А.С. Бакаев: «Я являюсь сторонником передовых технологий»
В связи с реформированием бухгалтерского учета в России и приближением российских стандартов к требованиям МСФО все актуальнее становится вопрос повышения профессионального уровня российских бухгалтеров. Осветить некоторые проблемы повышения квалификации специалистов в области налогообложения и бухучета, рассказать о преимуществах получения аттестата профессионального бухгалтера мы попросили руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Мини-стерства финансов РФ, кандидата экономических наук Александра Сергеевича Бакаева. На эти и ряд других вопросов А.С. Бакаев ответил в интервью, которое он дал специально для «Граней Гаранта».
Александр Сергеевич, как возникла идея создания программы подготовки и аттестации специалистов на звание профессионального бухгалтера? Учитывался ли мировой опыт при ее создании?
Институт профессиональных бухгалтеров — это прежде всего воплощение опыта соответствующих институтов за рубежом (шотландского института бухгалтеров, французского опыта, с которым мы очень серьезно знакомились, немецкого и т. д.). Почему такие программы возникли в мире и почему они получили развитие в России? Связано это, в первую очередь, со статусом профессии бухгалтера. На Западе бухгалтер и аудитор — это люди одной профессии, которых нанимают для оказания услуг, связанных с ведением бухгалтерского учета, составлением финансовой отчетности и ее проверкой. Статус профессионального бухгалтера предполагает постоянное повышение квалификации и объединение специалистов в профессиональные сообщества. Поэтому в 1997 году мы поддержали инициативу создания Института профессиональных бухгалтеров России. Особенность российской ситуации заключается в том, что раньше у нас была государственная система управления, когда сама профессиональная подготовка бухгалтера и контроль за нею осуществлялись через министерства, через государственные институты повышения квалификации. В связи с разрушением этой централизованной системы надо было создавать новую структуру обучения и переподготовки, основанную на новых принципах и новых подходах. При этом остались задачи массовости обучения. Государство в конечном итоге заинтересовано в высоком профессионализме бухгалтеров. Поэтому была поддержана программа подготовки и аттестации специалистов в области бухучета.
— Каких успехов удалось достичь за время существования программы подготовки профессиональных бухгалтеров?
Когда мы начинали, были единицы специалистов, которые хотели повысить свою квалификацию. Сейчас число членов Института профессиональных бухгалтеров достигло 140 тысяч. В 72 регионах созданы территориальные институты профессиональных бухгалтеров, входящие в единую систему. И еще остаются перспективы для дальнейшего повышения уровня работы этих территориальных институтов.
— Насколько важной остается эта программа в современных условиях?
Что касается самой программы, то она постоянно изменяется. Связано это с постепенным внедрением принципов международных стандартов финансовой отчетности в России, совершенствованием российских правил бухучета. Происходит сближение российских и международных стандартов. Хотя полное воспроизведение МСФО в российских ПБУ вряд ли возможно. Слишком разное законодательство, разные правовые системы лежат в основе наших правил бухгалтерского учета и международных стандартов. Но и отечественное законодательство не стоит на месте — много изменений в системе налогообложения. Так что еще есть к чему стремиться. Надо совершенствовать и программы обучения, и его методы.
— Какие методы и формы обучения предусмотрены в настоящее время?
Вопрос о более рациональных методах обучения — один из самых острых. Первоначально обучение происходило в традиционной форме — с отрывом от основной работы сроком на два месяца. Потом была введена вечерняя форма обучения, смешанные формы (дневное и вечернее). Ну и наконец, стало применяться и дистанционное обучение. Дистанционная форма подачи информации наиболее актуальна для наших регионов. К примеру, свыше 400 учебно-методических центров ИПБР имеют право проводить обучение. Такие центры есть в каждой области и в каждом регионе (как правило, 3-4 центра в каждом). Сеть центров разветвленная, но есть огромные регионы, когда для того, чтобы доехать до краевого или областного центра, требуется преодолеть 300-400 км. Поэтому проблема дистанционного обучения, конечно, очень актуальна.
— Чем интересна специалистам дистанционная форма обучения?
По расчетам экспертов, людей, прошедших обучение и получивших аттестат профессионального бухгалтера, должно быть около полумиллиона. То есть, программы обучения должны охватить массу специалистов. Кроме того, если специалист получил аттестат, это не означает, что он прекращает обучаться. По правилам профессиональной организации каждый член организации обязан ежегодно проходить дополнительное обучение. Поэтому программа дистанционного обучения будет очень важна и в этом случае. Чем прельщает «дистанционный учебник»? В электронной форме подачи информации лучше отображать все изменения и нововведения. Естественно, у всех форм обучения, в том числе и традиционных, есть свои преимущества. Поэтому должны развиваться все формы, особенно связанные с передовыми технологиями. Для повседневной работы, для поиска и обмена информацией это очень удобно.
— Чего бы вы пожелали российским специалистам в области бухгалтерского учета?
Я хотел бы пожелать нашим бухгалтерам надежды. Даже если нельзя обещать упрощение системы бухгалтерского учета и налогообложения, можно смело рассчитывать на ее упорядочение и стабилизацию. Например, в этом году мы не планируем выпуск новых ПБУ. У большинства бухгалтеров это, наверное, вызовет вздох облегчения. А со стабильной системой работать всегда легче.
Интервью провели юристы компании «Гарант»
Н. Селиванова, Р. Украинский