Проблемы перехода на МСФО

Князевская Н.В., Черныш И.В.

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА МСФО В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В настоящее время кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации, должны в обязательном порядке, помимо отчетности по российским стандартам, составлять и представлять в Банк России отчетность в соответствии с европейскими стандартами финансовой отчетности (IAS/МСФО). Решение о переходе на существующую международную практику организации учета и статистики было принято в нашей стране еще в начале 90-х гг. прошлого века . Необходимость использования международных стандартов при подготовке финансовой отчетности была обусловлена рядом объективных причин.

Одним из условий стабильного роста экономики является постоянный приток инвестиций, в первую очередь иностранных. Это достигается путем как прямого вложения капиталов, так и выхода на фондовые рынки. Включение в листинг крупнейших мировых бирж требует представления финансовой отчетности в соответствии с европейскими (IAS/МСФО) или американскими стандартами (GAAP). Что касается прямого иностранного участия в капиталах отече-

ственных организаций, то сдерживающим фактором решения и этой проблемы были признаны недостатки финансовой отчетности, составленной по российским стандартам. Неудовлетворенность потенциальных инвесторов была вызвана не столько «непонятностью» российской отчетности, сколько недостаточной «прозрачностью» данных такой отчетности. «Нехватка … информации является основным препятствием … Такая ситуация отражает проблемы в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также склонность российских компаний к секретности» . Переход на международные стандарты должен был решить и проблему аналитичности финансовой отчетности .

Руководством Банка России неоднократно подчеркивалась важность введения международных стандартов как составляющей реформирования отечественного учета . Предполагалось, что сравнение показателей финансовой отчетности, составленной по международным и отечественным стандартам, даст возможность руководителям кредитных организаций усовершенство-

вать системы внутреннего контроля и управленческого учета, другими словами, повысит уровень корпоративного управления в банковском секторе страны. По словам первого заместителя Председателя Банка России Парамоновой Т.В., «переход на международные стандарты финансовой отчетности требует целенаправленной работы по обучению руководителей кредитных организаций, специалистов бухгалтерского аппарата, служб внутреннего аудита, а также внешних аудиторов» .

Российская Федерация готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию. При анализе текущего состояния банковского сектора неоднократно отмечалась относительно низкая конкурентоспособность российских банков по сравнению с зарубежными. Одной из главных причин этого считается низкая капитализация банковского сектора — в качестве примеров приводят следующие сравнения. «Совокупный собственный капитал ста самых крупных российских банков меньше любого из первой двадцатки крупнейших банков мира» . Или: «Только около 35,4% российских банков достигли данного уровня к декабрю 2003 г., хотя именно на эти банки приходится 93,6% капитала всего сектора (что косвенно свидетельствует о числе крошечных банков, которые остаются в системе» . Поэтому использование МСФО, по мнению Банка России, должно способствовать консолидации банковского капитала, поскольку нагрузка по переходу на международные стандарты отчетности может оказаться непосильной для мелких и средних банков. Помимо этого, прогнозировалось увеличение затрат на составление отчетности за счет расходов на переобучение работников банков и расходов на обновление информационных систем.

Но больше всего, безусловно, банкиры опасались того, что составление отчетности в соответствии с международными стандартами приведет к снижению показателя собственного капита-

ла. Учитывая, что Международный валютный фонд неоднократно предлагал Банку России усилить работу по выведению неконкурентоспособных кредитных организаций с рынка банковских услуг, то такие опасения вполне понятны .

Методика составления отчетности в соответствии с международными стандартами предполагала трансформацию показателей российской отчетности в формат 1Л8/МСФО. Следовательно, на практике кредитные организации могли выбирать: либо трансформировать отдельные составляющие показатели российской отчетности в рамках соответствующих отделов и объединять трансформированную по элементам отчетность в сводную, или создавать специальные отделы по трансформации сводной российской отчетности в сводную отчетность по международным стандартам.

К настоящему моменту все кредитные организации, находящиеся на территории Российской Федерации, составляют отчетность в соответствии с международными стандартами (1Л8/МСФО) в течение года. Появились первые итоги, появилась возможность сравнить, насколько верными оказались прогнозы и что нового дала практика составления отчетности в новом формате.

М***комбанк является дочерней организацией московского банка, практиковавшего составление отчетности по ¡ЛБ/МСФО с 2001 г. В свою очередь, М*** комбанк начал применять в свей работе международные стандарты финансовой отчетности (1ЛБ/МСФО) с 1 января 2004 г. после официального сообщения Банка России, опубликованного в «Вестнике Банка России» от 04.06.2003 г., определившего концептуальные основы перехода, порядок и сроки составления отчетности.

Для трансформации отчетности, сформированной в соответствии с российскими стандартами (далее РПБУ), в отчетность по европейским стандартам, в М***комбанке создан «Сектор расчетов,

отчетности и методологии». Данный сектор входит в состав бухгалтерии; он состоит из 3-х человек.

Основные документы, регламентирующие работу по составлению отчетности:

1. Учетная политика банка в соответствии с международными стандартами, утвержденная Правлением и подписанная Президентом банка.

2. Официальный текст МСФО для стран ЕС : сборник стандартов. — М. : Аскери-АССА, 2004 — 752 с. /издание на русском языке.

3. Методические указания ЦБ РФ от 25.12.03 г. №181-Т.

4. Методические указания ЦБ РФ №182-Т.

5. Методические рекомендации ЦБ РФ от 10.02.06 г. №19-Т.

Процесс трансформации в М*** комбанке подразумевает составление структурными подразделениями банка 19 подготовительных таблиц в формате Microsoft Excel, содержащих только необходимые сведения для расчета амортизированной и справедливой стоимостей финансовых инструментов. Затем таблицы с начальной информацией передаются в сектор расчетов, отчетности и методологии, который рассчитывает амортизированную и справедливую стоимости финансовых инструментов централизованно по всему портфелю финансовых инструментов банка; после этого делаются все необходимые корректировочные проводки в журнале корректировок. Этот вариант трансформации предпочтительнее, с точки зрения данного банка, по сравнению с вариантом, когда структурные подразделения банка, ответственные за проведение основных банковских операций (кредитных, депозитных, операций с ценными бумагами и др.), составляют подготовительные таблицы для трансформации соответствующей статьи агрегированного баланса и самостоятельно рассчитывают на основании данных таблиц амортизированную и справедливую стоимость финансовых инструментов; затем расчеты поступают

в подразделение банка, ответственное за сведение информации по трансформации отчетности; после проверки в сводном отделе делаются записи в журнале корректировок.

Выбранный М***комбанком вариант трансформации отчетности, на наш взгляд, позволяет провести расчет амортизированной и справедливой стоимостей финансовых инструментов в едином ключе, избегая возможных ошибок.

Следует отметить, что капитал, рассчитанный по международным стандартам за 2004 год, у М***комбанка оказался почти на 15% ниже , чем соответствующий показатель, рассчитанный в соответствии с РПБУ. Как констатируют работники банка, такое изменение произошло в основе своей за счет того, что нормы резервирования по кредитам клиентам по МСФО выше, чем по РПБУ (у М*** комбанка разница составила 22,5 тыс. рублей). Чтобы избежать таких расхождений и в будущем, М***комбанк решил в 2005 г. максимально приблизить свои нормы резервирования к международным.

В настоящее время М*** комбанк в своей практике не применяет 1АБ/МСФО 29 «Учет в условиях гиперинфляции», так как экономические условия в Российской Федерации более не отвечают критериям признания гиперинфляции в соответствии с 1АБ/МСФО 29.

Как показал опыт, существенное влияние на изменение капитала могут оказывать следующие операции:

— отражение налога на прибыль;

— увеличение (уменьшение) резерва на возможные потери по ссудам по сравнению с размером этих резервов по РПБУ;

— создание резервов по прочим активам и внебалансовым обязательствам;

— отражение операций с финансовыми инструментами в соответствии с 1АБ/МСФО 39 (признание и оценка финансовых инструментов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— переоценка ценных бумаг либо создание резервов под их обесценение;

— начисление отсроченного налога;

— отражение потенциальных убытков по событиям после отчетной даты.

В результате краткого анализа можно сказать, что результаты М***-комбанка не отличаются от средних показателей по всему банковскому сектору России: «… размер капитала в целом в рассматриваемом секторе был завышен по состоянию на конец 2002 года приблизительно на 15% …» ; снижение показателя собственного капитала произошло приблизительно у 60% кредитных организаций .

Рост расходов на составление отчетности в соответствии с международными стандартами, видимо, превысил все ожидаемые оценки, об этом можно судить по косвенным данным. Ассоциация российских банков и все банковское сообщество обратились к Правительству РФ и Банку России с просьбой об отмене исполнения банками некоторых, как было ими определено «небанковских функций», в частности, контроля за соблюдением кассовой дисциплины и функций налогового контроля в организациях нефинансовой сферы деятельности .

Помимо этого, в резолюции VI Всероссийского банковского форума «Конкурентоспособность российских банков: снижение издержек и цены банковских услуг» содержится предложение более детально проработать мероприятия по организации перехода на составление отчетности в формате 1ЛБ/МСФО всеми остальными субъектами экономики .

Как мы уже отмечали, предполагалось, что использование международных стандартов должно привести к ускорению консолидации банковских капиталов. Действительно, в последнее время проявляется тенденция увеличения доли крупнейших банков, при уменьшении числа кредитных организаций в России и доли мелких банков в общем количестве. Так, за период от 31.12.2003 г. до 31.12.2004 г. общее количество кредитных организаций в России уменьшилось на 2,3% при уменьшении количества

наиболее мелких кредитных организаций на 8,5%; в то же время количество крупных кредитных организаций возросло на 12,5% . Однако нельзя утверждать, что это — результат перехода на составление отчетности по европейским стандартам, скорее это тенденция доминирования государственного влияния в банковском секторе России; в такой оценке ситуации сходятся многие аналитики .

Некоторые публикации, посвященные проблемам осуществления перехода на международные стандарты отчетности, содержат критику Банка России за отсутствие детальных указаний по использованию основных понятий, содержащихся в текстах стандартов МСФО, другие — критику выбранного метода перехода, считая, что переход на составление отчетности по международным стандартам должен следовать за переходом учета на европейские стандарты, а не наоборот .

На наш взгляд, следует учитывать мнение Л. Шнейдмана: «…применение МСФО является не целью, а средством преобразований» . Можно сказать, что переход на составление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами одновременно есть реформирование учета.

В то же время нельзя не отметить удивительной внутренней противоречивости происходящего: использование принципов, направленных на придание организациям большей самостоятельности, сопровождается просьбами о более детальном регламентировании; процесс, целью которого есть децентрализация управления, развивается при усилении государственного влияния. Объяснение этому можно дать только в категориях диалектики: 2004 год — год перехода российского банковского сектора на подготовку финансовой отчетности по международным стандартам — нельзя считать началом нового, это расставание с прошлым, конец предыдущего этапа развития. Поэтому итоги прошедшего года скорее определяют степень присутствия

элементов старого мышления, нежели степень готовности банковского сектора страны к переходу на новые принципы.

Список литературы

1. Государственная программа перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики. Постановление ВС РСФСР от 22.10.1992 г.

2. Стратегия развития банковского сектора РФ. Ред. 1 и 2 // Деньги и кредит. — 2002. — №1; 2005. — №4.

3. Парамонова Т.В. 2004 год — год перехода российского банковского сектора на подготовку финансовой отчетности по международным стандартам // Деньги и кредит. — 2004. — №1. — С. 3-6.

5. А. де Виллепуа. Комментарий текущих проблем банковского сектора России // Деньги и кредит. — 2005. — №5.

6. Что ждет банки впереди? // Бухгалтерия и банки. — 2005. — №11/ — С. 7.

7. Количество банков продолжает сокращаться // Бухгалтерия и банки. — 2005. — №6. — С. 5.

8. Ефимова О.В. О прозрачности и аналитичности бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. — 1998. — №7. — С. 69-75.

9. Шнейдман Л.З. На пути к международным стандартам финансовой отчетности // Бухгалтерский учет. — 1998. — №1.

10. Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация. — М. : изд-во «Весь мир», 2005.

11. Бухгалтерия и банки. — 2002-2005. -№1-12.

12. Деньги и кредит. — 2002-2005. -№1-12.



Активный интерес к проблемам перехода РФ на МСФО обуславливается не только тем, что отчетность, сформированная в соответствии с международными стандартами, является одним из ключевых условий выхода на иностранные рынки и приток инвестиций в отечественную экономику, но и более высокой прозрачностью, объективностью и достоверностью финансовой отчетности в соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности.

Процесс реформации отечественного бухгалтерского учета имеет уже свою историю, собственные этапы и возникающие на каждом этапе наиболее актуальные проблемы, которые требуют своего осмысления и выдвижению предложений по наиболее эффективному их решению. Частично некоторые проблемы были успешно решены, в то же время другая совокупность проблем не только не была решена, но и повлекла за собой целый ряд вытекающих из них дополнительных проблем и неоднозначных ситуаций.

На текущий момент времени ведение учета в соответствии с МСФО уже не выступает прерогативой организаций, банков и страховых компаний. В соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ компании, попадающие в сферу его действия, обязаны формировать и публиковать консолидированную отчетность в соответствии с МСФО. Предполагается, что в скором времени такую финансовую отчетность будут обязаны формировать все компании без исключения.

С одной стороны, это неоспоримая польза для отечественной экономики, нужный шаг в сторону внедрения России в международное экономическое сообщество, но с другой стороны, переходу на МСФО препятствует ряд существенных проблем (рисунок 1).

Проблема кадров обусловлена тем, что по сравнению с российскими стандартами по бухгалтерскому учету, МСФО требует более высокого уровня профессиональных компетенций и знаний специалистов в сфере финансов. За исключением некоторых семинаров, полностью отсутствует бесплатное обучение МСФО. Кроме того, в нашей стране отсутствует бесплатная учебная и методическая литература, а то, что можно самостоятельно найти в Интернете, не дает полного представления о надлежащем ведении международных стандартов. Еще одной проблемой, связанной с переходом на МСФО, является потребность в изменении менталитета бухгалтеров России, которые на настоящий момент времени работают в рамках нормативно-правовых актов, игнорируя профессиональное суждение. В МСФО, наоборот, главенствующим признается именно профессиональное мнение бухгалтера. Это довольно сложный психологический момент.

Рис. 1. Проблемы, препятствующие переходу на МСФО

Языковая проблема обусловлена тем, что официальным признанным языком МСФО является английский. Языковые барьеры осложняют работу с дополнениями и обновлениями, которые вносят в стандарты, требующие согласия Комитета по международным стандартам финансовой отчетности.

При переходе на систему новых стандартов однозначно у организаций возникнут дополнительные расходы, связанные с ведением учета или получением консалтинговых услуг, а также на обучение сотрудников, приобретение аудиторских и консультационных услуг, заработную плату высококвалифицированных специалистов по МСФО. Кроме того, если организация планирует вести учет в соответствии с МСФО при помощи специализированной информационной программы, которая позволяет вести международный и российский бухгалтерский учет параллельно друг друга, то расходы на переход учета на МСФО выльются в довольно существенные. Стоит отметить, что на данный момент времени отсутствуют российские компьютерные программы для учета по МСФО, а покупку дорогостоящего зарубежного компьютерного обеспечения могут позволить себе только финансово стабильные компании.

Отсутствие узкоспециализированного компьютерного обеспечения формирует и другую проблему, которая связана с отсутствием оперативного представления информации и, как следствие, потерей актуальности данной информации.

Тем не менее все же существуют некоторый ряд проблем применения МСФО:

  1. Отсутствие качественного и доступного программного обеспечения для составления отчетности по МСФО.
  2. Нехватка качественного преподавания (учебных центров) по МСФО. Особенно данная проблема актуальна для регионов России.
  3. Недостаток квалифицированных кадров, как с позиции работодателей, так и с позиции компаний — заказчиков услуг по МСФО.
  4. Менталитет российских бухгалтеров. Многие специалисты отмечают, что бухгалтерам трудно перестроиться с осуществления бухгалтерского и налогового учета по жестко регламентированным нормам на соответствие принципам МСФО.
  5. Высокая стоимость обучения для получения международных сертификатов по МСФО.
  6. Высокая стоимость услуг аудиторских и консалтинговых компаний.

Кроме того, в состав проблем также можно включить оппозицию руководителей отчитывающихся компаний в части перехода на МСФО, поскольку многие не желают отражать достоверную и объективную картину о деятельности организации в бухгалтерской и финансовой отчетности.

Чтобы исключить рассмотренные проблемы выше, можно порекомендовать:

– распространение положительного опыта прикладного применения МСФО отечественными и иностранными организациями;

– усиление влияния ассоциаций и сообществ профессиональных бухгалтеров в процессе перехода на МСФО;

– подготовку новых сотрудников — профессионалов; организация систем повышения уровня квалификаций по МСФО, которые будут признаваться не только на российском, но и на уровне международном;

– провести разработку методических дополнительных указаний по порядку регулирования учета фактов хозяйственной жизни, не попадающих под сферу применения МСФО;

– обеспечить контроль для соблюдения международных стандартов на микроуровне. Одна из главенствующих ролей при этом будет принадлежать частным аудиторам и аудиторским компаниям, которые обязаны выражать свое мнение о достоверности и корректности отчетности, которая составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми МСФО;

– стоит подумать над повышением статуса профессии. Для этого можно организовывать профессиональные конкурсы и создавать рейтинги наиболее высококвалифицированных специалистов в данной сфере.

Следует сказать, что именно перевод учета на МСФО обеспечивает выход организаций на международные рынки, поэтому однозначно можно сказать, что будущее несомненно за международной отчетностью.

Текущее экономическое положение неизбежно приводит к необходимости поиска новых, неосвоенных рынков сбыта. Не стоит ограничиваться только российскими границами. Уже не только крупные отечественные компании стремятся выйти на международный экономический рынок, поэтому вопрос приведения учета к международным стандартам для многих организаций остается и будет актуальным. Следует решить большое количество проблем, которые препятствуют сближению РСБУ и МСФО. В первую очередь инициатива и главенствующая роль в решении существенных проблем должна отводиться контролирующим государственным органам. Также стоит задумать о разработке национального программного обеспечения, дающего возможность вести учет параллельно как по российским, так и по международным стандартам финансовой отчетности. Наличие отечественного программного продукта позволит довольно существенно снизить затраты организаций на внедрение и сближение с международными стандартами, что особенно важно для небольших, развивающихся организаций.

В настоящее время более 100 стран либо просят разрешения на применение МСФО, либо находятся в процессе сближения с МСФО. Европейская комиссия потребовала применения МСФО всеми публичными компаниями в Европейском союзе, поэтому МСФО используются на всей территории Европейского союза. Швейцарские компании также применяют МСФО. Роль МСФО очень важна в любых странах при любых экономических условиях. Несомненно, рынки сейчас имеют глобальный и взаимосвязанный характер.

Стоит добавить, что в феврале 2013 года на конференции в Берлине министр экономического развития РФ Андрей Белоусов заявил, что с 2018 года весь российский бизнес перейдет на международные стандарты полностью. А вот удастся ли соблюсти планируемые сроки, покажет время.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;
  2. Приказ Минфина России от 30.03.2012 года № 148 «Об образовании Межведомственной рабочей группы по применению МСФО».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 года № 179 «О предоставлении годовой консолидированной финансовой отчетностью»;
  4. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер с англ. /под ред. С. А. Табалиной. — М.: Аудит; ЮНИТИ, 2012
  5. Международные стандарты финансовой отчетности. Издание на рус. яз.. — М.: Аскери-Асса, 2012.
  6. Николаева О. Е., Шишкова Т. В. Международные стандарты финансовой отчетности ЛЕНАНД, 2014.
  7. http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40035 (дата обращения 04.12.2016)

Проблемы перехода на МСФО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *