Расходы на ведение страхового дела

КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра бухгалтерского учета и финансов

Контрольная работа

по дисциплине «Страхование»

Вариант № 2

Выполнила: Проверил:

студентка 06 ФКЗ/Ф Ст. преподаватель кафедры БУ и Ф

Тундук Т.Ю. Данилкина Т.Г.

Учебный шифр: 060932

Петропавловск-Камчатский

2009 г.

План.

Введение

Страхование — система страховой защиты от возможного наступления различного рода рисков. Оно представляет собой способ возмещения страховщиком убытков пострадавшим путем их распределения между всеми страхователями.

Основная часть контрольной работы состоит из ответов на поставленные вопросы.

Первый вопрос – расходы на ведение дела, как элемент тарифной ставки. Для дачи ответа на этот вопрос будет рассмотрена структура тарифной ставки.

Второй вопрос – социальное страхование в России. Этот вопрос актуален, т.к. в настоящее время социальное страхование составляет неотъемлемую часть нашей жизни. Социальное страхование — это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения,

обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.

Третий вопрос дает определения таким терминам, как страховое событие, страховое поле и франшиза.

Контрольная работа также имеет практическую часть. Общий объем работы составляет 14 листов.

Вопрос №1 Расходы на ведение дела, как элемент тарифной ставки.

Страховой тариф представляет из себя совокупность тарифных ставок. В свою очередь тарифная ставка есть цена страхового риска и других расходов страховщика на организацию страхования; адекватное денежное выражение обязательств страховщика по заключенным договорам страхования. Тарифную ставку, по которой заключается договор страхования, называют брутто-ставкой.

Основная цель исчисления страховых тарифов — определение и покрытие вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы, поэтому в основе расчета страхового тарифа лежат такие признаки страхования, как замкнутая раскладка ущерба и возвратность страховых платежей, предназначенных для выплат.

Тарифная ставка (брутто-ставка) как цена страховой услуги имеет определенную структуру (cм. рис. 7.1). Отдельные элементы структуры тарифной ставки должны обеспечивать финансирование всех функций, которые выполняет страховая организация. Основными элементами тарифной ставки являются: нетто-премия (нетто-ставка) и нагрузка, включающая в себя расходы на ведение дела; отчисления, предусмотренные законодательством и надбавку на прибыль.

Рис. 7.1. Структура тарифной брутто-ставки

Основная часть тарифной ставки — нетто-ставка, которая выражает непосредственно цену страхового риска, обеспечивает покрытие ущерба. Вполне понятно, что на момент калькуляции цены величина будущего ущерба неизвестна, поэтому величина ущерба определяется на основе данных об ущербе за прошлый период. Поэтому при определении нетто-ставки по массовым рисковым видам страхования необходимо учитывать такие факторы, как вероятность наступления страхового случая, частоту и тяжесть проявления риска, размер страховой суммы договора. В качестве минимальной цены за риск выступает ожидаемая величина ущерба, называемая чистой нетто-премией.

Для гарантии страховой защиты в состав нетто-ставки (чистой нетто-премии) включается рисковая или дельта-надбавка, предназначенная для финансирования случайных отклонений реального ущерба от ожидаемой величины.

На нагрузку в структуре тарифной ставки падает часть премии ориентировочно от 5% до 30% в зависимости от вида страхования.

Для различных видов страхования состав нагрузки может несколько отличаться от названной выше. Так, по страхованию жизни в состав нагрузки включаются только расходы на ведение дела и прибыль.

Рассмотрим основные составляющие нагрузки.

Основную часть нагрузки занимают расходы на ведение дела. Расходы на ведение дела можно разделить для целей анализа следующим образом:

— организационные — расходы, связанные с учреждением страхового общества;

— аквизиционные — расходы, связанные с привлечением новых страхователей и с заключением новых договоров страхования. Основную часть аквизиционных расходов занимают комиссионные вознаграждения страховым агентам и брокерам;

— инкассационные — расходы, связанные с расчетно-кассовым обслуживанием. Кроме того, к этим расходам относятся затраты на изготовление бланков, квитанций, учетных регистров и т.п.;

— ликвидационные — расходы, связанные с урегулированием убытков, судебные издержки, командировочные расходы к месту страхового случая, оплата услуг экспертов и т.п.;

— управленческие, которые делятся на общие расходы и расходы по управлению имуществом. В частности, управленческие расходы включают в себя расходы на оплату труда и отчисления на социальное страхование; хозяйственные и канцелярские расходы; транспорт; связь; аренда; представительские расходы; амортизация и т.п.

Также расходы на ведение дела можно разделить на постоянные и переменные.

Переменные расходы на ведение дела могут быть отнесены на отдельное страхование.

Постоянные расходы не могут быть отнесены на отдельное страхование, они должны быть разложены на весь портфель заключенных договоров страхования.

Отчисления, предусмотренные законодательством. Как правило, эти расходы связаны с осуществлением предупредительных мероприятий, направленных на снижение риска наступления страхового события и/или уменьшения ущербности при его наступлении. Законодательно установлен предел таких отчислений в структуре тарифа — не более 15%. Средства предупредительных мероприятий в размере, предусмотренном структурой тарифной ставки, направляются на формирование резерва предупредительных мероприятий. Направления использования резерва предупредительных мероприятий могут быть следующими: приобретение и эксплуатация средств противопожарной, охранной сигнализации; финансирование разработок и/или приобретение средств защиты от заболеваний (например, вакцинация); финансирование строительства водозащитных сооружений, средств, защиты от аварийности технических систем и т.п.

Последняя составляющая нагрузки — надбавка на прибыль, т.е. прибыль от страховой деятельности, которую рассчитывает получить страховщик.

Вопрос №2 Социальное страхование в России.

Государственное социальное страхование — государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.

Социальное страхование — это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование — установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей. Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

Государственное социальное страхование имеет своим объектом все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти.

Особенности социального страхования.

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, — других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи — работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

· необходимость получения медицинской помощи;

· временная нетрудоспособность;

· трудовое увечье и профессиональное заболевание:

· материнство;

· инвалидность;

· наступление старости;

· потеря кормильца;

· признание безработным;

· смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

— у страхователя-работодателя — по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;

— у страховщика — с момента регистрации страхователя;

— у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

— у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

• страховые взносы:

• дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

• штрафные санкции и пени;

• денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

• доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.

Вопрос №3 Страховое событие, страховое поле, франшиза.

Франшиза относится к международным терминам.

Заключение.

Подводя к итогу данную контрольную работу, остаётся дать краткие заключения по каждому вопросу.

В первом вопросе была рассмотрена структура тарифной ставки. Выявлена роль и виды расходов на ведение дела, как элемента тарифной ставки.

Во втором вопросе было рассмотрено социальное страхование.

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

Также были даны понятия терминам Страховое событие, страховое поле, франшиза.

Список литературы.

Практическая часть.

Задача:

Рассчитать сумму страхового возмещения по системе первого риска.

Автомобиль застрахован по системе первого риска на сумму 80 тыс. руб.

Стоимость автомобиля 110 тыс. руб. Ущерб страхователя в связи с повреждением автомобиля составил 95 тыс.руб.

Ответ: сумма страхового возмещения составит 80 тыс. руб., т.к. страхование по системе первого риска предусматривает выплату страхового возмещения в размере ущерба, но в пределах страховой суммы. В данной задаче ущерб (95 тыс. руб.) превышает страховую сумму (80 тыс. руб.), следовательно, страховое возмещение оставит 80 тыс. руб. По системе первого риска, страховой риск компенсируется полностью, а ущерб сверх страховой суммы (второй риск) вообще не возмещается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1) под страховщиками понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законодательством порядке. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 4015-1 страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные действия, связанные с исполнением обязательств по договору страхования.

На основании статьи 4 Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовать и финансировать предоставление застрахованному лицу медицинской помощи определенного объема и качества по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования, где основным обязательством страховщика, осуществляющего обязательное медицинское страхование и заключающего договор с территориальным фондом, является оплата медицинских услуг и защита интересов застрахованных лиц.

При осуществлении ОМС страховщиком подразумевается, что он осуществляет все функции, которые предусмотрены в статье 6 Закона № 4015-1, а именно: получает страховые премии (взносы) (для ОМС – средства на оплату медицинских услуг), формирует страховые резервы, производит страховые выплаты, осуществляет иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.

В соответствии с пунктом 4.1 Типовых правил ОМС, утвержденных приказом ФОМС от 3 октября 2003 г. № 3856/30-3/и, территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора. Договор ТФОМС со страховой медицинской организацией заключается на основе типового договора и регулирует взаимоотношения ТФОМС и страховой медицинской организации. Финансирование обязательного медицинского страхования осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам, определяемым в соответствии с Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов на ОМС.

В соответствии с пунктом 9 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного приказом ФФОМС от 5 апреля 2001 г. № 1518/21-1, страховые медицинские организации, имеющие лицензию на проведение ОМС, используют поступившие от ТФОМС средства на оплату медицинских услуг, формирование резервов, оплату расходов на ведение дела.

Таким образом, средства, получаемые страховыми медицинскими организациями от ТФОМС только в части финансирования расходов на ведение дела на основании заключенных договоров, не могут рассматриваться как страховые платежи, поскольку страховые медицинские организации фактически не могут выполнять функции страховщика и производить операции по страховым выплатам и формированию страховых резервов.

Следовательно, такие договоры нельзя считать договорами о финансировании ОМС. Их необходимо рассматривать как договоры на предоставление посреднических услуг, предметом которых является проведение вневедомственной экспертизы, защита прав застрахованных лиц и т. п.

Страховую организацию, которая не получает от ТФОМС страховые платежи для оплаты медицинских услуг, оказанных застрахованным лицам, и не производит страховые выплаты, нельзя считать организацией, осуществляющей страховую деятельность по ОМС. Следовательно, операции, связанные с получением от ТФОМС средств на ведение дела и их расходованием, не могут отражаться как страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию в форме № 2а-страховщик «Отчет о прибылях и убытках страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию», форме № 4а-страховщик «Отчет о движении денежных средств страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию» (утверждены приказом Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. № 113н), а также в статистической отчетности по форме № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь – _________ 20__ года», утвержденной приказом Минфина РФ от 28 января 2003 г. № 7н, и по форме № 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за ____ год», утвержденной приказом Минфина РФ от 13 января 2004 г. № 2н. Такие операции следует отражать в форме № 2-страховщик «Отчет о прибылях и убытках страховой организации» по строкам 210 «Операционные доходы, кроме связанных с инвестициями» (графы 3, 4) и 220 «Операционные расходы, кроме связанных с инвестициями», а также в форме № 4-страховщик «Отчет о движении денежных средств страховой организации» по строкам 070 «Прочие доходы» (графы 3, 4) и 200 «Прочие расходы» (графы 3, 4).

Налогообложение страховой деятельности регулируется статьями 293, 294, 294.1, 330 НК РФ. В частности, налогообложение страховых медицинских организаций регулируется статьей 294.1 НК РФ. В соответствии с ней к доходам страховых организаций, осуществляющих ОМС, относятся средства, перечисляемые ТФОМС. К расходам страховых медицинских организаций относятся расходы, понесенные указанными организациями при осуществлении страховой деятельности по ОМС, в том числе суммы отчислений в страховые резервы (резерв оплаты медицинских услуг, запасной резерв, резерв финансирования предупредительных мероприятий).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ операции по страхованию, сострахованию и перестрахованию. К этим операциям, в частности, относятся:

  • страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);
  • начисление процентов на депо премии по договорам перестрахования и перечисление перестрахователем перестраховщику;
  • получение страховых взносов уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;
  • получение страховщиком средств в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю.

Таким образом, средства, получаемые страховой медицинской организацией от ТФОМС только в части финансирования расходов на ведение дела, не могут рассматриваться как страховые платежи, поскольку страховая медицинская организация фактически не будет выполнять функции страховщика и не будет осуществлять страховые выплаты и формировать страховые резервы. Поэтому существует реальный риск признания этих средств попадающими под обложение налогом на добавленную стоимость в соответствии с главой 21 НК РФ.

Что касается порядка отражения указанных операций в бухгалтерском учете страховых медицинских организаций, то с учетом отмеченных налоговых рисков он будет выглядеть следующим образом:

Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторам», субсчет учета расчетов с ТФОМС,

К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» (начислена сумма, причитающаяся к получению от ТФОМС);

Д-т счета 51 «Расчетные счета»,

К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет учета расчетов с ТФОМС (получены средства от ТФОМС на ведение дела);

Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»,

К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет учета расчетов по НДС (начислен НДС с суммы вознаграждения за оказание посреднических услуг ТФОМС);

Д-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет учета расчетов по НДС,

К-т счета 51 «Расчетные счета» (уплачен НДС).

Оснований для отражения указанных выше платежей фонда на счете 92 «Страховые премии (взносы)» нет, поскольку в соответствии с пунктом 9 приказа Минфина РФ от 4 сентября 2001 г. № 69н «Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению» он предназначен для обобщения информации о начисленных в отчетном периоде причитающихся к получению от территориального фонда обязательного медицинского страхования страховых платежах по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с заключенными страховой медицинской организацией договорами, в том числе субвенциях.

В заключение следует отметить, что в случае неосуществления страховой деятельности в течение финансового года органом страхового надзора в соответствии с пунктом 2 статьи 32.8 Закона № 4015-1 принимается решение об отзыве лицензии у страховой организации.

  1. Доходы страховщика.

  2. Доходы от инвестиционной деятельности.

  3. Расходы страховщика.

    1. Доходы страховщика

К доходам страховщика можно отнести: доходы от страховых операций, от инвестиционной деятельности и не страховые доходы.

К доходам от страховых операций – относится в первую очередь получение страховой премии. Страховые доходы на основании страховых премий определяются ценой продажи страховой услуги, при расчете брутто-ставки страховщик определяет ожидаемую стоимость страховой услуги.

Цена продажи страховой услуги становится известной уже на этапе заключения договора с учетом ситуации, складывающейся на страховом рынке.

Стоимость страховой услуги – величина объективная, а на цену влияет ряд факторов:

  • конъюнктура страхового рынка;

  • налоговая политика государства;

  • уровень монополизации в данном сегменте страхового рынка;

  • величина банковского процента.

Цена на страховые услугибудет всегда находиться в определенных пределах: минимальный предел потребности страхователя (средства обеспечения эквивалентных отношений), максимальный предел – потребности страховщика.

Основа исчисления страховых премий – это страховые тарифные средства, полученные в качестве страховых премий распространяющихся строго в соответствии со структурой брутто-страховки, которая показывает какой процент средств пойдет на выплату страховых возмещений, какой процент направится в запас и резервные фонды, на выделение страхового дела, что в совокупности позволяет обеспечить формирование страховых резервов в необходимом объеме.

Согласно ст. 31 раздела 3 Закона Украины «О страховании» к доходам от страховой деятельности относятся:

  1. Заработанные страховые премии по договорам страхования.

  2. Комиссионные по договорам перестрахования.

  3. Доля от страховой суммы и страховых возмещений, уплаченных перестраховщиками.

  4. Возвращение суммы из централизованных и резервных фондов.

  5. Возвращенные суммы технических резервов, кроме резерва не застрахованных премий в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством.

Валовой доход страховщика– сумма дохода от страховой деятельности плюс прибыль от проведения страхования жизни плюс прибыль от внереализационных операций за вычетом суммы взносов в перестрахование, за вычетом сумм возвращенных страхователю излишне уплаченных премий, за вычетом отчислений в центральные резервные фонды и в технические резервы.

    1. Доходы от инвестиционной деятельности

Основа для занятия инвестиционной деятельностью – тот факт, что между моментом внесения страховых платежей и моментом выплаты возмещений проходит иногда длительное время. Продолжительность хранения средств страхования у страховщика определяется типом договора страхования (страхование жизни и общие типы страхования).

Кроме того, страховщиком формируются запасные и резервные фонды. Все это создает базу для занятия инвестиционной деятельностью и другими коммерческими операциями.

Средства могут быть вложены в любую отрасль экономики в любой форме, т.е. в кредиты, ЦБ, недвижимость и т.п.

Страховая организация может иметь также доходы от оказания различного вида услуг, связанных с получением комиссионных, проведением консультаций, работ по риск – менеджменту и т.п.

К этим доходам относятся:

  • доходы, полученные от торговли долговыми обязательствами и требованиями;

  • от торговли облигациями, сберегательными сертификатами;

  • доходы от операций лизинга;

  • аренда помещений;

  • торговля объектами залога;

  • доходы от разницы курсов валют;

  • доходы от реализации прав требования к лицу, ответственному за причиненный убыток и другие доходы.

    1. Расходы страховщика

Расходы страховщика формируются в процессе распределения страхового фонда.

Состав и структура расходов определяется двумя основными процессами: погашение обязательств перед страхователями и финансированием страхового дела.

Это определяет следующую классификацию расходов:

  • выплата страховой суммы, возмещение;

  • отчисления в запас и страховые фонды;

  • расходы на ведение дела;

  • отчисления на предупредительные мероприятия.

Себестоимость страховых операцийимеет ряд особенностей: страховщику заранее не известна сумма ответственности по заключаемому договору страхования, либо эта сумма будет равна величине расходов на обслуживание договора, либо она будет значительно больше и будет равна сумме выплаченного страхового возмещения. Таким образом, себестоимость страховой услуги носит вероятностный характер.

Расходы на ведение дела подразделяются следующим образом:

  • аквизиционные – расходы, связанные с деятельностью по заключению новых договоров страхования;

  • инкассовые – расходы на оплату труда работников страховой компании, связанные со сбором страховых премий и обслуживанием страхователей (вычисляется в процентах от брутто-ставки, либо как компенсационные);

  • ликвидационные – прямые расходы после наступления страхового случая, связанные с уплатой вознаграждения экспертам, оплата их проезда, судебные расходы и т.д.

  • управленческие – расходы на оплату труда административному аппарату управления, административно-хозяйственные расходы.

Учет валовых расходов страховщика ведется отдельно для страховой и не страховой деятельности.

Расходы на ведение страхового дела

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *