1. Выписка дополнительного счета-фактуры производится поставщиком в случаях:
1) корректировки размера оборота в соответствии со статьей 383 настоящего Кодекса;
2) несоблюдения требований статьи 197 настоящего Кодекса.
2. Дополнительный счет-фактура должен:
1) соответствовать требованиям, установленным настоящей главой к выписке счетов-фактур;
2) содержать следующую информацию:
пометку о том, что счет-фактура является дополнительным;
порядковый номер и дату выписки дополнительного счета-фактуры;
порядковый номер и дату выписки счета-фактуры, к которому выписывается дополнительный счет-фактура;
сумму корректировки размера оборота в случае его изменения;
сумму корректировки налога на добавленную стоимость в случае его изменения;
дату совершения оборота на сумму корректировки размера оборота – при выписке в электронной форме;
отметку «несоблюдение статьи 197 Налогового кодекса» в случае, установленном подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи.
3. Дополнительный счет-фактура выписывается не ранее даты совершения оборота и не позднее пятнадцати календарных дней после указанной даты совершения оборота.
4. По дополнительному счету-фактуре, выписанному на бумажном носителе, обязательно наличие одного из нижеперечисленных подтверждений о получении такого счета-фактуры получателем товаров, работ, услуг:
1) заверение получателем товаров, работ, услуг такого счета-фактуры подписями и печатью в соответствии с пунктом 12 статьи 412 настоящего Кодекса;
2) направление поставщиком товаров, работ, услуг такого счета-фактуры в адрес получателя товаров, работ, услуг заказным письмом и наличие уведомления о его получении;
3) наличие письма получателя товаров, работ, услуг о получении такого счета-фактуры с подписью и печатью:
для юридических лиц – содержащей название и указание на организационно-правовую форму, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать;
для индивидуальных предпринимателей – при ее наличии, содержащей фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) наименование.
5. По дополнительному счету-фактуре, выписанному в электронной форме, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение десяти календарных дней со дня получения такого дополнительного счета-фактуры указать несогласие с выпиской такого счета-фактуры согласно порядку документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи налогоплательщики НДС при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
Важно!
В пункте 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъясняется, что в целях применения положений главы 21 НК РФ во взаимоотношениях с инвестором застройщика (технического заказчика), не выполняющего одновременно функции подрядчика, надлежит квалифицировать в качестве посредника и применять к нему правила пункта 1 статьи 156 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 156 НК РФ предусмотрено, что если комиссионер на основании договора комиссии осуществляет реализацию товара (работы, услуги), не подлежащего налогообложению (освобожденного от налогообложения) на основании статьи 149 НК РФ, то его посреднические услуги все равно облагаются НДС. Аналогичные положения предусмотрены пунктом 7 статьи 149 НК РФ. Исключение составляют лишь посреднические услуги по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
В то же время при решении вопроса об исчислении НДС с реализации по посредническому договору необходимо учитывать и положения статьи 39 НК РФ.
Так, на основании подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ операции по реализации драгоценных металлов в слитках банками лицам, не являющимся банками, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ банков.
Согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров или услуг организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученного ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении этих договоров.
Учитывая изложенное, реализация банком по агентскому договору с клиентом драгоценных металлов, размещенных на обезличенном металлическом счете клиента, ранее приобретенных клиентом в другом банке с уплатой налога на добавленную стоимость и полученных банком от клиента в физической форме, реализацией банком товаров не признается. Поэтому в данном случае банку следует исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном вышеназванным пунктом 1 статьи 156 НК РФ.
При этом возврат банком клиенту драгоценных металлов в физической форме, размещенных на обезличенном металлическом счете клиента, ранее приобретенных клиентом в другом банке с уплатой налога на добавленную стоимость и полученных банком от клиента в физической форме, реализацией банком товаров также не признается и, соответственно, не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Указанные разъяснения дает финансовое ведомство в письме от 02.11.2011 N 03-07-05/33.
Договор транспортной экспедиции не назван в статье 156 НК РФ.
Официальная позиция.
Так, в письме Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-11/1524 рассмотрен вопрос о принятии к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным агентом для оказания услуг по агентским договорам, в отношении которых освобождение от НДС не применяется. В данном письме Департамент Минфина России дает нижеследующее разъяснение о порядке применения пункта 2 комментируемой статьи НК РФ.
Пунктом 7 статьи 149 и пунктом 2 статьи 156 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношении услуг, оказываемых на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 149 Кодекса, освобождение от налогообложения этим налогом не применяется, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным агентом для оказания услуг агента, в отношении которых освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость не применяется на основании вышеуказанных пункта 7 статьи 149 и пункта 2 статьи 156 НК РФ, принимаются к вычету в вышеизложенном порядке.
Важно!
Услуги, оказываемые агентом от имени принципала в рамках агентского договора в связи с реализацией товаров, не облагаемых налогом на добавленную стоимость на основании нормы, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. На данный аспект также обращают внимание официальные органы в своих разъяснениях. (См., например, письмо Минфина России от 10.11.2014 N 03-07-07/56613.)
Официальная позиция.
+Читать далее…
В письме Минфина России от 19.09.2014 N 03-07-РЗ/46922 содержится ответ на запрос о налогообложении НДС вознаграждения банковского платежного агента за прием платежей физических лиц. По данному вопросу дается нижеследующее пояснение.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента, в том числе для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 данной статьи указанного Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента может осуществляться при соблюдении требования об осуществлении операции банковского платежного агента от имени оператора по переводу денежных средств.
Таким образом, оказание услуг по приему платежей физических лиц осуществляется банковским платежным агентом на основании посреднического договора. В связи с этим вознаграждение, получаемое банковским платежным агентом от кредитной организации в рамках исполнения договора, предусматривающего прием платежей физических лиц, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Новый Кодекс вступит в силу с 1 января 2018 года
26 декабря 2017 года в газете «Казахстанская правда» был опубликован текст нового Налогового кодекса, который вступит в силу с 1 января 2018 года.
Напомним, 25 декабря Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», направленный на совершенствование налогового законодательства. Кроме того, Главой государства были подписаны законы «О введении в действие Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», определяющий сроки введения в действие положений нового Налогового кодекса и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения», направленный на приведение законодательства в соответствии с новым Налоговым кодексом.
Стоит отметить, что активное участие в разработке проекта Налогового кодекса приняло бизнес-сообщество, значительная часть инициатив «Атамекена» поддержаны и учтены:
- сохранен действующий порог по НДС в размере 30 000 МРП без поэтапного понижения;
- сохранены действующие специальные налоговые режимы;
- снижена ставка социального налога с 11 на 9,5%;
- введен принцип добросовестности налогоплательщика;
- не будут применяться штрафы и пени, если налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснением налогового органа и по которому впоследствии изменилась позиция;
- сокращен срок исковой давности с 2020 года для МСБ с 5 до 3 лет, для остальных 5 лет.
Финансовая газета, 12 сентября 2002 г.
Изменения в налогообложении доходов, полученных физическими лицами по договорам страхования
1004 просмотра
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.05.02 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2003 г. вводится в действие новая редакция ст. 213 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй НК РФ.
В соответствии с п. 3 этой статьи суммы страховых взносов, уплаченных работодателями за физических лиц, подлежат налогообложению, за исключением случаев:
если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц;
если работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит 2 тыс. руб. в год на одного работника.
Статьей 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем является физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Поэтому, по мнению автора, исключение из новой редакции ст. 213 НК РФ слова «организации» и ссылка только на работодателя, определение которого указывает на наличие и другой стороны в трудовом договоре, может вызвать вопросы при заключении договоров добровольного страхования членов семьи работника, т.е. физических лиц с организацией, не являющейся их работодателем. Прежняя редакция п. 5 ст. 213 НК РФ (до принятия Закона № 57-ФЗ), в соответствии с которой страховые взносы, уплаченные за физических лиц, освобождались от налогообложения, содержала более расширенную трактовку — «организации и иные работодатели».
Действующий в настоящее время порядок налогообложения страховых взносов по договорам добровольного страхования предусматривает освобождение от налогообложения сумм страховых взносов по таким договорам, заключенным организациями в пользу физических лиц, только при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам. Согласно новой редакции ст. 213 НК РФ объекта налогообложения по суммам страховых взносов при обращении застрахованного физического лица в медицинское учреждение не возникает.
Многие работодатели заключают договоры добровольного медицинского страхования не только в пользу работников, но и в пользу членов их семей. В соответствии со ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. При наличии заявления от работника с просьбой оплатить ему суммы страховых взносов по договору добровольного медицинского страхования, предусматривающему возмещение медицинских расходов, заключенному в пользу членов его семьи, такие суммы не подлежат включению в налоговую базу работника согласно п. 3 ст. 213 НК РФ (в ред. Закона № 57-ФЗ). Юридические и физические лица, не признаваемые в установленном порядке работодателями, являющимися источником выплаты дохода физическим лицам, не вправе воспользоваться названной льготой.
Таким образом, с 1 января 2003 г. с сумм страховых взносов по договорам добровольного медицинского страхования, уплаченных работодателями за физических лиц, при наступлении страхового случая налог на доходы физических лиц не удерживается. Если страховая компания возмещает документально подтвержденные расходы физического лица на приобретение лекарственных препаратов, что обусловлено договором добровольного медицинского страхования, объекта налогообложения в виде сумм страховых взносов также не возникает.
Согласно ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. Следовательно, при расторжении договоров добровольного медицинского страхования, заключенных в пользу физических лиц, и выплате застрахованному физическому лицу части страхового взноса, внесенного работодателем, у такого застрахованного лица появляется доход, подлежащий налогообложению по ставке 13% (для физических лиц — резидентов) или 30% (для физических лиц — нерезидентов). В соответствии со ст. 11 НК РФ физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации — это физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Что касается договоров добровольного пенсионного страхования, то по суммам страховых взносов, уплаченных работодателем за физических лиц в размере не более 2 тыс. руб. в год на одного работника, объекта налогообложения не возникает. Если сумма уплаченных страховых взносов по таким договорам превысит 2 тыс. руб., то с суммы превышения источником выплаты дохода (работодателем) должен быть исчислен и удержан налог по ставке 13% (для резидентов) или 30% (для нерезидентов).
При определении налоговой базы согласно п. 1 ст. 213 НК РФ не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по следующим договорам:
1. По договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством.
С 1 июля 2003 г. количество договоров обязательного страхования увеличится на договоры, заключаемые согласно Федеральному закону от 25.04.02 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Страховые выплаты, полученные физическими лицами по таким договорам, не будут включаться в их налоговую базу независимо от того, кто являлся страхователем: само физическое лицо или иное лицо, которое вправе застраховать риск владельца транспортного средства (п. 4 ст. 4 Закона № 40-ФЗ).
2. По договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).
Обязанность страховщика произвести страховую выплату по договору долгосрочного страхования жизни возникает в случаях:
• дожития застрахованного до окончания срока страхования или определенного договором страхования возраста;
• смерти застрахованного;
• выплаты пенсии (ренты, аннуитета) застрахованному в случаях, предусмотренных договором страхования.
Таким образом, начиная с 1 января 2003 г. суммы страхового обеспечения в виде рент или аннуитетов, выплачиваемые по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и предусматривающим текущие выплаты (аннуитеты) в период действия договора страхования, подлежат налогообложению по ставке 13% (для резидентов) или 30% (для нерезидентов). Названный порядок распространяется и на договоры добровольного долгосрочного страхования жизни, предусматривающие текущие выплаты (аннуитеты) и заключенные до вступления в силу Закона № 57-ФЗ. При этом согласно п. 1 ст. 957 ГК РФ договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса. Следовательно, если по договору добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенному на срок не менее пяти лет, например в 1997 г., была предусмотрена выплата рент или аннуитетов, страховые выплаты как в виде аннуитетов, так и в связи с окончанием договора страхования подлежат включению в налоговую базу таких лиц. Отметим, что в соответствии с действующим в настоящее время порядком, предусмотренным п. 1 ст. 213 НК РФ, суммы страхового обеспечения не включаются в налоговую базу по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни.
Суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, исчисленную исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России на дату заключения указанных договоров. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по налоговой ставке 35%. Например, договор краткосрочного страхования жизни был заключен сроком на один год, когда ставка рефинансирования составляла 25%, а сумма внесенных физическим лицом взносов — 1000 руб. Сумма страхового обеспечения, выплачиваемая по окончании договора и не превышающая 1250 руб. (1000 руб. + 1000 руб. х 25% : 100%), не включается в налоговую базу физического лица. С суммы превышения налог удерживается по ставке 35% у источника выплаты дохода.
Действующим законодательством недостаточно четко определен порядок налогообложения сумм страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, когда страховые взносы уплачиваются организациями за застрахованных физических лиц. Следовательно, поскольку суммы страховых выплат по договорам, заключенным в пользу физических лиц, не освобождаются от налогообложения согласно п. 1 ст. 213 НК РФ и действующим законодательством не предусмотрено уменьшение налоговой базы на величину страховой нагрузки, такие суммы включаются в налоговую базу физических лиц, облагаемую по ставке 13% (для резидентов) или 30% (для нерезидентов).
3. По договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением санаторно-курортных путевок).
По договорам добровольного страхования от несчастных случаев и болезней, когда страховщиком производятся страховые выплаты при нанесении вреда здоровью застрахованного, смерти застрахованного или утраты (постоянной или временной) трудоспособности (общей или профессиональной) в результате несчастного случая или болезни, за исключением видов страхования, относящихся к медицинскому страхованию, объекта налогообложения по суммам страховых взносов и страховых выплат у физического лица (резидента или нерезидента Российской Федерации) не возникает. Причем в новой редакции п.п. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ не существует различий между страхователями, застрахованными и выгодоприобретателями (или иными третьими лицами). Следовательно, в отличие от действующего в настоящее время порядка суммы страховых выплат по договорам в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением санаторно-курортных путевок), полученные выгодоприобретателями или иными третьими лицами, не включаются в налоговую базу таких лиц и не облагаются налогом на доходы физических лиц.
4. По договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 1 января 2002 г. основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируются Федеральными законами от 17.12.01 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.01 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которые предусматривают достижение соответствующего пенсионного возраста при наличии страхового стажа, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца — его смерть; для некоторых категорий граждан (федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан) пенсионные основания наступают при соблюдении определенных законодательством условий.
В случае досрочного расторжения договоров добровольного долгосрочного страхования жизни до истечения пятилетнего срока их действия (за исключением случаев досрочного расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договоров выплате при досрочном расторжении договоров страхования, полученный доход за вычетом сумм платежей (взносов) учитывается при определении налоговой базы страхователя — физического лица и подлежит налогообложению у источника выплаты. По договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, когда страховые взносы уплачиваются организациями за застрахованных физических лиц, действующим законодательством аналогичный порядок налогообложения не установлен и при получении выкупной суммы застрахованным физическим лицом у последнего возникает объект налогообложения по ставке 13% (для резидентов) или 30% (для нерезидентов).
По договорам добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) с введением в действие Закона № 57-ФЗ в п. 4 ст. 213 НК РФ изменений не внесено и порядок налогообложения остался прежним. Однако в связи с внесением изменений в п. 1 ст. 213 НК РФ начиная с 1 января 2003 г. при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых случаев по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов не только застрахованных и страхователей, но и иных физических лиц. Следовательно, с 1 января следующего года, например, по договору добровольного страхования гражданской ответственности при наступлении страхового случая и нанесении ущерба имуществу и здоровью третьих лиц, которые не являются застрахованными или страхователями, у таких лиц объекта налогообложения не возникает не только по суммам, выплачиваемым согласно п. 4 ст. 213 НК РФ в возмещение гибели, уничтожения или повреждения застрахованного имущества, но и по суммам страхового обеспечения, полученным такими лицами в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов.
Порядок и сроки представления сведений о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ не изменились — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Если суммы страховых выплат или страховых взносов не включаются в налоговую базу, то сведения о таких доходах в налоговый орган по месту учета налогового агента не представляются.
Л. ОСИПЧУК, советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
Вся пресса за 12 сентября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте