Внутригрупповой фаворитизм

Для межгруппового восприятия характерны феномены внутригруппового (ингруппового) фаворитизма и внешнегрупповой (аутгрупповой) дискриминации, неизбежность которых диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».

Внутригрупповой фаворитизм – это тенденция каким-либо образом благоприятствовать, оказывать предпочтение, давать более высокие оценки собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами и в противовес членам других групп. Внутригрупповой фаворитизм отражает эмоциональную приверженность субъекта своей группе и благосклонное отношение к ней.

Внешнегрупповая дискриминация (аутгрупповая враждебность) – это тенденция к установлению различий в оценках «своей» и «чужой» группы в пользу «своей». Внешнегрупповая дискриминация нередко сопровождается недооценкой «чужой» группы и ее членов, а порой приводит к развитию враждебности и межгрупповых конфликтов.

Ярким примером действия феноменов ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации является этноцентризм.

Этноцентризм – это свойство сознания этнической группы, связанное с преувеличением положительно оцениваемых характеристик собственной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп.

Классическим является эксперимент Г.Тэджфела и Дж.Тернера, направленный на исследование феноменов ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации. «В эксперименте студентам показали две картины художников В.Кандинского и П.Клее и предложили посчитать количество точек на каждой картине (поскольку это позволяла манера письма). Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у Кандинского, в другую – те, кто зафиксировал их больше у Клее. Группы были обозначены как «сторонники» Кандинского или Клее, хотя в действительности их члены таковыми не являлись. Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Это позволило Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе».

Таким образом, одного только факта распределения испытуемых на группы, сходные по какому-либо малозначимому признаку, достаточно для того, чтобы возникли феномены ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации


ВОПРОС 44. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В общем виде различия между любым фундаментальным и прикладным исследованием сводятся к тому, что первое отчетливо ориентировано на отыскание законов развития изучаемого предмета, в то время как второе – способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.
Общие черты прикладных исследований:
1.организуется по заказу, следовательно в структуре отношений между наукой и практикой возникает ситуация «заказчик-исполнитель», что требует особой регламентации, норм, правил
2.проблема языка, поскольку сфера прикладного исследования есть сфера общения профессиональной науки с непрофессио-нальной средой
3.источником формирования гипотез не всегда выступает какая-либо теория, чаще гипотеза формируется на основе практических соображений
4.необходимость формулирования рекомендаций и указание направления и сроков их внедрения в практику
5.критерием эффективности является решение конкретной задачи, поставленной заказчиком
Практический психолог не дает рекомендаций своим заказчикам, он вообще не производит исследований, он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс,сам решает некоторую проблему. Различаются уровни вмешательства практической социальной психологии в жизнь. Некоторые возможные стратегии:
1.стратегия индивидуального изменения (объект изменения – отдельный человек)
2.техноструктурная стратегия (вмешательство с целью оптимизации структуры организации)
3.организационное развитие и т.д.
.Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии
1. Управление и развитие организации
Новый этап в развитии российского общества вызвал к жизни комплекс вопросов, связанных с психологией управления различными формами организаций.
Управление оказывается сквозной темой прикладных исследований, поскольку имеет отношение к различным звеньям общественного организма. Можно выделить несколько традиционных проблем психологии управления:
1.Психологические качества руководителя2.Деловое общение 3.Развитие организации 4.Консультирование организационного развития 5.Работа с персоналом 6.Командообразование
2. Массовая коммуникация и реклама
К социально-психологическим исследованиям в области МК примыкают и исследования в области рекламы, оживление которых связано с запросами практики. К социальным психологам обращаются с запросами по поводу консультаций, оценки успешности рекламной кампании, оценки качества рекламного материала. Здесь также встает вопрос об исследовании аудитории потребителей рекламных сообщений; актуальным является формирование у потребителей положительного образа марки.
Особая сфера рекламы – политическая реклама, которая в значительной степени обеспечивает восприятие населением всей совокупности проблем политической жизни, способствует формированию имиджа полит руководителей, партий, гос институтов.
Прикладные социально-психологические исследования в области рекламы используют специфический набор методов, в частности метод фокус-групп. Область разработки специфических методов при изучении рекламы – важная часть работы социальных психологов в этой сфере.
3.Школа и семья
Основными задачами психологической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ориентации и др.
Выделяют два основных направления психологической деятельности в школе: психологическое консультирование и проектирование (Дубовская, Тихомандрицкая). Проектирование – сложное взаимодействие с представителями других специальностей по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, которые бы обеспечивали оптимальное протекание определенной социальной деятельности. Консультирование – решение коррекционных задач уже сложившейся ситуации, т.е. психолог должен помочь клиенту адаптироваться к уже сложившейся ситуации.Круг социально-психологических задач можно прочертить, перечислив основные виды деятельности школьного психолога (Андреева):
• Психологическое просвещение учителей и родителей, где социальный психолог концентрируется на проблемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социализации детей разного возраста. В школе присутствует как минимум три вида групп, различных по своему характеру: ученики, учители и родителя. Взаимоотношения между этими группами сложны, особенно в ситуации недостаточности психологических знаний.
• Психологическая профилактика – акцент на социально-психологические проблемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, которые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстников или возникают вследствие затруднений ученика в общении с одноклассниками.
• Психологическое консультирование, в котором психологу даны два объекта практической деятельности: школа в целом, как некоторая организация, тогда справедливы все требования, предъявляемые к психологу, работающему в области развития организаций; и оказание индивидуальной помощи отдельному лицу (ученику, учителю, родителям). Особое направление консультационной деятельности психолога – профессиональная ориентация. Работа школьного психолога связана с тем, чтобы помочь ориентироваться ученику в меняющемся мире. • Психодиагностика • Психокоррекция
Особенности деятельности школьного психолога:
4. школьный психолог часто выступает связующим звеном между клиентом (ученик, учитель, родители) и психологом более узкого профиля
5. смещенность роли клиента: часто первым собеседником психолога является учитель или родители, которые просят помощи с конкретным ребенком, а не сам клиент
6. психолог сам может выступать заказчиком на работу
Прикладные социально-психологические исследования в области проблем школы тесно связаны с такими же исследованиями в области семьи, которая рассматривается в СП как пример естественной малой социальной группы.
Задачи, на практическом уровне решаемые в организации «служба семьи»:
• Подготовка молодых людей к созданию семьи: подготовка к браку и к созданию семьи включает в себя и психологическую подготовку. Значимы такие социально-психологичекие вопросы как семейные роли, семья как институт социализации ребенка и др.
• Служба знакомства: работа психолога будет связана с возникающими у молодых людей определенными барьерами, мешающими им устанавливать взаимоотношения с представителями другого пола. Социальная психология может взять на себя функции организации помощи одиноким людям. Всякая консультация в этой области должна обязательно включать в себя профессиональное обучение общению.
• Регулирование семейных взаимоотношений – важнейшей формой прикладных соиально-психологических исследований должны стать исследования, выявляющие форму и структуру семейных конфликтов, способы их разрешения. Причем социальный психолог-практик должен обучить нормальному общению в семье. Важной сферой деятельности семейного консультанта является социально-психологический тренинг.
За пределами внимания социальной психологии не может остаться вопрос о формировании различных молодежных субкультур, часть из которых приобретает антисоциальную направленность, в то время как ни школа, ни семья часто не в состоянии этому противодействовать. Все эти проблемы включены в более широкий социальный контекст, в котором еще существуют нереализованные возможности практического вмешате
4. Право и политика
Прикладные исследования и практическая работа социального психолога в политики – относительно новая сфера деятельности в нашей стране. Перечень проблем политики, в анализе которых есть место СП: психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и др.
Существует два фактора, определяющих возможность практического использования СП в политике:
3. П следует использовать в политике, если действия основных участников процесса могут быть объяснены психологическими феноменами – установками, типом социализации и т.д.
4. Наличие в арсенале социально-психологических методов, которые могут быть применениы для решения политических проблем
Практическая работа психолога в политике связана с политическим консультированием
5.Наука
Одна из относительно новых сфер приложения СП – сфера научной деятельности. В сфере науки возрастает значение коллективных форм деятельности. Главная проблема, стоящая в данной области – выявление специфики такого вида деятельности, как «коллективная научная деятельность». Задача СП – понять природу совместной творческой деятельности и дать ее психологическое описание.


Если У. Самнер обнаружил пристрастное восприятие своей и чужих групп в результате наблюдения за этническими общностями, то британский психолог Генри Теджфел пришел к аналогичным выводам в ходе многочисленных экспериментов с так называемыми «минимальными группами». Первоначально испытуемыми в экспериментах Теджфела и его коллег выступали дети. Исследователи разделяли их на две исключительно условные, или номинальные, группы, каждая из которых считалась якобы поклонницей одного их двух художников-абстракциони- стов: Пауля Клее и Василия Кандинского. Понятно, что детям эти имена ничего не говорили, поэтому «сторонники» Кандинского получили № 44, а «приверженцы» Клее — № 74. Затем детей просили распределить деньги между членами «своей» и «чужой» группы, используя составленную исследфвателями матрицу распределения сумм. Все пункты матрицы, за исключением одного, содержали диспропорцию в суммах в пользу либо одной, либо другой группы.

Обратите внимание, что личности получателей денег как из «своей», так и из «чужой» группы не были известны ребенку, которому предстояло сделать выбор. Кроме того, чтобы лишить детей корыстной мотивации, им сообщали, что самим им из распределяемых сумм ни при каких условиях ничего не достанется. Несмотря на все это, распределяя деньги, дети отдавали предпочтение представителям «своей» группы. Более того, даже в ущерб интересам одногруппника, когда ему могла достаться большая сумма, например 19, испытуемые предпочитали выделить «своему» 11 лишь затем, чтобы «чужому» досталось еще меньше — только 9. (Если дать «своему» 19, то «чужой» получит 25!) Дети действовали по принципу: пусть «нам» достанется мало, но зато «они» получат еще меньше. Таким образом, при том, что дети были распределены на воображаемые группы, никогда не видели ни «своих», ни «чужих» и ни с кем из них не общались, испытуемые отдавали предпочтение членам «своей» группы, более весомо вознаграждая их по сравнению с «чужаками».

Исследования Г. Теджфела убедительно доказали наличие внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации во взаимодействиях даже «минимальных» групп. Впоследствии в нескольких десятках исследований, концептуально воспроизводящих эксперименты Теджфела, проведенных в различных странах с участием людей различного пола и возраста, были получены аналогичные результаты (Росс, Нисбетт, 2000). Но еще более существенно то, что исследования реальных, а не «минимальных» групп и в естественных, а не в лабораторных условиях также выявили межгрупповую дифференциацию и дискриминацию. Так, английский социальный психолог Руперт Браун, проводя исследования на авиастроительных заводах, убедился в том, что рабочие бригады предпочитали даже потерять в собственном заработке, лишь бы зарплата в других бригадах была ниже, чем в их собственной (Браун, 2001). То есть производственные группы сравнивали себя друг с другом и стремились к тому, чтобы хоть в чем-то (но желательно в существенном — например, в зарплате) превосходить «их». При этом они не сравнивали себя с группами другого уровня, например с администрацией, чья зарплата была очевидно выше, поскольку административные работники — не их уровень для сравнения.

Результаты исследований и «минимальных» и реальных групп потребовали теоретического объяснения. Теджфел искал причины межгрупповой дифференциации в нормах соревновательности, в желании одной группы победить другую. Но парадигма исследований Теджфела противоречила этим выводам — в его экспериментах не было ситуаций соперничества, отсутствовали даже сами предпосылки к «одержанию победы». Другое объяснение основывалось на анализе процессов межгруппового восприятия — с этой точкой зрения мы познакомились, когда обсуждали категориальную асимметрию. Но такое объяснение неполно, поскольку не отвечает на важнейший вопрос: почему именно «свои», а не «чужие» воспринимаются более позитивно? Ответить на него попытались ученые, выдвинувшие теорию социальной идентичности.



В данной статья рассматривается явление фаворитизма в России. Дается понятие фаворитизма, причины возникновения этого явления в Российской империи. Рассказывается о привилегиях, получаемых приближенными российских царей, и последствиях этого. Приводятся примеры влияния знаменитых фаворитов российских монарших особ на российское государство и общество. В заключении статьи объясняются причины феномена фаворитизма в России в XIII веке, делается вывод о зависимости влиянии этого явления на ход государственной жизни от личности фаворитов.

Ключевые слова: фаворитизм, фаворит, государство, народ, история, государственная деятельность, императрица, император, обогащение, Российская империя, соправитель, сподвижник, монархия, интересы, власть, цель.

Фаворитизм — покровительство, оказываемое монархом или другим высокопоставленным лицом понравившегося ему лицу (фавориту) путем предоставления высоких должностей, титулов, больших полномочий, льгот, преимуществ, а также незаслуженного награждения.

Появление фаворитизма в Российской империи связано с установлением абсолютной монархии. Феномен этого явления представляет интерес и как важный исторический вопрос, и как социокультурное явление. Личные отношения государя к отдельным людям становились движущей силой в их карьере. Приближенные российских царей играли огромную роль в государстве, творили историю России.

Фаворитизм в России достиг наибольшего «расцвета» в эпоху дворцовых переворотов. Ослабление царствующей династии, пребывание на троне женщин, которые не могли самостоятельно управлять государством и поддавались влиянию интриганов — все это причины, вызвавшие «всплеск» этого явления. Приближенные монарших особ имели множество привилегий благодаря своим высоким покровителям. Они получали высокие государственные чины и посты, также для своих близких знакомых и родственников. За счет государственной казны им вручались различные поощрения, награды, дорогостоящие подарки, в их владение передавались земли, поместья, дворцы. Целью большинства фаворитов было личное обогащение, они мало заботились о процветании государства и, тем более, о благополучии простых людей. Все это оказывало неблагоприятное влияние на государственное управление и развитие общества, вело к разорению государства и народа. Высокое покровительство предоставляло этим любимцам, вести свою политику, не обращая внимания на интересы государства, заполнять высшие государственные посты своими «приближенными», а также преследовать и расправляться с соперниками из числа.

Рассмотрим влияние фаворитизма на примерах фаворитов русских императоров, оказавших наибольшее влияние на ход государственной жизни и историю.

Александр Данилович Меншиков (1672–1729)— Граф, князь, русский государственный и военный деятель, ближайший сподвижник и друг Петра I

Он был незаменимым спутником царя, неотлучно следовал за Петром, сопровождая его во всех путешествиях и походах. Он трепетно исполнял все монарха поручения и всегда добивался наилучшего результата. Этому способствовали его пытливый ум, кипучая энергия, рвение и преданность Петру. Меншиков обладал талантами военачальника и администратора, был разносторонне одаренным человеком. Фаворит Петра I проявил себя как видный государственный деятель и талантливый полководец. Вклад Меншикова в победу над Швецией, в строительство Петербурга и преобразование России несомненен.

Но при этом сподвижник Петра злоупотреблял своим положением, совершал хищения, брал взятки. Психология фаворита заставляла его обогащаться при любых делах нечестными способами, что негативно отражалось на обществе, деньги, которые могли пойти на улучшение жизни людей, оседали в кармане приближенного царя.

Эрнст Иоганн Бирон (1690–1772)— фаворитАнныИоанновнынапротяжениивсегопериодаеепребываниянатроне, был, несомненно, одним из самых знаменитых фаворитов российских монархов. Властительница Российского государства Анна Иоанновна была недостаточна образована, не имела никаких особых способностей, не могла самостоятельно править огромной страной. Все время царствования Анны Иоанновны Бирон, несмотря на наличие членов Кабинета министров фактически безраздельно правил Россией.

Обогащение за счет народа и царской казны стало высшей целью правления Бирона. Поэтому этот период в истории нашей страны считается очень тяжелым временем, получившим название «бироновщина». Основным направлением деятельности Бирона было укрепление своего влияния при дворе императрицы, борьба с инакомыслием, преследование недовольных. Учреждённая Тайная канцелярия была просто завалена делами. Несколько тысяч несчастных подверглись пыткам и казни, «благодаря» подозрительности и злобе Бирона.

В истории России Бирон оставил след врага русского народа. Это вполне объяснимо, своими действиями он вызывал негодование русских. Человек посредственных способностей, безнравственный по натуре, не имеющий государственных взглядов, программы деятельности, незнакомый с русским бытом и народом, вмешивался во все дела управления государством, только по причине доверия Анны. Имея целью собственное обогащение и упрочение своего положения он эксплуатировал страну в своих личных выгодах. Время правления Анны Иоанновны и ее фаворита Бирона — одно из самых бесславных и страшных в истории России.

Во время правления Екатерины II фаворитизм обрел особенно широкие масштабы. Из всего внушительного списка фаворитов стоит выделить князя Григория Александровича Потемкина (1739 -1791). Он оказал большое влияние на жизнь российского государства, оставался близким другом императрицы до самой смерти. Время могущества Потемкина и его влияния на государыню совпадает с эпохой, наполненной громкими делами Екатерины Великой. Становится фаворитом Екатерины после окончания Русско-турецкой войны в 1774 г., в которой проявился военный талант Потемкина. Во всем получая поддержку государыни, Григорий Александрович фактически был ее соправителем, помогал ей во всех государственных делах. Именно Потемкину принадлежит слава «бескровного» присоединения Крыма к России. Большую роль он сыграл и в дальнейшем освоении Крыма, а также Новороссии. Он руководил переселением в эти районы, под его руководством стали возводиться в Крыму города — Севастополь и Симферополь, строиться корабли Черноморского флота. Благодаря своим способностям, энергии и неустанному труду Потемкин стал одним из самых влиятельных людей своего времени. Российская империя в период правления Екатерины II была одной из сильнейших стран мира во многом благодаря таким видным военным и государственным деятелям, как Г. А. Потёмкин.

В ХIХ веке фаворитизм перестал быть таким распространенным явлением, как это было раньше. У царствующего Императора был «ближний круг», который хоть и влиял на политику, но намного в меньшей степени, чем фавориты периода Ранней Империи. Но рассматривая явление фаворитизма в России нельзя не отметить последнего фаворита у российского престола последних российских императора и императрицы — Григория Распутина (1869–1916). Этот фаворит представлял собой мужика из простого крестьянского сословия. Возможно, Распутину никогда бы не удалось стать фаворитом, если бы не страшная болезнь наследника престола. «Старец» был приглашён во дворец для того, чтобы помочь наследнику Алексею справиться с болезнью, и ему это чудесным образом удавалось. Поневоле родители — император Николай II и императрица Александра Федоровна, — вынуждены были сделать Распутина своим фаворитом.

С 1911 по 1916 гг. у Распутина было самое большое влияние на императорскую семью. И государь, и императрица говорили с Распутиным обо всем. Со временем императрица убедила себя в том, что Григорий Распутин — святой, который послан Богом для спасения царской семьи и всей России. Распутин представлял для Александры Федоровны триединство: «Царь-Церковь-Народ». Фаворит же, пользуясь безграничным доверием императрицы, стал вмешиваться в государственные дела, навязывая свою волю. Это касалось уже не только назначения на ответственные государственные посты, но и было прямым вмешательством в военные планы империи, однако император подчинялся просьбам супруги. Распутин дошел до того, что указывал императору место и время нанесения военных ударов. Все это Григорий объяснял тем, что якобы к нему во сне приходили пророческие видения относительно военной стратегии.

Еще один пример подтверждающий, что оказывать влияние на государственные дела может быть «случайный человек», необразованный, совершенно не разбирающийся в политике.

На основании рассмотренных примеров можно сделать вывод, что царственным особам также, как и простым людям свойственны человеческие слабости. Править государством — это тяжелая ноша для находящегося на троне. Естественным желанием императора является иметь доверенного человека, на которого можно положиться в делах. Поэтому и возникает такое понятие как фаворитизм. Но не все люди, которые пришли к власти, получив доверие правителя, были «на своем месте». Многие из фаворитов были высокообразованными и незаурядными людьми, обладавшими многими талантами. Но среди них было немало, кто не имел никакого права занимать столь высокие должности, кроме того, власть еще больше портила этих людей.

Долгорукие при Петре II, Бирон и Остерман при Анне Иоанновне, Зубовы при Екатерине II, Кутайсов и Аракчеев при Павле Петровиче — фавориты, которые оставили негативный след в истории России.

Были среди фаворитов и те, кто многое сделал для развития Российской Империи — Меншиков, Разумовские, Бестужев-Рюмин, Воронцов, Шуваловы, Орловы, Потёмкин.

Литература:

1. Воскресенская И. «Фавориты у российского престола», Интернет- ресурс: ЛитМир- Электронная библиотека, 2014, 78 стр.

2. Жиртуева Н. С. «Личность и деятельность князя Г. А. Потемкина в оценке современников и историков» Интернет- ресурс: Бесплатная интернет-библиотека. ИСТОРИЯ.ИСТОРИОСОФИЯ УДК 94(47).066:929Потемкин, 2016

3. Курукин И. В. «Бирон» Интернет- ресурс: ЛитМир- Электронная библиотека 119 стр., 2006

4. Матюхина Ю. А. «Фавориты правителей России», Интернет –ресурс: Дом книг 92 стр., 2012

5. Хрусталев В. «Григорий Распутин. Тайны «великого старца»» Интернет- ресурс: ЛитМир- Электронная библиотека, 2014

Что такое фаворитизм?

В русском языке слово ФАВОРИТИЗМ произошло от французского слова favoritisme, образованного от латинского favor («благосклонность»); оно вошло в русский язык через польский (fawor — w fawore) во времена царя Петра I (М. Фасмер). Слово «фавор» и теперь употребляется в выражениях «быть в фаворе» (быть любимцем, получать выгоды и преимущества фаворита), «войти в фавор» (стать любимчиком, получить благосклонность, покровительство, протекцию влиятельного лица), «быть не в фаворе» (не иметь или лишиться покровительства высокопоставленного лица).

От того же латинского слова favor произошли и русские слова: сначала «фаворит» (в «Архиве» Куракина — 1710 г.), а затем «фаворитка» (в письмах Фонвизина — 1766 г.) (ПЛ. Черных).

Иногда этимологию этих слов ведут от горы Фавор, связанной с земной жизнью Иисуса Христа. Такое представление, возможно, красиво, но неверно.

Все перечисленные выше слова-понятия употребляются не только в отношении высшей власти. Они имеют несколько значений. В современном русском языке они употребляются довольно часто, но в основном в значении переносном, чаще всего в контексте описания различных соревнований, например, «фаворит во время матча на футбольном или хоккейном поле», «фаворит на беговой дорожке», даже в дерби — «фаворит среди лошадей, участвующих в забеге», а это значение «первенства», но не «благосклонности», хоть и имеет связь со словом «фавор».

Фаворитизм не является отличительной чертой именно высшей власти: он в той или иной степени проявляется во все времена и во всех сферах общения людей и установления между ними взаимоотношений, потому что он связан с общечеловеческим чувством благосклонности на основе любви, приязни, выделения одного или группы лиц, понравившихся как монарху, так и простому смертному — человеку невысокого ранга.

Фаворитизм в государственных учреждениях, где начальник выделяет фаворита или фаворитку и усердно благоволит такому человеку, постепенно подпадая под его влияние, как правило, наносит вред и служащим такого учреждения, и делу. Эту тему великолепно развил М. Е. Салтыков-Щедрин в серии очерков «Помпадуры и помпадурши», не случайно назвав «помпадурами» чиновников, получивших начальственное место в провинциальном городе благодаря фавору у высокого петербургского начальства, а заодно окрестив так и их любовниц-помпадурш, присвоив и тем и другим название, производное от имени мадам Помпадур, знаменитой фаворитки французского короля Людовика XV. На русском языке эти названия звучат особенно комично в связи с тем, что слово «помпа» в русском языке означает «торжественность, торжество, рассчитанное на внешний эффект», но в сочетании с «дуры» и «дурши» представляет в сознании русского читателя как бы «торжество дураков».

Фаворитизм в высших сферах власти, на высоком государственном уровне, — явление особое, потому что затрагивает интересы не одного какого-либо учреждения, а всей страны. Поэтому в предлагаемой читателю серии книг внимание уделяется не «помпадурам и помпадуршам», а прежде всего — фаворитизму, процветавшему при королевских и императорских дворах, фаворитам и фавориткам государей и государынь великих европейских держав, а непосредственно в данной книге — России.

Что можно назвать фаворитизмом у престола?

Фаворитизмом у престола принято называть такое положение в государстве (в основном с режимом абсолютной монархии), когда жизнь всего общества обусловлена влиянием фаворита или фаворитки на государя или государыню, а следовательно, на все высшие сферы власти. Фавориты и фаворитки, пользуясь благосклонностью государя или государыни, влияли на политику страны, на ход важнейших событий, получали от своих покровителей высокие государственные чины и посты, а значит, оказывали влияние на государственное управление и развитие общества. Они получали также различные поощрения, награды и дорогостоящие подарки, особенно земли, поместья, замки за счёт государственной казны, тем самым разоряя государство и его народ. Благосклонность государей-покровителей предоставляла этим любимцам возможность, исходя из личных амбиций и не обращая внимания на интересы государства и его народа, вести свою политику, заполнять высокие государственные должности своими ставленниками (чаще всего небескорыстно, за взятки), преследовать соперников из числа государственных деятелей и расправляться с теми, кто не признавал их главенствующей роли или соперничал с ними в целях получения фавора. И в Европе, и в России на волне фаворитизма в высших сферах государственной власти становились историческими личностями, влиявшими на ход истории страны, всякого рода фавориты и фаворитки, основным достоинством которых были внешняя, наружная красота и, как мы теперь говорим, «отсутствие комплексов».

Однако фаворитизм — это не просто благосклонность монарха к отдельному понравившемуся ему лицу или к группе лиц, а потому покровительство, которое прежде всего выражалось в предоставлении фаворитам титулов, высоких должностей, орденов, различных выгод и привилегий. На самом деле — это социокультурное явление, имевшее свою идеологию низменной морали: наживы на любовных взаимоотношениях, использование своего положения при монархе для обогащения, для проведения политики не в интересах государства и его народа, а в своих личных интересах. Фаворитизм, существовавший в странах с режимом абсолютизма с XV до начала XX в. при дворах монархов Западной Европы и России, которое несло свою мораль своекорыстия, обмана, взяточничества, казнокрадства, — это явление, при котором политика государства и жизнь общества были беззастенчиво подчинены желаниям и действиям фаворита или фаворитки.

Фавориты, которых в России не без основания называли также временщиками, получив высокие посты и власть, в основном более заботились о своих выгодах, чем об интересах государства, и уж совсем не о благосостоянии народа. Попав в фавор, они сразу же попадали на арену жестокого соперничества и вынуждены были больше внимания обращать на борьбу за своё место у трона, за своё влияние на монарха, потому что именно это предоставляло им личное обогащение и большие преимущества. Потому они и получили наименование «временщики», что их власть и влияние были временными, зависящими от многих случайностей. А таких случайностей было немало. Например, перемена отношения покровителя к фавориту в результате оговора, ревности или непонравившегося поведения (но чаще — в связи с избранием другого фаворита), а также вследствие перемен на престоле: смерть государя, государственный переворот, бунт или восстание, возникновение правительственного или экономического кризиса. И всё это могло случиться неожиданно для власть имущих. Так что фавор имел для фаворита и оборотную сторону. Случалось, что после непродолжительного фавора: власти, блеска, всеобщего поклонения, роскоши и богатства — фаворит-временщик мог быть удалён от двора или, что ещё хуже, объявлен государственным преступником, и тогда жизнь его могла окончиться в опале, в ссылке, в тюрьме, а то и на плахе.

Однако фаворитизм как явление имел не только негативную, но и положительную сторону: на волне фаворитизма у престола появлялись и неординарные, талантливые фаворитки и фавориты, служившие на благо Отечества честно и неподкупно, не занимаясь взяточничеством и казнокрадством, но порой даже вкладывая свои средства. Таковы были в России, например, фаворит Елизаветы Петровны И. И. Шувалов; фаворитки Екатерины II — Александра Браницкая и Екатерина Дашкова; фавориты Г. Г. Орлов и Г. А. Потёмкин; фавориты Александра I и Николая I — А. А. Аракчеев и М. М. Сперанский. История знает и такие примеры, когда фавориты и фаворитки продолжали служить делу, своей стране и после того, как любовные их взаимоотношения с монархом давно закончились и любовное ложе заняли уже другие лица (во Франции — маркиза де Помпадур, а в России — светлейший князь Г. А. Потёмкин), или после того, как императрица-благодетельница ушла в мир иной (И. И. Шувалов), или после того, как фавор был закончен, а сам бывший фаворит оказался в ссылке (М. М. Сперанский).

Считается, что фаворитизм у престола — это возвышение конкретного человека или даже группы лиц только на основе личной благосклонности монарха. Но такое определение фаворитизма, на наш взгляд, всё же носит несколько поверхностный характер. Причина фаворитизма у престола как явления значительно глубже. Монарх, приближая к себе любимца или любимицу, следовал не только чувственному призыву, он видел в нём опору своей власти. Через фаворитку или фаворита, благодаря благоволению монарха получавших власть и преимущества, а следовательно, и крепкие связи, позволявшие создавать кружки единомышленников и даже политические или религиозные партии, монарх окружал себя верными людьми, способными, как ему казалось, поддержать его в любое время и противостоять враждебным ему силам.

Занимая такое положение в государстве, некоторые фавориты и фаворитки оказывали большое влияние на жизнь общества: они возглавляли прогрессивное движение в стране, становились законодателями моды и модных направлений в культурной жизни общества, новых течений в искусстве, воздействуя на отношение монарха к его окружению, а главное — учреждая политические партии и формируя политику государства, как внутреннюю, так и внешнюю, а порой даже приобретая политическую значимость гораздо большую, чем имел сам монарх. Так, например, фаворитка французского короля Людовика XV — мадам Помпадур — со временем, уже не будучи любовницей короля, получила во Франции значение правительницы большее, чем имел сам король. Фаворит российских императоров Петра I и Екатерины I — Александр Данилович Меншиков — в царствование Екатерины I и первых лет правления Петра II фактически был правителем Российской империи. Последний фаворит уже постаревшей Екатерины II — Платон Зубов, лично возглавив самые ключевые посты в государстве, стал по сути властителем России; фаворит и фаворитка российских императора и императрицы Григорий Ефимович Распутин и Анна Александровна Вырубова (Танеева), имевшие огромное влияние на императрицу Александру Феодоровну, а через неё на императора Николая II, по сути, вместе с царями стали править страной, назначая «своих» министров, притом получая за это деньги.

Фаворитизм, приносивший пользу и любовные утехи государю, пагубным образом мог сказаться на жизни государства, потому что фаворит, как уже говорилось выше, прежде всего думал о личных своих выгодах и, боясь потерять своё положение, окружал себя людьми, верными не столько монарху, сколько ему самому, людьми, вне зависимости от их способностей и верности своей отчизне, добиваясь для них доходных должностей и наград, чаще всего — вопреки интересам государства и общества.

Российский государственный деятель Н. И. Панин, выступая против фаворитизма, писал о царствовании российских императриц: «При Елизавете, как и при ее предшественниках, много значили «припадочные люди», то есть фавориты: делами управляла «сила персон»». И далее: «Сей эпох заслуживает особливое примечание: в нем все было жертвовано настоящему времени, хотению припадочных людей и всяким посторонним малым приключениям в делах». Н. И. Панин очень метко подметил, что при фаворите (временщике) «всё было жертвовано настоящему времени», то есть без внимания к тому, что может оказаться в результате его деяний в будущем, потому что он временщик и будущее не могло входить в его интересы.

В 1762–1764 гг. Н. И. Панин представил Екатерине II проект об учреждении Императорского совета, в котором доказывал, что Совет особенно важен потому, что он даст возможность устранить влияние на управление Российской империей фаворитов, которых он называл «припадочными людьми», своекорыстными, властными и чуждыми интересам страны. Он считал, что фаворитизм порождает произвол, угодничество, казнокрадство и безнравственность. В этом проекте Н. И. Панин писал: «Государь, сколь бы он ни был талантлив, трудолюбив и проницателен, не в состоянии охватить все стороны управления страной. И ему постоянно должны помогать не случайные люди — фавориты, а постоянно действующее учреждение — Императорский совет из 6–8 членов, среди которых 4 статс-секретаря, которые бы ведали внешней и внутренней политикой, военными и морскими делами».

Говорят, что сначала Екатерина II согласилась с предложением Панина, даже составила список членов Совета и подписала манифест, но в последний момент задумалась и оборвала лист в том месте, где стояла её подпись. Конечно, она сослалась не на своё желание быть абсолютной монархиней и сохранить возможность иметь фаворитов, а на мнение генерал-фельдцейхмейстера Вильбуа, который обнаружил в этом проекте «олигархические тенденции». В учреждении Императорского совета она увидела не столько отставку своего фаворита (в то время Григория Орлова, которому была обязана возведением на трон), сколько ограничение её самодержавной власти. Ведь любой фаворит не в состоянии был ограничить её власть в такой степени, в какой мог Императорский совет, состоящий из нескольких высокопоставленных лиц.

Кардинал Ришелье — Арман Жан дю Плесси (1585–1642) — в своих «Мемуарах» выступил против фавориток при французских королях. «Надо признать, — писал он, — что, коль скоро мир погубила именно женщина, ничто не может нанести государствам большего вреда, чем женский пол, который, прочно утвердившись при тех, кто ими правит, чаще всего заставляет государственных мужей поступать так, как этому полу заблагорассудится, а это значит поступать плохо».

Действительно, фаворитизм порождал угодничество, произвол, казнокрадство, безнравственность. Порой вред обществу наносили не столько сами фавориты и фаворитки, сколько лица, которых они выдвигали на значимые государственные посты и вводили в состав двора.

Фавориты и фаворитки по своему характеру и предназначению были отнюдь не одинаковы, потому что, во-первых, у престола появлялись не только фавориты и фаворитки — любовники. Иногда это были очень нужные монарху и обществу люди, высокообразованные, умные, способные править государством Если рядом с троном появлялась группа людей, объединённая не личными связями с монархом, а общими государственными интересами (например, Избранная рада при Иоанне Грозном), то это были фавориты, помогавшие править государством, вести внутреннюю и внешнюю его политику, создавать законодательные документы, возглавлять армию, что приводило к расцвету государства, к его победам в войнах.

Была и еще одна категория людей, часто называемых фаворитами. Это лица, любовные связи с которыми ограничивались чисто личными интересами государя или государыни. Они не имели большого влияния на политику двора и фактически вроде бы не затрагивали интересов государства Это просто любовники и любовницы, так сказать, эпизоды в личной жизни монарха (монархини). Тем не менее монарх расплачивался со своими любовниками и любовницами, как правило, не своим личным имуществом, а государственной казной, титулами, званиями, высокими доходными должностями для них и их родственников, что тоже наносило вред государству и обществу.

Как уже упоминалось, были при дворах фавориты и фаворитки, которые не имели любовных отношений с монархом, но благодаря благосклонности и доверенности своего покровителя (или покровительницы), будучи близкими друзьями-советчиками, обладая самыми интимными их тайнами, влияли на решение государя (или государыни) как в государственных, так и в личных делах. Казалось бы, они не наносили большого вреда государственным интересам, но жизнь есть жизнь, и они, пользуясь своей близостью к верховной власти, конечно, выпрашивали не только для себя, но и для своих родственников и друзей должности, титулы, чины и придворные звания, ничуть не задумываясь о том, что люди, ими рекомендованные, не годны для получаемых ими преимуществ и могут на своём месте нанести государству и обществу большой вред. Выполняя просьбы людей не очень им близких, такие лица свою близость к трону иногда использовали как еще один источник дохода для себя лично, который мог стать причиной разорения государства Так, например, Анна Монс и её родственники, используя их близость к Петру I, который все желания своей фаворитки исполнял неукоснительно, принимали просьбы окружающих их людей за деньги, как некий заказ, как стабильный источник дохода для себя и своей семьи. В том же ключе использовала свою близость с французской королевой Марией Антуанеттой её фаворитка Жюли Полиньяк, которая, как только стала фавориткой, и сама, и её обедневшая графская семья, и даже её близкие знакомые стали очень богатыми людьми.

В целом фаворитизм в основном его проявлении, конечно, вносил в общество безнравственность. Отношение двора к фаворитам и фавориткам было всегда безнравственным: их ненавидели, устраивали им различные провокации, на них клеветали, выставляя их перед государем в самом неприглядном свете, и в то же время заискивали перед ними, льстили им, в глаза возносили до небес их красоту и достоинства, демонстрируя свою показную любовь.

Наибольший пик фаворитизма как явления, диктующего социально-нравственные понятия и в общественном сознании, и в государственной политике, пришёлся на XVI–XVIII века. Как ни удивительно, но именно в эти времена, особенно в XVIII в., на гребне фаворитизма у престолов, при дворе, сначала в Западной Европе, а затем и в России появились новые направления и течения в философии, эстетике, художественной литературе, драматургии, искусстве (живописи, музыке, архитектуре), которые способствовали развитию театра, нашли своё выражение в моде, в том числе и в быту (одежде, мебели, этикете). Стала развиваться и наука во всех в те времена существовавших областях.

В России начиная с петровского времени, несмотря на постоянные войны то со Швецией, то с Турцией, в русле проводимых Петром I реформ, последовательно, в соответствии с культурными достижениями западноевропейских стран, стали развиваться культура и наука. Большое влияние на Петра I имел в ту пору его фаворит Франц Лефорт. По приказу Петра I были составлены правила поведения, опубликованные под названием «Юности честное зерцало», практическая реализация этих правил нашла свой выход на учреждённых царём и проводимых Лефортом ассамблеях. Был хоть и варварски, но осуществлён переход на европейское платье. Открыт был и первый русский общедоступный театр на Красной площади, где разыгрывались пьесы родной сестры Петра I — царевны Натальи Алексеевны. По велению Петра I стали закупать за границей произведения искусства, была открыта Кунсткамера.

Проведена реформа русского алфавита; введён гражданский шрифт, исключены буквы «омега», «пси», «юс малый» и «юс большой», введены буквы «э» и «я». В Москве, в Сухаревой башне, была открыта школа математических и навигационных наук. В 1703 году вышел учебник Л. Ф. Магницкого «Арифметика». Совершались географические открытия (В. В. Атласов первым составил описание Камчатки и Курильских островов). Первым архитектором при основании Санкт-Петербурга явился Доменико Андреа Трезини, первым русским художником — И. Н. Никитин, первым историком и учёным-металлургом — В. Н. Татищев, первым русским доктором медицины — П. В. Постников.

В продолжение всего XVIII века русская культура и русское искусство развивались под явным влиянием фаворитов у престола и западноевропейской культуры, однако не копируя её, а придавая ей русский национальный, часто даже народный колорит. Такой, несколько даже потешной, иллюстрацией этого может служить царствование Анны Иоанновны вместе с её фаворитом Бироном, когда при дворе было буквально засилье иностранцев, но сама императрица ходила в русском народном платье, при её дворе развлекали её традиционные русские шуты, шутихи, уроды и карлики.

С подачи фаворита Эрнста-Иоганна Бирона в Петербурге была осуществлена испанской труппой постановка первой в России оперы «Сила любви и ненависти» (композитор Франческо Арайя). В 1738 году в Петербурге была основана Ж.-Б. Ланде (тоже благодаря фавориту Бирону) танцевальная школа, положившая начало русскому балету. Работали в те годы придворный поэт В. К. Тредьяковский, князь А. Д. Кантемир, художник А. М. Матвеев и учёные: физик Г. В. Крафт, математик X. Гольбах.

Елизавета Петровна была большой любительницей театра, музыки, пения, и в этом её с большим энтузиастом поддерживали: фаворитка Мавра Егоровна Шепелева (гр. Шувалова) и фавориты Алексей Григорьевич Разумовский и Иван Иванович Шувалов. Разумовский обладавший красивым голосом и умевший петь весьма задушевно, благодаря чему и стал фаворитом императрицы, очень любил музыку и задавал тон во внимании двора к музыкальному искусству. Его любовь к родной Украине, к её песням и народной музыке, к её обрядам открыли при русском императорском дворе моду на всё украинское.

И. И. Шувалов, образованнейший человек своего времени, прекрасно знавший иностранные языки, особенно французский, был знаком со многими французскими деятелями искусства, выписывал вновь изданные книги и журналы из Франции, покупал картины французских и итальянских художников, был распространителем идей Просвещения в России. В 1750 году при поддержке И. И. Шувалова был открыт Ф. Г. Волковым в Ярославле первый русский театр; в 1744 году учреждена первая Порцелиновая мануфактура (ныне фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова). Производство русского фарфора связано с именем Д. И. Виноградова, а первые образцы фарфоровых изделий — с именем маркизы де Помпадур. В 1762 году закончилось строительство Зимнего дворца по проекту архитектора Бартоломео Франческо (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли. В 1755 году был открыт Московский университет, первым куратором которого стал фаворит И. И. Шувалов. В царствование Елизаветы Петровны проявили себя М. В. Ломоносов, Г. В. Рихман, астроном Ж.-Н. Делиль, путешественник и историк Герард Фридрих Миллер, художники Луи Каравака и Луи Жан Франсуа Лагрене, изобретатель и механик А. К. Нартов, врач П. З. Кондоиди.

Время правления Екатерины II, Екатерининский век, носит также название «золотого века» именно потому, что в эти годы в России бурно стали развиваться просветительство, искусство, литература. Екатерина вела переписку не только с европейскими коронованными особами: прусским королём Фридрихом II, австрийским императором Иосифом II, со шведским королём Густавом III, с польским королём Августом-Станиславом, причём эта переписка не ограничивалась только политическими темами, Екатерина узнавала из их писем последние новости в моде, живописи, театре. Но о культуре, о новых веяниях в философии, искусстве, о моде в быту она в большей степени узнавала из переписки с бароном Гриммом, с Вольтером, Дидро, со скульптором Фальконе, с хозяйками аристократических салонов госпожой Жоффрен и госпожой Бьельке, с Циммерманом и другими. И Вольтеру, и энциклопедистам, и многим французским художникам русская императрица помогала материально, а её респонденты покупали за границей произведения искусства для Эрмитажа.

Много внимания было уделено Екатериной II развитию просветительства, о чём говорят: открытие в 1764 году Смольного института благородных девиц в Петербурге (с помощью И. И. Бецкого), в том же году основание Императорского Эрмитажа; открытие в Петербурге Каменного (Большого) театра (1783); открытие Императорской Российской Академии (1783) под председательством фаворитки Екатерины Романовны Дашковой (Воронцовой). По предложению Дашковой была введена в русский алфавит буква «ё»; под её редакцией создан первый толковый словарь русского языка «Словарь Академии Российской» (1789–1794).

Кроме того, в царствование Екатерины II при Московском университете в 1791 году был учреждён «Музеум Натуральной истории» (Зоологический музей).

Все эти культурные нововведения шли в ногу с нововведениями европейскими, например, когда во Франции фаворитка Людовика XIV госпожа Ментенон учредила в Париже институт Сен-Сир (институт для благородных девиц), этот факт нашёл отражение в России, где спустя несколько лет был учреждён Смольный институт благородных девиц, но с более прогрессивными целями и со своей более углублённой программой образования и воспитания. Фаворитка Людовика XV — маркиза де Помпадур, желая увековечить себя своими портретами и скульптурами, украсить свои замки, приблизила к себе самых талантливых живописцев, скульпторов, художников-дизайнеров, заказывала у них произведения искусства, в том числе и прикладного, тем самым значительно обогатила искусство новыми формами и направлениями и даже создала названный её именем новый колорит у фарфоровых изделий.

Екатерина II последовала её примеру и также заказывала свои живописные и скульптурные портреты наиболее талантливым российским и французским художникам, многих из которых она поддерживала материально.

В Австрии императрица Мария-Терезия под влиянием французских инноваций провела реформу, в которой предусматривались новшества в культуре и просвещении. И этот шаг был замечен в России.

Фавориты и фаворитки в основном были людьми образованными, способными внести вклад в российскую культуру: так, например, бывший фаворит Екатерины II Завадовский занимался просвещением, по велению Екатерины II ею стараниями были открыты Казанский, Харьковский и Дерптский университеты, при Александре I он стал первым российским министром народного просвещения. Потемкин, строя на юге города, уделял внимание и учреждениям культуры в них. Ланской коллекционировал картины знаменитых художников. Даже фаворит Иван Николаевич Римский-Корсаков, певший «как соловей», если сам ничего не предпринимал, то для его пения на достойном уровне Екатерина II окружила его приглашёнными к императорскому двору итальянскими певцами, что имело большое значение для развития в России оперного искусства; Александр Дмитриев-Мамонов был любителем музыки, поэзии, сам писал стихи, много читал, особенно книги на французском языке, который он знал превосходно.

XIX век — век расцвета русской национальной культуры, «золотой век» русской литературы, великой поэзии, живописи, театрального искусства, научных и географических открытий. В конце XIX — начале XX века Россия прославилась особым всплеском, расцветом новых форм и направлений в искусстве, который получил название «серебряного века».

И это бурное развитие российской культуры было связано с фаворитизмом у престола.

А потому, естественно, возникают вопросы: отличался ли фаворитизм в Западной Европе, в частности во Франции, Англии, Шотландии, Испании, Дании, от подобного явления в России? Какие конкретно наиболее знаменитые лица стояли у трона в качестве фаворитов и фавориток как в странах Западной Европы, так и в России и как складывалась их судьба? Какова была степень влияния каждого из них на государственные дела, на развитие культуры и искусства? И каковы были особенности и различия фаворитизма у престолов стран Западной Европы и у трона Российской империи? «Всё познаётся в сравнении», а потому, чтобы ответить на последний вопрос, необходимо противопоставить и сравнить явление фаворитизма в западноевропейских государствах с таким же явлением в России, что и попытался сделать автор книг о фаворитизме у престолов Западной Европы, с одной стороны, и у престола России — с другой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Внутригрупповой фаворитизм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *