Налоговая нагрузка 2017

Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год

Так называемая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333. Она позволяет понять, насколько ваш бизнес рискует попасть под выездную ревизию налоговиков. Один из основных критериев при этом – налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. В середине мая 2018 года Налоговая служба России опубликовала обновлённые показатели налоговой нагрузки по виду экономической деятельности за 2017 год. Приводим их полный перечень в данном обзоре (можно скачать), чтобы каждая фирма (ИП) могла сравнить их со своим значением.

Также см. «Показатели безопасной рентабельности по видам экономической деятельности за 2017 год».

Состав видов деятельности

Традиционно показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности закреплены Приложением № 3 к упомянутому приказу. Теперь уже – за 2017 год (ФНС обновляет их ежегодно). В документе речь идёт об укрупненных направлениях деятельности согласно классификатору ОКВЭД-2. Ищите тот который наиболее соответствует вашей сфере.

Также см. «Период выездной налоговой проверки: что придут смотреть».

Виды показателей

Отметим, что коэффициенты налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:

  • просто налоговая нагрузка;
  • и для справки – фискальная нагрузка по страховым взносам.

Обращаем внимание, что значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год показаны в процентах.

Налоговая нагрузка – это отношение налогов (в т. ч. НДФЛ) и сборов по данным официальной статотчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%.

Далее вашему вниманию представлен полный официальный перечень показателей налоговой нагрузки по видам экномической деятельности на 2018 год за период 2017 год.

Вид экономической деятельности (по ОКВЭД-2) Период 2017 года
Налоговая нагрузка, % Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %
ВСЕГО 10,8 3,6
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего 4,3 5,5
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,5 5,4
лесоводство и лесозаготовки 7,5 6,8
рыболовство, рыбоводство 7,9 5,5
Добыча полезных ископаемых – всего 36,7 1,8
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего 45,4 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 18,8 4,1
Обрабатывающие производства – всего 8,2 2,2
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 28,2 2,4
производство текстильных изделий, одежды 8,1 4,2
производство кожи и изделий из кожи 7,9 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,0 3,6
производство бумаги и бумажных изделий 4,4 1,8
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 9,2 4,3
производство кокса и нефтепродуктов 5,1 0,2
производство химических веществ и химических продуктов 1,9 2,4
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,0
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,3 2,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции 8,9 3,5
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,4 2,4
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 8,8 3,9
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий 9,9 4,3
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 12,5 5,3
производство электрического оборудования 6,7 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования 4,7 4,8
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,1 1,7
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – всего 6,8 2,4
производство, передача и распределение электроэнергии 8,1 2,2
производство и распределение газообразного топлива 1,3 1,4
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,5 4,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений – всего 8,4 4,8
Строительство 10,2 4,3
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – всего 3,2 1,2
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,7 1,1
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,1 0,9
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,6 2,2
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – всего 9,5 5,7
Транспортировка и хранение – всего 6,8 4,8
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 8,5 6,8
деятельность трубопроводного транспорта 4,5 2,1
деятельность водного транспорта 9,3 4,1
деятельность воздушного и космического транспорта отр. 3,0
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 14,4 11,6
Деятельность в области информации и связи – всего 16,4 5,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 21,3 6,3
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 15,4 9,2

Источник информации о налоговой нагрузке по видам экономической деятельности на 2018 год – официальный сайт ФНС России.

С нашего сайта бесплатно скачать показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год по прямой ссылке можно здесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии и мнения

ФНС России на основании налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов рассчитывает и публикует Налоговую нагрузку по видам экономической деятельности (приложение № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», далее – приложение № 3). При этом налоговое ведомство определяет налоговую нагрузку как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. В связи с этим есть мнение, что при расчёте налоговой нагрузки следует учитывать только фактически перечисленные налоги за налоговый период (включая и налоги, уплаченные за прошлый период).

По моему мнению, учет налогов прошлого периода искажает экономическую суть налоговой нагрузки. В связи с этим для расчёта налоговой нагрузки (НН) предлагаю использовать следующую формулу:

НН = Н : Д х 100%,

где НН — налоговая нагрузка (в %);

Н — сумма налогов, начисленных за период расчета;

Д — доходы по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов. Включаются все доходы (доходы от реализации и прочие доходы).

Особенности определения налоговой нагрузки

1. Налоговая нагрузка рассчитывается без учета сумм налогов, удержанных организацией как налоговым агентом (так как налогоплательщиком этих налогов является другое лицо).

Пример

Организация арендует помещение у органа власти и, как налоговый агент, уплачивает со стоимости аренды НДС. Сумма такого НДС не включается в расчет налоговой нагрузки.

Однако исключением является НДФЛ, уплачиваемый организацией в качестве налогового агента, который включается в расчет налоговой нагрузки (например, НДФЛ, уплачиваемый при выплате заработной платы работникам).

2. Налоговая нагрузка рассчитывается с НДФЛ.

НДФЛ с заработной платы работников уплачивается организациями как налоговыми агентами, и по логике этот налог в расчет включаться не должен. Однако ФНС России включает НДФЛ в расчет налоговой нагрузки. В примечании к приложению № 3 указано – «расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц».

3. В расчете налоговой нагрузки не участвуют суммы страховых взносов.

ФНС России не учитывает суммы страховых взносов при определении налоговой нагрузки. Об этом прямо указано в примечании к приложению № 3. С 2017 года Налоговый кодекс дополнен главой 34 «Страховые взносы», а их администрирование осуществляют налоговые органы. Возможно, что с учётом произошедших изменений страховые взносы будут учитываться в расчёте налоговой нагрузки. К примеру, до 2007 года, когда исчислялся единый социальный налог (аналог страховых взносов), сумма ЕСН включалась в расчет налоговой нагрузки. В то же время для управленческих целей страховые взносы можно учитывать в расчёте налоговой нагрузки, определяя налоговую нагрузку со страховыми взносами и без (налоговая нагрузка со страховыми взносами может быть полезна для мониторинга сумм налоговых выплат с оплаты труда).

4. Сумма доходов определяется по данным бухгалтерской отчетности без НДС и акцизов.

Для определения суммы доходов удобнее всего использовать данные Отчета о финансовых результатах. Показатель «Доходы», участвующий в расчёте налоговой нагрузки, формируется из показателей по строкам этого отчета: «Выручка», «Доходы от участия в других организациях», «Проценты к получению», «Прочие доходы».

5. Суммы налогов определяем за налоговый период по налоговым декларациям.

В расчет включаем начисленные за налоговый период суммы налога (а не уплаченные в налоговом периоде). Если для расчета принимать суммы налога, которые были фактически уплачены в налоговом периоде, то налоговая нагрузка будет искажена за счет налоговых платежей за другой налоговый период.

6. Налоги и сборы, которые контролируются Федеральной таможенной службой России, в расчет налоговой нагрузки не включаются.

Так, Минфин России в своем письме от 11.01.2017 № 03-01-15/208 сообщил, что НДС на товары, ввозимые на территорию России, и таможенные пошлины в состав расчета налоговой нагрузки не включаются. Видимо этот вывод касается и экспортных пошлин (но прямых разъяснений нет).

7. ФНС России публикует данные по налоговой нагрузке за каждый календарный год. Соответственно рекомендуется рассчитывать налоговую нагрузку за такой же период — календарный год.

Как следует учитывать авансовые налоговые платежи по налогам?

Авансовые платежи по налогам не учитываются при расчете налоговой нагрузки, если период расчета календарный год. Иногда требуется рассчитать налоговую нагрузку за более короткий период (квартал, полугодие и т.д.). В этом случае, если авансовые платежи исчисляются путем определения налоговой базы по итогам отчетного периода, то такие авансовые платежи следует учитывать при расчете налоговой нагрузки. Если же авансовые платежи исчисляются без привязки к налоговой базе по итогам отчетного периода, то такие авансовые платежи учитывать при определении налоговой нагрузки не следует. Примером таких авансовых платежей являются ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль. При этом квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль включают в расчёт налоговой нагрузки.

Влияние на налоговую нагрузку НДС с полученных авансов

Полученные авансы в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) существенно влияют на налоговую нагрузку. Если налогоплательщик получает аванс, то сумма аванса облагается НДС, но сам аванс не формирует доходы. То есть с данной сделки возникает налог, но не возникает дохода. Это следует учитывать при анализе налоговой нагрузки.

Пример

В I квартале осуществлены следующие операции:

  • получен аванс в счет оказания услуг на сумму 118 руб. (в том числе НДС 18 руб.);
  • реализован товар на сумму 118 руб. (в том числе НДС 18 руб.).

По данным операциям исчислен НДС в сумме 36 руб., доходы составили 100 руб.

Налоговая нагрузка за I квартал – 36%.

Во II квартале в счет ранее полученного аванса реализованы услуги на сумму 118 рублей (в том числе НДС 18 руб.). Налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, исчисленный по ранее полученному авансу. То есть НДС, подлежащий уплате, равен 0 (с учетом вычета НДС по полученному авансу). Других операций не было.

Налоговая нагрузка за II квартал – 0, а за полугодие 18% (36 : 200).

Как видно из рассмотренного примера, получение авансов временно увеличивает налоговую нагрузку до периода отгрузки товаров (работ, услуг) в счет этих авансов.

Анализ налоговой нагрузки

После того, как мы определили налоговую нагрузку необходимо сравнить ее с уровнем налоговой нагрузки:

  • по своей отрасли;
  • за предыдущие периоды;
  • аналогичных компаний (данные из открытых источников или из платныхбаз данных).

Как уже было отмечено, данные по налоговой нагрузке по отраслям за каждый календарный год приведены в Приложении № 3. В этом документе группировка отраслей в целом соответствует разделам и подразделам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

В ходе проведения анализа следует определить, насколько налоговая нагрузка организации отличается от значения, определённого для отрасли, и установить причины такого отклонения.

Пример

Организация осуществляет строительную деятельность (подрядчик строительства). Налоговая нагрузка за год составила 3%. По данным ФНС России налоговая нагрузка по отрасли «Строительство» составляет 10,9%.

Налоговая нагрузка существенно отличается в меньшую сторону от среднеотраслевого значения. Нужно выяснить причину такого отличия. Вполне возможно, что для такой низкой налоговой нагрузки есть логичное объяснение (применение УСН, низкая рентабельность в связи с неэффективностью управления, инвестиции и т.д.).

Как налоговый орган определяет то, к какому виду деятельности относится налогоплательщик?

При государственной регистрации налогоплательщик указывает основной и дополнительные виды деятельности, а также коды ОКВЭД. Эти сведения содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). По коду основного вида деятельности налоговый орган и определяет вид деятельности налогоплательщика и сравнивает налоговую нагрузку, сложившуюся в соответствующей отрасли, с налоговой нагрузкой налогоплательщика. Поэтому если при регистрации был указан как основной вид деятельности, который уже не является таковым, то целесообразно внести изменения во избежание недоразумений.

По совокупной налоговой нагрузке можно судить в целом о доле уплачиваемых организацией налоговых платежей. Так, если налоговая нагрузка налогоплательщика выше среднеотраслевой, то можно предположить, что налогоплательщик переплачивает налоги. Соответственно, следует изучить возможность проведения отдельных мероприятий по налоговому планированию. Если же налоговая нагрузка налогоплательщика существенно ниже среднеотраслевой, то можно предположить, что налогоплательщик недоплачивает налоги. Причиной низкой налоговой нагрузки может быть применение схем минимизации налогообложения. В этом случае следует сосредоточиться на анализе налоговых рисков. При этом действует следующее правило – чем ниже налоговая нагрузка, тем выше налоговый риск (и, соответственно, чем выше налоговая нагрузка, тем ниже налоговый риск).

Особое внимание следует уделять случаям, когда при наличии прибыли налогоплательщик имеет низкую налоговую нагрузку. Это может быть обусловлено ошибками в расчете налоговых обязательств.

Станислав Джаарбеков, эксперт по налогообложению, налоговый консультант, руководитель интернет-проекта Taxslov.ru, автор книги «Налоговый бенчмаркинг»

Налоговая нагрузка 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *