Орм закупка

Макарова Е.Н., Критенев А.С.1

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРОВЕРОЧНОй ЗАКУПКИ НАРКОТИЧЕСКИХ средств, психотропных веществ И ИХ АНАЛОГОВ

цель: Рассмотрение особенностей проведения и оформления проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Методология: Использовалcя формально-юридический метод.

Результаты: В статье сформулированы условия, способствующие правильному оформлению проверочной закупки, что является необходимым для признания ее результатов в качестве допустимых доказательств.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной и практической ценностью, поскольку является современной попыткой рассмотрения актуальной проблемы.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, проверочная закупка.

Makarova E.N., Kritenev A.S.

FEATURES OF CARRYING OUT AND REGISTRATION OF CHECKING PURCHASE OF DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND THEIR ANALOGS

Methodology: The legallistic method was used.

Keywords: drugs, psychotropic substances, checking purchase.

Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов — одно из наиболее важных направлений деятельности правоохранительных органов России. В январе 2016 года выявлено 18 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 14,1 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако удельный вес преступлений данной категории среди общего количества все еще велик . В арсенале компетентных органов имеется немало средств и способов борьбы с преступлениями этой категории. В данной статье мы рассмотрим одно из оперативно-розыскных мероприятий, а именно проверочную закупку.

Проверочная закупка наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов — оперативно-розыскное мероприятие, связанное с затратным приобретением наркотических средств с целью выявления, предупреждения, пресечения и документирования преступных действий, задержания с поличным лиц, причастных к совершению наркопреступлений, а также установления других обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности .

Как правило, данное оперативно-розыскное мероприятие осуществляется для выполнения следующих тактических задач:

— проверки информации о сбыте наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов и дальнейшей глубокой разработки наркодельцов;

— задержания лица, сбывающего наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, после их получения «покупателем».

Порой молодые сотрудники подменяют проверочную закупку оперативным экспериментом. Несмотря на то, что имеются схожие черты в осуществлении этих мероприятий, все же есть и кардинальные особенности, отличающие их.

От оперативного эксперимента проверочная закупка отличается тем, что последняя предусматривает создание негласно контролируемых условий для преступных посягательств в целях выявления и задержания лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления определенной тяжести. Лицо, в отношении которого проводится оперативно-розыскное мероприятие, находится перед добровольным выбором: совершать или не совершать преступление, а сотрудник оперативного подразделения исполь-

1 Статья публикуется по результатам конкурса докладов, проведенного в рамках VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения» (г. Уфа, 31 мая 2016 г.).

eurasian —

> 6 (25) 2016 С

— advocacy

зует методы пассивного наблюдения или ненавязчивого предложения. Однако при проведении как оперативного эксперимента, так и проверочной закупки, не допускаются провокационные действия, направленные на принуждение в любых формах лица на совершение преступления.

Для успешного осуществления проверочной закупки необходимо соблюдать следующие условия:

— наличие достоверной информации о фактах незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Проверочную закупку следует проводить в том случае, когда информация о сбыте подтверждена источниками, заслуживающими доверия;

— обязательное обеспечение безопасности сотрудника или гражданина, совершающего закупку, и других участников операции на всех этапах ее проведения;

— соблюдение законности при проведении проверочной закупки;

— наличие дела оперативного учета для накопления материалов оперативного характера: агентурных сообщений, материалов оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— достаточное финансовое и техническое обеспечение.

Проверочная закупка может иметь разные цели: задержание лица после передачи наркотических средств, покупка с целью установления систематичности сбыта, качества наркотиков или дальнейшая разработка «продавца» для выхода на новых фигурантов.

От цели, которую необходимо достичь, зависит и порядок оформления данного оперативно-розыскного мероприятия.

Таким образом, в любом случае для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия необходимо:

— постановление о проведении проверочной закупки, которое издает начальник территориального органа;

— если закупку проводит оперативный сотрудник, то постановление о внедрении;

— если гражданин проводит закупку, то заявление о добровольном содействии;

— перед началом закупки в присутствии представителей общественности проводится личный досмотр того, кто будет закупать наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, с составлением соответствующего протокола. Это необходимо для установления факта отсутствия у «покупателя» запрещенных к свободному оборо-

ту предметов и веществ, в том числе и наркотических, а также собственных денежных средств;

— после личного досмотра составляется протокол выдачи денежных средств, в котором описываются купюры, их серия и номер, особые отметки, если они есть (возможно составление акта осмотра денежных средств перед их выдачей);

— если выдача денежных средств производится гражданину, то он пишет расписку о получении денежных средств;

— после получения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов «покупатель» производит добровольную выдачу вышеперечисленного, и производится его личный досмотр.

Далее стоит отметить, если проверочная закупка закончилась задержанием лица, сбывавшего наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, то оформляется акт проведения проверочной закупки, и материалы ОРМ направляются в соответствии с установленной процедурой в органы предварительного расследования. Если же факта покупки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов не было, и лицо не задержано, то вся полученная информация документируется и используется при дальнейшей разработке.

Известно, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, выявлению и установке лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц.

Также данные материалы могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства России, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

В ходе опроса действующих сотрудников ОВД было установлено, что часто приходится сталкиваться с ошибками и проблемами, возникающими при проведении проверочной закупки:

— постановление о проведении проверочной закупки утверждается лицом, которое не имеет на это право (заместителями лица, имеющего право на подпись данного постановления);

— вышеуказанное постановление зачастую недостаточно мотивировано: в описательной части

евразийская —

>■ 6 (25) 2016 С

адвокатура

скупо указываются обстоятельства и основания для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия (не указываются формальные признаки противоправного деяния);

— возникает вопрос о законности подбора представителей общественности: зачастую ими выступают знакомые правоохранителей, студенты или курсанты-практиканты, неаттестованные сотрудники подразделений. Это, в свою очередь, ставит под сомнение незаинтересованность указанных лиц и создает вытекающие из этого проблемы при расследовании;

— в документах, составляемых по результатам оперативно-розыскного мероприятия, часто допускаются ошибки в названии. Встречаются названия «проверочная покупка», «контрольная закупка», «закупка наркотиков под контролем» и т. п.;

— в рамках проверочной закупки со стороны «покупателя» могут допускаться различного рода провокации, формально вынуждающие «продавца» совершить сделку. Часто данные факты выясняются только в суде;

— зачастую встречаются факты неправильной работы с вещественными доказательствами, изъятыми в ходе проверочной закупки, а именно не соблюдаются правила их изъятия, упаковки, неправильно переписываются номера и серии денежных купюр.

Все это происходит, как правило, по причине недостаточного уровня подготовки молодых сотрудников, их неопытности, невнимательности.

Правильное оформление проверочной закупки является необходимым условием для признания ее результатов в качестве допустимых дока-

зательств. Зачастую из-за невнимательности или забывчивости, а порой и неопытности сотрудников в судебных разбирательствах возникают проблемы с доказыванием факта сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Чтобы не допустить таких проблем, следует больше внимания уделять планированию оперативных мероприятий и обучению сотрудников необходимым приемам и методам осуществления данного вида деятельности. Также следует в обязательном порядке знакомить сотрудников с новейшими изменениями законодательства и своевременно проводить учебно-теоретические занятия по их применению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пристатейный библиографический список

1. Глазкова Н.В. К вопросу о проведении проверочной закупки психотропных веществ и наркотических средств правоохранительными органами // Наука и современность. 2015. № 38.

References (transliterated)

«найдем Адвоката»

не юридическая фирма

Мы бесплатный сервис по подбору юристов и адвокатов необходимой Вам специализации во всех регионах России и мира.

Подбор юристов и адвокатов осуществляется бесплатно и в течение одного часа.

С нами работает более 1700 тщательно отобранных узкоспециализированных юристов и адвокатов в более чем 50 странах мира.

За два года работы Проекта мы помогли более чем 3000 клиентов, которым были подобраны юристы и адвокаты, решившие их проблемы.

вам или вашим близким нужен юрист или адвокат? Тогда отправьте заявку на сайте naidemadvokata.ru или позвоните нам по номеру: 8 (800) 775-07-20 (звонок по России бесплатный).

ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И УСЛОВИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Оперативно-розыскная деятельность широко применяется сотрудниками полиции при раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе по делам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Виды и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий регламентируются Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом большинство ОРМ проводятся сотрудниками полиции негласно, то есть скрыто.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень ОРМ, которые могут быть проведены, данный перечень является оконченным и может быть добавлен только внесением поправок в ФЗ «Об ОРД».

Необходимо отметить, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводить только сотрудники оперативных подразделений соответствующих ведомств (оперуполномоченные), — Органов внутренних дел Российской Федерации, Органов федеральной службы безопасности, Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний.

Таким образом, обычные сотрудники полиции, будь то сотрудники ППС, участковые оперуполномоченные и т.д. не имеют права проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий, по признакам уголовных преступлений являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела (следователем дается поручение оперативному подразделению о проведении оперативно-розыскного мероприятия).

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Важно отметить, что такие сведения получаются от агентов оперативных сотрудников, задержанных лиц и т.д., при этом данные сведения должны быть оформлены надлежащим образом в рамках дел оперативного учета, оперативной проверки, агентурных донесений и т.д., но к сожалению в силу специфики оперативно-розыскной деятельности, которая охраняется законом «О государственной тайне», защите получить доступ к таким основаниям бывает очень затруднительно.

3. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью установления, скрывающегося от уголовного преследования или наказания лица).

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. ОРМ «Опрос».

«Опрос» как оперативно-розыскное мероприятие подразумевает под собой непосредственный контакт оперативного сотрудника с каким-либо лицом с целью получения сведений о совершенных, совершаемых или готовящихся преступлений. Возможном месте нахождения доказательств достаточных для возбуждения уголовного дела или источниках информации об их нахождении.

При этом оперативный сотрудник в целях конспирации, согласно ФЗ «Об ОРД», может осуществлять данное ОРМ под видом другого лица, не раскрывая данных о своей личности и своих намерений.

В ходе ОРМ «Опрос» могут использоваться, как явно, так и скрыто технические средства фиксации его проведения, такие как аудио или видеозапись.

Для проведения ОРМ «Опрос» оперативному сотруднику не требуется какое-либо его санкционирование со стороны руководства или судебного разрешения.

Важно, что результаты проведенного ОРМ «Опрос» в том числе с фиксацией на технические средства связи не могут являться в дальнейшем доказательствами по уголовному делу, так как при его проведении не соблюдаются права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи (участие адвоката).

Согласно Определению Конституционного суда от 4 февраля 1999 г. № 18-0, содержит следующие правовые позиции, обязательные при применении ФЗ «Об ОРД», результаты ОРМ являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона «Об ОРД», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем.

Таким образом, результаты опросов граждан, проведенных до возбуждения уголовного дела и без присутствия адвоката (или отказа от него) не могут в дальнейшем использоваться при доказывании и подлежат признанию недопустимыми доказательствами.

2. ОРМ «Наведение справок».

Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает получение оперативным сотрудником сведений из государственных организация, для которых не требуется особый порядок их получения согласно нормам ФЗ «Об ОРД».

К таким сведениям могут относиться сведения об образе жизни разрабатываемого лица, его родственных связях, наличии детей, круге общения, наличии какого либо недвижимого имуществ (квартир, домов, земельных участков, гаражей, дач и т.д.), нахождении в собственности любых транспортных средств, судимостях, данных документов (как общегражданских так и служебных), наличии у лица разрешения на владение оружием, или нахождении в собственности оружия, о постоянной или временной прописке разрабатываемого лица и так далее.

Сведения могут быть получены оперативными сотрудниками как непосредственно при личном обращении в организации, так и путем направления соответствующих запросов в них.

Специальный порядок получения информации предусмотрен только в отношении сведений конфиденциального характера, к которым в соответствии с Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ 1997 г., относятся: сведения, составляющие тайну следствия или суда, служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна), сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачей, нотариусов, адвокатов, банковская тайна, тайна страхования, переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.), сведения, связанные с коммерческой деятельностью (отнесенные к коммерческой тайне).

За исключением указанных ограничений, оперативному сотруднику не требуется какое-либо его санкционирование со стороны руководства или судебного разрешения на получение сведений.

3. ОРМ «Сбор образцов для сравнительного исследования».

Данный вид оперативно-розыскных мероприятий преследует цель получения каких-либо образцов для проведения их исследования, в том числе сравнительного.

Под образцами имеются ввиду отпечатки пальцев интересующего лица, его биологические следы (кровь, слюна, волосы и т.д.), которые могут быть получены как гласным путем, так и не гласным (когда от разрабатываемого лица такой сбор производится в тайне).

По уголовным делам, связанным с наркотиками, данное ОРМ проводится с целью получения смывов с рук задержанного, получении части его ногтей, для установления на данных образцах следов наркотических средств.

После сбора образцов, они упаковываются и направляются на предварительное исследование, по результатам которого будет принято решение о наличии или отсутствии на них интересующих следов.

Важно, что для дальнейшего использования изъятых образцов при доказывании, их изъятие должно проводиться в соответствии с требованиями УПК РФ, то есть с участием двоих понятых одного пола с задержанным.

Так, особенностью получения смывов с рук задержанного лица, является наличие двух фрагментов материала, которым производится смыв, полученных из одного источника.

Одной частью материала делается сам смыв с рук, другая часть просто упаковывается в отдельный пакет, и в дальнейшем позволит утверждать об отсутствии выявленных на руках следов на изначальном (до разделения) фрагменте материала.

Вместе с тем, результаты ОРМ «сбор образцов для сравнительного исследования», полученные результаты, могут быть использовании при доказывании только при условии проведения соответствующей экспертизы, результаты предварительного исследования сами по себе доказательством являться не могут.

4. ОРМ «Проверочная закупка».

Цель проведения ОРМ «Проверочная закупка» сводится к созданию условий сотрудниками оперативных подразделений для приобретения у разрабатываемого лица предметов или веществ, запрещенных к гражданскому обороту, это могут быть наркотические средства или психотропные вещества, сильнодействующие или ядовитые вещества, оружие, программное обеспечение и т.д.

Важно отметить, что ОРМ «проверочная закупка» может быть проведено только при наличии у оперативных подразделений, обоснованных данных что разрабатываемое лицо причастно к противоправной деятельности, совершает подобные преступления либо намеренно его совершить.

Другими словами при наличии у оперативных сотрудниках сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п.1 ч.2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»).

Оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка» проводится на основании постановления о его проведении утвержденного руководителем органа проводящего ОРМ или его заместителем. Данное условие является обязательным при проведении «Проверочной закупки». При отсутствии указанного постановления результаты ОРМ не могут быть использованы при доказывании.

Очень важным обстоятельством для проведения «Проверочной закупки» является именно обоснованное подозрение в отношении разрабатываемого лица, и проверяемой информации о его причастности к совершению подобных преступлений, в противном случае речь может идти о провокации преступления сотрудниками полиции и их агентами.

Провокация преступления – искусственное создание умысла на совершение преступления оперативными сотрудниками или связанными с ними лицами. Особенно актуально это по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.

Более подробно о провокации преступления вы можете прочитать здесь.

ОРМ «Проверочная закупка» как правило проводится в комплексе с другими ОРМ – «наблюдение», «опрос» и т.д.

В качестве закупщика запрещенных веществ могут выступать как сами сотрудники оперативных подразделений, так и лица, привлекаемые ими на добровольной основе (при отсутствии у них заинтересованности в результатах проведения закупки и зависимости от сотрудников полиции).

При этом истинные данные закупщика могут быть оставлены в тайне, часто это происходит именно для сокрытия фактов его заинтересованности или зависимости.

Более подробно об использовании ОРМ «Проверочная закупка» по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, законности его проведения, составе документов, вы можете .

Вместе с тем, при проведении «Проверочной закупки» к участию в ней могут привлекаться так называемые «незаинтересованные граждане» которые в дальнейшем могут подтвердить порядок ее проведения, либо сам факт передачи запрещенных предметов или веществ.

При этом сведения и предметы, полученные при проведении «Проверочной закупки» должны позволять сформировать доказательства в соответствии с требованиями УПК РФ. То есть, полученные предметы должны быть надлежащим образом упакованы, а участвующие лица досмотрены с обязательным участием двух «незаинтересованных граждан».

Участие «незаинтересованных граждан» при осмотре, копировании, пометки денежных средств, осмотре транспортных средств, используемых при проведении закупки, также является обязательным.

Кроме того, результаты ОРМ «Проверочная закупка» могут использоваться при доказывании только в случае передаче их следователю или суду в установленном законом порядке, на основании постановления руководителя (или его заместителя) органа проводящего оперативно-розыскное мероприятие.

Весь процесс проведения «Проверочной закупки» можно условно разделить на несколько частей.

Подготовительные мероприятия.

Получение оперативной информации о причастности лица к незаконным действиям с запрещенным предметами или веществами.

Проведение проверки указанной информации (проведение опросов, прослушивание телефонных переговоров и т.д., то есть способами, позволяющими убедится в самостоятельности умысла на совершение преступления).

Оформление рапорта о наличии подобной информации.

Подбор лица добровольно изъявляющего желание участвовать в качестве закупщика, получение у него добровольного согласия.

Вынесение и утверждение постановления о проведении ОРМ «Проверочная закупка».

Активная стадия проведения ОРМ.

Привлечение «незаинтересованных граждан».

Проведение личного досмотра закупщика.

Проведение осмотра и вручения денежных средств закупщику.

Проведение осмотра и вручение технических средств фиксации (если используются).

Проведение осмотра транспортного средства (если используется).

Следование к месту проведения закупки.

Передача запрещенных предметов или веществ закупщику, и денег разрабатываемому лицу.

Выдача приобретенных предметов или веществ сотрудникам полиции, их упаковка.

Выдача технических средств фиксации (если использовались).

Проведение повторного личного закупщика после проведения ОРМ.

Завершающая стадия проведения закупки.

Оформление документов по результатам проведения ОРМ – опрос закупщика, опросы «незаинтересованных граждан», акта проведения ОРМ.

Направление полученных предметов, веществ на предварительное исследование, по результатам которого регистрируется рапорт о наличии признаков преступления, являющийся основанием для возбуждение уголовного дела.

Рассекречивание результатов ОРМ «Проверочная закупка», утверждение постановления о предоставлении ее результатов следователю, фактическая передача документов и полученных предметов, веществ.

Разрабатываемое лицо может быть задержано сразу после передачи запрещенных предметов, веществ закупщику, либо проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении него может быть продолжено на усмотрения оперативных сотрудников в целях пресечения и раскрытия организованной преступной деятельности и установление всех её соучастников, выявление преступных связей участников незаконного оборота наркотических средств, установление каналов поступления наркотиков, выявление производства при наличии оперативно-значимой информации по данным фактам.

Если при проведении повторных ОРМ «Проверочная закупка» в постановлении о проведении ОРМ не указаны новые цели ее проведения, и по результатам ее проведения не достигнуто новых результатов, таких как выявление каналов поставки наркотиков, изобличению других лиц причастных к незаконному обороту и т.д., то данная закупка считается незаконной.

5. ОРМ «Исследование предметов и документов».

Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает исследование предметов или документов специалистом или экспертом, для установления обстоятельств имеющих значения для выявления признаков преступления.

Могут быть исследованы отпечатки пальцев рук, изъятые наркотические средства и психотропные вещества, оружие, а также другие предметы, имеющие значение.

Вместе с тем, результаты таких исследований сами по себе не являются доказательствами по уголовному делу, и могут ими стать только после проведения соответствующих экспертиз.

6. ОРМ «Наблюдение».

ОРМ «Наблюдение» проводится путем скрытого наблюдения за действиями разрабатываемого лица, его перемещением, в том числе на транспортном средстве, встречи с иными лицами и подробного документирования всех действий представляющих оперативный интерес.

Наблюдение часто используется оперативными сотрудниками полиции при проведении ОРМ «Проверочная закупка» и «Оперативный эксперимент» для документирования совершения противоправных действий.

При проведении наблюдения сотрудниками полиции могут использоваться технические средства фиксации действий и результаты такой фиксации могут в дальнейшем являться доказательствами по уголовному делу.

Оперативным сотрудникам не требуется какое-либо санкционирование ОРМ «Наблюдение» со стороны руководства или судебного разрешения на его проведение.

По результатам проведения данного ОРМ оперативным сотрудником составляется акт его проведения, где фиксируются представляющие интерес сведения о поведении наблюдаемого, к которым при необходимости прилагаются результаты его фиксации техническими средствами.

7. ОРМ «Отождествление личности».

Данное ОРМ подразумевает скрытое опознание лица в естественных условиях, — на улице, при посещении различных помещений, в самолете или при иных обстоятельствах.

Вместе с тем, оперативные сотрудники сами могут создавать условия для организации ситуации, при которой можно опознать какое-либо лицо (приглашение в определенное место с сокрытием истинной цели визита и т.д.).

Кроме того, «отождествление личности» может проводиться по фотографии, видеозаписи, портрету или другому изображению опознаваемого лица.

При этом, результаты негласно «отождествления личности» не могут использоваться в качестве доказательств по уголовному делу, а служат только для установления лица, который в дальнейшем должен быть опознан согласно требованиям УПК РФ.

8. ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств подразумевает проведение обследования указанных объектов с целью документирования следов преступлений или иной информации необходимой для изобличения лиц, совершающих или совершивших преступления.

В ходе проведения данного оперативно-розыскного мероприятия сотрудники полиции могут изымать вещества, предметы, документы, в соответствии с требованиями УПК РФ в присутствии не менее 2-х лиц не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с сотрудниками полиции, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных сотрудникам полиции.

В большинстве случаев, данное ОРМ проводится гласно, в ходе которого, осуществляется изъятие наркотических средств, психотропных веществ, оружия, либо других предметов и документов, имеющих доказательственное значение.

При обследовании помещений не являющихся жилыми, а также зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств постановление для проведение данного оперативно-розыскного мероприятия не требуется (согласно ФЗ «Об ОРД»).

В случае проведения ОРМ «Обследования» жилого помещения в рамках оперативно-розыскной деятельности, в обязательном порядке требуется постановление суда о его проведении.

Либо, в случае проведения ОРМ «Обследование» жилого помещения по не терпящим отлагательства обстоятельствам, оно проводится на основании постановления руководителя органа проводящего ОРМ (его заместителя) с обязательным уведомлением суда (судьи) о его проведении в течение 24 часов.

Вместе с тем, в течение 48 часов, сотрудники оперативного подразделения должны получить судебное решение о законности его проведения.

При других обстоятельствах, данное ОРМ подлежит признанию незаконным и его результаты не могут быть использованы при доказывании.

При изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия.

При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их копий, которые заверяются им, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.

Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.

По результатам проведения ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» составляется протокол о его проведении.

9. ОРМ «Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений».

Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает контроль сотрудниками полиции проводящими ОРМ почтовых отправлений, телеграфной, телефаксной или телефонограммной корреспонденции непосредственно в отделении связи с привлечением работников данного отделения.

Такой контроль может проводиться сотрудниками полиции исключительно на основании судебного решения, а изъятие пересылаемых предметов или веществ должно производиться согласно требованиям УПК РФ, в присутствии не менее двоих понятых.

Такое ОРМ часто проводится сотрудниками оперативных подразделений для изъятия незаконно пересылаемых наркотических средств или психотропных веществ.

Проводится оно может не только в отделениях почты, но и других транспортных компаний занимающихся доставкой грузов и корреспонденции.

Важно, что разрешение суда на проведение данного ОРМ не может превышать временной промежуток более 6 месяцев.

По результатам ОРМ составляется соответствующий протокол или рапорт оперативного сотрудника, с приложением к нему изъятых предметов, веществ, либо фотографий контролируемой переписки.

10. ОРМ «Прослушивание телефонных переговоров».

Данное оперативно-розыскное мероприятие предполагает контроль и запись телефонных переговоров разрабатываемого лица, при наличии у оперативных сотрудников сведений о его причастности к совершению преступлений.

«Прослушивание телефонных переговоров» проводится техническими подразделениями органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

ОРМ проводится исключительно на основании постановления суда о разрешении его проведения, действие которого ограничивается 6 месяцами, если в самом постановлении не указан меньший срок.

Решение о разрешении проведения ОРМ «ПТП» принимается судом на основании мотивированного постановления руководителя органа проводящего ОРМ или его заместителя.

При этом суд при разрешении данного вопроса вправе затребовать у оперативного подразделения дополнительные данные о причастности разрабатываемых лиц к совершению преступлений.

Проведение ОРМ «ПТП» допускается в отношении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

В ходе указанного оперативно-розыскного мероприятия, сотрудники полиции негласно получают доступ к телефонным переговорам, производят их запись, а в дальнейшем составляют протокол с содержанием телефонных переговоров, в части, которая интересна для доказывания.

К протоколу прилагаются носители информации, на которые произведена запись телефонных переговоров и их стенограмма в интересующей части.

Вместе с тем, в дальнейшем вместе с результатами ОРМ «ПТП» в установленном порядке следователю или суду предоставляются мотивированное постановление руководителя или заместителя органа проводящего ОРМ, а также постановление суда о его разрешении.

О прослушивании телефонных переговоров и всех его видах .

11. ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи».

Данное оперативно-розыскное мероприятие, подразумевает негласное (скрытое) получение информации, которая передается по сетям электрической связи, компьютерным и другим сетям, путем контроля специальными техническими средствами работы соответствующих систем и устройств, в том числе излучаемых ими электромагнитных полей.

Указанное ОРМ проводится на основании постановления суда о разрешении его проведения, либо на основании постановления руководителя или заместителя руководителя органа осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в случаях не терпящих отлагательства с обязательным обращением в суд в течение 48 часов с начала его проведения, для признания законности проводимого ОРМ.

Обычно данное мероприятие проводится путем:

Внедрения аппаратных, программных, аппаратно-программных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи;

Перехвата информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрования этой информации;

Внедрения программ, нарушающих нормальное функционирование систем защиты информации, воздействия на парольно-ключевые системы защиты информации, компрометации ключей и средств криптографической защиты информации в целях получения доступа к защищаемой информации.

По результатам оперативно-розыскного мероприятия составляется протокол, в котором отражаются его результаты, с приложением носителем на которые она была записана.

12. ОРМ «Оперативное внедрение».

Данное оперативно-розыскное мероприятие предполагает тайное получение оперативно значимой информации о лицах, совершающих преступления, совершивших или готовящихся к их совершению, путем внедрения в их среду оперативных сотрудников полиции или лиц с ними сотрудничающих на конфиденциальной основе.

Для разоблачения деятельности организованных преступных сообществ внедрение сотрудника может быть долговременным, длящимся несколько месяцев или лет. Кратковременное внедрение может иметь место от нескольких часов до нескольких суток.

Лица, внедренные в преступные формирования, могут имитировать преступную деятельность. Законодательством допускается вынужденное причинение вреда право охраняемым интересам других лиц при правомерном осуществлении служебного долга.

ОРМ «Оперативное внедрение» проводится исключительно на основании постановления, утвержденного руководителем или заместителем руководителя органа, проводящего оперативно-розыскные мероприятия. Решение суда для его проведения не требуется.

Результаты внедрения оформляются соответствующим протоколом или рапортом оперативного сотрудника.

Многие тяжкие преступления раскрываются не следователями, а сотрудниками органов ОРД. Но проведение ОРД сопряжено со столь глубоким вторжением государства в частную жизнь граждан, что ставится под сомнение сама возможность использования некоторых методов оперативной работы. Стали уже почти тенденцией все большее ограничение конституционных прав граждан при проведении ОРД, легализация, укрепление и расширение органов ОРД, оснащение их современной техникой.

Прослушивание телефонных и иных переговоров, вскрытие и осмотр почтово-телеграфной корреспонденции, вхождение в жилище без согласия проживающих в нем лиц и установка там аудио- и видеоаппаратуры, наблюдение за жилищем на расстоянии путем считывания аудиоинформации с вибрирующего стекла и т.д. – все эти и другие подобные приемы ОРД до начала 90-х годов регламентировались секретными инструкциями КГБ, о которых граждане не знали. Законом РФ от 13 марта 1992г. «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» они были легализованы. Право проведения ОРД получили в пределах своей компетенции большое количество органов.

Принятие Конституции РФ выявило некоторое несоответствие отдельных положений ОРД основному закону. Поэтому в 1995г. возникла необходимость внесения изменений и дополнений в закон об ОРД. Если ранее закон был ориентирован преимущественно на сферу борьбы с преступностью, то теперь в число его главных задач включены также обеспечение военной, экономической и экологической безопасности.

Дополнен перечень оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). В него включены: оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. Такими дополнениями российские оперативные службы получили возможность применять на законных основаниях тактические ловушки, открывать мнимые предприятия и фирмы, проводить новые виды оперативно-розыскных мероприятий. Четче сформулированы основания проведения ОРМ. Под судебный контроль поставлены ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния.

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

ОРД основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Принцип конспирации означает необходимость использования в процессе ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан. Сведения об используемых или использованных при проведении ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД составляют государственную тайну. К государственной тайне также отнесены сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группировки; о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе; об организации и тактике проведения ОРМ.

При проведении ОРД проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

Опрос – специальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему лицах. Допускается только при добровольном согласии граждан на беседу. Опрос может проводиться в любом месте. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу. Сотрудник ОВД, проводя опрос, имеет право скрывать истинные цели опроса либо свою профессиональную принадлежность. Опрос может носить конфиденциальный характер. Если просьба о сохранении конфиденциальности поступила от опрашиваемого, то сотрудники правоохранительных органов обязаны сохранить в тайне источник информации. Такие лица не могут впоследствии допрашиваться в качестве свидетеля. Результаты опроса граждан при их согласии могут быть оформлены объяснением (заявлением, явкой с повинной), либо рапортом (справкой) должностного лица. Рапорт, содержащий секретную информацию не может приобщаться к материалам уголовного дела.

Наведение справок – это сбор сведений о лицах, причастных к преступной деятельности. Наведение справок предполагает получение информации о биографии проверяемого, его родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных. Для наведения справок используются информационно-поисковые системы органов внутренних дел, а также любых других государственных учреждений и организаций. Результаты получения документов оформляются рапортом или справкой должностного лица. При получении сведений, имеющих значение для предварительного и судебного расследования, рапорт передается лицу, в чьем производстве находится уголовное дело.

Сбор образцов для сравнительного исследования – действия, направленные на получение объектов-носителей информации, необходимых для последующего изучения, описания, сравнения с ранее добытыми аналогами (следами, предметами, текстом, фото, жидкостями, продуктами, сырьем и т.д.) путем изъятия указанных объектов, фотографирования, дактилоскопирования, звукозаписи, а также посредством проверочной закупки. Сбор образцов может осуществляться гласно, негласно, либо зашифровано. Результаты сбора образцов оформляются справкой, составляемой исполнителем мероприятия. К ней прилагаются в упакованном виде полученные образцы.

Проверочная закупка – один из методов сбора образцов для сравнительного исследования, применяемых оперативными подразделениями в тех случаях, когда с помощью данного ОРМ можно получить данные или доказательства, свидетельствующие о противоправной деятельности объектов ОРМ. Проверочная закупка предполагает приобретение у объекта ОРД предметов, веществ и т.п., подтверждающих факт конкретного правонарушения, в том числе необходимых для сравнительного исследования. Приобретение объектов-носителей информации посредством проверочной закупки, может осуществляться в различных формах договора купли-продажи (устной или письменной). Предметом проверочной закупки могут быть вещи, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него. Проверочная закупка проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, в негласной или зашифрованной форме. Зашифрованная форма предполагает мнимую сделку купли-продажи под видом обычного покупателя, с последующим объяснением продавцу о фактической цели покупки, контрольным взвешиванием товара и составлением в его присутствии акта о состоявшемся мероприятии. Негласная форма предусматривает сохранение в тайне от продавца факта проведенного мероприятия, а по результатам закупки составляется справка.

Исследование предметов и документов – это не процессуальное криминалистическое исследование объектов, полученных в результате ОРМ. Является оперативно-розыскным аналогом заключения эксперта в уголовном процессе. Исследование проводится втайне, по поручению органов, осуществляющих ОРД, экспертно-криминалистическими службами правоохранительных органов. Проводить исследования можно и в тех случаях, когда состояние подлежащих изучению объектов, являющихся возможными источниками доказательств, не будет качественно изменено, а временное их отсутствие не будет обнаружено лицом, у которого они изъяты. Итоги исследования оформляются соответствующими документами и могут быть представлены следователю или судье.

Наблюдение – негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий преступления и похищенного имущества. Наблюдение может быть физическим (визуальный способ слежения), электронным (технический) либо комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого. Электронное наблюдение может осуществляться с помощью аппаратуры аудиозаписи с целью слухового контроля и записи разговоров подозреваемых. В процессе наблюдения фиксируются в хронологическом порядке все передвижения, действия и контакты лица в определенном промежутке времени. Наблюдение – ОРМ ограниченного использования. Оно может осуществляться по решению руководителя оперативного аппарата УВД субъекта РФ, как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища. Может проводиться только на основании судебного решения. Результаты наблюдения оформляются справкой с приложением полученных фото, кинопленок или видеокассет. Результаты наблюдения, проводимого специализированными подразделениями оперативных аппаратов, т.е. технический способ слежения, используются только для решения задач ОРД.

Отождествление личности – это способ установления лиц, причастных к преступной деятельности, либо находящихся в розыске, заключающийся в не процессуальном опознании личности по признакам внешности, голосу, запаху, а также с применением информационного поиска в оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетах ГИЦ, ИЦ, а также в экспертно-криминалистических коллекциях и картотеках ЭКЦ и ЭКЛ. Непроцессуальное опознание может происходить в разных организационно-тактических формах, с использованием различных средств оперативно-розыскной деятельности. Факт его проведения сохраняется в тайне от опознаваемого. Одной из форм является визуальное отождествление личности подозреваемого потерпевшим, очевидцами по имеющимся в ОВД фото- и видеоучетам. Отождествление осужествляется также в процессе поиска подозреваемого с участием потерпевших и очевидцев в местах его вероятного появления. Результаты оформляются рапортом оперативного работника либо объяснением гражданина при его согласии, опознавшего данное лицо. Отождествление может проводится с использованием служебно-розыскной собаки.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – это оперативный осмотр этих объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения иной информации, необходимой для решения задач ОРД. Обследование может носить гласный, негласный и зашифрованный характер. Гласное обследование осуществляется с согласия владельцев осматриваемых объектов. При зашифрованном обследовании оперативный работник имеет право скрывать истинную цель проводимого мероприятия, а также использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие свою личность. При таком обследовании обязательно участие представителя организации, от имени которой оно проводится. Негласное обследование скрывается от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц, и допускается только на основании судебного решения. О проведении негласного обследования жилого помещения выносится постановление, утверждаемое руководителем оперативного аппарата УВД субъекта РФ. Негласное обследование ведут специальные оперативно-технические подразделения ОВД с участием инициаторов мероприятия. Изъятие или замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускается в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление. Во время обследования допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов, установление химических ловушек, создание иных условий для следообразования. Результаты оформляются справкой оперативного работника либо актом должностного лица других ведомств, проводивших обследование.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных отправлений – это разведывательный способ, свойственный только ОРД правоохранительных органов, а также оперативной деятельности спецслужб, получения информации о преступной деятельности подозреваемых лиц, путем негласного (для адресата) обнаружения и изучения содержания корреспонденции и почтовых отправлений. Перлюстрация (вскрытие и просмотр без ведома адресата) корреспонденции – мероприятие ограниченного использования, т.к. оно вторгается в сферу конституционных прав граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Контролю подвергается корреспонденция, поступающая в конкретный адрес, или исходящая от определенного адресата. Почтовые отправления могут быть задержаны, а обнаруженные при просмотре предметы, материалы, сообщения могут изыматься. Проведение этого ОРМ допускается только на основании судебного решения. Проводит мероприятие только ФСБ РФ. Цензура корреспонденции осужденных – это разновидность контроля почтовых отправлений. Она представляет собой организуемый согласно уголовно-исполнительному законодательству контроль за корреспонденцией осужденных.

Прослушивание телефонных переговоров – это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, по линиям телефонной связи. Прослушивание осуществляется с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническими подразделениями ОВД и ФСБ. Прослушивание является мероприятием ограниченного применения и может осуществляться только на основании судебного решения. Прослушивание может проводиться в течение 6 месяцев со дня принятия судебного решения. При наличии заявления или письменного согласия лица допускается прослушивание и без судебного решения. В этом случае прослушивание проводится на основании постановления руководителя ОВД с обязательным уведомлением судьи в течение 48 часов. Прослушивание сопровождается фиксацией получаемой информации на магнитные носители. Результаты оформляются справкой оперативно-технического подразделения с приложением к ней материалов аудиозаписи.

Съем информации с технических каналов связи – это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступления, по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, компьютерные сети и т.д.). Проводится на основании судебного решения.

Оперативное внедрение – способ получения информации путем установления доверительных отношений между штатными негласными сотрудниками органов, осуществляющих ОРД или лицами, оказывающими им содействие на конфиденциальной основе и лицами, подозреваемыми в преступлениях, совершаемых организованными преступными группами. Оперативными работниками могут в целях конспирации использоваться документы, зашифровывающие их личность, а также ведомственную принадлежность предприятий, транспортных средств. Лица, внедренные в преступные формирования могут имитировать преступную деятельность, при этом допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам других лиц при правомерном осуществлении служебного долга. Внедрение осуществляется на основании утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления и в порядке, предусмотренном планом операции.

Контролируемая поставка – осуществляемое перемещение под контролем правоохранительных органов, наделенных правом осуществлять ОРД, товаров и предметов в целях выявления и пресечения преступлений и лиц, причастных к их совершению. Предметом поставки являются вещи, изъятые из оборота, или добытые преступным путем.

Оперативный эксперимент – способ получения информации посредством проведения необходимых опытных действий, воспроизведения обстановки, иных обстоятельств подготовки совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а также выявления и установления лиц, причастных к преступлениям, в целях проверки и оценки собранных или получения новых данных об обстоятельствах совершения преступления, а также причастных к нему лицах. Условия эксперимента не должны провоцировать, подталкивать лицо к совершению преступления. Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в преступной деятельности (получение взяток, торговля оружием, операции с наркотиками и т.п.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления путем применения различных «ловушек» и «приманок». Оперативный эксперимент проводится не только в отношении «прошлого» деяния, для его проверки, но и с совершением проверяемым лицом противоправных действий. В последнем случае проводится фиксация хода и результатов оперативного эксперимента на кино-, фото-, видео-, аудиопленках и др. В этом отличие оперативного эксперимента от следственного, предусмотренного УПК РФ. Если в ходе оперативного эксперимента подозреваемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, то за содеянное оно привлекается к уголовной ответственности по действующему законодательству. При проведении эксперимента не допускается какое-либо подстрекательство или же содействие совершению преступления. Эксперимент проводится по плану, утвержденному руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Организация и тактика проведения ОРМ определяется самими оперативными работниками в зависимости от сложившейся ситуации, а также тех возможностей, которыми они располагают. ОРМ носят негласный характер, поэтому вопросы организации и тактики освещаются в специальной закрытой литературе.

Существуют общие правовые требования, относящиеся ко всем ОРМ:

1) ОРМ должны быть направлены исключительно на решение задач ОРД. Не допускается проведение ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного или религиозного объединения.

2) В ходе ОРМ допускается использование только тех технических средств, которые не наносят ущерба жизни и здоровью людей, не причиняют вреда окружающей среде.

3) Результаты ОРМ подлежат документированию, т.е. отражаются в специальных документах (их вид и форма определяются ведомственными нормативными актами).

4) ОРМ могут проводиться в отношении любого лица, находящегося на территории РФ, независимо от его пола, национальности, гражданства, имущественного, должностного и социального положения и т.д.

Основаниями для проведения ОРМ являются:

· Наличие возбужденного уголовного дела;

· Получение органами ОРД информации о подготовке, совершении либо совершенном преступлении, если нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела;

· Поручение органа предварительного расследования или суда, а также иных органов, осуществляющих ОРД;

· Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц;

· Запросы международных правоохранительных органов.

Кроме этого, органы ОРД вправе собирать информацию в отношении конкретного лица, для принятия решения:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) о допуске к особо значимым общественным работам, представляющим повышенную опасность для общества и экологии;

3) о допуске к участию в ОРД;

4) об установлении с лицом отношений сотрудничества при проведении ОРМ;

5) по обеспечению безопасности органов ОРД;

6) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

На территории РФ право осуществлять ОРД представляется следующим органам:

· Органам внутренних дел РФ;

· Органам федеральной службы безопасности РФ;

· Органы федеральной службы охраны;

· Таможенные органы;

· Служба внешней разведки;

· Органы службы исполнения наказаний;

· Органы по контролю за оборотом наркотических средств.

20. ПРОВЕРОЧНАЯ ЗАКУПКА

Проверочная закупка – ОРМ, заключающееся в контролируемом возмездном приобретении имущества органом, осуществляющим ОРД, или по его поручению третьим лицом, в рамках решения задач ОРД. Приобретение имущества может не соответствовать законодательству РФ: приобретаемое имущество может быть ограничено в обороте или изъято из гражданского оборота (оружие, наркотики и т. д).

Мероприятие проводится негласно (продавец или лицо, иным образом отчуждающие имущество, не знают об истиной цели приобретения).

Большинство проверочных закупок проводится в сфере хозяйственного оборота и незаконного оборота наркотиков. Проверки финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, как правило, начинаются с проверочной закупки. Посредством проведения мероприятия можно выявить, например, является ли продаваемый товар надлежащего качества, соответствует ли товар законодательству о сертификации, имеются ли на товаре акцизные марки и др.

Поскольку приобретение предметов, оборот которых ограничен или запрещен, формально подпадает под признаки преступления, предусмотренного УК РФ – ст. 222 (в отношении оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), ст. 228 (в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов) и др., проведение проверочной закупки осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем соответствующего органа.

Мероприятие начинается с того, что оперативный сотрудник под видом обычного покупателя приобретает товар у продавца. В мероприятии могут участвовать три человека – сотрудник и двое граждан. В этом случае все трое приобретают товар по очереди.

После отчуждения продавцом имущества оперативный сотрудник представляется ему, предъявляет служебное удостоверение, объявляет, что была произведена проверочная закупка, и ознакомляет с постановлением о проведении проверочной закупки. После этого полученное имущество, ограниченное в обороте или изъятое из оборота, изымается, а имущество, не ограниченное в обороте, проверяется на соответствие установленному качеству, определенной цене, массе и др. О ходе мероприятия оперативным работником составляется соответствующий акт.

Проверочная закупка, проводящаяся при выявлении преступлений, носящих неоднократный характер (например, систематическая продажа наркотиков в мелких размерах), может проводиться несколько раз (с привлечением оперативным сотрудником третьих лиц) с объявлением лицу о проведении проверочной закупки только в последний раз. По результатам первых закупок составляются акты, которые по понятным причинам до лица, отчуждающего имущество, не доводятся.

В процессе проведения мероприятия для запечатления его хода и результатов используются технические средства и вещества (средства скрытой аудио – и видеосъемки, специальные порошки для обработки денежных купюр или документов, светящиеся при ультрафиолетовом освещении, и др.).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Орм закупка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *