СЗВ м корректировка лишний сотрудник

Содержание

Дополняющая форма СЗВ-М, будет ли штраф

В РФ обязательно необходимо подавать в уполномоченные органы заполненную форму СЗВ-М. За несвоевременную подачу грозит штраф. Дополняющая форма СЗВ-М — будет ли штраф?

СЗВ-М — что это?

В Пенсионный фонд Российской Федерации нужно сдавать несколько специальных форм (напрямую либо через электронные средства связи). Среди них находится и СЗВ-М. ПФР установлен образец, заполняемый в организации и сдаваемый в установленный срок (в образец не раз вносились изменения и дополнения из-за многочисленных ошибок).

На сегодняшний день существует форма, которая заполняется через специальную программу, а старая уже не принимается уполномоченным органом. Программу необходимо постоянно обновлять во избежание недочетов и указании устаревших данных. Только с актуальным программным обеспечением получается именно та СЗВ-М, отменяющая штраф. При заполнении формы следует учитывать:

  • реквизиты самого страхователя;
  • обязательное указание временного периода (месяца);
  • указание факта (дополняющая форма, отменяющая итак далее;
  • указание сведений о всех застрахованных лицах организации;
  • подпись Генерального директора;
  • печать организации.

    Застрахованные лица

В шапке обязательно должно стоять, что это за бланк, а также кем, когда он был утвержден. Без таких данных документ не будет иметь юридической силы. ВАЖНО! После заполнения всех полей нужно в обязательном порядке все перепроверить очень внимательно на наличие ошибок. Так как переделка займет дополнительные силы и время. Поэтому, перед подачей в ПФР нужно скорректировать ошибки СЗВ-М во избежание штрафа.

Застрахованные лица в 1С

Как добавить сотрудника?

Корректировка СЗВ-М: добавить сотрудника без штрафа возможно. Форма предусматривает дополнительную функцию, когда можно вернуть упущенного работника и заполнить документ правильно. Очень частые ошибки, совершаемые бухгалтерами — это:

  1. Вовремя не сдана заполненная форма;
  2. Работник (один или несколько) были пропущены в документе;
  3. Была допущена 1 или более ошибок, подлежащих исправлению.

Работник же может быть не включен в общий список по следующим причинам:

  • Увольнение пришлось на 1 число месяца;
  • Трудовой договор был заключен в последний рабочий день месяца, когда форма была уже сдана;
  • Не попал по иным причинам (по ошибке не указали и так далее).

Штраф за корректировку СЗВ-М не будет, если все данные будут исправлены и дополнены в назначенный срок. Поле 3 содержит наименования, среди которых можно выбрать, что сведения дополнительные. А внизу есть таблица, куда идут застрахованные сотрудники, не включенные в предыдущий документ. 1 С легок в использовании, а поэтому бояться нечего, если все учесть и заметить вовремя. Документация сдается в государственные органы в двух видах:

  • Письменном;
  • Электронном.

Поэтому, при подаче дополнительной СЗВ-М штрафа за дополняющие сведения может и не быть. Главное здесь наблюдать: пришлет ПФР запрос на уточнение или же не пришлет. После этого, нужно очень внимательно проверить страховой стаж работающих, а также их данные, внесенные в программу (даже если это не 1С). Все абсолютно программы и электронные системы рано или поздно дают сбои.

Постоянно необходимо проводить проверку внесенных данных, а также исправность самой системы. Если возникают подозрения на возможность потери каких-либо сведений и информации, нужно незамедлительно вызывать мастера, а все данные сохранять в виде архивной копии на материальный носитель. И никогда об этом не нужно забывать.

Трудовой стаж застрахованных лиц

Сложно ли заполнить отчет?

Нет, совсем не сложно. Отчет заполняется и ИП, и организациями, у которых трудятся работники по официальному трудовому договору либо гражданско-правовому. Существует ограничение: если в организации более 25 работающих, то отчет сдается в только в электронном виде с ЭЦП. Специальный бланк утвержден Правительством Российской Федерации. А поэтому, имеет обязательные реквизиты:

  • Ф.И.О. застрахованного;
  • Данные страхователя;
  • СНИЛС и ИНН;
  • Дата и печать.

Все вышеперечисленное располагается в таблице. После фамилии, имени и отчества застрахованного идет комбинация чисел (11), которые выражают уникальный номер. СЗВ-М дополняющая форма — штраф в 2018 году: оштрафовать могут, если не убрать из нее предыдущие ошибки. Среди них может быть, к примеру, ошибка в указании СНИЛС. Тогда отчет обязательно вернут и пришлют постановление об правонарушении.

Так как этот документ обязателен по закону для написания его в данной форме. Подается он ежемесячно (обычно не позднее 15, 16 или 17 числа). За неоплаченный СЗВ-М штраф за дополняющие сведения может дополниться новыми. Сумма возрастает в разы, если в установленный срок не заплатить ее. Существуют и другие административные взыскания на бухгалтера и иных должностных лиц (от 300 до 500 рублей).

Они взимаются за грубые ошибки, допущенные в отчете. Существует правило, которое гласит, что даже при приостановлении деятельности организации такой документ должен быть подан в государственный орган. Он зовется нулевым. Не подается только в случаях, когда:

  • Если не имеется в наличии работающих по гражданско-правовому договору либо по трудовому договору;
  • Имеется единственный учредитель, являющийся и руководителем, но без оформления трудовых отношений;
  • Ни с кем не заключен официальный трудовой договор.

Установлен специальный протокол, где можно посмотреть информацию прошел ли отчет или же нет. Если да, то появляется зеленая галка (значит документация принята). Может быть надписи, что документация не принята или же принята частично. Что выделяется красным ярким цветом. Протокол содержит коды:

  • 10 и 20 (все в порядке);
  • 30 и 40 (имеются в наличии ошибки);
  • 50 (не принят полностью).

Обратите внимание! По таким кодам исправления вносятся не позднее 15 числа, следующего за отчетным. В основном, ПФР дает не более 5 рабочих дней на внесение поправок. Все это указано в Инструкции, утвержденной Приказом № 766н.

Отчет

Регистрируется ли в журналах СЗВ-М?

Ведение журнала может быть осуществлено в целях регистрации выданных копий работающим. Сам же документ формируется и сохраняется, в основном, в электронном виде. По законам Российской Федерации копии СЗВ-М должны быть выданы работающим под роспись. А для таких целей лучше ввести в организации специальный для этого журнал. Срок должен быть тот же согласно ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Правила действуют и в отношении индивидуальных предпринимателей. СЗВ-М дополняющая на забытого сотрудника: штраф будет или нет, а также будут ли штрафовать бухгалтера? Поэтому, Федеральный закон предусматривает выдачу исправленной копии работающему и иные вопросы, возникающие в процессе формирования, выдачи и хранения такой документации на предприятии.

Журнал представляет собой многостраничную таблицу с полями, где значится Ф.И.О. сотрудника и его роспись в получении копии. Он, как и другие журналы, установленные законодательством, должен быть прошнурован и пронумерован, иметь свой регистрационный уникальный номер для дальнейшей идентификации и поиска.

Обратите внимание! Есть возможность также не получить штраф за отменяющую форму СЗВ-М, если добавлять в штрафной протокол корректную информацию. Она не будет принята уполномоченным органом, если данные в ней будут содержать ошибки (штрафные санкции — 500 рублей на страхователя).

Журнал регистрации копий будет служить основанием того, что работник подтвердил своей подписью получение, а также правильность заполнения своих персональных данных. Имеются также графы:

  • Где ставится дата принятия на работу;
  • Дата увольнения с работы;
  • Поле с количеством выданных выписок.

Внешний вид журнала не отличается у ИП и других предприятий. Каких-либо законодательных различий не носят. Разрешается выдача копий документации под роспись в журнале исходящей корреспонденции. Это говорится в Постановлении правления ПФР № 83п о сведениях по застрахованным лицам. Ведение журнала может быть и отменено, но письменное подтверждение в получении копии работником обязательно в бухгалтерском учете. Поэтому, нужно четко формировать отчетность в организациях.

Важно! Отчетность требует соблюдения определенных правил. Совет один: лучше завести специальный журнал для отражения операций бухгалтерского учета (выдачи копий СЗВ-М).

Журнал регистрации копий

Соблюдая все установленные правила на территории России штрафных санкций можно избежать. Заполнять же важные документы нужно очень внимательно, здесь зависит — примут документ или нет. На сегодняшний день предпринимаются попытки по отмене данной формы. Штраф за ошибки в СЗВ-М к 2019 году может быть также изменен (в денежном эквиваленте).

Ошибки в форме СЗВ-М различаются по степени критичности. Одни ошибки чреваты крупными штрафами и сложно исправляются. Другие исправить достаточно легко. А некоторые неточности могут быть вообще несущественны. Об этом – в нашей статье.

Общие правила сдачи СЗВ-М

Сведения о застрахованных физлицах по форме СЗВ-М (утверждена постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п) должны сдавать в ПФР по итогам каждого месяца все страхователи. То есть, все организации, которые имеют штатных и внештатных работников (застрахованных лиц). В форму включают сведения обо всех застрахованных физлицах, которые выполняют работу на основании трудовых или гражданско-правовых договоров.

Неважно, вела организация фактическую деятельность или нет, а также были ли выплаты людям в отчетном месяце или нет. Подать форму СЗВ-М нужно в любом случае. Это следует из положений пункта 2.2 статьи 11 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

СЗВ-М сдают в территориальные отделения ПФР по месту учета страхователя, то есть организации – работодателя.

Форму можно сдать:

  • на бумаге или в электронном виде – если число физлиц, которые включены в отчет, меньше 25 человек;
  • только в электронном виде – если количество человек, включенных в отчет, 25 и более.

СЗВ-М сдают ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Когда СЗВ-М придется отменить или дополнить

Первичный отчет имеет тип «исходная» с кодом «исхд».

Дополняющую форму СЗВ-М (с признаком «доп») организация подает, если кого-то из застрахованных лиц забыли включить в отчет. В этом случае в отчет с кодом «доп» включают только тех физических лиц, сведения о которых добавляют.

Отменяющую форму СЗВ-М (с признаком «отмн») сдают, если в первичный отчет занесли лишних сотрудников (например, тех, кто уже уволен в прошлом периоде) – в неё включают сведения об этих работниках.

Если по каким-либо работникам в отчете допущены опечатки (например, ошибка в ФИО или СНИЛС) то действовать нужно так:

  • сформировать отменяющую форму, аннулировав ошибочную запись;
  • сформировать дополняющий отчет, сделав запись правильную.

Такие правила следуют из постановления Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.

Ответственность

По общему правилу, размер штрафа составляет 500 руб. за каждое застрахованное лицо. Страхователя оштрафуют на эту сумму:

  • если он сдаст отчет позже срока;
  • если он сдаст отчет своевременно, но укажет в нем данные не по всем сотрудникам;
  • если он сдаст отчет вовремя, но укажет в нем недостоверные сведения (например, неверный СНИЛС или ФИО сотрудника).

Кроме того, виновному должностному лицу придется заплатить от 300 до 500 руб. (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Штрафа можно избежать, если организация устранит ошибки и несоответствия в течение пяти дней с момента получения уведомления об ошибках от ПФР. Также санкций не будет, если страхователь выявит и исправит ошибки самостоятельно, до того, как их обнаружит ПФР.

Такие выводы следуют из части 3 статьи 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и п. 39 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда от 21.12.2016 № 766н.

Важно!

По мнению ПФР, без санкций можно исправить только ошибочные данные по тем сотрудникам, которые уже были в исходном отчете. Если же страхователь «забыл» про кого-то из работников, а затем сдал на него дополняющую форму, то наказания не избежать (письмо ПФР от 28.03.2018 № 19-19/5602). Причем даже в том случае, если организация обнаружила и исправила ошибку самостоятельно.

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть решения как в пользу страхователей (постановление 2ААС от 21.05.2018 № 02АП-2626/2018), так и в пользу чиновников (постановление 14 ААС от 28.04.2018 № 14 АП-10424/2017). Высшие судебные инстанции пока не высказали однозначного мнения по данному вопросу. Поэтому страхователю, который нашел «пропущенных» сотрудников, нужно быть готовым к уплате штрафа или к судебным тяжбам.

Еще один штраф предусмотрен за то, что организация, которая обязана сдавать СЗВ-М в электронном виде, представила его на бумаге. В этом случае страхователя оштрафуют на 1000 руб. Это правило части 4 статьи 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Виды и коды ошибок в СЗВ-М

После сдачи СЗВ-М страхователем, программа ПФР проверяет, корректно ли составлен отчет. В результате такой проверки компания может получить протокол со статусом «Документ принят», «Документ принят частично» или «Документ не принят».

Каждому виду ошибок в СЗВ-М присвоен соответствующий код. А именно:

  • коды 10 и 20 – предупреждение. СЗВ-М с такой неточностью считается принятым. То есть отчет примут, несмотря на ошибку. Однако указанная в отчете информация требует разъяснений либо проверки. Получив такое предупреждение, страхователю нужно еще раз проверить правильность представленных сведений и в случае необходимости внести соответствующие исправления;
  • коды 30 и 40 – ошибка. Это означает, что отчет с ошибкой примут, но частично. Если ошибку не исправить к сроку сдачи отчета, штрафов не избежать;
  • код 50 – грубая ошибка. Наличие такого кода в протоколе означает, что сведения по всем застрахованным лицам, указанным в отчете, не приняты и считаются не представленными. В этом случае страхователю необходимо устранить все ошибки и повторно сдать СЗВ-М.

Далее остановимся на каждом из видов ошибок более подробно.

Грубые ошибки в СЗВ-М (код ошибки – 50)

Таким ошибкам соответствует код 50, а форма СЗВ-М при их наличии считается непредставленной. То есть – отчет не принят, нужен новый исходный отчет. Как правило, такие ошибки связаны с некорректными данными об организации-страхователе (ИНН, регистрационный номер, электронная подпись и т.п.). В таких случаях СЗВ-М необходимо сформировать заново (с кодом «исхд»).

Важно!

Нельзя отправлять тот же файл, который в фонде первый раз не приняли, – даже если в нём все ошибки скорректированы. Если при повторной отправке имя файла будет тем же, что и в первый раз, проверочная программа ПФР автоматически откажет в приеме.

Вот примеры таких ошибок.

В чем ошибка

Как правильно

Как исправить

ИНН организации-страхователя в СЗВ-М неправильный

ИНН организации-страхователя – один из обязательных элементов СЗВ-М. Он должен совпадать с теми сведениями, которые есть в ПФР.

Программа сверяет ИНН автоматически. Если, по данным фонда, за этой организацией значится другой ИНН, то программа ПФР автоматически откажет в приеме формы.

Сверить ИНН по учредительным документам организации с тем ИНН, который занесен в учетную программу.

Скорее всего, в учетной программе организации содержатся неправильные данные. А именно – внесен ошибочный ИНН. Его нужно исправить в программе. После этого – сформировать отчет заново, и новый файл отправить в ПФР.

В отчете указан неверный регистрационный номер организации-страхователя в ПФР

Регистрационный номер страхователя в ПФР – один из обязательных элементов СЗВ-М. Он должен совпадать с теми сведениями, которые есть в ПФР. То есть с тем номером, который значится в уведомлении о регистрации организации в фонде. Программа сверяет номер страхователя автоматически.

Если, по данным фонда, этой организации присвоен другой номер страхователя, то программа ПФР автоматически откажет в приеме формы.

Сверить регистрационный номер, который указан в отчете, с тем, что содержится в уведомлении о регистрации в фонде.

Если обнаружено несовпадение – ошибку исправить в учетной программе. После этого – сформировать отчет заново, и новый файл отправить в ПФР.

Если несоответствия не обнаружено (номер страхового свидетельства занесен в программу верно), то могла иметь место одна из следующих причин:

  • произошел сбой при выгрузке отчета – в этом случае нужно выгрузить файл еще раз и отправить;
  • учетная программа устарела – в этом случае следует обновить учетную программу.

Электронная подпись в СЗВ-М некорректна

Электронный СЗВ-М, как и другие отчеты, обязательно заверять усиленной квалифицированной подписью. Важно, чтобы подпись была выпущена уполномоченным удостоверяющим центром.

Проверочная программа ПФР откажет в приеме отчета, если выявит, что подпись:

  • недействительна;
  • выдана неуполномоченным центром;
  • принадлежит не тому, кто указан подписантом.

Проверить реквизиты подписи отправленного отчета в личном кабинете на сайте спецоператора. Сформировать отчет заново, подписать корректной подписью и отправить в ПФР.

В СЗВ-М указан отчетный период позже месяца, в котором его отправили

Отчетный период, за который подается форма, должен быть раньше месяца, в котором проводится проверка. Сдать отчет за будущие месяцы невозможно.

Например, в октябре можно сдать отчет за сентябрь и предшествующие месяцы, но не за ноябрь того же года. Если в СЗВ-М указан отчетный период, который еще не наступил или не закончился, проверочная программа ПФР его не пропустит.

Проверить значение периода (месяц, год), за который заполняется СЗВ-М. Исправить ошибки в учетной программе, сформировать отчет заново и отправить в фонд.

Повторный СЗВ-М с типом «исходная» за тот же отчетный период

Отчет СЗВ-М с типом «исходная» за каждый отчетный период можно сдать только один раз. Если отчет за тот период уже представлен, то все последующие файлы с этим типом данных проверочная программа ПФР автоматически не примет. После отчета с типом «исходная» за тот же период можно отправить только «дополняющую» или «отменяющую» СЗВ-М.

Здесь возможны такие варианты:

  • допущены опечатки в значениях месяца или года, за которые формируется отчет. Например, фактически сдается форма СЗВ-М за сентябрь (в октябре). А написано – за август. Понятно, что исходная форма за август уже была сдана ранее (в сентябре). Если такая опечатка обнаружена — исправить ошибку в учетной программе, выгрузить отчет заново и отправить файл в фонд.
  • признак отчета указан ошибочно. Например, организация подает сведения о сотрудниках, которых забыли включить в отчет. И присваивает этим сведениям код «исхд». В данном случае нужно сформировать отчет с признаком «доп».

Файл с СЗВ-М – некорректно заполненный XML-документ

Любой файл с отчетом СЗВ-М должен соответствовать формату, указанному в постановлении Правления Пенсионного фонда РФ от 7 декабря 2016 № 1077п. В нем подробное описание состава и структуры отчета.

Сверить отчет с требованиями к составу и структуре файла. К примеру, одна из возможных ошибок: учетная программа некорректно сформировала в файле номер территориального отделения ПФР. Исправить ошибки в учетной программе и сформировать отчет заново. Новый файл отправить в фонд.

Ошибки в СЗВ-М, при которых отчет примут частично (код ошибки 30-40)

Таким ошибкам соответствуют коды 30-40. Форма СЗВ-М при их наличии считается принятой частично. Это означает – отчет принят, но нужен корректирующий отчет. Как правило, такие ошибки связаны с некорректными или неполными данными о застрахованных лицах.

Вот примеры таких ошибок.

В чем ошибка

Как правильно

Как исправить

Неверный СНИЛС сотрудника

В форме СЗВ-М нужно указывать тот СНИЛС, который содержится в страховом свидетельстве ПФР.

При проверке специалисты фонда сверяют СНИЛС по ФИО человека.

Если СНИЛС работника в отчете СЗВ-М не соответствует данным фонда, организация-страхователь получит протокол с ошибкой.

Сверить СНИЛС сотрудников со страховыми свидетельствами, копии которых есть в личных делах. Убедиться, что верное значение СНИЛС внесли в учетную программу (при необходимости – исправить).

Сформировать отменяющую форму СЗВ-М, аннулировав ошибочный СНИЛС.

Сформировать дополняющий отчет, указав правильный СНИЛС.

Неверные ФИО сотрудника

Фамилию, имя и отчество сотрудника указывают точно так, как в страховом свидетельстве.

При проверке специалисты фонда сверяют ФИО по страховому номеру.

Если ФИО работника в отчете СЗВ-М не соответствует данным фонда, организация-страхователь получит протокол с ошибкой.

Сверить ФИО сотрудников со страховыми свидетельствами, копии которых есть в личных делах. Убедиться, что верное ФИО внесли в учетную программу (при необходимости – исправить).

Сформировать отменяющую форму СЗВ-М, аннулировав ошибочные данные.

Сформировать дополняющий отчет, указав правильные данные.

Недействительный СНИЛС сотрудника

В отчете должен стоять действующий СНИЛС сотрудника. Тот, что указан в страховом свидетельстве, которое сотрудник предъявлял при приеме на работу.

На практике возможна такая ситуация. ПФР ошибочно открыл несколько лицевых счетов одному и тому же застрахованному лицу и, соответственно, присвоил ему несколько СНИЛС.

Обнаружив эту ошибку, сотрудники фонда закрывают «лишние» счета. Из-за этого один из «старых» СНИЛС может оказаться недействительным.

Уточнить у сотрудника, не было ли случая задвоения СНИЛС, и попросить у него узнать в ПФР актуальные сведения.

Узнав правильный номер лицевого счета человека, нужно исправить его значение в учетной программе.

По сотрудникам, в СНИЛС которых были ошибки

  • сформировать отменяющую форму СЗВ-М, аннулировав ошибочные данные;
  • сформировать дополняющий отчет, указав правильные сведения.

Нет фамилии или имени застрахованного лица

В таблице отчета СЗВ-М у каждого сотрудника должны быть фамилия и имя. Это требование формата отчета. Если это поле не заполнено хотя бы у одного из сотрудников, фонд примет отчет только частично

Ошибиться в ФИО сотрудников мог бухгалтер или сотрудник отдела кадров, занося информацию в учетную программу. Возможно, случайно оставили поля пустыми. Поэтому нужно исправить данные в программе.

Сформировать отменяющую форму СЗВ-М, аннулировав ошибочные данные.

Сформировать дополняющий отчет, указав правильные данные.

Ошибки в СЗВ-М, при которых отчет уточнять необязательно (код ошибки 10-20)

Таким ошибкам соответствуют коды 10-20. Форма СЗВ-М при их наличии считается принятой. Это означает – отчет принят, уточнять необязательно.

Самые распространенные ошибки такого типа:

  • не указан ИНН застрахованного лица;
  • указан неверный ИНН сотрудника.

Если ИНН не указан по причине его отсутствия у человека, то этот недочет исправлять не нужно – идентификационный номер не является критичным для пенсионного отчета.

Однако ошибку лучше исправить, если:

  • ИНН у человека есть, но его просто забыли включить в отчет;
  • ИНН сотрудника указан с опечатками.

Важно!

При отсутствии ИНН у застрахованного лица нужно просто оставить соответствующие графы формы СЗВ-М пустыми. Нельзя вписывать в графы нули – это будет считаться ошибкой.

«Забывчивость» или невнимательность бухгалтера, ответственного за СЗВ-М, может обернуться для компании немалыми суммами штрафов. Ведь размер санкций зависит от числа застрахованных лиц, а в крупных организациях штат сотрудников достаточно большой. При грубой ошибке в СЗВ-М отчет считается непринятым полностью. И, соответственно, если ее не исправить вовремя – штрафные 500 руб. умножаются на количество всех сотрудников. Однако проконтролировать всю отчетность, чтобы выловить ошибку, и исправить ее за невнимательного подчиненного главбуху нереально.

Высокая квалификация наших специалистов и многоуровневый контроль позволят избежать ошибок, а все рутинные операции мы возьмем на себя. А главному бухгалтеру это позволит освободить время и сосредоточиться на решении стратегических задач.

Заказать услугу

Многие коллеги-бухгалтеры сообщают, что были оштрафованы ПФ РФ за представление незначительных уточнений в своевременно представленные формы СЗВ-М. Контролирующий орган не принимал во внимание никакие смягчающие обстоятельства.

Изменился ли в последнее время подход ПФ РФ к приему уточненной формы СЗВ-М?

ПФ РФ еще действует по старинке

Некоторое время назад в центральном аппарате ФНС сделали здравый вывод, что не стоит спорить с налогоплательщиками по тем вопросам, на которые уже дан однозначный ответ в арбитражной практике. Чиновников можно понять: зачем тратить рабочее время сотрудников ИФНС и денежные средства в заведомо проигрышных спорах с налогоплательщиками? И в территориальные налоговые органы было направлено указание учитывать сложившуюся арбитражную практику в каждом конкретном случае.

А вот в ПФ РФ этот позитивный опыт явно перенимать не спешат. Как следствие контролирующие органы с упорством, достойным лучшего применения, выносят решения против плательщиков страховых взносов, раз за разом отменяемые судами разных уровней. Речь, конечно, идет о ситуациях, по которым имеется полностью положительная для плательщиков арбитражная практика.

Пример – ошибки названных плательщиков в отчетах по форме СЗВ-М. Как известно, у бухгалтеров сложилось мнение, что хотя он и представляется ежемесячно, это не очень важный отчет. По итогам его представления никакие платежи не производятся, он носит лишь информационный характер. Тем не менее, за ошибки, которые в нем допущены, возможен немалый штраф, прямо пропорциональный их количеству: за каждую ошибку – 500 руб. Что немаловажно, даже представление уточненных расчетов не спасает от штрафов. В этом смысле ситуация не меняется.

Но неизменным остается и другое: если плательщик обращается в суд, там принимается решение в пользу плательщика.

Проиллюстрируем данный тезис на примере одного из последних судебных решений. Речь идет о деле № А83-7961/2017.

Суд отменил назначение штрафа

Крымское предприятие своевременно представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года. Предприятие обнаружило в этих сведениях ошибку, касающуюся одного из застрахованных лиц, и в марте того же года подало уточненный отчет. Тем не менее контролирующий орган привлек плательщика к ответственности. Налицо типичная ситуация: плательщик сам выявил ошибку в своем отчете, ошибка не привела к каким‑либо задолженностям по платежам, но это не спасло от штрафа. Пришлось обратиться в суд, и он сделал вывод в пользу плательщика – см. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2017 по названному делу.

Контролирующий орган решил настаивать на том, что сведения о застрахованных лицах поданы несвоевременно (имея в виду сведения об одном застрахованном лице, которые отсутствовали в первоначальном отчете, но появились в уточняющем, поданном, действительно, за пределами установленного срока. Согласно ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных, в частности,данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

В указанном пункте речь идет о сведениях, которые приведены в отчете по форме СЗВ-М. То есть объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в ПФ РФ либо представление неполных (недостоверных) сведений.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 27‑ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах. Суд указал, что это следует делать в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее – Инструкция).

Обратите внимание:

В рассматриваемый период, за который страхователь представил отчет, и правда действовала Инструкция. Но с 19.02.2017 она утратила силу, а вместо нее применяется Новая инструкция с тем же названием.

Существенная разница между ними в том, что в Инструкции, в отличие от Новой инструкции, не упоминается отчет по форме СЗВ-М. Ведь Инструкция была утверждена задолго до появления данного отчета, а соответствующие изменения в нее не вносились.

Зато положения, на которые опирался крымский суд, в Инструкции и Новой инструкции очень сходны.

В пунктах 34 и 41 Инструкции говорится, что страхователь может представить корректирующие сведения в контролирующий орган, если сам обнаружит ошибки в формах индивидуального (персонифицированного) учета или их найдет контролирующий орган и сообщит об этом страхователю. В любом случае на это отводилось две недели.

К сведению:

Согласно п. 39 Новой инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФ РФ самостоятельно представить в этот орган уточненные (исправленные) сведения о данном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у ПФ РФ, а также несоответствия их формам и форматам, установленным ПФ РФ, страхователю вручается уведомление о необходимости устранить ошибки в течение пяти рабочих дней. Тот в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления представляет уточненные индивидуальные сведения (п. 37 Новой инструкции). В этом случае финансовые санкции к страхователю тоже не применяются.

Как отметил суд, ни Федеральный закон № 27‑ФЗ, ни Инструкция не содержат ограничений по количеству подаваемых в ПФ РФ корректировок, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, а корректировка расчета не свидетельствует о превышении установленного срока для представления отчета.

Суд напомнил и о Письме ПФ РФ от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ». Согласно этому письму чиновники сочли возможным не применять финансовые санкции, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФ РФ ошибки. Арбитры подчеркнули, что и Новая инструкция содержит аналогичные положения.

В связи с этим важен их вывод, что оснований привлекать крымского страхователя к ответственности в рассматриваемой ситуации у органов ПФ РФ не имелось, поскольку неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений была выявлена и устранена страхователем путем направления корректирующих сведений по правилам действующего законодательства.

ПФ РФ борется, но безрезультатно

Несмотря на такой очевидный вывод, территориальный орган ПФ РФ подал апелляционную жалобу, по итогам которой было вынесено Постановление Двадцать первого апелляционного суда от 06.03.2018 по данному делу.

Аргумент чиновников был несколько странным – форма СЗВ-М не является общей на всех застрахованных лиц, сведения о застрахованном лице предоставляются в отношении каждого из них. Апелляционный суд возразил, что непредставление страхователем сведений о застрахованном лице в установленный законом срок расценивается как представление неполных сведений. Иначе говоря, хотя сведения оказались неполными, они были представлены в срок. В остальном апелляционный суд полностью согласился с рассуждениями судей Арбитражного суда Республики Крым и признал их (а также сделанные арбитрами выводы) верными.

Наконец, что очень важно, в пользу плательщика страховых взносов оказалось и Постановление АС ЦО от 29.05.2018 по данному делу, что еще более подчеркивает бессмысленность попыток органов ПФ РФ бороться в ситуации их очевидной неправоты, а крымских и севастопольских страхователей обнадеживает. Арбитры подтвердили, что действия страхователя следует расценивать как реализацию права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного ст. 15 Федерального закона № 27‑ФЗ.

Конечно, чиновники ПФ РФ могут дойти до самой высокой инстанции, но не вызывает сомнений, что и там их постигнет неудача (см., например, определения ВС РФ от 26.03.2018 № 306‑КГ18-1470 по делу № А12-3595/2017, от 10.05.2018 № 303‑КГ18-99 по делу № А73-910/2017).

* * *

Работодатели, к которым контролирующий орган применит штрафные санкции после представления уточненного отчета по форме СЗВ-М, могут не сомневаться, что суды поддержат их, а не чиновников. Порукой тому положительная арбитражная практика, к которой, помимо уже рассмотренных решений, можно отнести постановления АС ЦО от 07.02.2018 № Ф10-6047/2017 по делу № А83-5838/2017, от 31.08.2017 № Ф10-3336/2017 по делу № А83-9369/2016.

Таким образом, с одной стороны, отношение ПФ РФ к представлению уточненных сведений о застрахованных лицах после истечения установленного срока не изменилось – они готовы штрафовать страхователей по малейшему поводу. С другой стороны плательщики смело могут рассчитывать на то, что соответствующий штраф будет отменен в суде.

Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н. Утверждена Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н. К которым данный документ относит и отчет по форме СЗВ-М. То же можно сказать и о Новой инструкции.

Дополняющая СЗВ-М: штрафы для забывчивых

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 8 июня 2018 г.

Содержание журнала № 12 за 2018 г. Е.О. Калинченко,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Известно, что, если ошибки в поданных сведениях о застрахованных исправить самостоятельно, до выявления этих недочетов ПФР, санкции применяться не должны. Однако эту норму страхователи и ПФР понимают по-разному. В результате возникают споры о правомерности штрафов в случае подачи дополняющей СЗВ-М на забытых застрахованных. Но и у судов нет единого мнения на этот счет.

«Персонифицированные» нарушения без наказания

Организации и предприниматели могут быть оштрафованы, в частности, за следующие нарушения, связанные с подачей формы СЗВ-Мст. 17 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ (далее — Закон № 27-ФЗ):

•представление сведений о застрахованных позднее установленного срока (15-е число месяца, следующего за отчетным);

•указание неполных и (или) недостоверных сведений.

А грозит ли страхователю штраф, если в исходной СЗВ-М он забыл указать сведения о ком-то, но сам заметил это и подал дополняющую СЗВ-М с данными об этом человеке? Арбитражная практика показывает, что однозначного ответа на этот вопрос нет. И вот почему.

Справка

Штраф за непредставление в срок либо подачу неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М составляет 500 руб. в отношении каждого застрахованного, сведения о котором поданы с нарушениямист. 17 Закона № 27-ФЗ. Закон о персонифицированном учете не предусматривает основания для снижения штрафа.

Закон о персонифицированном учете дает право страхователю «дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах»ст. 15 Закона № 27-ФЗ. При этом форма СЗВ-М может быть представлена с типом «доп». Этот код как раз применяется, когда отчет подается «с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах»Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п. Понимая под «сведениями о застрахованных» саму форму СЗВ-М, многие организации и предприниматели полагают, что, отчитываясь о забытом застрахованном, они просто дополняют исходную СЗВ-М. И поскольку это их законное право, штрафовать их не за что.

В то же время Инструкция о персонифицированном учетеутв. Приказом Минтруда от 21.12.2016 № 766н предусматривает следующие два случая, когда ошибка в индивидуальных сведениях может быть исправлена без штрафа.

Случай 1. Устранение расхождений, выявленных ПФР. Обнаружив ошибку в поданных сведениях, ПФР направляет страхователю уведомление об устранении расхождений. Оно может быть передано в электронном виде по ТКС, вручено страхователю лично под расписку или направлено по почте заказным письмом. На исправление ошибок отводится 5 рабочих дней со дня получения уведомления из ПФР. При этом документ, оправленный по почте, считается полученным на шестой рабочий день с даты отправления заказного письмаст. 17 Закона № 27-ФЗ. Если успеть исправить ошибки в 5-днев­ный срок, штрафа не будетп. 39 Инструкции, утв. Приказом Минтруда от 21.12.2016 № 766н.

Случай 2. Исправление самостоятельно выявленной ошибки. Штрафа не будет, если ошибка была найдена самим страхователем и исправлена до момента ее обнаружения ПФР. При этом речь идет об ошибках «в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица». Разъясняя это положение Инструкции о персонифицированном учете, ПФР подчеркиваетПисьмо ПФР от 28.03.2018 № 19-19/5602:

•санкций не будет, только если исправлены ошибочные сведения, ранее поданные в отношении этого конкретного человека;

•штрафа не избежать, если дополняющая СЗВ-М подана на забытого застрахованного.

То есть под «сведениями о застрахованных», которые можно дополнять и уточнять без штрафа, ПФР понимает именно ф. и. о., СНИЛС и ИНН конкретного человека, а не саму форму СЗВ-М с таким названием.

Арбитражные суды: и нашим, и вашим

Страхователям выгоден иной подход: если исходная форма СЗВ-М за месяц сдана, то дополняющие СЗВ-М, в том числе и на забытых застрахованных, будут исправлением ранее поданных сведений. Арбитражная практика на этот счет сложилась не однозначная.

Позиция 1. Штрафы незаконны. Суды обосновывают эту позицию так.

1. Законом о персонифицированном учете установлено право страхователей уточнять и дополнять ранее поданные сведения о застрахованных. Представляя дополняющую СЗВ-М на забытых работников, страхователь реализует это право. Ответственность же может быть установлена только за неисполнение обязанностейПостановление 4 ААС от 19.04.2018 № 04АП-1445/2018.

2. Если страхователь самостоятельно обнаружил и исправил ошибку до ее выявления ПФР, штраф неправомерен. Это следует из положений Инструкции о персонифицированном учете. А в части ошибок, совершенных до 19.02.2017, даты ее вступления в силу, — из позиции ПФР, изложенной в Письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379.

3. В Инструкции о персонифицированном учете о неприменении санкций в случае подачи сведений о забытых застрахованных прямо не сказано. Но это не означает, что основания для освобождения от штрафов в таких ситуациях отсутствуют.

4. ПФР составляет акт о выявлении нарушения после подачи дополняющей СЗВ-М. Таким образом, на момент составления акта нет оснований считать недостоверными сведения, поданные в исходном отчете, поскольку они уже откорректированы.

5. Если ПФР будет штрафовать за представление дополняющей СЗВ-М на забытых застрахованных, у добросовестных страхователей не будет стимула к контролю своей отчетности. А такой контроль дает «дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц»Постановление 4 ААС от 16.04.2018 № 04АП-270/2018.

Позиция 2. Штрафы правомерны. Аргументы в пользу этой позиции у судов такие.

1. Подавая дополняющую СЗВ-М на забытых застрахованных, страхователь вовсе не дополняет и не уточняет ранее представленную отчетность. В таком случае речь идет о первичном представлении сведений на других застрахованных по истечении срока.

2. Исправление ошибки до ее выявления ПФР само по себе не освобождает от штрафа. Важно, чтобы исправлялись именно ранее поданные сведения о конкретном застрахованном лице.

Мы проанализировали решения судов кассационной инстанции по округам, имеющиеся в правовой базе на дату подписания номера в печать. В ряде арбитражных округов таких решений в ту или иную пользу нет совсем или их недостаточно, чтобы проследить тенденцию (всего 1—3 решения). В таких случаях мы проанализировали также решения апелляционных арбитражных судов этого округа.

СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ О ШТРАФАХ ЗА ДОПОЛНЯЮЩИЕ СЗВ-М НА ЗАБЫТЫХ ЗАСТРАХОВАННЫХ

Как видим, решений в пользу страхователей было принято больше. Чаще всего к выводам о неправомерности штрафов приходили арбитражные суды кассационной инстанции Поволжского и Уральского арбитражных округов.

А решения в пользу ПФР принимались в основном судами Дальневосточного и Северо-Западного округов.

Нарушение, но не то — штраф отменить

Иногда суды отменяют санкции, поскольку считают, что ПФР неправильно квалифицировал нарушение.

Обычно страхователя, сообщившего о забытых застрахованных, ПФР штрафует потому, что признает поданные в исходном СЗВ-М сведения неполными. Но некоторые суды не согласны с этим. Они полагают, что нарушение тут допущено иное — непредставление сведений о застрахованном лице в установленный срокПостановления 4 ААС от 05.04.2018 № 04АП-753/2018; 1 ААС от 27.04.2018 № 01АП-2032/2018, от 12.04.2018 № А43-38286/2017, от 05.04.2018 № 01АП-1544/2018; Решения АС Нижегородской области от 06.04.2018 № А43-338/2018 (Внимание! PDF-формат); АС Ярославской области от 27.04.2018 № А82-22724/2017 (Внимание! PDF-формат); АС Владимирской области от 26.04.2018 № А11-892/2018 (Внимание! PDF-формат). А про подачу неполных сведений можно говорить, если указаны не все сведения в отношении одного застрахованного лицаПостановление 14 ААС от 19.04.2018 № А13-19985/2017.

Так что, оспаривая в суде штраф ПФР за представление неполных сведений, вы можете сослаться и на то, что не совершали нарушение, в котором вас обвиняют.

Случается, правда, что, даже признавая квалификацию правонарушения неправильной, решение ПФР о привлечении к ответственности суды все же оставляют в силе. Поскольку штрафы за оба нарушения установлены одной и той же нормой законаПостановления 14 ААС от 19.04.2018 № А13-19985/2017, от 21.03.2018 № 14АП-11972/2017.

ВС: четкой позиции пока нет

В поисках истины управления ПФР, желающие взыскать штрафы со страхователей, и сами страхователи, добивающиеся отмены санкций, доходили уже и до Верховного суда.

Упомянутые в статье судебные решения можно найти:

раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

ПФР в пересмотре дел отказано. ВС неоднократно отказывался пересматривать по жалобам ПФР решения, принятые в пользу страхователейсм., например, Определения ВС от 21.05.2018 № 306-КГ18-5521, от 10.05.2018 № 306-КГ18-4451, от 26.03.2018 № 306-КГ18-1470, от 15.03.2018 № 306-КГ18-652, от 12.03.2018 № 306-КГ18-91, от 13.02.2018 № 302-КГ17-22454. Но отказное определение — это всего лишь процедурный документ, который суд выносит, когда не рассматривает дело по существу. То, что в отказном определении изложена позиция нижестоящего суда, не означает, что ВС с ней согласен. Поэтому вряд ли стоит обольщаться, что после отказных определений ПФР перестанет штрафовать организации, которые самостоятельно представляют дополняющие формы СЗВ-М на забытых застрахованных. Но некоторая польза от этих определений есть — апелляционные арбитражные суды учитывают их, принимая решенияПостановления 2 ААС от 18.04.2018 № А82-23457/2017, от 17.04.2018 № 02АП-1895/2018.

Страхователю пересмотр дела обещан. Жалобы в Верховный суд подали также несколько организаций, не согласившихся с решением арбитражных судов о правомерности санкций ПФРПостановления АC ДВО от 22.02.2018 № Ф03-243/2018, от 24.10.2017 № Ф03-3942/2017. И по одной из этих жалоб уже принято решение о пересмотре дела: заседание запланировано на 27.06.2018Определение ВС от 10.05.2018 № 303-КГ18-99. Чем все закончится, пока не ясно. Но заметим, уже сам факт подачи страхователями жалоб в ВС привел к тому, что в Дальневосточном арбитражном округе рассмотрение некоторых аналогичных дел было приостановлено в ожидании решения ВСсм., например, Определения АС ДВО от 26.04.2018 № Ф03-702/2018 (Внимание! PDF-формат); АС Амурской области от 04.04.2018 № А04-11434/2017 (Внимание! PDF-формат). Остается надеяться, что вердикт ВС будет в пользу страхователей и те арбитражные суды, которые сейчас поддерживают ПФР, пересмотрят свою точку зрения.

* * *

Подача дополняющей СЗВ-М на забытых застрахованных грозит штрафом не только самой организации. ПФР может наказать и ее руководителя. Он может быть оштрафован на сумму от 300 до 500 руб.ст. 15.33.2 КоАП РФ Заметим, что ПФР лишь фиксирует нарушение в протоколе об административном правонарушениип. 4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ. А рассматривать его и принимать решение о взимании штрафа — уже дело судач. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Отчетность в ПФР / отчетность в ФСС»:

Несмотря на такой очевидный вывод, территориальный орган ПФ РФ подал апелляционную жалобу, по итогам которой было вынесено Постановление Двадцать первого апелляционного суда от 06.03.2018 по данному делу.

Аргумент чиновников был несколько странным – форма СЗВ-М не является общей на всех застрахованных лиц, сведения о застрахованном лице предоставляются в отношении каждого из них. Апелляционный суд возразил, что непредставление страхователем сведений о застрахованном лице в установленный законом срок расценивается как представление неполных сведений. Иначе говоря, хотя сведения оказались неполными, они были представлены в срок. В остальном апелляционный суд полностью согласился с рассуждениями судей Арбитражного суда Республики Крым и признал их (а также сделанные арбитрами выводы) верными.

Наконец, что очень важно, в пользу плательщика страховых взносов оказалось и Постановление АС ЦО от 29.05.2018 по данному делу, что еще более подчеркивает бессмысленность попыток органов ПФ РФ бороться в ситуации их очевидной неправоты, а крымских и севастопольских страхователей обнадеживает. Арбитры подтвердили, что действия страхователя следует расценивать как реализацию права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного ст. 15 Федерального закона № 27‑ФЗ.

Конечно, чиновники ПФ РФ могут дойти до самой высокой инстанции, но не вызывает сомнений, что и там их постигнет неудача (см., например, определения ВС РФ от 26.03.2018 № 306‑КГ18-1470 по делу № А12-3595/2017, от 10.05.2018 № 303‑КГ18-99 по делу № А73-910/2017).

* * *

Работодатели, к которым контролирующий орган применит штрафные санкции после представления уточненного отчета по форме СЗВ-М, могут не сомневаться, что суды поддержат их, а не чиновников. Порукой тому положительная арбитражная практика, к которой, помимо уже рассмотренных решений, можно отнести постановления АС ЦО от 07.02.2018 № Ф10-6047/2017 по делу № А83-5838/2017, от 31.08.2017 № Ф10-3336/2017 по делу № А83-9369/2016.

Таким образом, с одной стороны, отношение ПФ РФ к представлению уточненных сведений о застрахованных лицах после истечения установленного срока не изменилось – они готовы штрафовать страхователей по малейшему поводу. С другой стороны плательщики смело могут рассчитывать на то, что соответствующий штраф будет отменен в суде.

Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н. Утверждена Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н. К которым данный документ относит и отчет по форме СЗВ-М. То же можно сказать и о Новой инструкции.

Документ

Приказ Минтруда России от 14.06.2018 № 385н

1 октября 2018 года начнет действовать обновленная редакция Инструкции о порядке ведения персонифицированного учета от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н).

Изменения предусмотрены приказом Минтруда России от 14.06.2018 № 385н (далее – Изменения).

Поправки касаются, в частности, порядка привлечения работодателей к ответственности за непредставление сведений персучета и (или) представление неполных либо недостоверных сведений.

Как привлекают к ответственности сейчас?

За непредставление СЗВ-М в срок либо представление неполных или недостоверных сведений взыскивается штраф в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, далее – Закон № 27-ФЗ).

Обстоятельства, освобождающие работодателя от ответственности, в Законе № 27-ФЗ не прописаны. Они приведены в п. 39 Инструкции № 766н:

  1. подача уточненных сведений в течение пяти рабочих дней с даты, когда от органа фонда поступило уведомление о необходимости устранения неточностей и расхождений;
  2. обнаружение и исправление ошибок работодателем до выявления их фондом.

В большинстве случаев работодатели допускают следующие ошибки при подаче отчетности:

  • не указывают застрахованных физлиц в отчетности;
  • указывают данные о физлицах с ошибками (например, ошибки в фамилии).

Когда работодатели представляют исходную СЗВ-М вовремя, а дополняющую СЗВ-М на «забытых» сотрудников позже срока, отделения фонда взыскивают штрафы даже при наличии упомянутых обстоятельств, исключающих ответственность. Пенсионный фонд РФ обосновывает это тем, что подача корректирующей СЗВ-М в отношении лиц, ранее в ней не указанных, не признается исправлением ошибки в сведениях о застрахованном лице, поскольку эти сведения изначально отсутствовали в отчетности. Работодатель подобным образом не уточняет персонифицированные сведения, а подает сведения на новых лиц с нарушением срока. Следовательно, это образует состав правонарушения по ст. 11 Закона № 27-ФЗ. См. новость об этом .

Заметим, что арбитражная практика по данному вопросу противоречива. Так, отдельные суды поддерживают позицию ПФР и его территориальных органов (постановление АС Северо-Западного округа от 01.03.2018 № Ф07-170/2018). Другие суды встают на сторону работодателей. Их позиция заключается в следующем: штрафы являются незаконными, если работодатель выявил ошибки в СЗВ-М до обнаружения их фондом или в срок, установленный Инструкцией № 766н (в течение 5 дней), устранил выявленные проверяющими ошибки. Причем не имеет значения, какие сведения включены в СЗВ-М с типом «доп» – о физлицах, указанных в исходной СЗВ-М, или о новых (см. определение Верховного Суда РФ от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, постановления АС Западно-Сибирского округа от 16.07.2018 № Ф04-2400/2018, АС Поволжского округа от 27.06.2018 № Ф06-33464/2018, АС Северо-Западного округа от 12.07.2018 № Ф07-5561/2018, АС Уральского округа от 03.07.2018 № Ф09-2766/18).

Что изменится с 1 октября 2018 года?

Штрафы не будут взыскиваться, если одновременно соблюдены следующие условия (п. 9 Изменений):

  • ошибки допущены в отношении физлиц, включенных в исходную СЗВ-М;
  • ошибки обнаружены и исправлены работодателем самостоятельно либо в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления от фонда об их устранении.

Таким образом, положения Инструкции № 766н скорректированы с учетом позиции Пенсионного фонда. Поправки начнут действовать с 01.10.2018. Соответственно, работодателям, которые с этой даты будут подавать СЗВ-М за истекшие отчетные месяцы с типом «доп» на физлиц, которых они не указали в исходной СЗВ-М, штрафов не избежать.

Корректировки сданной СЗВ-М

Теперь расскажем про уточнение СЗВ-М. Итак, предусмотрено несколько типов формы СЗВ-М:

  • «ИСХД» (исходная) – впервые подаваемый отчет;
  • «ДОП» (дополняющая) – отчет, который позволяет дополнить ранее сданные и принятые сведения;
  • «ОТМН» (отменяющая) – если нужно отменить ранее неверно поданные сведения.

С исходной формой (первичной) все понятно. Ее нужно представлять не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Однако в законодательстве ничего не сказано про сроки сдачи дополняющих или отменяющих форм. Попробуем разобраться на примере.

ПРИМЕР

СЗВ-М за март 2018 года организация сдала 12 апреля. Однако 17 апреля 2018 года бухгалтер самостоятельно выявил, что в отчет ошибочно не попал один человек, который в конце марта был принял на работу по трудовому договору. В связи с этим 18 апреля бухгалтер сдал в фонд СЗВ-М с типом «доп» и тем самым дополнил уже сданный отчет информацией в принятом работнике.

Никаких ограничений по срокам сдачи дополняющих и отменяющих СЗВ-М нет. То есть, бухгалтер может подавать уточняющие и отменяющие сведения в любой момент, когда посчитает нужным. Однако рекомендуем учитывать важные моменты, связанные с возможным наступлением ответственности.

Ответственность за уточнение СЗВ-М

За несвоевременное представление исходной (первичной) СЗВ-М законодатели закрепили ответственность в виде штрафа: 500 рублей за каждого работника, о котором не представлена информация. Точно такой же штраф предусмотрен за представление неполных и/или недостоверных сведений (ч. 4 ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Стоит заметить, что некоторые территориальные подразделения ПФР считают, что дополняющие или отменяющие СЗВ-М страхователи обязаны сдавать не позднее установленного общего срока представления отчетности за соответствующий месяц. И если представить отчетность позже, то будет штраф: 500 рублей за каждого «физика», по которому сведения были недостоверными. Так сообщает, в частности, ОПФР по Тверской области на сайте ПФР:

В 2018 году данная позиция не потеряла своей актуальности. И если вы не готовы рисковать, то руководствуйтесь мнением вашего территориального отделения ПФР.

Вернемся к нашему примеру, в котором бухгалтер подал дополняющую форму лишь 18 апреля 2018 года. То есть уже после наступления срока представления сведений за март – после 16 апреля. По логике представителей ПФР, страхователь в данном случае должен быть оштрафован на сумму 500 рублей.

Но верен ли такой подход? Ведь бухгалтер самостоятельно обнаружил ошибку и предпринял меры к ее исправлению. Территориальный орган ПФР никакой ошибки или недостоверности не выявлял. Почему же тогда за такие действия страхователя должны привлекать к ответственности? Официальных пояснений от ПФР по этому поводу до сих пор нет. Однако, по нашему мнению, чтобы избежать споров с территориальными органами фонда, по возможности, сдавать уточняющие или отменяющие сведения лучше до наступления срока сдачи отчетов за текущий месяц.

СЗВ м корректировка лишний сотрудник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *