Свободное

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Преимущества свободных программ

Ричард М. Столмен

Люди, не принадлежащие к движению за свободное программное обеспечение, часто спрашивают о практических преимуществах свободных программ. Это любопытный вопрос.

Несвободные программы плохи тем, что они отказывают вам в свободе. Таким образом, спрашивать о практических преимуществах свободных программ — это все равно что спрашивать о практических преимуществах того, что на вас нет наручников. Действительно, у этого есть преимущества:

  • Можно носить обычную рубашку.
  • Можно проходить через детекторы металла, не вызывая срабатывания.
  • Можно одной рукой постоянно держать руль, когда вы переключаете скорость.
  • Можно метать бейсбольный мяч.
  • Можно носить рюкзак.

Мы могли бы продолжить список, но нужен ли он, чтобы убедить вас отказаться от наручников? Наверное, нет, потому что вы понимаете, что речь идет о вашей свободе.

Как только вы осознаете, что именно это вы теряете, пользуясь несвободными программами, вам не нужно будет спрашивать, какие практические преимущества есть у свободных программ.

В лекции вводится понятие свободного программного обеспечения в том понимании, которое продвигает и которому следует Проект GNU и Фонд Свободного ПО. Приведена классификация программ с точки зрения их доступности и степени свободы, используемая в рамках Проекта GNU.

Категории ПО

Свободное ПО (Free software)

Свободное ПО — такое, что распространяется с разрешением каждому использовать, копировать и распространять, как в точности, так и с модификациями, безвозмездно (т.е. даром) или за плату. В частности, это значит, что должны быть доступны исходные тексты.

Проект GNU определяет четыре критерия, используя их для оценки степени свободы программного обеспечения:

  • Свобода запускать программу в любых целях (свобода 0)
  • Свобода изучения работы программы и адаптация ее к вашим нуждам (свобода 1).
  • Свобода распространять копии, так что вы можете помочь вашему товарищу (свобода 2).
  • Свобода улучшать программу и публиковать ваши улучшения, так что все общество выиграет от этого (свобода 3).

Программа считается свободной, если пользователи располагают всеми четырьмя свободами, доступ к исходным текстам является обязательным условием.

Если программа свободна, то в перспективе она может быть включена в состав свободной операционной системы, такой как GNU, или GNU/Linux.

Существует множество различных способов сделать программу свободной — велик набор детализаций идеи, которые могут быть выбраны более чем одним путем, оставляя программу свободной. Некоторые возможные варианты описаны ниже.

Free as in Freedom

«Свободное программное обеспечение» означает свободу, а не цену. Чтобы понять эту концепцию, следует представлять себе «свободу слова», а не «бесплатное пиво».
Ричард Мэтью Столлмэн

Свобода программного обеспечения означает свободу работы с ним, а не цену. Но разработчики коммерческих программ иногда используют термин «свободная программа», подразумевая цену. В одних случаях это значит, что вы можете получить копию бинарников бесплатно; в других — что копия предустановлена на компьютер, который вы покупаете. Как существуют бесплатные программы среди проприетарного ПО, так и имеются платные приложения среди программ с открытым исходным кодом. Ни то, ни другое, в общем случае, не имеет ничего общего с пониманием свободы программного обеспечения с точки зрения проекта GNU.

ПО с открытыми исходными текстами (Open Source software)

Термин «ПО с открытыми исходными текстами» используется некоторыми для обозначения того, что более-менее соответствует понятию свободного ПО. Мы предпочитаем последний термин, пояснение этому можно найти на сайте проекта GNU.

ПО общественной собственности (Public domain software)

«ПО общественной собственности» — это программные продукты, авторскими правами на которые никто не обладает. Это частный случай свободного ПО, не подчиняющегося «авторскому леву», означающий, что некоторые копии либо модификации могут быть вообще несвободными.

Иногда понятие «общественная собственность» используется в вольном толковании, вместо «свободный» либо «доступный даром». В то же время, «общественная собственность» — это правовой термин, который означает, строго говоря, «не являющийся объектом авторского права» (not copyrighted). Для точности мы рекомендуем использовать понятие «общественная собственность» исключительно в этом смысле и применять другие термины, чтобы выразить другие идеи.

ПО, подчиняющееся «авторскому леву» (Copylefted software)

ПО, подчиняющееся «авторскому леву» — это свободное программное обеспечение, условия распространения которого не позволяют тем, кто распространяет или модифицирует такое ПО, добавлять любые ограничения. Это значит, что каждая копия программы, даже если она была изменена, должна быть свободной.

Мы применяем «авторское лево» к большей части программ, написанных в рамках Проекта GNU, поскольку наша цель — дать каждому пользователю свободу, которую подразумевает понятие «свободное программное обеспечение». Доступно более подробное пояснение, как работает принцип «авторского лева» и почему мы используем его.

«Авторское лево» является общей концепцией, чтобы практически объявить программу объектом «авторского лева», требуется сопроводить ее конкретным набором условий распространения. Существует множество способов их сформулировать.

Свободное ПО, не подчиняющееся «авторскому леву» (Non-copylefted free software)

Свободные программы, не подчиняющиеся «авторскому леву», распространяются с разрешением автора на дальнейшее распространение и модификацию, при этом также позволено введение дополнительных ограничений.

Если программа является свободной, но не подчиняется «авторскому леву», то некоторые копии либо модификации могут вообще потерять свободу. Компьютерные компании могут скомпилировать эту программу (как измененную, так и оригинал) и распространять исполнимые файлы как собственнический программный продукт.

ПО, подчиняющееся GPL (GPL-covered software)

GNU GPL (General Public License, Общественная Публичная Лицензия) предлагает один из конкретных наборов условий распространения программы, который подчиняет ее «авторскому леву». Проект GNU использует ее для большинства своих программ.

Система GNU (The GNU system)

Система GNU представляет собой завершенную свободную Unix-подобную операционную систему.

Unix-подобная операционная система включает в себя множество программ. Компоненты такой системы накапливаются нами с 1984 года, первый тестовый выпуск «полной системы GNU» состоялся в 1996 году.

Система GNU включает все программные средства GNU, а также и множество других пакетов, подходящих под определение свободного ПО, таких как X Window System и TeX, которые разработаны не в рамках проекта GNU.

Поскольку целью системы является свобода, каждый ее компонент должен в свою очередь быть свободным. В то же время, не требуется, чтобы все они подчинялись «авторскому леву»; любая разновидность свободного ПО может быть использована в нашей системе на законных основаниях, если подходит технически. Мы можем воспользоваться и пользуемся такими свободными программами, не подчиняющимися «авторскому леву», как например X Window System.

Программы GNU (GNU programs)

Термин «программы GNU» совпадает с «Программным обеспечением GNU». Программа Foo является программой GNU, если она входит в программное обеспечение GNU.

Программное обеспечение GNU (GNU software)

Программное обеспечение GNU — такое, что выпускается под покровительством Проекта GNU. Большая его часть подчиняется «авторскому леву», но не все; тем не менее, каждая программа проекта GNU является свободной.

Если программа является частью программного обеспечения GNU, мы также говорим, что эта программа есть программа GNU.

Некоторые программы проекта GNU написаны сотрудниками Фонда Свободного ПО, но большая их часть пожертвована добровольцами. Правами на некоторые из пожертвованных программ обладает Фонд Свободного ПО, права же на другие принадлежат их авторам.

Полусвободное ПО (Semi-free software)

Полусвободное ПО не является свободным, но распространяется с разрешением частным лицам использовать, копировать, распространять и модифицировать его (включая распространение модификаций) в неприбыльных целях. PGP является примером полусвободной программы.

Полусвободное ПО гораздо лучше собственнического, но имеет свои проблемы, и мы (FSF) не в состоянии использовать его в свободных операционных системах.

Ограничения «авторского лева» разработаны, чтобы защитить основные свободы всех пользователей. Для нас единственным оправданием любых дополнительных ограничений на использование программы является предотвращение ними появления новых ограничений. Полусвободные программы имеют расширенные ограничения, мотивированные исключительно эгоистическими целями.

Невозможно включить полусвободное ПО в состав свободной ОС. Это вызвано тем, что условия распространения ОС в целом являются конъюнкцией условий всех ее составляющих. Добавление единственной полусвободной программы в систему сделает ее целиком также лишь полусвободной.

Мы бы не хотели, чтобы произошло следующее:

  • Мы считаем, что свободные программы должны быть доступны всем, включая предприятия, а не только школы и любителей. Наше желание — вовлечь предпринимателей в использование всей системы GNU целиком, а поэтому недопустимо включать в ее состав полусвободные программы.
  • Коммерческое распространение свободных операционных систем, включая основанные на Linux системы GNU, очень важно, и пользователи ценят возможность приобрести коммерческий CD-ROM. Добавление полусвободных программ в состав операционной системы может исключить ее дальнейшее распространение на коммерческой основе.

Фонд Свободного ПО сам по себе некоммерческий, поэтому с правовой точки зрения мы вольны использовать полусвободное ПО «для внутреннего употребления». Но мы не желаем делать этого, поскольку можем тем самым воспрепятствовать нашим усилиям в приобретении программ, которые мы сможем также включить в состав GNU.

Если существует задача, которая требует программы, то пока у нас не появится свободная программа, система GNU будет иметь прореху. Нам придется сказать желающим: «Мы не имеем программы, решающей такую-то задачу, в составе системы GNU, и поэтому мы надеемся. что вы ее напишете.» Если же мы сами воспользуемся полусвободным ПО, это может лишить нас (и тех, кто к нам прислушивается) стимула создать свободный заменитель. Вот почему мы так не поступаем.

Термин «freeware» не имеет точного определения, но применяется широко к программным пакетам, которые позволено распространять, но не модифицировать (при этом исходные тексты недоступны). Такие пакеты не являются свободными, поэтому не стоит применять термин «freeware» для обозначения свободных программ.

Условно-бесплатное ПО (Shareware)

Условно-бесплатное ПО выпускается с разрешением дальнейшего распространения копий, но каждый, кто его использует, обязанзаплатить за лицензирование.

Условно-бесплатное ПО не является ни свободным, ни даже полусвободным. Тому есть две причины:

  • Для большей части такого ПО недоступны исходные тексты, следовательно, вы вообще не в состоянии его модифицировать.
  • Условно-бесплатное ПО не распространяется с разрешением скопировать и установить его без уплаты лицензионного взноса, даже для частных лиц, занятых неприбыльной деятельностью (На практике люди часто игнорируют это условие, но важно то, что запрет имеет место.)

Собственническое ПО (Proprietary software)

Собственническое (проприетарное) ПО не является ни свободным, ни полусвободным. Его использование, распространение или модификация либо запрещены, либо требуют запрашивать разрешение, либо столь ограничены, что вы практически не в состоянии делать это свободно.

Фонд Свободного ПО следует правилу, что мы не можем устанавливать никаких собственнических программ на наши компьютеры за исключением краткого времени, требуемого для написания свободного заменителя этой программы. Мы не находим иных возможных причин пользоваться собственнической программой.

Например, мы допускали установку Unix на наши компьютеры в 1980-е годы, поскольку мы использовали его для написания свободного заменителя Unix. Сегодня, поскольку доступны свободные операционные системы, такое оправдание более недействительно; мы удалили все копии несвободных ОС, и каждый новый компьютер, который у нас появляется, должен использовать полностью свободную операционную систему.

Мы не настаиваем, чтобы пользователи либо сторонние участники проекта GNU, обязательно придерживались этого правила. Мы придумали его для себя. Тем не менее, мы надеемся, что вы последуете за нами.

Коммерческое ПО (Commercial Software)

Коммерческие программы разрабатываются предприятиями, которые собираются получать прибыль от их использования. «Коммерческое» и «собственническое» не одно и то же! Большая часть коммерческих программ собственническая, но существует коммерческое свободное ПО, а также некоммерческое несвободное.

Например, GNU Ada всегда распространяется на условиях GNU GPL, и каждая копия свободна, но разработчики этой системы продают услуги сопровождения. Когда их торговые представители общаются с потенциальными покупателями, иногда последние говорят: «Мы бы чувствовали себя в большей безопасности с коммерческим компилятором». На это продавцы отвечают: «GNU Ada — коммерческий компилятор; так получилось, что он является в то же время свободной программой».

Для Проекта GNU акценты смещаются: более важно то, что GNU Ada является свободной программой, а то, что она коммерческая, не критично. В то же время, дополнительное развитие GNU Ada, причина которого кроется в коммерческом статусе проекта, определенно полезно.

Мы надеемся на вашу помощь в распространении информации о том, что возможно коммерческое свободное ПО. Вы можете помочь нам, если постараетесь не говорить «коммерческий», где подразумеваете «собственнический».

Почему программы должны быть свободными?

Существование ПО порождает вопрос о том, кем должны приниматься решения по использованию программ. Пусть некто, имеющий копию программы, встречает желающего скопировать ее себе. Такая возможность имеется, но кто должен разрешать сделать это?

Цифровые технологии предлагают большую гибкость, чем, например, книгопечатание.

Система авторского права, возникшая вместе с книгопечатанием, закрепляет за каждой программой «владельцев» — правообладателей, имеющих исключительные возможности по ее копированию и модификации

Обладатели авторских прав ограничивают возможности пользователей ПО, чем сдерживают развитие общества в целом

Гибкость распространения цифровой информации плохо согласуется с существующими системами авторского права, в основе которых – прибыль правообладателя

Гонка за прибылью — причина «драконовских» мер, используемых для реализации прав собственников ПО.

Методики Ассоциации Издателей Программ (Software Publishers Association, SPA) по защите авторских прав:

  • пропаганда того, что неправильно нарушать права владельцев программ, помогая своим друзьям
  • подстрекательство на доносы
  • рейды по учреждениям и организациям с участием правоохранительных органов
  • уголовное и административное преследование

Аргументы собственников ПО:

  • Эмоциональные названия
  • Преувеличение
  • Закон
  • Естественные права
  • Экономика

Анатольев А.Г., 13.05.2016

Постоянный адрес этой страницы:

ПРИМЕНЕНИЕ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. А. Дочкин, докт. пед. наук, профессор, начальник научно-аналитического центра ГОУ «КРИРПО»

В настоящее время, несмотря на высокие темпы развития инфор-мационно-коммуника-ционных технологий (ИКТ), проблема отставания России по показателям, характеризующим состояние информационного общества и степень информатизации остается нерешенной. Один из факторов, способствующий такому отставанию — недостаточное внимание к российским разработкам в области ИКТ, программного обеспечения, в том числе ориентированным на свободное программное обеспечение (СПО). Согласно Стратегии развития информационного общества в РФ, целью формирования и развития информационного общества является обеспечение конкурентоспособности страны, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования ИКТ. Но нельзя увеличить долю отечественных ИКТ-ориентированных товаров и услуг только на основе использования зарубежных программных продуктов. Проблема — в малых темпах разработки и использования отечественных продуктов, что требует обучения пользователей для использования новых продуктов на основе СПО. Начать решение проблемы следует приступать с учреждений образования, обучая как преподавателей, так и самих обучающихся.

Применительно к профессиональному образованию вообще и формированию ИКТ-компетентности педагогов в области СПО в частности следует отметить следующее. На данном этапе основными задачами модернизации профессиональной школы выступает преодоление замкнутости, обеспечения открытости ее внешним воздействиям, создание условий для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что ведет к обновлению технологий образования и позитивно влияет на

качество образовательного процесса. В современных условиях это возможно только при активизации инновационных процессов в сфере профессионального образования (ПО), интеграции всех видов деятельности, сетевого взаимодействия участников образовательного процесса. Одним из важнейших направлений реализации приоритетного национального проекта в сфере профессионального образования является формирование и развитие региональной информационной образовательной среды. Такая среда объединяет программные и технические средства при помощи сетевых технологий и позволяет рассматривать систему ПО как интегрированный субъект единого информационного пространства, использующий общую совокупность информационных образовательных ресурсов. Однако в настоящее время обучение студентов в учреждениях НПО и СПО информатике, формирование их ИКТ-компетентности ориентируются на использование в образовательном процессе коммерческих программ (обычно иностранных). Это ограничивает возможности взаимодействия, интеграции и открытости, до сих пор коммерческое программное обеспечение остается недоступным для многих образовательных учреждений (ОУ), особенного начального и среднего ПО, что не позволяет использовать весь диапазон возможностей средств ИКТ в образовательном процессе, требует постоянного технического обновления оборудования из-за намеренно возрастающих требований разрабатываемых программ.

В то же время подключение учреждений ПО к Интернету открывает возможность получения любым педагогом свободно распространяемых программ и их использования, оставаясь в правовом поле, выбора того перечня программ, которые максимально соответствуют имеющемуся оборудованию и потребностям. Кроме очевидной возможности экономии средств, такой подход позволит по-другому подойти к развитию творческих способностей обучаемых и их самостоятельности. В отличие от проприетарного программного обеспечения, которое не может быть закуплено в достаточном количестве в ОУ

ПО и центрах досуга, СПО позволяет не ограничивать учащихся в их творчестве в аудиторное и внеаудиторное время (работа над созданием сайтов, рисованием, анимацией) из-за необходимости закупки дорогих программных продуктов. При этом именно свободное программное обеспечение дает стимул и развитию материальной базы ОУ ПО. Избавление от необходимости в тратах на лицензионное проприетарное программное обеспечение ОУ ПО может позволить использовать сэкономленные денежные средства на улучшение технической базы.

Но учреждения НПО и СПО не готовы к использованию свободного программного обеспечения в своей деятельности, хотя имеют огромную потребность из-за ограничений в финансировании, по причине отсутствия профессионально-педагогических работников (ППР), способных использовать новые продукты .

К настоящему времени за счет принятых организационных мер усилиями учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов в Кемеровской области удалось существенно повысить уровень ИКТ-компетентности ППР в области коммерческих продуктов (ОС Windows, пакеты MS Offise, Adobe, MathWorks, Corel и др.). В среднем 80-85 % преподавателей ОУ ПО активно используют средства ИКТ и программные продукты в своей профессиональной деятельности. Однако программы на основе СПО используют не более 10 % профессионально-педагогических работников (ППР) . Соответственно, прежде чем осуществлять переход на новые продукты, требуется решить проблему подготовки ППР в данной области.

Значимость проблемы подтверждает то, что использование преимущественно несвободного программного обеспечения препятствует сохранению культуры многонационального народа РФ, как правило не даёт возможность локализовать интерфейсы пользователей. Разработка отечественных программных продуктов способна обеспечивать информационную безопасность и технологическую независимость. Необходимо создание механизмов, способных обеспечить овладение СПО педагогами учреждений НПО и СПО, включая выбор и установку рекомендуемых операционных систем, инструментальных программных средств, прикладных программных продуктов, а также использование открытых стандартов, отвечающих требованиям пользователей ИКТ; целенаправленную подготовку ППР учреждений ПО, разработку системы мониторинговой и консультационной поддержки дея-

тельности профессионально-педагогических кадров .

Дополнительный импульсом в этом направлении послужило постановление Правительства РФ № 2299 от 17 декабря 2010 года, которое утвердило План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011-2015 годы. План в частности предусматривает формирование пакета базового свободного программного обеспечения для решения типовых задач деятельности федеральных органов исполнительной власти и внедрение его в госорганах и подведомственных бюджетных учреждениях. Базовый пакет будет ежеквартально обновляться. Кроме того, будет создан единый репозиторий СПО, используемого в федеральных органах власти, включающий базовый пакет СПО и пакеты дополнительных прикладных программ.

Таким образом, актуальность и необходимость оперативного решения данной задачи заключается в следующем. Во-первых, вопросы использования СПО в общеобразовательных учреждениях уже проработаны по многим направлениям (педагогическом, экономическом, психологическом, методическом, организационном), что позволяет школам и гимназиям активно использовать данные продукты и включаться в информационные процессы и системы. Но использование СПО в учреждениях ПО (в первую очередь, начального профессионального и среднего профессионального) проработано крайне слабо. Во-вторых, программы повышения квалификации и переподготовки ППР учреждений довузовского ПО направлены чаще всего на использование Windows-ориентированных продуктов и технологий. Данные программы, как и различные организационные структуры, их продвигающие, прочно заняли место на рынке образовательных и консультационных услуг по всей территории страны. В-третьих, необходима реализация на практике механизма, способного обеспечить внедрение СПО в учреждения довузовского ПО; создание структуры внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях НПО и СПО Кемеровской области; разработку методологии оценки компетенций ППР, административных и технических работников в отношении внедрения и использования СПО; подготовку предложений по совершенствованию пакета свободного программного обеспечения для нужд ПО.

Необходимость решения данной задачи также подчеркивается и ее сложностью: во-первых,

СПО не является полностью бесплатным; во-вторых, за небольшое время следует подготовить необходимое количество педагогических кадров, владеющих СПО (потребности — несколько тысяч человек) так же уверенно, как Windows и др., организовать целенаправленную подготовку обучающихся к использованию данных продуктов. И это при том, что базовый предмет «Информатика и ИКТ», входящий в состав типовой школьной программы, пока основывается на изучении как правило Windows-ориентированных программ, значит, закупку данного ПО придется все равно производить. Нельзя забывать и тот момент, что подготовка определенных групп специалистов в ОУ СПО (бухгалтеры, экономисты) основывается на использовании конкретных специфических про-приентарных программных продуктов, функционирующих под операционной системой Windows, для которых нет в настоящее время замены. Соответственно, несмотря на то, что немедленный переход системы профессионального образования на СПО преждевременен, мероприятия обеспечения перехода следует проводить, особо активизировав направления: обеспечение доступа педагогического сообщества к объективной и полной информации о существующем СПО и возможностях его использования; тиражирование и распространение опыта по его использованию учреждениями ПО.

На данный момент СПО частично вводится в воспитательно-образовательный процесс ОУ ПО Кемеровской области, но в тоже время наши исследования показали, что уже 70 % учреждений готовы внедрять СПО, 76 % педагогов, ответственных за информатизацию в своих УПО, имеют опыт использования СПО; проведения работы по адаптации существующих Windows-ориентированных электронных изданий учебного назначения (ЭИУН) накопленного контента на свободную платформу. Уже создано большое количество ЭИУН, так, в каталог Федерального центра информационных образовательных ресурсов уже входит почти 20 тысяч единиц разнообразных продуктов (в т. ч. почти 10000 — для учреждений начального и среднего профессионального образования). При этом большинство продуктов уже ориентированы как на Windows-совместимый плеер, так и на Linux-ориентированный .

В качестве дополнительного условия, обеспечивающего внедрение пакетов СПО, мы рассматриваем невысокие требования данных продуктов к аппаратным средствам, так как большинство учреждений ПО отмечают высокую сте-

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА —

пень изношенности компьютерного оборудования — почти 54 % ОУ ПО, участвующих в опросе. Одним из путей существенного улучшения материально-технической базы учреждения довузовского ПО при минимальных затратах является массовый переход на использование терминальных классов . Малое количество отечественных образовательных программных продуктов для использования с пакетом СПО отметили 87 % опрошенных ППР учреждений довузовского ПО. Долгое время образовательные, обучающие и тестовые программы создавались исключительно для платформы Windows с использованием несвободных компонентов. Некоторая часть данных продуктов пригодна для использования с пакетом СПО, однако в целом необходимо проведение работ по переносу накопленного контента на свободную платформу, анализ лицензионного отягощения имеющихся программ.

Определенная работа была начата ГОУ «КРИРПО» еще в 2010 году, но сделать предстоит еще очень много, достаточно вспомнить, сколько лет и сил ушло на то, чтобы научить ППР использованию ИКТ на основе Windows-программ. В сложившейся ситуации необходимо в первую очередь продолжать повышение квалификации работников образования в области ИКТ, продумать механизм информирования о существующих разработках, а также разработать ряд модульных методик, программ и курсов, направленных на более активное использование свободно распространяемого программного обеспечения.

В основе данной работы — плановое и системное выполнение комплекса мероприятий, включающих в себя: сбор, накопление, систематизацию и анализ материалов по использованию свободного программного обеспечения в учреждениях профессионального образования (НПО, СПО, ДПО) в России и за рубежом; определение основной методологии исследования, теоретических положений и формирование принципиальных позиций и направлений деятельности; исследование подходов к повышению мотивации и информационной культуры преподавателей учреждений довузовского ПО как основы успешного освоения пакетов свободного программного обеспечения для последующего использования в профессиональной деятельности; выявление тенденций и факторов, влияющих на внедрение СПО в учреждения довузовского ПО региона; разработку механизмов, обеспечивающих внедрение СПО в учреждения довузовского ПО региона, внесение изменений в

образовательный процесс учреждений повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических кадров и их обоснование; разработку дополнительных образовательных программ повышения квалификации для формирования ИКТ-компетентности ППР в части СПО; определение комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающий перевод образовательного процесса учреждений довузовского ПО на использование свободного программного обеспечения и их формирование; проведение курсов повышения квалификации для обучения ППР использованию СПО в учреждениях довузовского ПО; разработку комплекта учебных пособий и электронных изданий учебного назначения по изучению пакетов СПО преподавательским составом учреждений НПО и СПО .

Для решения задач необходим комплексный подход с использованием методов теоретического исследования: обобщения, моделирования и проектирования системы повышения квалификации — в целях освоения конкретных пакетов свободного программного обеспечения. С учетом того, что в ходе проведенных исследований было отмечено отсутствие достаточного количества учебно-методической литературы по вопросам внедрения и использования СПО в воспитательно-образовательном процессе (69 % опрошенных), на базе института начата работа по подбору и разработке учебно-методических материалов, существенно облегчающих миграцию учреждений профессионального образования на свободное программное обеспечение. Однако для полноценного решения данной проблемы необходимо создание новых необходимых учебных и методических материалов. Кроме того, нами отмечена необходимость постоянной разработки учебно-методических материалов по использованию СПО в преподавании других предметов, организации информационного пространства учреждения профессионального образования .

В настоящее время в качестве базового продукта, рекомендуемого для внедрения в учреждения довузовского ПО региона, выбран EduMandriva — образовательный проект компании Mandriva Russia (российского отделения одного из крупнейшего европейского производителя дистрибутивов Linux, имеющего в настоящий момент российских представителей в совете директоров и центр разработки в России). Проект создан для создания образовательного пространства с использованием свободного и открытого программного обеспечения, нацеленно-

го на консолидацию ресурсов образовательных учреждений (Центров компетенции Мандрива), социализацию пользователей и организаций исследований, разработки, внедрения и сопровождения методических, информационных, научных и программных инноваций — программного обеспечения на базе свободного и открытого ПО (на основе дистрибутива Mandriva Linux), обучающих курсов, методик, учебников, научных исследований. Проведенный анализ позволил установить, что применение продуктов, разработанных в рамках проекта возможно на всех ступенях образовательного процесса — от дошкольных учреждений до вузов и научно-исследовательских институтов — и является оптимальным для учреждений начального и среднего профессионального образования как по набору составляющих его компонентов, так и по их функциональности и практической направленности. Универсальность программных реализаций позволяет получить единое образовательное пространство вне зависимости от использования базовой операционной системы. Существующая информационная инфраструктура, как базового дистрибутива, так и проекта EduMandriva, призвана облегчить процесс использования этих продуктов в системе довузовского ПО области. В целях поддержки проектов на основе ГОУ «КРИРПО» развернут региональный консультационный Линукс-центр с сертифицированными специалистами.

Комплекс запланированных мероприятий включает в себя:

— обучение преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, руководителей учреждений и государственных служащих использованию GNU/Linux и кроссплатформенных прикладных программ с открытым исходным кодом: обучение на курсах по GNU/Linux пользователей, системных администраторов и преподавателей; обучение профессионально-педагогических работников учреждений довузовского ПО региона; обучение преподавателей курсов повышения квалификации сотрудников образования; обучение пользователей — служащих государственных и муниципальных организаций, а также широких слоев населения;

— поэтапное внедрение свободного программного обеспечения и GNU/Linux в учреждениях довузовского профессионального образования: открытие на базе института и подразделений учреждений ПО лабораторий и инициативных групп, занимающихся GNU/Linux; исследование возможностей СПО для образовательных нужд

системы профессионального образования; разработка методических материалов; написание курсовых и дипломных работ студентов ИТ-специальностей, обучающихся в учреждениях НПО и СПО на базе GNU/Linux; разработка вопросов, актуальных для государственных организаций региона, связанных с развитием информационного общества и развертыванием компонентов электронного правительства; внедрение кроссплатформенных свободных офисных приложений на базе имеющегося Windows в учреждениях ПО и организациях, где это допустимо; внедрение GNU/Linux в качестве второй операционной системы в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; использование GNU/ Linux для преподавания информатики, курсов по операционным системам, офисным технологиям;

— популяризация свободного и отрытого программного обеспечения и обмен опытом педагогической деятельности в области использования GNU/Linux и СПО: организация секции по СПО и GNU/Linux в рамках конференций, семинаров, вебинаров и других ИТ-мероприятий, проходящих в регионе; проведение ознакомительных мастер-классов для представителей учреждений профессионального образования, государственных и коммерческих организаций.

По сути проводимые мероприятия нацелены на реализацию опережающих тенденций в отечественном образовании. По расчетам аналитиков доля программного обеспечения с открытым кодом в сегменте программного обеспечения для серверов в России уже к концу 2011 года может составить 60-65 %. В то же время уже в конце 2010 года семейство операционных систем на базе ядра Linux стало третьим по популярности (1,3 %) в мире на рынке настольных компьютеров, а по данным T0P500, Linux уже сейчас используется на 91 % самых мощных суперкомпьютеров планеты. Исследователи видят хорошие перспективы и для свободного программного обеспечения общего назначения. Свободные приложения Firefox, OpenOffice.org, GIMP и прочие уже сейчас освоены и установлены не менее чем на 7-8 % компьютеров (в том числе и под операционной системой Windows), и их доля увеличивается вместе с ужесточением законодательства об авторских правах. Предполагается, что такая тенденция сохранится и в ближайшем будущем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, пользовательский рынок может переориентироваться на клиентский Linux при государственной поддержке, которая ежегодно

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА —

растет — в настоящее время в пяти пилотных регионах России ведутся работы по реализации национальной программной платформы на основе ядра GNU/Linux . Уже к настоящему времени более тысячи школ (в том числе 553 сельских) Татарстана, Пермского края, Томской области внедрили данные системы и успешно их используют. За последние несколько лет операционная система Linux сделала огромные шаги в развитии и была признана самой быстроразви-вающейся операционной системой в мире. На сегодняшний день разработан ряд дистрибутивов Linux, предназначенных для использования в образовательных учреждениях (EduMandriva, EdUbuntu, Alt Linux, ASP Linux).

Внушает определенные надежды и динамика рынка информационных технологий в нашей стране, который за три года к концу 2010 года увеличился в три раза, достигнув 110 млрд рублей, причем сегмент программного обеспечения с открытым кодом продемонстрировал четырехкратное увеличение. Соответственно, внедрение свободного программного обеспечения в систему профессионального образования — дело ближайшей перспективы. Кроме того, не следует забывать, что согласно Плану реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, уже к концу 2010 года 25 % общеобразовательных учреждений каждого региона РФ должны были использовать свободное программное обеспечение (СПО) не менее чем на 50% имеющихся персональных компьютеров. Причем предварительный анализ показал, что к началу 2011 года данный показатель еще не достигнут.

Также необходимость ускорения данных процессов требует и ситуация на отечественном рынке проприентарных программных продуктов для образовательных учреждений. Полученный несколько лет назад школами стандартный пакет программ с оплаченной лицензией до 31 декабря 2010 года в настоящее время потерял право на законное использование, что в свою очередь ведет к необходимости приобретения (продления) лицензий на имеющееся программное обеспечение, в первую очередь на операционные системы и офисные пакеты. Соответственно представители Microsoft — основного поставщика данных продуктов — предлагают продолжить сотрудничество в данном направлении, определив цену за лицензию GGWA-A (Get Genuine Windows Agreement for Academic) в 44 доллара для каждого компьютера. В этом случае перед руководителями бюджетных образовательных учреждений встает проблема выбора и

принятия определенного управленческого решения: выделение немалых средств и приобретение лицензий на имеющееся программное обеспечение или переход на новое программное обеспечение, не требующее больших выплат, но для которого необходима определенная подготовка и педагогов, и обучающихся.

На наш взгляд, с учетом того, что и СПО имеет свои недостатки, требуется в первую очередь преодолеть психологический барьер, определенный консерватизм пользователей, а также не высокий уровень информационной грамотности, характерный для субъектов образовательного пространства. Ведь вся проблема в том, что до сих пор в образовательных учреждениях учат не пользоваться компьютером, а пользоваться одной совершенно конкретной операционной системой. И оказываясь один на один с любой другой операционной системой, учащийся, обучающийся, рабочий, специалист (выпускник учреждения профессионального образования) понимает, что он умеет, только нажимать определенную последовательность кнопок в определенном интерфейсе. Именно в этой области необходимо приложение определенных усилий и представителей образования, и представителей органов власти. Следует решить, хотим ли мы, чтобы наши выпускники умели обращаться с вычислительной техникой, управлять ею или чтобы они были придатком к определенному набору программного обеспечения, без которого они не смогут управлять компьютером (особенно если это программное обеспечение иностранного производства). И начинать необходимо с педагогов.

К настоящему времени по инициативе Департамента образования и науки Кемеровской области в период с августа по сентябрь 2011 года, прошли обучение по программе использования пакетов СПО в воспитательно-образовательном процессе учреждений профессионального образования 140 педагогов, в том числе 66,3 % профессионально-педагогических работникв ОУ НПО и СПО (44 % из них представители базовых учреждений ПО области), 8 % преподавателей вузов, 25,7 % педагогов учреждения ДПО. Всеми участниками была отмечена необходимость и своевременность освоения предложенных тем,

их практическая направленность, полезность для внедрения в деятельность учреждения профессионального образования. В дальнейшем планируются продолжить переподготовку педагогов по данным программам на очных и дистанционных курсах.

Предложенные подходы опираются на теорию информатизации профессионального образования и реализацию на практике комплексного подхода к организации процесса переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических работников на основе использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе учреждения дополнительного профессионального образования, сочетании очных и дистанционных форм обучения, тесной консультационной поддержки в межсессионный период с использованием сетевых технологий, сочетанием педагогической и андрагогической моделей обучения. Полученный результат в виде внедрения свободного программного обеспечения в воспитательно-образовательный процесс учреждений ПО, роста профессиональной компетентности профессионально-педагогических работников позволит обеспечить дальнейшее повышение качества профессионального образования региона, способствует росту экономической эффективности образовательных систем. Именно на внедрении свободного программного обеспечения основываются инициативы, поддержанные президентом РФ, по созданию национальной программной платформы уже реализуемой в пилотных регионах России, которая со временем будет принята к использованию во всех учреждениях и организациях.

Литература

1. Дочкин С. А. Информатизация дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров: организационно-педагогический аспект. -СПб. : Арден, 2010. — 226 с.

Цели перехода на СПО

Использование закрытых программных продуктов иностранного производства создаёт потенциальную угрозу нарушения работы государственных структур посредством использования скрытых возможностей. Об этом недвусмысленно указано в ст.68 Стратегии национальной безопасности.

Переход на свободное программное обеспечение позволит значительно сократить издержки на лицензионные платежи. Высвободившиеся бюджетные средства будут направлены на развитие отечественных разработок, обучение, улучшение качества информационных систем. Эти средства не уйдут за границу, а послужат развитию отечественных технологий.

Использование форматов данных, защищенных авторским правом, вынуждает население использовать коммерческое программное обеспечение. Нарушаются условия свободной конкуренции. Фактически, идёт продавливание продуктов иностранных компаний на государственном уровне.

Продавливая свои технологические решения, крупные иностранные компании создали ситуацию, когда рядовой гражданин не знает других решений, кроме тех, которые предлагают эти компании. Между тем выбор свободного программного обеспечения уже столь велик, что большинству пользователей нет необходимости в коммерческом ПО. В большинстве случаев для домашнего использования или работы в офисе достаточно установить свободную операционную систему и пакет программ. Сэкономленные деньги можно потратить на собственные нужны, а часть средств выделить на оплату техподдержки отечественному специалисту. При этом пользователь может быть уверен, что программное обеспечение будет лицензионно чистым, и никакая иностранная компания не придёт с судебным иском.

Повсеместный переход на свободное программное обеспечение обеспечивает также и использование свободных средств разработки. Любой программист и разработчик может использовать средства разработки СПО бесплатно, не опасаясь судебного преследования. Система лицензирования свободного ПО позволяет всегда проконтролировать исходный код на предмет наличия недокументированных возможностей. Обнаруженные ошибки или недоработки могут быть устранены самостоятельно программистами, занимающимися технической поддержкой. Лицензия открытого ПО позволяет продавать услуги по разработке и технической поддержке.

Этапы перехода на СПО

Переход на свободное программное обеспечение в органах государственной власти разбит на несколько этапов.

На первом этапе силами специалистов центра информационных технологий проводится изучение доступного программного обеспечения. Создаётся список рекомендованного к переходу ПО, возможности по организации техподдержки и обучения.

На втором этапе для обработки редактируемых документов происходит переход на свободный офисный пакет LibreOffice. Одновременно с этим организуются электронные курсы обучения по этому пакету, готовятся специалисты первой линии технической поддержки.

Одновременно с переходом на открытый офис организуется постепенный перевод всего документооборота на открытый стандарт ODF.

Начинается работа с поставщиками информационных систем с целью исключения их зависимости от иностранного ПО.

На третьем этапе внедряется бесплатный клиент электронной почты Thunderbird, не привязанный к конкретному серверному решению.

Четвёртый этап подразумевает перевод серверной инфраструктуры на отечественное и свободное ПО.

По мере готовности информационных систем рабочие места сотрудников переводятся на отечественную сборку ОС Linux.

По мере перехода на отечественное программное обеспечение мы получаем возможность переходить и на отечественное аппаратное обеспечение. В частности, компютеры на базе отечественных процессоров «Байкал» и «Эльбрус».

Использование СПО в повседневной жизни

Большинство пользователей персональных компьютеров в настоящее время используют коммерческие программные продукты. Существенная цена не позволяет пользователю приобретать весь необходимый спектр ПО, часто используются нелицензионные копии. Эта практика фактически поощряется разработчиками коммерческого ПО, чтобы приучить к нему пользователя, а затем заставить его покупать. Между тем, существующий выбор свободного ПО может закрыть большинство потребностей рядового пользователя. Использовать коммерческое ПО для решения повседневных задач, на поверку, вовсе не обязательно. При этом, достаточно большой выбор СПО доступен не только под ОС Linux, но и под коммерческие ОС, такие как Windows и MacOSX.

Развитие программ обучения и пересмотр существующих программ позволит значительно уменьшить спрос на иностранное коммерческое ПО. Разработчики отечественного СПО избавлены от необходимости покупать средства разработки. Денежные средства можно всецело использовать на достижение скорейшего результата, снижая накладные расходы.

Внедряемые технологии

  • формат электронных документов ODF
  • пакет офисных программ LibreOffice
  • клиент электронной почты Mozilla Thunderbird, и дополнение Lightning для работы с календарями
  • настольная операционная система Linux
  • серверная платформа Linux

Ссылка для скачивания офисного пакета LibreOffice http://ru.libreoffice.org/

Ссылка для скачивания почтового клиента Thunderbird https://www.mozilla.org/ru/thunderbird/

  • О почтовом клиенте Thunderbird

  • Офисный пакет LibreOffice

  • О формате ODF

Свободное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *