Временное убежище

В соответствии с федеральным законом «О беженцах» 1993 года, иностранные граждане и лица без гражданства, ищущие убежища в РФ, могут получить в стране защиту путем предоставления полноценного бессрочного статуса беженца или временного убежища, которое предполагает ограниченный набор прав и срок действия.

О статусе беженца читать

Иллюстрация Эзры Смит

Теперь поговорим о том, что такое временное убежище. О нем идет речь в Федеральном законе «О беженцах» и постановлении Правительства РФ № 274 от 09.04.2001″О порядке предоставления временного убежища на территории РФ».

Временное убежище — это гуманитарный статус, предусматривающий возможность временно пребывать на территории РФ тем лицам, которые:

— соответствуют критериям определения беженец, но по тем или иным обстоятельствам ограничиваются обращением о предоставлении временного убежища;

— не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы РФ.

(пункт 2 статьи 12 ФЗ «О беженцах»)

Таким образом, круг получателей временного убежища шире, чем статуса беженца.

Содержание

Что может относиться к гуманным причинам?

Ни закон «О беженцах», ни постановление Правительства № 274 не содержат критерии, которые бы определяли гуманные причины.

На практике территориальные органы МВД рассматривают в качестве обстоятельств для предоставления временного убежища:

— угрозы пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

— тяжелое заболевание, невозможность получения должной медицинской помощи на родине;

— вооруженные конфликты, эпидемии, голод, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Чем отличается временное убежище от статуса беженца?

— временное убежище предоставляется на срок до 1 года, но может продлеваться ежегодно на срок до 12 месяцев, если обстоятельства, послужившие причиной его предоставления, не изменились (статус беженца предоставляется без указания срока, но с обязательным ежегодным прохождением переучета);

— лишь беженцам гарантируется право на соцзащиту, включая содействие в устройстве детей в детские сады, школы, учреждения профессионального образования.

Куда обращаться для получения временного убежища в России?

Для получения убежища в России следует обратиться в региональные подразделения Управления по вопросам миграции МВД России с заявлением о предоставлении временного убежища.

Иллюстрация Эзры Смит

.

Прежде чем обращаться за временным убежищем, важно знать, что:

у каждого есть право на доступ к процедуре. То есть не существует каких-либо оснований для отказа в приеме обращения, даже если вы нарушили режим пребывания в стране или у вас нет удостоверения личности.

В отличие от таких процедур как, например, оформление разрешения на временное пребывание (РВП), процедура обращения как за статусом беженца, так и за временным убежищем заключается не столько в подаче документов, сколько в прохождении собеседования, во время которого беженец рассказывает свою историю и причины, по которым он был вынужден покинуть родину.

В данном случае основным документом является именно рассказ человека и заполненные на его основе анкета и опросный лист.

Остальные документы искатели убежища предоставляют в дополнение.

Хотя оснований для отказа в приеме обращений нет, и ФЗ «О беженцах» не требует от беженца наличия паспорта, на практике при обращении за убежищем в МВД просят следующие документы:

— заявление о предоставлении временного убежища, с указанием причин, по которым пришлось покинуть родину;

— две фотографии, сделанные на момент подачи ходатайства, в черном-белом или цветном исполнении, размером 35:45 мм;

— национальный паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства (вместе с переводом).

Процедура обращения за предоставлением временного убежища включает в себя:

— собеседование с заполнением анкеты и опросного листа;

— идентификацию личности заявителя, которая предполагает снятие отпечатков пальцев и фото, а также проверку по базам данных ФМС, ФСБ и МВД;

— рассмотрение заявления (в течение 3 месяцев), во время которого заявитель может предоставить дополнительные документы, обосновывающие сказанное им в ходе собеседования.

Если вам отказали в доступе к процедуре или по итогам рассмотрения ходатайства не предоставили убежища, вы имеете право обжаловать действия и бездействия должностных лиц в вышестоящие органы и/или в суд.

Иллюстрация Эзры Смит

Какие права имеются у получивших временное убежище?

— лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства, гражданином которого оно является или же в случае лиц без гражданства — в страну своего прежнего обычного местожительства;

— получившие временное убежище, а также беженцы со статусом, могут работать без специального разрешения;

— они также могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами, включая основные соглашения в области прав человека.

Ссылки на важные документы:

  1. Федеральный закон «О беженцах»
  2. Административный регламент МВД РФ по рассмотрению ходатайств о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища
  3. Постановление Правительства РФ «О порядке предоставления временного убежища на территории РФ»
Издатель Комитет «Гражданское содействие»
Дата публикации 2015
Цитировать как Комитет «Гражданское содействие», Беженцы из Украины в Российской Федерации, 2015, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/57a45f854.html
Оговорка Данный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Особенности потока украинских беженцев.

До 2014г. поток беженцев из Украины в Россию исчислялся единицами. При этом на территории России проживали и работали сотни тысяч граждан Украины. Активизация потока обращений за убежищем началась весной этого года в то время, когда на востоке Украины начались военные действия.

Впервые в России поток беженцев был встречен сочувствием общества и поддержкой государства.

Специфика этого потока лиц, ищущих убежища, в том, что их родной язык русский, они получили такое же образование, как и жители России, с большинством населения у них совпадают традиции и религия. Поэтому интеграция украинских беженцев в российское общество не представляет проблемы.

Можно отметить, что поддержка беженцев из Украины сплотила российское общество, включая ту его часть, которая рассматривает аннексию Крыма и вторжение российских вооруженных сил в Украину.

Большую работу по приему беженцев проделали волонтерские организации, граждане легко жертвовали на беженцев из Украины свои небольшие пенсионные деньги, принимали к себе в дом семьи беженцев. В территориальных органах ФМС России были открыты отдельные приемные для украинцев. На границе с Украиной МЧС разбило хорошо оборудованные лагеря.

Этот энтузиазм к концу лета начал угасать. Начались конфликты между хозяевами и гостями. Приемные ФМС прекратили прием документов, МЧС начало сворачивать лагеря.

Немного статистики

Официальные лица в СМИ оценивают число прибывших из Украины беженцев различно, но всегда огромными числами. Говорят о 800 тыс. и даже миллионе беженцев.

Однако мы оцениваем число беженцев из Украины приблизительно 150-170 тыс. человек. Это чисто экспертная оценка, исходящая из того, сколько обращается граждан Украины к нам в Сеть «Миграция и Право», имеющую пункты юридических консультаций в 45 регионах РФ, а также из официальной информации об обращениях за убежищем на границе.

В то же время есть официальные данные ФМС России, которым можно доверять, поскольку они основаны не на оценочных, а на реальных данных о том, кто, где и когда обратился в территориальные органы.

Согласно этим данным по гражданам Украины с 1 января до 10 сентября 2014г.

5,5 тыс. человек обратились с ходатайством о предоставлении статуса беженца, при это всего
115 человек признаны беженцами;
160 тыс. человек подали заявление на временное убежище,
110 человек получили временное убежище.

Эти данные подтверждают наши оценки, поскольку сотрудники ФМС предлагали всем лицам, ищущим убежища, прибывшим из Украины, обращаться за временным убежищем.

Относительно остальных прибывших в Россию украинских гражданах можно предположить, что они, как и в предыдущие годы приехали в Россию работать, учиться или в гости родственникам.

Кроме того, наша оценка также косвенно подтверждается Постановлением правительства РФ от 22 июля 2014г. № 691 «Об утверждении распределения по субъектам РФ граждан Украины, прибывших на территорию РФ в экстренном массовом порядке». Пунктом 2 указанного постановления предлагается исходить из общего числа беженцев в 150 тыс. в 2014г.

Предоставление убежища.

Из приведенных данных видно, что гражданам Украины предоставляется, как правило, временное убежище, которое дается на один год, не дает никакой социальной защиты, хотя и дает право работать. Специальным Постановлением Правительства от 22 июля 2014г. № 690 процедура принятия решения о предоставлении убежища была упрощена и срок принятия решений был сокращен до 3-х дней.

Вначале временное убежище украинцы получали достаточно легко. Но с в июле 2014г в миграционных органах выросли огромные очереди, для подачи заявлений в Москве и Петербурге назначалось время в конце 2014г. и даже в первой половине 2015г.

Начались и отказы в предоставлении убежища на том основании, что люди прибыли из регионом, где не идут военные действия, или до их начала.

Более того, прием документов у граждан Украины в Москве, Московской области, Петербурге, Ростовской области, Крыму и Севастополе был прекращен полностью. Основанием для этого послужило это же Постановление № 691, согласно которому на эти субъекты РФ не была возложена обязанность по приему украинских беженцев. При этом, обращающимся заявляют, что в Москве «нет квот на предоставление убежища».

Такие действия, очевидно, противоречат Закону РФ «О беженцах» и Конвенции ООН 1951г. «О статусе беженца». Разумеется, государство имеет право распределять лиц, ищущих убежища по регионам. Однако никаких квот для них быть не может, и они должны иметь возможность обратиться за убежищем там, куда они прибыли. О приеме беженцев регионами можно говорить в плане их обеспечения государством крышей над головой, питанием и т.п., т.п.

Однако у нас есть украинские заявители, которым были предложены хорошо оплачиваемые рабочие места в Москве, они не оказались бы нагрузкой на российский бюджет, а принесли бы нашей стране и ее экономике большую пользу. Предлагать им отправиться в районы, где они не смогут найти себе применения, а поступят на государственное обеспечение, по меньшей мере, невыгодно для страны и негуманно по отношению к людям.

Какой смысл послать PR-менеджера или переводчика в далекую деревню, где им никогда не найти работу?

У многих украинских беженцев в России есть близкие родственники, которые готовы предоставить им приют на долгий срок. Есть случаи, когда дети приезжают к родителям, или престарелые родители к детям. Но перед ними встает альтернатива покинуть Москву или стать через три месяца иностранным гражданином, незаконно пребывающим на территории России.

Правовые льготы для лиц, ищущих убежища, из Украины

Как уже отмечалось, Правительство РФ сделало некоторые позитивные шаги в направлении некоторого облегчения легализации граждан Украины, ищущих убежища в России. Мы уже назвали Постановление Правительства РФ № 690, сократившим принятие решение о предоставлении временного убежища с 3 месяцев до 3-х дней, хотя и сохранившим обязательное медицинское обследование. Кроме того, совсем недавно было опубликовано Постановление Правительства от 2 сентября 2014г. № 856 о в выдаче разрешений на работу вне квот «для граждан Украины, прибывших на территорию РФ в экстренном массовом порядке».

Светлана Ганнушкина как член Правительственной комиссии по миграционной неоднократно предлагала разрешить гражданам Украины работать в России. Теперь как будто такое решение принято, однако четкое понимание того, как будет применяться указанное постановление: относится ли оно ко всем гражданам Украины или к такой невнятной категории как «прибывших в экстренном массовом порядке».

Разработаны и приняты также поправки в закон РФ «О гражданстве РФ», направленные на облегчение его получения, в первую очередь, гражданами Украины. Однако эти поправки пока еще не применяются на практике, а для того, чтобы ими воспользоваться, необходимо постоянно проживать в России.

Последние тенденции

В августе 2014г. ФМС России начала кампанию агитации украинских лиц, ищущих убежища, по привлечению их в Государственную программу добровольного переселения соотечественников в Россию. Эта программа, действующая с 2007г., не стала популярной среди бывших граждан СССР и не оправдала надежд российской власти по привлечению в Россию славянского населения. Причиной этой неудачи была исходная установка на решение за счет соотечественников проблем депрессивных районов России с отсутствующей инфраструктурой. Часто, приехав на место, люди убеждались в том, что для них не приготовлено ни жилья, ни рабочих мест, обещанных им при вступлении в программу. Региональные власти, отчитавшись в подготовке мест для переселенцев, отказываются принимать их. Единственное, что дает статус участника Госпрограммы, возможность быстро получить гражданство РФ. Но для этого необходимо не только приехать по направлению, но и получить на месте регистрацию по месту жительства. Эту регистрацию очень сложно получить, поскольку вновь прибывший житель либо снимает жилье, либо поселяется в общежитии. В обоих случаях он получает регистрацию по месту пребывания, т.е. временную регистрацию.

Руководство ФМС обещает внести в Закон «О гражданстве» изменения, в силу которых для приобретения гражданства участниками Госпрограммы в упрощенном порядке будет требоваться только регистрация по месту пребывания. Это было бы правильным и давно назревшим решением проблемы. В этом случае Госпрограмма стала бы долгосрочным решением для беженцев из Украины и для всех тех, кто стремится остаться в России навсегда.

Причины обращений украинских беженцев

Сотрудники Комитета «Гражданское содействие» в Москве и Сети «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал» ведут регулярный прием лиц, ищущих убежища, из Украины. Им разъясняется российское законодательство, их права и обязанности, правовые и практические последствия вступления в Госпрограмму. Заявителям помогают в получении медицинской помощи, устройстве детей в школу, получении документов.

Основные жалобы украинских беженцев следующие:
— невыдача свидетельства о предоставлении временного убежища из-за отсутствия бланков. Вместо документа государственного образца, удостоверяющего личность заявителя, выдается справка, которую не принимают ни в одном учреждении. Из 110 тыс. человек, которым было предоставлено временное убежище, только 64 тыс. получили свидетельство;
— сложность прохождения медицинского обследования для получения временного убежища. Обследование не делается бесплатно, беженцы вынуждены обращаться к врачам и платить за каждый визит;
— отсутствие возможности получить легальный статус в месте обращения (Москва, Петербург и т.д), несмотря на наличие работы и родственников;
— отказ в приеме детей в школу;
— отказ в постановке на патронажное обслуживание беременных женщин и детей;
— отказ в предоставлении убежища, в некоторых случаях судебное решение о выдворении, помещение в закрытые учреждения для иностранных граждан, недопуск в эти учреждения представителей общественных организаций;
— отсутствие жилья и средств существования.

В конкретных случаях представителям общественных организаций удается помочь беженцам из Украины, может быть, чаще, чем беженцам других потоков, поскольку государственные структуры так или иначе настроены на их поддержку и сотрудничество с неправительственными организациями. Однако системные проблемы общего характера не решаются достаточно эффективно, что связано с состоянием государственных институтов в целом.

В сентябре 2014г. наблюдается тенденция возвращения украинских беженцев на родину. Поэтому увеличилось число обращений за деньгами на билеты, в таких случаях наши сотрудники предпочитают сами заказывать билеты в авиа и железнодорожных компаниях.

Статус беженца

Для того, чтобы вопрос о предоставления статуса беженца был рассмотрен, вам следует обратиться с ходатайством в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания.

Статус беженца вы можете получить, если у вас имеются вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, политических убеждений, в силу чего вы не можете и не желаете возвращаться в страну своего гражданства.

Для обращения вы должны иметь документ, удостоверяющий личность, а в случае прибытия с семьей, другие документы, подтверждающие заключение брака, рождение детей и т.п. При этом признание беженцами осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста 18 лет.

Ваше ходатайство будет рассмотрено в срок от 1 до 3-х месяцев.

При принятии ходатайства к рассмотрению вам будет выдан российский документ — свидетельство — которое будет удостоверять вашу личность и подтверждать законность нахождения на территории Российской Федерации.

После подачи ходатайства с вами будет беседовать сотрудник территориального органа ФМС России. В ходе беседы будет заполнена анкета и опросный лист, с которыми вас ознакомят. После этого вы и члены вашей семьи должны будете пройти обязательное медицинское освидетельствование, а также государственную дактилоскопическую регистрацию.

В случае признания вас беженцем вам будет выдано удостоверение беженца, при этом документы, удостоверяющие личность (паспорт и (или) другие документы, выданные в Украине) вы должны будете передать на хранение в территориальный орган ФМС России.
Вы, как беженец, сможете работать без получения разрешения на работу.

Временное убежище

Для того, чтобы получить временное убежище на территории Российской Федерации вы должны обратиться в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания с заявлением.

Временное убежище вы сможете получить, если будет установлено существование гуманных причин, требующий временного пребывания вас на территории Российской Федерации.

Для обращения за убежищем вы должны иметь документ, удостоверяющий личность, а в случае прибытия с семьей, другие документы, подтвеждающие заключение брака, рождение детей и т.д.

Ваше заявление будет рассмотрено в срок от 1 до 3-х месяцев.

На время рассмотрения заявления вам будет выдана справка, которая подтвердит законность вашего пребывания на территориии Российской Федерации и будет удостоверять Вашу личность.

После подачи заявления с вами будет беседовать сотрудник территориального органа ФМС России. В ходе беседы будет заполнена анкета и опросный лист, с которыми вас ознакомят. После этого вы и члены вашей семьи должны будут пройти обязательное медицинское освидетельствование, а также государственную дактилоскопическую регистрацию.

В случае предоставления временного убежища (оно предоставляется на 1 год, далее — продлевается) вам будет выдано об этом свидетельство и вы можете работать без получения разрешения на работу. При этом, документы выданные в Украине, должны быть переданы вами на хранение в территориальный орган ФМС России.

Вы, как получивший временное убежище на территории Российской Федерации, сможете работать без получения разрешения на работу.

Более подробную информацию по данным вопросам вы можете получить в ближайшем к вам подразделении Федеральной миграционной службы.

Фото с официального сайта УФМС России /ufms-gov.ru/

Российские миграционные службы резко сократили предоставление статуса временного убежища новым заявителям, а также почти прекратили продлевать временное убежище тем, у кого оно было, заявили эксперты комитета «Гражданское содействие». К концу 2018 года официальный статус беженца имели лишь 572 человека. Ощутимо сократилось и число лиц, получивших временное убежище (ВУ). По словам правозащитников, чиновники часто и совершенно произвольно отказывают в любом виде убежища, следуя негласной политической установке.

В комитете «Гражданское содействие», который занимается проблемами беженцев, заявили, что институт убежища в РФ работает из рук вон плохо, с каждым годом им может воспользоваться все меньше людей.

Правозащитники посетовали на незаконные и даже изощренные препоны со стороны миграционных властей: за прошлый год только 388 человек сумели добиться рассмотрения ходатайства на статус беженца и лишь 30 его получили. «Это минимальное значение за всю историю существования этого статуса в РФ», – отмечает автор доклада аналитик Константин Троицкий.

По словам эксперта, с каждым годом количество обладателей статуса беженца или временного убежища непрерывно и быстро снижается. Если суммировать число признанных официально беженцев и обладателей ВУ, то в основном их обладателями на конец 2018 года являлись граждане Украины (75 тыс. человек), Сирии (828 человек) и Афганистана (789 человек). И это меньше 0,5% от общемирового количества. Можно предположить, что раздавать статус беженца всем желающим власти не хотят, чтобы не брать на себя обязательств финансового характера. Однако ухудшилась и ситуация с выдачей разрешений на временное убежище. А этот статус не гарантирует его обладателю никаких выплат, речь идет лишь о праве в течение года жить и работать в РФ. Причина, по словам Троицкого, кроется в отсутствии политической воли: «Политическая установка остается главной причиной печальной, если не сказать трагической ситуации с правами беженцев в России».

В комитете уже неоднократно рассказывали, например, о проблемах украинских беженцев в РФ: в миграционных органах неохотно предоставляют ВУ переселенцам из Донбасса и отказывают даже тем, кто был в ополчении ЛНР и ДНР. Возвращение на родину через Киев грозит им тюрьмой. Большинство из них обращались к властям РФ с просьбой о каком-либо статусе, чтобы легализоваться здесь и избежать депортации.

Не так давно президент России распорядился о выдаче жителям Донбасса российского гражданства в упрощенном порядке. А вот по поводу статуса беженцев подобных распоряжений не было, поэтому чиновники продолжают совершенно произвольно отказывать тем же украинцам в любом виде убежища.

Правозащитники напомнили, что в 2014 году, когда у чиновников не было четких указаний, что делать с притоком беженцев из Украины, многих допустили до подачи документов. Однако уже спустя год ситуация резко изменилась, и количество принятых заявлений резко сократилось – в 20 раз! А статус в итоге получили лишь 4%.

«Количество украинцев, признанных беженцами, за последние пять лет не превышало 300 человек, и с 2015 года непрерывно снижалось. В 2018 году число граждан Украины, обратившихся за временным убежищем, снизилось в 46 раз по сравнению с пиковым значением в 2014 году. Число граждан Украины, статус временного убежища, в 2018 году продолжило стремительно падать и уменьшилось почти вдвое по сравнению с 2017 годом и в 4 раза по сравнению с пиковым значением в 2015 году», – говорится в докладе.

Людей, по словам Троицкого, «отфутболивают» по разным, зачастую незаконным мотивам. И даже когда документы принимаются, чиновник самоуправно, не слушая пожеланий обращающегося человека, в опросном листе отмечает факт подачи заявления о предоставлении временного убежища, а не ходатайства о статусе беженца.

Нередко работники миграционных служб вызывают полицию, к примеру если у человека, просящего убежище, отсутствует виза или другой разрешительный документ на пребывание в РФ. Вместо оказания помощи его привлекают к административной ответственности как нарушителя миграционного законодательства. При этом российские суды, утверждают в комитете, все чаще вместо штрафа назначают выдворение из страны.

Также в докладе говорится, что на протяжении всего военного конфликта в Сирии, с 2011 года, миграционные службы отказываются признавать сирийских граждан, добравшихся до России, беженцами. Из 2,5 тыс. ходатайств этот статус за семь лет получили лишь двое. А вот ВУ сегодня удается добиться лишь половине сирийцев, хотя в 2013-м его выдавали 70% обратившихся.

Еще более печальная статистическая картина с гражданами Афганистана. Число тех, кто пребывает во временном убежище, за последние 10 лет сократилось почти втрое, при этом за последние четыре года – вдвое, достигнув минимального значения в 356 человек.

Все эти цифры, считает эксперт, и свидетельствуют о тотальной деградации гуманитарного аспекта российского миграционного законодательства и фактическом «превращении российской миграционной службы в антимиграционный репрессивный орган».

Государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

Российская Федерация в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:

  • признания беженцем;
  • предоставления временного убежища.

В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Временное убежище – это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О беженцах», с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Предоставление МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 11 июня 2019 г. № 376.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов

Лицом, заявившим о желании быть признанным беженцем (получить временное убежище) на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, лично либо через уполномоченного на то представителя, в случае если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично, подается ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания.

С ходатайством о признании беженцем или заявлением о предоставлении временного убежища представляются:

иностранным гражданином – паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;

лицом без гражданства – документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

две личные фотографии, идентичные и соответствующие возрасту заявителя на момент подачи ходатайства (заявления), в черно-белом или цветном исполнении, размером 35 x 45 мм, с четким изображением лица строго в анфас без головного убора на матовой бумаге.

Для лиц, чьи религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов, допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица.

Если лицо по состоянию здоровья подает ходатайство (заявление) через уполномоченного представителя – представляется соответствующий медицинский документ в отношении заявителя и документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя.
Родственные отношения заявителя и прибывших с ним членов семьи подтверждаются соответствующими документами, например: свидетельством о рождении, свидетельством о регистрации брака и иными документами.

Документы, составленные на иностранном языке, должны иметь перевод на русский язык.

При подаче ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) заполняются: анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации) и опросный лист лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации).

При получении удостоверения беженца либо свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации заявителем представляется медицинский сертификат по результатам прохождения обязательного медицинского освидетельствования.

Документы, представленные заявителем в обоснование ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища, приобщаются к его ходатайству или заявлению в подлиннике. Оригиналы документов могут быть возвращены заявителю после снятия с них копий.

Для исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах заявителем лично представляются в подразделение по вопросам миграции следующие документы:

Заявление в произвольной форме об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.

Документ, в котором, по мнению заявителя, допущена опечатка и (или) ошибка.

Основной документ, удостоверяющий личность заявителя, – в случае, если он не сдан на хранение в подразделение по вопросам миграции в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».

Две личные фотографии в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 25 Административного регламента.

Круг заявителей

Заявителями являются иностранные граждане и лица без гражданства:

заявившие о желании быть признанными беженцами на территории Российской Федерации;

имеющие основания для признания беженцем, но ограничившиеся заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Срок предоставления государственной услуги

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в следующие сроки:

Предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем – в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства о признании беженцем в территориальный орган МВД России.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу – в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу.

Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен территориальным органом МВД России на региональном уровне с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу, поданного в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации заявителем, находящимся вне пределов территории Российской Федерации, осуществляется ГУВМ МВД России в течение 2 месяцев со дня принятия дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу.

Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен ГУВМ МВД России с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.

Рассмотрение заявления о предоставлении временного убежища осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в срок, не превышающий 3 месяцев со дня подачи заявления о предоставлении временного убежища.

Результаты предоставления государственной услуги, порядок получения документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги

Результатом предоставления государственной услуги являются:

По рассмотрению ходатайств о признании беженцем – принятие решения:

об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу и направление уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

о признании беженцем и выдача удостоверения беженца;

об отказе в признании беженцем и направление уведомления об отказе в признании беженцем.

По рассмотрению заявлений о предоставлении временного убежища – принятие решения:

об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и направление уведомления об отказе в предоставлении временного убежища;

о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и выдача свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

Отсутствие членов семьи, прибывших с заявителем, в день его обращения.

Отсутствие документов, удостоверяющих личность.

Отказ иностранного гражданина от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации или отказ законного представителя иностранного гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста или достигшего восемнадцатилетнего возраста и признанного недееспособным либо ограниченного в дееспособности, от прохождения данным иностранным гражданином обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В случае наличия у иностранного гражданина, подлежащего обязательной государственной дактилоскопической регистрации, на пальцах (ладонях) рук открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, запрос и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не принимаются, дата и время их приема согласовываются с заявителем.

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища прекращается, если заявитель обратился в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне с письменным заявлением
о прекращении рассмотрения ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища.

В рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу отказывается, если:

1. В отношении заявителя возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации.

2. Заявителю ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах» при условии, что обстановка в стране его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась.

3. Заявитель получил обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации.

4. Заявитель имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться, или право на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

5. Заявитель прибыл из иностранного государства, на территории которого имел возможность быть признанным беженцем.

6. Заявитель покинул государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) в силу не вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) из опасений понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение.

7. Заявитель был вынужден незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем, однако со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации не обратился с таким ходатайством в течение суток или в иной срок, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О беженцах».

8. Заявитель отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации.

9. Заявитель состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

10. Заявитель уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Заявителю отказывается в признании беженцем на территории Российской Федерации, если:.

1. Заявитель не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах».

2. В отношении заявителя имеются серьезные основания полагать, что он совершил преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений.

3. Заявитель совершил тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как он был допущен на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем.

4. Заявитель виновен в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

5. За заявителем компетентные власти государства, в котором он проживал, признают права и обязанности, связанные с гражданством этого государства.

6. Заявитель в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

Основанием для отказа в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации является отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах».

О праве заявителя на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги

Заявитель может обратиться с жалобой на решения и (или) действия (бездействия) должностных лиц органа, предоставляющего государственную услугу, в соответствии со статьей 111 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Срок подачи жалобы не должен превышать:

Один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме.

Три месяца со дня, когда лицу стало известно об отказе в признании беженцем.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах».

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 11 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников».

Приказ МВД России от 11 сентября 2019 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

Порядок и способы подачи запроса

Государственная услуга по экстерриториальному принципу и в электронной форме не предоставляется.

Заявитель обращается лично либо через уполномоченного на то представителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища).

Должностное лицо, ответственное за прием ходатайства
о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), принимает документы, удостоверяющие личность заявителя, делает их копии, проверяет тождественность лица, изображенного на фотографии в документе, личности заявителя, а также осматривает пальцы (ладони) рук в целях выявления открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В случае отсутствия в день обращения заявителя членов семьи, прибывших с ним, либо наличия у заявителя, членов его семьи на пальцах (ладонях) рук открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, либо отсутствия у заявителя документов, удостоверяющих личность, дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) согласовываются с заявителем, в том числе по телефону, и выдается справка об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Справка об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, должна содержать причины отказа.

При необходимости установления личности заявителя, находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, по инициативе территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина или лица без гражданства об установлении личности в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» осуществляется процедура установления личности.

По завершении процедуры установления личности заявителя с ним согласовываются дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища).

При приеме ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) от уполномоченного представителя, в случае если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично, должностное лицо, ответственное за прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), осуществляет выход (выезд) по месту пребывания или фактического проживания заявителя.

Дата и время выхода (выезда) должностного лица согласовываются с уполномоченным представителем либо с заявителем по телефону.

Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) принимается от каждого члена семьи заявителя, достигшего возраста восемнадцати лет.

Прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) осуществляется в присутствии всех членов семьи заявителя, сведения о которых заносятся в ходатайство (заявление) заявителя.

Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) заполняется на русском языке. Если заявитель не может самостоятельно заполнить ходатайство (заявление) на русском языке, то ходатайство (заявление) заполняется с участием переводчика уполномоченным должностным лицом.

Услуги переводчика предоставляются заявителю бесплатно за счет средств, выделяемых ежегодно из федерального бюджета МВД России.

В случае отсутствия переводчика в день обращения заявителя дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) согласовываются с заявителем, в том числе по телефону.

Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика).

В день поступления в территориальный орган МВД России ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) при личном посещении заявителем и членами его семьи территориального органа МВД России либо выходе (выезде) по месту пребывания или фактического проживания заявителя в отношении его и членов его семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации проводятся процедуры идентификации личности, фотографирования и обязательной государственной дактилоскопической регистрации, осуществляемые уполномоченным должностным лицом.

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация заявителя, признанного недееспособным, а также несовершеннолетних детей, достигших возраста шести лет, проводится в присутствии их законных представителей.

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация заявителя, ограниченного в дееспособности вследствие психического расстройства, проводится в присутствии его попечителя.

Если у заявителя отсутствует рука или какие-либо пальцы, в соответствующих им свободных местах дактилоскопической карты делается отметка с указанием года потери руки или пальца.

В случае, если для проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в отношении одного лица имеются одновременно два и более основания, обязательная государственная дактилоскопическая регистрация проводится один раз с обязательным указанием перечня всех оснований.

В случае идентификации личности заявителя или членов его семьи по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени обязательная государственная дактилоскопическая регистрация указанных лиц не проводится.

При подаче ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) уполномоченным должностным лицом проводится опрос заявителя с заполнением анкеты.

Анкеты и опросные листы оформляются со слов заявителя уполномоченным должностным лицом, проводящим опрос заявителя, разборчиво от руки либо с использованием компьютерной или машинописной техники, на русском языке.

В анкете и опросном листе не допускается пропуск обязательных для заполнения реквизитов.

На первую страницу анкеты наклеивается фотография заявителя размером 35 x 45 мм.

Если заявитель не владеет русским языком, то ему предоставляются услуги переводчика.

Каждая страница анкеты подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика).

В анкете указываются биографические данные заявителя и излагаются обстоятельства, свидетельствующие о мотивах его обращения с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища) на территории Российской Федерации.

После опроса заявителя с заполнением анкеты с заявителем проводится индивидуальное собеседование с заполнением опросного листа.

Уточняющие вопросы, касающиеся мотивов обращения заявителя с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища), и ответы на них фиксируются на дополнительных листах, которые приобщаются к опросному листу. Страницы нумеруются.

После окончания индивидуального собеседования уполномоченным должностным лицом или переводчиком (в случае участия переводчика) заявителю зачитываются опросные листы, уточняются возможные противоречия и неточности.

Каждая страница опросного листа подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика).

Время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), проведения опроса с заполнением анкеты и индивидуального собеседования с заполнением опросного листа не должно превышать 4 часов с перерывами после каждого часа по 15 минут.

Порядок и способы получения разъяснений по вопросам предоставления государственной услуги

По телефону, при личном либо письменном обращении должностные лица обязаны сообщить исчерпывающую информацию по вопросам предоставления государственной услуги.

Информирование осуществляется по вопросам, касающимся:

способов подачи запроса;

документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

порядка и сроков предоставления государственной услуги;

порядка досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц, и принимаемых ими решений при предоставлении государственной услуги;

хода предоставления государственной услуги.

Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании подразделения по вопросам миграции, в которое позвонил гражданин, фамилии и должности должностного лица, принявшего телефонный звонок.

При ответах на телефонные звонки должностное лицо, ответственное за информирование по предоставлению государственной услуги, подробно и в вежливой форме сообщает гражданину сведения по указанным вопросам. Во время разговора должностное лицо, ответственное за информирование по предоставлению государственной услуги, произносит слова четко, избегает «параллельных разговоров» с окружающими людьми и не прерывает разговор по причине поступления звонка на другой аппарат.

При невозможности должностного лица, принявшего телефонный звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, запрос переадресовывается (переводится) другому должностному лицу или же гражданину сообщается телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

Продолжительность информирования по телефону по вопросам предоставления государственной услуги, сведениям о ходе предоставления государственной услуги не должна превышать 10 минут.

Информирование по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется в часы приема.

По письменному обращению должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, подробно в письменной форме разъясняет гражданину порядок предоставления услуги и в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения направляет ответ гражданину.

Предоставление политического убежища

На основании статьи 63 Конституции Российская Федерация предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746. Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.

Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются МВД России по согласованию с ФСБ России в соответствии с приказом МВД России от 21 мая 2018 г. № 311 «Об утверждении формы справки о законном пребывании иностранного гражданина и лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также форм свидетельства и ходатайства о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища».

Временное убежище

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *