Защита прав работника

Содержание

— Вы сохраняете и изучаете старые пользовательские онлайн-страницы. Чем они вас так очаровали?

Все началось не с очарования, а наоборот. Во второй половине девяностых я, как и многие люди, вдруг стала что-то делать в интернете. Я создала страницу клуба «СинеФантом» в Москве и так увлеклась, что стала сетевым художником, а затем начала вести в Штутгарте курс о новых медиа.

Я использовала первые страницы на сервисе Yahoo! GeoCities, чтобы показывать студентам, как делать не (!) надо, потому что это был нелепый, неумелый, доморощенный дизайн. Но к 2000-му у меня становилось все меньше примеров страниц, сделанных непрофессионалами. И тут я поняла, что исчезает то, что было сделано с такой любовью и энтузиазмом.

Я решила это сохранить. У нас есть Tumblr, который автоматически показывает странички из архива уничтоженного сервиса GeoCities. Эта популяризация раннего webа — один из самых удачных наших проектов. Он важен мне, потому что показывает силу и власть простых пользователей, когда им дают возможность сделать хоть что-то. Когда человек создавал свою страницу, он делал веб больше и богаче. Это было самое восхитительное, что произошло во второй половине девяностых.

— Вы часто говорите в лекциях, что веб — это лучшее, что случилось с интернетом. А в чем вообще разница между вебом и интернетом?

Многие знают про интернет, но забывают про веб. Если говорить про техническую или историческую сторону вопроса, то интернет старше и больше, чем World Wide Web, — это основа системы. А web — это один из сервисов, одно из приложений, которое доступно в интернете. Но случилось так, что веб вырос в огромного монстра и затмил собой все остальное. В итоге теперь все можно делать в браузере: играть, разговаривать, писать статьи, искать информацию. При этом веб стал абсолютно невидимым — его прячут, чтобы им было удобно пользоваться, и чтобы никто не смог его поменять. Мы, обычные пользователи, воспринимаем веб как данность, забывая о том, что можем сами что-то изменить, настроить или создать собственную страничку.

— Вы выступаете за сохранение слова user — пользователь. Почему это так уж важно? Что плохого в том, чтобы называть людей в интернете «людьми»?

Возможно, пользователь — не самое приятное и симпатичное слово, но оно правдивое, потому что точно отражает ситуацию. А ситуация такая: есть разработчики, есть владельцы серверов, а есть те, кто ими пользуется. И очень важно, чтобы эти отношения были абсолютно прозрачными, чтобы мы не говорили: «Ах, ну какая разница — разработчики, пользователи, владельцы — все мы, в конце-концов, люди». Это обманчивое суждение. Разделение ролей важно сохранять, чтобы я как пользователь могла потребовать чего-нибудь от тех, кто эти услуги разрабатывает.
Исконное значение слова «пользователь», которое появилось, как только возникли персональные компьютеры, — это человек, который знает, как работает система и приводит ее в рабочее состояние.

— В современной практике это ощущение активной позиции теряется?

Да, сегодня очень много сделано для того, чтобы всякая активность пропала, чтобы все было удобно и незаметно. Все процессы происходят в тени, на втором плане. Все как будто получается само собой. Только не забывай фотографировать себя, выбирать статус и настроение, а сервисы сложат это все в твою личную картину мира. В то же время, многие сегодня начинают осознавать, что мы как digital-citizens, как граждане цифрового мира, должны бороться за свои права.

Оля Лялина — автор важнейших проектов для нет-арта. Недавно она создала создала цифровой автопортрет, который можно увидеть, только если установить на компьютер три разных браузера, а также выпустила фэшн-коллекцию с принтами из старых интернет-страничек специально для людей, которые продолжают поддерживать свои старые страницы в интернете. Сейчас одну из работ Оли Лялиной показывают в Нью-Йорке в Новом музее современного искусства.

Ed Summers/YouTube

— В своих статьях и выступлениях вы пытаетесь сформулировать права пользователей. Какие из них основные?

Базовые требования лежат на поверхности. Нужно заявлять не о каких-то глобальных правах, а говорить об очень конкретных вещах. Например, я имею право видеть адрес страницы. Я могу требовать от компаний, чтобы все еще было возможно использовать команду undo.

— Не понимаю, зачем это нужно?

Пользователь должен знать о существовании компьютера, а они становятся все меньше и незаметнее. Сделать компьютер невидимым — вроде бы неплохая идея, это же удобно! В итоге все более привычными становятся ситуации, когда мы ошибочно думаем, что никакого компьютера нет. Но на самом деле человек должен знать: компьютеризировано пространство, в котором он сейчас находится, или нет.

Есть и другие права. Право устанавливать бесплатные программы. Право на копипаст. Текст невозможно скопировать с сайта только в том случае, если с ним производили какие-то манипуляции, или если наши движения на экране мониторятся. Это связано с ограничением наших свобод как пользователей.

— Это все про то, чтобы пользователь видел и осознавал обратную сторону?

Да, смысл в том, чтобы не бояться. Пускай ты некомпетентный человек, но ты знаешь, что перед тобой программа, она была кем-то написана в чьих-то интересах, а значит ее могут переписать в любой момент. Сегодня существует очень четкое разделение на пользователей и разработчиков. Изменить это уже невозможно. Это было бы утопией. Но тем не менее, пользователи не должны забывать, что у них есть права. И что переписать программу могут и они сами.

— А иначе что?

Иначе человек, который имеет дело с программой, не им написанной, как будто находится под действием седативных препаратов. Он должен быть в спокойном, расслабленном состоянии — просто смотреть и принимать все, как есть. Все меньше и меньше действий сегодня предпринимается для того, чтобы изменить то, что происходит на экране. Я считаю, что важно помнить: ты можешь сменить браузер или изменить цвет бэкграунда на странице в интернете. Можешь быть активным. Так что быть пользователем не обидно!

Нежелание соблюдать работодателями требования законодательства, регулирующего трудовые отношения, в Санкт-Петербурге имеет значительное распространение.

В своих обращениях в адрес Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге граждане жалуются в основном на незаконные увольнения, невыплату заработной платы, нарушение правил охраны труда.

К сожалению, зачастую граждане жалуются на нарушение своих прав уже спустя большое количество времени с момента, когда произошло их нарушение.

В основном это происходит из-за незнания законодательства.

Между тем, Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ) устанавливает способы защиты трудовых прав и свобод. Так, в соответствии со статьей 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами такой защиты являются:

— самозащита работниками трудовых прав.

Статья 142 ТК РФ дает право работникам приостановить работу в случае, если задержка выплаты заработной платы составляет более 15 дней, предварительно письменно известив об этом работодателя. При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой.

Согласно статье 380 ТК РФ работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты своих трудовых прав;

— защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

— государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Данный вид защиты трудовых прав граждан, согласно статьям 353,356 ТК РФ, возложен на государственные инспекции труда и прокуратуру;

— судебная защита.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на судебную защиту.

При этом гражданин по собственному усмотрению может выбрать способ разрешения индивидуального трудового спора.

Гражданин, считающий, что его трудовые права нарушены, вправе либо сначала обратиться в комиссию по трудовым спорам, если таковая имеется в организации, где он работает (кроме случаев, которые рассматриваются непосредственно судом), а при несогласии с ее решением — в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии в судебные органы, либо сразу – в судебные органы (ст. 382, ч.2 ст.390, ст. 391 ТК РФ).

Важно отметить, что каждое ведомство осуществляет защиту трудовых прав граждан строго в рамках своей компетенции.

Так, например, в компетенцию Государственной инспекции труда не входит проведение проверки на предмет подлинности подписи гражданина в платежных документах в получении денежных средств. Это прерогатива органов внутренних дел, а именно – подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, куда граждане имеют право обратиться с заявлением о необходимости проведения соответствующей проверки.

Сотрудники, исполняющие государственную функцию по защите трудовых прав граждан – должностные лица Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге, несут ответственность за действия (бездействие) и решения, принятые (осуществляемые) при исполнении своих обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае несогласия с решениями, принятыми сотрудниками или уполномоченными должностными лицами, гражданин имеет право обжаловать их путем обращения к руководителю Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге, в органы прокуратуры или суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае невыплаты заработной платы в течение двух и более месяцев гражданин вправе обратиться Следственный отдел Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу с доводами о нарушении его трудовых прав и в прокуратуру, заявив ходатайство о внесении руководителю организации, в которой он работает, представления об устранении нарушений трудового законодательства в части невыплаты заработной платы, о направлении в следственные органы материалов для возбуждения в отношении руководителя уголовного дела по статье 145.1 УК РФ по факту невыплаты заработной платы в течение двух и более месяцев, об обращении в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по заработной плате в защиту нарушенных трудовых прав заявителя.

Кроме того, он вправе самостоятельно обратиться в судебные органы за защитой своих прав и интересов, изложив свои доводы в обоснование судебного иска.

В соответствии со статьей 392 ТК РФ работник имеет право обратиться
в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков обращения в суд, они могут быть восстановлены судом.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

При проведении в отношении организации процедуры банкротства кредиторы (бывшие работники) должны обратиться к конкурсному управляющему для включения их требований в реестр требований кредиторов второй очереди (ст. 136 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 3 августа 2020 г.

Может ли работодатель не отпустить в отпуск работника? В одних случаях – да, в других – нет. Но прежде чем разбираться в этом вопросе, вспомним основные требования ТК РФ, касающиеся предоставления отпусков работникам.

Общие правила предоставления отпусков

Начнем с того, что каждый сотрудник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью минимум 28 календарных дней (ст. 114, 115 ТК РФ). В конце каждого года (а именно не позднее 17 декабря) в организации должен быть составлен график отпусков (форма № Т-7, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) на следующий календарный год (ст. 123 ТК РФ). По нему определяется очередность предоставления отпусков работникам. То есть это некий план, в котором указывается, какого числа и на какое количество дней уйдет в отпуск каждый работник организации. В графике отражаются и основные, и дополнительные отпуска, положенные сотрудникам.

Отпуск по графику

Если работник должен в скором времени отправиться в отпуск по графику, а вы как работодатель не можете его отпустить в связи с производственной необходимостью, то вам нужно будет заручиться согласием работника на перенос отпуска (в письменной форме), составить приказ о переносе, а также внести изменения в график отпусков.

Бывает, что работник становится незаменимым сотрудником будучи уже в отпуске. Тогда речь идет не о переносе отпуска, в об отзыве из него. И это уже совсем другая история.

Отпуск по заявлению

Если же работник собирается пойти в отпуск не в соответствии с графиком, а просто по заявлению, то работодатель имеет полное право ему отказать. И при этом никоим образом не нарушит прав работника. Потому что вопрос предоставления внеплановых отпусков всегда решается по согласованию между работником и руководством организации.

Соответственно, если работник без согласия на то работодателя решит уйти в отпуск и не явится на работу, то его можно будет уволить за прогул (ст. 193 ТК РФ). При этом необходимо будет соблюсти всю процедуру привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Когда работодатель не вправе отказать работнику в отпуске

При определенных обстоятельствах работодатель обязан предоставить работнику отпуск и не может ему в нем отказать. Это, например:

  • ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставляемый женщине перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, либо по окончании отпуска по уходу за ребенком. В отпуск работницу необходимо отпустить на основании ее заявления (ст. 260 ТК РФ);
  • ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставляемый мужу в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам (ст. 123 ТК РФ);
  • дополнительный отпуск, предоставляемый лицам, совмещающим работу с обучением. При этом работник должен передать работодателю справку-вызов из учебного заведения (ст. 173-176 ТК РФ).

Когда работник вправе взять отпуск «в удобное для него время»

Также некоторые категории работников могут самостоятельно выбрать период времени для своего отпуска в течение года. То есть им отпуск должен быть предоставлен в удобное для них время (ст. 123 ТК РФ). И работодатель не сможет по собственной инициативе скорректировать даты или отказать им в отпуске. Такое привилегированное положение, к примеру, у следующих категорий:

  • работники, имеющие трех и более детей в возрасте до двенадцати лет (ст.262.2 ТК РФ);
  • работники в возрасте до 18 лет. Им, кстати, положен ежегодный оплачиваемый отпуск на 31 календарный день (ст. 267 ТК РФ);
  • работники, отозванные из ежегодного оплачиваемого отпуска. Им предоставляется право оставшуюся часть отпуска использовать в любое удобное для них время в течение текущего года или присоединить ее к отпуску за следующий рабочий год (ст. 125 ТК РФ);
  • совместители. Они вправе брать отпуск на работе по совместительству одновременно с ежегодным отпуском, предоставляемым по основному месту работы (ст. 286 ТК РФ);
  • один из родителей (опекун, попечитель, приемный родитель), воспитывающий ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (ст. 262.1 ТК РФ);
  • супруги военнослужащих. Им отпуск предоставляется одновременно с отпуском супругов (п. 11 ст. 11 Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ);
  • почетные доноры России (п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ);
  • некоторые категории чернобыльцев (п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).

Поименованные выше работники могут воспользоваться своим отпуском без согласия работодателя. Это значит, что даже если руководство компании будет против, а работник несмотря на это уйдет в отпуск в нужный ему период времени, увольнять его за прогул будет неверным решением. Ведь велика вероятность, что после этого работник восстановится на работе по решению суда. И тогда работодателю придется выплатить ему не только средний заработок за период со дня увольнения работника до дня восстановления на работе, но и возможно компенсацию морального вреда, если работник заявит о ней в суде и суд его поддержит (ст. 234, 237 ТК РФ, пп. «д» п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).

«Обязательный» отпуск без содержания

Есть и такие работники, которым на основании их заявлений в обязательном порядке должен быть предоставлен отпуск без содержания. Соответствующие нормы об отпуске без сохранения зарплаты содержатся не только в ТК РФ, но и других законодательных актах. Ряд конкретных случаев и длительность отпуска при каждом из них указаны в таблице ниже.

Работник, которому предоставляется отпуск Максимальная продолжительность отпуска
работающий пенсионер по старости (по возрасту) до 14 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ)
работающий инвалид до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ)
работник:
— вступивший в брак;
— ставший родителем;
— потерявший близкого родственника
до 5 календарных дней (ст. 128 ТК РФ)
инвалид войны до 60 календарных дней в году (пп. 17 п. 1 ст. 14 Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ)
ветеран боевых действий до 35 календарных дней в году (п. 11 п. 1 ст. 16 Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ)
народный дружинник, внештатный сотрудник полиции до 10 календарных дней в году (ч. 3 ст. 26 Закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ)
Герой социалистического труда, полный кавалер ордена Трудовой Славы до 3 недель в год (ч. 2 ст. 6 Закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ)
Герой СССР и РФ до 3 недель в год (п. 3 ст. 8 Закона РФ от 15.01.1993 № 4301-1)

Отметим, что это не полный перечень случаев, когда работодатель должен предоставить работнику отпуск без содержания.

В состав большинства многопрофильных операций ООН по поддержанию мира входят группы по вопросам прав человека. Эти группы выполняют выданные миссиям мандаты, связанные с правами человека, и способствуют актуализации проблематики прав человека во всех видах деятельности, осуществляемой в рамках миссий.

Цели групп по вопросам прав человека включают:

  • содействие защите и поощрению прав человека путем принятия как неотложных, так и долгосрочных мер;
  • расширение прав и возможностей населения по отстаиванию и требованию обеспечения его прав человека;
  • предоставление государственным и прочим национальным учреждениям возможности для исполнения своих обязательств по защите прав человека и соблюдению правовых норм.

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) обеспечивает для таких групп по вопросам прав человека экспертный потенциал, предоставляет им руководящие указания и поддержку. Руководитель группы по вопросам прав человека является самым старшим консультантом руководителя миссии, а также представителем Верховного комиссара по правам человека в стране.

Правозащитная деятельность

К числу основных видов деятельности Секции по правам человека относятся:

  • контроль за соблюдением прав человека, связанные с этим расследования и исследования;
  • публикация общедоступных докладов по вопросам прав человека, вызывающим особую обеспокоенность;
  • предотвращение нарушений прав человека, в том числе с помощью механизмов раннего предупреждения;
  • реагирование на нарушения прав человека путем консультирования по вопросам прав человека, поддержки институциональной реформы и наращивания потенциала, поддержки созданию и укреплению механизмов подотчетности, а также тесного сотрудничества с правительствами принимающих стран, национальными учреждениями и гражданским обществом;
  • консультирование других групп миссии и оказание им поддержки по вопросу включения правозащитной проблематики в предусмотренные их мандатом задачи.

Группы по вопросам прав человека работают в тесном сотрудничестве и координации с другими гражданскими и негражданскими компонентами миротворческих операций. В частности по вопросам, касающимся защиты гражданского населения; борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта и нарушениями в отношении детей; поддержки механизмов правосудия переходного периода и подотчетности; укрепления уважения к правам человека и верховенству права посредством правовых и судебных реформ, реформ сектора безопасности и реформы пенитенциарной системы.

Сообщения с мест

Предлагаем ознакомиться с примерами работы в миссиях по поддержанию мира и специальных политических миссиях.

Косово

Секция по правам человека (СПЧ) МООНК тесно сотрудничала с различными субъектами и местными властями в Приштине и Белграде для выяснения участи 1658 лиц, все еще числящихся пропавшими без вести, в связи с конфликтом в Косово в 1998–2000 годах. В марте 2017 года Секция по правам человека оказала поддержку созданию первого многоэтнического информационно-справочного центра о пропавших без вести лицах, а в июне 2017 года в сотрудничестве с Рабочей группой ООН по насильственным или недобровольным исчезновениям она организовала в Женеве совещание за круглым столом по вопросу о пропавших без вести лицах. Кроме того, в июне 2017 года Секция по правам человека организовала двухдневный семинар-практикум, с тем чтобы вооружить местные заинтересованные стороны навыками отслеживания и рассмотрения дел, связанных с нарушениями прав человека, в контексте борьбы с терроризмом и мер по предотвращению воинствующего экстремизма в Косово.

Гаити

Более 13 лет компонент по правам человека МООНСГ оказывал поддержку гражданам Гаити в области защиты и поощрения прав человека. При поддержке компонента надзорные органы полиции и правосудия,а также национальное учреждение, занимающееся поощрением и защитой прав человека, укрепили свой потенциал по расследованию сообщений о нарушениях прав человека. Кроме того, был укреплен потенциал правительства по реагированию в контексте международных механизмов в области прав человека, таких как универсальный периодический обзор. Компонент по правам человека проводил работу по расширению прав и возможностей организаций гражданского общества, с тем чтобы они могли выступать в качестве гарантов уважения прав человека и Конституции Гаити.

Афганистан

В результате постоянной деятельности УВКПЧ/МООНСА по информированию, пропаганде и налаживанию диалога в 2016 году правительством Афганистана были приняты меры по предотвращению и сокращению потерь среди гражданского населения, включая разработку национальной политики по предотвращению и сокращению потерь среди гражданского населения. Кроме того, информационно-пропагандистская деятельность УВПКЧ/МООНСА и оказываемая ими техническая поддержка привели к созданию в составе Управления по делам Совета национальной безопасности специализированной структуры для документирования жертв среди гражданского населения, связанных с конфликтом. УВПКЧ/МООНСА также оказали поддержку правительству в осуществлении стратегий и мер политики в области защиты гражданского населения и в предотвращении связанного с конфликтом материального ущерба гражданскому населению, школам и больницам.

Гвинея-Бисау

Секция по правам человека ЮНИОГБИС оказала поддержку усилиям, имеющим своей целью обеспечить властям возможность для постоянного взаимодействия с международными органами и механизмами в области прав человека, в том числе путем содействия их участию в очередной сессии Совета по правам человека, а также посредством оказания технической и финансовой поддержки проведению первого за все время анализа положения дел с осуществлением рекомендаций, которые были даны Гвинее-Бисау международными правозащитными механизмами в первом полугодии 2017 года.

Mali

Отдел по вопросам прав человека и защиты населения (ОПЧЗ) МИНУСМА оказывает поддержку применению многоуровнего подхода в деле борьбы с безнаказанностью в рамках мирного процесса. ОПЧЗ были созданы совместные с Министерством юстиции и начальником штаба армии механизмы периодического обзора и реагирования в отношении нарушений прав человека, задокументированных сотрудниками по вопросам прав человека на всей территории Мали, а также механизм контроля, позволяющий отслеживать статус лиц, задержанных в связи с их участием в конфликте, в том числе задержанных государственными властями в ходе контртеррористических операций. ОПЧЗ также оказал поддержку созданию национальной Комиссии по установлению истины, восстановлению справедливости и примирению (КИСП) и предоставляет постоянную техническую поддержку для всех своих региональных отделений. Кроме того, ОПЧЗ содействовал развитию низовых ассоциаций по защите прав жертв во всех северных районах Мали. В рамках этих усилий была создана коалиция национальных НПО в целях расширения доступа к правосудию для пострадавших от сексуального насилия в условиях конфликта.

Демократическая Республика Конго (ДРК)

Совместное отделение Организации Объединенных Наций по правам человека (СОПЧООН) было создано в 2008 году на базе Отдела по правам человека МООНСДРК (действовавшего с 2000 года) и бывшего отделения Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в ДРК (действовавшего с 1996 года). СОПЧООН поддерживает усилия национальных властей по улучшению положения в области прав человека в стране и по борьбе с безнаказанностью. СОПЧООН содействует расширению доступа к правосудию посредством оказания технической и финансовой поддержки усилиям по организации выездных судебных слушаний и путем принятия усиленных мер защиты жертв и свидетелей нарушений прав человека. Сотрудничество между СОПЧООН и конголезскими властями было особенно продуктивным в деле борьбы с сексуальным насилием со стороны представителей государства и привлечения виновных к судебной ответственности. С 2015 года СОПЧООН оказало поддержку 22 юридическим консультациям, в которые за советом и рекомендациями обратились 7216 человек, в результате чего были вынесены обвинительные приговоры в отношении 585 лиц, виновных в совершении преступлений, связанных с сексуальным насилием. Через посредство своей группы по вопросам защиты СОПЧООН также обеспечило принятие мер индивидуальной защиты для жертв, свидетелей, правозащитников и журналистов, подвергающихся непосредственной угрозе физического насилия, а также для членов их семей. В период с января по сентябрь 2017 года СОПЧООН рассмотрело 275 случаев угроз и других нарушений прав человека в отношении 182 правозащитников, 24 журналистов и работников средств массовой информации, 53 жертв и 16 свидетелей нарушений прав человека на всей территории ДРК. По инициативе национального учреждения, занимающегося поощрением и защитой прав человека, и при поддержке СОПЧООН и других партнеров 15 мая 2017 года Сенат единогласно принял законопроект о защите и ответственности правозащитников в ДРК в соответствии с принципами, изложенными в Декларации, принятой Генеральной Ассамблеей 8 марта 1999 года.

Центральноафриканская Республика

Отдел по правам человека (ОПЧ) МИНУСКА обеспечивает учет вопросов прав человека и правосудия переходного периода в мирном и политическом процессах в ЦАР путем оказания технической поддержки, ведения информационно-пропагандистской деятельности, а также мониторинга, анализа и представления отчетности о положении в области прав человека в стране. В результате скоординированных усилий Отдела и других международных субъектов была учреждена Национальная комиссия по правам человека и постепенно налажена практическая деятельность Комитета по предотвращению геноцида, а также создан Специальный уголовный суд. В области правосудия переходного периода ОПЧ МИНУСКА выступил с предложением о начале деятельности Руководящего комитета по учреждению комиссии по установлению истины, которое было впоследствии принято президентским указом от 11 сентября 2017 года. После состоявшегося в мае 2015 года Бангийского форума, на котором было признано, что борьба с давно укоренившейся безнаказанностью является ключом к примирению в Центральноафриканской Республике, Отдел по правам человека МИНУСКА выступил с инициативой по подготовке всеобъемлющего обзорного доклада по вопросам прав человека и руководил его окончательной доработкой. В докладе приводятся документально подтвержденные сведения о серьезных нарушениях международного права в области прав человека и международного гуманитарного права в период 2003–2015 годов. Обзорный доклад привлек внимание национального и международного сообщества к вопросам защиты жертв таких преступлений и привлечения виновных к судебной ответственности, а изложенные в нем рекомендации послужат руководством для МИНУСКА, а также для вновь созданного Специального уголовного суда в их усилиях в области борьбы с безнаказанностью и правосудия переходного периода.

Защита прав работника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *