Судебные исполнители рк

Частный судебный исполнитель — гражданин Республики Казахстан, занимающийся частной практикой по исполнению исполнительных документов без образования юридического лица на основании лицензии частного судебного исполнителя, выданной Комитетом по исполнению судебных актов.

Государственный судебный исполнитель — должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него законом функции по исполнению исполнительных документов.

Судебный исполнитель — государственный судебный исполнитель и частный судебный исполнитель, выполняющие возложенные на них законом функции по исполнению исполнительных документов и имеющие равные права и обязанности за изъятиями.

Тарифы оплаты деятельности частного судебного исполнителя

Сумма оплаты деятельности частного судебного исполнителя, уплачиваемая в рамках исполнительного производства в зависимости от категории дел, устанавливается в следующем порядке:

  1. Для исполнительных документов имущественного (денежного) характера по суммам:
  • до 60 МРП — в размере 25 процентов от суммы взыскания;
  • от 60 до 300 МРП — в размере 20 процентов от суммы взыскания;
  • от 300 до 1 000 МРП — в размере 15 процентов от суммы взыскания;
  • от 1 000 до 5 000 МРП — в размере 10 процентов от суммы взыскания;
  • от 5 000 до 10 000 МРП — в размере 8 процентов от суммы взыскания;
  • от 10 000 до 20 000 МРП — в размере 5 процентов от суммы взыскания;
  • свыше 20 000 — в размере 3 процентов от суммы взыскания.
  1. Для исполнительных документов неимущественного (не денежного) характера:
  • о выселении и (или) вселении, обязании должника совершить определенные действия и (или) воздержаться от их совершения — с физических лиц 50 МРП, юридических лиц 100 МРП;
  • об обеспечении иска, освобождении имущества от ареста и иных исполнительных документов — с физических лиц 20 МРП, юридических лиц 40 МРП.
  1. Для исполнительных документов о взыскании периодических платежей:
  • о взыскании алиментов и возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, в размере 1 МРП от суммы взыскания ежеквартально.

Региональная коллегия частных судебных исполнителей:

Региональная коллегия частных судебных исполнителей г. Нур-Султан

Региональная коллегия частных судебных исполнителей г. Алматы

Региональная коллегия частных судебных исполнителей г. Шымкент

Региональная коллегия частных судебных исполнителей Акмолинской области

Региональная коллегия частных судебных исполнителей Алматинской области

Региональная коллегия частных судебных исполнителей Костанайской области

Региональная коллегия частных судебных исполнителей Павлодарской области

Региональная коллегия частных судебных исполнителей Карагандинской области

Региональная коллегия частных судебных исполнителей Восточно-Казахстанской области

Региональная коллегия частных судебных исполнителей Кызылординской области

Региональная коллегия частных судебных исполнителей Актюбинской области

Региональная коллегия частных судебных исполнителей Атырауской области

Региональная коллегия частных судебных исполнителей Мангистауской области

Региональная коллегия частных судебных исполнителей Западно-Казахстанской области

Региональная коллегия частных судебных исполнителей Жамбылской области

Региональная коллегия частных судебных исполнителей Северо-Казахстанской области

Региональная коллегия частных судебных исполнителей Туркестанской области

К вам пришел судебный исполнитель

В последнее время участились жалобы на работу частных судебных исполнителей. В социальных сетях люди жалуются, что у них арестовывают банковские счета, сообщают о заочных судебных решениях о взыскании штрафов, при этом сами граждане часто оказываются попросту поставлены перед фактом. При этом частный судебный исполнитель еще и требует оплату за свои услуги. inbusiness.kz вместе с Министерством юстиции объясняет, какие полномочия есть у частного судебного исполнителя и что делать людям, если судебный исполнитель превысил свои полномочия.

– По каким делам может работать частный судебный исполнитель? Кто вообще к ним обращается?

– Вся деятельность частных судебных исполнителей четко регламентирована Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Пункт 1 статьи 138 этого закона гласит, что к исполнению частным судебным исполнителем принимаются все исполнительные документы, за исключением тех, где одной из сторон является государство. Закон четко оговаривает весь перечень таких документов:

1) о взыскании с государства;

2) о взыскании с юридического лица, 50% и более голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированным с ним юридическим лицам;

3) о взыскании с субъектов естественных монополий или субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг;

4) о взыскании в пользу государства, по которым размер взыскания превышает тысячу месячных расчетных показателей (в 2018 году 1 МРП составляет 2405 тенге);

5) о конфискации имущества либо о передаче имущества государству;

6) о выселении, вселении, сносах, изъятиях земельных участков и других категорий дел, производимых в интересах государства.

Таким образом, если исполнительное производство не относится к этим шести пунктам, частный судебный исполнитель может его принять как от физического, так и от юридического лица.

– Как вообще работает этот механизм? Почему судебный исполнитель просто ставит «перед фактом» и начинает требовать деньги?

– Просто «ставить перед фактом» вас не должны, объясняют в Министерстве юстиции. Порядок действий как органа, налагающего штраф, так и судебного исполнителя, к которому обратились за принудительным взысканием, четко прописан в законодательстве.

Так, в соответствии с требованиями Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» и Кодекса РК об административных правонарушениях, судебный исполнитель принимает постановления на принудительное исполнение от уполномоченного органа. Постановлению о принудительном исполнении должна предшествовать работа госоргана, наложившего штраф, с самим нарушителем – по добровольному исполнению взыскания. И только в случае отказа правонарушителя исполнить взыскание в добровольном порядке принимается решение о принудительном исполнении.

При этом сам правонарушитель обязан предоставить в уполномоченный орган подтверждающие документы об уплате административного штрафа. Если документы не предоставлены, госорган может и не узнать, что штраф оплачен, и принять меры по принудительному взысканию.

Таким образом, государственный орган, наложивший административный штраф, обязан принять все меры для взыскания данного штрафа в добровольном порядке в течение 30 дней либо до трех месяцев путем взыскания наличными денежными средствами, уплаченными должником в добровольном порядке, либо путем направления постановления по месту работы должника, либо по месту получения пенсии, стипендии, либо по месту, где должник имеет источник дохода.

Только по истечении срока добровольного исполнения в случае если должник уклоняется от добровольной уплаты и не работает, не является получателем пенсии и стипендии, не имеет других источников дохода, то орган, наложивший административный штраф, выносит мотивированное постановление о принудительном исполнении и направляет региональную палату частных судебных исполнителей. К постановлению о взыскании штрафа на принудительное исполнение обязательно прилагается копия документа, подтверждающего факт надлежащего извещения лица о добровольной уплате штрафа и справка налогового органа о непоступлении суммы штрафа.

– Может ли частный судебный исполнитель наложить арест на банковские счета?

– Да, может. Согласно статье 31 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», основанием для применения мер принудительного исполнения является исполнительный документ, принятый судебным исполнителем к своему производству. В соответствии со статьей 32 закона судебный исполнитель обязан принять меры по обеспечению исполнения исполнительных документов.

Мерами по обеспечению исполнения исполнительных документов являются наложение ареста на имущество должника, включая деньги и ценные бумаги, находящиеся у него либо у иных физических или юридических лиц (в том числе в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также в страховых организациях).

– Если я уже давно оплатил штраф, но судебный исполнитель почему-то не в курсе этого и требует повторной уплаты не только штрафа, но еще и его работы?

– Видимо, штраф вы оплатили, но не предоставили подтверждающие документы в уполномоченный орган (который наложил на вас штраф). Поэтому вам необходимо предоставить частному судебному исполнителю подтверждающий оплату документ, после чего частным судебным исполнителем будут приняты меры по прекращению исполнительного производства и отмене всех принятых мер обеспечения исполнения. При таких обстоятельствах оплата деятельности частного судебного исполнителя не производится, поскольку сумма штрафа оплачена до возбуждения исполнительного производства.

– Получается, я все оплатил, они платеж потеряли где-то, и мне теперь снова бегать и доказывать, что ничего не должен?

– К сожалению, такие сбои в системах случаются. Поэтому, если, к примеру, вам оформили штраф за нарушение ПДД, лучше самому проехать после уплаты штрафа в дорожную полицию и зарегистрировать квитанцию об оплате.

Над налаживанием системы информационного взаимодействия госорганы активно работают. В Министерстве юстиции рассказали, что для решения задач по получению от всех государственных органов, являющихся субъектами административной практики, исполнительных документов в форме электронного документа уже прорабатывается вопрос по информационному взаимодействию двух систем – Автоматизированной информационной системы органов исполнительного производства (АИС ОИП) с Единым реестром административных производств (ЕРАП). Запланированы разработка и тестирование информационного взаимодействия, ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на 2018 года. С введением этой системы в действие в электронном формате будет отражена информация об отсутствии оплаты суммы административного штрафа.

– Если частный судебный исполнитель явно превышает свои полномочия, что делать и куда жаловаться?

– Полномочия частных судебных исполнителей четко определены Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», и за их превышение предусмотрена ответственность.

Так, ответственность частного судебного исполнителя предусмотрена статьей 150 закона, согласно которой неисполнение либо ненадлежащее исполнение частным судебным исполнителем возложенных на него обязанностей и должностных полномочий влечет установленную законами Республики Казахстан ответственность. А именно: частный судебный исполнитель обязан возместить причиненный участникам исполнительного производства и другим лицам ущерб, возникший вследствие совершения исполнительного действия, противоречащего законодательству Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 127 закона решение и действие (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа или отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы в суде в порядке и сроки, предусмотренные гражданским законодательством Республики Казахстан.

Также контроль над законностью совершаемых исполнительных действий и соблюдением правил делопроизводства частным судебным исполнителем осуществляется уполномоченным органом, его территориальными органами, Республиканской палатой и региональными палатами частных судебных исполнителей, в связи с чем стороны исполнительного производства имеют право обратиться с соответствующим заявлением по своему усмотрению в указанные органы осуществляющий контроль.

– Эти жалобы вообще рассматривают?

– Обязательно. По данным Министерства юстиции, в 2017 году поступило 2668 жалоб, за I квартал 2018 года – 680 жалоб. За нарушение законодательства в отношении частных судебных исполнителей принимаются меры дисциплинарной ответственности, а также по приостановлению и прекращению действия лицензии.

Так, в прошлом году 1071 частный судебный исполнитель привлечен к дисциплинарной ответственности, 85 лицензий приостановлено, 28 лицензий прекращено. За I квартал 2018 года 139 ЧСИ привлечены к дисциплинарной ответственности, 35 лицензий приостановлено, девять лицензий прекращено.

В Минюсте приводят такой пример: у частного судебного исполнителя находилось исполнительное производство о взыскании с физлица задолженности в размере 527220 тенге. Частный судебный исполнитель начал производить действия по проникновению в жилье должника и описи и ареста его имущества. Тогда как, согласно статье 25 Конституции, жилище является неприкосновенным объектом. Действия судебного исполнителя были признаны незаконными, и, принимая во внимание факты неоднократного нарушения требований действующего законодательства, действие лицензии на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя было прекращено.

В Министерстве юстиции подчеркивают: для исключения возникновения проблемных вопросов при исполнении судебных актов самим гражданам необходимо своевременно принимать меры по погашению имеющейся задолженности, а также своевременно судебных и иных актов, до предъявления исполнительных документов к исполнению.

Ирина Севостьянова

Организационная структура органов принудительного исполнения Республики Казахстан

Система исполнительного производства в Республике Казахстан находится в составе судебной ветви власти.

В Республике Казахстан с 2010 года начала действовать смешанная система принудительного исполнения, функции по принудительному исполнению возлагаются как на частных, так и на государственных судебных исполнителей.

Следует заметить, что к исполнению частных судебных исполнителей не могут быть приняты исполнительные документы, по которым в качестве одной из сторон выступает государство.

Лицензия судебному исполнителю выдается уполномоченным органом на основании решения квалификационной комиссии. Уполномоченный орган ведет Государственный реестр лицензий на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов.

Государственным органом, обеспечивающим своевременное исполнение судебных актов, является Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан. Исполнение исполнительных документов возлагается на судебных исполнителей. Систему органов исполнительного производства образуют: уполномоченный государственный орган по обеспечению исполнения исполнительных документов, территориальные органы и отделы территориальных органов. Территориальные органы Комитета на областном уровне называются Администраторами судов, а на районном уровне – территориальные участки судебных исполнителей. Руководителями территориальных участков являются старшие судебные исполнители.

Контроль за деятельностью государственного судебного исполнителя осуществляет уполномоченный орган и его территориальные органы.

Надзор за законностью исполнительного производства осуществляется Прокуратурой.

Кроме этого, в Республике Казахстан существует республиканская коллегия частных судебных исполнителей, которая является некоммерческой организацией и представляет собой профессиональное объединение региональных коллегий частных судебных исполнителей. Каждая из региональных коллегий частных судебных исполнителей избирает в порядке, предусмотренном уставом Республиканской коллегии частных судебных исполнителей, представителей в состав Республиканской коллегии частных судебных исполнителей.

Территория деятельности частного судебного исполнителя, а также количество частных судебных исполнителей в пределах исполнительного округа определяются уполномоченным органом совместно с Республиканской коллегией частных судебных исполнителей.

Республиканская коллегия частных судебных исполнителей: осуществляет координацию деятельности региональных коллегий частных судебных исполнителей, представляет интересы региональных коллегий частных судебных исполнителей и частных судебных исполнителей в государственных органах и негосударственных организациях, участвует в работе Международного союза судебных исполнителей и служащих, других международных и иностранных организаций по вопросам организации частной исполнительской деятельности, участвует в нормотворческой и экспертной деятельности уполномоченного органа, других государственных органов по вопросам исполнительного производства и связанных с частной исполнительской деятельностью, организует обучение частных судебных исполнителей, повышение их квалификации, обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав судебных исполнителей, занимающихся частной практикой, а также осуществляет иные полномочия.

Контроль за законностью совершаемых исполнительных действий и соблюдением правил делопроизводства частным судебным исполнителем осуществляется уполномоченным органом, Республиканской и региональными коллегиями частных судебных исполнителей. Контроль за соблюдением налогового законодательства частным судебным исполнителем осуществляют органы налоговой службы Республики Казахстан.

Ограничения специальных прав должников

Законом Республики Казахстан от 30 июня 1998 года № 253 «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (действует до 20 октября 2010 г.) данная мера не предусмотрена.

Однако Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (опубликован 20.04.2010, «Казахстанская правда», № 97-98 (26158-26159), вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования, т.е. вступает в силу 20.10.2010) закрепляет положение о введении временных ограничений на выезд должника из страны (статья 33).

Предусмотрено, что при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный исполнитель вправе, а по заявлению взыскателя обязан вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Республики Казахстан.

Данное постановление судебного исполнителя подлежит санкционированию судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан. Копии указанного постановления направляются должнику для сведения, в уполномоченные органы по управлению миграционными процессами и в органы пограничной службы Республики Казахстан для исполнения. Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или государственный судебный исполнитель вправе обратиться в суд с представлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Республики Казахстан.

Также судебный исполнитель вправе направить в суд представление о временном запрете выдачи должнику лицензии, разрешения, а также о приостановлении действия ранее выданных должнику лицензий и разрешений.

Информационные технологии. Доступ к базам данных

В Республике Казахстан государственные, а также частные судебные исполнители имеют доступ к публичным реестрам и электронным базам данных.

Уполномоченный орган в целях распространения сведений о неплательщиках по исполнительным документам ведет республиканский реестр должников по исполнительным производствам. Реестр размещается на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа. Сведения для включения в реестр должников направляются судебными исполнителями.

Декларирование должником имущества, раскрытие информации об имуществе

В Республике Казахстан должник по требованию судебного исполнителя должен предоставить ему информацию об имеющемся у него имуществе, а также сообщить сведения об источниках доходов. В предоставляемой информации должник обязан также указать основания всех причитающихся ему имущественных требований.

Розыск должника и его имущества

В Республике Казахстан розыск должника осуществляется по определению суда на основании представления судебного исполнителя об объявлении розыска должника органами внутренних дел и финансовой полиции.

Обращение взыскания на имущество должника

При обращении взыскания на имущество судебный исполнитель выясняет принадлежность его должнику, действительную стоимость и имеющееся на нем обременение. В случаях, когда установление принадлежности имущества, не подлежащего государственной регистрации, затруднено и есть основания предполагать, что это имущество принадлежит должнику, судебный исполнитель имеет право наложить арест на имущество до выяснения его принадлежности.

Если имущество не принадлежит должнику, то он обязан предоставить судебному исполнителю необходимые доказательства, устанавливающие принадлежность арестованного имущества. Удостоверившись в принадлежности имущества должнику, судебный исполнитель включает его в опись, в зависимости от размера взыскания налагает арест на все имущество или его часть и направляет постановление о наложении ареста в соответствующие органы государственной регистрации. О наложении ареста на заложенное имущество судебный исполнитель извещает залогодержателя.

Обращение взыскания на имущество должника частным судебным исполнителем в Республике Казахстан осуществляется только с санкции суда.

Обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках или иных кредитных организациях

Взыскание на денежные суммы должника, находящиеся в банках или организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, осуществляется судебным исполнителем путем выставления инкассового распоряжения. К инкассовому распоряжению прилагаются копии исполнительных документов, заверенные печатью территориального отдела либо частного судебного исполнителя.

Обращение взыскания на долю в общем имуществе

При обращении взыскания на долю должника в общем имуществе судебный исполнитель обязан известить сособственников имущества и предоставить им право преимущественной покупки доли должника в общем имуществе. Стоимость доли указывается в извещении на основании письменного заключения специалиста.

Хранение арестованного имущества должника

Судебный исполнитель осуществляет передачу на хранение арестованного имущества на основании договора хранения путем получения от хранителя сохранной расписки. Хранитель может пользоваться с разрешения судебного исполнителя этим имуществом, если по свойствам имущества пользование им не ведет к уничтожению имущества или уменьшению его ценности. Хранитель, если таковым не является должник или член его семьи, получает за хранение вознаграждение. Хранителю возмещаются произведенные им необходимые расходы по хранению имущества за вычетом фактически полученной выгоды от использования этого имущества.

Реализация имущества должника

Реализация арестованного имущества производится судебным исполнителем через торговые организации на комиссионных началах, а также на торгах в форме аукциона. Торги в форме аукциона проводятся частным судебным исполнителем самостоятельно, а государственным судебным исполнителем — через специализированную торговую организацию. Выбор формы реализации имущества определяется судебным исполнителем с учетом вида имущества и мнений взыскателя и должника. Судебный исполнитель реализует имущество, находящееся на территории его исполнительного участка.

Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве

В случае злостного уклонения лиц от исполнения судебных актов, судебный исполнитель вправе обратиться в орган уголовного преследования с представлением о привлечении их к уголовной ответственности. Также за неисполнение исполнительного документа должник может быть привлечен к административной ответственности.

документы

Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:48 / 26 августа 2011 12:40

Депутат Мажилиса Парламента Гульнара Бижанова предложила сформировать специальный фонд для страхования ответственности частных судебных исполнителей, передает парламентский корреспондентBestnews.kz.

Г. Бижанова отметила, что эта тема обсуждалась в ходе недавних встреч в Шымкенте с частными судоисполнителями.

«Частные судоисполнители убеждены, что их индивидуальное страхование гражданско-правовой ответственности, согласно статьи 146 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» значительно сдерживает деятельность», — отметила Г. Бижанова.

«Согласно данной норме, частные судебные исполнители не вправе осуществлять свою деятельность без договора страхования, условия которого определяются соглашением сторон. Кроме этого, они не вправе совершать исполнительные действия, если сумма взыскания превышает размер страховой суммы по договору страхования его гражданско-правовой ответственности. Если частные судоисполнители намерены совершить соответствующие исполнительные действия, но размер страховой суммы по индивидуальному договору страхования меньше суммы взыскания, они обязаны заключить договор на недостающую сумму», — констатировал депутат.

При этом «из-за больших расходов в настоящее время частный судебный исполнитель страхует причинение вреда по самой высокой сумме, указанной в одном из исполнительных документов.»

По информации депутата Бижановой, в среднем в производстве у частного судоисполнителя находится от 500 до 1000 исполнительных документов.

«К примеру, самая большая сумма по одному из документов составляет 100 млн. Соответственно, судебный исполнитель страхует свою ответственность в пределах 100 млн. тенге, по остальным документам возникает риск неуплаты нанесенного им вреда. В то же время, страхование на общую сумму всех документов, находящихся в производстве, для судоисполнителей является обременительным и затратным», — сказала Г. Бижанова.

«Так, затраты на страхование не относятся к расходам по исполнительному производству и не возмещаются — даже при условии отзыва исполнительного документа или прекращения производства. Более того, за 4 года действия института частного судебного исполнения примеры нанесенного вреда отсутствуют», — подчеркнула депутат.

«Для решения назревшей проблематики рекомендуется Республиканской палате частных судебных исполнителей рассмотреть и иные, не запрещаемые законом способы страхования. К примеру, за счет коллективного страхования специального фонда самой Палаты. Средства фонда, формирующиеся за счет ежегодных взносов ЧСИ направлять, в том числе и на компенсационные выплаты за нанесенный вред», — сказала Г. Бижанова.

По данным мажилисменки, «так работает Франция с классической моделью частного исполнения судебных актов.»

В ходе правчаса председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе нижней палаты парламента Нурлан Абдиров поднял еще одну проблему в работе частных судебных исполнителей. Речь идет о не всегда добросовестной и полной оплате их услуг банками второго уровня. Зачастую банки, дождавшись завершения работы частных исполнителей по подготовке документов и имущества для взыскания задолженности с проблемного заемщика, напрямую заключают соглашение с должником. В этом случае, частные судоисполнители остаются ни с чем, неся серьезные убытки, поскольку банки работают без предварительного авансирования услуг.

«Насколько справедливой является такая ситуация для многих судебных исполнителей, особенно для тех, которые не могут понудить банки предусматривать раннее авансирование услуг в договорах? В данном случае, предлагаю рассмотреть опыт стран Европы по предварительному авансированию банками услуг частных судебных исполнителей, — поддержала депутат Бижанова позицию Нурлана Абдирова.

«Это позволяет не только защитить судоисполнителей и частично компенсировать их расходы при выполнении заказов банков, но и повысить прозрачность сферы исполнительного производства в целом», — отметила Гульнара Бижанова.

4 Авг 2020 13:16 Количество просмотров: 680

27 июня 2020 года вступил в силу Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования исполнительного производства и уголовного законодательства». Он затронул кодексы: «Об административных правонарушениях», «О браке (супружестве) и семье», Гражданский, Бюджетный, Уголовный, Уголовно-процессуальный и Трудовой, а также законы: «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», «Об оперативно-розыскной деятельности, «О банках и банковской деятельности в РК», «О судебных приставах», «О платежах и переводах денег», «О нотариате», «О связи» и «О прокуратуре».

Какие перемены коснулись судебных исполнителей, рассказал заместитель руководителя департамента юстиции Туркестанской области, член РОО «Казахстанский союз юристов» М. Исабеков:

— Теперь частный судебный исполнитель (ЧСИ) может открыть в банке только один специальный счет, предназначенный для хранения взысканных сумм в пользу взыскателя. Введена норма, запрещающая наложение ограничений на эти деньги. Законом предусмотрено, что Министерство юстиции и его территориальные органы будут приостанавливать расходные операции по текущему счету частного судебного исполнителя, предназначенному для хранения взысканных сумм в пользу взыскателей, у которого приостановили или которого лишили лицензии. Сокращается бумажная волокита. Теперь ЧСИ не нужно представлять оригинал исполнительного листа или приказа, являющегося основанием для его составления, либо копию этого документа, заверенную постранично оттиском гербовой печати суда, при предъявлении инкассового распоряжения в территориальное подразделение центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета. Отныне достаточно приложить копию исполнительного документа, заверенную печатью.

В Кодекс «О браке (супружестве) и семье» внесена поправка, по которой для должников-инвалидов ежемесячная выплата и расчет задолженностей по алиментам будут определяться только из их ежемесячной заработной платы либо иного дохода. А если они не работают, то из получаемых пособий.

Закон расширил компетенцию по рассмотрению дел об административных правонарушениях и наложении адмвзысканий. Если раньше такие дела рассматривали только руководители территориальных органов юстиции и их заместители, то теперь это могут делать руководители районных и городских подразделений юстиции.

В связи с изменениями, внесенными в Закон «О нотариате», судебные исполнители включены в перечень лиц, которым предоставляются сведения о нотариальных действиях. Судебный исполнитель по находящимся в его производстве делам исполнительного производства вправе запрашивать сведения о нотариальных действиях в отношении должников. Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» предусматривает срок вступления в силу постановления судебного исполнителя со дня его вынесения. Право судебного исполнителя на выставление ограничения на выезд из страны должников заменено на обязанность. То есть сразу после принятия в производство исполнительного документа судоисполнитель обязан вынести постановление об ограничении выезда должника из страны.

Увеличен порог суммы задолженности с 20 МРП до 40 МРП, установлен срок снятия временного ограничения на выезд в течение одного рабочего дня.

Утвержден максимальный срок исполнения исполнительных документов для ЧСИ — шесть месяцев.

Исключены некоторые основания для приостановления исполнительного производства. Например, при предъявлении в суд иска об освобождении от ареста имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу, подаче жалобы в суд на действия (бездействие) или решения органов (должностных лиц), наложивших адмвзыскание, исполнительное производство не приостанавливается. А частный судебный исполнитель, направивший исполнительный документ по территориальности в соответствующую региональную палату частных судебных исполнителей, обязан возвратить неиспользованный авансовый взнос взыскателю.

Законом предусмотрена норма: при обращении взыскания на заработную плату или иные виды дохода должника за ним должно сохраняться не менее пятидесяти процентов заработной платы или иного дохода и по исполнительным производствам, находящимся у других судоисполнителей. В этой связи судебные исполнители обязаны посредством государственной автоматизированной информационной системы исполнительного производства проверить наличие исполнительных производств в отношении должника.

Установлена обязанность судоисполнителя выносить постановление об определении задолженности по алиментам ежеквартально и направлять этот документ в течение трех рабочих дней сторонам исполнительного производства. Должники-инвалиды ежемесячные выплаты и задолженность по алиментам будут производить из их ежемесячной заработной платы и иного дохода, а если не работают — из ежемесячных пособий и (или) социальных выплат из государственного бюджета и (или) государственного фонда социального страхования.
Определен предельный размер взыскиваемой пени за неисполнение исполнительного документа: для физических лиц — 360 МРП, юридических лиц — 900 МРП, субъектов малого и среднего предпринимательства — 600 МРП, должника, относящегося к социально уязвимым слоям населения, — 15 МРП.

Также пересмотрен порядок оплаты деятельности ЧСИ. Теперь он не может требовать оплату своей деятельности с должников, исполнивших требование исполнительного документа до предъявления на принудительное исполнение. Более того, предусмотрена норма о том, что по постановлению ЧСИ об утверждении сумм оплаты она взыскивается с должника один раз, то есть исключается повторное взыскание оплаты.

При выселении, вселении, сносе, а также при описи и изъятии имущества закон обязал судоисполнителей производить аудио-, фото-, видеофиксацию. А обращение взыскания на имущество должника при невозможности взыскания алиментных платежей из заработной платы или иных доходов производится в течение трех месяцев.

Расширены виды дисциплинарной ответственности. К ЧСИ будут применяться дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, исключение из членов Республиканской палаты с подачей уполномоченному органу представления о лишении лицензии.

Татьяна Корецкая

Судебные исполнители рк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *