Учитель и педагог дополнительного образования

Специфика общеобразовательной школы предполагает работу учителя с коллективом и нацеленность в первую очередь на усвоение детьми необходимого объема знаний. У преподавателя физики, русского языка или физкультуры, да и у классного руководителя практически нет времени на индивидуальную работу с учеником. Восполнить этот пробел призвана педагогика дополнительного образования.

Дети сами выбирают кружок, секцию или клуб, где попадают в комфортную среду развития. Участие в разнообразных конкурсах и соревнованиях дает ребенку уверенность в своих силах, вызывает дух соперничества и стремление к лидерству. Эти качества очень необходимы в современной жизни. Родители могут лучше узнать своих детей, выявить их таланты и предпочтения.

Разнообразие форм дополнительного образования позволяет выбрать программу обучения в той сфере, которая больше соответствует интересам ребенка. Это может быть спортивно-оздоровительная секция, кружок творческого развития, клуб познавательного или научно-исследовательского плана.

Педагог дополнительного образования — это специалист, который проводит занятия по различным предметам, не включенным в обязательную программу обучения. Его основная задача — раскрыть способности ребенка, творчески и духовно развить их.

В обязанности преподавателя входит:

  • комплектация групп дополнительного образования (кружков, студий, секций, клубов);
  • определение методов работы в этих группах;
  • составление программ обучения, планирование занятий;
  • организация различных мероприятий и привлечение к участию в них своих воспитанников;
  • развитие навыков и талантов ребят, системная поддержка одаренных воспитанников;
  • консультативная помощь родителям;
  • методическая работа.

Педагог дополнительного образования должен:

  • хорошо знать законодательную базу и обеспечивать ее соблюдение в отношении прав и свобод учащихся;
  • отвечать за безопасность своих воспитанников согласно правилам ТБ и противопожарной защиты;
  • постоянно повышать свою квалификацию.

Составление рабочих программ

Рабочая программа педагога дополнительного образования — необходимый инструмент, который обеспечивает эффективное ведение учебно-воспитательной работы. Программы ДО должны:

  • дополнять и развивать общеобразовательные;
  • соответствовать интересам учащихся;
  • способствовать развитию их талантов;
  • воспитывать навыки самообразования.

Их подготовка открывает широкое поле деятельности для создания авторских и экспериментальных методик. Рабочую программу педагог адаптирует под определенную группу детей, поэтому она должна быть максимально гибкой, учитывать местные культурные и социальные особенности.

Дополнительная образовательная программа разрабатывается в виде нормативного документа, который включает:

  • основные направления деятельности;
  • тематическое почасовое планирование;
  • краткое изложение тем.

Рабочее время при этом можно условно разделить на две части. Первая — для учебных и тренировочных занятий, которые проводит педагог дополнительного образования; норма часов за ставку — 18 в неделю. Другая часть рабочего времени регулируется планами работ и включает подготовку занятий, участие в педсоветах и т. д. Ставка преподавателя зависит от квалификационной категории, которая присваивается по результатам аттестации.

Прохождение аттестации

Обязательная аттестация педагога дополнительного образования для подтверждения соответствия занимаемой должности проходит один раз в пять лет. Ее проводят специальные комиссии, которые формируются самими образовательными учреждениями.

Основной задачей аттестации является стимулирование профессионального роста и повышения качества учебно-воспитательной работы. Педагогам дополнительного образования устанавливается три квалификационные категории: I, II и высшая.

На аттестационную комиссию педагогу необходимо предоставить ряд материалов:

  • перечень программ, по которым ведется работа;
  • документы, подтверждающие количество воспитанников;
  • перечень электронных ресурсов, применяемых в обучении, их скриншоты и распечатки занятий с использованием современных образовательных технологий;
  • результаты работы с родителями (планы и сценарии, анализ анкетирования, фотоотчеты);
  • копии грамот и дипломов за участие и призовые места в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, которые получили воспитанники, а также сам педагог за успехи в учебно-воспитательной деятельности.

Дополнительно подаются документы, подтверждающие:

  • наставничество;
  • ученую степень;
  • публикации статей, методических пособий, монографий и учебников;
  • выступления на конференциях и семинарах, проведение мастер-классов и открытых уроков.

По итогам аттестации члены государственной комиссии формируют экспертное заключение педагога дополнительного образования. В нем делается вывод о соответствии работника квалификационной категории, на которую он претендует.

Использование современных технологий

В квалификационной аттестации большую роль играют современные технологии. В частности, высоко ценится собственный сайт педагога дополнительного образования или блог, а также публикации на интернет-ресурсах. Другим примером современных технологий является проект. Его разработка с успешным внедрением — одно из наиболее востребованных профессиональных умений преподавателя.

Педагогический проект педагога дополнительного образования разрабатывается в виде системных действий, направленных на решение конкретных проблем. На первом этапе определяются цели проекта, обосновывается необходимость его реализации. Сделать это помогает глубокий и всесторонний анализ ситуации. В результате должны быть грамотно сформулированы задачи и выбраны методы работы, т. е. описаны необходимые мероприятия.

Следующий шаг в создании проекта — план его реализации. Здесь проявляются промежуточные и окончательные результаты, оценки их эффективности, а также факторы риска и методы его минимизации. На завершающем этапе должен быть предложен успешный механизм продвижения.

Участие в профессиональных конкурсах

Призовые места в профессиональных конкурсах — отличная заявка на высокую оценку в квалификационной аттестации. Среди заданий на соревнованиях сегодня в приоритете мастер-классы, открытые занятия и круглые столы. Наиболее популярными заданиями в профессиональном конкурсе являются эссе, кредо и обобщение опыта.

Эссе педагога дополнительного образования — это небольшой очерк на заданную тему со свободной композицией. Формат произведения не ограничивается. Допускается стиль дневника, философских размышлений, лирических воспоминаний, полемики с другими авторами и т. д. Главная особенность этого жанра — использование аналогий и ассоциаций, символичность образов, индивидуальная манера и ярко выраженная позиция автора. Цель написания эссе — демонстрация способностей участника к общению в письменной форме.

Своеобразной визитной карточкой является педагогическое кредо педагога дополнительного образования. В нем в краткой форме должно быть выражено отношение конкурсанта к профессии и детям, обозначены идеи, жизненные приоритеты, используемые в повседневной практике.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования — это краткое описание оригинальных приемов, методов и средств обучения, которые преподаватель использует в работе. К нему прилагаются планы занятий, дидактические материалы, контрольные задания и т. п. Главное — показать новаторскую идею, дать ее практическую и теоретическую интерпретацию.

Педагогическая работа — один из наиболее сложных и важных видов человеческой деятельности. Правительство Российской Федерации ценит труд учителей. Поэтому законодательством РФ предусмотрена льготная пенсия педагогам дополнительного образования, продолжительный летний отпуск, сокращенное рабочее время, компенсации, доплаты к ставке.

Астраханцева Ирина Владимировна — кандидат педагогических наук, и.о. доцента, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: irina. astrahantsewa@yandex. ru

Короткова Марина Васильевна — кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: ld_nazarenko@,mail. ru

DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-175-179 УДК 796.077

ТРЕНЕР — ЭТО ПЕДАГОГ-ВОСПИТАТЕЛЬ Распопова Е.А.1

1ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта,

молодежи и туризма», Россия, г. Москва, raspopova48@mail.ru

Аннотация. Тренер — это человек, который, работая со спортсменами на различных этапах спортивной подготовки, воспитывает и мотивирует будущих чемпионов к достижению высоких результатов. Современные образовательные стандарты предусматривают формирование у будущих тренеров большое количество компетенций, направленных на формирование знаний, умений и навыков, определяющих успешную работу тренера. Однако о значении воспитательной работы тренера в нормативных документах упоминается вскользь. На основании распоряжения Департамента физической культуры и спорта города Москвы от 03.10.2013 г. № 370 «О проведении эксперимента с 01.01.2014 года» должность тренера-преподавателя переименовали в должность «тренер». Согласно этому распоряжению тренеры, работающие с юными спортсменами и спортсменами высокой квалификации, потеряли множество льгот, которые имеют педагогические работники. Материалы. В статье рассматриваются функции тренера, направленные на подготовку подрастающего поколения, и сравнение их с функциями педагога. Методы исследования: анализ государственных профессиональных стандартов по физической культуре и спорту. Результаты. В процессе сравнительного анализа деятельности педагога по физической культуре и спорту и тренера по виду спорта было выявлено, что тренер и педагог по физической культуре должны иметь идентичные знания, умения и навыки как в преподавании физических упражнений, так и в области воспитания подрастающего поколения. Заключение. Проведенный анализ ставит под сомнение необходимость эксперимента, проводимого в г. Москве.

A TRAINER IS A TEACHER-EDUCATOR Raspopova E.A.1

Keywords: a coach, a teacher, upbringing, sport, training process.

ВВЕДЕНИЕ

В жизни людей, занимающихся спортом, главным человеком, которому они обязаны свои успехом, является тренер. К сожалению, в обыденной жизни о тренере вспоминают только тогда, когда спортсмен или спортивная команда проигрывают. А ведь тренер — это тот человек, который с первых шагов в спорте воспитывает и мотивирует будущих чемпионов к достижению высоких результатов.

Тренер посвящает своим ученикам много времени, стремясь сделать все, чтобы спортсмен показал достойный результат. Это относится не только к тем тренерам, чьи воспитанники поднимаются на верхние ступеньки пьедесталов самых престижных соревнований, но и к тем, которые работают с юными спортсменами

на всех этапах спортивной подготовки. Тренер — это педагог-воспитатель.

На основании распоряжения Департамента физической культуры и спорта города Москвы от 03.10.2013 г. № 370 «О проведении эксперимента с 01.01.2014 года» должность тренера-преподавателя переименовали в должность «тренер». Согласно этому

распоряжению тренеры, работающие с юными спортсменами и спортсменами высокой квалификации, потеряли множество льгот, которые имеют педагоги, в том числе такие как продолжительный отпуск (48 дней), педагогическая пенсия, которая выше обычной и др. Это снижает статус тренера как воспитателя-педагога.

Основной целью написания данной статьи явилось сравнение работы тренера с другими педагогическими профессиями,

связанными с физической культурой и спортом.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мы провели анализ

профессиональных стандартов педагога по физической культуре и тренера по виду спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ

ОБСУЖДЕНИЕ

Современные образовательные стандарты предусматривают

формирование у будущих тренеров большое количество компетенций, направленных на формирование знаний, умений и навыков, определяющих успешную работу тренера. Согласно Квалификационному справочнику

должностей работников в области физической культуры и спорта, утвержденному приказом

Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н , в должностные обязанности тренера входит:

— осуществление подготовки спортсменов к соревнованиям и руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— осуществление подбора перспективных спортсменов в команды;

— обеспечение физической, технической, тактической и морально-волевой подготовки спортсменов;

— разработка индивидуальных планов подготовки спортсменов (команды) согласно утвержденным планам проведения спортивных мероприятий;

— участие в разработке комплексной программы подготовки спортсменов/команды к соревнованиям по соответствующему направлению в работе;

— обеспечение внедрения новейших методик подготовки спортсменов (по виду спорта) в практику тренировочного процесса;

— ведение учета спортивных результатов спортсменов;

— анализ результатов выступления спортсменов на соревнованиях, внесение коррективов в дальнейшую подготовку;

— контроль выполнения программы подготовки;

— своевременное прохождение спортсменом допинг-контроля (в соответствии с антидопинговыми правилами);

— участие в организации и проведении мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;

— обеспечение соблюдения правил по охране труда и пожарной безопасности.

Наряду с вышеперечисленными должностными обязанностями тренер должен выполнять целый ряд разнообразных видов деятельности, в том числе непосредственно связанных с педагогической деятельностью, а именно:

— проводить тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

— осуществлять связь педагогической деятельности со спортивной подготовкой;

— участвовать в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям, лицам, их заменяющим .

Только перечисление

представленных обязанностей тренера свидетельствует о том, что тренер в первую очередь педагог. Именно педагогическая часть деятельности тренера позволяет мотивировать юных спортсменов к росту спортивных результатов. Общение тренера со спортсменами позволяет сформировать у

них мировоззрение, любовь к Родине, а часто определяет их будущую судьбу.

Необходимо отметить, что тренер проводит со своими учениками иногда больше времени, чем педагоги в школе, а порой больше, чем родители. Тренер вывозит своих спортсменов на соревнования различного ранга и несет ответственность за их жизнь и здоровье. Во время соревнований тренер круглосуточно находится со своими спортсменами, выполняя функции психолога и наставника, учителя. На наш взгляд, это и есть педагогическая деятельность тренера.

Работа в спорте более 50 лет позволяет с уверенностью сказать, что настоящий тренер оказывает влияние не только на спортивную деятельность, но и на жизнь спортсмена после спорта. Отношение тренера к образованию своих учеников, к их моральному облику, взаимоотношениям в коллективе и семье определяет дальнейшую судьбу каждого спортсмена. Это длительный процесс формирования личности ученика. Это ли не педагогическая деятельность?!

Возникает вопрос, на основании каких критериев работу тренера перестали относить к педагогической деятельности?

Какая часть тренерской работы расходится с работой педагога?

Тренер обучает двигательным действиям, что, кстати сказать, то же самое, что обучать письму, чтению, математике и т.п.

Тренер воспитывает морально-волевые качества: преодоление трудностей, умение терпеть утомление, терпение, волю к победе, патриотизм, чувство коллективизма.

Тренер формирует у спортсменов стремление к здоровому образу жизни и, как следствие, отказ от вредных привычек. Все это направлено на воспитание как физически, так и морально здорового поколения.

Всем известно, что физическая культура и спорт являются действенным средством ВОСПИТАНИЯ.

Учителя в школе и преподаватели в среднем или высшем учебном заведении, как и тренеры, работают с определенным контингентом учащихся. Так почему же тренер перестал быть педагогом?!

Если сравнить стандарт тренера со стандартом педагога, то мы увидим, что наибольшее количество компетенций идентичны.

Безусловно, тренер по виду спорта -это педагог, осуществляющий воспитание в процессе высокопрофессиональной деятельности человека, готовящего спортсмена. Но если рассматривать деятельность тренера на начальном и углубленном этапах спортивной подготовки, то видно, что эта работа несущественно отличается от работы педагога по физической культуре.

Тренер по виду спорта, кроме общих педагогических и биологических основ и теории физической культуры, должен глубоко знать историю развития своего вида спорта, биомеханику выполнения двигательных действий, общие основы адаптации организма спортсмена к специфическим нагрузкам данного вида спота. Все эти знания базируются на общих основах и глубоко изучаются в программе дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта». Таким образом, тренер по виду спорта получает более глубокие знания, чем обычный преподаватель физической культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возникаетает вопрос, может ли преподаватель физической культуры работать тренером по виду спорта?

Наверное, может, но только при условии, если он имеет глубокие знания в области данного вида спорта. А это может быть только при условии многолетних занятий им данным видом спорта с достижением уровня «Мастер спорта» и прохождения переподготовки по дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта».

Подводя итог сказанному, задаемся вопросами: для чего был проведен

эксперимент в г. Москве? Что от этого получили спортсмены и тренеры? ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа тренера —

высокопрофессиональная педагогическая работа, направленная на физическое воспитание подрастающего поколения и Список литературы

1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта». URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitij a-rf-ot-15082011 -n-916n/

2. «Распоряжение Департамента физической культуры и спорта города Москвы от

03.10.2013 г. № 370 «О проведении эксперимента с

01.01.2014 года». URL: http://docs.pravo.ru>document/view/48643904/552030 05/

3. Профессиональный стандарт «Тренер». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.04.2014 № 193н. URL: http://classdoc.ru/profstandart/05 sport/professionalsta ndarts 48

подготовку спортсменов высокого класса. Необходимо приравнять работу тренера к работе педагогических кадров и вернуть все льготы, полагающиеся педагогам. Проведенный анализ ставит под сомнение необходимость эксперимента,

проводимого в г. Москве.

Подано: 24.07.2018

Распопова Евгения Андреевна — доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: raspopova48@mail.ru

Учитель и педагог дополнительного образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *