Налоговое стимулирование малого предпринимательства

Гарникян Ваге Петросович,Студент Южного института менеджмента, г. Краснодар.garnikyan@mail.ru
Налоговое стимулирование малого предпринимательства
в Российской Федерации
Аннотация.Вданной статье рассматриваются главные направления налоговой политики в сфере малого предпринимательства в России, а также приводятся рекомендации для улучшения налогообложения в стране.Ключевые слова: предпринимательство, налоги.
Как известно, малое предпринимательство или малый бизнес –это деятельность небольших фирм, предприятий, направленная на получение максимально возможной прибыли. Также, по мнению одного австрийского и американского экономиста, политолога, социолога Й.А. Шумпетера, малое предпринимательство, как сектор экономики предполагает отказ от миропорядка и требует индивидуального творческого подхода, который и играет определяющую роль в малом бизнесе. Еще одну трактовку дает профессор гарвардской школы бизнеса Г. Стивенсон, что предпринимательство –это поиск возможностей за пределами контролируемых ресурсов.Существование малого предпринимательства необходимо для эффективного двигателя социального и экономического развития. Английский экономист, представитель Кембриджской школы экономики Альфред Маршалл говорил «Если у человека присутствует навык управления предприятием, он обязательно придет к тому, чтобы использовать его для достижения выгоды для человечества».
Кроме положительного влияния малого предпринимательства на национальную экономику и общество в целом, деятельность предпринимателя направлена на разрушение баланса рыночного состояния, так как в рыночной дестабилизации человек имеет большую возможность получить максимальную прибыль.
Можно сказать, что малое современное предпринимательство в Российской Федерации ищет свою нишу. А для успешного развития малого бизнеса требуется усовершенствовать налоговоезаконодательство, при этом колоссальное внимание следует уделить налоговым льготам для малых форм предприятий.Существующая система налогооблажения в России основана на отношениях в виде подчинения. Действующие нормативноправовые акты, которые регулируют отношения в сфере уплаты налогов гражданами, к сожалению, не рассматривают вероятность, при которой предприятию придется заплатить налог. Поэтому возникает некая необходимость создать гибкую и универсальную систему налогооблажения, которая в свою очередь будет стабильно регулировать масштабную область взаимоотношений минимальным числом норм. Следует отметить, что налогооблажение будет работать целенаправленно лишь тогда, когда будут создаваться новые государственные программы, которые позволят точно определить приоритеты промышленной и науной политики.
Если рассматривать существующую систему налоговых льгот, то можно сказать, чтонагрузка, снимающаяся с одних предприятий, сразу накладывается на плечи других, и поэтомуналоговая система вынуждает людей, занимающихся предпринимательством, переходить в так называемую «теневую экономику», что ведет к несоответствию провозглашенным правоотношениям.
Скажем, что для малого бизнеса предусматриваются аналогичные налоговые рычаги, которые имеют место быть и в крупномасштабном бизнесе! Это является одной из главных причин того, что финансовых средств для продвижения и развития малых форм предпринимательства остается немного.
Подойдем, пожалуй, к главному недостатку налоговой системы в Российской Федерации, такому как отсутствие амортизационной политики, которая наводит неустойчивость и неопределенность в налоговое законодательство государства, а также причиняет существенный ущерб экономической системе, которая действует в стране. А ведь амортизационная политика является важным рычагом воздействия на экономику страны и ее отдельных хозяйствующих субъектов, также она является процессом погашения стоимости основных фондов по мере их износа, то есть перенесения их стоимости на себестоимость производимых товаров.Необходимое значения имеет и ускоренная амортизация, в виду того, что она влечет за собой снижение налога на прибыль, а следовательно узаконивание данного положения положительно скажется на инвестиционной деятельности.
Коснемся малых предприятий, которыеначинают только открываться.Для них рекомендуется более масштабно и широко использовать финансовые средства иных предприятий, которые связаны с ними некими взаимовыгодными контрактами и договорами. Требуется выработать свою систему дополнительных льготдля фирм или предприятий, которые желают инвестировать имеющиеся ресурсы в малый бизнес.
Улучшение налогооблажения в малом предпринимательстве –это дальнейшая перспектива развития всего сектора малого предпринимательства в Российской Федерации. Стимулирование процесса малого предпринимательства способно решить проблему занятости , тем самым остановить падение производственных сил.
Ссылки на источники1.Акимов О.Ю., Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. –М.: Финансы и статистика, 2012. –192 с.: ил.2.Райзберг Б.В. Предпринимательство и риск. –М., 2011. –266 с.3.Алисенов А.С. Налоговое стимулирование инноваций в экономике. –М., 2015. –128 с.

Серия Экономика. Информатика. 2016. № 9 (230). Выпуск 38

УДК 338.1

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

THE STIMULATING OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY AT THE REGIONAL LEVEL (AS EXAMPLE THE VOLGOGRAD REGION)

Л.С. Шаховская, О.Е. Акимова, Т.И. Базарбаева L.S. Shahovskaya, O.E. Akimova, T.I. Bazarbaeva

Волгоградский государственный технический университет, Россия, 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28

Аннотация. В статье обосновывается необходимость развития предпринимательства в контексте низкой предпринимательской активности населения, а также возможные способы его стимулирования в России. Приведены статистические данные относительно различных показателей предпринимательской активности в России и зарубежных странах и составлен их краткий сравнительный анализ. Автором была сформулирована инфраструктура поддержки субъектов предпринимательства на региональном уровне (на примере Волгоградской области). В ходе исследования были выявлены недостатки инфраструктуры стимулирования субъектов малого предпринимательства, а также факторы, затрудняющие развитие предпринимательской деятельности на территории РФ, и предложены пути их преодоления.

Ключевые слова: Предпринимательская активность, стимулирование, мотивация, малый бизнес, финансирование, предпринимательский потенциал.

Предпринимательство — важнейший стратегический ресурс и внутренний источник развития национальной экономики, поэтому стимулирование предпринимательства на протяжении уже ряда лет является одной из ключевых задач Правительства РФ. Стимулирование связано с созданием необходимых условий для проявления наиболее прогрессивных качеств предпринимателей и, как следствие, оптимального использования имеющихся в стране ресурсов.

Введение

Существенное значение имеет понимание различий в таких понятиях, как «стимулирование» и «мотивация». Многие путают или отождествляют эти понятия, что является крайним заблуждением.

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. По мнению авторов статьи, мотивирование можно трактовать как сложный механизм, предполагающий изменение ценностей и, соответственно, иерархии мотивов, а стимулирование — это одно из средств, с помощью которого осуществляется мотивирование .

Таким образом, под понятием «стимулирование» надо понимать внешнее побуждение к активности, эффективность которого зависит от соответствия предлагаемых благ (стимулов) потребностям человека. Механизм стимулирования предполагает воздействие на имеющуюся систему мотивов, актуализируя и усиливая их, не меняя при этом структуру мотивации. Эффективное стимулирование предпринимательской деятельности способствует росту предпринимательской активности. Предпринимательская активность является многосторонним понятием и описывает вовлеченность населения в создание новых компаний, в управление растущими и устоявшимися компаниями, а также в закрытие бизнеса.

Широко признанным считается тот факт, что предпринимательская активность выступает двигателем экономики. К исследованиям механизма взаимодействия между предпринимательством и экономическим ростом можно отнести международный исследовательский проект «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor — GEM), представляющий собой исследовательскую программу, которая главным образом исследует стимулы экономического роста.

Глобальный мониторинг предпринимательства (Global ЕЩгергепеигеЫр Мопйог, GEM) является проектом ведущих бизнес-школ мира по организации внутристрановых исследований развития предпринимательства и обмену информацией о состоянии предпринимательской активности. Россия принимает участие в проекте с 2006 г. В 2013 г. исследование проводилось Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке компании EY и Центра предпринимательства.

В соответствии с данными проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» уровень предпринимательской активности в России составляет 5.75% — это меньше, чем в странах БРИКС: в Бразилии 17% трудоспособного населения являются предпринимателями, в Китае — 14%, в ЮАР — 11%, в Индии — 10%, в России — около 6%. По этому показателю Россия оказалась на одной ступени с Испанией, Финляндией, Грецией, Норвегией, где также 5-6% трудоспособного населения являются предпринимателями.

Количество российских предпринимателей, прекративших свой бизнес в 2013 году, было в два раза больше по сравнению с 2012 годом. Примерно 40% предпринимателей были вынуждены прекратить свою деятельность из-за ее нерентабельности. В 2013 году из-за невозможности получения финансирования количество представителей малого бизнеса, прекративших свою деятельность, сократилось.

Опять же ссылаясь на данные проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» только 4.7% респондентов в России планируют открыть собственное дело в ближайшие три года, что является самым низким показателем среди стран-участниц проекта. В странах БРИКС он составил в среднем 22%, а в странах Восточной Европы — 21%. В основном открывать новое дело планируют уже действующие предприниматели.

Низкий уровень предпринимательских намерений объясняется рядом факторов, одним из которых является негативная оценка условий для предпринимательского старта. Поэтому важная роль в стимулировании предпринимательской активности должна принадлежать не только федеральному управлению, но и региональным властям.

Предпринимательская активность в регионе является частью региональной предпринимательской системы, которая представляет собой сложную, открытую систему, находящуюся под постоянным влиянием как внутренних, так и внешних факторов, в частности государственной политики . Важнейшей задачей регионального социально-экономического развития в современных условиях является стимулирование предпринимательской активности, свидетель-

Объект и методы исследования

ствующее о высоких показателях реализации предпринимательского потенциала, благоприятном предпринимательском климате и эффективности предпринимательской деятельности в регионе.

На Федеральном портале малого и среднего предпринимательства был проведен интернет-опрос 3012 респондентов в возрасте от 18 до 64 лет из следующих городов России: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Саратов, Воронеж, Тольятти, Краснодар, Ульяновск, Ижевск, Ярославль, Барнаул, Иркутск, Владивосток, Хабаровск . Опрос был посвящен развитию предпринимательства в регионе. Авторами статьи был проведен анализ ответов, данных в интернет-опросе, о состоянии предпринимательской активности в регионах России.

Для измерения активности населения были рассчитаны доли потенциальных, нарождающихся, устоявшихся предпринимателей и владельцев вновь созданного бизнеса. Разделение на группы основывалось на ответах респондентов на вопросы об их вовлеченности в предпринимательскую деятельность. Проведенный анализ позволил отнести к потенциальным предпринимателям 776 респондентов, т.е. каждый четвертый житель крупного города в ближайшие три года планировал начать дело. 6.3% (189 респондентов) являются нарождающимися предпринимателями, владельцев вновь созданного бизнеса — 4.4% (132 респондента), а 3.2% (96 респондентов) были отнесены к владельцам устоявшегося бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40,0

35,0

30,0

25,0

20,0

Источник: составлено авторами статьи на основании данных Федерального портала малого и среднего предпринимательства

Сопоставление этих данных с уровнем нарождающихся предпринимателей (рис. 2) позволяет констатировать, что не все города удерживают лидирующие позиции, когда речь идет о действиях индивидуумов по созданию компаний. Казань и Санкт-Петербург демонстрируют устойчивые позиции и среди нарождающихся предпринимателей. Также высокую активность нарождающихся предпринимателей показали Иркутск, Хабаровск, Воронеж и Красноярск. Среди городов, население которых наименее активно в создании новых предприятий, оказались Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Уфа. Если уровень потенциального предпринимательства среди городов различается в 2 раза, то уровень нарождающихся предпринимателей колеблется от 2.4% в Перми до 13.2% в Иркутске.

Как показал проведенный анализ, Волгоградская область не входит в число регионов, где наблюдается положительная динамика развития предпринимательства. Хотя работа в этом направлении в регионе ведется. Из числа ключевых задач Правительства Волгоградской области приоритетной считается становление и действенное внедрение объектов инфраструктуры пред-

принимательства в сферы, обеспечивающие подходящие условия для функционирования бизнеса .

Рис. 2. Уровень нарождающегося предпринимательства в городах Fig. 2. Level of nascent entrepreneurship in Russian cities

Источник: составлено авторами статьи на основании данных Федерального портала малого и среднего предпринимательства

Инфраструктура помощи предпринимательству в Волгоградской области развивается согласно программам, реализуемым Министерством финансового развития Волгоградской области и Волгоградской торгово-промышленной палаты, социальных объединений предпринимателей, фондов, специальных центров и разных консалтинговых структур, представленных на рис. 3.

Рис. 3. Инфраструктура поддержки субъектов предпринимательства Волгоградской области Fig. 3. The infrastructure of support of the entrepreneurial subjects of the Volgograd region

Источник: составлено авторами статьи на основании данных Правительства Волгоградской области

Однако у имеющейся инфраструктуры стимулирования субъектов малого предпринимательства в Волгоградской области, при всей ее развитости, все же имеются ряд немаловажных недочетов:

1) большая часть объектов инфраструктуры появляется подсознательно. При этом фактически не учитываются более острые потребности местных бизнесменов и отсутствует адекватная ресурсная помощь со стороны органов власти субъектов Федерации;

Серия Экономика. Информатика. 2016. № 9 (230). Выпуск 38

2) инициаторы и организаторы проектов открытия субъектов помощи малого и среднего предпринимательства нередко сами имеют очень нечеткое понятие о том, какие конкретно виды помощи оказывать, на исполнении каких функций специализироваться и каким образом обеспечивать финансирование для снабжения хотя бы частичной самоокупаемости учреждаемой структуры. Поэтому почти во всех вариантах помощи исполняют, либо пробуют исполнять неспецифические виды деятельности;

3) почти все объекты инфраструктуры отсутствуют, либо существуют лишь на бумаге;

4) сами предприниматели не имеют четкого представления об инфраструктуре их поддержки, не обладают информацией о том, к кому обратиться за помощью или разъяснениями, о времени, месте и форме обращения.

Немаловажными причинами, снижающими эффективность формируемых объектов инфраструктуры мотивации предпринимательской деятельности, являются их слабое и неудачное территориальное расположение и острый недочет квалифицированного персонала. Следует подметить и недостаточную информированность бизнесменов о наличии в регионе объектов инфраструктуры, ориентированной на мотивационный эффект развития предпринимательской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из данных выборочного опроса, который был проведен среди бизнесменов Волгоградской области, авторами данной статьи к числу факторов, препятствующих динамичному и эффективному развитию малого бизнеса в регионе, были отнесены следующие:

— затрудненный доступ предпринимателей к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;

— высокий уровень административных барьеров и коррупции;

— несовершенство системы налогообложения;

— недостаток квалифицированных кадров.

Существенной особенностью малого предпринимательства является то, что оно развивается в условиях глубокого социально-экономического и политического кризиса, тем самым осложняя ситуацию. К подобным условиям можно отнести: несовершенство нормативно-правовой базы; ненадлежащее исполнение законодательства субъектами правоотношений в сфере бизнеса вообще и малого, в частности; несовершенство государственной фискальной политики и налоговой системы; дефицит собственных средств предприятий; неплатежеспособность партнеров, неэффективная система государственной поддержки.

Для решения этих проблем необходима активная и эффективная региональная политика по поддержке малого бизнеса на всех уровнях власти . В настоящее время такая политика в регионе только разрабатывается, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. На сегодняшний момент региональные органы видят проблему малого бизнеса и считают ее одной из наиболее важных. Поэтому они заинтересованы в стимулировании малого предпринимательства и оказывают информационную поддержку и помощь в преодолении административных барьеров. Однако надо сказать, что большая часть региональных руководителей не имеет желания менять ситуацию, так как «взрощенный» на бюджетных деньгах в 90-е года крупный бизнес не намерен иметь конкурентов. Используя связи с представителями власти для малого предпринимательства, организуются дополнительные бюрократические барьеры.

Для появления малого бизнеса необходимо повысить правовую грамотность граждан, а также создавать благоприятные условия для развития предпринимательства: установить льготный период налогообложения, в течение года предприниматель имеет право трудится, развивая свой бизнес, без уплаты налогов, после чего на последующий год устанавливается налог исходя из его реальной прибыли (чем выше прибыль, тем выше налог).

В случае если предприятие является производителем товаров народного потребления и расширяет их перечень, власти региона должны обязано подумать о субсидировании данного предпринимателя . Для людей, желающих зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, и самозанятого населения предоставить возможность приобретения патента на короткий промежуток времени, чтобы человек попробовал себя в роли предпринимателя. В случае неудачи для него не возникает никаких негативных последствий, и он просто прекращает деятельность. В данный момент ситуация такова, что многие люди бояться открывать новое дело, поскольку знают, что им придется оплатить все налоги за год, даже если их деятельность окажется нерентабельной. Все риски будущие предприниматели несут, к сожалению, пока самостоятельно, а потому их количество с каждым годом снижается.

Известно, что без вложений прибыль получить нельзя. Если представить государство как предпринимателя, то, не вложив усилий или финансов в малый бизнес, отдачи от него ждать не

Результаты исследования

придется, а практика взимания денег на разрешение заниматься бизнесом не приведет к развитию малого предпринимательства.

Серьезной проблемой является нехватка квалифицированных кадров, как в производстве, так и в сфере услуг. Справиться с этой проблемой под силу только органам власти как на региональном, так и на муниципальном уровнях при содействии самих предпринимателей. У предпринимателей есть спрос на квалифицированных специалистов, а предложение от вузов города Волгограда значительно отстает. Эту ситуацию может исправить бесплатное обучение, так как требовать знания от будущих специалистов можно в том случае, когда они обучаются за бюджетный счет, а не когда платят за обучение сами.

По мнению авторов, потенциал малого бизнеса региона огромен, но для того, чтобы он был реализован, нужны благоприятные условия. На данный момент региональные власти обеспечить таких условий не в состоянии. Насколько государство готово услышать проблемы малых предпринимателей и как быстро отреагировать на них, будет зависеть скорость развития малого бизнеса.

Выводы

На основании проведенного в данной статье исследования процесса стимулирования предпринимательской активности на региональном уровне можно сделать ряд выводов:

1. Под стимулированием предпринимательской деятельности следует понимать наличие внешних факторов, побуждающих к активности предпринимательства.

2. Предпринимательская активность проявляется в вовлеченности трудоспособного населения в создание новых компаний, а также в процесс развития существующего бизнеса или его реорганизации под влиянием экономической ситуации.

3. Основными причинами низкой предпринимательской активности в Волгоградской области являются: трудности в получении финансовой, имущественной и информационной помощи; высокий уровень административных барьеров и коррупции; несовершенство системы налогообложения; недостаток квалифицированных кадров.

Список литературы References

1. Акимова О.Е. 2012. Мотивация предпринимательского труда: теория и практика: монография. Волгоград: Волг! ТУ, 112.

Akimova O.E. 2012. Entrepreneurial Motivation of labor theory and practice: a monograph. Volgograd: Vol-gGTU, 112.

3. О положении о территориях предпринимательской активности в городском округе город-герой Волгоград: Решение от 14 июля 2010 г. № 35/1040 . — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Растворцева С.Н., Куга Я.Т. 2012. Региональная специализация и географическая концентрация промышленности в России. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 13. — С. 37-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговое стимулирование малого предпринимательства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *