303 06 счет

Содержание

Расчеты по платежам в бюджет

При начислении и уплате налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджет у казенных учреждений возникают расчеты с бюджетом. В ходе таких расчетов может образоваться задолженность как со стороны плательщика (суммы, не уплаченные в срок), так и со стороны бюджета (суммы, подлежащие возврату). Поскольку уплата налогов, сборов и взносов в бюджет является одним из основных обязательств казенного учреждения, отражение в бухгалтерском учете расчетов с бюджетом требует особой внимательности. О том, каков порядок отражения указанных расчетов в целях бухгалтерского учета, расскажем в данной статье.

В соответствии с п. 259 Инструкции N 157н <1> для расчетов с бюджетами бюджетной системы РФ предназначен счет 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты». На нем отражаются расходы по следующим видам платежей:

  • налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), удержанному из сумм заработной платы и вознаграждений физических лиц за выполнение ими трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
  • налоговым и иным обязательным платежам, начисленным в соответствии с Налоговым кодексом;
  • страховым взносам на обязательное социальное страхование, начисленным в соответствии с Федеральными законами N N 212-ФЗ <2>, 125-ФЗ <3>;
  • иным платежам в бюджет, начисленным в соответствии с законодательством РФ.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
<3> Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Указанный счет также предназначен для учета (п. п. 260 — 262 Инструкции N 157н):

а) получателями бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет:

  • средств, поступивших в доход бюджета в погашение дебиторской задолженности прошлых лет;
  • средств, поступивших в доход бюджета в возмещение причиненного ущерба от хищений и (или) недостач средств;

б) администраторами доходов бюджета, осуществляющими отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, расчетов по доходам бюджета;

в) расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

Согласно п. 263 Инструкции N 157н, п. 103 Инструкции N 162н <4> учет расчетов по платежам в бюджет ведется на следующих аналитических счетах:

  • 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
  • 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  • 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
  • 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
  • 0 303 06 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • 0 303 07 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»;
  • 0 303 08 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС»;
  • 0 303 09 000 «Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование»;
  • 0 303 10 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»;
  • 0 303 11 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии»;
  • 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
  • 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

<4> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Аналитический учет по счету 303 00 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) или в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе бюджетов и, соответственно, зачисляемых видов платежей.

Учет операций по данному счету ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции (п. 265 Инструкции N 157н):

  • в журнале операций по оплате труда и журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками — в части начисленных сумм налога на доходы физических лиц;
  • в журнале операций с безналичными денежными средствами — в части оплаты расчетов по платежам в бюджеты;
  • в журнале по прочим операциям — в части иных операций.

Отражение расчетов с бюджетом в бухгалтерском учете

Представим в таблице корреспонденцию счетов по отражению казенными учреждениями в бюджетном учете операций по начислению и уплате платежей в бюджет.

Дебет Кредит
Начисление сумм налогов, сборов,
страховых взносов и иных обязательных
платежей в бюджет
0 302 11 830 —
0 302 13 830,
0 302 21 830 —
0 302 26 830,
0 302 31 830 —
0 302 34 830,
0 302 91 830
0 303 01 730 —
0 303 13 730
Перечисление сумм налогов, сборов,
страховых взносов и иных обязательных
платежей в доход бюджета
0 303 01 830 —
0 303 13 830
0 201 11 610,
0 201 21 610,
0 201 27 610,
0 304 05 211 —
0 304 05 213,
0 304 05 221 —
0 304 05 226,
0 304 05 290,
0 304 05 310 —
0 304 05 340
Отражение суммы НДС, подлежащей
налоговому вычету в порядке,
предусмотренном Налоговым кодексом
0 303 04 830 0 210 01 660
Начисление выплат обязательного
страхового обеспечения по обязательному
социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и в связи
с материнством
0 303 02 830 0 302 13 730
Начисление работникам учреждения
выплат обязательного страхового
обеспечения по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний
0 303 06 830 0 302 13 730
Поступление денежных средств от
государственных внебюджетных фондов
в погашение текущей задолженности
по расчетам на обязательное социальное
страхование
0 201 11 610,
0 201 21 610,
0 201 27 610,
0 304 05 213
0 303 02 730,
0 303 06 730
Поступление средств в доход бюджета
в погашение дебиторской задолженности
прошлых лет (отражается получателями
бюджетных средств, за которыми
не закреплены полномочия
по администрированию кассовых
поступлений в бюджет, на основании
Извещения (ф. 0504805))
0 303 05 830 0 206 13 660,
0 206 21 660 —
0 206 26 660,
0 206 31 660 —
0 206 34 660,
0 206 61 660 —
0 206 62 660,
0 206 91 660,
0 208 xx 660 <*>,
0 303 02 730,
0 303 05 730 —
0 303 08 730,
0 303 10 730-
0 303 13 730
Поступление средств в доход бюджета
в возмещение причиненного ущерба
имуществу, недостачи денежных средств
(отражается получателями бюджетных
средств, за которыми не закреплены
полномочия по администрированию кассовых
поступлений в бюджет)
0 303 05 830 0 209 71 660 —
0 209 74 660,
0 209 81 660,
0 209 82 660
Поступление средств в доход бюджета
от плательщиков (отражается
администраторами доходов бюджета,
осуществляющими отдельные полномочия
по начислению и учету платежей в бюджет,
на основании Извещения (ф. 0504805))
0 303 05 830 0 205 11 660,
0 205 21 660,
0 205 31 660,
0 205 41 660,
0 205 51 660,
0 205 52 660,
0 205 61 660,
0 205 71 660 —
0 205 75 660,
0 205 81 660
Поступление средств в доход бюджета
от плательщиков (отражается
администраторами доходов бюджета,
осуществляющими отдельные полномочия
по администрированию кассовых
поступлений в бюджет)
0 210 02 110 —
0 210 02 180,
0 210 02 410 —
0 210 02 440,
0 210 02 620 —
0 210 02 650,
0 210 02 710,
0 210 02 720,
0 201 27 510
0 303 05 730
Отражение сумм расчетов между
администратором доходов бюджета,
осуществляющим отдельные полномочия
по администрированию кассовых
поступлений, и администратором доходов
бюджета (получателем бюджетных средств),
осуществляющим отдельные полномочия
по начислению и учету платежей в бюджет,
оформляемых Извещением (ф. 0504805)
0 304 04 100,
0 304 04 410 —
0 304 04 440,
0 303 05 830
0 303 05 730,
0 304 04 100,
0 304 04 410 —
0 304 04 440

<*> По соответствующим счетам аналитического учета счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами».

Пример. За июль 2011 г. бухгалтером районной администрации в рамках бюджетной деятельности было начислено:

а) заработная плата — 350 000 руб.;

б) НДФЛ (13%) — 45 500 руб.;

в) страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию (26%) — 91 000 руб., из них направленные:

  • на выплату страховой части трудовой пенсии — 79 000 руб.;
  • на выплату накопительной части трудовой пенсии — 12 000 руб.;

г) страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9%) — 10 150 руб.;

д) страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, уплачиваемые в Федеральный ФОМС (ФФОМС) (3,1%), — 10 850 руб.;

е) страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, уплачиваемые в территориальные ФОМС (ТФОМС) (2%), — 7000 руб.;

ж) страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%) — 700 руб.

Все начисленные страховые взносы были перечислены в полном объеме.

В бухгалтерском учете расчеты с бюджетом отразятся следующим образом:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Начислена заработная плата 1 401 20 211 1 302 11 730 350 000
Начислен НДФЛ 1 302 11 830 1 303 01 730 45 500
Перечислен НДФЛ в бюджет 1 303 01 830 1 304 05 211 45 500
Начислены страховые взносы:
— по обязательному пенсионному
страхованию, направленные на выплату
страховой части трудовой пенсии
1 401 20 213 1 303 10 730 79 000
— по обязательному пенсионному
страхованию, направленные на выплату
накопительной части трудовой пенсии
1 401 20 213 1 303 11 730 12 000
— по обязательному социальному
страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи
с материнством
1 401 20 213 1 303 02 730 10 150
— по обязательному медицинскому
страхованию, уплачиваемые в ФФОМС
1 401 20 213 1 303 07 730 10 850
— по обязательному медицинскому
страхованию, уплачиваемые в ТФОМС
1 401 20 213 1 303 08 730 7 000
— по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний
1 401 20 213 1 303 06 730 700
Перечислены страховые взносы:
— по обязательному пенсионному
страхованию, направленные на выплату
страховой части трудовой пенсии
1 303 10 730 1 304 05 213 79 000
— по обязательному пенсионному
страхованию, направленные на выплату
накопительной части трудовой пенсии
1 303 11 730 1 304 05 213 12 000
— по обязательному социальному
страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи
с материнством
1 303 02 730 1 304 05 213 10 150
— по обязательному медицинскому
страхованию, уплачиваемые в ФФОМС
1 303 07 730 1 304 05 213 10 850
— по обязательному медицинскому
страхованию, уплачиваемые в ТФОМС
1 303 08 730 1 304 05 213 7 000
— по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний
1 303 06 730 1 304 05 213 700
Выплачена работникам заработная
плата за июль 2011 г.
(350 000 — 45 500), руб.
1 302 11 830 1 201 34 610 304 500

Сверка расчетов

Сверка расчетов по платежам в бюджет проводится непосредственно с администраторами доходов, налоговыми органами, Пенсионным фондом (ПФР), Фондом социального страхования и прочими государственными органами.

Сверка расчетов по налогам. Сверка расчетов по налогам проводится между налогоплательщиком и налоговым органом. В соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов может быть проведена по предложению налогового органа или налогоплательщика. В обязательном порядке сверка расчетов проводится налоговым органом в следующих случаях (п. 3 Регламента работы с налогоплательщиками <5>):

  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
  • по инициативе налогоплательщика;
  • в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

<5> Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.

Результаты сверки расчетов оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. Форма такого акта утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.

Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней. При этом в установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте (п. 3.1.2 Регламента работы с налогоплательщиками).

Сверка расчетов по страховым взносам. Такая сверка проводится между плательщиками страховых взносов и органами контроля по уплате страховых взносов, которыми являются ПФР и его территориальные органы (в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование), ФСС и его территориальные органы (в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

В соответствии с п. 9 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов может быть проведена по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается плательщиком страховых взносов и уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов. Формы актов приведены в Приложениях 1, 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов».

В случае обнаружения по результатам проведенной сверки сумм излишне уплаченных страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов может быть произведен их зачет в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов.

Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов. Решение о таком возврате также принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате этой суммы.

Если же по результатам сверки была выявлена неуплата или неполная уплата страховых взносов в установленный срок, в этом случае с плательщика страховых взносов взыскивается недоимка по страховым взносам. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов (п. 2 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ).

Л.Ларцева

Эксперт журнала

«Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Учет расчетов по платежам в бюджет

Бюджетные учреждения могут уплачивать следующие виды налогов:

-налог на добавленную стоимость,

— акцизы,

— налог на доходы физических лиц,

— единый социальный налог,

— налог на прибыль организаций,

— налог на имущество организаций,

— земельный налог,

— транспортный налог,

— налог на добычу полезных ископаемых,

— водный налог,

— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,

— государственная пошлина.

Для отражения операций по расчетам с бюджетом по налоговым платежам Инструкцией №25н предусмотрен счет 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Пунктом 185 Инструкции №25н все налоговые платежи бюджетных учреждений разделены на две группы:

— расчеты по налогам, удержанным из оплаты труда,

— другие налоги и платежи.

Строго говоря, из заработной платы и других выплат работникам бюджетных учреждений (включая денежное довольствие военнослужащих) удерживается только налог на доходы физических лиц.

В то же время, единый социальный налог не удерживается из оплаты труда, но непосредственно связан с ней, так как исчисляется на суммы начисленной оплаты труда. Единый социальный налог удерживается из соответствующих источников возмещения.

Источниками возмещения налогов в бюджетных учреждениях могут быть:

— для НДФЛ — суммы начисленной оплаты труда;

— для всех остальных налогов — суммы, возмещаемые за счет бюджетных источников и доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.

Аналитический учет по счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» ведется по каждому налогу отдельно в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов.

К счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» бюджетными учреждениями открываются следующие аналитические счета:

— 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;

— 0 303 02 000 «Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации»;

— 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль»;

— 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;

— 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;

— 0 303 06 000 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Операции по счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 302 01 830 1 303 01 730 Удержан НДФЛ из заработной платы штатных работников бюджетного учреждения, занятых в основной деятельности
2 302 01 830 2 303 01 730 Удержан НДФЛ из заработной платы работников, занятых в предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
1 303 01 830 1 304 05 211 Перечислен в бюджет НДФЛ органами, организующими исполнение бюджета, по заработной плате
2 303 01 830 2 201 01 610 Перечислен в бюджет НДФЛ с банковского счета бюджетного учреждения
1 401 01 213 1 303 02 730 Начислен ЕСН
1 303 02 830 1 032 13 730 Начислено пособие работникам бюджетного учреждения по временной нетрудоспособности (с третьего дня периода неработоспособности)
1 401 01 211 1 302 01 730 Начислено пособие работникам бюджетного учреждения по временной нетрудоспособности за первые два дня
1 303 02 830 1 302 13 730 Начислено пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
1 303 02 830 1 302 13 730 Начислены суммы возмещения расходов на санаторно-курортное обслуживание работников бюджетного учреждения и членов их семей
1 303 02 830 1 302 13 730 Начислены другие выплаты за счет средств государственного социального страхования
1 303 02 830 1 304 05 000 Перечислена в бюджет сумма ЕСН органами , организующими исполнение бюджетов
2 303 02 830 2 201 01 610 Перечислен в бюджет ЕСН с банковского счета
0 401 01 290 0 303 03 730 Начислен налог на прибыль
0 303 03 830 0 304 05 000 Перечислен в бюджет налог на прибыль, органами, организующими исполнение бюджетов
2 303 03 830 2 201 01 610 Перечислен в бюджет налог на прибыль с банковского счета
0 401 01 130 0 303 04 730 Начислен НДС
0 303 04 830 0 210 01 660 Отражена сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета
0 303 04 830 0 304 05 000 Перечислена в бюджет сумма НДС органами, организующими исполнение бюджетов
2 303 04 830 2 201 01 610 Перечислен в бюджет НДС с банковского счета учреждения
0 401 01 213 0 303 06 730 Начислены взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
0 303 06 830 0 304 05 000 Перечислены взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний органами, организующими исполнение бюджетов
0 303 06 830 0 302 13 730 Начислены выплаты в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
0 201 01 510 0 303 02 730 Отражено поступление сумм в погашение текущей задолженности по социальному страхованию
0 401 01 290 0 303 05 730 Начислены прочие платежи в бюджет
0 303 05 830 0 304 05 000 Перечислены прочие платежи в бюджет органами, организующими исполнение бюджетов
2 030 05 830 2 201 01 610 Перечислены прочие платежи в бюджет с банковских счетов

Особенностью организации бюджетного учета состоит в том, что расчеты по погашению обязательств учреждения могут производиться непосредственно органами, организующими исполнение бюджетов, минуя счета бюджетных учреждений в банках. Для отражения таких операций используется счет 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов».

При осуществлении бюджетными учреждениями расчетов по налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать некоторые особенности.

Так Инструкцией №25н установлено, что при приобретении нефинансовых активов для осуществления основной деятельности бюджетного учреждения и деятельности, приносящей доход:

— первоначальная стоимость основных средств включает в себя сумму налога на добавленную стоимость, указанную в счетах-фактурах, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками, кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации;

— первоначальная стоимость нематериальных активов включает в себя сумму НДС, указанную в счетах-фактурах, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками, кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации;

— материальные запасы принимаются к учету по фактической стоимости с учетом сумм НДС, указанных в счетах-фактурах, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками, кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации.

При приобретении нефинансовых активов бюджетными организациями для целей основной деятельности никаких дополнительных записей по отражению НДС на счетах бюджетного учета не производиться.

Если бюджетные учреждения осуществляют деятельность, приносящую доход, то НДС, уплаченный при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) принимается к возмещению при осуществлении расчетов с бюджетом.

В случае, когда сумма налогового вычета превышает сумму задолженности перед бюджетом по НДС, бюджетное учреждение, в порядке, установленном статьей 78 НК РФ, может получить право на возврат излишне уплаченного налога.

Если одно и тоже имущество используется бюджетными учреждениями и в основной деятельность и в деятельности, приносящей доход, тогда сумма НДС, в соответствии с положениями пункта 4 статьи 170 НК РФ:

— учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав, если они используются для осуществления операций, не облагаемых НДС;

— принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ, если они используются для осуществления операций, облагаемых НДС;

— принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Эта пропорция, на основании пункта 4 статьи 170 НК РФ, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных бюджетным учреждением за налоговый период.

Учитывая особенности деятельности бюджетных учреждений, мы рекомендуем закрепить в учетной политике порядок расчета пропорции по соотношению произведенных расходов.

Особенности исчисления бюджетными учреждениями налога на прибыль установлены статьей 321.1 НК РФ.

В соответствии с этой статьей бюджетные учреждения финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Налоговая база по налогу на прибыль бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения

Пункты 3 и 4 данной статьи 321.1 НК РФ устанавливают, соответственно, порядок распределения некоторых видов расходов и начисления амортизации, а также принятия расходов на ремонт.

Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств не предусмотрено, то указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности.

При этом в общей сумме доходов не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

При определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, кроме расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся:

— суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности.

При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта:

— суммы расходов на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Учет расчетов по платежам в бюджет.

Бюджетные учреждения могут уплачивать следующие виды налогов:

  • -налог на добавленную стоимость,
  • — акцизы,
  • — налог на доходы физических лиц,
  • — единый социальный налог,
  • — налог на прибыль организаций,
  • — налог на имущество организаций,
  • — земельный налог,
  • — транспортный налог,
  • — налог на добычу полезных ископаемых,
  • — водный налог,
  • — сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,
  • — государственная пошлина.

Для отражения операций по расчетам с бюджетом по налоговым платежам Инструкцией №25н предусмотрен счет

0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Пунктом 185 Инструкции №25н все налоговые платежи бюджетных учреждений разделены на две группы:

  • — расчеты по налогам, удержанным из оплаты труда,
  • — другие налоги и платежи.

Строго говоря, из заработной платы и других выплат работникам бюджетных учреждений (включая денежное довольствие военнослужащих) удерживается только налог на доходы физических лиц.

В то же время, единый социальный налог не удерживается из оплаты труда, но непосредственно связан с ней, так как исчисляется на суммы начисленной оплаты труда. Единый социальный налог удерживается из соответствующих источников возмещения.

Аналитический учет по счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» ведется по каждому налогу отдельно в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов.

К счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» бюджетными учреждениями открываются следующие аналитические счета:

  • — 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
  • — 0 303 02 000 «Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации»;
  • — 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль»;
  • — 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • — 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
  • — 0 303 06 000 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Проводки:

Корреспонденция счетов

Сверка расчетов по платежам в бюджет проводится непосредственно с администраторами доходов, налоговыми органами, Пенсионным фондом (ПФР), Фондом социального страхования и прочими государственными органами.

Сверка расчетов по налогам. Сверка расчетов по налогам проводится между налогоплательщиком и налоговым органом. В соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов может быть проведена по предложению налогового органа или налогоплательщика. В обязательном порядке сверка расчетов проводится налоговым органом в следующих случаях (п. 3 Регламента работы с налогоплательщиками <5>):

  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
  • по инициативе налогоплательщика;
  • в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

<5> Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.

Результаты сверки расчетов оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. Форма такого акта утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.

Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней. При этом в установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте (п. 3.1.2 Регламента работы с налогоплательщиками).

Сверка расчетов по страховым взносам. Такая сверка проводится между плательщиками страховых взносов и органами контроля по уплате страховых взносов, которыми являются ПФР и его территориальные органы (в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование), ФСС и его территориальные органы (в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

В соответствии с п. 9 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов может быть проведена по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается плательщиком страховых взносов и уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов. Формы актов приведены в Приложениях 1, 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов».

В случае обнаружения по результатам проведенной сверки сумм излишне уплаченных страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов может быть произведен их зачет в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов.

Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов. Решение о таком возврате также принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате этой суммы.

Если же по результатам сверки была выявлена неуплата или неполная уплата страховых взносов в установленный срок, в этом случае с плательщика страховых взносов взыскивается недоимка по страховым взносам. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов (п. 2 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ).

Л.Ларцева

Эксперт журнала

«Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

На какой счет учета (302 91 или 303 05) бюджетному учреждению нужно относить расходы на денежные взыскания (штрафы), перечисляемые страховым организациям в возмещение ущерба за оказанную медицинскую помощь, при выявлении дефектов по предписанию страховых компаний, работающих в системе ОМС, и в возмещение ущерба, перечисляемое в ФСС по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности?

7 мая 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязательство по уплате штрафа, перечисляемого страховой компании в возмещение ущерба за оказанную медицинскую помощь при выявлении дефектов по предписанию страховых компаний, может быть отражено в бухгалтерском учете с применением счета 302 91 при закреплении такого решения в рамках учетной политики учреждения и согласования в порядке п. 4 Инструкции N 174н.
Обязательство по возмещению ущерба, перечисляемому в ФСС РФ по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением счета 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 254 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), на счете 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» учитываются расчеты по следующим обязательствам, принятым госучреждением:
1) перед физическими лицами:
— в части начисленных заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, пособий, иных выплат, в том числе социальных;
— за поставленные материальные ценности, оказанные услуги (выполненные работы) и по иным основаниям, вытекающим из условий договоров (соглашений);
2) перед субъектами гражданских прав (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями):
— за поставленные материальные ценности, оказанные услуги (выполненные работы) и по иным основаниям, вытекающим из условий договоров (соглашений).
В свою очередь, счет 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты» предназначен для расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по видам платежей в бюджеты (п. 259 Инструкции N 157н).
Следовательно, для выбора счета учета для перечисленных в вопросе обязательств необходимо оценить критерии их соответствия названным условиям, предусмотренным Инструкцией N 157н.
1. К контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию относятся мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, реализовываемые посредством медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи (п. 3 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230, далее — Порядок N 230).
Дефекты медицинской помощи при оказании медицинской помощи выявляются в рамках проведения названных видов контроля (п.п. 10, 19, 37 Порядка N 230). При этом в соответствии с ч.ч. 9, 10 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее — Закон N 326-ФЗ) результаты контроля, оформленные соответствующим образом, являются основанием для применения к медицинской организации мер, предусмотренных ст. 41 Закона N 326-ФЗ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (Приложение 8 к Порядку N 230) (п.п. 10, 19, 37 Порядка N 230).
Средства в возмещение медицинскими учреждениями страховой компании частично формируют целевые средства, то есть средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи, а частично — собственные средства страховой медицинской организации (п. 6 ст. 14, п.п. 1, 4 ст. 28 Закона N 326-ФЗ).
В то же время штраф медицинское учреждение уплачивает непосредственно страховой компании.
По нашему мнению, данное обстоятельство может играть ключевую роль для принятия решения о порядке отражения в учете медицинского учреждения рассматриваемых штрафов. То есть обязательство по такому штрафу может быть отражено в бухгалтерском учете с применением счета 302 91.
Вместе с тем, учитывая отсутствие корреспонденций счетов бухгалтерского учета по рассматриваемой хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением, такой порядок учета следует согласовать с финансовым органом, на счете которого открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя) и закрепить в рамках формирования учетной политики (п. 4 Инструкции N 174н).
2. В силу п. 68 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011 N 624н, за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности вправе страховщик, то есть Фонд социального страхования Российской Федерации (п. 1 ст. 2.2, пп. 6 п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, далее — Закон N 255-ФЗ, ФСС РФ).
В силу п. 2 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ ФСС РФ осуществляет управление средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в том числе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Бюджет ФСС РФ является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементом доходов (п. 8 ст. 20 БК РФ).
Таким образом, обязательство по возмещению ущерба, перечисляемому в ФСС РФ по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением счета 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

4. Учет расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды.

При выплатах персоналу работодатель дол­жен уплачивать страховые взносы. В общем случае это взносы на обязательное меди­цинское, пенсионное и социальное страхо­вание, а также страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний.

Отдельно стоит упомянуть ситуации, когда выплаты производятся работникам, которые трудятся на основании гражданско-правового договора. Они также облагаются взносами, кроме той части, которая подле­жит перечислению в Соцстрах (подп. 2 п. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2012 г. № 212-ФЗ).

Бухгалтерский учет

Страховые взносы признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Отражать соответствующие суммы на счетах необходимо в последний день месяца, за который они начисляются.

Фиксируются суммы взносов на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Для этого к счету 69 вам не­обходимо открыть субсчета:

  • 69-1 «Расчеты по социальному страхова­нию»;

  • 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспече­нию»;

  • 69-3 «Расчеты по обязательному меди­цинскому страхованию».

Субсчет 69-1 имеет смысл разбить на два субсчета второго порядка:

  • 69-1-1 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по страховым взносам»;

  • 69-1-2 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по взносам на социаль­ное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Для учета взносов к субсчету 69-2 «Рас­четы по пенсионному обеспечению» также нужно открыть субсчета второго порядка:

  • 69-2-1 «Расчеты по страховой части тру­довой пенсии»;

  • 69-2-2 «Расчеты по накопительной части трудовой пенсии».

Аналитический учет взносов в Пенсион­ный фонд нуждается в расшифровке и еще по одному показателю. Дело в том, что на­чиная с этого года страховая часть трудо­вой пенсии включает в себя солидарную и индивидуальную часть.

Суммы начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды и взносов на стра­хование от несчастных случаев на произ­водстве и профзаболеваний нужно отра­жать по дебету тех же счетов, на которых отражается начисление заработной платы и других доходов работникам.

После начисления заработной платы нуж­но сразу же отразить начисление страховых взносов во внебюджетные фонды и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний следующими проводками:

ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) КРЕДИТ 69-1-1

– начислены страховые взносы во внебюд­жетные фонды с заработной платы работ­ников в части, подлежащей перечисле­нию в Фонд социального страхования;

ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) КРЕДИТ 69-1-2

– начислены взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с заработной платы работников;

ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) КРЕДИТ 69-3

– начислены страховые взносы во вне­бюджетные фонды с заработной платы работников в части, подлежащей пере­числению в Федеральный фонд обяза­тельного медицинского страхования. Начисление взносов на обязательное пен­сионное страхование в учете отражают сле­дующими проводками:

Учет расчетов по страховым взносам

  • СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

    В результате освоения материала главы 8 студент должен: знать o закономерности и эволюцию развития системы социальных взносов в Российской Федерации; o основные понятия, определяющие современную систему страховых взносов во внебюджетные социальные фонды; o нормативно-правовые акты, определяющие…
    (Налоги и налогообложение)

  • Система страховых взносов во внебюджетные социальные фонды в 2010-2015 годах

    Несмотря на все проведенные в 1992-2009 гг. реформы системы социальных платежей, не удалось полностью достичь поставленных целей и создать эффективную и справедливую систему социального обеспечения. Коэффициент замещения пенсии упал с 70% в 1989 г. до 25% в 2009 г., при действующей системе пенсионного…
    (Налоги и налогообложение)

  • Механизм исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные социальные фонды

    Основные механизмы исчисления и уплаты страховых взносов, определенные Законами № 212-ФЗ и 213-Φ3, повторяют то, что было записано в НК РФ и, в частности, в гл. 24 НК РФ, а также в старой редакции Федеральных законов от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в…
    (Налоги и налогообложение)

  • Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

    Плательщиками, обязанными уплачивать страховые взносы в ФСС, ПФР и ФОМС в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах на обязательное пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»…
    (Страхование)

  • Объект и база начисления страховых взносов

    Состав объекта обложения страховыми взносами и база начисления представлены в ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах на обязательное пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Начисление…
    (Страхование)

  • Порядок уплаты страховых взносов

    База начисления страховых взносов рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода на каждого работника или иное физическое лицо, получающее выплаты от страхователя. Расчетным периодом является календарный год. Взносы уплачиваются ежемесячными обязательными платежами. Суммы взносов рассчитываются…
    (Страхование)

  • Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

    Каждое казенное учреждение является плательщиком страховых взносов. Порядок начисления и уплаты взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, расчетный и отчетные периоды, сроки представления отчетности, меры ответственности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ…
    (Бухгалтерский учет в казенных учреждениях)

  • Методика проверки исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

    Законом № 212-ФЗ определено, что органом контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования с 1 января 2010 г. является…
    (Бухгалтерский учет в казенных учреждениях)

  • Страховые взносы в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

    С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского…
    (Налоги и налогообложение)

7 мая 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязательство по уплате штрафа, перечисляемого страховой компании в возмещение ущерба за оказанную медицинскую помощь при выявлении дефектов по предписанию страховых компаний, может быть отражено в бухгалтерском учете с применением счета 302 91 при закреплении такого решения в рамках учетной политики учреждения и согласования в порядке п. 4 Инструкции N 174н.
Обязательство по возмещению ущерба, перечисляемому в ФСС РФ по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением счета 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 254 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), на счете 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» учитываются расчеты по следующим обязательствам, принятым госучреждением:
1) перед физическими лицами:
— в части начисленных заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, пособий, иных выплат, в том числе социальных;
— за поставленные материальные ценности, оказанные услуги (выполненные работы) и по иным основаниям, вытекающим из условий договоров (соглашений);
2) перед субъектами гражданских прав (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями):
— за поставленные материальные ценности, оказанные услуги (выполненные работы) и по иным основаниям, вытекающим из условий договоров (соглашений).
В свою очередь, счет 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты» предназначен для расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по видам платежей в бюджеты (п. 259 Инструкции N 157н).
Следовательно, для выбора счета учета для перечисленных в вопросе обязательств необходимо оценить критерии их соответствия названным условиям, предусмотренным Инструкцией N 157н.
1. К контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию относятся мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, реализовываемые посредством медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи (п. 3 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230, далее — Порядок N 230).
Дефекты медицинской помощи при оказании медицинской помощи выявляются в рамках проведения названных видов контроля (п.п. 10, 19, 37 Порядка N 230). При этом в соответствии с ч.ч. 9, 10 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее — Закон N 326-ФЗ) результаты контроля, оформленные соответствующим образом, являются основанием для применения к медицинской организации мер, предусмотренных ст. 41 Закона N 326-ФЗ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (Приложение 8 к Порядку N 230) (п.п. 10, 19, 37 Порядка N 230).
Средства в возмещение медицинскими учреждениями страховой компании частично формируют целевые средства, то есть средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи, а частично — собственные средства страховой медицинской организации (п. 6 ст. 14, п.п. 1, 4 ст. 28 Закона N 326-ФЗ).
В то же время штраф медицинское учреждение уплачивает непосредственно страховой компании.
По нашему мнению, данное обстоятельство может играть ключевую роль для принятия решения о порядке отражения в учете медицинского учреждения рассматриваемых штрафов. То есть обязательство по такому штрафу может быть отражено в бухгалтерском учете с применением счета 302 91.
Вместе с тем, учитывая отсутствие корреспонденций счетов бухгалтерского учета по рассматриваемой хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением, такой порядок учета следует согласовать с финансовым органом, на счете которого открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя) и закрепить в рамках формирования учетной политики (п. 4 Инструкции N 174н).
2. В силу п. 68 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011 N 624н, за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности вправе страховщик, то есть Фонд социального страхования Российской Федерации (п. 1 ст. 2.2, пп. 6 п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, далее — Закон N 255-ФЗ, ФСС РФ).
В силу п. 2 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ ФСС РФ осуществляет управление средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в том числе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Бюджет ФСС РФ является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементом доходов (п. 8 ст. 20 БК РФ).
Таким образом, обязательство по возмещению ущерба, перечисляемому в ФСС РФ по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением счета 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

303 06 счет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *