушевых доходов домашних хозяйств в 2012-2015 гг.*

Год Величина среднедушевых доходов, руб. Прирост среднедушевых доходов, %

2011 20 780 —

2012 23 221 11,8

2013 25 928 11,7

2014 27 766 7,1

2015 30 224 11,8

За период — 10,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Составлено по данным Росстата. — URL: www.gks.ru

Примечание: анализ проводится исходя из того, что средняя доля доходов, которая накапливается домохозяйствами, является неизменной для рассматриваемого периода. Процент прироста за год равен сумме доходов в текущем году за минусом суммы в предыдущем году, деленной на сумму доходов в предыдущем году. Средний прирост за период — среднее арифметическое прироста за 2012-2015 гг.

Прирост потенциальных инвестиций из консолидированного бюджета и резервных фондов в среднем за период составил 4,51% (табл. 3). Однако их резкое снижение в 2014 г. существенно ухудшило в целом высокий потенциал данного финансового источника.

Увеличение ресурсов кредитной системы и фондового рынка в 2012-2015 гг. составило в среднем 21,46% (табл. 4). При этом наибольший прирост наблюдался в

2013 г. Интегрированная оценка финансовых источников развития России в 20122015 гг. представлена в табл. 5. Как видно из таблицы, в 2012-2015 гг. наблюдалась положительная динамика формирования финансовых источников развития экономики России — средний прирост составил 10,3%.

Тем не менее тенденции увеличения ВВП в стране в целом оказались негативными (табл. 6).

Т а б л и ц а 3

Прирост инвестиций из консолидированного бюджета и резервных фондов в 2012-2015 гг.*

Год Сальдо Объем Объем Фонда Прирост инвести-

консолидированного Резервного национального ций из бюджета и

бюджета, млрд руб. фонда, благосостояния, резервных фондов,

млрд руб. млрд руб. %

2011 861 1 074 -104 —

2012 2 712 974 210 112,78

2013 261 2 086 1 488 -1,57

2014 -845 -1 305 839 -134,19

2015 -2 819 1 074 -104 41,04

За период — — — 4,51

* Составлено по данным Минфина России. — URL: www.minfin.ru

Примечание: процент прироста за год равен сумме сальдо консолидированного бюджета, объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в текущем году за минусом суммы в предыдущем году, деленной на сумму в предыдущем году. Средний прирост за период — среднее арифметическое прироста за 2012-2015 гг.

Т а б л и ц а 4

Прирост ресурсов кредитной системы и фондового рынка в 2012-2015 гг.*

Год Величина привлеченных ресурсов банковской системой, млрд руб. Общая стоимость акций фондового рынка, млрд руб. Общая стоимость облигаций фондового рынка, млрд руб. Прирост ресурсов кредитной системы и фондового рынка, %

2011 19 729 32 534 919 —

2012 23 172 39 389 1 559 20,6

2013 26 455 88 541 6 721 89,8

2014 27 523 50 349 2 079 -34,3

2015 31 286 53 304 3 147 9,8

За период — — — 21,5

* Составлено по данным Минфина России. — URL: www.minfin.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: процент прироста за год равен сумме величины привлеченных ресурсов банковской системы, общей стоимости акций и облигаций фондового рынка в текущем году за минусом суммы в предыдущем году, деленной на сумму в предыдущем году. Средний прирост за период — среднее арифметическое прироста за 2012-2015 гг.

Т а б л и ц а 5

Динамика формирования финансовых источников развития России в 2012-2015 гг. (в %)

Год Прирост нераспределенной прибыли корпоративного сектора Прирост сбережений домашних хозяйств Прирост инвестиций из консолидированного бюджета и резервных фондов Прирост ресурсов кредитной системы и фондового рынка Среднее изменение за год

2012 10,6 11,8 112,8 20,6 38,9

2013 -11,2 11,7 -1,6 89,8 22,2

2014 -37,1 7,1 -134,2 -34,3 -49,6

2015 55,9 11,8 41,0 9,7 29,6

За период 4,6 10,6 4,5 21,5 10,3

* Составлено на основе результатов, полученный в табл. 1-4.

Т а б л и ц а 6

Динамика ВВП России в 2012-2015 гг.* (в %)

2012 2013 2014 2015

Фактический темп роста ВВП РФ 3,4 1,3 0,6 -3,7

* Составлено по данным Росстата. — URL: www.gks.ru

В связи с этим необходимо выделить факторы, снижающие возможность получения весомого экономического эффекта от финансовых источников.

Для нераспределенной прибыли таковыми являются:

— высокая стоимость привлечения собственного и заемного капитала;

— недостаточное генерирование экономической добавленной стоимости;

— нехватка оборотного капитала;

— низкая результативность научной деятельности.

Высокая стоимость привлечения собственного и заемного капитала измеряется показателем WACC (Weighted Average Capital Cost) и формируется за счет крупных дивидендных выплат и привлечения относительно дорогого заемного капитала. Использование финансовых ресурсов на выплату дивидендов и оплату долгов снижает показатель рентабельности компаний, уменьшает их рыночную конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов. В результате уменьшаются их возможности для открытия и поддержания инновационных проектов, проведения НИОКР, приобретения патентов и лицензий.

Следует отметить, что инновационные компании, активно участвующие в развитии национальной экономики, могут иметь показатель WACC выше среднерыночного значения для организаций конкретной сферы деятельности. Это не должно рассматриваться как следствие недостатка рыночной эффективности, так как выводы относительно результатов деятельности таких компаний должны основываться на более широком круге показателей .

Вместе с тем неадекватно высокий показатель WACC способен привести к низкой доходности компании. В связи с этим оптимальный подход к управлению стоимостью капитала связан с оптимизацией дивидендных выплат, учетом циклической динамики при дополнительных выпусках акций, размещении облигаций, привлече-

нии банковских кредитов, аккумуляции нераспределенной прибыли, анализе макроэкономической среды, в которой функционирует компания.

Недостаточное генерирование экономической добавленной стоимости (EVA) означает низкую эффективность инновационной деятельности компании. Показатель EVA определяется как разность между величиной чистой операционной прибыли после налогообложения (NOPAT — Net Operating Profit After Taxes) и WACC. Недостаточное генерирование имеет место при низком значении операционной прибыли компании и высоких издержках привлечения собственного и заемного капитала. Неустойчивое финансовое положение организаций выступает результатом неверных оценок рыночного спроса производимой продукции, неадекватных цен, степени конкурентоспособности, в том числе качества товаров и услуг по сравнению с аналогами, предлагаемыми на мировом рынке.

Для снижения риска недостаточности экономической добавленной стоимости компаниям необходимо использовать научно обоснованный выбор направлений инновационного развития компании, всесторонне учитывать факторы, влияющие на результаты реализации инвестиционных проектов и рентабельность инвестиций.

Нехватка оборотного капитала предопределяет необходимость привлечения краткосрочных кредитных ресурсов и, соответственно, рост процентных выплат. Это связано с низкой оборачиваемостью товарно-материальных запасов в виде значительного объема нереализованной готовой продукции, высокой дебиторской задолженности и низкой кредиторской задолженности, указывающих на неспособность компании приобретать сырье и материалы с рассрочкой платежа. Неудовлетворительные показатели оборачиваемости оборотного капитала свидетельствуют прежде всего о некачественном использовании денежных ресурсов с точки зрения увеличения своей деловой активности. Вместе с

тем следует учитывать, что возрастающая потребность в оборотном капитале может возникать у инновационных компаний сферы высоких технологий в результате быстрорасширяющегося спроса на их продукцию.

Низкая результативность научной деятельности проявляется при неверном выборе направлений инновационного развития; неправильных оценках результатов фундаментальных исследований, положенных в основу опытно-конструкторских разработок; отставании от конкурентов в сфере научных разработок. Еще одно проявление недостаточности интеллектуального капитала — низкий уровень подготовки специалистов, нехватка квалифицированной рабочей силы. Это означает генерирование прибыли в объемах, недостаточных для формирования интенсивного денежного потока, обеспечивающего быструю окупаемость затраченных средств. В таких условиях компании лишаются потенциала развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиции консолидированного бюджета как источник экономического роста сдерживаются:

— негативной динамикой притока-оттока капитала;

— недостаточно эффективным использованием национальных резервов.

Негативная динамика притока-оттока капитала связана с чрезмерным вывозом и/или недостаточным ввозом инвестиционных ресурсов.

Вывоз капитала приводит к снижению инвестиционного потенциала национальной экономики. К факторам оттока капитала из национальной экономики относятся низкая норма прибыли, недостаточная емкость внутреннего рынка, отсутствие средне- и долгосрочных перспектив развития, низкие темпы роста ВВП, неблагоприятный инвестиционный фон, неэффективная макроэкономическая политика, социальная и политическая нестабильность. Часть из указанных факторов проявляется в России: высокие темпы инфляции; недостаточная эффективность денежно-

кредитной политики с точки зрения поддержания деловой активности, недостаточно благоприятный инвестиционный климат, неразвитость инфраструктуры. Вместе с тем в отечественной экономике есть факторы, способствующие увеличению ее инвестиционного потенциала: высокая норма прибыли, емкий внутренний рынок, тенденция к улучшению инвестиционного климата .

Сопоставление притоков и оттоков капитала из российской экономики показывает, что они в основном проходят через страны с низким налогообложением, финансовые центры и офшорные зоны. Использование таких схем обусловливает уменьшение платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Важным финансовым источником, обеспечивающим увеличение инвестиционного потенциала национальной экономики, выступает приток иностранного капитала в форме как прямых, так и портфельных вложений. При этом если более значительные вложения могут обеспечивать фактически полный контроль над приобретаемой корпоративной структурой, то портфельные иностранные инвестиции обеспечивают рост акционерного капитала корпораций, устойчивость их рыночных позиций, увеличение капитализации, что позитивно влияет на кредитный рейтинг компании.

Недостаточно эффективное использование национальных резервов связано с тем, что по своему экономическому значению они являются изъятыми из национальной экономики и размещенными за рубежом высоколиквидными активами.

При анализе данной проблемы следует принимать во внимание ряд обстоятельств. Во-первых, неэкономические факторы, влияющие на использование международных резервов. К ним следует отнести международные санкции, создающие неопределенность относительно возможностей использования накопленных фондов. Во-вторых, уровень корпоративного долга

в иностранной валюте. Несмотря на то, что формально этот долг является частным, значительные пакеты акций крупнейших российских компаний нефтегазового сектора принадлежат государству. Следовательно, в устойчивом обслуживании основной части долга крупнейших российских компаний заинтересовано правительство. В-третьих, средства, которые могут быть использованы для проведения валютных интервенций в случае резкого падения национальной валюты даже при проведении политики инфляционного таргетирования. Необходимость таких резервов связана с высокой вероятностью влияния внешних шоков на национальную экономику.

Возможность использования в качестве финансовых источников экономического роста, формируемых в федеральном бюджете России, резервных фондов ограничена статьей 99 Бюджетного кодекса РФ. Ресурсы Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и долговые обязательства иностранных государств и международных финансовых организаций, а также в депозиты в иностранных банках и Центральном банке Российской Федерации. Средства Фонда национального благосостояния могут быть вложены в иностранную валюту и более широкий по сравнению со средствами Резервного фонда перечень активов, а именно в долговые обязательства иностранных государств и международных финансовых организаций, депозиты в кредитных учреждениях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», в долговые обязательства и акции, в том числе выпускаемые при осуществлении инфраструктурных проектов из перечня Правительства Российской Федерации.

Важно также отметить, что законодательно установленными целями управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния являются сохранность средств и получение дохода от их долгосрочного размещения. В связи с

этим, а также с учетом нахождения России под международными санкциями данная задача может обеспечиваться через введение механизма секъюритизации, в том числе с участием Банка России, в частности, через их размещение на депозитных счетах российских коммерческих банков, предоставление валютных кредитов банковской системе .

В отношении ресурсов кредитной системы важно учитывать высокую стоимость и низкую доступность заемных средств. Это может вызвать, с одной стороны, леверид-жированность, состоящую в вероятности существенных материальных потерь компаний с высокой долговой нагрузкой при изменении макроэкономической ситуации, в частности, при снижении входящих денежных потоков и росте процентных ставок; с другой стороны, сокращение возможностей бизнес-структур по инновационному развитию.

Привлечение компаниями значительного объема заемного капитала на фазе циклического подъема экономики позволяет ускорить внедрение технически передового оборудования, осваивать новые рынки. Однако на понижательной фазе такие преимущества способны превращаться в серьезные проблемы. Снижение в кризисных ситуациях объема реализации продукции не позволяет своевременно обслуживать полученные кредиты. Дополнительные трудности возникают при конъюнктурном росте процентных ставок. Поэтому рост процентных ставок означает удорожание не только новых, но и ранее привлеченных кредитных ресурсов.

В то же время установление высоких барьеров для доступа бизнес-единиц к заемным средствам способно существенно сократить инвестиционный потенциал всей экономической системы.

Ресурсы фондового рынка подвержены значительной волатильности биржевых котировок акций, приводящей к существенным колебаниям капитализации компаний. Это негативно влияет на отношение инвесторов к данной компании. Кроме

того, изменения капитализации способны вызвать удорожание привлечения заемного капитала вследствие высоких рыночных рисков компании. В такой ситуации также снижаются возможности бизнес-структур по инновационному развитию.

Для сбережений домохозяйств актуальными являются:

— низкий уровень персональных доходов и сбережений;

— легальный и нелегальный вывоз персональных сбережений за рубеж;

— недостаточная инвестиционная активность домашних хозяйств.

В связи с этим большое значение имеют обеспечение роста персональных доходов, соответствующего повышению производительности труда ; государственное стимулирование персональных пенсионных накоплений; стимулирование развития личного страхования; развитие операций финансовых институтов, в том числе брокерских контор и паевых инвестиционных фондов, с персональными накоплениями.

Исходя из вышесказанного равенство (1) может быть трансформировано в оптимизационную экономико-математическую модель:

APn + ASn + AIn + AKn + ARn ^ max; (2)

‘APn > ASn ; AP > in ;

AKn > 0;

ARn > 0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В экономико-математической модели (2) определяются условия максимизации финансовых источников развития экономической системы для достижения роста ВВП за их счет. Ограничение APn > ASn означает, что прирост нераспределенной прибыли

корпоративного сектора за период n должен превышать прирост сбережений домашних хозяйств, что предполагает опережающий рост производительности труда над повышением заработной платы. Ограничение APn > AIn предполагает более высокое увеличение производительности по сравнению с увеличением инвестиций из бюджетной системы для, во-первых, сохранения текущего уровня налогового бремени ; во-вторых, обеспечения опережающего развития корпоративного сектора по сравнению с государственными финансами. Ограничения АК > 0 и ARn > 0 связаны с положительной динамикой развития банковского сектора и фондового рынка.

Таким образом, в статье определены основные источники формирования инвестиционного потенциала экономической системы, способные привести в действие соответствующий мультипликатор. К ним отнесены нераспределенная прибыль, инвестиции консолидированного бюджета, ресурсы кредитной системы и фондового рынка, сбережения домохозяйств. Расчет динамики изменения объемов ресурсов, доступных для финансирования экономического роста в России, в 2012-2015 гг. позволил выявить их положительную динамику при ослаблении экономического роста. Для выявления причин разнонаправленных трендов определены факторы, ослабляющие необходимый эффект от увеличения финансовых источников. В результате для обеспечения достижения роста ВВП предложена оптимизационная модель, определяющая условия максимизации финансовых источников развития экономической системы.

Список литературы

1. Ахмадеев Р. Г., Косов М. Е. Налоги на конечное потребление в странах ОЭСР и России / / Финансы и кредит. — 2015. — № 44 (668). — С. 51-62.

3. Волков И. И. Бюджетное маневрирование как инструмент бюджетной политики России // Финансы и кредит. — 2016. — № 21 (693). — С. 51-60.

5. Екшембиев Р. С. Цикличность развития экономики и персональных финансов // Финансы и кредит. — 2006. — № 18 (354). — С. 46-51.

8. Auerbach A., Gorodnichenko Y. Fiscal Multipliers in Recession and Expansion // NBER Working Paper. — 2011. — N 17447.

Е.Г. ХМАРА

ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ

В статье проведен анализ различных определений геополитической точки зрения, выделены цели понятия «финансовая инфраструктура», предло- создания и развития финансовой инфраструктуры, жена классификация финансовой инфраструктуры с основные элементы финансовой инфраструктуры.

Финансовая инфраструктура, глобальная, национальная, региональная финансовая инфраструктура, цели создания финансовой инфраструктуры, структура и элементы финансовой инфраструктуры.

Развитие Российской Федерации в современном мире невозможно без проведения модернизации, внедрения инноваций, причем не только в сфере производства, но и в сфере финансов и управления. Как сказал А Эйнштейн, благоприятная возможность скрывается среди трудностей и проблем. Сложная политическая ситуация привела к экономическим санкциям против России, которые государство планирует превратить в благоприятные возможности. Ответные санкции призваны стимулировать развитие экономики страны в таких сферах, как сельское хозяйство, внутренний туризм. Чтобы данные мероприятия действительно стали эффективными, они должны быть реализованы на основе стабильной и результативной финансовой инфраструктуры страны, региона.

Понятие финансовой инфраструктуры в Российс-кой Федерации довольно размыто. В нормативно-правовой литературе определение отсутствует, поэтому целесообразно рассмотреть категориальный аппарат, используемый в современной науке, провести классификацию и выделить основные элементы финансовой инфраструктуры. Это и является целью настоящего исследования.

Так, Т.Б. Иванова определяет финансовую инфраструктуру как «совокупность организаций, обеспечивающих движение финансовых и связанных с ними информационных потоков между государственными, частными структурами и домохозяйствами, функционирующими в экономике страны» .

По мнению В.Н. Алексеева, определение предыдущего автора не является полным, и он дает следующую характеристику: «Финансовая инфраструктура -это квазистабильная система, включающая в себя совокупность функциональных подсистем, с учас-тием которых опосредуются экономические отношения субъектов хозяйствования по управлению финансов ыми ресурсами, их формированию, регулированию и инвестированию, а также контролю, нацеленные на удовлетворение потребностей расширенного общественного воспроизводства» .

Финансовой инфраструктурой С. П. Сартыков называет «особую часть финансовой системы, совокупность финансовых институтов, финансовых инструментов и технологий, способствующих и обеспечивающих функционирование финансовой системы как целостного образования» .

Некоторые авторы под финансовой инфраструктурой понимают инфраструктуру финансового рынка, что не соответствует действительности, как и

признание синонимами понятий «финансы» и «финансовая биржа», так как первое понятие более емкое.

Как видно из вышеприведенных определений, все авторы включают в понятие «финансовая инфраструктура» финансовые организации и совокупность отношений между ними. При этом Т.Б. Иванова делает акцент на коммерческую составляющую, В.Н. Алексеев дополняет данное понятие, включая в состав элементов финансовой инфраструктуры государственные органы по управлению государственным бюджетом. Определение С.П. Сартыкова носит наиболее обобщенный и размытый характер.

По нашему мнению, наиболее точным является определение Т.Б. Ивановой, так как из него следует, что наличия некоторых институтов недостаточно, важно также наличие программ, ориентированных на достижение целей, для которых тот или иной институт создан.

С геополитической точки зрения можно выделить мировую (международную, глобальную), национальную и региональную финансовую инфраструктуру (рис. 1).

Рис. 1. Виды финансовой инфраструктуры

с геополитической точки зрения «Мировая финансовая инфраструктура (архитектура) — это та или иная конструкция (матрица) упорядоченных элементов мировой финансовой системы. Она предстает как постоянно обновляемый базисный каркас институциональной структуры мировой финансовой системы и является институциональным каркасом, обеспечивающим устойчивость международной финансовой системы и определяющим направления регулирования и развития. Мировая финансовая инфраструктура учитывает сложное взаимодействие глобальных, региональных и страновых тенденций развития мировой финансовой системы, формирует различные уровни регулирования финансовых отношений» . Е.Ф. Авдокушин также считает, что современное состояние глобальной финансовой инфраструктуры не только не создает эффективных механизмов снижения зависимости миро -вой экономики от цикличности, но и порождает ряд очагов и механизмов развертывания новых финансово-экономических кризисов.

Национальная финансовая инфраструктура — это финансовая инфраструктура на уровне отдельно взятой страны, призванная обеспечивать эффективное функционирование экономики и финансовой системы страны в соответствии с государственно закрепленными целями.

Региональная финансовая инфраструктура, соответственно, является частью национальной финансовой инфраструктуры на уровне регионов, выполняет те же самые функции и состоит из тех же самых элементов. Ее структура будет зависеть от состояния экономики региона и, следовательно, стимулировать, например, развитие производства или внедрение инноваций. «Формирование и развитие финансовой инфраструктуры в регионе во многом зависит от таких факторов, как специализация и концентрация производства, концентрация финансовых ресурсов, доходы населения и организаций, предрасположенность к инвестированию или сбережению, общая экономическая грамотность и доверие населения финансовым институтам, наличие соответствующей стратегии развития региона и др.» .

Таким образом, составные части региональной и национальной инфраструктуры совпадают, так как в общем существование тех или иных институтов и их функционирование направлены на достижение общегосударственных целей: увеличение ВВП страны, модернизацию экономики, повышение инвестиционной привлекательности, снижение оттока капитала из страны и т.п. Мировая (глобальная) финансовая инфраструктура создается для решения совершенно других вопросов, поэтому ее составляющие уникальны и нацелены на выполнение конкретных задач. Как говорилось выше, глобальная экономика является цикличной, и чтобы циклическое движение не стало движением по кругу, элементы глобальной финансовой инфраструктуры должны постоянно обновляться в зависимости от экономических и финансовых вызовов современности. Примерами элементов

мировой финансовой инфраструктуры могут служить Между народный валютный фонд (МВФ), Между народный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) и т.д.

Наиболее часто в последние годы понятие «финансовая инфраструктура» встречается в сочетании с понятиями «инновационная деятельность» и «модернизация». Тем не менее финансовая инфраструктура не ограничивается финансовыми институтами, стимулирующими и поддерживающими развитие инновационной деятельности. По нашему мнению, можно выделить следующие цели функционирования финансовой инфраструктуры как глобальной, так и нацио нально-региональной:

1) стабильное развитие глобальной, национальной или региональной экономики;

2) обеспечение стабильности, безопасности и соблюдения правил на финансовых рынках (в том числе на рынке ценных бумаг);

3) поддержка инвестиционной активности;

4) внедрение и использование инновационных технологий;

5) поддержка и развитие малого предпринимательства.

В соответствии с указанными целями строится конструкция финансовой инфраструктуры, которая предполагает наличие специализированных институтов-элементов, целью которых является решение пос -тав ленных задач.

Первая цель — стабильное развитие глобальной, национальной или региональной экономики, которая с финансовой точки зрения предполагает создание институтов, способствующих ускорению финансовых потоков, обеспечению их прозрачности, осуществляющих хеджирование финансовых и нефинансовых рисков, обеспечивающих перелив капитала между коммерческими структурами и домохозяй-ствами (рис. 2).

Рассмотренные на рнс. 2 элементы финансовой инфраструктуры являются базовыми элементами, обеспечивающими движение финансовых ресурсов. Они используются любым участником финансовых отношений, поэтому в составе элементов финансовой инфраструктуры, направленных на достижение других целей, данные элементы не будут указываться, а будет сделан акцент на специализированные институты.

Вторая цель создания финансовой инфраструктуры — обеспечение стабильности, безопасности и соблюдения правил на финансовых рынках, в том числе на рынке ценных бумаг — предполагает наличие финансовых институтов, которые способствуют соблюдению всех правил работы на рынке ценных бумаг, а также сбору и распространению финансово-экономической информации об объектах рынка. Элементы этой части финансовой инфраструктуры представлены на рис. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третья и четвертая цели с финансовой точки зрения должны достигаться за счёт работы одних и тех же финансовых институтов, которые призваны обес-печить эффективное инвестирование, в том числе инвестирование в инновации, т.е. поддержку приори-

тетных направлений развития экономики финансовыми ресурсами. Элементы финансовой инфраструктуры, способствующие достижению данной цели, представлены на рис. 4.

Е.В. Третьякова и A.B. Шаркова в своем исследовании «Финансовая инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства» рассматривают, как выделенные элементы действуют на инновационную деятельность в различных странах: в США, Европе, Индии и России. Авторы делают вывод о том, что финансовая инфраструктура инновационной деятельности в РФ копирует финансовую инфраструктуру других стран, тем не менее она не является столь эффективной в силу следующих причин: отсутствие нормативно-правовой базы деятельности венчурных организаций сужает круг потенциальных инвесторов; малые инновационные предприятия непривлекательны для инвестирования в российских условиях; не развит российский фондовый рынок, что затрудняет выход инвестора из проекта; предпринимательская и инновационная культура общества находится на низком уровне; финансовая система непрозрачна, уровень контроля за эффективностью использования государственных средств низкий .

Элементы финансовой инфраструктуры (цель 2)

Элементы финансовой инфраструктуры (цели 3 и 4)

Бюджетные средства, направляемые на инвестирование инноваций

Бюджетные и

внебюджетные

фонды

технологического развития

Венчурные фонды

Посевные и

стартовые

фонды

Гарантийные структуры и фонды

Бизнес -ангелы

Рис. 5. Элементы финансовой инфраструктуры, способствующие достижению 5-й цели

Реализация пятой цели — поддержка и развитие малого предпринимательства. Для малого предпринимательства характерны гибкость в освоении новых видов деятельности; технологий; высокая оборачиваемость активов, управляемость; высокая степень ротации, обеспечивающей самозанятость населения; увеличение ресурсного потенциала и емкости рынка потребительских товаров; обеспечение стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; творческий поиск; ослабление социальной напряженности. Эти свойства делают малый бизнес важнейшим фактором экономического роста отраслей экономики, определяющим дальнейшее развитие государства по пути экономического и социального прогресса . Поэтому так важно создание специальных элементов финансовой инфраструктуры для реализации данной цели (рис. 5).

Развитие финансовой инфраструктуры способствует увеличению количества организаций, нуждающихся в обмене информацией. Усложнение и увеличение объемов информации, в свою очередь, приводит к необходимости внедрения таких информационных технологий и систем, которые эффективно способствовали бы взаимодействию элементов организационной структуры для решения стратегических задач. Отличительными чертами современной экономики являются высокий уровень конкуренции и постоянно меняющиеся условия хозяйствования, что повышает сложность задач, которые необходимо решать менеджменту . Поэтому значительное количество элементов финансовой инфраструктуры нуждается в надежном обмене информационными потоками о состоянии того или иного сектора экономики, о наличии и механизмах реализации государственных или региональных программ и иной информации, на основании которой можно формулировать выводы об эффективности работы финансовых инс-титутов. Важным видится также исключение дублирования различными институтами одинаковых функций, отсутствие перегрузки системы финансовой инфраструктуры контролирующими органами.

Финансовая инфраструктура является неотъемлемой частью мировой, национальной и региональной финансовой системы. Четко налаженная работа финансовых институтов способствует поддержке и раз-

витию малого бизнеса, внедрению и использованию инновационных технологий, стимулированию инвес -тиций, повышению инвестиционной привлекательности и в конечном итоге поддержке и стабильному развитию экономики стран и всего мира в целом.

ЛИТЕРАТУРА

2. Алексеев В.Н. Финансовая инфраструктура и ее элементы: концептуальный подход // Финансовый журнал. 2013. № 1 (15). С. 25-32.

3. Сартыкое С.П. Развитие финансовой инфраструктуры региона. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1996.

4. Авдокушин Е.Ф. Международная финансовая инфраструктура : необходимость настройки // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 5. С. 78-83.

http://www.rae.ru/use/?article id=7778693&op=sho w artic le&sec tion=c ontent(дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.11.2015).

9. Бабикова A.B. Подходы к эффективному использованию информационных систем и технологий в российских компаниях // Научная перспектива. 2013. № 12. С. 25-26.

Инфраструктура финансовой системы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *