Тебуев джамбулат магомедович

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Аджиева, Лейла Ажуевна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция РФ. — М.: Айрис-пресс, 2013.

2. Бюджетный кодекс РФ. — М.: Издательская группа ИНФРА, 2013.

3. Налоговый кодекс РФ. — М.: Изд-во Омега-Л, 2013.

4. Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 № 1734 — 1.

5. Закон РФ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 03.12.2012 № 216-ФЗ

6. Закон РФ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 03.12.2011 N 371-Ф3

7. Закон РФ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 05.12.2010 № 301-Ф3.

8. Закон РФ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 02.12.2009 № 308-Ф3.

9. Закон РФ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008 № 204-ФЗ.

10.Закон РФ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 26.04.2007 N 63-Ф3.

11.Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 07.10.2010 N 52

12.Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 07.12.2009 N 77

13.Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 29.12.2008 N 70

14.Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете на 2008 год» от 20.06.2007 г. № 160

15.Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете на 2007 год» от 15.12.2006 №413-30.

16.Указ Президента РФ №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 21.08.2012.

17.»Концепции реформирования межбюджетных отношений в 1999 -2001 гг.» . Собрание законодательства РФ, 1998 г., №32. ст.3905.

18.Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. — www.minfin.ru — Официальный сайт Минфина РФ

19.Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. — www.minfin.ru — Официальный сайт Минфина РФ

20.Основные направления налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. — www.minfin.ru — Официальный сайт Минфина РФ

21.Основные направления налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. — www.minfin.ru — Официальный сайт Минфина РФ

22.Постановление Правительства «О мерах по реализации Указа Президента РФ №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 21.08.2012. №1317 от 3.11. 2012. 1ЖЬ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal.

23.Постановление Правительства РФ «О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года от 8 августа 2009 г. N 1123-р

24.Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584.

25.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2013-2015 годах» от 28.06.2012 г

26.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» от 29.06.2011 г

27.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» от 29.06.2010 г.

28.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» от 25.05.2009 г.

29.Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2008.

31.Аджиева Л.А. Проблемы повышения налогового потенциала региона в условиях бюджетного дефицита. / Аджиева Л.А. // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции «Экономика России и ее регионов: современные проблемы и перспективы развития». Махачкала: Махачкала: Издательство ДГУ, 2012.-С. 207-210

34.Алиев Б.Х., Сулейманов М.М., Гасанов Ш.А. Бюджеты территорий в условиях кризиса. // Финансы и кредит. 2011. №6. — С. 10-14.

36.Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. Модернизация российской модели налогового федерализма как фактор повышения эффективности

налоговой системы // Налоги и финансовое право. 2011. №7. — С. 178182.

38.Ахмадиева. — Казань: Центр инновационных технологий, 2010.

39.Бабайцев A.A. Бюджетная политика в сфере расходных полномочий субъекта Российской Федерации и муниципального образования: Дис. канд. экон. наук. Волгоград, 2004.

40.Багратуни. К.Ю. Регулирование межбюджетных отношений в странах с федеративным государственным устройством. // Проблемы прогнозирования — 2003г. -№1.

41.Балацкий Е.В. Оценка влияния фискальных инструментов на экономический рост // Проблемы прогнозирования. — 2004. — № 4.

42.Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства // Проблемы прогнозирования. — 2000. — №5.

43.Баранова И.В. Оценка эффективности использования бюджетных средств. — Новосибирск: САФБД, 2009.

44.Бетин О.И. Бюджетный федерализм в России: проблемы регулирования и управления. М.: Инфра-М, 2002.

45.Белов A.B. Инструменты и методы формирования эффективной бюджетной политики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2010.

46.Богачева. О. Становление российской модели бюджетного федерализма, http://www.budgetrf.ru

47.Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003

48.Букина И.С., Черных С.И. Бюджетирование, ориентированное на результат, и новое правовое положение государственных

(муниципальных) предприятий // «ЭТАП: Экономическая теория, Анализ, Практика», № 1, 2012

49.Бюджетная стратегия на период до 2023 года. URL: http://www.minfin.ru.

50.Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. — С.-Пб.: Питер, 2008.

51.Бьюкенен Дж.М. От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик. М, 1993.

53.Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: Институт экономики РАН, 2004.

54.Васильева М.В. Система налогового прогнозирования и планирования на основе интеграции учетных и аналитических процедур макро и микроуровня. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Орел, 2010. — С.17.

57.Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. — М.: Прогресс, 1976.

58.Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика: Пер. с англ. — СПб., 1994. -С. 12.

60.Дьякова Е.Б. Формирование системы бюджетного регулирования теериториального развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Волгоград, 2011;

62.Журавлева Т.А. Эффективность налогообложения и ее критерии в рыночной экономике // Финансы и кредит. — 2004. — №1. — С.59.

63.Журавлев А. Эффективность бюджетно-налогового администрирования // Экономист. — 2008. — № 6. — С. 75-83

64.Журавская Е.А. Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт. М.: Инфра-М, 2005.

65. Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам на проект федерального закона № 143344-6 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

66. Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона №143344-6 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

67. Занадворов B.C., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006.

68.Иванова Н.Г. Императивы бюджетной политики современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2003. — С.12-15.

69. Иванова Н.Г. Региональная бюджетная политика: теория, законодательство, практика. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.

70. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы. М.: Экономистъ, 2007. С.63

71.Идрисова В., Фрейнкман Л. Влияние федеральных трансфертов на фискальное поведение региональных властей. М.: ИЭ1111, 2010.

72.Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 19941997 гг. //Вопросы экономики. — 1998. — №2.- С. 22-23.

73.Калинина И.Л. Формирование и реализация эффективной фискальной политики, стимулирующей экономический рост. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. — М., 2005. — С. 10.

74.Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег/ пер. с англ. М.: Гелиос АРВ, 1999.

75.Классики кейнсианства. В 2-х т. Т. 2. Экономические циклы и национальный доход. Ч. III-IV. М: ОАО «Изд-во Экономика». 1997.

76.Клейнер Г., Петросян Д. Взаимодействие государства и общества при формировании комбинированной экономической политики // Общество и экономика. — 2005. — № 4;

77.Красницкий В. А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. — М.: Финансы и статистика, 2008. — С.71.

78.Курляндская Г.В., Николаенко Е.И. Межбюджетные отношения на субфедеральном уровне. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

79.Курочкин В.В., Басиев М.К. Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления // Финансы. — 2010. — №1. -С.28.

82.Лаптев C.B. Основы теории государственных финансов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 226.

83.Лысенко И.В. Оценка эффективности расходов бюджета на общее образование. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Новосибирск, 2009.

85.Лексин В.Н. Бюджетный федерализм и финансовое управление на местном уровне. Санкт-Петербург. 2002. С. 13

86.Лексин В.Н. Стереотипы и реалии . российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 2005. № 3.

87.Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. — СПб., 1992. — Т. 1. — С. 39.

88.Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. — М.: КНОРУС, 2004, С. 272.

90.Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. — М.: ГУ ВШЭ, 2002, С. 446.

91.Местные финасы / под ред. НН. Ровинского. — М., 1936. — С.56.

92.Местные налоги и сборы. Финиздат НКФ СССР.- М., 1925 — С.5.

93.Мильнера. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

94.Минаков А.Р. Методология управления бюджетно-налоговой системой России в условиях изменения макроэкономической среды. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2011. — С.23-24.

96.Нуреев P.M. Теория общественного выбора. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2005.

98.Панфилов A.C. Механизм повышения эффективности инструментов бюджетно-налоговой политики РФ в условиях посткризисного развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2010.

99.Приоритеты бюджетной и налоговой политики. / Материалы расширенного заседания коллегии Министерства финансов «Об итогах исполнения федерального бюджета за 2012 год и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2013 год» // Финансы. -М., 2013.-№4. с.9

100. Проблема эффективности в современной науке / Под ред. А.Д.Урсула. — Кишинев, 1985. — С.119.

101. Пушкарева В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики. — М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 15.

103. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2011 г. М.: РИАРЕЙТИНГ, 2012. С.36-41.

104. Ростовцев В.В. Бюджетно-налоговая политика Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2008.

105. Сакс Д.Д., Ларрен Б. Макроэкономика: глобальный подход: Пер. с англ. — М.: Дело, 1996.

106. Самуэльсон П.Э. Чистая теория общественных расходов// Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. Т.4. СПб.: Экономическая школа, 2004.

107. Семионова Е.А. Экономическая эффективность бюджетных расходов на общее образование в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2007.

108. Сомоев Р.Г. Местные бюджеты Дагестана. Ростов-на-Дону: 1995. -с. 45.

112. Трунин И. «Бюджетный федерализм в России: проблемы теория, опыт». М. 2001.

113. Трунин И., Межбюджетные трансферты в Российской Федерации. М., 1999. Институт экономики переходного периода.

114. Фогель. П. Налоговая система Германии {Электронный ресурс} http ://www. immigra.ru/tax.htm

115. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2004.

116. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: ИНФРА-М, 2008.

117. Фридман M. Капитализм и свобода. New York.Chalid Publ, 1982.

118. Харрод Р.Ф. К теории экономической динамики: новые выводы экономической теории и их применение в экономической политике. М.: Гелиос АРВ, 1999.

119. Хеллер П. Фискальное пространство — что это такое и как его получить? / П. Хеллер // Финансы и развитие. — 2009. — Июнь. — С. 33.

120. Хейне П. Экономический образ мышления / Пер. с англ. — М.: Изд-во «Каталаксия», 2001. — С.235.

121. Хеллер П. Фискальное пространство — что это такое и как его получить? / П. Хеллер // Финансы и развитие. — 2009. — Июнь. — С. 32.

122. Хиллман А. Государство и экономическая политика: возможности и ограничения управления. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.

123. Христенко В.Б., Лавров A.M. Новый этап реформы межбюджетных отношений // Финансы. 2003. № 2.

124. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — С.34.

127. Швецов А.Н. Традиционный централизм или новый регионализм: подходы к обеспечению территориального развития // Регион: экономика и социология. 2007.№1. С.12-13.

128. Экономические условия развития федерализма в России / под ред. Абдулатипова Р.Г. М.: Инфра-М, 2005.

130. Экономическая теория / Под ред. Сумцовой Н. В. Орловой JI. Г. -М.:ЮНИТИ, 2011, С. 471.

131. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

135. Conflicts and Cooperation under the Stability Pact // Journal of Common Market Studies. 2001. №39(5) — P. 801-828;

137. MusgraveR. The Theory of Public Finance. N. Y.: McGraw-Hill, 1959

140. Constitution. Cambridge: Cambridge University Press, 1980.

142. Making Units // European Journal of Operational Research. — 1978. -Vol. 2. — P. 429-444.

143. McGill-Queen’s University Press, 1999), 21 .Stotsky and Sunley, 368.

144. Oates W. Fiscal Federalism. N. Y.: Harcourt, Brace, Jovanovich, 1972.

145. Oates W. An Essay on Fiscal Federalism// Journal of Economic Literature. 1999. № 37. P. 1120-1149.

N.Y., 1979; Lucas R.E., Sargent T.T. After Keynsian Macroeconomics. In: Rational Expectations and Econometric Practice. L., 1991.

152. Meeting. Bangkok, Thailand. January 2008

159. Tinbergen J. Economic Policy: Principles and Design. Amsterdam, 1956.

160. Tiebout Ch. A Pure Theory of Local Expenditures// Journal of Political Economy. October 1956. №64. P. 416-424.

161. The New Classical Macroeconomics. Brighton. 1994.

163. Zandi M., Cheng X., Packard Т. Special Report . Moody’s Analytics, 2011/ URL: http:// www.economy.com.

165. Olivier В., Perotti R. An Empirical Characterization of the Dynamic Effects of

168. Prud’homme R. The Dangers of Decentralization// The World bank research observer. 1995. №10 (2). P.201-220;

169. TreismanD. State Corroding Federalism// Journal of Public Economics. 2004. №88. P.819-843.

170. ShleiferA., TreismanD. Without a Map: Political Tactics and Economic Reform in Russia. Cambridge: The MIT Press, 1999;

171. Farrell M.J. The Measurement of Productive Efficiency // Journal of Royal Statistical Society 1957. Part 3, 253-281.

172. Официальный сайт Министерства финансов РФ. http://www.minfin.ru

173. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. -http://www.nalog.ru

174. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — http://www.gks.ru

175. Официальный сайт Федерального казначейства. -http://www.roskazna.ru

Меры и инструменты фискальной политики, их риски и возможности

Меры Инструменты Преимущества Риски

Государственные инвестиции спонсирование существующих проектов увеличение расходов на поддержание проектов запуск новых проектов-планирование и запуск в случае усиления спада сильное влияние на краткосрочный спрос сильное влияние на долгосрочное предложение в случае, если эти проекты так или иначе нужно было воплощать, государственный долг оправдан потенциально большие лаги между принятием решения об инвестировании и фактическими затратами в то же время, ускорение ввода в действие инвестиций может отрицательно сказаться на их качестве расходы на поддержание обычно сравнительно малы, поэтому не имеют большого эффекта

Целевые трансфертные платежи увеличение пособий по безработице посредством повышения срока\размера пособий увеличение натуральных или денежных платежей малоимущим домохозяйствам посредством понижения порога бедности платежи быстро распределяются малоимущие имеют наивысшую склонность к потреблению, поэтому фискальная поддержка, направленная на них, будет иметь наибольший эффект средства трудно распределить, так как такие целевые группы довольно малы увеличение пособий по безработице снижают стимулы работать впоследствии снижение пособий и натуральных выплат будет затруднительным

Временное снижение потребительских налогов (не объявленное ранее) Снижение ставок налогов повышает покупательскую способность домохозяйств и стимулирует текущее потребление является менее целенаправленной, чем некоторые другие меры фискальной политики необязательно воздействует на потребителей, так как конечные цены могут не измениться в случае с кризисом доверия могут быть неэффективны и не простимулировать потребление

паушальных налогов и временное снижение Снижение ставок налогов целевое может быть быстро применено временное может быть неэффективным, если мотив сбережений из осторожности велик: домохозяйства начнут больше сберегать, чтобы расплатиться с долгами

Временное снижение платежей по страхованию безработицы Снижение страховых выплат нацелено на увеличение занятости путем снижения расходов работодателя может быть быстро применено временное может быть неэффективным, если работодатель не ожидает восстановления экономики несмотря на то, что снижение объявлено временным, повышение платежей может негативно сказаться на производителях, уменьшая устойчивость системы социального страхования

__выпуск___

Страна Фискальный пакет (% от ВВП) Эластичность роста по занятости Мультипликативный эффект дохода (мул ьтипликато P 0,5) Эффект занятости с мультипликатором дохода 0,5 (% годового изменения) Мультипликативный эффект дохода (мультипликатор 1) Эффект занятости с мультипликатором дохода 1 (% годового изменения)

1 2 3 4 5 6 7

Австралия 2,5 0,56 1,25 0,7 2,5 1,4

Аргентина 3,9 0,01 1,95 0,02 3,9 0,04

Бельгия 0,5 0,57 0,25 0,14 0,5 0,29

Бразилия 0,2 0,68 0,1 0,07 0,2 0,14

Великобритания 1,3 0,37 0,65 0,24 1,3 0,48

Венгрия 3,8 0,03 1,9 0,06 3,8 0,11

Вьетнам 0,9 0,35 0,45 0,16 0,9 0,32

Германия 2,8 0,05 1,4 0,07 2,8 0,14

Индия 0,3 0,36 0,15 0,05 0,3 0,11

Индонезия 1,2 0,43 0,6 0,26 1,2 0,52

Испания 0,8 0,72 0,4 0,29 0,8 0,58

Италия 0,3 0,74 0,15 0,11 0,3 0,22

Канада 2 0,44 1 0,44 2 0,88

Китай 13 0,17 6,5 1,11 13 2,21

Корея 2,7 0,38 1,35 0,51 2,7 1,03

Малайзия 7,9 0,67 3,95 2,65 7,9 5,29

Мексика 4,7 0,67 2,35 1,57 4,7 3,15

Нидерланды 0,8 0,7 0,4 0,28 0,8 0,56

Новая Зеландия 3,8 0,6 1,9 1,14 3,8 2,28

Норвегия 0,6 0,26 0,3 0,08 0,6 0,16

Португалия 1,1 0,4 0,55 0,22 1,1 0,44

Россия 1,1 0,13 0,55 0,07 1,1 0,14

Саудовская Аравия п,з 1,11 5,65 6,27 11,3 12,54

США 5,6 0,2 2,8 0,56 5,6 1,12

Таиланд 2,8 0,38 1,4 0,53 2,8 1,06

Филиппины 3,7 0,76 1,85 1,41 3,7 2,81

Франция 1,1 0,57 0,55 0,31 1,1 0,63

Чили 2,3 0,28 1,15 0,32 2,3 0,64

Швейцария 0,3 0,1 0,15 0,02 0,3 0,03

ЮАР 1,2 -0,23 0,6 -0,14 1,2 -0,28

Япония 2,3 -0,24 1,15 -0,28 2,3 -0,55

1 2 3 4 5 6 7

Австралия 1,1 0,56 0,88 0,49 1,76 0,99

Аргентина 3,9 0,01 3,12 0,03 6,24 0,06

Бельгия 0,5 0,57 0,4 0,23 0,8 0,46

Бразилия 0,2 0,68 0,16 0,11 0,32 0,22

Великобритания 1,2 0,37 0,96 0,36 1,92 0,71

Венгрия 4 0,03 3,2 0,1 6,4 0,19

Вьетнам 1,1 0,35 0,88 0,31 1,76 0,62

Германия 1,2 0,05 0,96 0,05 1,92 0,1

Индия 0,3 0,36 0,24 0,09 0,48 0,17

Индонезия 1,2 0,43 0,96 0,41 1,92 0,83

Испания 0,8 0,72 0,64 0,46 1,28 0,92

Италия 0,3 0,74 0,24 0,18 0,48 0,36

Канада 1 0,44 0,8 0,35 1,6 0,7

Китай 6,1 0,17 4,88 0,83 9,76 1,66

Корея 1,3 0,38 1,04 0,4 2,08 0,79

Малайзия 4,2 0,67 3,36 2,25 6,72 4,5

Мексика 1,9 0,67 1,52 1,02 3,04 2,04

Нидерланды 0,8 0,7 0,64 0,45 1,28 0,9

Новая Зеландия 3,7 0,6 2,96 1,78 5,92 3,55

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экстремизм в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности России: Политологический анализ»

В современном мире резко повышается деятельность экстремистских организаций, особенно в религиозной сфере. Сегодня, учитывая этот момент, необходимо понять, в какой степени религиозный фактор является самостоятельной реальностью, а где за ним стоят геополитические, политические, экономические, социальные интересы.

Как показала практика подъем религиозного чувства подчас сопряжен не только с положительными факторами возврата к традициям, роста национального и культурного самоуважения, но и с отрицательными, когда многие люди трактуют религию упрощенно, не познав глубин своей веры, безапелляционно навязывая свои мнения другим, давая тем самым повод для вражды, конфликтов, социальных и национальных взрывов.

К сожалению, определенные перекосы в этом смысле мы видим и в религиозной сфере, где обращение к религиозным лозунгам и символам порой прикрывает экстремизм, нетерпимость, террористическую практику, прямое насилие. Ослабление российского государства, ошибки политиков и негативные последствия общественных преобразований последнего десятилетия дали возможность проявиться радикальным, экстремистским силам, в том числе на Северном Кавказе.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена целым рядом объективных причин и обстоятельств.

Во-первых, местом и ролью Северного Кавказа в истории российской государственности, его объективной вовлеченностью в российскую национальную политику. С точки зрения геополитики северокавказский регион всегда представлял собой крайне важный стратегический узел. Северный Кавказ является связующим звеном между Европой и Центральной Азией, обеспечивает выход к системе трех морей — Каспийскому, Черному и Азовскому, а через Азовско-Черноморский бассейн — в Средиземноморье, к Гибралтарскому проливу и Суэцкому каналу. Через северокавказские республики проходят основные экономические, транспортные и транзитные пути из России в государства Закавказья и далее — в страны Азии, дублировать которые практически не представляется возможным. Плодородные земли Ставропольского и Краснодарского края, ресурсы осетровых Каспийского и Азовского морей, запасы нефти и газа — все это находится в северокавказском регионе. Можно утверждать, что тот, кто обладает влиянием в этом регионе, в той или иной мере владеет значительной частью евроазиатского континента. Во всем мире более чем достаточно сил, заинтересованных в расшатывании стабильности, ущемлении интересов России в северокавказском регионе.

Во-вторых, ситуацией, сложившейся в российском обществе. Несомненно, что проявление экстремизма в религиозной сфере — явление, ставшее следствием социально-экономического и политического кризиса в России, перехода от одной общественной системы к другой. В результате общественных трансформаций социально незащищенной оказалась значительная часть населения: инвалиды, беженцы, вынужденные мигранты, многодетные семьи, дети в неполных семьях, женщины и молодежь. Резко возросла имущественная поляризация населения. К сожалению, на Северном Кавказе многие из этих проблем (например, молодежная безработица, коррупция, социальное расслоение, пренебрежение законом) проявляются сильнее, а население, общественные активисты и политики придерживаются чаще крайних форм поведения, включая незаконное владение оружием и открытое насилие.

В-третьих, состоянием и динамикой развития современной внутриполитической обстановки в регионе, отличающейся крайней нестабильностью и непосредственно влияющей на состояние национальной безопасности Российской Федерации, содержание и условия реализации ее национальных интересов. Нынешняя действительность свидетельствует о том, что одну из реальных угроз для России представляют внутренние конфликты в северокавказских республиках, положение в которых характеризуется не только тяжелым экономическим и социально-политическим положением, но активностью религиозно-политического и национального фактора. Поверхностное рассмотрение некоторых подобных фактов породило в общественном сознании стереотип «религиозного экстремизма», якобы исходящего от самой религиозно-политической практики различных религиозных объединений. Особое место при этом отводится «исламскому фактору».

Сегодня важно понять, в каких отношениях находятся два разноплановых явления — религиозная традиция и те крайние экстремистские формы, которыми лишь для видимости прикрываются различные радикальные силы как в религиозной, так и в политической сферах. Исламский мир дружественен России. Исламский фактор для России — не только внешний, дипломатический, но и внутренний. Среди россиян мусульмане составляют значительную часть. И в подавляющем большинстве случаев они являются достойными, добропорядочными гражданами, делящими со всеми остальными общие радости и невзгоды.

В-четвёртых, недостаточностью научных работ и исследований по избранной научной теме, необходимостью осмысления и политологического анализа исторического опыта противодействия экстремизму, особенно в религиозной сфере. Сегодня необходимо осмыслить исторические истоки экстремизма в религиозной сфере на Северном Кавказе и политический механизм их политико-правового ограничения.

В настоящее время со всей остротой ощущается недостаточная разработанность теоретических положений и практических рекомендаций по проведению национальной политики государства в условиях экстремистской деятельности противников национальных интересов России на Северном Кавказе. Особенно данный пробел ощущается в противодействии экстремизму в религиозной сфере.

Исходя из вышеизложенного, автор выдвинул гипотезу о нарастании и серьезной опасности экстремизма в религиозной сфере для национальной безопасности России на Северном Кавказе и необходимости целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов по устранению этой угрозы.

Степень научной разработанности темы. Некоторые аспекты проявления различных видов экстремизма нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Работы по данной проблеме можно разбить на пять групп.

К первой группе следует отнести источники, в которых раскрыта проблема сущности и содержания экстремизма как идеологии и конкретной политической практики1. Внимание этих исследователей сосредоточено на определении сущности и содержания экстремизма, его места и роли в системе политической борьбы, особенностях данного явления в условиях современного развития российского общества. Данные исследования содержат анализ причинно-следственных связей экстремизма, его функций в системе общественных отношений. А также особенности проявлений экстремизма в зависимости от социально-политических, экономических и других условий, от результатов проводимых реформ. Данные работы опираются на результаты политических исследований, раскрывают объективные и субъективные причины возникновения экстремизма.

Вторую группу составляют научные работы, которые исследуют особенности проявления экстремизма в различных сферах, в том числе и религиозной .

Исследования данной группы раскрывают особенности проявления экстремизма в религиозной сфере. Экстремизм как выражение крайних взглядов и установок определенных социальных сил обладает способностью проникать во все сферы этих отношений. В каждой из них он имеет определенную направленность, формы проявления, степень остроты. Исследование специфики экстремизма, с опорой на соответствующие методы и приемы приводит к выводу, что он представляет собой своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни. Особую опасность несет в себе экстремизм в религиозной сфере.

Четвертая группа источников включает научные труды, которые исследуют проблемы войны и религии, межконфессиональных конфликтов и

— 4 воин .

Особое место здесь занимают труды, посвящённые исламской концепции джихада, которую пытаются актуализировать экстремистские силы5.

Пятая группа включает зарубежную библиографию и представлена работами по проблеме экстремизма6.

5 Тагаев М. Наша борьба, или повстанческая армия имама. — Киев: Наука, 1997; Хачилаев Н. Руководство к программе всемирного восстания мусульман. Из книги «Наш путь к газавату», 1999; Сойли Нистен-Хааарала. Российско-Чеченский конфликт — международное право и политика // Чечня и Россия: общества и государства. — М.: Политинформ-Талбури, 1999; Гордин Я. Трагедия взаимной безкомпромисности //Terra incognita. Ежемесячный правозащитный журнал. — №2 (6). — Февраль 2002; и др.

Таким образом, анализ источников по теме исследования показывает, что накоплен обстоятельный теоретический материал по проблеме противодействия экстремизму, по ликвидации порождающих его развитие факторов и усилению конституционных мер противодействия. Вместе с тем, на взгляд автора, недостаточно внимания в научной литературе уделено разработке стратегии противодействия экстремизму в религиозной сфере, малоизученной остается и сама религиозная ситуация на Северном Кавказе, отдельные проявления которой выступают как угрозы национальной безопасности Российской Федерации в данном регионе.

Актуальность темы, предпосылки её научного и практического решения определяют объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом анализа в диссертации является сфера деятельности религиозных объединений и связанных с нею отношений и процессов на Северном Кавказе.

Предметом политологического анализа выступает проблема генезиса экстремизма в религиозной сфере, его сущность, содержание, разновидности и специфика, а также определение путей совершенствования деятельности государственных и общественных институтов в нейтрализации угроз региональной безопасности России.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе политологического анализа выявить место экстремизма в религиозной сфере как серьезной угрозы безопасности России в Северо-Кавказском регионе, всесторонне исследовать понимание его опасности в обществе, предложить научно обоснованные направления, формы и способы борьбы государства и других социальных институтов с этим общественным злом.

Достижение поставленной цели исследования предопределило решение следующих научных задач:

1. Осуществить теоретический анализ сущности, содержания экстремизма как объекта политологического исследования.

2. Определить содержание, роль и место экстремизма в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе.

3. Изучить особенности, приоритеты функционирования региональной политики Российской Федерации на Северном Кавказе в условиях активизации экстремистской деятельности отдельных религиозных структур.

4. Рассмотреть политические, правовые, социальные основы предотвращения региональных конфликтов на Северном Кавказе, имеющих религиозную составляющую.

5. Выработать предложения для внесения поправок в концептуальные, доктринальные и нормативно-правовые документы, касающихся регулирования государственно-религиозных отношений в России.

Границы исследования определены временными рамками с 80-х годов XX века и ближайшими перспективами до 2010 года; политологическим аспектом анализа темы; пространственно-географическими пределами СевероКавказского региона Российской Федерации, а также регионами возникновения экстремистских сил.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют принципы всесторонности, объективности и конкретности рассмотрения проблемы, работы отечественных и зарубежных исследователей по вопросам социально-политического развития и безопасности государства и общества, влияния различных видов экстремизма на систему безопасности страны. В работе учтены положения и выводы, содержащиеся в официальных документах (законах, указах, постановлениях, решениях), посвященных обеспечению безопасности Российской Федерации.

Фундаментальный принцип, определяющий методологический характер данной работы, заключается в том, что исследование носит междисциплинарный характер. В работе использованы научные достижения не только из сферы политологии, но и философии, социологии, новейшей истории. При изучении конкретных вопросов и локальных блоков исследования, безусловно, преобладает методологический инструментарий политологии, что диктуется как спецификоЙ объекта исследования, так и возможностями практического применения. В диссертации используется структурно-функциональный анализ, который наиболее адаптирован к рассмотрению столь сложного явления. Автор опирается на логический метод, а также метод политического прогнозирования. Категориально-терминологический аппарат данной работы базируется на общепринятых в политологии трактовках. Данные методологические положения позволили определить совокупность логически взаимосвязанных идей, отражающих сущность экстремизма в религиозной сфере, а также основные направления его ограничения.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Авторское определение экстремизма. Экстремизм — это общественное явление, сущность которого состоит в борьбе за власть субъектов социальных отношений в политической, национальной, экономической, религиозной и иных сферах общественной жизни, использующих для достижения цели крайние (радикальные) взгляды, меры, способы и формы деятельности.

2. Генезис экстремизма в религиозной сфере, определение его источников, а также структуризация на основе классификационной схемы позволяет определить его сущностные характеристики. Экстремизм в религиозной сфере -это радикальная, ложная, фанатичная деятельность субъектов религиозных отношений, использующих для достижения своих целей религиозно-политическую идеологию с агрессивными, силовыми методами самоутверждения.

3. Вывод о том, что специфика религиозной ситуации в СевероКавказском регионе определяется процессами, протекающими в православном и мусульманском обществе и характеризуется следующими экстремумами. а) Взаимоотношения между последователями ведущих конфессий Северного Кавказа строятся преимущественно в традиционно доброжелательном, мирном, обоюдно терпимом мире. б) Однако, внутренние процессы, происходящие в глубинах православия и ислама, характеризуются крайне противоречивыми негативными тенденциями. В основе данных тенденций лежит расслоение, разделение и распад; возникновение противоположных взглядов на те или иные догмы религии, возникновение новых религиозных объединений; появление нетерпимости к противоположной точке зрения, что, в конце концов, выливается в конфликт с применением насилия или с использованием других экстремистских методов. в) Проявляющиеся в последние годы агрессивные формы экстремизма в религиозной сфере носят фанатичный характер и угрожают безопасности России в Северо-Кавказском регионе. Их представители сегодня не афишируют своей принадлежности к тем или иным террористическим организациям, обладают различными видами оружия, технологиями, средствами СМИ, банками, возможностью координировать свою деятельность.

4. Итоги политологического исследования, включающие в себя основные направления политико-правового ограничения экстремистской деятельности в религиозной сфере, что позволяет предотвратить конфликты, имеющие религиозно-политическую составляющую.

Научная новизна исследования заключена в комплексном анализе сущности и содержания экстремизма в религиозной сфере как угрозы национальной безопасности Российской Федерации. В диссертации дана классификация форм проявления экстремизма в религиозной сфере, обосновано их содержание с учетом современных социальных изменений в обществе, и разработаны основные направления политико-правового ограничения экстремистской деятельности религиозных объединений.

Эмпирическая база исследования. В диссертации использованы: Конституция РФ, закон России «О безопасности» (1992), Федеральный закон от 25 июля 2002 г.№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта 2002 г., 25 июля 2002 г.) и другие законы РФ, нормативно-справочные и распорядительные документы органов государственной власти федерального и регионального уровней, материалы Госкомстата, аналитические разработки, литературные источники, публикации в периодической печати и информационные передачи в электронных СМИ, а также информация, полученная из всемирной компьютерной сети Internet; информационные системы и электронные базы данных правовой информации.

Практическая значимость результатов исследования заключается: во-первых, в том, что результаты исследования могут быть использованы в научных целях в рамках дальнейшей разработки проблем взаимоотношений «государства — религиозных объединений — общества», «государства — религиозных объединений — молодежи», «личности — религиозных объединений — государства», «религиозных объединений — армии»; во-вторых, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в проведении региональной национальной политики; в-третьих, исследование может представлять интерес в составлении учебных программ и тематических планов, разработки памяток, лекций, специальных курсов, методических рекомендаций по изучению проблем экстремизма; в-четвертых, материалы диссертации могут быть использованы в деятельности основных институтов обеспечения безопасности Российской Федерации.

Достоверность научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций; совокупностью методов, адекватных целям, задачам и логике исследования; сопоставимостью полученных данных с практическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин академии Пограничной службы ФСБ России, излагались на кафедре политологии РАГС при Президенте РФ в ходе обучения автора, а также на занятиях со студентами ДГУ, ДГПУ, слушателями курсов повышения квалификации при ГУ «Информационно-аналитический центр» Республики Дагестан. Кроме того, отдельные положения диссертации использовались автором (Первым заместителем Министра РД по делам молодежи и туризму) при организации молодежной политики в Республике Дагестан с 1993 года по настоящее время, а также применялись в качестве рекомендаций при проведении мероприятий по пресечению экстремистской деятельности религиозных объединений на территории республики.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение и список литературы.

Тебуев джамбулат магомедович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *