Кодекс об административных правонарушениях (КоАП или ФЗ №195) представляет собой юридический документ, в котором перечислены правонарушения в определённых сферах общественных отношений. Эти сферы представлены в статье 1.2, а так же в структуре кодекса.
Содержание
- Кто несёт ответственность по нормам КоАП
- Как и за что наказывают
- Функция Кодекса об административных правонарушениях
- Структура КоАП
- Раздел I КоАП
- Раздел II КоАП
- Раздел III КоАП
- Раздел IV КоАП
- Раздел V КоАП
- Комментарий к Статье 8.1 КоАП РФ
- Другой комментарий к Ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
- Новые записи:
Кто несёт ответственность по нормам КоАП
Субъектами ФЗ №195 являются:
- физлица;
- юрлица;
- должностные лица.
В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.
В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.
В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:
- выполнение властных функций;
- властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
- выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.
При этом, как следует из статьи 2.6, иностранцы и люди без гражданства несут ответственность наравне с гражданами РФ.
Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.
Как и за что наказывают
Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры. Оба кодекса делятся на две части. Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.
Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:
- предупреждений;
- штрафов;
- лишения некоторых прав;
- конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
- ареста;
- приостановления деятельности юрлица;
- запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
- обязательных работ.
В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:
- защиты прав избирателей;
- предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
- защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
- охраны собственности;
- экологической безопасности;
- строительства и промышленности;
- сельскохозяйственного производства;
- передвижений на разных видах транспорта.
Таким образом, КоАП РФ предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.
Функция Кодекса об административных правонарушениях
Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.
Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями. Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица. За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.
Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.
- Раздел 1. Общие положения
- Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях (Статьи 1.1-1.8)
- Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (Статьи 2.1-2.10)
- Глава 3. Административное наказание (Статьи 3.1-3.14)
- Глава 4. Назначение административного наказания (Статьи 4.1-4.8)
- Раздел 2. Особенная часть
- Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (Статьи 5.1-5.69)
- Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (Статьи 6.1-6.36)
- Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности (Статьи 7.1-7.35)
- Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (Статьи 8.1-8.49)
- Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (Статьи 9.1-9.24)
- Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (Статьи 10.1-10.14)
- Глава 11. Административные правонарушения на транспорте (Статьи 11.1-11.33)
- Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения (Статьи 12.1-12.37)
- Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации (Статьи 13.1-13.40)
- Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций (Статьи 14.1-14.64)
- Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (Статьи 15.1-15.47)
- Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) (Статьи 16.1-16.24)
- Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (Статьи 17.1-17.17)
- Глава 18. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (Статьи 18.1-18.20)
- Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления (Статьи 19.1-19.37)
- Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (Статьи 20.1-20.35)
- Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета (Статьи 21.1-21.7)
- Раздел 3. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Глава 22. Общие положения (Статьи 22.1-22.3)
- Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (Статьи 23.1-23.89)
- Раздел 4. Производство по делам об административных правонарушениях
- Глава 24. Общие положения (Статьи 24.1-24.7)
- Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (Статьи 25.1-25.15)
- Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств (Статьи 26.1-26.11)
- Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (Статьи 27.1-27.20)
- Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении (Статьи 28.1-28.9)
- Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (Статьи 29.1-29.14)
- Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях (Статьи 29.1.1-29.1.7)
- Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (Статьи 30.1-30.19)
- Раздел 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- Глава 31. Общие положения (Статьи 31.1-31.11)
- Глава 32. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний (Статьи 32.1-32.14)
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) — кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.
Кодекс об административных правонарушениях рассматривает также такие вопросы, как презумпция невиновности, принцип равенства перед законом, возраст, с которого вступает в силу административная ответственность и др.
Структура КоАП
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из 5 разделов.
Раздел I КоАП
Раздел I устанавливает общие принципы и правила законодательства об административных правонарушениях, его задачи, его действие во времени и пространстве. В первом разделе Кодекса об административных правонарушениях также вводится понятие административного правонарушения, его критерии, особенности и виды, определяются категории лиц (как физических, так и юридических), к которым может применяться административная ответственность.
Раздел II КоАП
Раздел II кодекса называется «Особенная часть».
Это самый большой раздел, ведь именно в нем рассматриваются все виды административных правонарушений и устанавливается ответственность за их совершение. Раздел включает в себя 15 глав, каждая из которых посвящена одной из сфер нарушений.
Второй раздел КОАП — это практически самая интересная его часть.
По каждому нарушению установлены пределы ответственности.
Административная ответственность — это штраф, но не только.
Другие формы административного наказания — это предупреждение, конфискация, административный арест, дисквалификация, приостановление деятельности, обязательные работы, лишение специального права и административный запрет.
Впрочем, штраф — это то, что применяется как наказание в большей части случаев.
Он может быть наложен на физическое, должностное лицо или на организацию.
Обычно штрафы для частных лиц ниже, а вот штрафы для организаций могут достигать очень значимых сумм, измеряемых, в отдельных случаях, сотнями тысяч рублей.
Раздел III КоАП
Раздел III кодекса устанавливает перечень лиц и государственных органов, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить решения по ним.
Раздел IV КоАП
Раздел IV регламентирует производство по делам об административных правонарушениях: как их нужно вести, кто является участниками, как и кем возбуждается дело, как оно рассматривается, какие меры обеспечения принимаются, как собирается и оценивается доказательная база, в какие сроки все это происходит и какие документы и действия являются результатом рассмотрения этих дел.
Раздел V КоАП
И, наконец, Раздел V посвящен исполнительному производству по административным делам — то есть исполнению постановлений об административных правонарушениях.
Анализируя нормы Кодекса об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы:
-
Субъектами ответственности по КоАП РФ являются как физические, так и юридические лица. Индивидуальные предприниматели, должностные лица и иные лица, выполняющие управленческие функции в государственных организациях, а также в организациях иных форм собственности несут повышенную административную ответственность.
-
В КоАП РФ закреплено, что любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебные инстанции.
-
КоАП РФ содержит процессуальную часть, нормы права которой регулируют порядок привлечения к административной ответственности, порядок обжалования постановлений по делу, содержит нормы о правах как потерпевших по делу об административном правонарушении, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Кодекс содержит нормы о подведомственности рассмотрения дел, о порядке исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
-
Особенная часть КоАП РФ (раздел II) содержит описание видов конкретных павонарушений.
-
КоАП РФ предусматривает целый ряд санкций за совершение правонарушений: от предупреждения или штрафа, до дисквалификации и приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц.
При этом, такие виды наказаний, как административный арест, лишение специального права, конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений, административный арест, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ, могут назначаться только судьей.
Новая редакция Ст. 8.1 КоАП РФ
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Комментарий к Статье 8.1 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с планированием, технико-экономическим обоснованием проектов, проектированием, размещением, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией предприятий, сооружений и иных объектов. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение экологических требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
2. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ <16> размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ч. 1 ст. 34). Содержание экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов раскрывается в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 <17>.
———————————
<16> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133; см. с изм. и доп.
<17> БНА. 2000. N 31.
3. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности формируются в процессе реализации экологического нормирования и технического регулирования. В систему экологических нормативов в РФ входят нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, нормативы предельно допустимых концентраций химических и биологических вредных веществ, нормативы предельно допустимых уровней воздействия, нормативы санитарных и защитных зон, нормативы использования природных ресурсов, нормы радиационной безопасности и предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве и нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ <18> техническое регулирование в РФ осуществляется в форме разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов, разработки и утверждения национальных стандартов и подтверждения соответствия (ст. 9, ст. 16, ст. 21 и ст. 23).
———————————
<18> СЗ РФ. 2002. N 52 (часть 1). Ст. 5140; см. с изм. и доп.
Другой комментарий к Ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на экологическую безопасность при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.
Под экологической безопасностью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Под требованиями в области охраны окружающей среды (природоохранные или экологические требования) понимаются требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В такие нормативы включены:
нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы);
нормативы качества окружающей среды;
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;
нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов);
нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы предельно допустимых концентраций);
нормативы допустимых физических воздействий;
лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов.
2. Введение в настоящий Кодекс комментируемой статьи обусловлено принятием уже упомянутого Федерального закона об охране окружающей среды, в гл.VII которого установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В частности, ст.34 указанного Закона предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий и сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. За нарушение требований в области охраны окружающей среды предусмотрено приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
3. Министерство природных ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
4. Ответственность за совершение административного правонарушения по комментируемой статье возникает независимо от наступления неблагоприятных последствий. Таким образом, указанная норма имеет формальный состав.
5. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
6. Субъектами правонарушения могут быть и граждане, и должностные лица, и юридические лица.
Источники в Госдуме сообщили «Известиям», что власти намерены сдвинуть сроки вступления в силу новой редакции Кодекса об административных правонарушениях. По изначальным планам закон должен был вступить в силу 1 января 2021 года.
В этом сюжете
- Правонарушения и наказания: какие нововведения предусматривает проект КоАП 1 июня, 19:26
Рабочая группа для доработки документа уже создана, но начнёт свою работу, когда правительство внесёт законопроект в Госдуму. Первый зампред комитета по госстроительству Михаил Емельянов не уверен, что принять закон получится до января 2021 года. Поэтому новый КоАП вступит в силу «в лучшем случае в июне следующего года, а то и в конце 2021-го».
Он также добавил, что Министерство юстиции сейчас испытывает трудности с доработкой новых норм – не может выстроить собственную линию в подготовке положений. По словам Емельянова, на принятие нового КоАП влияет «большое количество авторитетных субъектов». «Их лоббистские усилия в итоге и дают такой результат, когда ни одна версия не может быть одобрена», – пояснил депутат.
Другой зампред комитета по госстроительству Юрий Синельщиков связывает задержку с недостатком дисциплины. «Сроки нарушаются часто, но еще чаще страдает качество», – говорит депутат. «Взять хотя бы закон по государственному и муниципальному контролю, который разрабатывали несколько лет, а внесли такую чушь. Там просто не на что смотреть. В итоге к нему было принято 100 поправок, из которых 93 – правительства. Но какого черта вы раньше не работали?» – добавил Синельщиков.
В этом сюжете
- МВД опубликовало законопроект об изменении КоАП 4 августа, 11:00
- Минюст сообщил об окончании повторного обсуждения нового КоАП 10 июля, 19:10
- Крашенинников: поддерживать проект нового КоАП в нынешнем виде нельзя 13 июля, 10:58
Он также выразил опасения, что кодекс может оказаться таким же. При этом депутат считает, что новая редакция необходима: действующий КоАП устарел и из-за частых изменений разбалансирован. Более того, новые нормы будут понятны простым гражданам. Россияне будут знать, за что несут ответственность, уверен Синельщиков.
По словам других источников «Известий», депутаты смогут ознакомиться с итоговым текстом только в следующем месяце: Минюст ещё не внёс документ в правительство и по-прежнему его дорабатывает. При этом закончить над ним работу ведомство обещало ещё в июле.
В самом министерстве говорят, что повторное публичное обсуждение и второй круг согласования проекта уже завершились. Сейчас ведомство его дорабатывает.
- Право.ru
- Дисциплинарная ответственность
- Законопроект