Возмещение НДС

На что идут инспекторы, чтобы дожать компанию и не возвращать налог?

Если вы купили на юридическое лицо-плательщика НДС автомобиль, офисное, торговое помещение или оборудование, уплатив при покупке НДС, то вы имеете право на зачет или возмещение НДС.

С зачетом НДС все более-менее просто — вы отражаете счет-фактуру в книге покупок и, если продавец относительно благонадежен и уплатил НДС при продаже — проблем никаких не будет. Налоговая инспекция примет НДС к зачету. Если же продавец занимался оптимизацией НДС, то, скорее всего, налоговая попросит вас восстановить НДС, указанный к зачету, и уплатить его в бюджет.

Самое интересное начинается при попытке возместить НДС из бюджета. Правовые основания для возмещения НДС предусмотрены налоговым кодексом, в п.2. ст. 173 НК РФ, в котором указано, что если по итогам квартала сумма налоговых вычетов превысила исчисленный вами НДС (с учетом сумм восстановленного НДС), то разницу можно возместить из бюджета. Эту разницу как раз и можно вернуть на ваш расчетный счет.

В соответствии с положениями п. п. 9 , 10 ст. 165 , п. 2 ст. 173 , п. 1 ст. 176 НК РФ НДС подлежит возмещению при соблюдении следующих условий:

  • Ваш бухгалтер подал в инспекцию декларацию с суммой НДС к возмещению.
  • Декларацию с суммой НДС к возмещению вы подали в пределах трехлетнего срока (если срок больше, то из-за давности НДС вам не вернут).
  • Вместе с декларацией вы представили соответствующие документы (договоры, платежные поручения об оплате, акты об оказанных услугах, накладные, копии счетов-фактур);
  • Вы являетесь плательщиком НДС и не применяете освобождение от его уплаты, приняли на учет купленные товары (работы, услуги, имущественные права) и используете их в облагаемых НДС операциях, а также имеете правильно оформленный счет-фактуру.
  • Инспекция провела камеральную проверку декларации и подтвердила сумму НДС к возмещению полностью или частично.

На все у инспекции есть два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ), после чего, если инспекция не выявила нарушений, то она обязана принять решение о возмещении НДС в течение 7 рабочих дней с момента окончания камеральной проверки декларации (п. 6 ст. 6.1 , п. 2 ст. 176 НК РФ). Как правило, после подачи документов, первое с чем вы столкнетесь, будет звонок. Звонить будут именно вам, генеральному директору. Встревоженный голос инспектора на другом конце трубки вне зависимости от суммы НДС к возмещению не должен вас пугать. Государство никому не любит ничего отдавать, даже если на то есть закон, тем более, что у каждой инспекции есть план по сбору налогов, и ваше возмещение мешает его выполнить, а соответственно, это повлияет на премии и прочие служебные поощрения ее работников.

Инспектор пояснит вам, что вы совсем не обязаны возмещать НДС из бюджета, и никакого смысла в этом нет. Вам обязательно предложат воспользоваться своим правом и не возмещать НДС, а зачитывать его на протяжении трех лет, указывая его как НДС к зачету.

Инспектор обязательно пояснит вам, что, возмещая НДС, вы привлечете к себе внимание всех и вся, попадете на карандаш в инспекцию, вами будет интересоваться ОБЭП, ФСБ и прочие уважаемые структуры. Если вы будете настаивать, что НДС вы возместить имеете право, то добро пожаловать в следующий круг ада — допрос.

На допрос генерального директора вызовут повесткой, отправленной, как правило, через систему электронного обмена с ИФНС (Такском, Контур, СБИС и т.п.). В случае если дата допроса вам не удобна — не стесняйтесь ее и перенести. С собой нужно принести паспорт.

Какие вопросы обычно задают на допросе:

  1. Детальная информация про вас — дата и место рождения, места работы, чем занимаетесь, откуда и какие доходы получали, где и сколько работали, что входило в ваши обязанности.
  2. Детальная информация про сделку, в ходе которой возникло право на возмещение НДС (где и когда подписывали договор, кто подписывал договор, кто передавал имущество, почему решили возместить НДС).
  3. Детальная информация про имущество/услуги/имущественные права, которые вам дали право на возмещение НДС (цвет, размер, место нахождения, место хранения, детальное описание из серии «Какого цвета колесные диски на машине», вопросы касательно использования имущества в деятельности, облагаемой НДС).
  4. Детальная информация про вашу компанию (чем занимается, когда зарегистрирована, сколько человек работает, как будете использовать возмещенный НДС и т.п.).

На допрос можно идти одному, с адвокатом или представителем по доверенности. Идти одному или нет — решать вам, но имейте в виду, чем более сложным путем вы идете, тем больше сомнений у инспектора. Одинаково плохо приходить на допрос, путаться и запинаться от страха, так и приходить с адвокатом или бухгалтером и самому все время молчать — подумают что вы номинал.

После допроса налоговая инспекция обязательно проведет дополнительные мероприятия.

Что будут делать:

1) Осмотр офиса вашей организации, проверка юридического адреса. Тут важно обеспечить следующее — проверить работоспособность телефона, проверить адекватность секретаря, чтобы она не сочла звонящего налогового инспектора пранкером.

Очень важно проинструктировать управляющую компанию/охранника/вахтера, что ваша компания находится в офисном центре. Зачастую охранник не помнит, что ваша организация тут находится или пытается отмахнуться от инспектора, что будет отличным основанием сказать об отсутствии вашей организации по юрадресу и в дальнейшем отказать в возмещении НДС.

Обязательно проверьте наличие стационарной табличке на двери, где расположена ваша организация. Лучше, если табличка будет стационарной. В офисе должны быть оборудованы рабочие места (как минимум одно), стоять компьютер и принтер, находиться учредительные документы вашей компании, обязательно договор аренды с арендодателем. Инспекция также может попросить представить документы, подтверждающие право собственности арендодателя на помещение. Инспектор обязательно произведет фотографирование помещения. Лучше, если в акте осмотра будут указаны понятые (можно ваши сотрудники), которые потом подтвердят, что осмотр был и организация расположена по адресу.

2) Осмотр имущества, которое вы приобрели и по которому возмещаете НДС. Инспектор обязательно осмотрит недвижимость, оборудование или автомобиль, по которому вы возмещаете НДС. В случае, если НДС возмещаете по объекту недвижимости, сдаваемое в аренду, не забудьте предупредить арендатора о визите инспектора. Комментарий какого-то сотрудника арендатора о том, что вашу организацию он знать не знает, крайне осложнит возмещение НДС. Поэтому все комментарии должны давать специально уполномоченные сотрудники, которые понимают суть ваших взаимоотношений с арендатором.

3) Камеральные проверки, запросы и допросы ваших контрагентов, НДС по услугам, приобретенных товарам, которых вы возмещаете. Могут прийти к вашим контрагентам внезапно, задавать вопросы по взаимоотношению с вашей организацией. Особо ценных контрагентов стоит предупредить о возможности таких внезапных визитов и предупредить, что для предоставления полной и объективной информации лучше сослаться на занятость, не давать необдуманных ответов и прийти в налоговую инспекцию подготовленным и с надлежащими документами.

В процессе возмещения вам почти наверняка предложат поторговаться. Каков торг уместен:

  1. Откажитесь от НДС и поставьте к зачету. Мы все равно вам ничего не возместим, потому что контрагент, который продал вам имущество, не заплатил НДС/оптимизировал НДС/у него разрывы в 1-2-3-4 колене.
  2. Снизьте возмещаемый НДС до суммы Х рублей (для Москвы − 5 млн.). Как правило, предлагают снизить ниже 5 млн рублей, чтобы не отправлять документы на дополнительное согласование в Управление по субъекту федерации.
  3. Сдайте уточненную декларацию, потому что мы нашли тут Х рублей ошибок. Не забывайте, что при сдаче любой уточненки срок начинает течь заново.

В случае если все испытания пройдены — налоговая инспекция выдаст решение о возмещении НДС, и еще через какое то время деньги поступят на ваш расчетный счет.

Идти или не идти по этому сложному пути — решать вам. Однако помните, что НДС имеет смысл возмещать при безупречной чистоте и прозрачности бухгалтерского учета и проверенных добросовестных контрагентах. В любых иных случаях будьте готовы спорить с инспекцией в судах.

Содержание

Бухгалтерская пресса и публикации

Вопрос: По правилам бухучета фактической себестоимостью основных средств, материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Согласно ст.7 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 «О НДС» сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 06.12.91 N 1993-1 «Об акцизах» на сумму акциза, уплаченную на территории РФ по товарам, использованным для производства некоторых видов подакцизных товаров, уменьшается сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет.

Некоторыми статьями Таможенного кодекса РФ (например, ст.ст.34, 45, 63, 84) предусмотрен возврат уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов.

Правильно ли мы понимаем, что в современной налоговой системе к возмещаемым налогам можно отнести только налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины? Существуют ли еще какие-либо возмещаемые налоги?

Ответ: Действующая система налогов и сборов в Российской Федерации предусматривает следующие виды возмещаемых налогов (платежей):

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

— таможенная пошлина и таможенные сборы.

В соответствии со ст.13 НК РФ все вышеназванные платежи (косвенные) относятся к федеральным налогам и сборам.

31.08.99 В.А.Емельянов

Советник юстиции

I класса

Илья Данилкин

Государство в этом году проявляет невиданную щедрость к налогоплательщикам. Бюджет за полгода вернул компаниям свыше 65% уплаченного ими налога на добавленную стоимость. По сравнению с прошлым годом объем возмещения НДС вырос на 70%, а его сборы — лишь на 9%. Налоговики, очевидно, обеспокоились этими фактами и начали отказывать компаниям в возмещении налога по самым, порой, нелепым основаниям. О таких делах и поговорим. Так, в одном из дел, налоговая инспекция указывала на то, что у фирмы постоянно растёт кредиторская и дебиторская задолженность, отсутствуют помещения склада, а также низкая рентабельность сделок. Кроме того, у контрагентов компании «малая среднесписочная численность» (в частности, 1 человек), минимальный уставный капитал, отсутствие ликвидного имущества. Поэтому, налоговики и сделали вывод о том, что компания хочет обмануть государство, и оснований для возмещения налога у неё нет. Другими словами, фирма недобросовестный налогоплательщик.
Как было установлено судом, компания в соответствии с внешнеторговыми контрактами, заключенными с иностранными юридическими лицами, приобрело товар для последующей перепродажи и ввезло его на территорию России. Затем фирма представила декларацию по налогу на добавленную стоимость, где заявила несколько миллионов рублей к возмещению.
По результатам камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение, которым отказала компании в возмещении НДС и привлекла фирму к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса. Основанием для вынесения решения послужил вывод ИФНС о недобросовестности фирмы и «направленности ее действий на неправомерное возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета».
Суды первой и апелляционной инстанций не поддержали налоговиков, в последствии это решения подтвердила и кассационная инстанция. Что же установили судьи?
Немного теории. Для возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо соблюдение трех условий: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплата налога на добавленную стоимость таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет.
Во-первых, судом было установлено и документами (копии грузовых таможенных деклараций, инвойсы, бухгалтерский баланс, платежные документы) подтверждается оприходование импортированного товара. То есть, как минимум товар был в России и был принят на учёт. Дальнейшая реализация обществом товара, ввезенного на территорию России, также была установлена судом и подтверждалась договорами поставки.
Во-вторых, арбитры, отвергли довод налоговиков о том, что компания заплатила таможенные платежи из денег, полученных от покупателей товара. Это, по мнению судей, само по себе не свидетельствует о согласованности действий участников операций и наличии у них единственной цели возмещения налога из бюджета.
Такие претензии встречается довольно часто на практике, но, безусловно, внимание следует обратить на другой довод ИФНС. Налоговики утверждали, что у фирмы отсутствует склад для хранения и обработки товаров. Однако сама же инспекция провела выездную проверку фирмы и составила акт обследования двухэтажного склада для хранения приобретаемой продукции общей площадью 958 кв.м. Другими словами, налоговики на проверке видели, что склад функционирует. Договор аренды складских помещений также представлен в материалы дела. В итоге, судьи указали в постановлении, что инспекция требует опровергнуть довод, который сама же и подтверждает.
Ясно, что в такой ситуации арбитры не поддержали доводы ИФНС о недобросовестности общества. В Постановлении было указано «всесторонне исследованные при вынесении обжалуемых судебных актов, с учетом имеющихся в деле доказательств обоснованно признаны недостаточными для опровержения действующей в налоговых правоотношениях презумпции добросовестности налогоплательщиков».
Время не имеет значения
В другом похожем деле налоговики снова предъявили суду «вагон и маленькую тележку» доказательств, по их мнению, недобросовестности фирмы. Инспекция вновь отказала компании в возмещении НДС. Не будем останавливаться на всех аспектах дела подробно, а рассмотрим лишь наиболее интересные.
Во-первых, инспекция ссылалась на то, что в счетах-фактурах компании был указан фактический, а не юридический адрес. Налоговики полагали, что в этом случае применяется пункт 2 статьи 169 НК РФ. В этой норме, в частности, сказано, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
А в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Однако, как правомерно указали служители Фемиды, названная норма Налогового кодекса не содержит конкретного требования о том, какой именно адрес следует указывать при оформлении счета-фактуры, то есть адрес, указанный в учредительных документах, или фактический адрес.
Во-вторых, налоговики требовали признать компанию недобросовестной, потому что договоры были заключены в выходные дни, то есть в субботу и воскресенье. Это, судя по всему, удивило арбитров, и даже в тексте постановления они указали, что «налоговый орган не указывает при этом, каким образом данное обстоятельство доказывает недобросовестность в сделке какой-либо из сторон». В итоге, судьи отметили, что по статье 100 Трудового кодекса режим рабочего времени может предусматривать как пятидневную рабочую неделю, так и шестидневную с одним выходным днем и даже рабочую неделю с предоставлением выходных дней по скользящему графику и работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников. «Более того, для работников коммерческих организаций в отличие от государственных служащих характерно выполнение трудовых обязанностей по «гибкому» графику, включающему в себя работу в выходные и праздничные дни», — отмечается в постановлении.
Примеров отказов по самым нелепым основаниям можно привести еще много. Например, как следует из дела А56-42624/2005, налоговики отказали возмещать НДС, потому что в штате фирме штате числится один человек, который является учредителем, руководителем и главным бухгалтером. Однако и этот довод был отклонен судом, поскольку совмещение должностей не запрещено действующим законодательством. Кроме того, арбитры отметили, что фирма своевременно представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность, уплачивает налоги, следовательно, обязанности руководителя и главного бухгалтера исполнены надлежащим образом.
Мнение практиков
Практики же сходятся во мнении, что налоговики просто затягивают время. Так, юрист Межрегиональной агропромышленной компании Виталий Механтьев, уверен, что налоговики даже не собираются выигрывать такие дела:
— Дело в том, что обычно, когда дело готовится к судебному слушанию, то юрист выбирает одно или несколько основных направлений, на которые он и делает акцент во время рассмотрения спора. Здесь же видно, что все валят в кучу и просто указывают в жалобах любые основания, которые кажутся инспекторам или руководству ИФНС подозрительным. В итоге, получается, что слаженной позиции у налогового органа нет, поэтому и дела проигрываются. Когда налоговики действительно заинтересованы в победе, то с доказательствами все в порядке и нередко победа бывает именно на стороне налогового органа. Тут же очевидно у инспекции была цель затянуть возмещение налога. Иногда такие дела могут ходить по инстанциям несколько лет.
— Конечно, затягивают, — соглашается с Виталием Механтьевым бухгалтер Елена Глинкина, — Вы посчитайте, с момента подачи декларации до реального возмещения через три суда может пройти минимум год, а то и два, и три года. Каждый год инфляция съедает около 10 процентов суммы. То есть за два года сумма возврата уменьшается на 18-20 процентов. А это уже совсем другая сумма.
А вот, к примеру, аудитор компании «Селиванов, Гришин и партнеры» Юлия Напкунайте, что у налоговиков не попросту не хватает профессионализма для поиска доказательств.
— Вот ни в одном из представленных дел я не исключаю, что у фирмы мог быть умысел, и организация хотела получить налог из бюджета незаконно. Однако ни в одном из проанализированных мною судебных решений я не увидела реальных доказательств вины компании. Даже в тех случаях, когда очевидно, что операции явно противозаконные. Может быть, работники налоговых органов и понимают, что в сделках что-то не так, но доказывать, пока не научились. По моей практике могу сказать, что ИФНС выигрывают дела, когда доказательства нарушений лежат на поверхности.
Но, к сожалению, факт остаётся фактом. Отказать могут кому угодно, причём, как видно из этого небольшого обзора, основания и доказательства не самая главная часть дела.

Ускоренное возмещение НДС

После внесения изменений в главу 21 НК РФ с 1 января 2010 года начал действовать так называемый ускоренный (заявительный) порядок возмещения НДС.

Кто может воспользоваться ускоренным возмещением НДС

Налогоплательщики1 — юридические лица, у которых совокупная сумма налогов — НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ (кроме сумм налогов, уплаченных организацией на таможне и в качестве налогового агента), уплаченная за три календарных года, предшествующих году подачи заявления о возмещении налога, составляет не менее 2 млрд. руб. (ст. 176.1 НК РФ).

Внимание! до 1 января 2016 года лимит суммы налогов был 10 млрд. рублей., до 1 июля 2017 был 7 млрд. рублей.

Налогоплательщики2 — юридические лица, которые одновременно с декларацией по НДС представили в налоговую инспекцию действующую банковскую гарантию. Эта гарантия должна предусматривать уплату банком суммы НДС, излишне возмещенного организации (если такая сумма будет выявлена по результатам камеральной проверки). Если организация применяет заявительный порядок к части суммы НДС, указанной в декларации к возмещению, она вправе представить банковскую гарантию только на эту часть налога.

Суть такого заявительного порядка в том, что налогоплательщик может получить сумму налога до окончания камеральной налоговой проверки и тем самым избежать зависания денег между бюджетом и счетами организации. Обычно необходимость в таком возмещении возникает:

  • торговых компаний в случае окончания срока годности продукции и снятии ее с продажи.
  • торговых компаний, продающих продукцию по ставке 0%, 10% и закупающих товары по ставке 20%;
  • предприятий, которые продали в отчетном периоде меньше товаров, чем приобрели, или у производителей, которые получили доход от реализации своей продукции, меньший, чем понесенные затраты.

Порядок и сроки ускоренного возмещения НДС

В общем порядке после подачи налоговой декларации за отчетный период и заявления на возмещение ИФНС проводит камеральную проверку. Срок проведения проверки ограничен 3 месяцами (пункт 1 ст. 176 и статья 88 НК). Всего на выплату утвержденной после проверки суммы возмещения по НДС отводится 3 месяца и 12 дней после подачи декларации и заявления налогоплательщиком. Заявительный порядок отличается от общего.

В течение 5 (пяти) дней после подачи налоговой декларации по НДС подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога.

Налогоплательщики2 представляют вместе с налоговой декларацией действующую банковскую гарантию. Она гарантирует уплату в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога будет отменено полностью или частично, пункт 2 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ. Банковская гарантия должна отвечать требованиям, указанным в пункте 6 данной статьи Кодекса. Банковскую гарантию могут предоставить только банки, соответствующие критериям статьи 74.1 Налогового кодекса РФ. Перечень таких банков размещается на сайте Минфина России в подразделе «Налоговая и таможенно-тарифная политика» раздела «Налоговые отношения». Банковские гарантии, выданные филиалами банков, которые внесены в этот перечень, тоже должны приниматься налоговыми инспекциями, письмо ФНС России от 15 июня 2010 г. № ШС-37-3/4049. Местонахождение филиала банка значения не имеет, письмо Минфина России от 21 октября 2010 г. № 03-07-11/415. Банковская гарантия предоставляется не позднее пяти дней со дня подачи декларации. Проверить факт выдачи можно по реестру банковских гарантий.

В течение 5 (пяти) дней с момента подачи заявления налоговый орган принимает решение о возмещении НДС или об отказе в возмещении, причем основываясь на формальных признаках правильности составления заявления, законности банковской гарантии, наличии недоимки, пени, штрафах и тд. Если у организации есть недоимка (задолженность) по НДС, другим налогам, а также по штрафам и пеням, инспекция направит возмещаемый НДС на покрытие этой недоимки (задолженности). Согласия организации на такое решение не требуется (пункт 9 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ).

В течение 5 (пяти) дней с момента принятия решения налоговый орган в письменном виде должен сообщить об этом налогоплательщику. Либо это будет сообщение об отказе в возмещении (частичном или полном) с указанием норм НК РФ, которые были нарушены, либо это будет поручение на возврат заявленной суммы налога (частично или полностью). Решение может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом Приказом ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@. Поручение с положительным решением на возврат денег на следующий день после принятия решения направляется в территориальный орган Федерального казначейства. Если инспекция приняла решение об отказе возместить НДС в заявительном порядке, камеральная налоговая проверка декларации, в которой указана сумма налога к возмещению, продолжается на общих основаниях. В этом случае организация может рассчитывать на возмещение НДС в общем порядке, предусмотренном статьей 176 Налогового кодекса РФ.

Орган Федерального казначейства перечисляет деньги в течение 5 (пяти) дней со дня получения поручения и уведомляет налоговую инспекцию о размере возвращенной суммы и фактической дате возврата (абзац 1 и 2 пункта 10 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ).

Порядок обжалования отказа возмещения НДС

Порядок обжалования общий для всех случаев отказа в возврате НДС. Если налоговая служба по результатам камеральной налоговой проверки составила акт и отказалась возместить НДС, то у налогоплательщика есть 1 (один) месяц для подачи своих возражений в тот налоговый орган, который проводил проверку. Письменные возражения подаются в соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК. Срок рассмотрения возражений не должен превышать 10 дней, хотя может быть и продлен (но не более чем на 1 месяц).

Если решение ИФНС не устраивает налогоплательщика, то следующим шагом будет обращение в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой (сама жалоба подается через инспекцию, решение которой обжалуется). Процедура обжалования решения налогового органа по результатам рассмотрения возражений прописана в ст. 138, 139.1 – 140 НК РФ. У вышестоящего налогового органа есть 1 (один) месяц на рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с пунктом 6 ст. 140 НК РФ.

В случае получения отказа в вышестоящем налоговом органе налогоплательщик имеет право обратиться в арбитражный суд. При этом обжаловать оба решения (отказ в возмещении и привлечении к ответственности) можно одновременно — путем подачи одного искового заявления и уплаты госпошлины как за единое требование (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57)

Основные проблемы ускоренного (заявительного) порядка возмещения НДС

Ускоренный порядок возмещения налога на добавленную стоимость не так уж прост для налогоплательщика, хотя изначально должен был облегчить его жизнь. В частности, банк, выдавший гарантию, должен входить в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который формируется Минфином РФ. Перечень документов, которые надо предоставить в банк для рассмотрения зачастую избыточен.

Также возникает множество споров вокруг продления банковской гарантии при подаче уточненной налоговой декларации, порядке начисления процентов за пользование бюджетных денег, если в ходе самой камеральной проверки принято решение об отказе в возмещении. На данный момент уже существует судебная практика по данным вопросам, в том числе и решения о признании действий налоговой инспекции неправомерными.

Фирммейкер, январь 2016.
Анна Шешенина (Лукша)
При использовании материала ссылка обязательна

Как заказать услугу по возмещению НДС

Воспользуйтесь любым удобным для вас способом:

Напишите онлайн консультанту;
Позвоните нам по телефону (4812) 701-700;
Воспользуйтесь формой ниже

Читать еще на эту тему:

Сроки возмещения НДС
Как ИФНС проверяет налоговую декларацию по НДС
Проблемы возврата НДС

Порядок возмещения НДС в 2019-2020 годах

Что такое возмещение НДС

Когда налогоплательщик применяет общий порядок возмещения НДС

Как возместить НДС в заявительном порядке в 2019-2020 годах

Почему может быть отказано в сумме НДС к возмещению

Как возместить НДС, если 3-летний срок истек

Что такое возмещение НДС

Возмещение НДС предполагает процедуру, связанную с возвратом этого налога.

Следует отметить, что осуществить возмещение НДС компания или ИП вправе одним из 2 предлагаемых в НК РФ способов:

  • в общем порядке;
  • заявительном порядке.

При этом, несмотря на выбранный способ возмещения, сам возврат осуществляется путем:

  • перечисления суммы возмещения на банковский счет налогоплательщика;
  • направления суммы на оплату налогов будущих периодов.

Однако данные варианты использования денег от возмещения НДС возможны только при выполнении условия, рассмотренного в статье «Какой порядок возмещения НДС из бюджета?».

Далее рассмотрим важнейшие элементы по каждому из методов возмещения НДС.

Когда налогоплательщик применяет общий порядок возмещения НДС

Общий порядок возмещения НДС регулируется ст. 176 НК РФ. Запускается механизм данной процедуры со дня подачи в налоговый орган декларации по НДС с суммой налога к возмещению. Получив отчет, налоговый орган начинает камеральную налоговую проверку обоснованности возмещения сумм НДС. Срок проведения камеральной проверки декларации составляет два месяца, но если в ходе проверки у контролеров возникают подозрения на совершение плательщиом налогового правонарушения, срок могут продлить до трех месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ). Однако есть возможность этот срок сократить.

Подробнее читайте в материале «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2019 году».

По результатам проверки принимается решение в пользу налогоплательщика либо отказ.

Более подробно о содержании процедуры, времени, выделенном на проверку, оформлении решения и перечислении суммы читайте в материале «Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?».

Особое внимание следует обратить на то, чем обусловлено появление права на возмещение НДС в компании. Это может быть:

  • осуществление отгрузок на экспорт (по причине применения ставки 0%);

Как осуществляется подтверждение возмещения НДС по экспортным операциям, подробно рассмотрено в статьях:

  • «Каков порядок учета и возмещения НДС при экспорте?»;
  • «Какова процедура возмещения НДС по ставке 0% (получение подтверждения)?»;
  • «Какой порядок возврата (возмещения) НДС при экспорте в Казахстан?».
  • превышение суммы вычетов над суммой НДС от реализации.

Возврат НДС в такой ситуации осуществляется с использованием следующего перечня обоснований:

  • контракта;
  • первичных документов;
  • счетов-фактур.

Прочие документы рассмотрены в статье «Какие документы нужны для возмещения НДС?».

Кроме того, компании могут возместить НДС на основании уточненной декларации.

Как налоговый орган осуществляет возврат в данной ситуации, рассказывается в статье «Каков порядок и особенности возмещения «входного» НДС?».

Как возместить НДС в заявительном порядке в 2019-2020 годах

Заявительный порядок предусмотрен ст. 176.1 НК РФ. Такое возмещение НДС характеризует собой ускоренный процесс принятия решения по возврату налога.

Воспользоваться заявительным порядком может организация, уплатившая в бюджет за 3 календарных года, предшествующих применению заявительного порядка, общую сумму налогов не меньше величины, установленной законодательно.

Также правом на заявительный порядок возмещения НДС обладают налогоплательщики, чья обязанность по уплате налога обеспечена договором поручительства.

Договор поручительства должен быть составлен по форме, утв. приказом ФНС от 06.03.2019 № ММВ-7-3/120@.

Сроки, в течение которых налоговый орган принимает решение, а также документооборот, осуществляемый для подтверждения возврата, отражены в статье «Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС».

В ст. 176.1 НК приведены условия использования ускоренного способа возмещения НДС, одним из которых является наличие банковской гарантии.

По вопросу банковской гарантии следует выделить такие моменты:

  • В определенных случаях банковская гарантия подлежит возврату налогоплательщику.
  • Период действия выданной гарантии имеет временные ограничения.

О прочих особенностях идет речь в материале «На банковские гарантии для налоговой не распространяются таможенные требования».

Когда без банковской гарантии можно обойтись, читайте в материале «Нюанс расчета совокупных налогов для заявительного возмещения НДС».

О последствиях возмещения НДС при отсутствии права на это возмещение читайте в материале «За НДС, возмещенный без оснований, придется уплатить и проценты, и штраф».

Если НДС в заявительном порядке был возмещен, а затем была подана уточненка, то узнать, при каких обстоятельствах можно избежать налоговых последствий, можно из материала «Заявительный порядок возмещения: когда уточненка не повлечет уплату процентов».

Почему может быть отказано в сумме НДС к возмещению

В связи с тем, что возмещение НДС зачастую предполагает возврат довольно крупных сумм, налоговые органы достаточно тщательно подходят к вопросам проверки всех моментов, имеющих значение для обоснования возврата. Наличие спорных вопросов в них порой дает право ИФНС отказывать или частично отказывать в возмещении.

Возможные причины отказов содержатся в статье «Какие существуют основания для отказа в возмещении НДС?».

Тем не менее очень часто компаниям удается обжаловать отказ, в результате чего у налогоплательщика появляется возможность возместить НДС.

В статье «Какой порядок возмещения (возврата) НДС при импорте товаров?» рассмотрен пример возмещения НДС, в котором налоговый орган отказался осуществить возврат, но налогоплательщику удалось данный отказ оспорить.

Бывает и так, что сами налогоплательщики намеренно пытаются воспользоваться возмещением неправомерно, т. е. когда компания или ИП заявляет вычет, не имея на то оснований. В случае необоснованного применения вычета НК РФ предусмотрена ответственность.

НДС принят к вычету необоснованно, если это было сделано:

  • по товарам, которые не нашли отражения в учете налогоплательщика;
  • услугам иностранного лица, если ни услуги, ни соответствующий НДС не оплачены;
  • в прочих аналогичных ситуациях.

Меры ответственности подробно рассмотрены в материале «Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность?».

Отметим, что ответственность также может наступить и в ситуации, когда НДС был возмещен по решению налогового органа в заявительном порядке. Но позже, по окончании налоговой проверки, были выявлены факторы, свидетельствующие о незаконности такого возврата.

Помимо наказания налогоплательщика за нарушение порядка возврата НДС ответственность предусмотрена и для налоговых органов. Основанием для наступления данной ответственности является несоблюдение сроков возврата сумм НДС.

О том, какие меры в этом случае предусмотрены, читайте .

Как при занижении суммы налога налогоплательщиком, так и при просрочках в его оплате, а также при задержке возврата налога налоговым органом НК РФ предусматривает расчет пени за каждый день просрочки с даты возникновения задолженности с использованием ставки рефинансирования.

О значении этой ставки можно узнать .

Как возместить НДС, если 3-летний срок истек

Вопрос в отношении сроков возврата НДС всегда являлся неоднозначным. 3-летний срок, установленный ст. 78 НК РФ, не регулирует четкий промежуток между началом и концом указанного периода. Для того чтобы точно определиться, с какого момента начинать отсчет указанного срока — с даты, установленной для представления в налоговый орган декларации по НДС, или со дня окончания налогового периода, — предлагаем вам ознакомиться с материалом, в котором представлена позиция арбитражных судов — «Можно ли продлить трехлетний срок для возмещения НДС на 25 дней (до 31.12.2014 — до 20-го числа)?».

А вопрос исчисления сроков по экспортному возмещению НДС подробно раскрыт в материале «С какой даты начинается исчисление трехлетнего срока для возмещения НДС по экспортным товарам?».

Как видим, процесс возмещения налога является очень непростым действием во взаимоотношениях налогоплательщиков и налогового органа. Соблюдение всех его особенностей, рассматриваемых в нашей рубрике «Возмещение НДС», поможет осуществить возврат налога грамотно и без лишних нареканий со стороны контролирующих органов.

Ускоренное возмещение НДС: плюсы и минусы нового порядка

А.Г. Дуюнов, старший юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
E-mail: info@pgplaw.ru

29 июня 2009 г. в Государственную Думу внесен законопроект сноска 1, направленный на ускорение процесса возмещения НДС, который уже давно ждет российский бизнес. В чем заключается предлагаемый заявительный порядок и с чем может столкнуться правоприменительная практика в результате законодательных новаций?

Законопроектом предполагается дополнить главу 21 НК РФ новой статьей 176.1 «Возмещение налога в заявительном порядке» (ввод в действие – с 1 января 2010 г.). Главная цель введения ускоренного (заявительного) порядка – получение возмещения НДС до завершения сроков проведения камеральной проверки поданной декларации. Эта мера, по мнению авторов законопроекта, не снижая эффективности налогового контроля, а значит, и не ущемляя интересов государства, создаст предпосылки для сохранения налогоплательщиками оборотных средств, особенно необходимых в условиях кризиса.

Категории налогоплательщиков, имеющих право на применение ускоренного порядка

Ранее уже предпринимались попытки ускорить процедуру возмещения НДС. Так, в начале 2000-х гг. существовал институт традиционных экспортеров. Принципиальное отличие предлагаемого законопроектом порядка, помимо закрепления возможности ускорить возмещение НДС на законодательном уровне, состоит в том, что им могут воспользоваться не только экспортеры.

ИНСТИТУТ ТРАДИЦИОННЫХ ЭКСПОРТЕРОВ
Для этой категории налогоплательщиков существовала упрощенная процедура возмещения НДС, которая регулировалась исключительно актами МНС России, в том числе и в части установления критериев, по которым налогоплательщики могли рассматриваться как традиционные экспортеры: Приказ от 13.07.2000 № БГ-3-18/257; письмо от 27.11.2000 № ВГ-6-03/899@; письмо от 17.07.2000 № ФС-6-29/534@.

В то же время возможности для применения заявительного порядка не для всех налогоплательщиков одинаковы. Предлагается разделить налогоплательщиков на три категории: крупнейшие, состоятельные и остальные (не вошедшие в первые две категории).

Первые в качестве условия применения заявительного порядка должны отвечать критериям отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 НК РФ.
Заметим, однако, что в Налоговом кодексе РФ вообще отсутствуют нормы, которые позволяли бы определять, относятся ли налогоплательщики к категории крупнейших. В пункте 1 статьи 83 предусмотрено лишь, что Минфин России «вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков» сноска 2.

Для того чтобы организация могла применить заявительный порядок, предусмотренный для крупнейших налогоплательщиков, ей достаточно лишь соответствовать установленным критериям. Фактически состоять на налоговом учете в инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам не обязательно: «…налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога независимо от того, в каком территориальном налоговом органе они стоят на учете» (второй абз. п. 2 ст. 176.1 НК РФ в редакции законопроекта).

Для категории состоятельных налогоплательщиков предусматриваются определенные требования, соблюдение которых, по мнению авторов законопроекта, позволяет оценивать налогоплательщиков как не создающих угрозы состоянию бюджета.

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТОЯТЕЛЬНЫМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ
Состоятельный налогоплательщик оценивается как не создающий угрозы состоянию бюджета, если: стоимость его амортизируемого имущества, определяемая в соответствии со ст. 257 НК РФ, составляет не менее 500 млн руб.; сумма дохода от реализации, определяемая в соответствии со ст. 249 НК РФ (без учета налога), за предшествующий календарный год превысила 5 млрд руб.; со дня создания организации к моменту подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет.
При этом стоимость амортизируемого имущества и сумма дохода определяются на момент подачи налоговой декларации.

В наименее выгодных условиях оказались налогоплательщики, которые не подпадают под критерий крупнейших и не достигли показателей, которые характеризовали бы их как состоятельных.

Такие налогоплательщики расцениваются в законопроекте как менее благонадежные, и воспользоваться ускоренным порядком они смогут, только если представят банковскую гарантию.
Институт банковской гарантии уже используется в Налоговом кодексе РФ: банковская гарантия может заменить принятые налоговым органом в отношении налогоплательщика обеспечительные меры (подп. 1 п. 11 ст. 101); при представлении гарантии налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации товаров за пределы России (п. 2 ст. 184).

Однако для целей ускоренного возмещения налога институт банковской гарантии предлагается использовать в несколько усеченном виде.

Так, если говорить об использовании банковской гарантии как об альтернативе обеспечительным мерам, Кодекс прямо предусматривает, что при предоставлении налогоплательщиком «гарантии банка с инвестиционным рейтингом рейтингового агентства, включенного в перечень, утверждаемый Минфином России», налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене обеспечительных мер (п. 12 ст. 101 НК РФ). В отношении банковской гарантии для целей ускоренного возмещения НДС никаких условий к банкам, предоставляющим гарантии, не предъявляется.

Формально законопроект не дает налоговому органу возможности отказать налогоплательщику в ускоренном возмещении, если им будет представлена банковская гарантия. Однако на практике инспекции это обстоятельство могут не учесть и, ссылаясь на пункт 12 статьи 101 НК РФ, откажут в ускоренном возмещении налога по причине имеющихся дефектов гарантии: ненадежности выдавшего гарантию банка (с недостаточно высоким рейтингом), незначительных сроков ее действия и т. п.

Это, в частности, подтверждает и заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов, заявивший, что при ускоренном порядке возмещения НДС «государство должно быть уверено, что излишне выплаченная сумма и проценты на нее будут ему возвращены. Подобную уверенность может обеспечить гарантия надежного банка» сноска 3.

С целью снижения такого риска представляется разумным непосредственно в Налоговом кодексе РФ предусмотреть закрытый перечень оснований, по которым налогоплательщику может быть отказано в ускоренном порядке при наличии банковской гарантии.

В законопроекте указано, что «банк в силу предоставленной гарантии обязуется уплатить за налогоплательщика недоимку, включающую в себя полученную налогоплательщиком в результате неправомерного возврата сумму налога, заявленную к возмещению, и проценты за несвоевременный возврат этой суммы (в случае их уплаты), а также погасить начисленные на эту недоимку пени», если по итогам камеральной проверки налоговый орган откажет (полностью или частично) в возмещении.

Такая формулировка предполагает, что обязательства по возврату ранее возмещенных сумм с начисленными пенями возникают непосредственно у банка. Стандартное условие о том, что обязательства банка обусловлены неуплатой соответствующих сумм налогоплательщиком, в законопроекте отсутствует.

Надеемся, что этот дефект, допущенный при подготовке законопроекта, при принятии закона будет устранен: должно быть предусмотрено, что обязанность банка по уплате за налогоплательщика недоимки и пеней возникает только в том случае, если эта обязанность не будет исполнена самим налогоплательщиком. В противном случае банковские гарантии будут для налогоплательщиков не доступны.

Порядок реализации права на ускоренный порядок возмещения

Право на применение ускоренного порядка реализуется путем подачи с декларацией соответствующего заявления. В нем следует указать выбранный способ возмещения (зачет или возврат). В случае возврата в заявлении также необходимо указать реквизиты соответствующего банковского счета.

В течение 5 дней со дня представления декларации налоговый орган должен проверить наличие у налогоплательщика недоимки по налогам (пеням, штрафам) и принять решение о возмещении НДС. Одновременно с решением о возмещении налоговый орган принимает решение о зачете и (или) о возврате суммы налога, заявленной к возмещению. О принятом решении налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме в течение 5 дней со дня его принятия. То есть законопроект предполагает принятие налоговым органом двух видов решений: о самом возмещении в заявительном порядке и о способе такого возмещения (зачет или возврат).

Если у налогоплательщика имеется задолженность, налоговый орган самостоятельно производит зачет соответствующей суммы в счет погашения этой задолженности.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки сумма налога к возмещению либо подлежит возврату налогоплательщику, либо направляется в счет уплаты предстоящих налоговых платежей.
Налоговый орган на следующий рабочий день после принятия решения о возврате должен направить соответствующее поручение в органы Федерального казначейства. В соответствии с бюджетным законодательством казначейство в течение 5 дней со дня получения такого поручения должно осуществить возврат.

Таким образом, в законопроекте сроки на возврат привязаны к дате получения казначейством указанного поручения, а не к дате его принятия налоговым органом. Поэтому оперативность возврата налогоплательщику сумм налога во многом будет зависеть от взаимодействия налоговых органов и казначейства.

Помимо этого, следует учесть, что все процедурные сроки в законопроекте исчисляются в рабочих днях. В результате на практике срок фактического получения средств может увеличиться до полутора месяцев, что снижает привлекательность нового порядка.

При нарушении сроков возврата налога на его сумму подлежат начислению проценты за каждый день просрочки, начиная с 12-го дня после представления налогоплательщиком декларации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

В случае неполного возврата процентов налоговый орган должен будет самостоятельно принять решение об уплате оставшейся суммы и направить это решение в казначейство.

В целом предложенная процедура реализации права на ускоренное возмещение НДС аналогична обычному порядку, установленному в статье 176 НК РФ. Однако формулировки законопроекта несколько затрудняют понимание этой процедуры, что может негативно сказаться при практическом применении ускоренного возмещения (особенно в случаях, когда у налогоплательщиков имеется налоговая задолженность).

В целях рационализации налогового администрирования желательно упростить предлагаемый порядок, предусмотрев, например, принятие налоговым органом одного решения по итогам рассмотрения заявления вместо двух, предусмотренных в законопроекте.

Последствия завершения налоговым органом камеральной проверки

Обоснованность суммы налога к возмещению проверяется налоговым органом в обычном порядке (ст. 88 НК РФ). После рассмотрения результатов проверки выносятся решения о возмещении либо об отказе в возмещении (полностью или частично) и о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности. Оформляются результаты проверки в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 176 НК РФ.

Таким образом, в отношении одной суммы налога принимаются два решения о возмещении: сначала «авансом» – в рамках ускоренной процедуры, а затем уже по итогам проверки обоснованности заявленных к возмещению сумм.

В случае превышения ранее возмещенной в заявительном порядке суммы налога над суммой, подлежащей возмещению по результатам камеральной проверки, полученная разница должна быть отражена в решении о привлечении к ответственности (отказе в привлечении) как излишне возмещенная сумма налога, и признана недоимкой по НДС. При этом, начиная с 21-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, за который представлена декларация, на указанную сумму в общем порядке должны быть начислены пени.

В случае если налогоплательщику по заявительному порядку были выплачены проценты, они также должны быть признаны недоимкой по налогу, на которую начисляются пени, начиная со дня фактической выплаты процентов.

Таким образом, рассматриваемый законопроект на вопрос, как следует квалифицировать ту часть налога к возмещению, которая в заявительном порядке была получена налогоплательщиком, но право на получение которой в дальнейшем подтверждено не было, предлагает наиболее простой ответ: такую сумму предлагается приравнять к недоимке.

Под недоимкой в Налоговом кодексе РФ понимается «сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок» (п. 2 ст. 11). Следовательно, законопроектом специально для целей НДС предполагается расширить значение понятия «недоимка», включив в него излишне возмещенные налогоплательщику суммы.
Однако, по нашему мнению, для сохранения определенного баланса между интересами налогоплательщиков и государства законодатель должен предусмотреть и дополнительные гарантии налогоплательщикам.

Прежде всего необходимо прямое указание в законе на то, что с такой недоимки не должны взыскиваться штрафы. Несмотря на то что законопроект предусматривает только начисление пеней, на практике, скорее всего, это не будет препятствием для взыскания налоговыми органами соответствующих санкций.

Также представляется целесообразным в качестве дополнительной гарантии предусмотреть, что в случае, когда решение о привлечении к ответственности (об отказе в возмещении) обжалуется налогоплательщиком, недоимка и пени могут быть взысканы с него только после того, как факт излишнего возмещения НДС будет установлен судом. Это позволит не только повысить привлекательность использования заявительного порядка, но и в случае признания судом отказа в возмещении неправомерным устранит излишнее движение средств от налогоплательщика в бюджет и обратно.

Проценты за задержку возврата НДС логично приравнять в «зеркальном» порядке к налоговым вычетам. Это позволит налогоплательщикам получать их автоматически, путем заявления в декларации, а не через суд.

И, наконец, можно предложить законодателю иное решение вопроса получения бюджетом излишне возмещенных ранее сумм налога и процентов. Так, можно предусмотреть, что если по результатам проверки будет установлен факт излишнего возмещения, то соответствующие суммы должны быть отражены налогоплательщиком в декларации за текущий период как суммы НДС к начислению. Этот способ представляется более простым в реализации и налоговом администрировании по сравнению с тем, что сейчас предусмотрен в законопроекте.

***
Безусловно, стоит приветствовать инициативу депутатов по введению порядка ускоренного возмещения НДС. Он может существенно помочь налогоплательщикам в сложной экономической ситуации, позволив им сохранить оборотные средства.
В то же время внесенный законопроект явно не доработан и содержит немало слабых мест, которые на практике могут свести на нет все усилия законодателя по поддержке организаций в условиях кризиса. Речь идет прежде всего о возможности взыскания налоговыми органами с налогоплательщиков излишне возмещенных, по их мнению, сумм, причем вместе с пенями и штрафами. Не исключено, что более осторожные налогоплательщики будут резервировать часть средств на такие случаи. Большинство налогоплательщиков вынуждены будут потратиться еще и на получение банковской гарантии. Очевидно, что все это в значительной мере снизит положительный эффект от введения нового порядка.
С учетом изложенного принятие законопроекта в его первоначальной редакции может быть настолько невыгодно для налогоплательщиков, что подавляющее их большинство предпочтет действовать по старинке, чем пребывать в состоянии постоянной угрозы изъятия налоговыми органами возмещенных ранее сумм.
Итоговый вариант изначально хорошего в целом законопроекта необходимо доработать таким образом, чтобы ускоренный порядок возмещения НДС мог активно и эффективно использоваться налогоплательщиками без отрицательных последствий для бюджета.
Главное, что следует помнить: ускоренное возмещение НДС – это лишь полумера, которая не решает проблем обоснованности как возмещения, так и отказов в возмещении НДС. В этом направлении необходимы системные изменения, а не отдельные законодательные поправки.

Возмещение НДС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *