Самоанализ воспитателя для аттестации

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №120» городского округа Самара

Аналитический отчёт

об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Составил воспитатель МБДОУ «Детский сад №120» г. о. Самара

Медведько Наталья Анатольевна

Цель: предоставление в Главную аттестационную комиссию Самарской

области для аттестации на первую квалификационную категорию.

Самара, 2016

Мой педагогический стаж 19 лет. Но в 2002 году я сменила род деятельности. И только в 2014 году вернулась в детский сад. В МБДОУ «Детский сад №120» работаю 2 года. Вернулась, а здесь уже все по-другому. И как же интересно стало работать!

Введение ФГОС изменило всю систему образования. Надо было срочно изучать требования ФГОС, чтобы правильно строить свою работу.

В 2014 году прослушала курсы повышения квалификации в МБОУ ДПО ЦРО в общем объеме 180 часов по программе: «Организация образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении».

В 2015 году прослушала в МБОУ ДПО СИПКРО инвариантный учебный блок Именного образовательного чека на повышение квалификации в объеме 72 часов по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования».

Образовательные стандарты предъявляют требования и к кадровым условиям реализации программы: квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам. Поэтому в 2015 году прошла профессиональную переподготовку в ГБОУ ВПО Самарской областной академии /Наяновой/ в объеме 254 часа.

На курсах приобрела много теоретических и практических знаний, которые испльзую в своей работе.

Цель моей педагогической деятельности – создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных способностей.

Моя работа направлена на решение следующих задач:

  • охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

Информационно- коммуникативные технологии

Главным профессиональным качеством педагога является умение учиться – и новым технологиям, и новому восприятию реалий сегодняшнего дня, и оценке новых подходов в современном образовании, и рефлексии своих профессиональных достижений. В настоящее время уже невозможно представить себе развитие современного общества без информационно- коммуникативных технологий.

В 2015 году прослушала вариативный учебный блок Именного образовательного чека в объеме 36 часов по программе: «Современные информационные и коммуникационные технологии в дошкольном учреждении». На курсах я не только научилась пользоваться компьютером, но и создавать мультимедийные дидактические пособия, которые теперь использую в работе. Мною были созданы игры: «Я и мое тело», «Профессии», «Взрослые и дети», «Вчера, сегодня, завтра». Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишнихнравоучений, не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго. Проблема состоит лишь в малой оснащенности дошкольных учреждений средствами ИКТ.

В 2016 году создала в социальной сети работников образования nsportal.ru свой персональный сайт (Web-адрес сайта: http://nsportal.ru/medvedko-natalya), где буду делиться с коллегами своим опытом. На данный момент на сайте опубликована статья «Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях».

Технология «Метод проектов»

В 2015 году я прослушала вариативный блок Именного образовательного чека в объеме 36 часов по программе: «Организация проектной деятельности в ДОУ» Благодаря этим курсам и самостоятельному изучению методической литературы о проектной деятельности я смогла организовать и реализовать ряд проектов. А 10.12.2015 года выступила на районном семинаре в ТИМО Кировского района с презентацией исследовательского проекта «Африка. Страна Марокко» .

В 2016 году проект принял участие в городском фестивале детских творческих исследовательских проектов «Я узнаю мир» .

Проект помог нам решить множество задач:

  • сформировать первичные представления о многообразии стран и народов мира. Детям трудно представить себе страну, в которой они никогда не были, а мы увидели ее глазами Райана, нашего новенького воспитанника, который приехал из этой страны.
  • По мнению американского ученого Джона Дьюи (основоположника метода проекта) адаптация должна носить творческий характер. Ребенку важно проявить свои индивидуальные способности. Адаптация Райана прошла успешно.
  • Дети с родителями участвовали в изготовлении и защите коллажей и макетов. Получили опыт публичных выступлений. А те, кто не смог выступить на проекте, так загорелись этой идеей, что мы весь год слушали подготовленные выступления на разные темы.
  • Введение ФГОС дошкольного образования отразилось на всей системе— на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Родители с удовольствием приняли участие в проекте и подготовке детей к последующим выступлениям.

Технология детского экспериментирования

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. В своей работе я использую программу Дыбиной О.В. «Ребенок в мире поиска». В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи дошкольника. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных умений. Опыт работы по использованию детского экспериментирования «Использование обучающих ситуаций в развитии игровой деятельности старших дошкольников» был представлен на педагогическом совете в марте 2016 года

Детям очень нравится этот вид работы. Для меня, как педагога, только начинающего работать по этой технологии , бывает трудно подвести детей к самостоятельному выдвижению цели и гипотез, определить последовательность действий. Буду искать эффективные способы и методы обучения этому детей.

Игровые технологии

Игра – основной вид деятельности детей. Общая годовая задача по МБОУ на 2015-2016г. – «Способствовать развитию у воспитанников навыков игровой деятельности как основы социального развития ребенка». Моя тема самообразования: «Развитие сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе».

В апреле 2015г. выступила на педсовете с докладом «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста». Игровую деятельность можно рассматривать с разных позиций. В том числе, игра – как средство интеллектуального развития ребенка. Поэтому применяю вместо обычных занятий игровые обучающие ситуации. Пример: статья Игровая обучающая ситуация «Космос», написанная мною в соавторстве, принята к публикации в сборник статей I научно-практической конференции «Проблемы модернизации Российского образования на компетентностно-ориентированной основе в рамках реализации ФГОС»

Элементы ТРИЗ

К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетно-ролевой игры, как условное действие с игрушками, ролевое поведение. Что же нужно для дальнейшего развития детской игры? По мнению экспертов, слово, чаще всего встречающееся в ФГОС – инициативность. И что лучше, чем игра – фантазирование сможет развить воображение, творчество, инициативность. Чобы сюжет оказался завершенным, я пользуюсь моделью составления сказки с помощью ТПФ (типовых приемов фантазирования), являющейся элементом ТРИЗ. Трудности возникают из-за недоразвития речи детей: скудный словарный запас, использование в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связной речи. Поэтому на следующий год возьму тему самообразования на развитие речи.

Технология Коротковой Н.А. «Путешествие по «Реке времени»

Но путешествовать можно не только в космос. Очень интересны путешествия по времени. Основной развивающей задачей исследований — путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему). Апробировав эту форму организации образовательной деятельности, считаю её не только интересной и доступной детям, но и именно той формой, которая позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.

А началось все с исторической игры «Как жили древние люди», в которую мы играли летом на участке. Мы провели исследования, родители помогли приготовить костюмы. Игра принесла море удовольствия и детям, и родителям. Мы оформили панно «Река времени», по которому работали весь год по всем темам. После древних людей мы погрузились в мир рыцарей, богатырей и т.д. Обязательно продолжу работу по этой технологии.

В ноябре 2015 года представила свой педагогический опыт по технологии Коротковой Н.А. на педагогическом совете ДОУ.

Презентация с отчетом по игре «Как жили древние люди» опубликована на сайте детского сада. ( http://detskiy-sad-120.ru/)

Конспект НОД «Как жили люди в древности» оформила в виде технологической карты и приняла участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая технологическая карта по ФГОС» в сетевом издании «Педагогическая олимпиада» (Диплом II степени) (http://pedolymp.ru/index/ob_izdanii/0-5)

Технологии социального развития

В соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование у детей первичных представлений о себе и других людях. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования представлений о себе. Мне показалась важной эта тема. «Трудно быть самим собой, не зная себя» (А. Примак)

В своей работе я пользовалась программой С.А. Козловой «Я – человек», провела подборку форм и методов работы по теме. В группу были приобретены дидактические игры для социально-коммуникативного развития, подборка книг и энциклопедий, разработана серия занятий.

Я написала и опубликовала в социальной сети работников образования nsportal.ru статью «Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях» (http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/27/pedagogicheskie-sredstva-formirovaniya-u-doshkolnikov-pervichnyh)

Технологии художественно-творческого развития

По тому, как дошкольник изображает себя, других людей, можно много понять о самом ребенке. Не случайно К.Маховер в 1946 году разработал тест «Рисунок человека» с целью определения индивидуальных особенностей личности. Мне показалось важным помочь ребенку изображать человека в рисунке, лепке, аппликации, чтобы он мог лучше понять себя и выразить свои мысли, чувства в своих работах. Я распланировала цикл занятий по изодеятельности по теме «Человек». Результат моей работы – интересные рисунки детей.

Свой опыт работы я описала в статье «Формирование первичных представлений о себе и других людях средствами изобразительной деятельности», с которой приняла участие во Всероссийской педагогической конференции «Развитие детей дошкольного возраста» (журнал «Педагог ДОУ» https://www.pdou.ru/conference_notes/74)

Социальное партнерство

В настоящее время социальное благополучие ребёнка во многом зависит от того, как он адаптирован к окружающей действительности. И осуществить эту адаптацию можно через социальное партнерство. Мы активно сотрудничали с библиотекой № 21.Ходили на экскурсии; провели совместное мероприятие: «Почитай мне, бабушка!», куда были приглашены и наши любимые бабули; устраивали тематические выставки книг. Библиотека стала для детей местом, куда хочется возвращаться.

Использование различных технологий позволило: во-первых: заинтересовать, удивить детей; во-вторых: пробудить в воспитанниках активность, самостоятельность в добывании знаний; в-третьих: превратить ребенка в партнера, сделать его субъектом обучения; в-четвертых: повысить эффективность обучения; в-пятых: открыть в ребенке творческую личность.

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили вчера» (Д. Дьюи) Эти слова я взяла девизом своей работы. Я много сделала за эти два года. Было трудно. Но когда видела горящие глаза детей, понимала, что не зря. Я старалась для них, потому что люблю их!

В перспективе планирую продолжить работу:

  1. Изучение методической литературы по проблеме развития связной речи детей.
  2. Разработать содержание средств и методов, напрвленных на повышение уровня развития компетентностей дошкольников.
  3. Использование новых форм и методов в осуществлении социального партнерства с различными субъектами образования.

Аттестуемый воспитатель: __________ Медведько Н. А.

Заведующий МБДОУ «Детский сад №120» г. о. Самара _____Вильдеева Л. А.

Одним из ключевых условий успешной реализации образовательной миссии детского сада является непрерывное совершенствование педагогом своей методической грамотности. Для этого очень важно видеть итоговые и промежуточные результаты своей работы в контексте организации непосредственной образовательной деятельности (НОД), представление о которых даёт самоанализ занятия.

Цели и задачи проведения самоанализа в детском саду

Самоанализ — это разбор содержания (тематики, целей, задач, приёмов) и формы (соблюдения хронометража, логичности и последовательности видов работы) проведённого элемента образовательной деятельности, то есть занятия, развлечения, утренника или режимного момента.

Умение делать самоанализ и использовать его в работе является важной составляющей успешного педагога

Целями проведения самоанализа является:

  • выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
  • определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми (например, в первой младшей группе акцент на практические способы взаимодействия, вместо игровых и наглядных, которые детьми 1,5–3 лет воспринимаются лучше);
  • установление организационных просчётов (например, слишком затянутая физминутка в основном этапе занятия и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).

Для осуществления поставленных целей самоанализа образовательной деятельности этот вид диагностики призван решить следующие задачи:

  • оценить объективность поставленных целей, то есть то, насколько соотносятся между собой время на их реализацию и уровень подготовленности детей (критерий реалистичности часто «хромает» на занятиях молодых педагогов, которые задаются целями «глобального» масштаба, например, в старшей группе развивать навык чтения длинных отрывков сказок, не учитывая того, что некоторые дети в 5–6 лет не читают вовсе или делают это очень медленно);
  • выявить уровень усвоения детьми программного материала и определить пробелы, которые затем будут устранены в процессе дальнейшей работы со всей группой или индивидуально;
  • выбрать оптимальный для группы способ интеграции разных образовательных областей в рамках одного вида НОД (так, для некоторых групп, хорошо усваивающих материал, допустимо совмещать математику с рисованием, когда как для других, неуспевающих детей, интеграция возможна только в рамках близких направлений, к примеру, рисование и лепка);
  • определить психологическую оправданность содержания форме занятия, то есть выбора приёмов работы (игр, наглядности и т. д.) под конкретную тему;
  • оценить эффективность использования мотивационных приёмов, формы подведения итогов и способов поддержания интереса ребят (особенно актуальной эта задача становится в работе с детьми первой и второй младших групп, так как малыши не обладают в нужной мере способностью самостоятельно переключаться с той или иной деятельности, указанной педагогом).

Это интересно. Анализ образовательной деятельности может быть двух видов: собственно самоанализ или рефлексивная диагностика и проблемный анализ или анализ коллег. При этом в самоанализе обязательно присутствуют элементы проблемного, например, при оценке уровня освоения малышами материала по программе.

Самоанализ включает элементы проблемного анализа, который проводится методистом или коллегами

Виды деятельности для самоанализа

Как и при проведении мониторинга проблемного характера, самоанализ организуется для любого образовательного направления. Более того, схемы составления диагностических карт для диагностики занятий также будут едины. Самоанализ проводится и для прогулок, развлечений, утренников. Однако если при разборе НОД ключевой будет организация познавательной активности (к примеру, проведение обучающей игры) и физического развития, то акценты в самоанализе развлечений и прогулок смещаются в сторону социально-коммуникативной деятельности, то есть организации и проведения игр.

Анализ своей работы на занятиях и досуговых мероприятиях позволяет педагогу составить диагностическую карту развития:

  • игровой деятельности (например, во второй младшей группе малыши не делились игрушками, но в средней и старшей эта проблема была решена);
  • нравственно-патриотического, культурного воспитания (так, обычно с помощью самоанализа педагог намечает те направления изучения географии и культуры своей страны, с которыми дети ещё не знакомы, отметив в самоанализе, к примеру, что дети путаются в различении понятий столица и страна, или не могут объяснить разницу между выставкой и ярмаркой);
  • познавательной деятельности (это направление обычно исследуется в динамике начиная с первой младшей группы и вплоть до подготовительной, то есть результаты имеет только промежуточные, а в подготовительной группе этот аспект анализа становится ключевым, составляя основу характеристики будущего первоклассника).

Видео: самоанализ совместной игровой деятельности

Приёмы для проведения самоанализа

Самоанализ проводится при помощи интеграции трёх видов приёмов.

Речевые способы

Как правило, форма составления самоанализа письменная. Если воспитатель принимает участие в конкурсе педагогического мастерства, то составление письменного мониторинга является обязательным требованием к наполнению методической папки соискателя. При этом выступления на методическом или педагогическом совете детского сада с выводами по самодиагностике проходят в устной форме.

Наблюдение

В контексте самоанализа этот приём применяется для анализа деятельности детей, а также организационной подготовки занятия. Так, при помощи наблюдения педагог может судить о:

  • выборе подходящих или неподходящих иллюстраций по теме (например, если во второй младшей группе иллюстрации сезонных изменений в природе будут маленького формата, то составить описание примет разных времён года по картинкам дети не смогут, так как просто не увидят всех деталей);
  • детях, нуждающихся в особом внимании (к примеру, если обычно спокойный ребёнок много крутится, отвлекает других на этапе систематизации знаний, возможно, есть блок материала по теме, который малыш не запомнил);
  • удачных или неудачных вариациях приёмов взаимодействия с воспитанниками (например, выполнение рисунка после чересчур активной физкультпаузы может быть скомканным, так как дети будут перевозбуждены предшествовавшей двигательной активностью).

Наблюдая за ребятами в процессе той или иной деятельности педагог может оценить продуктивность сочетания разных приёмов в работе

Практические приёмы для самоанализа

Этот вид работы предполагает анализ ожидаемых результатов, обозначенных в конспекте занятия, тем, которые были достигнуты по факту. Иными словами, воспитатель соотносит первую часть конспекта с целями, задачами и свои впечатления от проведённого занятия, касающиеся уровня усвоения детьми знаний, умений и навыков по конкретной теме.

Это интересно. Практическое осмысление занятия обычно вызывает затруднения у молодых педагогов, которым трудно сделать вывод об уровне усвоения детьми материала в соответствии с целями на основании лишь одного занятия.

Алгоритм проведения самоанализа

  1. Обозначаем возрастную группу детей.
  2. Указываем количество присутствующих.
  3. Перечисляем цели, задачи и ожидаемые результаты урока.
  4. Даём описание структуры занятия, то есть суть вводного, основного и заключительного этапов.
  5. Рассматриваем методические приёмы, использованные на уроке, указывая оборудование и материалы, которые были использованы для каждого.
  6. Оцениваем уровень организации, то есть подготовку к каждому этапу работы, приёмы мотивации детей.
  7. Описываем насколько этапы занятия были логично выстроены, оцениваем темп урока, уровень инициативности ребят в процессе работы.
  8. Даём краткую характеристику показателей речи педагога (темп речи, выразительность, доброжелательные интонации).
  9. Описываем общую эмоциональную атмосферу на занятии. Это пункт может быть сопутствующим при описании предыдущих позиций.
  10. Приводим перечень недостатков и намечаем пути их устранения.
  11. Обобщаем всё сказанное выше.

Пример самоанализа занятия (фрагменты)

Пашкова И.А., воспитатель

Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей — познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
— Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
— Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам,
согласно схеме;
— Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
— Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей…>
<…Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный приём «Приветствие» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приёмы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа — сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем — поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук — сидя на стульчиках, поисковая деятельность — стоя, работа с крупой «Найди овощ», логоритмическое упражнение – «Ходьба в огород». Быстрая сменяемость приёмов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей:

Познание. Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме, формировала умение различать и называть цвет;

Коммуникация. Дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстника. Активизировала словарь детей за счёт слов-названий овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных;

Социализация. Дети были доброжелательны;

Художественное творчество. Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук…>

<…В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации «Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проведения проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие, и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Также необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, несмотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мной программные задачи в течение занятия были решены.

В процессе самоанализа педагог понимает логику сочетания содержания занятия с его формой

Таблица: схема карты самоанализа занятия

Образовательная направленность занятия:
Задачи
Педагог Ф. И. О.
Дата проведения
Количество присутствовавших детей

п/п
Анализируемый критерий Высокий уровень проявления Средний уровень проявления Низкий уровень проявления
1 Насколько содержание, обоснованное программой, соотносится с возрастом воспитанников.
2 Занятие имеет познавательную эффективность (дети узнают что-то новое).
3 Дети имеют возможность для реализации мыслительной деятельности (путём решения поисковых ситуаций, формулированием ответов на проблемные вопросы).
4 Уровень развития психических процессов у малышей.
4.1. Речь.
4.2 Внимание.
4.3 Память.
4.4. Мышление.
5 Уровень воспитательного значения занятия.
6 Соблюдение гигиенических требований и норм при организации урока.
6.1. Готовность помещения.
6.2 Удобная одежда.
6.3 Подходящее по теме и возрасту малышей оборудование.
7 Эстетическая сторона занятия.
7.1 Внешний вид воспитанников.
7.2 Внешний вид педагога.
7.3 Эстетичность оборудования, используемого на занятии.
8 Применение наглядности.
8.1 Качество.
8.2 Разнообразие.
8.3 Эффективность использования.
9 Рациональность структуры занятия.
9.1 Правильная мотивация.
9.2 Взаимосвязь этапов занятия.
9.3 Целесообразность смены видов активности на занятии.
9.4 Проведение физкультминутки в качестве профилактики утомляемости.
10 Разнообразие методов и приёмов.
10.1 Оправданность использованных приёмов с точки зрения методики реализации образовательной программы, по которой работает детский сад.
10.2 Владение воспитателем методикой выбора эффективных мотивационных приёмов.
10.2 Владение педагогом методикой выбора действенных приёмов для обеспечения эмоциональности занятия.
10.3 Владение педагогом методикой выбора эффективных приёмов презентации нового материала.
10.4 Владение педагогом методикой выбора приёмов активизации самостоятельности детей.
11 Оценка речи воспитателя
11.1 Грамотность.
12.1 Понятность.
12.3. Логичность.
12.4 Эмоциональность.
12 Насколько педагог тактичен (при решении вопросов дисциплинарного характера, исправления ошибок малышей и пр.)
13 Осуществление индивидуального подхода в работе.
14 Насколько выполненные детьми задания качественны.
15 Поведение малышей на уроке.
15.1 Дисциплинированность.
15.2 Собранность.
16 Сформированность навыков учебной деятельности (умения слушать и слышать, смотреть и видеть, а также понимать суть задания).
17 Качество подведения итогов урока.
18 Оценка выполненных заданий детьми (любуются, радуются, веселятся).
Итог
Выводы по занятию:
Направления дальнейшей работы:
Дата, подпись педагога

Это интересно. Уровни проявления критериев обозначаются «+» в графе соответствующей оценки.

Образцы самоанализа разных элементов учебно-воспитательного процесса

Описанный алгоритм, но в упрощённом варианте — без описания этапов, применяется и для самоанализа прогулки, утренника. Ознакомиться с примером анализа прогулки во второй младшей группе можно в работе воспитателя Шварц Т.С. При анализе мероприятий, например, утренников, педагог описывает не только сам элемент досуга, но и этап подготовки к нему. Пример самоанализа новогоднего утренника в первой младшей группе из опыта воспитателя Ярославцевой О. можно увидеть

Видео: самоанализ логопедического занятия

Видео: самоанализ музыкального занятия

Выводы по самоанализу с примерами

Диагностика занятий для педагога ценна выводами (аналитической справкой), которыми завершается самоанализ. Однако, несмотря на наличие алгоритма и карты, нужно учитывать тот факт, что анализ, проводимый самим педагогом, всё равно имеет определённую долю субъективности, которая чаще всего проявляется в отсутствии недостатков или перечислении недочётов, лишь опосредованно связанных с методикой.

<…Недостатки: недостаточно правильно поставлена работа с ИКТ, во время занятия приходилось отвлекаться на установку…>

Обычно в самодиагностике происходит детальное рассмотрение методов и приёмов в работе, как, например, в самоанализе воспитателя Акининой Н.А. В целом же выводы по самоанализу носят характер оценки эмоционального контакта педагога с детьми. Пример развёрнутого самоанализа занятия в старшей группе с выводами можно увидеть в работе воспитателя Степановой О.А.

Видео: выводы по самоанализу интегрированной НОД

Самоанализ занятий и других видов образовательной деятельности в детском саду имеет большое значение не только для выявления уровня освоения детьми учебно-воспитательной программы, но и для определения векторов последующей работы с малышами в группе и индивидуально. Для получения объективной картины к проведению самоанализа нужно подходить ответственно, опираясь на алгоритм и схему. А также стараться указывать не только достоинства, но и недостатки в работы. Это позволит методически грамотно определить пути их устранения.

Самоанализ воспитателя для аттестации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *