Что такое дбо

Что такое ДБО?

10 апреля 2019 3162 прочтений ДБО

Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) – это комплекс услуг удаленного доступа к различным банковским операциям, которые банки предоставляют своим клиентам (как юридическим, так и физическим лицам).

Пользуясь услугами ДБО, клиенты могут, например, осуществлять удаленный доступ к своим счетам в банке или совершать платежи и переводы при помощи различных технических средств, каналов связи и с использованием специализированных программных продуктов. Такая форма взаимодействия с банком позволяет клиентам получать актуальную информацию из банка или передавать банку свои распоряжения в удобное время без визита в банк.

Термин ДБО является общим для различных технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений клиентов, которые передаются клиентами без их визита в банк (удаленным образом).

В общем случае под услугами дистанционного банковского обслуживания подразумеваются разноплановые электронные услуги, позволяющие обслуживать клиентов с использованием всех каналов доступа: Интернет (on-line и off-line доступ), телефон (обычный или мобильный), карманный компьютер, платежные терминалы и прочие.

Дистанционное банковское обслуживание называют также электронным банкингом, для описания технологий ДБО используются различные, иногда пересекающиеся по значению термины, например, интернет-банкинг, домашний банкинг, телебанкинг, WAP-банкинг, PC-банкинг, мобильный банкинг, SMS-банкинг и другие.

ДБО

ДБО

Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) — общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей. Для описания технологий ДБО используются различные в ряде случаев пересекающиеся по значению термины: Клиент-Банк, Банк-Клиент, Интернет-Банк, Система ДБО, Электронный банк, Интернет-Банкинг, on-line banking, remote banking, direct banking, home banking, internet banking, PC banking, phone banking, mobile-banking, WAP-banking, SMS-banking, GSM-banking, TV-banking.

Виды дистанционного банковского обслуживания (ДБО)

Технологии ДБО можно классифицировать по типам информационных систем (программно-аппаратных средств), используемых для осуществления банковских операций:

1. Системы «Клиент-Банк» (PC-banking, remote banking, direct banking, home banking)

Системы, доступ к которым осуществляется через персональный компьютер. Банк при этом предоставляет клиенту техническую и методическую поддержку при установке системы, начальное обучение персонала клиента, обновление программного обеспечения и сопровождение клиента в процессе дальнейшей работы. Системы «Клиент-Банк» обеспечивают полноценное расчетное и депозитарное обслуживание и ведение рублёвых и валютных счетов с удалённого рабочего места. Системы «Клиент-Банк» позволяют создавать и отправлять в банк платёжные документы любых типов, а также получать из банка выписки по счетам (информацию о движениях на счёте). В целях безопасности в системах «Клиент-Банк» используются различные системы шифрации. Использование систем «Клиент-Банк» для обслуживания юридических лиц до сих пор является одной из наиболее популярных технологий ДБО в России. Системы «Клиент-Банк» принципиально подразделяются на 2 типа (толстый клиент и тонкий клиент):

1.1 Банк-Клиент (толстый клиент)

Классический тип системы Банк-Клиент. На рабочей станции пользователя устанавливается отдельная программа клиент. Программа клиент хранит на компьютере все свои данные, как правило, это платёжные документы и выписки по счетам. Программа клиент может соединяться с банком по различным каналам связи. Наиболее часто для соединения с банком используется Dial-UP соединение через модем или прямое соединение с Интернетом.

1.2 Интернет-Клиент (тонкий клиент) (On-line banking, Интернет-банкинг (Internet banking), WEB-banking)

Пользователь входит в систему через Интернет браузер. Система Интернет-Клиент размещается на сайте банка. Все данные пользователя (платёжные документы и выписки по счетам) хранятся на сайте банка. По технологии Интернет-Клиент строятся также системы для мобильных устройств — PDA, смартфоны (Мобильный банкинг (mobile-banking). На основе Интернет-Клиент могут предоставляться информационные сервисы с ограниченным набором функций (Выписка On-Line).

2. Системы «Телефон-Банк» (Телефонный банкинг (phone-banking), телебанкинг, Телефон-Клиент, SMS-banking)

Как правило, системы Телефон-Банк имеют ограниченный набор функций по сравнению с системами «Клиент-Банк»:

  • информация об остатках на счетах;
  • информация о суммах поступлений в пользу клиента;
  • ввод заявок на предоставление факсимильной копии выписки по счету;
  • ввод заявок о проведении платежей, заказ наличности;
  • ввод заявок на передачу факсимильной копии платежного поручения;
  • ввод заявки на исполнение подготовленного по шаблону поручения на перевод средств;

Передача информации от клиента в банк может производиться различными способами в зависимости от реализации системы:

  • Общение клиента с оператором телефонного обслуживания (Call Center).
  • С использованием кнопочного телефона (Touch Tone Telephone) и голосового меню (средств компьютеризованной телефонной связи (технологии IVR (Interactive Voice Response)), Speech to Text, Text to Speech).
  • Посредством передачи SMS сообщений (SMS-banking)

3. Обслуживание с использованием банкоматов (ATM-banking) и устройств банковского самообслуживания

Технологии ДБО с использованием устройств банковского самообслуживания являются одними из наиболее популярных в мире и в России. Можно выделить несколько видов ДБО по типу используемых устройств:

  • ДБО с использованием банкоматов (ATM-banking) — основаны на программном обеспечении, установленном на банкоматах банка. См. также Банковская карта
  • ДБО с использованием платежных терминалов;
  • ДБО с использованием информационных киосков.

Финансовое регулирование

Услуги по ДБО регулируются следующими положениями Центрального Банка России:

  • Положение от 05.12.2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ»
  • Положение от 03.10. 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ».
  • Положения от 09.10.2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» (п. 2.8 «Организация работы с денежной наличностью при использовании банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов и других программно-технических комплексов»);
  • Положения от 23.06.1998 г. № 36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России»;
  • Положения от 12.03.1998 г. № 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России».
  • Временное положение от 10.02.1998 г. № 17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями»

Кроме того, необходимо учитывать требования:

  • Федерального закона от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»;
  • Стандарта Банка России СТО БР ИББС-1.0-2006 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации;
  • Письма Банка России от 03.04.2004 № 16-Т «О рекомендациях по информационному содержанию и организации web-сайтов кредитных организаций в сети Интернет»
  • Письма Банка России от 07.12.2007 № 197-Т «О рисках при дистанционном банковском обслуживании»
  • Письма Банка России от 31.03.2008 № 36-Т «О рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга»
  • Письма Банка России от 30.01.2009 № 11-Т «О рекомендациях для кредитных организаций по дополнительным мерам информационной безопасности при оспользовании систем интернет-банкинга»

Услуги по ДБО регулируются следующими положениями Национального Банка Украины:

  • Инструкция от 21.01.2004 № 22 про безналичные платежи на Украине в национальной валюте, Глава 11.

Производители систем ДБО

  • Банк’с софт системс — комплексная система ДБО BS-Client v.3
  • БИФИТ — платформа для электронного банкинга IBank 2
  • Диасофт
  • Инист
  • РФК
  • Рукард
  • Степ Ап
  • Faktura.ru
  • R-Style Softlab — комплекс Interbank
  • СибАйТи
  • Интервэйл — система «Мобильный банк», решения для электронной коммерции и удаленной аутентификации клиента
  • Финист-софт

См. также

  • Автоматизированная банковская система
  • Системы расчётов по банковским картам
  • Производители аппаратного и программного обеспечения для банкоматов
  • Информационный портал по платежным терминалам
  • Мейлер (Фидонет)

Что такое ДБО и УДБО в Сбербанке, условия и правила составления договора обслуживания

ДБО Сбербанка подразумевает создание соглашения о банковском обслуживании для физических лиц. Он заключается на общих условиях со всеми клиентами банка.

Что такое ДБО Сбербанк?

Договор банковского счета помогает получить ряд предоставляемых организацией услуг:

  • выпускать и обслуживать счета банковских карт международного типа;
  • открывать и обслуживать вклады;
  • открывать и обслуживать металлические счета;
  • предоставлять банковский сейф (индивидуальный) в аренду;
  • обслуживать депозиты;
  • получать брокерские услуги;
  • использовать удаленное обслуживание посредством сервиса «Сбербанк Онлайн», «Мобильный банк», горячей линии (иначе именуется как договор УДБО Сбербанка — универсальное дистанционное банковское обслуживание).

Каждый должен понимать, что такое соглашение необходимо для получения доступа к различным услугам организации. Без него получить их не представляется возможным.

Как заключить договор?

Для заключения ДБО нужно обратиться в ближайший офис с документом, удостоверяющим личность (паспорт). В офисе нужно будет подписать заявление на банковское обслуживание.

На момент подписания такого соглашения клиент должен являться держателем карты международной платежной системы, привязанной к рублевому счету РФ. Если у обратившегося такой карты нет, в офисе для него выпускают моментальную — Momentum, которую позже можно заменить именным продуктом международного типа.

Наличие карты Сбербанка указанного типа позволяет получить доступ к указанным в ДБО услугам и пользоваться ими в полном объеме. Также какую-либо услугу, указанную в договоре, можно получить посредством заключения на нее отдельного соглашения в офисе организации или в личном кабинете.

Оплата за заключение универсального договора не берется. УДБО Сбербанк является показателем того, что клиент доверяет организации, которая берет на себя ответственность на качественное предоставление услуг. Кроме того, ДБО позволяет регулировать отношения между сторонами, заключившими его, в случае возникновения каких-либо проблем.

Сам ДБО продлевать не нужно: действует он бессрочно. Только человек решает, насколько долго продлится обслуживание.

Условия обслуживания

По ДБО клиент имеет право обслуживаться в любом удобном для него офисе банка. Кроме того, обращаться за разными продуктами банка можно в разные отделения, это не запрещено.

Кроме того, клиент имеет возможность обслуживаться дистанционно. Для него доступна горячая линия организации, которая работает круглосуточно (звонок на нее бесплатный). Можно установить и использовать мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», получать информацию о производимых операциях, важных предложениях через СМС-сервис «Мобильный банк».

Такие типы дистанционного обслуживания позволяют клиенту экономить свое личное время на визит в офис, поскольку многие индивидуальные и общие предложения доступны для оформления не только в отделении банка, но и через приложение/горячую линию/личный кабинет на сайте.

При желании расторгнуть договор ДБО в Сбербанке клиент должен помнить о том, что это является причиной для прекращения пользования услугами организации. После расторжения договора банковского обслуживания клиент не имеет права пользоваться предоставляемыми услугами. Все имеющиеся на руках карты он сдает в офис, деньги с них можно получить через кассу. То же касается вкладов и инвестиционных счетов.

Если у клиента есть кредитные обязательства перед банком (кредит, кредитная карта, ипотека), Сбербанк имеет право отказывать в расторжении договора обслуживания до момента полного погашения задолженности.

Что такое дбо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *