Государственный инспектор

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

См. все связанные документы >>>

1. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права в пределах компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Комментируемая статья закрепляет основные права государственных инспекторов труда, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и фиксировать обстоятельства, способствующие правонарушениям.

Государственные инспекторы труда могут в любое время суток беспрепятственно посещать инспектируемые организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. При этом на них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено. Чтобы пройти на территорию проверяемой организации, государственный инспектор труда предъявляет служебное удостоверение установленного образца.

Для получения необходимой информации государственный инспектор труда может на месте знакомиться с документами и материалами.

Работодатели и их представители не вправе уклониться от предоставления документов, в т.ч. под каким-либо предлогом, включая мотивы содержания в таких документах коммерческой или государственной тайны.

Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке.

Право относить те или иные сведения к информации, составляющей коммерческую тайну, и определять перечень и состав такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений Закона о коммерческой тайне.

Коммерческой тайной не считаются сведения:

— о численности и составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в т.ч. об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и наличии свободных рабочих мест;

— задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;

— нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

— численности и об оплате труда работников некоммерческих организаций и использовании в деятельности таких организаций безвозмездного труда граждан.

Закон о коммерческой тайне предоставляет обладателю информации, составляющей такую тайну, право:

— устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны;

— разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;

— определять порядок и условия доступа к этой информации;

— требовать от государственных органов, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.

Государственные инспекторы труда не имеют право без согласия обладателя информации разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления коммерческую тайну, ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей, за исключением специально предусмотренных случаев, а также не вправе использовать такую информацию в корыстных или иных личных целях. За нарушение конфиденциальности информации они несут ответственность по законодательству РФ.

Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Законом о государственной тайне определяется порядок доступа к этим сведениям. В соответствии со ст. 25 Закона на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны возлагается организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну. Порядок доступа государственного инспектора труда к этим сведениям устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций должны создавать для государственного инспектора труда условия, при которых он знакомится только со сведениями, составляющими государственную тайну, и только в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения должностных (функциональных) обязанностей.

Инспектор вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др.

При необходимости государственный инспектор труда может обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

2. Для обеспечения наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием необходимых для представления материалов. Отказ работодателей (их представителей) предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной, не допускается. Государственный инспектор труда должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства воздействия на лиц, которые нарушают правила комментируемой статьи о безвозмездности предоставления ему необходимой информации.

3. Статья 12 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» предусматривает: государственные инспекторы труда имеют право изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта.

4. Реагируя на выявленные в ходе проверки нарушения, государственный инспектор труда предписывает устранить вскрытые правонарушения, их причины и способствующие им условия.

Это предписание прилагается к акту проверки, который составляется в двух экземплярах. Один экземпляр акта проверки с копией предписания вручается работодателю (или его представителю) под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда.

Изложенные в предписании рекомендации должны иметь правовую направленность и не могут касаться оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Все предложения об устранении факторов экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, должны быть основаны на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст. 76 ТК). Статьей 212 ТК на работодателя возлагается обязанность выполнять предписания государственных инспекторов труда.

5. При проведении проверки может быть установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен.

В подобных случаях государственный инспектор труда обязан незамедлительно принять меры, с тем чтобы не допустить причинения вреда или прекратить его причинение вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (ч. 2 ст. 17 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

6. Работодатель обязан отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда (ст. 76 ТК). На всех работников организаций, включая руководителей, возложена обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труд в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 225 ТК).

7. В силу ст. 212 ТК обязанностью работодателя является применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты. Государственным инспекторам труда предоставлено право запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в т.ч. требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

8. Помимо прочего, государственные инспекторы труда вправе:

— составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении руководителями и другими должностными лицами трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП РФ;

— направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении работодателя и его представителей к уголовной ответственности, если их действия содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке;

— предъявлять в суд иски о защите трудовых прав работников;

— выступать в суде в качестве экспертов по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью работников, и др.

Если в государственную инспекцию труда обратится профсоюзный орган или сам работник либо иной гражданин, защищающий интересы и права работника, по вопросу, который передан соответствующему органу по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (кроме исков, принятых судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда (если он выявит очевидное нарушение трудового законодательства) вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Работодатель или его представитель могут обжаловать это предписание в суд в течение 10 дней с момента его получения.

Должностная инструкция Государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРИКАЗ
от 26 октября 1995 года N 086
Должностная инструкция
Государственного инспектора
(правового, по охране труда)
Государственной инспекции труда
по Санкт-Петербургу

I. Общие положения

1.1. Основными задачами государственной инспекции труда являются:

1.2. Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях, законодательства Российской Федерации об охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

1.3. Защита трудовых прав работников, защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников, ущемляющих права.

1.4. Анализ обстоятельств и причин нарушений законодательства о труде, выработка мер по их устранению.

1.5. Содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства Российской Федерации и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.

1.6. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется главному государственному (правовому, по охране труда) инспектору по группе отраслей, выполняет его законные требования и распоряжения.

1.7. В своей работе государственный (правовой, по охране труда) инспектор руководствуется конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства, законодательством о труде, Законами в области занятости, банкротства, приватизации, социального страхования, охраны труда, Положением о федеральной инспекции труда (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 1504 от 20.07.94, приказами, распоряжениями Рострудинспекции, и настоящей должностной инструкцией.

1.8. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, другими органами надзора и контроля.

1.9. На должность государственного (правового, по охране труда) инспектора назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет.

1.10. Государственный (правовой, по охране труда) инспектор назначается приказом Главного государственного инспектора труда по Санкт-Петербургу.

1.11. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется руководителю структурного подразделения государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу Главному Государственному (правовому, по охране труда) инспектору.

II. Обязанности государственного инспектора по охране труда

2.1. Государственный инспектор по охране труда обязан:
— сохранять государственную служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся к нему с заявлением, жалобой;
— контролировать соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и, при необходимости, давать по ним заключения;
— анализировать обстоятельства и причины нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по охране труда и принимать меры по их устранению;
— проводить предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного и социально-культурного назначения с целью предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;
— информировать работников предприятий, организаций и учреждений о выявленных по результатам обследований нарушениях правовых актов об охране труда;
— направлять работодателям материалы проверок состояния условий труда и производственного травматизма для принятия мер;
— оформлять каждое обследование предприятия, учреждения, организации любой формы собственности предписанием и добиваться от работодателя выполнения выданного предписания, устранения обнаруженных в ходе проверок нарушений по охране труда;
— рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях их прав по охране труда и принимать меры по их устранению;
— отчитываться о своей работе перед вышестоящим руководителем.

III. Права государственного инспектора по охране труда

3.1. Государственный инспектор по охране труда имеет право:
— беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия и их подразделения в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда;
— запрашивать и беспрепятственно получать от органов исполнительной власти (предприятий) документы, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
— налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов по охране труда;
— предъявлять руководителям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда, о привлечении лиц, ответственных в этих нарушениях, к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном законом порядке;
— передавать материалы на работодателей и других должностных лиц предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, не обеспечивающих соблюдение законодательства, правил и норм по охране труда, не выполняющих предписания государственного инспектора по охране труда, в правоохранительные органы;
— приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений в случаях нарушения норм и правил по охране труда;
— отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;
— контролировать выполнение работодателями мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и требовать устранения допущенных в этой части нарушений условий коллективных договоров, соглашений;
— ставить вопрос перед главным государственным инспектором по охране труда о приостановке работы цехов, производств, предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
— требовать от проектно-конструкторских организаций, предприятий-изготовителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции оборудования, не соответствующие требованиям по охране труда, и ставить вопрос о прекращении производства;

— участвовать в комиссиях по приемочным испытаниям опытных образцов оборудования и давать заключения о возможности его производства;
— проводить выборочную экспертизу проектов строящихся и реконструируемых объектов производственного и социально-культурного назначения, требовать от работодателей проведения экспертизы этих проектов на соответствие их требованиям правил и норм по охране труда и экологическим требованиям;
— участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых или реконструированных предприятий, цехов, участков, зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;
— требовать в необходимых случаях от работодателей проведения технической экспертизы состояния зданий, сооружений, оборудования технологических процессов для определения возможности их дальнейшей эксплуатации;
— вносить в соответствующие органы предложения о привлечении предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности к экономической ответственности за допущенные нарушения требований охраны труда;
— вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта при следовании в командировку, бронировать и получать места в гостиницах при выезде в командировку.

3.2. Работодатель обязан обеспечить государственного инспектора по охране труда необходимыми условиями труда (предоставить помещение, оргтехнику, средства индивидуальной защиты).

3.3. Действия государственного инспектора по охране труда обжалуются в установленном законодательством порядке.

3.4. Социальные гарантии деятельности государственного инспектора по охране труда осуществляются в порядке, установленном законом.

IV. Обязанности государственного правового инспектора труда

4.1. Разбираться в текущем законодательстве, знать судебную и арбитражную практику по трудовым и хозяйственным спорам.

4.2. Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде, занятости, коллективных договорах, за предоставлением социальных гарантий трудящихся работодателями на всех предприятиях независимо от форм собственности.

4.3. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, информировать о результатах проверки работодателя, требовать устранения выявленных нарушений.

4.4. Своевременно подготавливать представление об устранении работодателем выявленных нарушений законодательства о труде.

4.5. Вносить на рассмотрение работодателей предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства, а в необходимых случаях доводить о них до сведения органов прокуратуры.

4.6. Вести прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушении их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению.

4.7. Проводить обучение работодателей и работников по вопросам нормативно-правовых актов о труде и охране труда.

V. Права государственного правового инспектора труда

5.1. Беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и иных нормативно-правовых актов о труде.

5.2. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде Российской Федерации.

5.3. Налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных нарушениях порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятия, учреждений, организаций независимо от форм собственности.

5.4. Запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций.

5.5. Предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

5.6. Сохранять государственную, коммерческую и служебную тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся с жалобой.

VI. Ответственность государственного инспектора (правового, по охране труда)

6.1. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) несет ответственность за выполнение обязанностей и осуществление прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и Положением о Федеральной инспекции труда в установленном порядке.
Текст документа сверен по:
Должностная инструкция
государственного инспектора
(правового, по охране труда)
Государственной Инспекции
Труда по Санкт-Петербургу.- СПб, 1995 год.

  • Дата документа: 30.10.2007
  • Номер документа: 10-19
  • Организация: Профсоюз работников здравоохранения РФ
  • Вид документа: Положение

Приложение № 1
к постановление Президиума
ЦК Профсоюза работников
здравоохранении РФ
от 30.10.2007 г. № 10-19
с изменениями и дополнениями,
внесенными постановлением
Президиума ЦК Профсоюза
от 15.12. 2011 г. № 8-5

ПОЛОЖЕНИЕ о правовой инспекции труда ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ

1. Общие положения:

1.1. Правовая инспекция труда ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ (далее – правовая инспекция труда) создана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Уставом профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в целях осуществления профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнением условий коллективных договоров, соглашений, а также по другим социальным и трудовым вопросам в организациях здравоохранения, независимо от форм собственности, в которых работают члены профсоюза работников здравоохранения РФ на территории Российской Федерации.

1.2. Правовая инспекция труда ЦК Профсоюза действует на основании Положения, утвержденного Президиумом ЦК Профсоюза и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, другими нормативными правовыми актами, а также Уставом Профсоюза работников здравоохранения РФ.

2. Основные задачи правовой инспекции труда.

Основными задачами правовой инспекции труда являются:

2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также связанных с ними законодательных и иных нормативных правовых актов о коллективных договорах и соглашениях, о профсоюзах, о занятости, приватизации и банкротства в учреждениях и организациях здравоохранения, в которых работают члены профсоюза работников здравоохранения РФ на территории Российской Федерации независимо от форм собственности.

2.2. Правовая и социальная защита прав работников (членов профсоюза) и профсоюзных организаций от противоправных действий работодателей и их представителей, нарушающих или ограничивающих права и законные интересы работников, установленные международными нормами, законами и иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными или трудовыми договорами.

2.3. Отстаивание прав и интересов работников (членов Профсоюза), участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в разработке коллективных договоров и соглашений, в подготовке решений профсоюзных органов по социально-трудовым вопросам, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.4. Разработка рекомендаций, разъяснений по практике заключения коллективных договоров и соглашений, по вопросам применения трудового, пенсионного, жилищного законодательства, социального страхования, занятости, организации летнего отдыха и оздоровления детей. Оказание консультационной помощи членам Отраслевого профсоюза по вопросам правовой и социальной защиты.

2.5. Взаимодействие с органами прокуратуры Российской Федерации.

2.6. Взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительно власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

2.7. Подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков и упущений со стороны должностных лиц, допустивших нарушения трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза.

2.8. Информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание членам Профсоюза бесплатных консультаций по вопросам социально-трудовых прав и интересов работников.

3. Организационное строение правовой инспекции труда.

3.1. Правовая инспекция труда ЦК Профсоюза формируется по отраслевому принципу и в ее структуру входят: Главный правовой инспектор труда ЦК Профсоюза и правовые инспектора труда ЦК Профсоюза по республике, краю, области (далее — правовые инспектора труда ЦК Профсоюза).

Президиум Центрального комитета Профсоюза работников здравоохранения РФ осуществляет организационно-методическое руководство правовой инспекцией труда ЦК Профсоюза.

Деятельность правовых инспекторов труда ЦК Профсоюза осуществляется в соответствии с настоящим Положением, и строится на основе полугодовых планов работы соответствующих комитетов организаций Профсоюза.

3.2. Председатель территориальной организации Профсоюза организует работу правового инспектора труда ЦК Профсоюза, действующего по республике, краю, области.

3.3. Возглавляет правовую инспекцию труда ЦК Профсоюза Главный правовой инспектор труда ЦК Профсоюза, который является штатным работником аппарата Профсоюза.

Правовые инспектора труда ЦК Профсоюза являются штатными работниками аппаратов региональных организаций Профсоюза и работодателями для них являются соответствующие региональные организации Профсоюза в лице председателя организации Профсоюза.

3.4. Руководителем правовой инспекции труда ЦК Профсоюза является Главный правовой инспектор труда Профсоюза.

3.5. На должности правовых инспекторов труда ЦК Профсоюза по республике, краю, области назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное юридическое образование и, как правило, стаж практической работы по юридической специальности не менее трех лет.

3.5.1. Территориальная организация Профсоюза вправе, исходя из финансовых возможностей, возложить на правового инспектора труда ЦК Профсоюза (по республике, краю, области) функции по должности заведующего отдела по социальной защите с соответствующей оплатой труда, внеся в штатное расписание необходимые изменения. Переименовать должность «правового инспектора труда ЦК Профсоюза (по республике, краю, области)» в «Заведующий отделом по социальной защите – правовой инспектор труда ЦК Профсоюза (по республике, краю, области)» с сохранением функций и полномочий по должности правового инспектора труда ЦК Профсоюза (по республике, краю, области).

3.6. Территориальная организация Профсоюза самостоятельно, исходя из финансовых возможностей, определяет штатную численность правовых инспекторов труда ЦК Профсоюза, принимает на должность и освобождает от должности правовых инспекторов труда ЦК Профсоюза только после согласования этого вопроса (в письменном виде) с ЦК Профсоюза, а также принимает меры по их организационно-финансовому обеспечению деятельности.

3.7. Правовому инспектору труда ЦК Профсоюза (по республике, краю, области) Центральный комитет Профсоюза оформляет и выдает удостоверение установленного образца.

3.8. В соответствии с пунктом 2.22 статьи 55 Устава Профсоюза и статей 16 и 19 Трудового кодекса РФ до возникновения трудовых отношений (заключения трудового договора) между региональной организацией Профсоюза и правовым инспектором труда ЦК Профсоюза, он утверждается в должности решением (постановлением) Президиума ЦК Профсоюза на основании ходатайства Президиума комитета региональной организации Профсоюза (постановление президиума комитета региональной организации Профсоюза с ходатайством об утверждении в должности; копии диплома об образовании и трудовой книжки, две фотографии).

Порядок увольнения правового инспектора труда ЦК Профсоюза:

Увольнение правового инспектора труда ЦК Профсоюза по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации (кроме увольнения по собственному желанию), производится работодателем (распоряжением по аппарату региональной организации Профсоюза) после получение постановления Президиума ЦК Профсоюза о согласии с увольнением правового инспектора труда ЦК Профсоюза.

Для получения согласия на увольнение правового инспектора труда ЦК Профсоюза, Президиум комитета региональной организации Профсоюза направляет в ЦК Профсоюза копии документов (постановление Президиума комитета региональной организации Профсоюза и др.), с предполагаемым решением работодателя о расторжении трудового договора с правовым инспектором труда ЦК Профсоюза.

Президиум ЦК Профсоюза, рассмотрев документы, поступившие от руководителя региональной организации Профсоюза, о предполагаемом расторжении трудового договора с правовым инспектором труда ЦК Профсоюза, согласовывает (не согласовывает) их на своем заседании, оформляя соответствующим постановлением (п.4 ст.55 Устава Профсоюза).

4. Основные полномочия правовой инспекции труда ЦК Профсоюза

Для выполнения возложенных на инспекцию труда задач правовые инспекторы труда ЦК Профсоюза:

4.1. Осуществляют проверку соблюдения работодателями или их представителями трудового, пенсионного, жилищного законодательства, Отраслевой Программы оптимизации вопросов условий и охраны труда, социального страхования, занятости, организации летнего отдыха и оздоровления детей;

4.2. В установленном законодательством порядке защищают права и интересы членов Профсоюза, организаций Профсоюза в органах по установленной подведомственности.

4.3. Проводят юридическую экспертизу законопроектов, проектов иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по трудовым, пенсионным, жилищным и другим социальным вопросам;

4.4. Проводят разъяснительную работу по правовым и другим социальным вопросам, касающимся работников отрасли, и участвует в правовом обучении профсоюзного актива;

4.5. Оказывают помощь территориальным организациям Профсоюза при проведении ими коллективных переговоров о заключении соглашений, разрешений коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по урегулированию социально-трудовых отношений представляют интересы работников Профсоюза работников здравоохранения РФ;

4.6. Участвуют в подготовке предложений в проекты Отраслевых соглашений на федеральном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства.

4.7. Информируют Президиум ЦК Профсоюза и территориальные организации Профсоюза о выявленных в организациях здравоохранения нарушениях трудового законодательства и мерах по их устранению;

4.8. Представляют соответствующему выборному коллегиальному профсоюзному органу материал об итогах своей деятельности с приложением ежегодных отчетов по утвержденным настоящим Положением формам в установленные сроки;

4.9. Взаимодействуют при осуществлении своих полномочий с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

4.10. Добиваются устранения выявленных нарушений. В случае невыполнения представлений правовых инспекторов труда ЦК Профсоюза, подготавливают и направляют материалы о фактах грубого нарушения трудового законодательства, прав профсоюзов, в органы прокуратуры, федеральные инспекции труда, вышестоящие органы с предложением применить к виновным соответствующие меры уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.

Принимают участие в совместных с органами прокуратуры и федеральной инспекцией труда проверках соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или регулирующих социально-трудовые отношения, а также права Профсоюза.

4.11. Взаимодействуют с судебными и правоохранительными органами в целях изучения сложившейся правоприменительной практики по вопросам, затрагивающим интересы работников отрасли.

4.12. Осуществляют взаимодействие с профильными комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в целях изучения готовящихся к принятию законопроектов и нормативных актов, затрагивающих интересы работников отрасли, и в случае необходимости вносят по ним предложения.

4.13. Осуществляют взаимодействие с профильными Департаментами ФНПР, Минздравсоцразвития России, РАМН, санаторно-курортного объединения и другими ведомствами по вопросам правовой и социальной защиты работников отрасли.

4.14. Ведут прием и рассматривают письма, заявления и жалобы членов Профсоюза, представителей организаций Профсоюза по фактам нарушений социально-трудовых прав и интересов работников организаций здравоохранения.

5. Права и обязанности Главного и правовых инспекторов
труда ЦК Профсоюза

Главный и правовые инспекторы труда ЦК Профсоюза имеют право:

5.1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

5.2. В установленном порядке беспрепятственно посещать организации здравоохранения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены Профсоюза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

5.3. Проводить консультации с работодателями по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

5.4. Обсуждать и бесплатно получать от работодателей их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по вопросам:

непосредственно затрагивающих интересы работников организаций здравоохранения в области соблюдения их прав;

законности проведения реорганизации или ликвидации организации здравоохранения.

5.5. Участвовать в разработке и принятии коллективных договоров и соглашений.

5.6. По поручению руководства ЦК Профсоюза защищать права и интересы членов профсоюза работников организаций здравоохранения РФ по вопросам соблюдения работодателями действующего законодательства Российской Федерации. Представлять интересы работника в судебных органах по просьбе членов отраслевого Профсоюза.

5.7. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (приложение № 1 к Положению), контролировать их выполнение.

5.8. Участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

5.9. Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.

5.10. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (приложение № 2 к Положению).

5.11. Обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда).

Главный и правовые инспекторы труда ЦК Профсоюза обязаны:

5.13.Всемерно содействовать защите прав членов Профсоюза, укреплять авторитет Профсоюза.

5.14. Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законом, не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, служебную), ставшую им известной при осуществлении профсоюзного контроля и иных полномочий, предоставленных действующим законодательством.

5.15. Обеспечивать конфиденциальность источника жалобы на действия работодателя, если заявитель возражает против такого сообщения.

5.16. Постоянно повышать свою квалификацию, изучать действующее законодательство и судебную практику.

Государственный инспектор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *