ТК РФ ст 196

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Комментарий к статье 196 ТК РФ

Рассматриваемый раздел введен в ТК в связи с необходимостью более тщательного регулирования отношений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.

Глава 31 этого раздела содержит общие положения, относящиеся к такому виду отношений, непосредственно связанных с трудовыми. При этом ст. 196 ТК устанавливает права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке работников. Эти обязанности работодателя многогранны и закреплены законом, потому что профессиональная квалификация работников является одним из непременных условий качественной трудовой деятельности. В целом ряде федеральных законов и иных нормативных правовых актов страны предусмотрена обязанность работодателя проводить повышение квалификации работников, что обусловлено необходимостью выполнения работниками определенных видов трудовой деятельности.

В ч. ч. 1 и 2 ст. 196 ТК закреплено право работодателя определять потребность в квалифицированных кадрах. Она устанавливается исходя из необходимости наиболее оптимального функционирования организации (работодателя). Поэтому работодатель самостоятельно определяет ежегодную численность работников, направляемых на обучение, с учетом своих финансовых возможностей и потребностей в специалистах соответствующего профиля и уровня подготовки.

Условия и порядок подготовки и повышения квалификации работников определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работодатель может организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

При организации обучения женщин и несовершеннолетних должны учитываться профессии, виды производств и работ, на которых допускается применение их труда (ст. ст. 253, 265 ТК).

В рассматриваемой статье установлено, что формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Указанные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также перечень необходимых профессий и специальностей, количество требующихся работников по каждой из них и уровень их будущей квалификации определяются, как правило, в коллективных договорах. Правила о необходимости учета мнения представительного органа работников при решении работодателем форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации и перечня необходимых профессий и специальностей применяются там, где коллективный договор не заключается.

Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, поскольку наличие у них соответствующей квалификации требуется для надлежащего выполнения трудовых обязанностей.

Организация профессионального обучения на производстве осуществляется в соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-221. Этот нормативный акт может применяться и в настоящее время в соответствии со ст. 423 ТК.

Частью 5 комментируемой статьи закреплены гарантии работникам, проходящим профессиональную подготовку.

Следует иметь в виду, что первоначальное профессиональное обучение лиц, не имеющих профессии, осуществляется как подготовка новых работников на основе ученического договора, заключаемого между работодателем и работником (см. ст. 198 ТК). Эта подготовка может проводиться в форме индивидуального, бригадного и курсового обучения.

Как правило, обучение лиц, принятых работодателем и ранее не имевших профессии, не превышает шести, а в ряде случаев — 12 месяцев.

Работодатели могут направлять работников в образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, для получения высшего и среднего профессионального образования. Предусмотрена также профессиональная переподготовка специалистов по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам как вид дополнительного профессионального образования.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Такая цель достигается, в частности, и при обучении вторым (смежным) профессиям, когда работник обучается новой профессии с начальным или более высоким уровнем квалификации.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы или с частичным отрывом от работы в соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571 <1>.

———————————
<1> БНА. 2000. N 44.

Повышение квалификации работников организуется отдельно для рабочих с целью обновления знаний, повышения уровня экономических знаний, умений, навыков и мастерства по имеющимся профессиям. Повышение квалификации специалистов осуществляется с целью обновления их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, организациями, основанными на различных формах собственности, и органами службы занятости. Государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также негосударственные образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, выдают слушателям, прошедшим курс обучения, документы государственного образца (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке и о присвоении квалификации) (см. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (в ред. от 31.03.2003) <1>).

———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580; 2000. N 12. Ст. 1291; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225; 2003. N 14. Ст. 1276.

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям.

Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ утверждены Приказом Минобразования России от 18.06.1997 N 1221 <1>.

———————————
<1> БНА. 1997. N 15.

Дополнительные профессиональные образовательные программы для получения дополнительной квалификации могут осваиваться параллельно с освоением основных образовательных программ по направлениям или специальностям высшего или среднего профессионального образования.

Перечень дополнительных профессиональных образовательных программ для получения дополнительных квалификаций формируется Минобрнауки России.

Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

Право реализации дополнительной профессиональной образовательной программы для присвоения дополнительной квалификации возникает у образовательного учреждения после проведения процедуры лицензирования и издания соответствующего приказа Минобрнауки России, если иное не предусмотрено государственным образовательным стандартом высшего или среднего профессионального образования по соответствующему направлению или специальности или государственным образовательным стандартом послевузовского профессионального образования по соответствующей отрасли наук.

Образовательное учреждение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и технологий обучения создает необходимые условия слушателям для освоения образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования.

При освоении дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации может производиться перезачет учебных дисциплин, изученных ранее в ходе освоения основных образовательных программ профессионального образования соответствующего уровня и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ в форме, определяемой образовательным учреждением самостоятельно, с учетом требований профессиональной части образовательного стандарта.

Порядок освоения дополнительных профессиональных образовательных программ параллельно с основными образовательными программами среднего, высшего и послевузовского профессионального образования регулируется соответствующими нормативными документами Минобрнауки России.

Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации.

Дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки специалистов разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением (подразделением) самостоятельно на основе установленных нормативных документов с учетом потребности заказчика.

В учебных планах профессиональной переподготовки специалистов в качестве одного из разделов может предусматриваться стажировка слушателей.

Стажировка проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, предусматривает изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения новых профессиональных обязанностей.

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и в органах исполнительной власти.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией.

Для проведения итоговой аттестации создается соответствующая государственная аттестационная комиссия, состав которой утверждается руководителем образовательного учреждения.

Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует ее деятельность, обеспечивает единство требований в оценке знаний слушателей.

Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке, которые удостоверяют право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.

Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам для получения специалистами дополнительной квалификации и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают дипломы о дополнительном (к высшему) образовании или о дополнительном (к среднему профессиональному) образовании, удостоверяющие присвоение дополнительной квалификации.

При освоении дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации параллельно с освоением основной образовательной программы по направлению или специальности высшего или среднего профессионального образования указанные дипломы выдаются после получения диплома о высшем или среднем профессиональном образовании.

Другой комментарий к статье 196 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи предоставляет работодателю право определить необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования для собственных нужд.

Необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования для собственных нужд представляет собой потребность работодателя в повышении уровня квалификации работников, получении ими новых знаний, профессиональных навыков и опыта с учетом совершенствования производства, расширения сферы деятельности работодателя, новых направлений сотрудничества. Очевидно, что с учетом всех этих потребностей необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования кадров определяет работодатель.

В качестве подготовки комментируемая статья рассматривает:
— профессиональное образование, то есть вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
— профессиональное обучение, то есть вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Следует отметить, что в Методических рекомендациях по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации (см. письмо Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года N АК-3076/06 «О направлении методических рекомендаций») указано, что одним из ключевых факторов достижения поставленных целей социально-экономического развития страны в целом и субъектов Российской Федерации в частности является организация межведомственного взаимодействия соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сферах труда и социальной защиты, экономического развития, образования, культуры. Анализ мер, предпринимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению целевого значения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 по увеличению к 2015 году доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку, проведенных Минобрнауки России, показал наличие системного подхода именно в тех субъектах Российской Федерации, в которых созданы соответствующие межведомственные координационные органы, например;
— модель управления непрерывным образованием на основе кластерного подхода в Тамбовской области, включающая областной координационный Комитет и муниципальные (территориальные) Советы по развитию кадрового потенциала в сфере реальной экономики, отраслевые Советы по профессиональному образованию и кадровой политике, а также Наблюдательный совет по модернизации системы профессионального образования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года (указанная модель обеспечивает взаимодействие, в том числе и на основе частно-государственного партнерства на территориальном, отраслевом и региональном уровнях);
— рабочая группа по мониторингу достижения целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599, созданная в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 23 июля 2013 года N 522, в состав которой вошли руководители и представители органов исполнительной власти Ленинградской области, руководители образовательных организаций, представители общественности;
— Межведомственная комиссия по вопросам кадровой политики, трудовых отношений, охраны труда и занятости населения при Экономическом совете Республики Коми и соответствующие коллегиальные органы муниципальных образований, обеспечивающие развитие механизмов социального партнерства в сфере профессионального образования.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что условия и порядок подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников закрепляются в:
— коллективном договоре, который представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (см. комментарий к ст.40);
— соглашении, то есть правовом акте, регулирующем социально-трудовые отношения и устанавливающем общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемом между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (см. комментарий к ст.45);
— трудовом договоре, который является соглашением между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (см. комментарий к ст.56).

В ч.3 комментируемой статьи закреплен порядок выбора работодателем форм подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечня необходимых профессий и специальностей. Такой выбор возможен с учетом мнения представительного органа работников. Данное требование закреплено федеральным законодателем в связи с тем, что вопросы профессиональной подготовки, непосредственно касаются работников, а представитель работников обязан участвовать в решении вопросов, которые касаются прав и обязанностей работников.

3. В ч.4 комментируемой статьи закреплена обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Такие особые случаи, когда повышение квалификации является условием выполнения определенной работы, должны быть предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Например, в соответствии со ст.9 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.43.4 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование прокурорских работников осуществляется не реже одного раза в пять лет с сохранением на период обучения денежного содержания.

Комментируемая норма гарантирует права работников, так как, если работодатель не будет проводить такое повышение квалификации, то работник, не повысивший квалификацию и не соответствующий в результате этого новым условиям работы, может лишиться права на дальнейшее осуществление трудовой деятельности.

4. Часть 5 комментируемой статьи возлагает на работодателя дополнительные обязанности, связанные с обеспечением его работникам возможности профессиональной подготовки. Эти обязанности заключаются в создании работникам необходимых условий для совмещения работы с получением образования, предоставлении гарантий, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, ЛНА, трудовым договором.

Такие положения комментируемой статьи связаны напрямую с установлением самим же работодателем необходимости в профессиональной подготовке с учетом характера той или иной работы. Таким образом, работодатель, установивший необходимость в профессиональной подготовке в отношении той или иной работы, обязан такую подготовку для работников обеспечить.

Например, апелляционным определением Оренбургского областного суда от 14 августа 2013 года по делу N 33-5205/2013 отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности, поскольку обязательное повышение квалификации работника оплачивается за счет работодателя и, в соответствии со статьями 196, 198 ТК РФ, не может служить предметом ученического договора.

Комментарий к Ст. 196 ТК РФ

1. Несмотря на то что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет сам работодатель, условия и порядок ее проведения определяются коллективным или трудовым договором, соглашением.

2. Определяя формы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации работников, работодатель должен учесть мнение представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК РФ).

3. Обязанность проведения работодателем повышения квалификации работников может быть обусловлена предусмотренными в установленном порядке соответствующими требованиями к выполнению определенных видов деятельности (например, это касается педагогических работников; лиц, работающих на опасных производственных объектах, и др.).

4. В целях создания необходимых условий работникам для совмещения работы с обучением работодатель предоставляет им соответствующие гарантии, как предусмотренные законодательством (см. комментарий к ст. ст. 173 — 177 ТК РФ), так и установленные коллективно-договорным путем, локальными нормативными актами. Например, не привлекать таких работников к сверхурочным работам и не направлять их в длительные командировки, предоставлять возможность работать на условиях неполного рабочего времени, устанавливать более удобные графики работы, компенсировать затраты на приобретение учебно-методической литературы и т.д.

Второй комментарий к Статье 196 Трудового кодекса

1. Изменения ст. 196 в основном коснулись ее ч. 3 и последней.

Часть 3 данной статьи дополнена указанием на порядок, в котором работодателю следует определять формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и перечень необходимых профессий и специальностей. Эти вопросы работодатель вправе решать локальными нормативными актами с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Тем самым восполнен имеющийся в прежней редакции ст. 196 пробел.

Необходимо иметь в виду, что ст. 372 ТК РФ предусматривает учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников.

В действующей редакции ст. 196 указывается на представительный орган работников, которым может быть не только упомянутый профсоюзный орган, но и иной избранный работниками орган (см. ст. 29 — 31). По сути, ст. 196 распространяет порядок, установленный ст. 372 для названного в ней профсоюзного органа и на другие представительные органы работников.

Следует иметь в виду, что формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации непосредственно у работодателя (или будущего работодателя), а также перечень необходимых профессий и специальностей, количество потребных работников по каждой из них и уровень их будущей квалификации определяются, как правило, в коллективных договорах. Следовательно, правило о необходимости учета мнения представительного органа работников при решении работодателем указанных вопросов применяется там, где коллективный договор не заключается.

В последней части ст. 196 уточнено упоминание о видах актов, которыми устанавливаются условия для совмещения работы с обучением, предоставляемые работникам гарантии.

2. Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к работникам — руководителям, специалистам, рабочим, к организации и содержанию их профессиональной подготовки и переподготовки.

Предприятия переходят на новую технологию, выпускают новую продукцию, меняют производственный профиль деятельности. Многие работники высвобождаются со своих рабочих мест по этим причинам либо в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата в них.

Каждое из этих обстоятельств серьезно влияет на структуру потребностей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнить.

Практика показывает, что многие организации испытывают недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая бы приходила на производство для приобретения профессии, ее последующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации.

Сложившаяся за многие годы система подготовки и переподготовки кадров на производстве оказалась, по существу, вне государственного регулирования. Разрушилась или утратила прежнюю стройность и последовательность система повышения квалификации руководящих кадров и специалистов.

Актуальной задачей становится подготовка, повышение квалификации, обучение смежным и вторым профессиям рабочих, формирование предпринимательского корпуса с учетом новых экономических условий, российских традиций и мирового опыта.

3. Конвенция МОТ N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов предусматривает, что каждый член Организации принимает и развивает всесторонне скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости (п. 1 ст. 1).

Эти политика и программы должным образом учитывают:

a) потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне;

b) стадию и уровень экономического, социального и культурного развития;

c) взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями (п. 2 той же статьи).

Эти политика и программы осуществляются при помощи методов, соответствующих национальным условиям, и предназначены для повышения способности отдельного лица сознавать и индивидуально или коллективно оказывать влияние на производственную и социальную среду (пп. 3 и 4 той же статьи).

Эти политика и программы стимулируют и позволяют всем лицам на основе равенства и без какой-либо дискриминации развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества (п. 5 той же статьи).

В вышеуказанных целях каждый член МОТ разрабатывает и совершенствует открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее (ст. 2 той же Конвенции).

Политика и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки подготавливаются и осуществляются в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся и — когда необходимо в соответствии с национальным законодательством и практикой — с другими заинтересованными органами (ст. 5 той же Конвенции).

МОТ разработала и приняла рекомендации по вопросам профориентации, подготовки и переподготовки кадров, например Рекомендацию N 88 о профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов, и Рекомендацию N 136 о специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития.

В 1978 г. принята и действует Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, на выполнение которой направлены меры, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2003 г. N 371 (СЗ РФ. 2003. N 27. Ст. 2799).

4. Государство проявляет заботу о подготовке и переподготовке кадров для народного хозяйства страны.

Правительство РФ 13 сентября 1994 г. приняло Постановление «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2393; 1995. N 18. Ст. 1688). О государственном заказе на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих см. ст. 63 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215). О федеральном заказе на профессиональную подготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих см. Постановление Правительства РФ от 7 мая 2006 г. N 277 (СЗ РФ. 2006. N 20. Ст. 2074).

Сроки обязательного прохождения стажировки, повышения квалификации предусмотрены для медицинских, педагогических и ряда других категорий работников.

Для рабочих определенных профессий предусмотрена сдача квалификационных экзаменов, по результатам которых решается вопрос о выполнении ими определенных видов работ. Так, квалификационные элементы предусмотрены для работников транспорта, непосредственно связанных с движением. Для водителей утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (см. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396, с последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1999. N 52. Ст. 6396; 2000. N 38. Ст. 3805; 2001. N 48. Ст. 4526). Порядок утверждения перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. N 13 (СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 229).

5. Правительством РФ утверждены Основные направления подготовки кадров для рыночной экономики (см. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. // САПП РФ. 1993. N 46. Ст. 4456).

Приняты нормативные акты, касающиеся повышения квалификации и переподготовки отдельных категорий работников. Это, например:

Приказ Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 24 февраля 2002 г. N 88 «Об организации деятельности по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и профессиональной аттестации кадров» (Бюллетень нормативных актов. 2002. N 32. С. 88);

Положение о системе квалификационных требований к руководителям, контролерам и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 5 июля 2002 г. N 27/пс, с изменениями и дополнениями от 30 октября 2002 г. N 42/пс (Бюллетень нормативных актов. 2002. N 49. С. 80);

Правила проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 308 (СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2169);

Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2003 г. N 414, с дополнениями от 25 сентября 2003 г. (СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2939, N 39. Ст. 3774);

Положение об организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовке безработных граждан и незанятого населения, утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 13 января 2000 г. N 3/1, с изменениями от 8 декабря 2001 г. N 17/1 (Бюллетень нормативных актов. 2000. N 11; Бюллетень Минтруда РФ. 2001. N 3);

Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 12 сентября 2002 г. N 93н (Бюллетень нормативных актов. 2002. N 50. С. 84);

Положение о порядке подготовки и аттестации работников, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденное Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30 апреля 2002 г. N 21 (Бюллетень нормативных актов. 2002. N 27);

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 13 января 2003 г. (РГ. 2003. 22 февр.).

Существенную роль играют Указ Президента РФ от 23 июля 1997 г. N 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации», с последующими изменениями (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3607; 1999. N 12. Ст. 1454; 2000. N 29. Ст. 3059; 2003. N 14. Ст. 1261), и Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1997 г. N 1164 о мерах по реализации этого Указа (СЗ РФ. 1997. N 38. Ст. 4384). Правительство РФ утверждает государственные планы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, Положение о комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства. Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ утвержден на 2003/2004 — 2006/2007 гг. (СЗ РФ. 2003. N 16. Ст. 1538).

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 1997 г. были утверждены также Положение о конкурсном отборе специалистов, направляемых на переподготовку и повышение квалификации в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ; Положение о конкурсном отборе российских образовательных учреждений для осуществления подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием» утверждено Положение о межведомственной комиссии по формированию государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием (СЗ РФ. 2001. N 36. Ст. 3565).

Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 44 утверждено Положение о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 475).

Концепция действий на рынке труда на 2003 — 2005 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-Р, в числе приоритетных направлений таких действий указала на совершенствование законодательства, способствующего повышению конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям на рынке труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающего базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку (СЗ РФ. 2003. N 20. Ст. 1920).

6. Потребность в кадрах для собственных нужд — работников определенных профессий, специальностей, необходимой квалификации — каждый работодатель определяет самостоятельно.

С этой целью он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение вторым профессиям непосредственно в организации.

Работодатель может воспользоваться и другой возможностью — готовить для себя кадры в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» и утвержденным этим Постановлением Положением (СЗ РФ. 1995. N 39. Ст. 3777) Минтрудом России утверждена форма типового контракта между студентом и работодателем, заключаемого в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием (см. Постановление Минтруда РФ от 27 декабря 1995 г. // Бюллетень Минтруда РФ. 1996. N 5).

Условия и порядок взаимоотношений работодателей и работников, подготавливаемых для них в образовательных учреждениях, определяются коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

7. Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной службы (п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ, в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030; 2004. N 35. Ст. 3607).

8. Система профессионального обучения взрослых должна изучаться, разрабатываться и развиваться с учетом состояния и тенденций рынка занятости, мероприятий, проводимых с целью улучшения или увеличения производства, а также возможности обеспечения обучающихся соответствующей работой (подп. 1 п. 2 Рекомендации МОТ N 88).

Эта система должна изучаться, разрабатываться и развиваться в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, при этом могут быть заключены соответствующие соглашения с целью такого сотрудничества (см. подп. 2 того же пункта).

9. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (непосредственно работодателем или в образовательных учреждениях) работодатель определяет с учетом мнения представительного органа работников (ч. 3 ст. 196). Желательно, чтобы эти вопросы предварительно обсуждались представителями работодателя и представителями работников, а договоренности о формах подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и перечень необходимых профессий и специальностей, численность работников, проходящих профессиональную подготовку, переподготовку и повышающих квалификацию, включались в коллективный договор. На практике эти вопросы, как правило, решаются в коллективных договорах, соглашениях либо в приложениях к ним.

10. Для выполнения определенных работ, видов деятельности требуется не только наличие у работника соответствующей специальности, профессии, квалификации, но и постоянное поддержание их на необходимом уровне, периодическое повышение профессиональных знаний.

Внедрение новой техники, технологий, компьютеризация трудовых процессов требуют повышения квалификации работников как условия выполнения определенных видов деятельности. В такой ситуации работодатель обязан проводить повышение квалификации работников. В ч. 4 ст. 196 говорится, что эта обязанность предусмотрена федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На практике уже сама потребность в инновациях, внедряемых в процесс труда, обязывает работодателя повышать качество трудового потенциала в первую очередь имеющихся кадров, а при их недостаточности готовить или привлекать новых работников требуемых профессий и специальностей. Обязанность работодателя повышать квалификацию работников, особенно если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности, предусматривается коллективными договорами. В этих случаях работодатель сам берет на себя соответствующую обязанность и закрепляет ее в коллективном договоре.

11. Часть 5 ст. 196 устанавливает гарантии для работников, проходящих профессиональную подготовку без отрыва от работы. Им работодатель обязан создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

О гарантиях и компенсациях работникам, совмещающим работу с обучением, см. ст. 173 — 177 ТК РФ.

12. Подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации работников должны строиться с учетом профессиональных характеристик и требований, содержащихся в действующих квалификационных справочниках — ЕТКС работ и профессий рабочих, ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих.

ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник) работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. ЕКС (Единый квалификационный справочник) должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих (см. п. 1 Постановления Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 «О порядке утверждения ЕТКС работ и профессий рабочих и ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих» с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2003 г. N 766 // СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4399; 2003. N 52 (ч. II). Ст. 5066).

ЕТКС и ЕКС неоднократно дополнялись и изменялись.

Порядок применения ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. N 9 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 4. С. 54).

О квалификационных требованиях к должностям гражданской службы и должностном регламенте см. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

Постановлением Госстандарта РФ от 25 декабря 1994 г. N 367 с 1 января 1996 г. введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПД ТР). В него внесены изменения, утвержденные Госстандартом России 29 декабря 2003 г. (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 4. С. 132).

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677, содержит стандарты специальностей по образованию (ОКСО), начальному профессиональному образованию (ОКНПО) (СЗ РФ. 2003. N 46. Ст. 4472).

Развитию системы сертификации персонала в Российской Федерации посвящено Постановление Минтруда РФ и Госстандарта России от 29 апреля 1997 г. N 21/9 (Бюллетень Минтруда РФ. 1997. N 6. С. 49).

Для ряда профессий утверждены профессиональные стандарты. Например, профессиональный стандарт профессии «Преподаватель профессионального обучения» утвержден Постановлением Минтруда РФ от 22 декабря 2003 г. N 87 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 1. С. 49); профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах» — Постановлением Минтруда РФ от 5 марта 2004 г. N 34 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 4. С. 57); профессии «Менеджер по внутрипроизводственному обучению персонала» — Постановлением Минтруда РФ от 5 марта 2004 г. N 36 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 4. С. 58).

Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 января 2005 г. N 36 (СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 387).

Комментарий к Ст. 196 Трудового кодекса РФ

1. В комментируемой статье упоминаются две формы подготовки работников: 1) профессиональное образование, 2) профессиональное обучение.

Профессиональное образование представляет собой вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Профессиональное обучение — это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (п. 13 ст. 2 указанного Федерального закона).

Профессиональное обучение предполагает приобретение профессиональной компетенции для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение обучающимися квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. При этом различается профессиональное обучение по программам: а) профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего); б) переподготовки рабочих и служащих (для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности); в) повышения квалификации рабочих и служащих (для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего без повышения образовательного уровня) (ч. ч. 1 — 4 ст. 73 указанного Федерального закона).

Дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования, который направлен на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, не сопровождается повышением уровня образования и осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ — повышения квалификации и профессиональной переподготовки (п. 14 ст. 2, ч. 6 ст. 10, ч. ч. 1, 2 ст. 76 указанного Федерального закона).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. ч. 4 и 5 ст. 76 указанного Закона).

Подготовка по программам профессионального образования осуществляется только образовательными организациями. Работодатели — юридические лица, которые не являются образовательными организациями, вправе осуществлять подготовку своих работников только по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным образовательным программам, а работодатели — индивидуальные предприниматели — только по программам профессионального обучения (ч. 1 ст. 21, ч. 5 ст. 31, ч. 3 ст. 32 указанного Закона).

2. Работодатель самостоятельно определяет потребность в подготовке кадров для собственных нужд, руководствуясь при этом потребностями производства и учитывая свои финансовые возможности. Следовательно, определение профессиональной структуры кадрового состава, а также способов обеспечения кадрами той или иной профессии является исключительной прерогативой работодателя.

К ведению работодателя относится и решение вопроса о необходимости дополнительного профессионального образования работников.

В отношении определенных категорий работников требование о систематическом получении дополнительного профессионального образования установлено федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

3. Условия и порядок осуществления работодателем профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников определяются в социально-партнерских актах — коллективном договоре и соглашениях либо в трудовом договоре.

В соответствии с п. 3.4 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 — 2016 годы его стороны признают необходимым осуществлять меры, направленные на улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе обновления системы профессионального образования всех уровней, развития систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе меры по стимулированию развития системы внутрипроизводственного обучения, а также по стимулированию работодателей, развивающих собственную учебно-материальную базу, участвующих в модернизации материальной базы и образовательных программ образовательных организаций профильного профессионального образования, создающих условия получения работниками необходимых навыков и умений.

В иных соглашениях, а также коллективных и индивидуальных трудовых договорах рекомендуется определять, где осуществляется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников — непосредственно у работодателя (в том числе в специально созданном им структурном образовательном подразделении) либо в образовательных организациях, конкретные формы сочетания работы с обучением (с отрывом от работы, без отрыва от работы), устанавливать дополнительные гарантии работникам на период прохождения ими профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования и др.

4. Работодатель вправе определять формы подготовки работников только по реализуемым им программам профессионального обучения и по дополнительным образовательным программам. При принятии соответствующих локальных актов работодателю следует учитывать действующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, и распространяющиеся на него соглашения, а также свои финансовые и организационные возможности.

Подготовка по указанным программам может осуществляться работодателем в создаваемых им в качестве структурных подразделений учебных центрах профессиональной квалификации или непосредственно на производстве, в очной, очно-заочной либо заочной форме, а дополнительные профессиональные образовательные программы могут реализовываться также полностью или частично в форме стажировки.

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики и др. (ч. 2 ст. 17, ч. 6 ст. 73, ч. ч. 11, 12 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

При формировании перечня необходимых профессий и специальностей для осуществления профессионального обучения работодатель должен руководствоваться Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513. Данный Перечень содержит наименования профессий рабочих как общих для всех отраслей экономики, так и характерных для отдельных отраслей производства, а также должностей служащих с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Принятие работодателем локальных актов, определяющих формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечни необходимых профессий и специальностей, осуществляется с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Однако, несмотря на то что ст. 372 ТК РФ предусматривает учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников, данная процедура должна быть соблюдена и в случае, когда интересы работников представляет иной избранный ими орган.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечни необходимых профессий и специальностей могут быть предусмотрены и в коллективном договоре.

5. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование является обязательным условием выполнения работы. В таких случаях работодатель обязан обеспечить прохождение работниками соответствующего обучения или получение дополнительного профессионального образования в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

Обязательность дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) предусмотрена, например, для следующих работников:

федеральных государственных гражданских служащих — не реже чем один раз в три года (ч. 5 ст. 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

прокурорских работников — не реже чем один раз в три года (п. 1 ст. 43.4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);

педагогических работников — не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

аудиторов — ежегодно начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);

должностных лиц, занятых в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

6. Часть 5 комментируемой статьи, будучи направленной на защиту интересов работников, совмещающих работу с получением образования, упоминает только работников, проходящих подготовку. Между тем, как представляется, работодатель обязан создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением и тем работникам, которые осваивают дополнительные профессиональные образовательные программы.

Под созданием работникам необходимых условий для совмещения работы с получением образования необходимо понимать в первую очередь предоставление им условий труда, обеспечивающих непрерывность и полноценность учебного процесса, успешное сочетание трудовой деятельности и обучения. Сказанное означает, что работникам, которые обучаются без отрыва от производства, должны быть предоставлены: а) возможность посещать занятия и б) время для самостоятельной подготовки. Режим их труда и отдыха подлежит корректировке в соответствии с потребностями учебного процесса.

Вместе с тем предоставление работникам, совмещающим работу с получением образования, гарантий и компенсаций, по сути, также направлено на обеспечение сочетания трудовой деятельности и обучения. В частности, ТК РФ предусматривает ряд гарантий и компенсаций работникам, которые без отрыва от работы получают высшее или среднее профессиональное образование по соответствующим образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию (см. ст. ст. 173 — 174, 177 ТК РФ и комментарии к ним).

Кроме того, ТК РФ предоставляет определенные гарантии работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы (см. ст. 187 ТК РФ и комментарий к ней).

Дополнительные гарантии работникам, совмещающим работу с получением образования, могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ ст 196 (ред. от 02.12.2019)

Комментарий к Статье 196 ТК РФ

Работодатель может направить работников (по своей инициативе) на курсы повышения квалификации, а может провести переподготовку своими силами. Порядок осуществления профессиональной подготовки и переподготовки должен быть установлен в коллективных договорах, соглашениях и трудовых договорах (абзац 2 ст. 196 Трудового кодекса РФ).

В некоторых случаях работодатель обязан проводить повышение квалификации отдельных категорий работников, если это является условием выполнения их работы (абзац 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ). В качестве примера можно привести медицинских работников, учителей, строителей.

Другой комментарий к Ст. 197 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации ТК РФ относит к числу основных трудовых прав работника. Комментируемая статья воспроизводит норму, содержащуюся в ст. 21 ТК, в части предоставления работнику этого права, а также определяет порядок его реализации.

2. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи право работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации реализуется исключительно путем заключения с работодателем договора, дополняющего трудовой договор.

Если обучение работника будет осуществляться непосредственно у работодателя, отношения сторон по профессиональному переобучению оформляются ученическим договором. Нормы об ученическом договоре сконцентрированы в гл. 32 ТК РФ (см. ст. ст. 198 — 208 ТК РФ и комментарий к ним).

В случае направления работника на обучение в образовательное учреждение начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного образования работник и работодатель также заключают договор, содержание которого действующим законодательством не регламентировано. Исключение касается лишь специалистов, направляемых на подготовку в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Контракты, заключаемые между ними и организацией, направляющей их на обучение, оформляются в соответствии с Типовым контрактом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 44.

Согласно п. 3 Положения о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, утвержденного тем же Постановлением, контракт должен быть заключен не позднее 10 дней до начала подготовки.

В соответствии с Типовым контрактом в период подготовки специалиста в образовательном учреждении организация обязуется оплатить стоимость его подготовки (полностью или частично), командировочные расходы, включая проживание и проезд к месту прохождения подготовки (стажировки) специалиста и обратно; сохранить среднюю заработную плату специалиста по основному месту работы. По завершении подготовки специалиста организация обязуется предоставить ему управленческую должность в соответствии с полученной квалификацией, заключив с ним трудовой договор.

Специалист в свою очередь обязуется освоить программу подготовки в соответствии с Государственным планом и прибыть в организацию для заключения трудового договора не позднее согласованного сторонами срока. Кроме того, в соответствии с данным Типовым контрактом на специалиста возлагается обязанность возместить организации затраты, связанные с его подготовкой в соответствии с Государственным планом, при условии расторжения этого контракта по его инициативе без уважительных причин, отчислении из образовательного учреждения, отказе приступить к работе в установленный срок.

Специалист освобождается от заключения трудового договора с организацией, направившей его на обучение, в следующих случаях:

— при наличии медицинских противопоказаний в отношении работы в конкретных организациях (должностях) или на территориях;

— при наличии одного из родителей или супруга (супруги) инвалида первой или второй группы, находящихся на попечении специалиста, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);

— при беременности или наличии ребенка в возрасте до полутора лет на момент завершения обучения, если работа предоставляется вне места жительства семьи мужа (жены);

— если предлагаемая работа (должность) не соответствует уровню полученной им в ходе подготовки квалификации.

Указанный Типовой контракт может быть взят за основу и при определении содержания договоров о направлении на обучение в образовательное учреждение за счет средств работодателя любых других работников.

ТК РФ ст 196

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *