СЗВ м дополняющая штраф

И это всё о нём — о штрафе за дополняющую СЗВ-М. После обращения в вышестоящую инстанцию получен ответ из регионального отделения ПФР «О рассмотрении жалобы». Разберемся, насколько убедительны тезисы ПФР, и приведем дополнительные аргументы в обоснование неправомерности взыскания штрафа по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Выдержка из ответа ПФР

Тезис № 1 о фабуле дела изложен в пятом абзаце письма-ответа. Из него следует, что страхователь не только не нарушал правовые нормы, но и прямо им следовал, поскольку тип формы «доп» (дополняющая форма), утвержден как раз для «дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период». Основание: Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п.

Тезис № 2 изложен в шестом и седьмом абзацах и повествует о толковании ПФР пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. № 766 н.

Возражения на этот тезис следующие. Во-первых, из пункта 39 Инструкции совсем не следует, что речь в нем идет о застрахованных лицах, сведения на которых ранее предоставлялись в исходной форме. Это чистой воды домыслы ПФР, потому что критерий «застрахованного лица» — это не факт предоставления сведений о нем в ПФР, а факт его страхования в системе ОПС.

Отсюда застрахованное лицо — это вообще любое лицо, в том числе и то, индивидуальные сведения на которое предоставлены не были. Основание: пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ: «Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим федеральным законом».

Во-вторых, практически невозможна в принципе ситуация, когда ПФР принимает исходные индивидуальные сведения с ошибкой (для исправления которой якобы впоследствии страхователю требуется сдать дополняющую форму).

Ведь во избежание ошибок по инициативе ПФР разработан и активно используется целый ряд программных обеспечений, перечень которых предоставлен в свободном доступе на официальном сайте ПФР. Каждая из этих квалифицированных программ легко способна сличить всего три позиции: Ф.И.О., СНИЛС и ИНН застрахованного лица. Положительный протокол входного контроля или отметка о принятии отчета гарантируют прохождение этого «проверочного фильтра» и наверняка свидетельствуют об отсутствии ошибок страхователя.

Поэтому пункт 39 Инструкции на самом деле о том, что финансовые санкции не применяются при самостоятельном обнаружении ошибки в индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица (вообще, а не конкретно указанного в исходной СЗВ-М), и предоставления исправлений (то есть дополняющей СЗВ-М).

Тезис № 3 невозможно не процитировать: «…впервые представленные в отношении застрахованного лица сведения нельзя считать уточненными (исправленными)» (выделено ПФР). Оппонируя ПФР, следует заметить, что индивидуальные сведения — это не только содержание (информация раздела 4 СЗВ-М), но и форма отчета СЗВ-М, который так и называется «СВЕДЕНИЯ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», а аббревиатура СЗВ-М расшифровывается как «Сведения о застрахованных входящие — ежемесячные». Поэтому впервые предоставленные в отношении застрахованного лица сведения в дополняющей форме СЗВ-М безусловно считаются уточненными (исправленными), поскольку уточняют (исправляют) исходную форму СЗВ-М «СВЕДЕНИЙ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», как то и предусмотрено Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п. В противном случае смысл предоставления дополняющей формы вообще отсутствует как таковой. Никто же не станет утверждать, что она придумана исключительно для того, чтобы штрафовать страхователей.

Нельзя обойти вниманием и тезис № 4. Он о том, что страхователю вменяется нарушение Инструкции, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. № 766 н, вступившей в юридическую силу 19 февраля 2017 года и поэтому отсутствовавшей как таковой на дату предоставления страхователем дополняющих форм СЗВ-М (в рассматриваемом примере это декабрь 2016 года).

Отстаивание ПФР противоположной точки зрения — это не только абсурд, но и нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Тезис № 5 требует краткого пояснения. В рассматриваемом примере территориальный орган ПФР при вынесении санкций за дополняющие СЗВ-М 2016 года использовал не вступившие в юридическую силу формы Актов о выявлении правонарушения, утвержденные Постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п. Изложенная в письме-ответе позиция регионального отделения ПФР такова, что это «не противоречит норме статьи 17 Закона № 27-ФЗ».

Но на самом деле ни в статье 17 Закона № 27-ФЗ, ни в каком другом нормативно-правовом акте нет и не может быть разрешения об использовании незарегистрированных и официально не опубликованных нормативно-правовых актов, и применять их действительно нельзя. Основание: пункт 10 Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017): «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти…не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

Тезис № 6 представляется особенно интересным. ПФР не принимает во внимание собственное письмо от 14.12.2004 г. № КА-04-09-255/13379, поскольку полагает, что оно относится к периодам 2002-2009 годов и к формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2. И снова ПФР не прав. Во-первых, письмо не отменено и не изменено и действует по настоящее время. Во-вторых, конституционные принципы, изложенные в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 г. № 12-п, универсальны и отнюдь не привязаны к той или иной форме отчетности в ПФР. Речь здесь не о форме, а о содержании, это очевидно. Для тех, кто изложенного не понимает, в письме даже есть пояснения: «Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей».

А еще подписавший письмо господин Куртин А.В., занимающий до настоящего времени должность первого заместителя Председателя Правления ПФР, кандидат экономических наук, обладатель звания «Заслуженный экономист РФ», награжденный «Орденом почета», медалью «В память 850-летия Москвы», полагает, что «такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР».

Поскольку в рассматриваемом примере руководитель регионального отделения ПФР считает иначе, тезис № 6 порождает две мысли: либо происходят «перегибы на местах», либо второе лицо в Правлении ПФР не в курсе интересов ПФР.

В тезисе № 7 ПФР затронул тему смягчающих обстоятельств и, несмотря на то, что страхователь об этом не просил (в связи с непризнанием неправомерности своих действий), кратко остановимся и на этом тезисе. Действительно, перечня смягчающих обстоятельств в Законе № 27-ФЗ нет, но это не значит, что органам ПФР вообще запрещено принимать такие обстоятельства во внимание. Основание: пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П: «Впредь до внесения необходимых изменений законодательство РФ о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в настоящем Постановлении».

Тезис № 8 — о проведении камеральных проверок, которых (как указано в письме ПФР) не существует как «понятия». Действительно, Закон 27-ФЗ не содержал и не содержит механизма выявления органами ПФР правонарушений страхователя, и этот пробел обнаружился в законодательстве после вступления в силу Закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ. Однако до 01.01.2017 г. в Федеральном законе № 212-ФЗ вполне конкретно существовали и работали нормы о проведении камеральной проверки, и о ее сроке — три месяца (часть 2 статьи 34). Исключение этих норм не в пользу страхователя, потому что ПФР теперь считает, что вправе проверять его в любое время и за любой период (тезис № 9).

Но поскольку Федеральный Закон от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ, ухудшающий положение страхователя, обратной силы не имеет (ввиду отсутствия в нем соответствующей специальной оговорки), невозможна его ретроактивность, то есть применение к отношениям 2016 года. Следовательно, камеральная проверка форм СЗВ-М за декабрь 2016 года закончилась в марте 2017 года, не выявив никаких нарушений. Составленные впоследствии в мае 2017 года акты ПФР являются неправомерными также и потому, что вынесены за рамками законно установленных правил проведения камеральных проверок.

И, в заключение, немного позитива. Это — Постановление Арбитражного Суда Дальневосточного округа № Ф03-924/2017 от 10.04.2017 г. А, значит, страхователям есть резон отстаивать свои права и законные интересы.

СЗВ-М дополняющая форма, штрафы

  1. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» {КонсультантПлюс}

  1. Новая Инструкция с правилами освобождения от штрафа действует совсем недавно (с 2017 г.), и судебная практика еще не сложилась. Но уже есть несколько судебных решений, в которых <8>:

— предметом рассмотрения было представление в ПФР дополняющей СЗВ-М на работников, которых забыли указать в исходной СЗВ-М, поданной вовремя за периоды 2016 г. Отделение ПФР наложило штраф, который страхователи оспаривали;

— в качестве аргументов для отмены штрафа страхователи ссылались, в частности, и на п. 39 новой Инструкции N 766н;

— судьи отменили штраф за представление дополняющей СЗВ-М.

———————————

<8> Постановления АС ДВО от 10.04.2017 N Ф03-924/2017; 11 ААС от 18.05.2017 N А72-254/2017.

Статья: Исправляем ошибки в СЗВ-М (Елина Л.А.) («Главная книга», 2017, N 15) {КонсультантПлюс}

  1. Вопрос: Организация в июле 2017 г. в установленный срок представила в ПФР сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 г., однако по ошибке включила в них сведения не на всех работников. После 17.07.2017, но до момента обнаружения этого нарушения территориальным органом ПФР организация представила в ПФР недостающие сведения (дополняющую форму СЗВ-М за июнь 2017 г.). Вправе ли орган ПФР оштрафовать организацию за непредставление ею в установленный срок сведений на 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, на которое первоначально не были представлены сведения?

Ответ: Если организация в июле 2017 г. в установленный срок представила в ПФР сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 г., однако по ошибке включила в них сведения не на всех работников, а после 17.07.2017, но до момента обнаружения этого нарушения территориальным органом ПФР представила в ПФР недостающие сведения (дополняющую форму СЗВ-М за июнь 2017 г.), то, по нашему мнению, орган ПФР не вправе оштрафовать организацию за непредставление ею в установленный срок сведений на 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, на которое первоначально не были представлены сведения. Однако исходя из судебной практики риск привлечения к ответственности существует, но у страхователя есть шанс либо на снижение штрафа, либо на полную отмену решения о привлечении к ответственности…

Согласно ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР…

Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Согласно арбитражной практике при представлении дополняющей формы по инициативе страхователя отсутствуют законные основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку вина страхователя отсутствует в связи с реализацией им права на исправление недостоверных сведений (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.04.2017 N Ф03-924/2017 по делу N А16-1601/2016)…

Между тем в рассматриваемой ситуации нельзя исключить риск привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений в отношении работников, сведения по которым не были включены в исходную форму СЗВ-М. При этом самостоятельное исправление страхователем ошибки может быть учтено как одно из смягчающих обстоятельств при назначении штрафа (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 N 13АП-8401/2017, 13АП-9199/2017 по делу N А26-9551/2016) либо у страхователя есть шанс в целом на отмену решения о привлечении к ответственности (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 N 06АП-3474/2017 по делу N А73-910/2017).

{Вопрос: …Вправе ли ПФР привлечь организацию к ответственности, если она представила дополняющую форму СЗВ-М после срока, установленного для представления исходной формы, но до обнаружения нарушения ПФР? (Консультация эксперта, 2017) {КонсультантПлюс}}

  1. Об ответственности за недостоверные сведения в форме СЗВ-М

А наступит ли ответственность за представление в составе формы СЗВ-М недостоверных или неполных сведений, если страхователь, обнаружив ошибку самостоятельно, сдаст в ПФ РФ дополнительную форму? …

Как показала практика, органы ПФ РФ в описанной ситуации (когда страхователь сдает дополнительные формы, самостоятельно обнаружив ошибки в исходной форме) страхователей штрафуют, однако судьи с таким подходом не соглашаются. Обоснование на примере Постановления АС ДВО от 10.04.2017 N Ф03-924/2017 по делу N А16-1601/2016 такое.

Согласно ст. 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФ РФ. По мнению арбитров, самостоятельное устранение ошибок в ранее представленных с соблюдением установленного срока сведениях является обстоятельством, подтверждающим отсутствие вины страхователя. По общему правилу формальный подход к наложению штрафа недопустим; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Изложенное соотносится с разъяснениями, представленными в ныне действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах <1> (см. п. 39).

———————————

<1> Утверждена Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 N 766н.

  1. Если ошибку обнаружили самостоятельно

Если работодатель обнаружил ошибку в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении работника до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом, то следует по такому работнику подать дополняющую форму с правильными сведениями либо отменяющую форму. Вне зависимости от того, когда были поданы исправленные сведения (даже после установленного срока сдачи формы СЗВ-М), вас не оштрафуют (п. 39 Инструкции). Правда, данную ситуацию трудно представить. Ведь программная проверка в ПФР заключается в сверке всего трех параметров: Ф.И.О., СНИЛС и ИНН. И если там есть ошибка, то программа ее точно найдет.

Если вы в исходном отчете забыли указать какого-то работника и подали на него дополняющую форму позднее установленного срока представления сведений (позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным), то, скорее всего, придется заплатить штраф. По крайней мере так считает большинство отделений ПФР. Позиция, конечно, спорная. Ведь в п. 39 Инструкции не уточнено, о каких конкретно «застрахованных лицах» идет речь: на которые уже подавали исходные формы СЗВ-М или обо всех. Можно сделать вывод, что «застрахованное лицо» — это любой работник, даже тот, на которого сведения еще не подавались.

Судебная практика. Арбитры сказали, что ст. 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет работодателю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах. Так что если исходная форма СЗВ-М направлена своевременно, а дополняющая форма отправлена по инициативе организации в связи с самостоятельным выявлением ошибок в ранее представленных сведениях, то отсутствуют законные основания для привлечения организации к ответственности. Ведь компания реализовала свое право на исправление недостоверных сведений (постановление АС Дальневосточного округа от 10.04.2017 N Ф03-924/2017).

Тем не менее безопасней при исправлении ошибки уложиться в законодательно отведенные сроки для сдачи формы СЗВ-М.

Если вы получили решение о привлечении к ответственности за правонарушение по ст. 17 Закона N 27-ФЗ и не согласны с ним, то имеете право в трехмесячный срок обжаловать принятое решение.

Статья: Как уточнить СЗВ-М (Косульникова М.) («Налоговый учет для бухгалтера», 2017, N 11) {КонсультантПлюс}

Дополняющая форма СЗВ-М: а будет ли штраф за нее в 2019

Особенности и нюансы заполнения дополняющей формы СЗВ-М и штрафы за нее рассмотрены в этой статье. Информация, приводимая далее, актуальна по состоянию законодательства на 6 ноября 2017г. В материале использовались следующие правовые источники:

  1. Постановление ПФР №83п от 2019 г.;
  2. Закон №27-ФЗ.

Дополняющая или отменяющая форма СЗВ-М — будет ли штраф в 2019

Постановление ПФР №83п от 2016г. ввело новую отчетность по форме СЗВ-М для предоставления работодателями сведений о застрахованных сотрудниках. Работодатели отчитываются перед ПФР по данной форме ежемесячно до 15 числа за предыдущий отчетный месяц.

  • Образец формы отчетности доступен для скачивания по следующей ссылке.
  • Одним из наиболее удобных и доступных способов заполнения указанной формы является использование программы разработанной оренбургским подразделением ПФР Spu_orb по следующему адресу.

Сведения для внесения

Рассмотрим, какие сведения необходимо указать в дополняющей или отменяющей форме отчетности в случае обнаружения ошибки в ранее предоставленной ПФР исходной форме отчетности:

  • номер работодателя – юридического лица или индивидуального предпринимателя в ПФР;
  • название, ИНН и КПП организации;
  • отчетный месяц;
  • указание о типе предоставляемой в ПФР формы: в целях нашей статьи указывается – «доп» — т.е. дополняющая или «отмен» — соответственно отменяющая;
  • исправленные сведения о сотруднике, в которые закралась ошибка в исходной форме отчетности, например вместо отчества сотрудника указанного в паспорте «Викторович» в отчетности ошибочно указано «Витальевич»: ФИО, СНИЛС, а также и ИНН;
  • наименование должности главы организации, его подпись, скрепленная печатью, ФИО и дата.

Действия сотрудников ПФР

При указании некорректных сведений в формах отчетности в ПФР, законом №27-ФЗ, сотрудники ПФР:

  • составляют соответствующий акт;
  • доводят его до сведения организации письменно под роспись;
  • принимают аргументированные доводы организации, с объяснением причин допущенной ошибки;
  • принимают решение о привлечении к ответственности или отказе, с обязательным приглашением организации к участию;
  • направляет решение в адрес организации, которая может:
    • оплатить штраф;
    • бездействовать;
    • оспорить его в вышестоящем ПФР;
    • или суде;
  • в случае неоплаты штрафа, ПФР обращается в суд.

Размер предусмотренной законом финансовой ответственности составляет 500 руб. за сотрудника.

Как избежать санкций

Во избежание штрафа рекомендуется:

  • внимательно проверять заполняемые сведения, не забывая вносить сведения о декретницах, отпускниках, больных и командированных;
  • сдавать отчетность в ПФР заранее и таким образом обеспечить себя дополнительным временем для исправления возможных ошибок;
  • проверять сформированный отчет перед подачей в ПФР в электронном виде программой CheckPFR, разработанной ПФР — Башкортостан, которая доступна для бесплатного скачивания на веб-сайте ПФР по адресу;
  • иметь вескую обоснованную и аргументированную причину для внесения дополнительной формы, например подтвержденная листком временной нетрудоспособности болезнь бухгалтера или заключение трудового договора с новым сотрудником после сдачи отчета в отчетном периоде.

Как и куда платить в 2019

В случае обнаружения системой некорректно указанных сведений, ПФР после осуществления ряда мер приведенных в первом разделе статьи, присылает требование об уплате штрафа, составленное по законодательно установленному образцу, который нужно оплатить в течение 10 дней.

Судебная практика в 2019

  1. В судебной практике имели место случаи, когда суд определял, что неуказание в форме СЗВ-М отчества отсутствующего в паспорте не является нарушением и не влечет наложение штрафа, предусмотренного законом 27-ФЗ, со стороны ПФР на организацию. Например, судебное дело №А19-16470/2019.
  2. В другом случае, компания вследствие отсутствия электричества подала указанный отчет с опозданием в один день, за что ПФР оштрафовал ее на сумму 74 тыс. руб. Не согласившись, компания обратилась в суд (№А28-11249/2016). Суды всех трех инстанций поддержали компанию, поскольку нарушение срока отчетности произошло вследствие форс-мажорных обстоятельств.
  3. В последнем примере из судебной практики, суд уменьшил штраф ПФР с 54 тыс. руб. до 5,4 тыс. руб. за 16-дневное опоздание с направлением отчетности, принимая во внимание личные обстоятельства жизни главного бухгалтера, дело №А76-27244/2019.

Важные сведения

Таким образом, при внушительной сумме штрафа и наличии смягчающих обстоятельств имеет смысл обращаться за защитой в судебные в органы за опоздание или ошибку в отчете по форме СЗВ-М. При этом если применимо, рекомендуется аргументировано ссылаться на то что:

  • сроки нарушены впервые;
  • государственному бюджету ущерб не нанесен;
  • опоздание незначительное;
  • деятельность организации имеет социальную направленность;
  • бухгалтер был болен;
  • имел место подтверждаемый сбой программы, компьютера, отсутствие электроэнергии и т.д.
  • штраф не налагается в случае самостоятельного и своевременного обнаружения и исправления ошибок;
  • предотвратить штраф помогает представление отчетности заранее и ее проверка специальной программой CheckPFR;
  • штраф оплачивается в течение 10 дней с КБК указанным в требовании;
  • судебная практика показывает, что в случае аргументированных доводов суд поддерживает добросовестных страхователей.

Как упростить подготовку и исправление отчетности в ПФР, расскажет видео ниже:

Новый порядок сдачи СЗВ-М и новый штраф с 1 октября

Минтруд России изменил своим приказом от 14.06.2018 № 385н Инструкцию по персонифицированному учету, утвержденную приказом Минтруда от 21.12.2016 № 766н . В новой редакции документ начал применяться с 1 октября 2018 года, так что все поправки работодатели должны учитывать уже при отчетности за сентябрь 2018 года. Ведь отчет СЗВ-М (утвержден постановлением Правления ПФР № 83п от 01.02.2016 ) является ежемесячным. В отчете СЗВ-М содержатся сведения индивидуального (персонифицированного) учета по всем работникам организации, и все работодатели обязаны сдать его в территориальный орган Пенсионного фонда России до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Это значит, что за сентябрь в ПФР ждут отчеты до 15 октября.

Но в этот раз тем работодателям, которые отчитываются в электронной форме через интернет (такая обязанность по закону возникает у тех организаций, в которых работает от 25 человек), придется сделать это пораньше. Ведь они должны не только направить отчетную форму в ПФР, но и получить подтверждение того, что отчет был принят. Это и есть главная поправка, которую чиновники внесли в Инструкцию. Это в равной степени касается отчетных форм:

Начиная с 1 октября 2018 года отделение ПФР при получении от работодателя формы СЗВ-М или СЗВ-СТАЖ в электронном виде должно направить в ответ электронную квитанцию, подтверждающую, что ПФР принял этот отчет. До тех пор пока такая квитанция не получена работодателем, отчет считается непринятым со всеми вытекающими последствиями. Это значит, что даже отправив отчетность в срок, можно получить штраф за опоздание с ним.

Как теперь происходит обмен документами с ПФР?

Теперь отправлять персонифицированную отчетность в органы ПФР необходимо по следующему алгоритму:

  1. Страхователь отправляет в ПФР форму СЗВ-М;
  2. В ответ орган ПФР направляет страхователю квитанцию о доставке отчетности.
  3. Орган ПФР направляет протокол контроля сведений страхователю (не позднее рабочего дня, который следует за днем представления отчета).
  4. В ответ работодатель должен направить в ПФР квитанцию о доставке протокола контроля.

Очевидно, что все документы при этом обмене должны быть подписаны квалифицированными электронными подписями уполномоченных лиц (ЭЦП). Обратите внимание, что вместо одного электронного документа — самой формы СЗВ-М — теперь в сдаче отчетности принимают участие целых 4 электронных документа.

Новый штраф за отчет СЗВ-М (доп)

Отчетная форма СЗВ-М бывает трех типов. Их страхователь указывает при составлении отчета в поле «Тип формы». В частности, отчет может быть:

  1. Исходным «исхд» — первоначальные данные о работниках за отчетный период.
  2. Дополнительным «доп» — при необходимости дополнить сведения, ранее указанные в исходном отчете, направленном в ПФР.
  3. Отменяющим «отмн» — при необходимости полностью отменить ранее указанные в отчете данные.

Так вот, до сих пор страхователи могли сдавать дополняющие формы СЗВ-М (доп) даже после окончания срока сдачи исходного отчета. В этом случае они могли избежать штрафа за ошибки, если при заполнении первоначальной версии забыли указать работников. Теперь же штрафа получится избежать, только если дополняющая СЗВ-М (доп) будет направлена в ПФР до окончания срока сдачи отчетности, то есть до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Следовательно, ошибки в СЗВ-М теперь исправлять стало намного сложнее, и при невключении в форму одного или нескольких человек можно стразу же настраиваться на штраф, предусмотреный за ошибки. Кстати, его размер составляет 500 рублей за каждого невключенного в отчет или ошибочно указанного сотрудника.

Правда, если работники указаны все, а ошибка допущена в их данных (ФИО, СНИЛС или ИНН), то по требованию ПФР уточнить данные можно будет обойтись и без штрафа. При условии, что страхователь уложится в отведенные ему для этого 5 рабочих дней.

С 1 октября ведены штрафы за дополняющую СЗВ-М

Новости по теме

С 1 октября ПФР оштрафует работодателя за неполные сведения в первичной СЗВ-М, если он сдаст дополняющие форму СЗВ-М на работников, которых не было в первичном отчете. Это следует из пункта 9 приложения к приказу Минтруда от 14.06.2018 № 385н в редакции от 1 октября. Штраф составит 500 рублей за каждого внесенного вновь работника.

После 1 октября компания вряд ли сможет отменить штраф, потому что Минтруд поменял инструкцию по персучету. С 1 октября исправить ошибки без штрафа можно только в тех сведениях, которые ПФР принял (п. 9 приложения к приказу Минтруда от 14.06.2018 № 385н). Если компания не сдавала сведения на «физика» и отправила дополняющие сведения до того, как ошибку обнаружил ПФР, компанию все равно оштрафуют. Как избежать штрафа, журнал «Упрощенка» рассказал в статье ПФР выпустил масштабные разъяснения о СЗВ-М

Подписка на новости

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной бухгалтерской новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Новые штрафы за СЗВ-М и СЗВ-Стаж в 2019 году

В 2019 году действуют дополнительные меры ответственности для работодателей, нарушивших порядок предоставления сведений персонифицированного учета сотрудников в ПФР. В статье разберем новые штрафы за СЗВ-М и СЗВ-Стаж в 2019 году: какую сумму придется уплатить работодателю, которые не сдал отчет в срок либо допустил в нем ошибку, какие штрафы предусмотрены при подаче корректирующих форм СЗВ-М и СЗВ-Стаж.

Отчет СЗВ-М и СЗВ-Стаж: общие положения

СЗВ-М и СЗВ-Стаж – формы индивидуального персонифицированного учета, содержащие данные о сотрудниках организации или работниках ИП. Контроль за предоставление сведений персонифицированного учета возложен на территориальные органы ПФР.

СЗВ-М включает в себя индивидуальные данные о сотрудника (ФИО, СНИЛС, ИНН), СЗВ-Стаж – информацию о периодах страхового стажа и оснований для досрочного оформления пенсии.

Кто подает

Отчетные формы СЗВ-М и СЗВ-Стаж подают все работодатели (как юрлица, так и предприниматели), независимо от формы собственности, организационной структуры, уровня доходов, количества работников.

Обязательства по составлению и подаче СЗВ-М и СЗВ-Стаж присваиваются в том числе:

  • физлицам, зарегистрированный в качестве ИП, с одним сотрудником и более;
  • организациям, которые не имеют в штате работников, а контроль деятельности которых осуществляется директором-единственным учредителем;
  • компаниям, которые находятся в процессе ликвидации. В подобных случаях в отчет включается физлицо-ликвидатор, с которым заключен договор ГПХ, либо члены ликвидационной комиссии (если договор оформлен на компанию, а не на физлицо).

В отчеты СЗВ-М и СЗВ-Стаж включаются все сотрудники организации, оформленные по трудовым договорам либо привлеченные к работе на основании соглашений ГПХ. В отчетах отражается информация о работниках, которые проработали в организации от 1-го дня.

ИП-работодатели подают отчеты СЗВ-М и СЗВ-Стаж на работников, информацию о себе в отчетах не отражают.

Сроки подачи

Законом установлены следующие сроки подачи отчетов СЗВ-М и СЗВ-Стаж в 2019 году:

СЗВ-М СЗВ-Стаж
Календарный месяц Календарный год
Общий порядок До 1 марта года, следующего за отчетным
При ликвидации организации Досрочно Досрочная подача отчета не предусмотрена Новые штрафы за СЗВ-М и СЗВ-Стаж в 2019 году

01.10.2018 года вступили в силу законодательные изменения, предусмотренные приказом Минтруда РФ № 385н от 14.06.2018 года. Новые положения ужесточают штрафы для работодателей, которые подали СЗВ-М и СЗВ-Стаж с ошибками.

Новые штрафы за СЗВ-М и СЗВ-Стаж действуют с 01.10.2018 года, поэтому многие организации и ИП уже успели прочувствовать их на себе. Дабы предостеречь работодателей в 2019 году, мы подробно расскажем о новых санкциях.

Согласно новому порядку, работодатели, которые допустили ошибки в отчетах СЗВ-М и СЗВ-Стаж, могут подать корректирующий документ не позже стандартного срока предоставления отчетов. Данное правило касается как исправления ошибок, обнаруженных работодателем самостоятельно, так и корректировки сведений на основании замечаний ПФР.

В 2019 году исправить ошибки, допущенные в СЗВ-М и СЗВ-Стаж, и не «нажить» штраф можно будет при условии подачи корректирующей формы:

  • не позже 15-го числа месяца, следующего за отчетным – для СЗВ-М;
  • не позже 1 марта следующего отчетного года – для СЗВ-Стаж.

Если ошибки обнаружены позже установленного срока, либо раньше, но в указанный срок работодатель подать корректирующую форму не смог, то в таком случае ПФР начисляется штраф согласно общему порядку.

Просрочка подачи СЗВ-М и СЗВ-Стаж: что грозит работодателям в 2019 году

В 2019 году для работодателей, нарушивших срок предоставления СЗВ-М и СЗВ-Стаж, предусмотрены следующие меры взыскания:

  • 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки предоставления отчета;
  • 500 руб. за каждого сотрудника, не включенного в отчет, либо данные по которому предоставлены некорректно.

Если работодатель обнаружил ошибку в отчете, но подал корректирующую форму позже установленного срока, то он признается нарушившим порядок предоставления отчетности и к нему применяются общие меры взыскания.

Пример расчета штрафа

По состоянию на 01.01.2019 года в штате ООО «Факториал» работает 12 сотрудников на основании трудовых договоров.

21.01.2019 года на работу в ООО «Факториал» принят новый работник по договору ГПХ.

11.02.2019 года бухгалтер ООО «Факториал» подал в ПФР отчет СЗВ-М, включив в него 12 сотрудников, работающий по трудовым договорам. Работник, привлеченный по договору ГПХ, в отчет включен не был.

18.02.2019 года бухгалтер обнаружил допущенную ошибку и направил в ПФР корректирующую форму СЗВ-М, в которую были включены данные по новому работнику.

Так как корректирующий отчет был подан позже установленного срока (15.02.2019 года), ПФР начислил ООО «Факториал»:

  • штраф в размере 1.000 руб. за неполный месяц просрочки предоставления отчета;
  • штраф 500 руб. за непредоставление сведений персонифицированного учета по 1 сотруднику.

Статья написана по материалам сайтов: ppt.ru, www.26-2.ru, online-buhuchet.ru.

«

Отличная статья 0 Помогла статья? Оцените её

СЗВ м дополняющая штраф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *