Ретроспективный анализ идей интегрированного обучения в условиях

Библиографическое описание:

Одна из актуальных задач современного дошкольного образования- развитие цельной личности с высокой активностью во всех видах деятельности. Заслуженный учитель РФ Мерзлякова С.В. подчеркивает, что по- настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало . Интегрированное обучение дошкольников, по мнению многих исследователей (Ю.К. Бабанский, А.И. Еремкин, И.Д. Зверев, П.Г. Кулагин, Н.А. Лошкарева, В.Н. Максимова, М.М. Поташник, Г.П. Шевченко) является одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка.

Интегрированное обучение, направленное на развитие цельной личности детей дошкольного возраста – это продуманная во всех деталях совместная педагогическая деятельность нескольких педагогов, направленная на организацию учебного процесса с обеспечением комфортных условий повышения уровня качества знаний учащихся.

Само слово integration означает восстановление, восполнение, integrer – целый, принято к употреблению в двух значениях:

  1. объединение в целом каких-либо частей, элементов;

  2. процесс взаимного приспособления и объединения.

Проблема интегрированного обучения детей дошкольного возраста изучался в различных аспектах. В философии сложились идеи об интеграции как стороне процесса развития, о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности, единстве явлений и процессов окружающего мира, о диалектическом единстве процессов интеграции и дифференциации (Аристотель, Л. Берталанфи, Г. Гегель, Э. Йенш, И. Кант, Д.И. Менделеев, Платон, Г. Спенсер, А. Эйнштейн и др.). Философским обоснованием концепции интегрированного обучения детей дошкольного возраста является интеграция наук, так как именно научное знание является фундаментом формирования содержания образования на всех его ступенях (Б.А. Ахлибинский, Н.П. Депенчук, Б.М. Кедров, А.А. Корольков, О.М. Сичивица, А.Д. Урсул, М.Г. Чепиков, Б.Г. Юдин и др.). В целом интеграция наук заключается в усилении их взаимодействия, взаимосвязей посредством использования общих теорий, идей, средств, методов. Анализ философских понятий показал, что «синтез» и «комплекс», родственные понятию «интеграция», выступают как более узкие и характеризуют определенные уровни интеграции: комплекс – низкий, «синтез» ­ высокий.

Значимыми представляются теоретические основы обучения дошкольников, разработанные Е.А. Флериной, выделившей различные типы и виды занятий, А.П. Усовой, доказавшей необходимость обязательной программы для детского сада и занятий как формы организации обучения, а также исследования в области дошкольной дидактики А.М. Леушиной и ее учеников (Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, З.А. Грачева, В.В. Данилова, Л.И. Ермолаева, Н.М. Зубарева, Т.А. Мусейибова, Р.Л. Непомнящая, П.Г. Саморукова, Е.А. Тарханова, Р.П. Чуднова и др.). В работах последних десятилетий исследования Л.В. Пантелеевой, Г.Н. Пантелеева, Т.С. Комаровой, М.В. Лазаревой, Т.И. Сафроновой ученые сумели доказать: сочетание видов деятельности значительно обогащает художественную палитру. Дети одну и туже задачу решают в разных ситуациях. Такой подход, по мнению ученых, раскрепощает детей в творчестве.

В теории и методиках дошкольного образования идея интегрированного обучения нашла отражение в исследованиях, посвященных взаимодействию различных видов искусства и детской художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина, О.С. Ушакова и др.). В работах Н.П. Сакулиной конца 70-хгг. ХХ в. отражен и теоретически обоснован первый опыт интеграции художественной деятельности и содержания познавательной деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Наиболее полно и глубоко идеи интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях воплотились в концепции художественно-эстетического воспитания Т.С. Комаровой, а также в ряде выполненных под ее руководством диссертаций: докторских (А.В. Антонова, О.В. Дыбина, М.Б. Зацепина, Н.М. Сокольникова) и кандидатских (О.А. Вепрева, Н.Л. Дьячкова, О.Ю. Зырянова, С.П. Козырева, Е.В. Клюева, Т.И. Лазарь, О.Г. Мурзакова, Г.П. Новикова, Л.Ю. Павлова, Е.А. Пелих, Г.А. Савостина, А.В. Степанова, Е.Л. Трусова, Е.К. Янакиева и др.). В работах Т.С. Комаровой и ее учеников с позиций интегрированного подхода рассматриваются различные аспекты педагогической интеграции: содержание дошкольного образования на примере взаимосвязи изобразительной деятельности и ознакомления с изобразительным искусством, с другими видами искусства, с представлениями об окружающем мире; затронуты отдельные элементы интегрированного обучения – игра как интегрирующий фактор, вопросы о таксономии целей и задач интегрированных занятий, о направлениях интеграции (внутривидовой и межвидовой) и многие другие. Значимыми являются работы Р.М. Чумичевой, в которых сделана попытка рассмотреть синтез (интеграцию) искусств и выявить механизмы их взаимодействия в содержании занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями искусства.

Таким образом, интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества:

  1. повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует повышению уровня обучения и воспитанности учащихся;

  2. способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

  3. способствует развитию изобразительных и музыкальных способностей, навыков и умений;

  4. способствует развитию речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

  5. позволяет систематизировать знания;

  6. способствует развитию в большей степени, чем обычные занятия, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логическое, художественно-образного, творческого);

  7. снимает перенапряжения, перегрузки утомляемости обучаемых, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу на каждой минуте занятия;

  8. способствует повышению, росту профессионального мастерства педагога, так как требует от него владение методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

В дошкольном возрасте цельное развитие ребенка сроится на основе врожденной готовности к полихудожественному восприятию мира и способности выразить себя в разных видах деятельности. Такой интегрированный подход к содержанию дошкольного образования отразился в комплексных программах («Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), «Детство», «Развитие», «Истоки», «Радуга» и др.), так и парциальных («Музыкальный мир» Т.И. Баклановой, Г.П. Новиковой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Программа для развития цветовосприятия у детей шести-семи лет» С.А. Золочевского, «Гармония» Д.И. Воробьевой и др.). Данные программы предполагают интеграцию содержания дошкольного образования в различных направлениях – межпредметном (между разделами) и внутрипредметном (внутри разделов) – на культурологической и экологической основах.

Анализ современных программ показал, что все программы имеют несомненные достоинства, выражающиеся в интегрированном подходе к содержанию образования дошкольников, основанном на всеобщности и единстве законов природы, целостности восприятия ребенком окружающего мира. Недостатком данных программ является недостаточное использование возможностей культурно-досуговых мероприятий в эстетическом развитии дошкольников.

Учитывая вышеизложенное, автором статьи разработана программа «Формирование основ эстетической культуры детей дошкольного возраста в условиях интегративного воздействия различных видов творческой деятельности на культурно-досуговых мероприятиях», включающая три цикла развлечений:

1. Сказка в красках;

2. В диалоге с природой;

3. Посчитай своих друзей.

Отличительной чертой нашей программы является особенности базисной платформы программы, позволяющей решать задачи по эстетическому воспитанию дошкольников на культурно-досуговых мероприятиях, посредством включения их в разнообразную творческую деятельность. Интеграция культурных знаний о мире, отраженных в развлечениях и праздниках, позволяет ребенку смоделировать в сознании целостную картину мира, в которой все элементы пронизаны невидимыми связями. Для того чтобы дошкольники с радостью принимали положительный образовательный опыт, использование которого стало бы привычкой, обеспечивающим участие в самообразовании на протяжении всей дальнейшей жизни, необходимо сделать так, чтобы учащиеся выполняли действия не по принуждению, а с интересом и желанием Решению этой задачи наиболее всего способствуют культурно-досуговые мероприятия, включающие в себя праздники, развлечения, созерцание и т.п. Составляющими культурно-досуговой деятельности являются игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-творческая, включая исполнительскую. Именно поэтому она может удовлетворить самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, что позволяет рассматривать ее, как духовное пространство для расширения возможностей вхождения ребенка в культуру.

Критериями эстетических интересов, представлений и действий у детей в результате обучения по данной программе являются взаимозависимые процессы ценностного отношения человека к миру в целом. В эту совокупность включаются: наличие эстетического интереса к окружающему миру и человеку (эмоциональный отклик на его эстетические свойства); наличие музыкальных и художественных представлений; умение выражать словами эмоциональные переживания, интерес к образным свойствам музыки, живописи, поэзии; овладение эстетическими действиями в предметной и художественной деятельности; качество, аккуратность изделия, завершенность и оригинальность замысла. Индивидуальные проявления детей в практической творческой деятельности (участие в выставках декоративно-прикладного творчества, в музыкальных фестивалях, театрализованных представлениях, конкурсах, желание обучаться в специальных учебных заведениях — музыкальной и художественной школах) — также показатель степени сформированности у них музыкально-эстетического вкуса.

Литература:

1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. Свердловск, 1990.

2. Белая К.Ю. и др. Интеграция — как основной инструмент создания новой модели ДОУ//Управление ДОУ. 2003. №4.

3. Иванов В.Г. Теория интеграции образования. УФА, 2005.

4. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.-128с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, окружающий мир, дошкольное образование, интегрированное обучение, интегрированное обучение детей, интегрированный подход, программа, вид деятельности, детский сад, художественная деятельность.

— сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

— органов, осуществляющих управление в сфере образования, и под­ведомственных им учреждений и организаций;

— объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Что представляет собой система дошкольного образования в Российской Федерации?

Система дошкольного образования:

— представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (Д О’У), ориентированную на потребности общества и семьи;

— решает задачи охраны и укрепления здоровья детей;

— реализует спектр образовательных программ (основных и допол­нительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями родителей воспитанников (вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов);

— предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздорови­тельных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;

— создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ;

— взаимодействует с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

— встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность);

— развивается в условиях социального партнерства;

— учитывает региональные особенности развития образования.

Какое место занимает дошкольное образование в системе образования Российской Федерации?

Согласно ст. 18 Закона РФ «Об образовании»:

1) родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте;

2) для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений;

3) отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Какие учреждения называются образовательными?

Образовательным является учреждение, осуществляющее образова­тельный процесс, то есть реализующее одну или несколько образова­тельных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.

Дошкольное образовательное учреждение является типом образова­тельного учреждения (Закон РФ «Об образовании»). Соответственно, особенности функционирования дошкольных образовательных учре­ждений раскрываются в Типовом положении о дошкольном образова­тельном учреждении (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 № 2562; далее — Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении).

Какие особенности функционирования дошкольных образовательных учреждений раскрываются в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении?

Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образо­вательных учреждений всех видов регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

Согласно Типовому положению о Д ОУ дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы до­школьного образования, обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Как в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении определены основные задачи дошкольного образовательного учреждения?

Основные задачи ДОУ следующие:

— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

— обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

— воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гра­жданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окру­жающей природе, Родине, семье;

— осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

— взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения пол­ноценного развития детей;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и раз­вития детей.

Дошкольное образовательное учреждение может проводить реаби­литацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий.

Какие виды дошкольных образовательных учреждений определены в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении?

— Детский сад (реализует основную общеобразовательную програм­му дошкольного образования в группах общеразвивающей направлен­ности);

— детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

— детский сад для детей предшколъного (старшего дошкольного) возраста (реализует- основную общеобразовательную программу до­школьного образования в группах общеразвивающей направленности, а так}ке при необходимости в группах компенсирующей и комбини­рованной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных, учреждениях);

— детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную об­щеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздо­ровительных и профилактических мероприятий и процедур);

— детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобра­зовательную программу дошкольного образования в группах компенси­рующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

— детский сад комбинированного вида (реализует основную общео­бразовательную программу дошкольного образования в группах обще­развивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

— детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществле­нием деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приори­тетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, худо­жественно-эстетическое или физическое);

— центр развития, ребенка — детский сад (реализует основную об­щеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направлен­ности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познаватель­но-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое. В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии).

В качестве основной структурной единицы ДОУ выделена группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь различную направ­ленность — общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную и оздоровительную; могут работать в режиме полного (12 часов), уко­роченного (10 часов), продленного (14 часов) дня, круглосуточного или кратковременного (3-5 часа) пребывания.

В группах общеразвивающей направленности осуществляются об­учение и воспитание в соответствии с образовательной программой учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на базе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных требований к условиям реализации, основной обще­образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляются квали­фицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психиче­ском развитии и дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с ту­беркулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий воспитанников, которым необходим комплекс специальных оздорови­тельных мероприятий. Такие группы ориентированы на дошкольное образование детей, а также проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных процедур.

В группах комбинированной направленности реализуется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых будут получать дошкольное образование здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды. Таким образом, созданы нормативные правовые основы, инклюзивного, или совместного, дошкольного образования.

Типовым положением также предусмотрено, что группы для детей дошкольного возраста могут создаваться в образовательных учрежде­ниях других типов (помимо дошкольных образовательных учрежде­ний). Тем самым нормативно закреплены новые вариативные модели дошкольного образования.

Кто участвует в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении?

Участниками образовательного процесса дошкольного образователь­ного учреждения являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники.

Как в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении определяются особенности содержания образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении?

Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учре­ждении содержание образовательного процесса в дошкольном образо­вательном учреждении определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утвержда­емой им самостоятельно на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы до­школьного образования, а также примерной основной образовательной программой дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с уче­том потребностей семьи.

Когда и как появились образовательные программы для детских садов?

Необходимость создания программы детского сада возникла в связи со становлением системы дошкольного образовании в России. Основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были даны дошкольным отделом Народного комиссариата просвещения в 1919 году в специальной «Инструкции по ведению очага и детского сада». Для улучшения качества дошкольного воспитания значимым стало создание научно обоснованной программы работы детского сада. Первый проект программы был выпущен Народным комиссариатом просвещения РСФСР в 1932 году. Этот документ состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музы­кально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, мате­матика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду. Появление программы способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленно­сти и обогащению содержания деятельности педагогов-воспитателей. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году. Она включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, базовые знания о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой. Вместе с тем.был включен сложный познавательный материал, не учитывались возраст­ные особенности детей, недооценивалась роль воспитателя в организа­ции педагогического процесса. В 1938 году было опубликовано «Руко­водство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. Более четко говорилось об учете возрастных особенностей детей. Руководство по-прежнему определяло содержание работы с детьми не по возрастным группам, а по отдельным разделам воспитания. Это создавало трудности воспитателю в отборе программного материала для работы с детьми того или иного возраста,

В 1953 году в связи с введением в детском саду подготовки детей к школе руководство было переработано. В программе было достаточ­но четко выделено образовательное содержание, которое дети должны были усваивать на организованных занятиях при руководящей роли воспитателя.

В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где по желанию родителей дети могли вос­питываться с 2 месяцев до 7 лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Создать программу было поручено Академии педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР.

В основу нового документа легли данные дошкольной педагогики, детской психологии и смежных наук о развитии ребенка в сочетании с обобщением лучшего опыта воспитания детей дошкольного возраста.. Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утвержденная Министерством просвещения РСФСР, была впервые опубликована в 1962 году.

«Программа воспитания в детском саду» была нацелена на ликвида­цию межвозрастной разобщенности в воспитательном процессе; в боль­шей мере в ней были отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Предусматривалось формирование определенных знаний, умений и навыков, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности ребенка. Программа включала режим занятий, отдыха, развлечений, сна, пита­ния, прогулок.

В 1969 году была выпущена усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду», учитывающая требования, связанные с переходом школы на новые программы начального обучения. В последу­ющие годы эта программа неоднократно переиздавалась с некоторыми дополнениями и исправлениями. Так, в 1978 году было опубликовано восьмое, исправленное издание.

«Программа воспитания в детском саду» охватывала четыре возраст­ные ступени физического и психического развития ребенка на протя­жении дошкольного возраста: ранний возраст — от рождения до 2 лет; младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет; средний дошкольный возраст — до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. На последней ступени особо выделяется подготовительный к школе период в связи с необходимостью обеспечения преемственности детского сада и начальной школы.

Программа раскрывала содержание обучения и воспитания детей, была построена с учетом положения о ведущей роли деятельности в вос­питании и развитии, указывала на необходимость целенаправленного руководства воспитателем различными видами детской деятельности: игровой, трудовой, учебной, бытовой, в процессе которых могут активно усваиваться знания, умения, определенные формы поведения.

В программе подчеркивалась особая роль детского сада в подготовке детей к школе, ответственность воспитателя за их коммунистическое воспитание, организацию педагогического процесса и осуществление задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. Программа просу­ществовала до 1984 года, когда была заменена типовой «Программой воспитания и обучения в детском саду». На протяжении многих лет программа издавалась под редакцией Маргариты Александровны Ва­сильевой.

Чем было обусловлено изменение образовательной программы детского сала и появление вариативных программ?

В связи с изменением социокультурной и экономической ситуации в стране в конце 80-х годов началось реформирование системы обра­зования. Появилась «Концепция дошкольного воспитания» (1989), в которой были раскрыты негативные черты существующей системы дошкольного воспитания (авторитарный стиль взаимодействия, иде­ологизация содержания, приоритет обучения над воспитанием и пр.). В концепции обозначены четыре основных принципа, которые стали основополагающими для изменения содержания дошкольного образо­вания России: гуманизация — воспитание гуманистической направлен­ности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, при­роде; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и воз­можностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

В этот период активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы следующие программы дошколь­ного образования.

«Радуга» (1989) — программа разработана в лаборатории дошкольно­го воспитания НИИ общего образования Министерства общего и про­фессионального образования РФ под руководством Т. Н. Дороновой.

«Развитие» (1994) — программа была создана в лаборатории способ­ностей и творчества Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Руководили авторским коллективом Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.

«Истоки» (1995) — Центр «Дошкольное детство» им, А. В. Запорож­ца, руководители — Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова и др. Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004) — программа является доработанным и обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой (1985). Руководители — М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова и др.

Перечисленные программы дошкольного образования являлись комплексными и включали все основные направления развития ребен­ка. Они ориентированы на светский характер воспитания и принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Содержание программ ориентировано на общемировую и национальную (российскую) куль­туру и включает развитие речи ребенка, знакомство с основами есте­ственно-научных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие. Программы нацелены на развитие детской любознательности, способностей ребенка, творческого воображения, коммуникативности. Предусматривалась организация детской жизни в трех формах: на за­нятиях (организованная форма обучения), в нерегламентированных видах деятельности и свободном времени ребенка. При этом содержание знаний, умений и навыков детей, детских видов деятельности в данных программах носило вариативный характер.

Наряду с комплексными программами появилось большое количе­ство парциальных программ, включающих одно или несколько направ­лений развития ребенка.

Что понимают под примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования на современном этапе?

Образовательная программа — это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые резуль­таты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.

Термин «основная» отражает направленность образовательной программы на реализацию основного, то есть обязательного содержа­ния образования. Наряду с основной программой может существовать дополнительная образовательная программа, направленная на реали­зацию задач дополнительного образования детей, которое расширяет или углубляет содержание обязательного образования.

В чем особенность современных программ дошкольного образования?

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования программа определяет содержание и организацию обра­зовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллекту­альных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недо­статков в физическом и (или) психическом развитии детей. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физиче­скому; социально-личностному, познавательно-речевому и художест­венно-эстетическому.

Каким основным принципам должна соответствовать общеобразовательная программа дошкольного образования?

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования указа­ны следующие принципы: соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможно­стями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных/образовательных задач в совместной деятель­ности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом дея­тельности для них является игра.

Из каких частей состоит общеобразовательная программа дошкольного образования? Какие требования предъявляются к ним в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования?

Программа состоит из двух частей:

— обязательной части;

— части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть программы должна быть реализована в любом дошкольном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Она обес­печивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику националь­но-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Общий объем обязательной части программы рассчитывается в со­ответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

образовательную деятельность, осуществляемую в процессе ор­ганизации различных видов детской деятельности (игровой, коммуни­кативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

— образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

— самостоятельную деятельность детей;

— взаимодействие с семьями детей для реализации основной общео­бразовательной программы дошкольного образования.

Какие разделы должна включать обязательная часть общеобразовательной программы дошкольного образования?

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обязательная часть программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей в образовательном учре­ждении;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Без­опасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых резуль­татов освоения программы.

В чем заключаются планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования?

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общео­бразовательной программы дошкольного образования должны описы­вать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы:

— физически развитый, овладевший основными культурно-гигие­ническими навыками;

— любознательный, активный;

— эмоционально отзывчивый;

— овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

— способный управлять своим поведением и планировать свои дей­ствия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

— способный решать интеллектуальные и личностные задачи (про­блемы), адекватные возрасту;

— имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, го­сударстве, мире и природе;

— овладевший универсальными предпосылками учебной деятель­ности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

— овладевший необходимыми умениями и навыками.

Промежуточные результаты освоения программы раскрывают дина­мику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения программы по всем направлениям развития детей.

4.2. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования

Какие программы дошкольного образования переработаны или созданы как примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования? В чем их своеобразие?

Начиная с 2010 года были переработаны в соответствии с Федераль­ными государственными требованиями к структуре основной общео­бразовательной программы дошкольного образования общеобразова­тельные программы «Отрождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду» (2010), «Радуга» (2010), «Детство» (2011), «Истоки» (2011) и разработана новая общеобразовательная программы «Успех» (2011),

Переработанные программы раскрывают возрастные особенности детей и задачи образовательной работы на каждом из этапов дошколь­ного детства, особенности содержания образовательных областей и пути их интеграции. Представлены основные условия организации жизни и воспитания детей: режим дня, построение предметно-развивающей образовательной среды, формы работы с детьми в организованной образовательной деятельности, при проведении режимных моментов, особенности организации самостоятельной деятельности детей и вза­имодействия с семьями воспитанников. В программах предложены варианты комплексно-тематического планирования образовательного процесса для каждой возрастной группы.

Определены промежуточные и итоговые результаты освоения детьми образовательного содержания, подходы к организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов. Особые разделы про­грамм посвящены организации работы с родителями и коррекционной работе, предложены рекомендации по написанию части программы, формируемой участниками образовательного процесса.

Структура общеобразовательных программ «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» построена в соответствии с общепринятой возрастной периодизацией дошкольного детства. Содержание последовательно раскрывается в рамках возрастной группы. В программе «Истоки» за основу взят психологический возраст детей (ранний, младший и старший дошкольный).

| следующая лекция ==>
Психолого-педагогическая теория амплификации детского разви­тия была создана в конце 70-х годов XX века Александром Владими­ровичем Запорожцем. 1 страница | Психолого-педагогическая теория амплификации детского разви­тия была создана в конце 70-х годов XX века Александром Владими­ровичем Запорожцем. 3 страница

Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1050;

Ретроспективный анализ идей интегрированного обучения в условиях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *