Индикативные показатели

Основой разработки плановых, программных и прогнозных документов являются показатели, позволяющие всесторонне описать социальные и экономические процессы и явления, сформировать, представить и обосновать задания плана, программы, прогноза на проектируемый период.

Показатель — это качественно-количественное представление объекта: социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная — придает объекту количественную определенность.

Показатели, выступающие в качестве основного мерила состояния объекта, называются критериями. Например, критерий эффективности производительности труда отражает меру экономического эффекта, полученного при затратах живого труда. В качестве критерия эффективности могут выступать максимум прибыли, минимум трудовых затрат и др. Критерий оптимальности — это показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернативных вариантов) и выбора наилучшего из них.

При разработке плановых и прогнозных документов на всех уровнях управленческой иерархии используется, как правило, не отдельно взятый показатель, а система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга показателей. При формировании системы показателей необходимо соблюдать следующие требования:

показатели должны раскрывать сущность и содержание объекта (процесса, явления); комплексно отражать особенности объекта соответствующего уровня иерархии с позиции его вещественного и стоимостного состояния; соответствовать целям и задачам социально-экономического развития, социальной ориентации национальной экономики; ориентировать на более полное и эффективное использование ресурсов, повышение качества работы во всех звеньях и сферах общественного производства; иметь методологическое единство и сопоставимость с показателями учета и статистики, системы национальных счетов; обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться; быть гибкими и адаптивными, что обеспечивает возможность формирования, во-первых, системы показателей, во-вторых, возможность вхождения в систему более высокого или низкого порядка.

В зависимости от содержания и направления использования всю совокупность показателей, применяемых в планировании и прогнозировании, можно сгруппировать следующим образом:

натуральные и стоимостные;

количественные и качественные;

абсолютные и относительные;

утверждаемые и расчетные;

индикативные и справочные;

синтетические и индивидуальные.

Натуральные показатели характеризуют материально-вещественную сторону производства, потребительские свойства продукции (услуги), ее качество. Они позволяют установить соответствие между объемом производства продукции (услуги) в ее материально-вещественной форме и потребностью в ней, внутриотраслевые и межотраслевые связи, направления движения товарных потоков. Натуральные показатели измеряются в натуральных единицах (тонны, метры, километры, штуки и т.д.).

Ввиду многообразия типов и видов выпускаемой продукции (услуг), имеющей одинаковое назначение, используются условно-натуральные показатели. Они устанавливаются путем приведения этого многообразия к единому измерителю через переводные коэффициенты. Например, все виды топлива можно представить в условном исчислении на основе теплотворной способности каждого вида.

Стоимостные показатели выражают совокупные результаты воспроизводственного процесса в денежном исчислении: производство валового внутреннего продукта, доходы и расходы предприятий, объемы реализованной продукции, амортизация основных средств и т.д. Именно стоимостные показатели обеспечивают взаимную увязку всех разделов прогнозов, планов, программ, позволяют определить масштабы и структуру национальной экономики, ее отдельных отраслей и регионов, установить важнейшие общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции и т.д.

Количественные показатели характеризуют непосредственно количественные результаты производства или развития отраслей социальной инфраструктуры. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные показатели отражают процессы производства: объем производимой продукции, капитальных работ и т.д. Сетевые — развитие социальной инфраструктуры, например, сети дошкольных учреждений, учебных заведений, больниц, аптек и т.д.

Качественные показатели характеризуют качественную сторону экономического явления, процесса, эффективность производства, качество работы или полезность продукции. Они разделяются на две группы: технико-экономические и экономические показатели. Первые применяются для выражения степени эффективности использования отдельных видов средств и предметов труда, рабочего времени (показатели расходования сырья, материалов, топлива на единицу продукции, производительности оборудования, использования производственных мощностей и т.д.). Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов: уровень затрат общественного труда, степень эффективности производства (показатели производительности труда, издержек производства и обращения, рентабельность и др.).

Абсолютные и относительные показатели отличаются характером их представления. Абсолютные показатели представляют количественные параметры объекта: объем производства продукции, услуг, число дошкольных учреждений, количество учащихся и т.д. Они могут представлять объект (процесс, явление) как в натуральном, так и стоимостном выражении. Относительные показатели представляют объект в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства, в удельном весе). Они представляют объем относительно определенной базы.

Утверждаемые показатели устанавливаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. Они носят обязательный характер и являются адресными. Это показатели государственного бюджета (республиканского, местного), государственный заказ, цены на социально значимую продукцию и т.д. При переходе к рыночным отношениям круг утверждаемых показателей ограничен.

Расчетные показатели используются для дополнительной характеристики объекта (процесса, явления), а также для обоснования утверждаемых показателей; их характер – вспомогательный.

Индикативные показатели — выступают в качестве индикаторов (основных параметров), характеризующих социально-экономические процессы и явления, и используются при формировании индикативных планов, программ. В качестве индикаторов социально-экономического развития могут выступать показатели, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, состояние финансов и т.д. Индикаторы носят рекомендательный характер.

Справочные (информационные) — это различного рода аналитические показатели типа: «в расчете на душу населения», на «10000 населения» и т.д. Например, валовой внутренний продукт на душу населения, количество аптек на 10000 населения и т.д.

В зависимости от степени охвата экономических процессов показатели подразделяются на интегральные, синтетические и частные. Синтетические отражают сложные явления. Выступающие как результат взаимодействия многих экономических, научно-технических и других факторов, обобщают результаты производства или распределения. К ним относятся: валовой общественный продукт, национальный доход, валовой национальный продукт и др. Индивидуальные показатели выражают отдельные, конкретные экономические или социальные явления.

В зависимости от использования показателей в регулировании государством развития экономики их совокупность можно представить и через такие группы: индикаторы, государственный заказ (см.2.4), лимиты и нормативы. Первые две группы были рассмотрены выше.

Лимит — это показатель предельно допустимой величины затрат ресурса для достижения определенных целей. Например, устанавливаемый предельный размер государственных централизованных капитальных вложений для развития межотраслевых производств и решения особо важных проблем. Лимиты устанавливаются, как правило, по остродефицитным ресурсам, наиболее значимым для экономики страны.

Нормативы представляют собой показатели в относительном выражении. Они устанавливаются для отчисления средств предприятий в государственный и местные бюджеты, образования различных фондов денежных средств. В качестве нормативов выступают ставки налогов на добавленную стоимость, экспорт и импорт, доходы и прибыль и т.п. К нормативным показателям относятся также коэффициенты эффективности.

Система показателей планирования и прогнозирования изменяется в зависимости от условий функционирования экономики, целей и задач планируемого (прогнозируемого) периода.

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 11 (139), 2014

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 332.02

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

© Валентина Викторовна СМАГИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, проректор по корпоративной политике и воспитательной работе, e-mail: troveo@mail.ru © Николай Васильевич СТРЕКАЛОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: NVStrekalov@outlook.com

Представлена оценка и рассмотрены тенденции развития концепции индикативного планирования и его использования в рамках проектирования стратегии развития социально-экономических систем. Произведен сравнительный анализ внедрения индикативного планирования в рамках международного опыта и практического использования данного подхода в стратегическом планировании развития как государства в целом, так и разработки комплексных решений на региональном уровне. В ходе исследования рассмотрены направления потенциального развития теоретической и методологической базы внедрения индикативного планирования на региональном уровне с учетом многоступенчатой системы постановки целей и задач на краткосрочный, долгосрочный и среднесрочный период, а также использование в рамках данной концепции методологии форсайта. Рассмотрены основные индикативные показатели, позволяющие производить оценку и комплексный мониторинг выполнения поставленных в рамках процесса планирования целей и задач.

Ключевые слова: индикативное планирование; индикативные показатели; форсайт; стратегическое планирование; управление социально-экономическими системами.

Динамика развития мировой экономики в начале XXI в. обусловливается общей тенденцией глобализации и интеграции государств и их регионов в единые кластерные экономические пространства. Для процветания не только государства в целом, но и каждого его региона в частности необходимо обеспечить целостную многоуровневую стратегию развития государства на макро-, мезо- и микроуровнях. Если рассмотреть государство как социально-экономическую систему, то создание и обеспечение ее полноценного функционирования возможно только при четко выстроенной иерархии целей и задач, с разверткой комплекса показателей, имеющих внутреннюю взаимосвязь и

обеспечивающих корреляцию с поставленными целями и задачами. Таким образом, именно индикативное планирование позволит обеспечить эффективный процесс управления и ускорение развития социально-экономических систем.

По сути индикативное планирование -это определение ориентиров, или индикаторов, которые определяют деятельность экономического субъекта. На региональном уровне использование данной парадигмы позволяет детерминировать и вплотную подойти с практической точки зрения к реализации политики стратегического развития и ввести понятие конкурентноспособности региона как лимитирующего качества регио-

нального развития. В случае завоевания лидирующих позиций в конкурентной борьбе региону удастся создать более конкурентоспособные места и вызвать эффект миграции конкурентоспособной рабочей силы и увеличение притока инвестиций.

Улучшение здоровья, повышение уровня образования, увеличение доходов — квинтэссенция направленности развития любого региона как социально-экономической системы. Для оценки данных критериев по методологии ООН используется индекс развития человека , также может использоваться другой вариант подхода к данному вопросу -измерение ВРП (валового регионального продукта), уровня доходов населения и степень их дифференциации, продолжительности жизни, уровня физического и психического здоровья людей, уровня образования. Несмотря на большое количество показателей, с помощью которых можно формально попытаться провести оценку состояния развития социально-экономической системы, отсутствует понимание степени соотношения данных показателей, их полноты, достаточности и необходимости расширения их количества.

Если рассмотреть международный опыт использования индикативного планирования, то примером комплексного подхода к мониторингу развития на региональном уровне является критериальный сравнительный анализ Европейской комиссии на региональном уровне по следующей классификации индикаторов .

Экономика:

— ВВП на душу населения (уровень покупательской способности);

— занятость по отраслям (сельское хозяйство, промышленность, услуги);

— заявки на Европейский патент (на 1 млн человек).

Рынок труда:

— уровень безработицы (всего, застойная безработица, женщин, молодежи);

— уровень занятости (процент населения в возрасте от 15 до 64 лет, всего, женщин, мужчин).

Демография:

— население;

— плотность населения (жителей на км2);

— процент населения в возрасте до 15 лет, в возрасте 15-64 лет, более 65 лет.

Образование:

— образовательный уровень лиц в возрасте 25-59 лет (начальное, среднее, высшее).

При использовании данной методологии анализируются факторы, имеющие наибольшее влияние на повышение конкурентоспособность региона.

Если провести анализ на примере одной из стран Евросоюза, то во Франции внедрение индикативного планирования позволило органам государственного управления эффективно регулировать хозяйственные процессы и применять принцип планирования «снизу», базирующийся на принципах консультирования и согласования, в рамках интересов государства, представителей предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей. Планирование ведется путем многоступенчатых интеракций и консенсуса. В его реализации заинтересованы все участники. Вместе с тем плановые показатели не являются обязательными, а выступают, прежде всего, в качестве экономических индикаторов — носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре. В случае французского подхода индикативные планы четко ориентированы, прежде всего, на инвестиционную деятельность. В первых планах присутствовали конкретные отраслевые прогнозы и отраслевые плановые задания, замененные впоследствии на программы государственного вмешательства, разрабатываемые применительно к основным отраслям промышленности. Плановые задания не носят обязательного характера, они по своей сути являются активным средством государственного регулирования экономики: с их помощью государство не только прогнозирует тенденции и показатели народнохозяйственного развития, но и оказывает на них активное влияние. Индикативный план принимается и утверждается парламентом Франции.

Индикативное планирование в Японии имеет свои отличительные особенности: общегосударственные планы Японии не являются директивными. Эти планы являются программами, которые мобилизируют отдельные составляющие экономики страны. Основная отличительная особенность японского индикативного планирования — это централизованный механизм достижения определенных целей, сравнимый по масштабам со штаб-квартирой корпорации, берущей

КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 11 (139), 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на себя ответственность за формирование долгосрочной инвестиционной политики и комплексного развития не только государства в целом, но и всех его регионов в частности. При этом «штаб-квартира», используя правовые, экономические и контрольные меры, вынуждает крупные компании действовать в интересах большой «государственной корпорации». Планы разрабатываются на перспективу пять и более лет, а ведущим критерием является не текущая выгода, а возможность выживания и развития в длительной перспективе. Вынуждая частный капитал участвовать в выполнении общенационального плана, система индикативного планирования в Японии становится критически важным фактором, обусловливающим высокий темп ее развития и повышения благосостояния населения .

В Южной Корее также последние пятилетние планы экономического развития были направлены на повышение стабильности и эффективности экономики, расширение сферы рыночного регулирования, либерализацию внешнеэкономической деятельности, дальнейшее ужесточение кредитно-финансовой политики. Итоги механизма реализации и итоги выполнения этих планов свидетельствуют, что индикативное планирование играет важную роль в процессе создания в стране динамичной рыночной экономики. Индикативные показатели служат ориентирами для частных и государственных компаний, а централизованные и заемные ресурсы под их выполнение стимулируют реализацию конкретных экономических программ.

Методологический подход к выстраиванию системы индикативного планирования на региональном уровне, в отличие от государственного, обусловлен меньшим количеством уровней планирования, а значит должен больше концентрироваться на индивидуальных особенностях региона. Тем не менее выстраивание единого комплекса управления социально-экономическими системами требует не только разработки и применения шаблонных методик выстраивания целостной системы индикативных показателей, но и использования инновационных подходов, таких как Форсайт. Форсайт-планирование позволяет на определенных этапах развития социально-экономической системы перейти из «догоняющей» в «лидирующую» стадию

развития. Учитывая индивидуальные особенности развития каждого государства в целом и его регионов в частности, данная методика позволяет на только прогнозировать, но и моделировать (принимать участие в создании) будущее состояние системы в целом, опираясь на ее сильные стороны и минимизируя потенциальные риски .

Вариативность выстраивания модели индикативного планирования в регионе должна опираться на следующие принципы:

— опора на собственные силы;

— использование имеющихся и создание новых преимуществ;

— развитие малого и среднего бизнеса;

— учет постиндустриальных тенденций.

Основным результатом внедрения системы индикативного планирования как инструмента управления социально-экономическими системами должно стать повышение конкурентоспособности региона в целом, обеспечение высокого качества жизни.

Индикативное планирование как многомерный фактор развития региона включает в себя как целевые, так и временные измерения.

Основная развертка целей повышения конкурентноспособности региона вращается вокруг движения развития по трем направлениям: человеческий капитал, инновации, информационные технологии.

В рамках постановочной задачи развития региона должна быть разработана концепция развития региона, например:

— цели и задачи развития;

— принципы развития;

— факторы развития;

— приоритетные направления развития;

— ресурсы развития;

— механизмы развития.

После разработки концепции необходимо перейти непосредственно к планированию, в рамках которого необходимо ответить на вопросы:

— к чему хочет прийти регион;

— как добиться этой цели;

— каков план ее реализации;

— как убедиться, что поставленные цели реализуются (мониторинг и оценка качества).

Региональное индикативное планирование — процесс, ведущий к поэтапному социально-экономическому развитию территории, на которой применяется комплекс мер, направленный на точечную корректировку

четко определенных звеньев экономики региона для достижения комплексного синер-гетического эффекта и как результат последующего развития региона в целом.

Двухкритериальное планирование имеет временные и целевые критерии. По времени план может быть долгосрочным (20 лет), среднесрочным (5-10 лет) и краткосрочным (5 лет). По целевой группировке индикативных показателей автор выделяет 5 групп показателей, отражающих, по его мнению, базовые направления повышения конкурентоспособности региона:

1) развитие человеческих ресурсов;

2) обеспечение социального благополучия населения;

3) экономическое развитие населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) эффективность использования ресурсного потенциала региона;

5) развитие государственной и общеполитической системы.

Дальнейшая развертка системы индикативных показателей по каждому из этих направлений позволит выстроить унифицированную и объективную базовую стратегию с возможностью ее оперативной коррекции в случае изменения внешних средовых обстоятельств.

Только повышение конкурентоспособности региона в целом и выстраивание комплексной системы индикативного планирования, учитывающей не только базовые индикаторы развития региона, такие как ВНП (%), инфляция, уровень безработицы, индекс развития человека, но и набор агрегированных индикативных показателей, способны выстроить и использовать эффективную сис-

тему управления и развития социально-экономических систем, что еще раз подчеркивает актуальность и необходимость дальнейшей разработки и изучения данной области, а также создание возможности ее практического применения.

3. Sustainable Governance Indicators // Japan report. 2009.

4. Project part-financed by European Union (ERDF): Regional Foresight and Strategy report. 2007.

3. Sustainable Governance Indicators // Japan report. 2009.

4. Project part-financed by European Union (ERDF): Regional Foresight and Strategy report. 2007.

Поступила в редакцию 2.10.2014 г.

UDC 332.02

INDICATIVE PLANNING AS PROMISING TOOL IN DEVELOPMENT CONTROLLING OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS AT REGIONAL LEVEL

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ДАЦАЕВА Р.Ш.,

старший преподаватель, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова, e-mail: maga.tc@mail.ru

В работе рассмотрены основные разновидности, главные звенья индикативного планирования и социально-экономические целевые индикаторы.

Ключевые слова: индикативное планирование, индикаторы, индикативные планы, целевые индикаторы.

Keywords: indicative planning, indicators, indicative plans, target indicators.

Коды классификатора JEL: O18, R58.

В современных социально-экономических условиях особую актуальность приобретают вопросы устойчивого регионального развития, что связано с институциональными преобразованиями, трансформацией взглядов на будущее положение и роль территорий, задачами их ускоренного экономического развития. Перед наукой и практикой возникает объективная необходимость поиска и использования адекватных подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов, разумного сочетания вмешательства государства и рыночного саморегулирования.

В рыночной экономике важным методом координации интересов государства и экономических субъектов хозяйствования является индикативное планирование.

Впервые принципы индикативного планирования были раскрыты в 1944 г. К. Ландауэром в книге «Теория национального экономического планирования», по мнению которого «планирование основывается на сознательной координационной деятельности, а не на автоматическом согласовании, как при рыночном типе хозяйства. Таким образом, планирование представляет собой некоторую совместную деятельность и регулирование обществом процессов функционирования индивидуальных агентов…».

Теоретические аспекты индикативного планирования были исследованы и подробно изучены Джеймсом Мидом в работах «Теория индикативного планирования» (1970) и «Неоклассическая теория экономического роста» (1961), хотя по праву основоположником индикативных форм государственного регулирования принято считать Жана Моне — «идейного отца» французской системы индикативного планирования и создания объединенной Европы (теория общего рынка).

Во Франции был накоплен успешный опыт применения индикативного планирования, который в последующие годы активно проецировался на различные экономические системы и применялся другими странами.

С точки зрения соотношения государственного регулирования экономики и рыночного саморегулирования различают четыре формы индикативного планирования .

Первая разновидность индикативного планирования предусматривает преобладание государственного сектора экономики с наличием частного сектора. В этом случае наблюдается господство централизованного планирования макроэкономических процессов и основных стратегических направлений на мезо- и микроуровнях, что предполагает определенную самостоятельность предприятий. Подобное сочетание близко к директивному планированию и в определенной степени соответствует понятию «полного хозяйственного расчета» предприятий в условиях централизованного народнохозяйственного планирования.

Современная интерпретация данной разновидности индикативного планирования наиболее четко прослеживается в Китае. Суть ее может быть кратко сформулирована следующим образом: это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны и соответствующих государственной социально-экономической политике, а также установление мер государственного воздействия на протекание социальных и экономических процессов с целью достижения указанных параметров.

© Р.Ш. Дацаева, 2011

Вторая разновидность индикативного планирования предполагает, что общегосударственное планирование социально-экономического развития страны осуществляется в форме государственных программ, которые формально не являются законом для хозяйствующих субъектов других форм собственности. В этом случае основная функция индикативного планирования сводится к информационно-ориентирующей, а по сути — к мотивационной, и предполагает ориентирование и мобилизацию частных предприятий на выполнение задач, сформулированных государством в общенациональных интересах. Такая разновидность планирования наиболее характерна, например, для США.

Третья разновидность индикативного планирования (Япония) имеет две отличительные особенности:

■ наличие обязательных заданий для государственного сектора экономики;

■ установление желаемых параметров, с помощью которых предприятия частного сектора экономики ориентируются на планы государства, даже если это для них не является обязательным.

Вследствие этого государственный план может рассматриваться как система из двух групп показателей. Первая группа — это директивные показатели, которые включают государственный заказ, лимиты и экономические регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, нормативы), реализующие централизованное управление и предназначенные для органов государственной власти. Вторая группа — это показатели, которые косвенно регулируют развитие различных секторов национальной экономики (или ориентирующие показатели, выступающие в форме контрольных цифр, имеющие информационное значение для предприятий всех форм собственности и регионов).

Четвертая разновидность индикативного планирования предполагает, что оно может являться не только механизмом информационного обеспечения, но и механизмом координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Данная разновидность индикативного планирования достаточно четко просматривается во Франции. В этом случае правительство в основном воздействует на экономические процессы посредством координации и обмена информацией о взаимосовместимых планах, что заинтересовывает всех участников (предприятия, отрасли, регионы) в их выполнении.

С точки зрения горизонта планирования выделяют три формы индикативных планов :

♦ стратегические долгосрочные индикативные планы — разрабатываются на срок 10-15 лет. Имеют четкую целевую направленность, стратегический характер и представляют собой демографические прогнозы, комплексные прогнозы основных параметров развития экономики, использования и сбережения природных ресурсов, развития научно-технического прогресса, показателей качества жизни населения;

♦ стратегические среднесрочные индикативные планы — разрабатываются на срок 3-5 лет в форме определенных целей и характеризующих их индикаторов на планируемый период, а также основных механизмов и рычагов воздействия государства на экономику для достижения индикаторов;

♦ текущие краткосрочные индикативные планы — разрабатываются на очередной год и носят конъюнктурный характер (регулирование рынков, государственный заказ, государственные программы, субсидирование населения и субсидирование предприятий как элемента регулирования предложения товаров и услуг).

По существу, индикативное планирование — это механизм координации интересов и деятельности государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование с рыночным саморегулированием; механизм, основанный на разработке системы индикаторов социально-экономического развития, включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро- и микроуровне.

Главными звеньями индикативного планирования являются индикаторы. Под индикатором понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов, происходящих в регионе. Качественная сторона индикатора отражает сущность явлений или процессов социально-экономического развития в определенный момент времени, а количественная — его размер, абсолютную или относительную величину. Выраженные в форме количественных показателей уровня той или иной качественно определенной стороны социального и экономического развития индикаторы служат точным и объективным измерителем деятельности субъектов экономики региона для достижения стратегических целей регионального развития.

По нашему мнению, система индикаторов представляет собой совокупность взаимоувязанных социальноэкономических показателей, сформированных исходя из целей и приоритетов территориального развития и связанных между собой базовой информацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система индикаторов является одним из наиболее важных элементов индикативного планирования, так как путем задания показателей и установления их пороговых значений в соответствии с целевыми установками фиксируются параметры социально-экономического развития в средне- или долгосрочной перспективе.

Экономическое развитие в соответствии с индикативными параметрами — это движение в направлении достижения экономического равновесия и желаемого состояния экономики при согласованности интересов всех участников рынка (включая государство) и общества.

Система индикаторов должна соответствовать следующим обязательным критериям и требованиям. Во-первых, она должна быть гибкой и адаптивной, что позволяло бы вносить необходимые коррективы в планы, уточнять цели и осуществлять ежегодные итерации. Во-вторых, индикаторы должны быть сопоставимыми, четкими и измеримыми, между которыми обнаруживается тесная связь и взаимообусловленность. В-третьих, каждая группа индикаторов в системе должна закрепляться за определенными ведомствами, управлениями, а учреждения, которые будут проводить их ежегодный мониторинг, должны вносить предложения по их корректировке или уточнению в соответствии с происходящими социально-экономическими изменениями. В-четвертых, индикаторы должны быть достижимыми и выполнимыми. В-пятых, система индикаторов должна быть адекватной системе целей индикативного планирования. Посредством системы индикаторов проводится реализация индикативных планов .

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

РШ. ДАЦАЕВА

Важным элементом системы индикативного планирования является индикативный план. Индикативный план, по нашему мнению, представляет собой комплексный план действий (программу), в котором отражены целевые ориентиры и параметры (индикаторы) социально-экономического развития территории, специфицированные подходы, механизмы и порядок их достижения, объем привлекаемых материальных и финансовых ресурсов для их реализации, разработанные на основе согласования интересов всех сторон и экономических субъектов.

Индикативный план принимается на основе совместно разработанных ориентиров и индикаторов, которые отражают не только желаемые направления социально-экономического развития, но и учитывают интересы, потенциал и возможности всех экономических субъектов. Индикативное планирование принципиально отличается от централизованного планирования. В централизованно планируемой экономике параметры планов предприятий, цены на продукцию, заработная плата работников, система распределения прибыли и объем ресурсов производства определялись путем дезагрегации стратегических пятилетних планов и были обязательны к выполнению, т. е. носили чисто административный характер.

Выполнение плановых заданий поддерживалось системой материального стимулирования работников и чисто административными методами руководства директоратом предприятий. По большому счету, в централизованно планируемой экономике был разработан механизм оценки эффективности деятельности предприятий и организаций, аналогичный по подходам сбалансированной системе показателей. В отличие от директивного планирования индикативный план — это не чисто административный документ. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства в целях развития экономики и согласованного уровня жизни населения. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие страны, региона, города, с учетом интересов и при участии населения. Индикативный план не директива, а свод согласованных, признанных разумными требований предприятий и населения к администрации. Это совместная договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для страны, региона, города, которые необходимо предпринять. Процесс индикативного планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений, а значит и в их реализацию, широкого круга активных лиц .

Таким образом, по сути, речь идет о механизме партнерства в стране, регионе, городе, т.е. о механизме поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению. При таком понимании механизмов индикативного планирования регионального развития система сбалансированных показателей эффективности предприятий, бизнес-единиц, отраслей экономики региона становится логичным его дополнением. Реализацию индикативного плана следует рассматривать как процесс формирования и последующего достижения системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие хозяйствующего субъекта, региона и экономики страны в целом.

Для осуществления соответствующей государственной социально-экономической политики разрабатывается система мер по планированию указанных индикаторов. Кроме этого, определяются некие рамки, «коридоры», в которых должны находиться выбранные индикаторы. Если индикатор выходит за рамки установленного коридора, это служит сигналом для принятия корректирующих управленческих мер к экономике в целом и к подсистеме экономики, к которой относится данный индикатор. Границами такого коридора могут быть целевые индикаторы и показатели порогового значения, которые отражают состояние региона по параметрам экономической безопасности.

Рассмотрим перечень социально-экономических целевых индикаторов и пороговых значений для развития Чеченской Республики (табл. 1).

Таблица 1

Перечень целевых индикаторов развития и пороговых значений показателей экономической безопасности Чеченской Республики

Показатели Фактическое значение (2009 г.) Целевой норматив Пороговое значение Соотношение фактического и порогового значений*

Валовой региональный продукт в сопоставимых ценах, % к предыдущему году 101,3 107,0 97,0 104,4

Индекс промышленного производства, % к предыдущему году 86,9 110 95,0 91,4

Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, % 1,3 25,0 10 0,13

Объем инвестиций в основной капитал, % к ВРП 52,9 25,0 8,0 6,6

Соотношение численности научного персонала и численности работников, занятых в сфере материального производства, % 0,1 0,35 0,15 0,66

Индекс потребительских цен, % 112,1 105,0 125,0 0,89

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 38,3 15,0 20,0 1,9

Коэффициент дифференциации доходов населения 10,3 5 8 1,3

Уровень безработицы, % 54,1 2,0 7 7,72

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 73 77 65 1,12

* Соотношение фактического и порогового значений рассчитывается как отношение фактического значения к пороговому, если желательно увеличение соответствующего показателя экономической безопасности и, наоборот, если желательно его снижение.

Как показывает таблица 1, в качестве целевого индикатора развития Чеченской Республики предлагается рост ВРП темпом в 7% (в среднем по России 4,5-5%). Рост промышленности должен составлять не менее 10%, но не может быть меньше 95% относительно предыдущего года.

Наиболее примечательным в данной таблице является объем инвестиций в основной капитал, который составил в 2009 г. 52,9%. Если сравнить этот показатель с данными других субъектов, то можно заметить, что в Чеченской Республике он выше в несколько раз. Такое положение объясняется тем, что экономика Чеченской Республики находится на стадии восстановления, и большая часть ресурсов направляется на создание основных фондов, что, впрочем, характерно для возрождающейся экономики. Отклонение индикаторных параметров от фактических и пороговых значений говорит о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью реализации комплекса программно-целевых мер по снижению уровня угроз.

Для обобщающей оценки предлагается использовать показатель социально-экономического развития территории, рассмотренный Савельевым Ю.А. и Шишкиным А.И.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где i — индекс частного показателя; п — общее число частных показателей; £ — коэффициент значимости i — го

Необходимо отметить, что индикативное планирование рассматривается в качестве средства реализации государственной социально-экономической политики, представляет собой разработку и научное обоснование целей, принципов, приоритетов, пропорций и структур социально-экономического развития на перспективу с указанием способов достижения поставленных целей. Планирование, приобретающее индикативную форму, определяет для всех вовлекаемых в этот процесс индивидов будущие последствия и результаты их деятельности, помогая им системно взглянуть на будущее, увязывая экономическую деятельность с национальными целями социальноэкономического развития.

Таким образом, индикативное планирование — это важный подход и инструмент планирования для общества и экономики.

2. Драганов В.Г., Филиппов В.А. Опыт использования индикативного планирования. План VI экономического и социального развития Франции. КомКнига, 2006.

3. Дукин В., Петров Ю. Индикативное планирование. Механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой. М.: Экономист, 1999. № 2.

4. Левинталь А., Ефременко В. Индикативное планирование и проведение региональной политики. Финансы и статистика, 2007.

5. Петрова М.Н. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии. Казань, монография. СПб.: Знание, 2000.

показателя; Р. — фактическое значение г’-го показателя; ^— значение 1 -го показателя за прошлый год.

ЛИТЕРАТУРА

Содержание

О Концепции системы индикативного государственного планирования в Калужской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2005 года N 109
О Концепции системы индикативного государственного планирования в Калужской области

В целях создания системы индикативного государственного планирования в Калужской области, реализации Программы повышения качества жизни населения Калужской области на 2004-2010 годы, утвержденной Законом Калужской области от 20.10.2004 № 362-ОЗ, Правительство Калужской области

постановляет:

1. Одобрить Концепцию системы индикативного государственного планирования в Калужской области (прилагается).
2. Министерству экономического развития области разработать проект закона Калужской области об индикативном государственном планировании в Калужской области, руководствуясь основными положениями, включенными в Концепцию системы индикативного государственного планирования в Калужской области.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра экономического развития области Любимова Н.В.

Губернатор области
А.Д.Артамонов
Приложение
к постановлению
Правительства
Калужской области
от 22 апреля 2005 года N 109

КОНЦЕПЦИЯ системы индикативного государственного планирования в Калужской области

Основные термины и определения, использующиеся в настоящей Концепции
1. Обоснование необходимости создания системы индикативного государственного планирования в Калужской области
1.1. Текущая ситуация в государственном планировании
1.2. Необходимость внедрения индикативного государственного планирования в Калужской области
1.3. Основные принципы системы индикативного государственного планирования
1.4. Цели и задачи индикативного государственного планирования
2. Построение и функционирование системы индикативного государственного планирования в Калужской области
2.1. Схема построения элементов индикативного государственного планирования в Калужской области
2.2. Описание основных элементов индикативного государственного планирования в Калужской области, схемы построения и их взаимосвязь. Оценка результатов внедрения индикативного государственного планирования в Калужской области
2.3. Порядок разработки комплексных планов в системе индикативного государственного планирования в Калужской области (один год трехлетнего периода)
2.4. Организация финансового планирования в рамках индикативного государственного планирования в Калужской области
2.5. Описание финансового планирования в Калужской области
3. Механизм реализации Концепции

Основные термины и определения, использующиеся в настоящей Концепции

Индикативное государственное планирование — процесс формирования системы индикаторов (показателей) и разработка на их основе экономических мер государственного воздействия на экономические процессы для достижения установленных показателей.
Индикатор — показатель, качественно определяющий количественные характеристики того или иного процесса, состояния. Может являться результатом расчетов на основании нескольких показателей.
Элемент государственного планирования — программа, комплексный план, плановое задание.
Субъекты государственного планирования — органы государственной власти Калужской области.
Перспективное планирование — среднесрочное планирование (сроком до 4 лет).
Текущее планирование — краткосрочное планирование (сроком на 1 год).
Комплексный план — перечень организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на развитие экономики области и реализацию задач, увязанных по ресурсам, субъектам государственного планирования, срокам осуществления в соответствии с видами деятельности и ориентированных на конечный результат.
Государственная услуга — это услуга, предоставляемая гражданам и юридическим лицам органами государственной власти Калужской области и государственными организациями Калужской области.

1. Обоснование необходимости создания системы государственного индикативного государственного планирования в Калужской области

1.1. Текущая ситуация в государственном планировании

Сложившаяся на данный момент процедура и методология разработки программных документов не полностью соответствует требованиям административной реформы и реформы бюджетного процесса, не дает возможности оценить эффективность осуществляемых мероприятий, что выражается в отсутствии действенного механизма среднесрочного планирования экономики и социальной сферы Калужской области. Это проявляется в:
— отсутствии четких критериев и процедур оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Калужской области в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Калужской области;
— отсутствии индикаторов оценки качества и эффективности государственных услуг по отдельным видам деятельности;
— планировании функциональной деятельности органов исполнительной власти Калужской области на базе решения отдельных задач, в том числе в виде областных целевых программ, не позволяющих рассматривать в комплексе развитие той или иной сферы;
— ограниченности полномочий и ответственности субъектов государственного планирования при формировании областного бюджета.

1.2. Необходимость внедрения индикативного государственного планирования в Калужской области

В девяностые годы интерес к государственному планированию снизился, так как возникло мнение о чрезмерности издержек государственной социальной политики и неэффективности госсектора в целом. При этом страны, в которых наиболее активно использовалось индикативное планирование, продолжали развивать его в более общей форме стратегического планирования на макроуровне. Макропрогнозы, увязанные со стратегией и конкретными программами социально-экономического развития, считаются достаточными для достижения целей государственной экономической политики. Такие страны, как Япония, Германия, Англия, Франция, применяют индикативное планирование. В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации внедряется опыт Франции как максимально перспективный.
В целях создания условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, согласно которой формирование бюджета будет осуществляться исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования будут иметь четкую взаимоувязку с функциями (услугами, видами деятельности), при их планировании основное внимание будет уделено обоснованию конечных результатов.
Индикативное государственное планирование позволит создать стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т.д.) и оценивать деятельность субъектов государственного планирования по достигнутым результатам.
Сущностью новых подходов к индикативному государственному планированию является необходимость смещения акцентов от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности субъектов государственного планирования в рамках четких среднесрочных ориентиров.
Таким образом, возникла необходимость внесения кардинальных изменений в процесс планирования оказания государственных услуг населению и реализации мероприятий по развитию бюджетных отраслей на территории Калужской области с целью получения максимального результата на имеющейся ресурсной базе.

1.3. Основные принципы системы индикативного государственного планирования

Основными принципами системы индикативного государственного планирования являются:
— единство системы индикативного государственного планирования Калужской области;
— сбалансированность государственных планов;
— полнота охвата всех видов деятельности, отнесенных к вопросам ведения Калужской области;
— финансовая обеспеченность плановых заданий;
— директивность плановых заданий;
— экономическая и социальная обоснованность государственных планов;
— объективная оценка итогов на основе индикативного метода;
— персональная ответственность субъектов государственного планирования за неисполнение планов и плановых заданий.
Важнейшим технологическим принципом индикативного государственного планирования является максимальное использование уже имеющихся элементов планирования, которые увязываются в общую систему, с приданием им определенного статуса. Это позволит ускорить внедрение системы и создать для субъектов государственного планирования более комфортные условия в переходный период, а также уменьшить количество нормативных правовых актов.

1.4. Цели и задачи индикативного государственного планирования

Основной целью создания индикативного государственного планирования является обеспечение эффективного расходования бюджетных средств, увеличение поступлений налоговых доходов в областной бюджет, стимулирование экономического роста и повышение на этой основе качества жизни населения.
Главное направление — переход преимущественно к индикативно-целевым методам государственного планирования, нацеленным на результативность и эффективность оказания государственных услуг.
Задачи индикативного государственного планирования:
— создание нормативной правовой базы для индикативного управления экономикой;
— внедрение методов индикативного управления экономикой области;
— построение иерархии элементов государственного планирования и определение уровня их подчиненности;
— повышение эффективности управления;
— определение новых требований к элементам системы государственного планирования, формализация процесса государственного планирования;
— определение механизмов выбора приоритетов по развитию сфер деятельности на основе индикативной оценки;
— совершенствование системы межбюджетных отношений;
— стимулирование муниципальных образований в планировании оказания муниципальных услуг, ориентированных на количественные и качественные результаты, с встраиванием их в систему государственного планирования в целом по области.

2. Построение и функционирование системы индикативного государственного планирования в Калужской области

2.1. Схема построения элементов индикативного государственного планирования в Калужской области
2.2. Описание основных элементов индикативного государственного планирования в Калужской области, схемы построения и их взаимосвязь. Оценка результатов внедрения индикативного государственного планирования в Калужской области

Стратегическая и методологическая основа индикативного государственного
планирования

Программа повышения качества жизни населения Калужской области
— определяет ключевые направления стратегического развития Калужской области;
— предусматривает новые социальные технологии, содержащие систему интегрированных показателей качества жизни населения Калужской области;
— определяет методологическую основу государственного планирования на перспективу.
Срок действия — 8 лет.
Разработчик: Правительство Калужской области.
Уровень утверждения: закон Калужской области.

Перспективное планирование

Программа социально-экономического развития Калужской области:
— дает оценку социально-экономическому положению области (в сравнении с аналогичными показателями по Российской Федерации, Центральному федеральному округу);
— определяет основные направления развития экономики области по видам деятельности и административно-территориальными единицами (районами);
— определяет основные пути достижения поставленных целей.
Срок действия — 4 года.
Разработчик — Правительство Калужской области
Уровень утверждения: закон Калужской области.
Комплексные планы:
Содержат конкретные мероприятия по развитию экономики области по видам деятельности на среднесрочную перспективу и по годам с финансовым обеспечением, а также систему индикаторов, ориентированных на конечный результат.
Перечень комплексных планов сформирован в соответствии с Программой повышения качества жизни населения Калужской области и включает в себя 13 комплексов:
1. Комплексный план социально-экономического развития сельских территорий Калужской области.
2. Комплексный план социального обеспечения.
3. Комплексный план развития образования.
4. Комплексный план развития здравоохранения.
5. Комплексный план развития физкультуры и спорта.
6. Комплексный план развития культуры и искусства.
7. Комплексный план по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности.
8. Комплексный план по сохранению экологической безопасности.
9. Комплексный план развития производственного и научно-прикладного потенциала.
10. Комплексный план развития транспортной системы.
11. Комплексный план управления и распоряжения государственным имуществом.
12. Комплексный план развития ЖКХ.
13. Комплексный план развития связи и информатики.
Кроме того, в зависимости от целей планирования, комплексные планы могут разделяться на две условные группы:
I группа — по оказанию государственных услуг (расходующие бюджетные средства);
II группа — по формированию условий для развития экономики, увеличения поступления налоговых доходов в областной бюджет, эффективного управления имущественным комплексом области.
Эффективность использования бюджетных средств оценивается по индикаторам, установленным для каждого вида деятельности в составе комплексных планов, которые позволят оценить правильность выбранного направления развития и эффективность использования государственных ресурсов.
Внедрение комплексных планов позволит обеспечить:
— оптимизацию перечня предоставляемых государственных услуг; снижение издержек предоставляемых государственных услуг; переориентацию субъектов государственного планирования с «освоения» выделенных им ассигнований на достижение конечных, общественно значимых и измеримых результатов;
— комплексный подход к развитию видов деятельности, отказавшись при этом от разработки областных целевых программ по отдельным проблемам;
— соответствие объемов государственных услуг финансовым ресурсам. Основные параметры комплексных планов;
— наименование субъекта государственного планирования, участвующего в исполнении комплексного плана;
— указание целей планирования — плановых индикаторов;
— определение структуры планирования (направление, виды, стоимость оказания государственных услуг);
— перечень оценочных показателей (индикаторов) эффективности и социальной значимости планируемых государственных услуг.
Период реализации комплексных планов — 3 года, с ежегодной корректировкой и сдвигом планируемого периода на 1 год вперед.
Разработчики — исполнительные органы государственной власти Калужской области по видам деятельности в рамках их полномочий.
Экспертизу осуществляет министерство экономического развития области.
Уровень утверждения: нормативный правовой акт.

Текущее планирование

Плановые задания
Ежегодной детализацией комплексных планов являются плановые задания, которые содержат конкретный перечень государственных услуг или мероприятий на очередной финансовый год и планируемый объем бюджетных средств на оказание государственных услуг или реализацию мероприятий.
Общая сумма финансовых затрат из средств областного бюджета на реализацию плановых заданий отражается в расходной части областного бюджета по субъектам государственного планирования (главным распорядителям средств областного бюджета).
Разработчики — исполнительные органы государственной власти Калужской области по видам деятельности в рамках их полномочий.
Срок действия — 1 год.
Уровень утверждения: нормативный правовой акт.
Выстраивание элементов системы индикативного государственного планирования осуществляется на основании ряда выше обозначенных важнейших документов. В первую очередь — Программы повышения качества жизни населения Калужской области, которая является стратегической и методологической основой государственного планирования. Далее — среднесрочная программа социально-экономического развития Калужской области, являющаяся элементом перспективного планирования. На следующем этапе органы исполнительной власти Калужской области разрабатывают комплексные планы по своим направлениям, затем — плановые задания, являющиеся детализацией комплексных планов.
В Концепции применен принцип разделения принадлежности комплексных планов по отношению к определенному виду деятельности. Таким образом, обеспечивается стабильность системы государственного планирования.
Единицей системы индикативного государственного планирования является государственная услуга, которая предоставляется или предоставление которой организуется субъектом государственного планирования для населения Калужской области. Государственные услуги предоставляются в тех сферах жизнедеятельности, где коммерциализация не допускается или рынок предоставления услуг не сформирован. С помощью аккумулируемых в областном бюджете средств будут решаться задачи по доведению качества и количества государственных услуг до уровня, необходимого для удовлетворения потребностей населения Калужской области, а также снижения издержек на их представление при сохранении необходимого объема и качества.

2.3. Порядок разработки комплексных планов в системе индикативного государственного планирования в Калужской области (один год трехлетнего периода)

№ этапа

Этап

Исполнитель

Срок подготовки

Разработка и представление в министерство экономического развития Калужской области прогноза социально-экономического развития отраслей экономики Калужской области на 3 года

Исполнительные органы государственной власти Калужской области — разработчики комплексных планов

март — 30 апреля

Разработка и корректировка комплексных планов на 3 года на основе прогноза социально-экономического развития отраслей экономики Калужской области

Исполнительные органы государственной власти Калужской области — разработчики комплексных планов

март — 20 августа

Разработка прогноза социально-экономического развития Калужской области на 3 года и баланса финансовых ресурсов Калужской области на основе прогнозов развития экономики, разработанных исполнительными органами государственной власти Калужской области

Министерство экономического развития Калужской области

апрель — 20 августа

Разработка перспективного финансового плана на 3 года на основании прогноза социально-экономического развития Калужской области на 3 года

Министерство финансов Калужской области

июнь — 20 августа

Уточнение объемов финансирования трехлетних комплексных планов на основании перспективного финансового плана

Исполнительные органы государственной власти Калужской области — разработчики комплексных планов

20 августа — 30 сентября

Согласование трехлетних комплексных планов с исполнительными органами государственной власти Калужской области — разработчиками комплексных планов

Министерство экономического развития Калужской области

20 августа — 30 сентября

Разработка плановых заданий на предстоящий год на основании трехлетних комплексных планов, включение финансовых затрат на выполнение плановых заданий в областной бюджет на предстоящий год

Исполнительные органы государственной власти Калужской области — разработчики комплексных планов

июнь — 20 августа

Разработка проекта областного бюджета на предстоящий год

Министерство финансов Калужской области

июнь — 20 августа
20 августа — 30 декабря

Подготовка отчетов по исполнению трехлетних комплексных планов по итогам прошедшего года, включая анализ выполнения плановых заданий

Исполнительные органы государственной власти Калужской области — разработчики комплексных планов

20 января -10 апреля

Расчет эффективности выполнения плановых заданий прошедшего года трехлетних комплексных планов на основе установленных индикаторов за прошедший год, рассчитанных по данным исполнительных органов государственной власти Калужской области и статистическим данным. Подготовка сводного отчета по исполнению трехлетних комплексных планов по итогам прошедшего года. Выработка рекомендаций по финансированию направлений комплексных планов на основании расчета эффективности выполнения комплексных планов за прошедший год

Министерство экономического развития Калужской области

20 января -20 апреля

2.4. Организация финансового планирования в рамках индикативного государственного планирования в Калужской области

Финансовое планирование является подсистемой индикативного государственного планирования.
Основной задачей финансового планирования является финансовое обеспечение утвержденных комплексных планов и плановых заданий.
Основным принципом финансового планирования должно стать гарантированное обеспечение предоставления государственных услуг.
Финансовое планирование осуществляется на среднесрочный (перспективное планирование) и краткосрочный (текущее планирование) периоды в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной политики.

2.5. Описание финансового планирования в Калужской области

Финансовое планирование осуществляется в процессе подготовки и утверждения:
— прогноза социально-экономического развития Калужской области;
— баланса финансовых ресурсов Калужской области;
— перспективного финансового плана Калужской области;
— прогноза консолидированного бюджета Калужской области;
— областного бюджета Калужской области.
Среднесрочное финансовое планирование на трехлетний период с разбивкой по годам осуществляется при разработке следующих документов:
Прогноза социально-экономического развития Калужской области, который содержит экономические показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации.
Показатели прогноза являются основой для разработки баланса финансовых ресурсов, перспективного финансового плана Калужской области.
Разработчик — министерство экономического развития Калужской области.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Калужской области на основе отчетных данных разрабатывается баланс финансовых ресурсов Калужской области, который отражает объем доходов (включая средства бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, хозяйствующих субъектов, расположенных на территории области) и направления их расходования.
В расходной части баланса финансовых ресурсов отражаются расходы на текущее содержание и расходы на инвестиции.
Разработчик — министерство экономического развития Калужской области.
Основным элементом финансового планирования является перспективный финансовый план Калужской области.
Перспективный финансовый план содержит данные о прогнозных возможностях областного бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных заимствований, финансированию основных расходов бюджета.
В целях повышения роли среднесрочного финансового планирования должен быть определен порядок разработки перспективного финансового плана, состав показателей, процедура пересмотра его параметров в зависимости от достижения показателей результативности отдельных комплексов.
При этом с точки зрения распределения финансовых ресурсов в зависимости от конечных результатов основополагающее значение имеет включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между комплексами на трехлетний период. Это создаст стимул для оптимизации расходов, будет способствовать формированию системы индикаторов результативности расходов по комплексам.
Показатели перспективного финансового плана должны утверждаться постановлением Правительства Калужской области.
Разработчик — министерство финансов Калужской области.
Краткосрочное финансовое планирование осуществляется в процессе подготовки и утверждения на очередной финансовый год:
1. Прогноза социально-экономического развития Калужской области. Разработчик — министерство экономического развития Калужской области.
2. Основных параметров областного бюджета по доходам и расходам, которые определяются на основе макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Калужской области.
Разработчик — министерство финансов Калужской области.
3. Плановых заданий по предоставлению государственных услуг, которые устанавливаются в процессе разработки бюджета каждому распорядителю бюджетных средств и государственному бюджетному учреждению в зависимости от цели функционирования конкретного распорядителя бюджетных средств, государственного бюджетного учреждения, государственного унитарного предприятия.
Кроме того, планируется объем бюджетных средств, направляемых на государственные инвестиции по комплексам. Планирование указанных средств осуществляется в целях доведения до необходимого объема и качества предоставления государственных услуг и уменьшения издержек при их предоставлении.
Разработчики — исполнительные органы государственной власти Калужской области.
Финансовое планирование осуществляется в рамках среднесрочного планирования при формировании комплексных планов по следующим этапам:
1 этап — подготовка параметров прогноза социально-экономического развития Калужской области на 3 года, включая разработку баланса финансовых ресурсов.
На данном этапе производится оценка финансовых ресурсов области за счет бюджетных и внебюджетных источников и определяются направления их использования. Показатели баланса финансовых ресурсов могут служить ориентиром при разработке финансового обеспечения мероприятий комплексных планов за счет всех источников финансирования.
2 этап — разработка перспективного финансового плана. На данном этапе в общем объеме финансовых ресурсов области определяется объем средств областного бюджета. Расходная часть перспективного финансового плана формируется в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета по фактически сложившейся структуре. Объем средств, предусмотренных перспективным финансовым планом по соответствующим направлениям, доводится до субъектов государственного планирования для разработки комплексных планов.
3 этап — разработка комплексных планов и их утверждение. На данном этапе разработчики комплексных планов определяют объем предоставляемых государственных услуг, их стоимость, мероприятия комплексных планов, индикаторы (объемно-стоимостные, качественные и рейтинговые) по видам услуг, исходя из объемов финансовых ресурсов в соответствии с перспективным финансовым планом.
4 этап — разработка плановых заданий по комплексам. На данном этапе выделяются затраты на мероприятия комплексных планов, подлежащие финансированию в очередном финансовом году. Объем средств, необходимый для их реализации, устанавливается областным бюджетом Калужской области.
По итогам выполнения комплексных планов за первый год их реализации производится оценка эффективности использования бюджетных средств субъектами государственного планирования на основании индикативного метода.

3. Механизм реализации Концепции

Важнейшим вопросом реализации настоящей Концепции является определение места в государственном планировании действующих областных целевых программ. В системе государственного планирования, основанного на индикативно-целевом методе, все преимущества областных целевых программ учтены, таким образом существование программ является излишним, к тому же по целому ряду программ практически невозможно оценить эффективность вложения бюджетных средств. В настоящее время одномоментный отказ от всех принятых и действующих областных целевых программ невозможен по следующим причинам:
— ряд программ увязан с возможностью получения ассигнований из средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ;
— срок реализации ряда программ завершается в ближайшие год-два.
Мероприятия этих программ должны войти составной частью в комплексные планы, и их реализация будет проводиться в соответствии с плановыми заданиями. В рамках разработки проекта закона Калужской области об индикативном государственном планировании в Калужской области на основе данной Концепции необходимо будет провести изменение нормативной правовой базы с целью отмены законов Калужской области, которыми утверждены областные целевые программы. Кроме того, необходимо разработать законодательные акты, совершенствующие бюджетный процесс и межбюджетные отношения в Калужской области.
Для создания объективной и действенной системы оценки эффективности формирования и исполнения комплексных планов должна быть создана система индикаторов. Работа над ее созданием будет осуществляться рабочей группой, сформированной из представителей субъектов государственного планирования. Координация деятельности осуществляется министерством экономического развития области. Также планируется привлечь к этой работе специализированные научные организации, обладающими разработками по созданию в органах государственной власти механизмов, ориентирующих их деятельность на результат, позволяющих использовать механизмы стратегического планирования на повышение эффективности деятельности органов государственной власти. Целесообразно назначение субъекта государственного планирования, на базе которого система индикативного государственного планирования будет адаптирована к условиям Калужской области.

Индикативные показатели

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *