Закон о коммерческой тайне

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Вадим Погуляев — Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (постатейный)

12 3 4 5

В. В. Погуляев

Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (постатейный)

к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ

«О коммерческой тайне»

(в ред. федеральных законов от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ, от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ)

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

3. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

1. Развитие науки и техники, особенно в эпоху рыночных отношений, показывает, насколько важной может быть информация. Она всегда играла первостепенную роль не только в простом человеческом общении, но и во всех сферах жизнедеятельности общества. Но эта роль со временем обрела коммерческое содержание. Достоверность и оперативное получение информации сегодня являются залогом правильности и своевременности принятия любого решения. Это позволило услугам по доставке отдельных видов информации стать очень прибыльным бизнесом и, в определенной степени, привело к отождествлению таких, казалось бы, несовместимых по содержанию понятий, как «информация» и «товар».

Перефразируя слова выдающегося цивилиста В.А. Дозорцева, внесшего значительный вклад в развитие юриспруденции в России, отметим, что появление системы коммерческого распространения сведений, данных как таковых, опирающейся на появившуюся для удовлетворения общественных потребностей систему специализированных для этой деятельности организаций, которые образуют особую отрасль экономики (ее по праву можно называть «информационной индустрией»), привело к появлению особой ветви общественных отношений, получившей название «информационные отношения».

Объектом информационных отношений является нематериальный результат труда, сведения, знания как таковые, независимо от их использования. При этом, как отмечает В.А. Дозорцев, потребность в получении информации существует не только в отношении конфиденциальных сведений, но и в отношении сведений общедоступных, доступ к которым затруднен в силу фактических обстоятельств.

Обзоры рынка, новости политики и экономики, прогнозы погоды, сводки по пожарам, дорожно-транспортным и другим происшествиям, различные статистические показатели и многое другое – сегодня существует множество различных информационных продуктов и услуг. В сфере их создания (предоставления потребителям) уже заняты десятки миллионов людей, основная цель деятельности которых – обеспечить потребителю информации комфорт в ее получении.

Процесс формирования новых общественных отношений зачастую связан с необходимостью переосмысления действующих юридических норм. Это может привести к сужению или, наоборот, расширению сферы их применения, а также к возникновению новых правовых институтов. На определенной стадии развития общества сбор, обработка и предоставление информации становятся настолько важным элементом общественной жизни, что возникает необходимость предусмотреть специальные правовые меры, обеспечивающие интересы лиц, занятых в этой сфере. Тем более, что несоизмеримые объемы и разновидности потребляемой обществом информации обусловили не только возникновение новых видов деятельности и профессий, которые непосредственно связаны с поиском, сбором, обработкой и другими действиями в отношение информации. Постоянно растущая потребность общества в информации послужила причиной именовать современное общество информационным.

За минувшее десятилетие в России было принято значительное число нормативных правовых актов, как всецело посвященных вопросам регулирования отношений, возникающих в процессе создания, потребления и использования различных видов информации, так и затрагивающих информационные отношения отдельными нормами.

Существенный шаг в этом направлении сделан в связи с принятием Государственной Думой Федерального Собрания РФ 9 июля 2004 г. Федерального закона «О коммерческой тайне», который был одобрен Советом Федерации 15 июля и подписан Президентом РФ 29 июля 2004 г. (далее по тексту – Закон).

Этот Закон с нетерпением ждали и возлагали на него большие надежды как предприниматели, так и служащие государственных ведомств, представители силовых структур. Законопроект неоднократно возвращался на доработку, но тем не менее, после его принятия многие положения Закона остались недостаточно проработаны. Некоторое несоответствие в нормах Закона указывало на то, что законодатель больше заботился о «красивости» языка, о доступности положений Закона обывателям, нежели о последовательности в соблюдении утвержденной терминологии. Закон вступил в силу – это главное, так как он является системообразующим нормативным правовым актом и устраняет многие противоречия в своей области права.

С введением в действие 1 января 2008 г. части четвертой Гражданского кодекса РФ, полностью посвященной правам на различные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (в том числе ноу-хау), комментируемый Закон претерпел существенную трансформацию, затронувшую как концептуальные его положения (ради которых, собственно, Закон и принимался), так и формулировки отдельных норм.

В своей первоначальной версии комментируемый Закон содержал достаточное количество декларативных положений, которые не имели существенной роли для правоприменителя, но, вместе с тем, закладывали теоретические основы отрасли права, подчеркивали актуальность Закона для своего времени, его значимость в процессе регулирования определенных видов отношений в обществе.

Так, в уже не действующей редакции ч. 1 ст. 1 законодателем были четко обозначены три основные цели правового регулирования Закона:

обеспечение баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг;

предупреждение недобросовестной конкуренции;

определение сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Данный перечень целей, имея чисто декларативный характер, уже включал в себя краткое содержание Закона и являлся своеобразной шпаргалкой правоприменителю, указывая на принципиально важные для понимания моменты, в частности:

1) у информации (по крайней мере у определенного ее вида) есть обладатель;

2) отношения по поводу информации являются регулируемыми, т. е. должны строиться в соответствии с законом;

3) одним из обладателей информации является наше государство, интересы которого защищены законом и должны учитываться, равно как и интересы любого другого субъекта;

4) в свою очередь, государство не должно препятствовать другим обладателям информации осуществлению прав и законных интересов, а должно содействовать поддержанию баланса таких интересов;

5) недобросовестная конкуренция в информационных отношениях является недопустимой и преследуется по закону;

6) существует группа сведений, доступ к которым нельзя ограничивать (они перечислены в ст. 5).

Сферой регулирования Закона были первоначально названы отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (так называемый «Вводный закон») были переформулированы цели и сфера применения комментируемого Закона.

Теперь порядок правовой охраны секретов производства определяют положения гл. 75 ГК РФ. Как следствие, в комментируемом Законе упразднены вышеназванные цели принятия комментируемого Закона. Однако декларативный характер ч. 1 ст. 1 не изменился, в ней перечислены виды отношений, регулируемых Законом: отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).

2. Вид носителя, даже весьма специфический, на котором содержится информация, составляющая коммерческую тайну, не может служить препятствием для действия норм комментируемого Закона. Этот вывод четко следует из содержания п. 2 ст. 1. Положения Закона распространяются на указанную информацию независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Материалы / Законы СМИ — 2017 / Комментарии, литература / Комментарий к ФЗ О коммерч. тайне

«Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»(постатейный)(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)

Документ предоставлен КонсультантПлюсwww.consultant.ruДата сохранения: 14.02.2014

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 29 ИЮЛЯ 2004 Г. N 98-ФЗ

«О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ»

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 января 2006 года

М.В. ПРЕСНЯКОВ, С.Е. ЧАННОВ

Пресняков Михаил Вячеславович — доцент кафедры трудового, земельного и экологического права Поволжской академии государственной службы.

Чаннов Сергей Евгеньевич — кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы.

29 июля 2004 года N 98-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ

Принят

Государственной Думой

9 июля 2004 года

Одобрен

Советом Федерации

15 июля 2004 года

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

1. Комментируемая статья в общем виде определяет цель принятия и сферу действия Закона.

Информация в настоящее время является одним из наиболее ценных товаров. В результате утечки конфиденциальной информации может быть причинен значительный экономический ущерб. Поэтому ограничение доступа к соответствующей информации является условием нормального функционирования коммерческой организации. Вместе с тем доступ к определенным сведениям, охраняемым предприятием, является условием нормального функционирования целого ряда государственных органов и учреждений, осуществляющих управленческие, правоохранительные и контрольные функции. Вот почему важной и сложной задачей законодателя является эффективное правовое регулирование, позволяющее установить оптимальный баланс интересов предпринимателей, государства и общества в данном вопросе.

В разные эпохи создавались специальные правовые нормы, защищавшие интересы производителей или целых государств от возможной утечки секретов. Например, в Древнем Риме предусматривалось наказание в виде штрафа (равного удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн их хозяина. Уже в античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых была разновидностью коммерческой тайны.

В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценной информации употреблялись различные термины, обозначавшие суть этого понятия и содержавшие ключевое слово «тайна». Под промысловой тайной понимались индивидуальные особенности производства и купечески организованного предприятия, включавшие в себя сведения, составлявшие промышленную, фабричную или торговую тайну. Производственной тайной считалось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ; фабричной — не только предмет патента (который первыми ввели Англия, Франция и Германия), но и любая особенность производства, именуемая в наше время ноу-хау; торговую тайну составляли специфические знания индивидуального характера, например, знание мест выгодной закупки товаров, списки покупателей и иное.

В законах Российской империи содержались нормы, предусматривавшие охрану фабричного секрета, торговой тайны и тайны кредитных установлений.

Налаженная в правовом отношении система защиты производственной и коммерческой тайны в царской России и обеспечивавшие ее законы были отменены в ноябре 1917 г. в связи с принятием Декрета о рабочем контроле. В СССР отношение к коммерческой тайне на государственном уровне длительное время было негативным и основывалось на представлении о ней как о капиталистическом инструменте, используемом для утаивания части прибыли от налогообложения и для совершения иных правонарушений <*>.

<*> См.: Ильиных Е.В. Институт коммерческой тайны в современном российском праве // Законодательство и экономика. 2002. N 11.

Появление коммерческой тайны в современной России связано с разрешением в конце 80-х годов предпринимательской деятельности, образованием коммерческих структур и, как следствие, конкуренцией между ними. Попытка регламентировать коммерческую тайну на законодательном уровне впервые была сделана в ныне утративших силу Законе СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-1 «О предприятиях в СССР» (ст. 33), Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ст. 28), Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» (ст. 2). Позднее был принят Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», установивший, что разглашение коммерческой тайны является одной из форм недобросовестной конкуренции.

Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый в 1994 году, впервые указал на то, какая информация может быть отнесена к коммерческой тайне, и в общем виде установил режим коммерческой тайны.

В то же время в Российской Федерации долгое время отсутствовал специальный закон о коммерческой тайне, несмотря на то что попытки его принять шли почти в течение десяти лет. Первый раз проект Закона о коммерческой тайне был внесен в Федеральное Собрание РФ в 1996 г., но не прошел и первого чтения. Вторая редакция была отклонена прежним Президентом Российской Федерации в 1999 г. Лишь 9 июля 2004 года он был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года и подписан Президентом 29 июля 2004 года.

Исходя из действующего законодательства, информация, составляющая коммерческую тайну, является лишь частью конфиденциальной информации как информации с ограниченным доступом. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Перечень сведений конфиденциального характера определен Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188. В соответствии с данным перечнем к конфиденциальной информации относятся:

— сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

— сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

— сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

— сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

— сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Таким образом, сведения, составляющие коммерческую тайну, являются лишь одним из видов сведений конфиденциального характера.

Комментируемый пункт устанавливает, что сфера действия Федерального закона «О коммерческой тайне» распространяется на все правоотношения, связанные с коммерческой тайной. Порядок отнесения информации к коммерческой тайне регулируется ст. 4 Закона; передача информации, составляющей коммерческую тайну, — ст. ст. 6 и 7 Закона; меры по охране конфиденциальности данной информации указаны в ст. ст. 10 — 13; перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, дан в ст. 5.

2. Информация может проявляться в различных формах. Основными формами информации являются:

— документированная;

— недокументированная.

Документированная информация — это информация, закрепленная на материальном носителе. Понятие документированной информации (документа) содержится в ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и обозначает «зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Понятие «документированная информация» основано на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или другими способами.

Практически только документированная информация может быть объектом правоотношения; недокументированная информация находится за пределами правового регулирования. Из этого исходит и Федеральный закон «О коммерческой тайне». Опираясь на комментируемый пункт, можно сделать вывод, что правовой охране в рамках института коммерческой тайны подлежит только информация, зафиксированная на материальном носителе.

Можно отметить, что в ранее рассматривавшемся проекте Федерального закона «О коммерческой тайне», внесенном депутатами ГД Финько О.А., Нестеровым Ю.М., Волковым Г.К., Габидулиным Р.Г., Цоем В.Е., Астафьевым Н.П., данная норма была сформулирована несколько иначе. Часть 3 ст. 1 законопроекта устанавливала, что «правовая охрана распространяется на коммерческую тайну независимо от вида носителя информации и формы ее представления (отображения)». Форму представления информации в юридической литературе определяют как «внешнее отображение информации, служащее целям ее идентификации, обособления от лица, обеспечения доступности для третьих лиц и обеспечения возможности ее использования и передачи. Форма представления информации может быть графической (чертежи, схемы, графики); физической (образец изделия, устройство, оборудование, агрегат или его составная часть, интегральная микросхема, программа для ЭВМ, в частности исходный текст и объектный код, звуко- и видеозапись); электронной (электронный документ); фотографической; письменной (рукопись, машинный текст) и устной (произнесение в виде консультации, сообщения в ходе переговоров, исполнение в виде показа или демонстрации, например, при исполнении договора передачи конфиденциальных коммерческих или производственных навыков (опыта))» <*>.

<*> Шишмарева Е.В. Общие признаки информации, составляющей коммерческую тайну // Журнал российского права. 2004. N 9.

Документ представляет собой особую форму отображения информации, требующую обязательного наличия материального носителя. Понятие носителя информации содержится в ГОСТе Р 50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения»: носитель информации — физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Однако из содержания комментируемого Закона (в частности, пп. 5 п. 1 ст. 10) можно сделать вывод, что под материальными носителями в нем понимаются только документы в различных формах.

Таким образом, принятый Закон в отличие от законопроекта вывел из сферы своего регулирования всю информацию, составляющую коммерческую тайну, помимо задокументированной. Между тем можно отметить, что в ряде стран мира признаются и защищаются права коммерческой тайны и на не зафиксированную на материальном носителе информацию, например, на технические и иные предложения, идеи, концепции, высказанные на переговорах, совещаниях и т.д. <*>.

<*> См.: Шишмарева Е.В. Общие признаки информации, составляющей коммерческую тайну // Журнал российского права. 2004. N 9.

В древние времена документирование информации осуществлялось посредством ее закрепления на каких-либо материальных объектах: камне, дереве, глине, коже животных и др. Позднее наиболее распространенным носителем информации стала бумага. Созданный на таком носителе документ, подтвержденный соответствующими реквизитами и снабженный подписями, широко используется в различных правоотношениях и сегодня.

С развитием информационных технологий в качестве материальных носителей информации стали широко использоваться машиночитаемые (электронные) носители информации: дискеты, CD- и DVD-диски, постоянная и оперативная память компьютеров, электромагнитные волны и т.п. Информация, зафиксированная на электронном носителе, представляет собой т.н. электронный документ.

Таким образом, в настоящее время информация, относимая к коммерческой тайне, может быть зафиксирована преимущественно на традиционных (бумажных) или электронных документах.

3. Комментируемый пункт четко отграничивает сферу действия законодательства о коммерческой тайне от законодательства о государственной тайне. Данное отграничение основывается на нормах Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», о чем уже указывалось выше.

Под государственной тайной в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

— о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

— о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

— о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

— о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

— о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

— о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

— о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

— об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

— о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

— об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

— о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

— о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

— о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

— о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

— о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

— о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

— об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

— о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

— о методах и средствах защиты секретной информации;

— об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

— о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

— о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

— о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Все эти сведения не могут быть отнесены к коммерческой тайне в силу прямого указания закона.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне

Комментарий к статье 2

Из содержания комментируемой статьи можно сделать два вывода:

1) правовое регулирование коммерческой тайны осуществляется только законодательными актами. Отсюда следует, что фактически не подлежат применению формально не отмененные подзаконные акты в этой сфере, в частности Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». В то же время продолжают действовать подзаконные акты, которые хотя и содержат отдельные нормы о коммерческой тайне, но в целом направлены на регулирование иного круга общественных отношений, например Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», регулирующий всю сферу информации, носящей конфиденциальный характер;

2) законодательство о коммерческой тайне относится к исключительному ведению Российской Федерации, на уровне субъектов Российской Федерации законы о коммерческой тайне приниматься не должны. Данное положение вполне логично: институт коммерческой тайны находится на стыке гражданского и информационного права, в соответствии же со ст. 71 Конституции Российской Федерации и гражданское законодательство, и информация относятся к исключительному ведению Российской Федерации.

Основным законодательным актом о коммерческой тайне, помимо комментируемого Закона, является Гражданский кодекс Российской Федерации. ГК РФ содержит статью 139, устанавливающую в общем виде режим служебной и коммерческой тайны, кроме того, коммерческая тайна упоминается также в ст. 727 «Конфиденциальность полученной сторонами информации».

Важное место в системе законодательных актов, регулирующих режим коммерческой тайны, занимает Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. Данный законодательный акт является базовым в сфере информации вообще и содержит в себе ряд дефиниций, имеющих значение и для информации, составляющей коммерческую тайну:

информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий — программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;

собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;

владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;

пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Кроме того, большое значение в охране коммерческой тайны имеют положения вышеуказанного Закона, содержащиеся в главе 5 «Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации».

Помимо этого, отдельные нормы, определяющие режим коммерческой тайны, содержатся в Налоговом, Таможенном, Трудовом, Гражданском процессуальном кодексах, Федеральных законах «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах», «О кредитных историях», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментарий к статье 3

1. Комментируемая статья определяет основные термины, используемые в дальнейшем в Законе. Центральными из них являются понятия «коммерческая тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну».

Авторы Закона определили коммерческую тайну как конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

По-другому определяется коммерческая тайна в ст. 139 ГК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Таким образом, в ГК РФ под коммерческой тайной понимается определенного рода информация, в то время как в комментируемом Законе — конфиденциальность такой информации.

Ряд исследователей, например В.В. Погуляев, считают более правильным определение, которое предусмотрено в Законе о коммерческой тайне. По его мнению, «коммерческая тайна… представляет собой не разновидность информации, а определенное ее состояние — конфиденциальность» <*>. Противоположную позицию занимает, в частности, В.И. Еременко. Анализируя нормы Федерального закона «О коммерческой тайне» и ГК РФ, он отмечает, что «конфиденциальность (секретность, доверительность) — это лишь один из признаков (критериев) охраноспособности коммерческой тайны. Наряду с ним гражданское законодательство определяет и другие, например, такой, как «действительная или потенциальная коммерческая ценность» информации… Поэтому некорректно сводить коммерческую тайну только к конфиденциальности. Это более широкое понятие, которое включает в себя ряд признаков охраноспособности, указанных в п. 1 ст. 139 ГК РФ. Следует также помнить положение п. 2 ст. 3 ГК РФ о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу» <**>.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями)

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. Действие Закона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Устанавливается законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан. Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест, а также задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

Также устанавливается обязательность предоставления на безвозмездной основе органам государственной власти и местного самоуправления по их мотивированному требованию информации, составляющей коммерческую тайну.

Законом определяются права обладателя коммерческой тайны, регулируются отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Также устанавливаются требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях и в гражданско-правовых отношениях.

Предусматривается ответственность за нарушение законодательства РФ о коммерческой тайне.

Грифы, нанесенные до вступления в силу Закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями Закона.

Закон о коммерческой тайне

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *