Обособленное подразделение штраф за несвоевременную регистрацию

Добавить в «Нужное»

Обновление: 15 января 2020 г.

При открытии на территории РФ любого обособленного подразделения организация должна в течение месяца сообщить о нем в ИФНС по месту нахождения организации (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщать не нужно лишь о филиалах и представительствах.

А о порядке постановки на учет обособленного подразделения вы можете прочитать в этой консультации.

Сейчас же зададимся вопросом, какой штраф за неоткрытие обособленного подразделения грозит организации в 2020 году.

Штраф за обособленное подразделение 2020

В Налоговом кодексе предусмотрено несколько штрафов за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе:

  • за нарушение организацией срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, грозит штраф в размере 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ);
  • за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, грозит штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Кроме того, есть штраф за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов, предусмотренных НК. Здесь штраф гораздо меньше — всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Какой же из этих штрафов применяется за отсутствие регистрации обособленного подразделения в 2020 году или за несвоевременную регистрацию обособленного подразделения?

Штраф за неуведомление об открытии обособленного подразделения 2020

В 2017 году спор о том, какой штраф грозит организации в рассмотренной ситуации, рассмотрел Верховный суд (Определение ВС РФ от 26.06.2017 N 303-КГ17-2377). Он указал, что нельзя наказывать за это нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ независимо от срока опоздания с сообщением. Ведь в целом организация стоит на учете в налоговом органе и платит налоги с полученных доходов. Организация обязана просто проинформировать налоговый орган о создании подразделения. Поэтому штрафовать нужно как за несообщение налоговикам об открытии ОП по п. 1 ст. 126 НК РФ. То есть штраф составляет всего 200 руб.

16.07.2019

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации подлежат налоговому учету как по месту нахождения непосредственно головной организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Обособленным подразделением в силу п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Обязанность организации сообщать налоговикам по месту ее нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня их создания установлена пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Чтобы исполнить эту обязанность, организация должна направить налоговикам соответствующее сообщение, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.
Само обособленное подразделение ставится на учет в инспекции, соответствующей его адресу (п. 4 ст. 83 НК РФ).
При этом п. 5 ст. 23 НК РФ определено, что за невыполнение (или ненадлежащее выполнение) возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В государственную думу РФ поступил законопроект с поправками в ст. 126 НК, который предусматривает ужесточение ответственности за несообщение в ИФНС сведений о создании обособленного подразделения организации.
С 1 января 2020 за это предлагают штрафовать на 40 тыс. рублей.
Напомним, в настоящее время штраф за непредставление в срок информации об обособленных подразделениях составляет 200 рублей.
Существующий на сегодняшний день размер административного штрафа несоизмерим с финансовым оборотом организаций, нарушающих установленные требования постановки на учет обособленных подразделений, отмечается в пояснительной записке к проекту.
Кроме того, в случае непостановки на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений в бюджеты субъектов РФ, в которых находятся такие «обособки», не поступают налоги и сборы.
Между тем согласно пункту 2 статьи 116 НК ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
В этой связи штраф за непостановку на учет обособленного подразделения предлагают установить на уровне штрафа за осуществление деятельности без регистрации.
Как избежать штрафа за обособленное подразделение?
Чтобы не возникло требования уплатить штраф за обособленное подразделение, требуется уведомить налоговиков о его образовании. Это нужно сделать в течение месяца со дня создания ОП.
Кроме того, фирма должна встать на учет в инспекции ФНС по местонахождению каждого из своих обособленных подразделений. Когда отдельные подразделения располагаются в одном городе, но на различных подотчетных территориях, компания может выбрать одну инспекцию ФНС по расположению какого-либо из филиалов (п. 4 ст. 83 НК РФ).
Для регистрации подается уведомление о создании подразделения по форме С-09-3-1 и документацию, подтверждающую факт его образования. Новому подразделению будет присвоен собственный КПП. ИНН будет аналогичным головной фирме. Постановка на учет проводится в течение пяти рабочих дней.

Поделиться в социальных сетях:

М. В. Подкопаев

Журнал «Бухгалтер Крыма» № 7/2017

По какой статье налогоплательщику назначается штраф за непостановку обособленного подразделения на учет? Что по этому поводу решил ВС РФ?

Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет. Поэтому если налогоплательщик работает на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели тот, в котором он зарегистрировался первоначально, то он должен встать на учет и там, заявив об открытии обособленного подразделения.

Нередко налогоплательщики забывают об этой обязанности. Какое наказание их ждет? Ведь по месту нахождения обособленного подразделения бюджет может недополучить положенных ему налогов. Данная ситуация стала предметом рассмотрения ВС РФ.

О создании обособленного подразделения направляется сообщение.

Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:

Вид нарушения

Штраф

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ)

10 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ)

10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность преду­смотрена Налоговым кодексом.

В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).

То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Можно ограничиться штрафом в 200 руб.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.

Важно также другое замечание налоговиков в этом письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, преду­смотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря – не обособленного подразделения).

Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946.

В Постановлении АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по де-лу № А60-4800/2015 отмечено, что положения ст. 23, 83 и 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (см. также Постановление АС УО от 19.10.2015 № Ф09-7309/15 по делу № А76-2261/2015).

Отметим, что в Постановлении АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013 судьи, не согласившись с применением в данном случае ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, сочли, что налогоплательщик должен быть оштрафован по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, то есть за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, – в размере 5 тыс. руб.

Но есть риск гораздо большего ущерба.

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ. Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.

Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.

Именно в соответствии с этой логикой и принимались аналогичные решения в ряде других случаев (см., например, Постановление АС ЗСО от 10.05.2017 по делу № А70-6845/2016). Один из примеров – Постановление АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.

Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.

Контролеры привлекли организацию к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, с чем судьи согласились. Они подтвердили, что обособленные подразделения были созданы.

Арбитражный суд заявил также, что наличие признаков правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (за не представление сведений (сообщения) о создании обособленных подразделений), не свидетельствует об отсутствии признаков другого вмененного налогоплательщику правонарушения – ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Справедливость восторжествовала.

Налогоплательщик оспорил этот вывод в ВС РФ, и такой шаг оказался правильным. ВС РФ в Определении от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.

Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.

Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это преду­смотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.

То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких-либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) – по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

Сообщение подается по форме С-09-3-1, утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Форма 1-6-Учет, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Определением ВС РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

В Постановлении АС СКО от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014 судьи согласились с налоговиками, которые привлекли налогоплательщика к ответственности за данное нарушение одновременно по п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ. Более того, ВС РФ не нашел оснований, чтобы отменить такое решение и передать его на рассмотрение в коллегию по экономическим спорам (Определение от 02.11.2015 № 308-КГ15-13591).

В Госдуму внесли законопроект об усилении ответственности налогоплательщиков за непредставление в срок в налоговые органы сведений о создании обособленного подразделения организации. Документ есть в распоряжении «Парламентской газеты».

Авторы инициативы — Курултай Республики Башкортостан и депутат Госдумы Ильдар Бикбаев. Изменения планируются в Налоговый кодекс.

Предлагается установить штраф за указанное нарушение в размере 40 тысяч рублей — на уровне штрафа за деятельность организации или индивидуального предпринимателя без постановки на учет в налоговом органе.

По закону о создании обособленных подразделений налогоплательщик должен сообщить в ФНС в течение месяца со дня его оформления.

В настоящее время за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация должна заплатить штраф 200 рублей. Эта сумма несоизмерима с финансовым оборотом компаний-нарушителей. Кроме того, в случае непостановки на учет в налоговых органах по месту нахождения в бюджеты регионов не поступают соответствующие налоги и сборы, отмечает разработчик.

Когда бизнес выходит за пределы родного офиса, задача бухгалтера – проинформировать налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, не пропустить сроки регистрации по месту его нахождения, зарегистрироваться во внебюджетных фондах.

Создавая обособленное подразделение, организация должна иметь в виду, что при этом у нее возникают обязанности, связанные с постановкой на учет и уплатой большинства налогов.

Что такое обособленное подразделение? В гражданском законодательстве упомянуты филиал и представительство. В налоговом законодательстве речь идет об обособленном подразделении «вообще», и это более широкое понятие. Оно может включать, кроме филиала или представительства, многие другие виды территориально обособленных структурных единиц организации. Процесс их создания не прописан в Гражданском кодексе, а потому и более прост. Но при этом для всех видов «обособленцев» правила их учета в налоговых целях едины.

Но прежде чем регистрироваться в налоговой инспекции, стоит все-таки разобраться, что же именно вы открыли.

Что открыли?

Итак, существует три варианта. Можно создать филиал, представительство или просто обособленное подразделение, которое не является ни филиалом, ни представительством.

Что между ними общего, и в чем разница, покажем на схеме:

Обратите внимание на такой момент. Филиал, как правило, выделяют на отдельный баланс и открывают ему расчетный счет. Если организация этого делать не собирается, достаточно оформить обычное обособленное подразделение. Это потребует меньше времени и трудозатрат.

Встаем на учет в налоговой инспекции

После того, как организация открыла обособленное подразделение, ей нужно пройти определенную учетную процедуру в налоговой инспекции. Покажем, какие шаги нужно при этом предпринять.

Шаг 1

НАША СПРАВКА

Если организация нарушит срок постановки на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, ее оштрафуют по статье 116 Налогового кодекса. При опоздании на срок до 90 календарных дней штраф составит 5000 рублей, свыше 90 календарных дней — 10 000 рублей. А руководителю и главному бухгалтеру грозит административный штраф – от 500 до 1000 рублей (ст. 15.3 КоАП РФ).

Кроме этого, организацию могут оштрафовать за уклонение от постановки на учет по статье 117 Налогового кодекса РФ, если налоговики смогут определить размер полученного дохода (например, торговую выручку в магазине).

Штраф составит 10 процентов от доходов, полученных за менее 90 дней работы обособленного подразделения без регистрации, но не меньше 20 000 рублей. Если подразделение работало без постановки на учет более 90 дней, то штраф составит 20 процентов от доходов, но не менее 40 000 рублей. Должностных лиц — руководителя и главного бухгалтера — оштрафуют на сумму от 2000 до 3000 рублей (15.3 КоАП РФ).

Шаг 2

Обратите внимание на следующие моменты:

1) форма заявления № 1-2-Учет утверждена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/826;

2) в сопроводительном письме, которое подается в филиальном пакете, нужно указать, будет ли филиал исполнять обязанности организации по уплате налогов, а также сведения о руководителе, главном бухгалтере, реквизиты банковского счета, контактные телефоны.

Регистрация организации, имеющей обособленное подразделение, проходит в той инспекции, к которой относится подразделение (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Если подразделение открыто в другом городе или регионе, где организация не состоит на учете ни по какому основанию, то регистрировать его нужно обязательно.

Если подразделение открыто в том же городе, что и головная контора, но на территории другой налоговой инспекции, то его тоже надо поставить на учет (письмо Минфина России от 16 февраля 2005 г. № 03-06-05-04/35).

Но если несколько обособленных подразделений создано в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственным разным налоговым инспекциям, то вставать на учет в каждой не нужно. Организация может выбрать одну из них (п. 4 ст. 83 НК РФ). Напомним, что муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения (п. 1 ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Если подразделение и головной офис находятся на территории, подведомственной одной налоговой инспекции, вставать на учет по месту нахождения обособленного подразделения не нужно. Достаточно только письменного уведомления о его создании. То же и в случае, если подразделение находится на территории, где организация зарегистрирована по месту нахождения недвижимости (п. 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). Это соответствует нормам статьи 83 Налогового кодекса.

Регистрация во внебюджетных фондах

Организация должна встать на учет во внебюджетных фондах (ПФР, ФСС России, ТФОМС) по месту нахождения обособленного подразделения самостоятельно.

Это нужно сделать только в случае, если это обособленное подразделение отвечает следующим признакам:

О выделении обособленного подразделения на отдельный баланс и открытии ему расчетного счета должно быть сказано в документах о создании подразделения (уставе организации, Положении об обособленном подразделении, приказе о его создании и др.).

Состав необходимых документов у каждого фонда свой:

НАША СПРАВКА

За нарушение сроков постановки обособленных подразделений на учет во внебюджетных фондах предусмотрена ответственность.

Если вы опоздали с регистрацией в фондах, ответит руководитель. Его оштрафуют в размере от 500 до 1000 рублей, если деятельность через обособленное подразделение не ведется, и в размере от 2000 до 3000 рублей, если ведется (ст. 15.3 КоАП РФ).

За несвоевременную регистрацию подразделения в ФСС России накажут и организацию (ст. 19 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Штраф составит 5000 рублей (если опоздали на срок менее 90 дней) или 10 000 рублей (если срок опоздания больше, чем 90 дней).

Обособленное подразделение штраф за несвоевременную регистрацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *