Отказ в возбуждении исполнительного производства

Как устроено исполнительное производство в России?

От устройства исполнения решений суда зависит и механизм обжалования в его процессе. Как и во многих других государствах, в России исполнение судебных решений в основном регулируются нормами обычного права. Исполнительное производство находится под контролем со стороны административных органов. Все основные полномочия, связанные с контролем процесса исполнения судебных решений переданы службе судебных приставов, то есть государству. Но вся деятельность административных органов контролируется судами.

Фактически эффективность взыскания долгов связана с возможностями Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая входит в систему органов при Министерстве юстиции РФ. ФССП имеет три уровня: федеральный, региональный и местный один. На федеральном уровне осуществляется только общее руководство службой, рассматриваются обращения и т.д.

Региональный уровень, в дополнении к организационным и контрольным функциям, аналогичным федеральным полномочиям, также отвечает за расследование и поиск должников, решает вопросы, связанные с процедурами сложного исполнительного производства (несколько должников, правоприменение в отношении градообразующих предприятий и т.д.).

Фактическое исполнение судебных решений осуществляется местными подразделениями ФССП). Они возглавляются старшими судебными приставами, который контролирует исполнение, санкционирует некоторые действия судебных приставов. Некоторые из них могут быть законными, только если предварительно утверждены старшим судебным приставом (исполнительные действия в ночное время, доступ в жилую недвижимость, занимаемую должником и т.д.).

Пройдите опрос по вероятности привлечения к СО

Все руководители ФССП — от старших судебных приставов до главы службы имеют право отменить любые распоряжения судебных приставов (даже по собственной инициативе) и объявить их действия (или бездействие) незаконным.

Как возбудить исполнительное производство?

Исполнительное производство открывается по правилам ч. 1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ на основании заявления взыскателя в течение от 1 до 3 дней.

Исполнение судебного решения ведется судебным приставом-исполнителем от имени государства. Он взыскания, принудительных мер и их порядка, порядка изъятия имущества. Судебный пристав также делают индивидуальную оценку собственности на сумму до 30 000 рублей и т.д.

Одной из основных причин неудовлетворительного состояния исполнительного производства в чрезвычайно высокой нагрузке судебных приставов: в 2017 году она в среднем составляла до 3000 процедур на пристава в год. Поэтому об эффективности взыскания долгов говорить не приходится, иначе судебный пристав должен в среднем успешно завершать в день десять-пятнадцать исполнительных производств.

Нет причин ожидать снижения нагрузки в ближайшее десятилетие, так как количество исков и, соответственно, судебных решений только увеличивается. В результате, растет количество жалоб на работу судебных приставов, которые не обеспечивают взыскание большинства долгов.

Как обжаловать отказ в возбуждении исполнительного производства?

Соответственно рассмотренному ранее порядку, решение о его инициации или об отказе принимает судебный пристав.

Причины отказы могут быть самые разные, но они сводятся к двум направлениям:

  1. Недостатки самого заявления;
  2. Недостатки постановления, послужившего поводом к обращению ха взысканием.

Первое основание дает возможность устранения недостатков заявления в десятидневный срок, причем в этот период возможно повторное с ним обращение.

Второе основанием отказа чаще всего являются требования к исполнительному документу. Они все перечислены в ст. 31 Закона N 229-ФЗ. Оспорить отказ судебного пристава в начале исполнения решения суда можно двумя способами: в порядке его подчиненности или в суде.

Здесь чаще всего эффективнее бывает судебный контроль, который заключается в праве заинтересованного лица подать апелляцию против каких-либо действий (или бездействий) должностных лиц ФССП. Несмотря на то, что, этот контроль аналогичен процедуре рассмотрения жалоб на действия и решения, принимаемые судебными приставами администрацией ФССП, существуют специфические особенности о судебного контроля. Судебная защита публична, а не кулуарна как административная процедура. В суде могут быть оспорены любые действия судебного пристава-исполнителя (или его бездействие).

Как правило, обжаловать такой отказ может лицо, в пользу которого был выдан документ, удостоверяющий исполнение. Кроме того, прокурор действует в целях защиты государственных, общественных интересов и интересов лиц, нуждающихся в особой защите (несовершеннолетних, недееспособных и т.п.), то есть он имеет право представить исполнительные документы для осуществления и обжаловать действия судебного пристава или его бездействие.

К кому обратиться за помощью при отказе в возбуждении исполнительного производства?

Одной из главных проблем в процессе взыскания долгов в России то, что должники уклоняются от исполнения судебных решений, т.е. они чаще всего ссылаются на отсутствие официального дохода и зарегистрированного имущества на свое имя, которые могут быть использованы для обращения взыскания. В соответствии с законом должники и взыскатели имеют равные права и обязанности. Однако, в действительности юридическое равенство сторон при взыскании долгов ведет к фактическому неравенству, где должник имеет преимущество.

Если он основательно спрятал имущество и официально не работает, то взыскать долги не представится возможным. Закон предусматривает исчерпывающий перечень мер принуждения. Это, в основном, включает в себя прямые меры (взыскания на имущество, запрет на определенные действия должника и т.д.).

Есть несколько мер косвенного принуждения (которые непосредственно не направлены на исполнение, но могут привести к нему): временный запрет на выезд за границу, временное ограничение права должника на вождение автотранспорта, Применение косвенных мер часто очень успешно. Меры принуждения являются эффективными, если они весьма разнообразны и используются с учетом индивидуальных особенностей конкретного дела.

Получить консультацию юриста

Поэтому, участие взыскании долга специализированной компании «Рыков групп», которая имеет большой опыт взыскания долгов является весьма энергичным шагом по возврату всего долга или его части.

Компания «Рыков групп» не имеет ничего общего с коллекторскими агентствами, которые предоставляют услуги по взысканию денежных средств с должников в пользу кредиторов. Методы работы коллекторов часто находятся на периферии закона (непрерывные звонки к должнику) или даже нарушают его (угрозы, оскорбления).

«Рыков групп» предлагает решения по взысканию задолженности и использует только законные средства ускорения исполнительного производства, так как знание всех его тонкостей дает много положительных эффектов:

  • Лучшее знание положения должника позволяет выбрать наиболее эффективную меру принуждения.
  • Выбор индивидуальной, наиболее чувствительной меры стимулирует добровольное исполнение.

Решите свои проблемы с просроченной дебиторкой прямо сейчас. Запишитесь и получите консультацию у профессионалов в этом вопросе.

14. Процессуальный порядок отказа в возбуждении исполнительного производства. Основания для отказа

Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства

1. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктами 1, 2 и 4 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

2. Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

3. Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 — 4 и 7 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

15. Обеспечение исполнения требований исполнительного документа

Согласно п. 5 СТ. 9 Федерального закона «Об исполнительном про­изводстве» в целях обеспечения исполнения исполнительного доку­мента по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя су­дебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постанов­ления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указыва­ется в постановлении. Как показывает практика, возможность реального исполнения требований исполнительного документа напрямую зависит от опера­тивности действий судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество должника, иногда в таких ситуациях счет идет буквально на часы. Требование же данной нормы закона, носящей императивный характер, отрицательно сказывается на процессе исполнения, ибо в случае отсутствия у судебного пристава-исполни­теля заявления взыскателя о немедленном наложении ареста у долж­ника есть своего рода иммунитет от ареста на период действия уста­новленного судебным приставом-исполнителем срока для доброволь­ного исполнения. Ведь в данной ситуации право судебного при става-исполнителя наложить арест на имущество должника в момент его описи и ареста обусловлено наличием у судебного при става-исполнителя заявления взыскателя о наложении ареста, при отсутствии которого арест может быть наложен только по истечении срока, установленного су­дебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения. От взыскателя же, в силу различных причин, может не поступить такого заявления. В том случае, когда взыскатель расположен в месте испол­нения, данная проблема еще разрешима, но бывает, что взыскатель находится очень далеко от места исполнения и получение судебным приставом-исполнителем заявления от него становится проблема­тичным. При несоблюдении судебным при ставом-исполнителем требова­ний п. 5 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производ­стве», как показывает практика судов, следует неизбежное призна­ние действий судебного при става-исполнителя незаконными. Таким образом, отсутствие у судебного пристава-исполнителя заявления взыскателя о немедленном наложении ареста на имущество должни­ка лишает судебного при става-исполнителя права произвести арест имущества должника одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства до истечения срока пре­доставленного для добровольного исполнения. Вместе с тем в подоб­ной ситуации у должника появляется возможность в течение срока, отведенного на добровольное исполнение, сокрыть, распродать или иным образом распорядиться своим имуществом с целью не допуще­ния наложения на него ареста.

И снова здравствуйте! Исполнительное производство — это достаточно сложный процесс, который регулируется не менее сложным Федеральным Законом, который, в свою очередь, мы разбираем в этом разделе. Сегодня я расскажу об отказе в возбуждении исполнительного производства:

  • когда это происходит;
  • по каким причинам;
  • и каковы последствия для для взыскателя и должника.

Итак, мы остановились на подаче заявления о возбуждении исполнительного производства. Если Вы помните, я писал: сначала взыскатель подает заявление о возбуждении производства вместе с исполнительным документом в службу судебных приставов, в течении трех рабочих дней канцелярия службы передает эти документы непосредственно судебному приставу. И последний, опять же, в 3-х дневный срок принимает решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Далее, статья 31 Федерального закона регламентирует дальнейшие действия пристава в случае отказа в возбуждении исполнительного производства. Судебный пристав исполнитель в трехдневный срок, если считать со дня поступления к нему документов, либо выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, либо постановление о возбуждении производства. И вот по каким причинам пристав может отказать в возбуждении производства. Рассмотрим все варианты.

Причины отказа в возбуждении исполнительного производства

Причина № 1. Исполнительный документ есть, но он предъявлен без заявления взыскателя, либо взыскатель в этом документе не расписался. Как бы ни смешно это звучало, но около 30% всех судебных и исполнительных документов возвращаются заявителям по этой банальной причине. Поэтому, старайтесь контролировать этот вопрос и подписывайте документы заранее. Не оставляйте подписание на последний момент — непосредственно перед подачей в государственные органы, поскольку, Вы рискуете забыть проставить свою подпись в важном документе. Казалось бы, мелочь, но Вы потеряете время и, возможно, упустите процессуальные сроки, которые потом восстановить крайне сложно. Об этом уже говорил .

Причина № 2. Предъявления исполнительного документа не в тот отдел судебных приставов. Иными словами, если будет установлено, что должник проживает в другом районе, в другом городе и так далее, пристав вернет Вам документы и откажет в возбуждении ИП. В чем причина? Как Вы помните, исполнительные действия проводятся по месту жительства должника либо по последнему известному месту жительства. Так что, внимательно читайте исполнительный документ, который Вам выдал суд, и при обнаружении ошибок и опечаток, которые встречаются достаточно часто, сразу же требуйте их исправления, как говорится, не отходя от кассы.

Причина № 3. Истечение срока для предъявления исполнительного документа, в том случае, если этот срок не был восстановлен в судебном порядке. Тут, я думаю, Вам понятно. О восстановлении сроков я подробно писал вот в этой статье.

Причина № 4. Поданный документ, по сути, не является исполнительным документом либо не ответствует требованиям, которые предъявляются к исполнительным документам. Тоже достаточно популярная причина. Часто приставы возвращают исполнительный лист по той причине, что работники суда, при заполнении документа, допустили технические ошибки и описки.

Причина № 5. Исполнительный документ уже ранее принимался службой судебных приставов для исполнения, однако, производство по нему было прекращено.

Причина № 6. Исполнительный документ также ранее поддавался в службу судебных приставов, но исполнительное производство по нему было окончено.

Причина № 7. Судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный документ, не вступил в законную силу. Здесь есть исключения: это судебные акты, которые подлежат немедленному исполнению. Я говорил о них в предыдущих статьях.

Причина № 8. Исполнительный документ не подлежит исполнению именно Федеральной службы судебных приставов, возможно каким-то другим государственным органом.

Причина № 9. Касается опять требований международных договоров по поводу возврата детей, незаконно перемещенных за пределы Российской Федерации. Но здесь причина отказа достаточно простая — это достижение ребенком возраста, с которого в отношении него международные договоры не подлежат применению, к примеру, возраст совершеннолетия. Конкретнее, уже нужно читать соответствующий международный договор.

Причина № 10. Исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных статьей 21 ФЗ. Эта норма была введена в марте 2015 года. Часть 9 статьи 21 ФЗ «Об исполнительном производстве» предполагает наличие отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта. В этом случае, исполнительный документ, поданный в течение срока отсрочки или рассрочки, соответственно, будет возвращен, поскольку, при наличии отсрочки или рассрочки пристав не имеет право проводить принудительное исполнение судебного акта, поскольку считается что должник исполняет судебный акт добровольно.

Далее, копия постановления судебного пристава об отказе в возбуждении исполнительного производства должна быть направлена взыскателю. При этом, должнику копия не направляется. Поскольку нет производства, должник таковым в рамках исполнительного производства не является. Тем не менее, как Вы понимаете, устранение оснований (по большинству причин), послуживших для отказа в возбуждении производства, является поводом для повторной подачи исполнительного листа.

Я думаю, эта статья больше актуальна для взыскателей, но и должнику будет полезна. Если Вы имеете долги, и намечается возбуждение исполнительного производства в отношении Вас, следите за сроками, чтобы не упустить возможность обжалования действий либо постановлений судебного пристава.

Заходите на сайт проекта снова. В следующей статье я расскажу о том, как происходит разъяснение порядка и способа исполнения судебных актов, о том кто именно должен подавать в суд такие заявления, и о том, к чему эти разъяснения могут привести. До скорого.

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства исчерпывающим образом определен в ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве»:

  • 1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя, либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления;
  • 2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий;
  • 3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • 4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • 5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было прекращено;
  • 6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа;
  • 7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  • 8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов России;
  • 9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением сроков повторного предъявления к исполнению, предусмотренных ч. 2.1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • 10) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка либо об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;
  • 11) исполнительный документ предъявлен с нарушением срока, установленного федеральным законом или судебным актом, актом иного органа или должностного лица, для исполнения требований исполнительного документа, а также срока предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа (за исключением исполнительных документов о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказание за совершение преступления). Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее следующего дня после вынесения постановления направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Отказ в возбуждении исполнительного производства может быть обжалован вышестоящему должностному лицу (старшему судебному приставу) или в суд.

Правовые последствия отказа в возбуждении исполнительного производства зависят от обстоятельств, послуживших основанием для отказа. Указанные обстоятельства могут носить устранимый или неустранимый характер.

После получения копии постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства взыскатель может устранить обстоятельства, которые послужили причинами для отказа и повторно обратиться с заявлением о возбуждении производства (с учетом сроков, установленных ч. 2.1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве») — только в случае, если в возбуждении отказано на основании и. 1—4, 7 ст. 31 Закона:

  • 1) в случае отсутствия заявления или его неподписания взыскателем либо его представителем, взыскатель может написать соответствующее заявление или подписать его;
  • 2) если исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, в постановлении об отказе в возбуждении исполнительного производства указывается, в какой отдел Федеральной службы судебных приставов надлежит обратиться. Взыскатель вправе предъявить исполнительный лист и заявление о возбуждении исполнительный лист в соответствующий отдел службы судебных приставов;
  • 3) если истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению, взыскатель вправе обратиться с соответствующим ходатайством в суд. После восстановления пропущенного срока возможно повторное предъявление исполнительного листа или судебного приказа;
  • 4) документ не является исполнительным (например, если взыскатель предъявляет к исполнению судебное решение, а не исполнительный лист) либо не соответствует требованиям, предъявляемым к форме и содержанию исполнительного документа (ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве»). В этом случае взыскатель вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный лист или судебный приказ с ходатайством об устранении допущенных нарушений либо с просьбой о выдаче исполнительного листа;
  • 5) если не вступил в законную силу судебный акт, на основании которого выдан исполнительный документ, взыскателю необходимо дождаться вступления его в законную силу либо обратиться в суд с заявлением об обращении решения к немедленному исполнению. Таким образом, взыскатель не вправе вновь предъявлять исполнительный документ, если исполнительное производство по нему уже было прекращено по основаниям, предусмотренным законом, либо исполнительное производство по нему было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (в том числе в случае фактического исполнения за счет одного или нескольких должников по солидарным требованиям), либо исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению службой судебных приставов (например, исполнительный лист о взыскании денежных средств с бюджета Российской Федерации или ее субъекта).

Однако неясным остается вопрос о правовых последствиях отказа в возбуждении исполнительного производства по основаниям, введенным Федеральным законом от 12 марта 2014 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О судебных приставах11 и Федеральный закон „Об исполнительном производстве11» и Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» и Федеральным законом от 08 марта 2015 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

• исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением сроков для повторного предъявления, установленных

ч. 2.1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»;

  • • исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении данного ребенка;
  • • исполнительный документ предъявлен с нарушением срока, установленного федеральным законом или судебным актом, актом иного органа или должностного лица, для исполнения требований исполнительного документа, а также срока предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа (за исключением исполнительных документов о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказание за совершение преступления).

По каким-то причинам законодатель не внес изменения в ч. 3 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» в части установления правовых последствий нарушения указанных выше норм. Представляется, что отказ в возбуждении исполнительного производства по основанию достижения ребенком возраста, когда международный договор не подлежит применению, будет препятствовать повторному предъявлению исполнительного документа к исполнению, поскольку данное обстоятельство (достижение ребенком определенного возраста) является неустранимым.

При этом несоблюдение срока для повторного обращения с заявлением о возбуждении исполнительного производства и срока, указанного в ч. 9 ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве», по своей сути не является неустранимым препятствием к возбуждению исполнительного производства и поэтому не может быть препятствием для повторного предъявления взыскателем в службу судебных приставов

исполнительного документа при условии истечения сроков, указанных в ч. 9 ст. 21, ч. 2.1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Аналитические вопросы и задания

  • 1. Проанализируйте существующие научные подходы к определению понятия «исполнительный документ».
  • 2. Соотнесите два понятия: «исполнительный документ» и «основание исполнения».
  • 3. Какие виды исполнительных документов предусматривает Федеральный закон «Об исполнительном производстве»? Какие исполнительные документы предусмотрены иными федеральными законами?
  • 4. Проанализируйте коллизионные нормы ФЗ «Об исполнительном производстве» и Трудового кодекса РФ о восстановлении пропущенных сроков исполнительной давности.
  • 5. Сравните требования, предъявляемые к содержанию судебного приказа, указанные в ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ.
  • 6. Определите общие правила территориальной компетенции Федеральной службы судебных приставов при возбуждении исполнительного производства.
  • 7. Исследуйте вопрос о возможных правовых последствиях отказа в возбуждении исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п. 9, 10 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве».

  • Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных листов, судебных приказов, исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей, а также судебных актов, актов другихорганов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должни

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Если в процессе проверки поступившего исполнительного документа судебный пристав-исполнитель обнаружит обстоятельства, препятствующие возбуждению исполнительного производства, он выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства (см.

приложение № 106 к приказу ФССП России от 31 января 2011 г. №28).

Закон об исполнительном производстве устанавливает основания для отказа в возбуждении исполнительного производства (ст. 31):

1)предъявление исполнительного документа без заявления взыскателя либо предъявление заявления, не подписанного взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

2)предъявление исполнительного документа не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, когда взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство;

3)истечение срока предъявления исполнительного документа к исполнению и отсутствие судебного решения о его восстановлении;

4)предъявление документа, который не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам;

5) предъявление исполнительного документа, который ранее предъявлялся к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено судом или судебным приставом-исполнителем по основаниям, предусмотренным ст. 43 Закона об исполнительном производстве (например, в случае смерти взыскателя-граж- данина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если требования, содержащиеся в исполнительном документе, не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства, утраты возможности исполнения документа, обязывающего должника совершить определенные действие (воздержаться от совершения определенных действий, отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю, принятия судом отказа взыскателя от взыскания, утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником, отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, и др.), а также в случае отмены приговора в части назначения штрафа за преступление (ч.

14 ст. 103 Закона об исполнительном производстве);

6)предъявление исполнительного документа, который ранее предъявлялся к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено ввиду: фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 вышеуказанного Закона); фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п. 2 ч. 2 ст. 47 этого же Закона); выплаты штрафа за преступление в полном объеме (п. 1 ч. 15 ст. 103 данного Закона); замены штрафа за преступление другим видом наказания или отмены наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования (п. 2 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве); смерти должника-осужденного или объявления его умершим по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление (п. 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве);

7)предъявление судебного акта, акта другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, не вступившего в законную силу, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

8)предъявление исполнительного документа, который не подлежит исполнению в соответствии с законодательством. Например, Федеральная служба судебных приставов в соответствии с БК РФ не производит принудительное исполнение судебных актов о взыскании денежных средств с казны России, казны субъекта РФ, казны муниципального образования (ст. 242.2).

! Постановление об отказе в возбуждении исполнительного произ- ° водства судебный пристав-исполнитель выносит в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа

Копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением исполнительного и иных поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения такого постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

После устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1-4 и п. 7 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, исполнительный документ может быть предъявлен на исполнение повторно в общем порядке.

Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства

Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства

1. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов;

9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона;

10) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;

11) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона.

2. Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

3. Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 — 4 и 7 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства
Комментарий к статье 31
1. При поступлении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи.
В ч. 1 комментируемой статьи приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Некоторые из оснований являются устранимыми, т.е. в случае исправления и нового обращения судебный пристав-исполнитель примет исполнительный документ к взысканию, возбудив исполнительное производство. Неустранимые основания для отказа в возбуждении исполнительного производства означают, что у взыскателя нет права на возбуждение исполнительного производства.
Существуют следующие основания для отказа в возбуждении исполнительного производства:
1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя. Как отмечалось в комментарии к ст. 30 настоящего Закона, по общему правилу заявление о возбуждении исполнительного производства подается взыскателем. В этом случае такое заявление должно быть приложено к исполнительному документу и подписано взыскателем или его представителем (в случае подачи его последним). Поскольку право на предъявление исполнительного документа к взысканию является специальным, т.е. требует отражения в доверенности названного полномочия, недостаточно просто приложения доверенности. Требуется указание в доверенности на соответствующее полномочие представителя. Данное основание для отказа в возбуждении исполнительного производства является устранимым. После исправления имеющихся недостатков в заявлении такой исполнительный документ с заявлением может быть снова предъявлен к взысканию;
2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство (ч. 4 ст. 30 комментируемого Закона). При предъявлении исполнительного документа по месту совершения исполнительных действий судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство (см. комментарий к ст. 33 настоящего Закона). Вместе с тем не всегда взыскатель знает место жительства, нахождения должника, соответственно, не может определить место, где должно быть осуществлено исполнительное производство. В этом случае в заявлении должно быть указано на данное обстоятельство;
3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению. В исполнительных документах нередко указывается срок предъявления исполнительного документа к взысканию (ст. 321 АПК; ст. 432 ГПК). Если такой срок не указан, то пристав определяет его в соответствии с действующим законодательством (см. комментарий к ст. 21 комментируемого Закона). Истекший срок предъявления исполнительного документа к взысканию может быть восстановлен. В силу этого данное основание для отказа в возбуждении исполнительного производства может быть устранено. Однако если пропущенный срок предъявления исполнительного производства не восстановлен, то взыскатель теряет право на его предъявление. В этом случае это же основание может стать неустранимым препятствием;
4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 настоящего Закона (см. комментарий к указанной статье).
Поскольку в заявлении о выдаче судебного приказа дата и место рождения, а также место работы должника-гражданина указываются только в том случае, если они известны взыскателю, отсутствие таких сведений в судебном приказе не является основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства в силу п. 4 ч. 1 комментируемой статьи <1>.
———————————
<1> См.: п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 27 декабря 2016 г. N 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве».
Данное основание является устранимым;
5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 (прекращение исполнительного производства) и ч. 14 ст. 103 комментируемого Закона. Важнейшим правовым последствием прекращения исполнительного производства является невозможность повторного обращения. Основания прекращения исполнительного производства исчерпывающе определены в ст. 43 настоящего Закона. Исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление прекращается при наличии обстоятельств, исчерпывающе перечисленных в ч. 14 ст. 103 настоящего Закона. Это неустранимое основание для отказа в возбуждении исполнительного производства;
6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 (окончание исполнительного производства ввиду фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а также фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство) и п. 1 ч. 15 ст. 103 (окончание исполнительного производства по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление). В данном случае имеют место неустранимые основания для отказа в возбуждении исполнительного производства;
7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению. Процессуальное законодательство предусматривает сроки для вступления судебных актов в законную силу. Только на вступивший в законную силу судебный акт (за исключением случаев немедленного исполнения) может быть выдан исполнительный лист. Это устранимое основание;
8) исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению ФССП.
При поступлении в службу судебных приставов исполнительного документа после введения процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца четвертого п. 1 ст. 63 Закона о несостоятельности (банкротстве) применительно к п. 8 ч. 1 комментируемой статьи.
По смыслу названных положений если впоследствии производство по делу о банкротстве будет прекращено (кроме случаев заключения мирового соглашения), то пропущенный срок предъявления исполнительного документа к исполнению подлежит восстановлению судом, принявшим соответствующий судебный акт, в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 23 комментируемого Закона <1>.
———————————
<1> См.: п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве».
В случае поступления в структурное подразделение территориального органа ФССП России исполнительного документа, выданного судом иностранного государства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 комментируемой статьи. При этом взыскателю необходимо разъяснить, что решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором РФ (ст. 409 ГПК) <1>.
———————————
<1> Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. Приказом ФССП от 19 июня 2012 г.).
Приведенное основание относится к неустранимым препятствиям;
9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных ч. 2.1 ст. 30 настоящего Закона <1>, согласно которой установлены специальные правила о сроках предъявления исполнительного документа к взысканию при окончании ранее производства ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание при условии принятия судебным приставом-исполнителем всех мер по отысканию имущества должника. Законом установлены разные сроки для двух случаев:
———————————
<1> Определение КС РФ от 17 февраля 2015 г. N 401-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Язевой Анны Федоровны на нарушение ее конституционных прав статьями 2, 3, 28, 29, пунктом 9 части 1 статьи 31, статьей 50, пунктами 15 и 17 части 1 статьи 64 и статьей 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
— заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в ч. ч. 1, 3, 4 и 7 ст. 21 комментируемого Закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника;
— заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые Законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.
Указанное основание для отказа в возбуждении исполнительного производства является неустранимым;
10) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка. Указанное основание для отказа в возбуждении исполнительного производства является неустранимым;
11) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных ч. 9 ст. 21 комментируемого Закона, в соответствии с которой если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований. Данное основание для отказа в возбуждении исполнительного производства является неустранимым.
Комментируемым Законом установлен трехдневный срок, исчисляемый со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю, для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства. Важно отметить начало течения трехдневного срока — со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю. Практически трехдневный срок установлен как для возбуждения исполнительного производства, так и для отказа.
2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится правило о направлении копии постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Законом установлен срок направления копии постановления — не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления. При оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя нередко указывается на ненаправление стороне-взыскателю копии постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства <1>.
———————————
<1> См., например: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 апреля 2014 г. N Ф03-1239/2014.
В выходные и праздничные дни должен быть организован прием исполнительных документов работниками дежурной части территориального органа ФССП с обеспечением указанных работников штампами для регистрации входящих исполнительных документов (письмо ФССП от 26 декабря 2014 г. N 00011/14/81265-ап «Об организации работы по административному приостановлению деятельности должников»).
3. Устранение обстоятельств, предусмотренных п. п. 1 — 4 и 7 ч. 1 комментируемой статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Законом. Остальные основания, будучи неустранимыми, не могут быть исправлены и, следовательно, препятствуют повторному обращению.

Комментарий к статье 31

1. Наряду с возбуждением исполнительного производства в законе предусмотрено и другое процессуальное последствие предъявления заявления и исполнительного документа — отказ в возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Основания для вынесения данного постановления перечислены в законе исчерпывающим образом.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя. Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 настоящего Федерального закона. В данном случае должны быть соблюдены общие и специальные правила о месте совершения исполнительных действий, указанные в ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Кроме того, в комментируемом основании для отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрено исключение; в соответствии с которым если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к

исполнению. Здесь необходимо использовать правила об исчислении, перерыве и восстановлении сроков предъявления исполнительных документов, предусмотренные ст.ст. 21 — 23 Закона об

исполнительном производстве;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 настоящего Федерального закона. Перечень исполнительных документов предусмотрен ст. 12 Закона об исполнительном производстве и не является исчерпывающим, поскольку к исполнительным документам относятся также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Другое важное условие состоит в том, что исполнительный документ по своему содержанию должен соответствовать общим требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство

по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Закона об

исполнительном производстве. Основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом сформулированы в Законе исчерпывающим образом, поэтому по иным основаниям прекращение исполнительного производства невозможно. Одним из последствий прекращения исполнительного производства является невозможность повторного предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве. В отличие от прекращения исполнительного производства окончание исполнительного производства не во всех случаях препятствует повторному предъявлению исполнительного документа к принудительному исполнению. Такими препятствиями выступают лишь следующие отдельные основания окончания исполнительного производства:

— фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона);

— фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п.

2 ч. 1 ст. 47 Закона);

— выплата штрафа в полном объеме; замена штрафа другим видом наказания или отмена наказания в виде штрафа в порядке амнистии либо помилования; смерть должника-осужденного или объявление его умершим в исполнительном производстве по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление (п. п. 1,2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона);

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению. В соответствии со ст. 12 Закона об исполнительном производстве ряд исполнительных документов являются юрисдикционными актами производного характера. Например, исполнительный лист выдается на основании судебного решения, определения или приговора суда, а та кже иных актов в случаях, предусмотренных законом. По общему правилу исполнительный лист выдаете я только после того, когда юрисдикционный акт, являющийся основанием его выдачи, вступит в законную силу. Однако судебные процедуры предполагают возможность оспаривания и вступивших в законную си лу судебных актов в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском процес се, а применительно к арбитражному процессу дополнительным способом выступает кассационное прои зводство. В то время как срок предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению сост авляеттри года (ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве). Поэтому вполне вероятна такая ситуация, при которой исполнительный лист выдан судом, но не предъявлен к принудительному исполнению, а впоследствии судебный акт, являющийся основанием для его выдачи, был оспорен и отменен в порядке пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. В соответствии с действующим законодательством ФССП России не является единственным органом исполнения. Так, согласно ч. 2 ст. 1 Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Например, по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (ч. 2 ст. 242.2 БК РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи разрешены некоторые процессуальные вопросы отказа в принятии исполнительного документа.

Прежде всего, отказ в принятии исполнительного документа оформляется путем вынесения отдельного постановления судебного пристава-исполнителя. При этом должны быть соблюдены требования ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве в отношении основных реквизитов данного документа. Далее судебный пристав-исполнитель копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, обязан направить взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Должнику копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства не направляется.

3. В тех случаях, когда обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в возбуждении исполнительного производства и указанные в п. п. 1 — 4 и 7 ч. 1 комментируемой статьи, будут устранены, взыскатель, иные уполномоченные лица получают право на повторное предъявление исполнительного документа к принудительному исполнению. Если отказ в возбуждении исполнительного производства был осуществлен ввиду того, что исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено или окончено (п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве), повторное предъявление исполнительного документа невозможно.

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *