Отказ от персональных данных

У некоторых работодателей возникают вопросы, возможна ли передача персональных данных без согласия работников, которыми располагает работодатель (трудовых книжек, трудовых договоров, расчетных листков, тарификационных списков и др.), выборным органам первичных профсоюзных организаций, правовым и техническим инспекторам труда Профсоюза, необходимых для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением норм трудового законодательства в учреждениях здравоохранения, в т.ч. при согласовании локальных нормативных актов.

При этом работодатели, считая, что действующее законодательство ограничивает работодателя в возможности передачи персональных данных работника третьим лицам, в том числе и представителям работников, к которым, в соответствии со ст. 29 ТК РФ, относятся в т.ч. первичные профсоюзные организации, препятствуют проведению профсоюзного контроля.

Однако, Профсоюз считает, что действующее законодательство предоставляет право представителям работников (выборным органам первичных профсоюзных организаций, правовым и техническим инспекторам труда Профсоюза), при проведении контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства, на получение доступа к персональным данным работников, обрабатываемых работодателем.

За разъяснением применения норм Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О персональных данных» Центральный комитет Профсоюза обратился в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В обосновании своей позиции о возможности передачи персональных данных работников представителям работников (выборным органам первичных профсоюзных организаций, правовым и техническим инспекторам труда Профсоюза) Профсоюз сослался на следующие нормы действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.

Согласно части 3 статьи 13 названного Закона первичные профсоюзные организации вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.

В соответствии со ст.41 ТК РФ, сведения о заработной плате, времени труда и отдыха и др. относятся к вопросам, регулируемым коллективным договором, контроль за которыми на соответствие трудовому законодательству также входит в полномочия Профсоюза.

Кроме того, особенности обработки персональных данных работников и, в частности, возможности их передачи работодателями в адрес представителей работников (профкомов) при осуществлении ими профсоюзного контроля, регулируются также и Трудовым кодексом РФ.

Так, абзац 8 ст.88 ТК РФ устанавливает требования к передаче персональных данных работников представителям работников, при которых работодатель должен: передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном Трудовым кодексом иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

Также Трудовым кодексом урегулирован и порядок передачи данных (абз. 7 ст. 37 ТК РФ): стороны должны передавать информацию друг другу не позднее двух недель с момента получения запроса.

В запросе ЦК Профсоюза была сделана ссылка на действующее федеральное законодательство: статьи 29, 53, 88, 370 ТК РФ, Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», п.2 части 1 ст.6 Федерального закона «О персональных данных», в совокупности регулирующих право представителей работников, к которым относится Профсоюз, на бесплатное и беспрепятственное получение от работодателей информации по социально-трудовым вопросам в объеме, необходимом для выполнения представителями работников их функций.

    Профсоюз просил разъяснить:

  • ограничивает ли Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» право выборных органов первичных организаций Профсоюза и профсоюзных инспекторов труда на получение у работодателей необходимых документов, содержащих сведения о персональных данных, необходимых при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде;
  • является ли первичная организация Профсоюза оператором персональных данных, обязательно ли ее включение в реестр операторов;
  • требуется ли получение работодателем специального согласия работников на передачу персональных данных Профсоюзу в том случае, если у работодателя работают члены данного Профсоюза, а информация запрашивается Профсоюзом в соответствии с трудовым законодательством, для целей осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, соблюдения положений коллективных договоров и соглашений;
  • может ли выборный орган первичных организаций Профсоюза, правовые и технические инспектора труда Профсоюза при осуществлении профсоюзного контроля осуществлять обработку персональных данных работников без уведомления уполномоченного органа (Роскомнадзора) (п.1 части 2 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных») о своем намерении осуществлять обработку персональных данных в соответствии с трудовым законодательством.

Из полученного от Роскомнадзора разъяснения следует, что в случае осуществления профсоюзами, их первичными организациями и выборными органами вида деятельности по обработке персональных данных, подпадающих под исключения, установленные ч.2 ст. 22 Федерального закона «О персональных данных», указанные операторы вправе не представлять в адрес уполномоченного органа уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных.

Кроме того, как указал Роскомнадзор, работодатель, применительно к осуществляемой им деятельности, является оператором, осуществляющим обработку персональных данных своих сотрудников, и, руководствуясь ст.7 Федерального закона «О персональных данных», обязан не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом при наличии правовых оснований и полномочий, установленных федеральным законом, третьи лица, в том числе профсоюзы, могут получить доступ к персональным данным, обрабатываемым оператором.

Аналогичный подход Роскомнадзора Профсоюзом был получен в 2011 г., из которого следовало, что действия представителей работников профсоюза в части, касающейся запроса и получения от работодателя документов, содержащих персональные данные работников, необходимых для осуществления профессионального контроля за соблюдением трудового законодательства, …. «не требует согласия указанных лиц на обработку их персональных данных».

Обращаем внимание, что представители Профсоюза, получившие документы, содержащие персональные данные работника, обязаны соблюдать требования конфиденциальности и безопасности при их обработке, а также обеспечить их использование только в целях, для достижения которых они были предоставлены.

Федеральный закон 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» предоставляет каждому гражданину возможность решать, кем, когда и в каких целях будут использованы его личные данные. Отказ от предоставления персональных данных является документом, фиксирующим нежелание гражданина предоставлять заинтересованному лицу личные сведения.

Файлы в .DOC:Бланк отказа от предоставления персональных данныхОбразец отказа от предоставления персональных данных

Что входит в понятие персональных данных

  • Вышеупомянутый закон «О персональных данных» определяет понятие персональных данных, как информации, которая позволяет достоверно идентифицировать обладателя этих данных. К таким данным относятся:
  • фамилия, имя, отчество, паспортные данные (адрес, место рождения и т.п.);
  • любые сведения, нотифицированные в личных документах: правах, трудовых книжках, дипломах и т.п.;
  • сведения о состоянии здоровья, физических и психических особенностях и др.

Этим же законом определена необходимость заинтересованных лиц запрашивать согласие на обработку в своих целях персональных данных гражданина.

Лицо, которому по желанию гражданина предоставляются для каких-либо целей личные данные, называется оператором персональных данных. В качестве оператора может выступать как государственная организация, так и частная, а также физическое лицо. Оператор несет ответственность за раскрытие третьим лицам полученных персональных данных в рамках действующего законодательства.

Обязанность испрашивать согласие

Законодательно определен запрет на использование, хранение и передачу личной информации о ком-либо без его на то прямо выраженного согласия, кроме особо оговоренных случаев, которые мы рассмотрим ниже. Согласие должно быть оформлено в письменном виде с соблюдением следующих критериев:

  1. конкретность. В документе должен быть четко указан тип информации, согласие на работу с которой предоставляется (ФИО, адрес, домашний телефон и т.п.), тип операций, для проведения которых запрашиваются данные, например, предусмотрено только хранение или передача (кому) и т.п.;
  2. согласие должно быть выражено после того, как субъекту разъяснена его суть;
  3. согласие должно быть осознанным, то есть данным лицом, в полной мере осознающим смысл подписываемого документа.

В организациях должны быть разработаны внутренние нормативные акты, регламентирующие порядок обращения персональных данных работников, а также порядок дачи и отзыва работником согласия на работу с его персональными данными и действий при отказе работника от предоставления персональных данных (Положение о персональных данных). Кроме того, там же определяется и обязанность уничтожения данных после истечения срока их надобности.

Как правило, формы для согласия на обработку персональных данных, отзыва согласия и отказа от предоставления данных являются приложением к Положение о персональных данных и утверждаются одновременно с ним.

Составляем отказ

Отказ работника или иного субъекта персональных данных предоставлять персональные данные является его правом. Никакие санкции за это не предусмотрены. Кроме того, работник по своему желанию в любое время имеет право отозвать уже данное согласие на обработку данных. За это также не предусмотрено никакого наказания.

Однако необходимо помнить, что без использования персональных данных невозможно, например, заключение трудового или гражданско-правового договора, а это значит, что отказ от предоставления персональных данных в данном случае будет равноценен отказу от заключения контракта.

Как уже было сказано выше, организации и другие операторы персональных данных сами могут разрабатывать форму документа. Как правило, в таком случае работнику будет предложено заполнить уже имеющийся бланк.

Законом допускается составление отказа от предоставления персональных данных в свободной форме. На нашем сайте представлен типовой шаблон отказа от предоставления персональных данных, который вы можете индивидуализировать, внеся свои данные.

При составлении документа необходимо соблюдать следующую структуру:

  1. в «шапке» в правом верхнем углу листа указываются: ФИО и должность руководителя организации или физического лица, на имя которого пишется отказ, наименование организации, ФИО и паспортные данные лица, составляющего отказ;
  2. по центру ниже пишется название документа «Отказ от предоставления персональных данных»;
  3. в теле документа четко излагается нежелание предоставлять оператору персональные данные: «При устройстве на работу в ООО «Макинтош» мне было предложено подписать согласие на предоставление персональных данных. Я отказываюсь предоставлять ООО «Макинтош» свои персональные данные, поскольку…»;
  4. указание на то, что работнику (субъекту персональных данных) разъяснены последствия отказа от предоставления данных — если они разъяснялись;
  5. указание на возможность субъекта персональных данных обратиться в суд, если за отказ будут назначены санкции;
  6. подпись и дата составления отказа.
  7. Документ составляется в двух экземплярах, один из которых после проставления отметки о регистрации документа или о вручении документа остается у написавшего отказ. Второй экземпляр предоставляется оператору данных.

    Допускается ли работа с данными без согласия

    В отдельных, установленных ФЗ «О персональных данных» случаях, личные данные гражданина могут быть использованы без его на то выраженного согласия. В частности, не требуется согласие, если:

    1. данные вносятся в Архивный фонд РФ;
    2. информация предназначена для защиты здоровья и жизни гражданина;
    3. информация используется в целях составления статистических отчетов и является обезличенной (например, процент жителей г. Оренбурга старше 55 лет);
    4. лицо участвует в судебном производстве;
    5. если лицо по закону обязано предоставлять такую информацию;
    6. данные используются членами семьи для личных нужд и нужд семьи, и др.

Приложение N 11
к приказу Государственного комитета
Республики Карелия
по обеспечению жизнедеятельности
и безопасности населения
от 16 мая 2017 г. N 59

Типовая форма
разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные

(оформляется на официальном бланке)

Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются Государственным комитетом Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения (далее — Государственный комитет).

В случае Вашего отказа предоставить свои персональные данные Государственный комитет не сможет на законных основаниях осуществлять их обработку, что приведет к следующим юридическим последствиям:

_________________________________________________________________________ (приводятся юридические последствия отказа в предоставлении персональных данных)

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Являюсь клиентом брокера альфа-директ. Произведена замена паспорта , потребовалось актуализировать данные в кабинете личном.
Ввиду того , что являюсь клиентом только брокера альфа-директ ( в альфа банке счетов иных нет) , в городе проживания отделения банка нет, доступ в интернет банк предоставлен ограниченный ( результат прошлого отзыва на работу банка) — вариант предоставления мною персональных данных обновившихся только направление нотариально заверенной копии паспорта на адрес Москва ул. Каланчевская д 27 (такое указание получил при общении с поддержкой альфа-директ) .
Затребованную копию паспорта заверенную отправляю 28.01.2020 , дополнительно вкладываю произвольное заявление -прошу актуализировать персональные данные , счет в альфа-директ такой то( от себя добавил , поддержка хотела только копию паспорта).
2.02.2020 получаю блокировку счетов брокерских. 3.0.2020 после общения с поддержкой альфа-директ блокировку приостанавливают, предоставил сотрудникам трек номер отправленных документов. 4.02.2020 отправление получено альфа банком.
10.02.2020 в личном кабинете наблюдаю старые паспортные данные. Пытаюсь выяснить у поддержки альфа-директ причину задержки в актуализации персональных данных. Через полтора часа после обращения , получаю информацию, что заверенную копию паспорта банк получил , но требуется заявление на актуализацию данных ( при консультации по вопросу , до отправки документов, заявление вовсе не упоминалось).
Но мною вложено написанное в произвольной форме обращение с просьбой актуализировать персональные данные, указываю сотрудникам на это обращение. Через несколько часов звонок из поддержки альфа-директ , заявление на актуализацию перс. данных мы принять не можем, не по форме оно…Вы говорят нам заявление направьте почтой, образец обещали отправить… Спрашиваю, когда мне счет заблокируют, почта неспешна и доставка заявления недели 2 займет, остаться с открытыми позициями на бирже и заблокированным доступом сомнительное удовольствие- не знают говорят , будут узнавать и перезвонят.
В альфа банке два подразделения ( брокерское и банковское) неспособны решать между собой простейшие вопросы, а страдает клиент.

Отказ от персональных данных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *